Научная статья на тему '99. 02. 075. Бауэр П. Выгоды и затраты расширения ЕС на Восток. Bauer P. eastward enlargement benefits and costs of EU entry for the transition countries // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 1. P. 11-19'

99. 02. 075. Бауэр П. Выгоды и затраты расширения ЕС на Восток. Bauer P. eastward enlargement benefits and costs of EU entry for the transition countries // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 1. P. 11-19 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
99
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМОЩЬ ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИМ СТРАНАМ ЕС
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 075. Бауэр П. Выгоды и затраты расширения ЕС на Восток. Bauer P. eastward enlargement benefits and costs of EU entry for the transition countries // Intereconomics. Hamburg, 1998. Vol. 33, № 1. P. 11-19»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.2

МОСКВА 1999

стремятся быть их единственными поставщиками высокотехнологичных товаров. Подобную тенденцию вряд ли следует считать позитивной, поскольку уже в ближайшее время она может создать серьезные экономические, социальные и, в конечном счете, политические проблемы. Успех расширения ЕС на Восток, по мнению автора, будет обусловлен поиском нового симбиоза сравнительных преимуществ всех участвующих в интеграционном процессе стран

В.И.Шабаева

99.02.075. БАУЭР П. ВЫГОДЫ И ЗАТРАТЫ РАСШИРЕНИЯ ЕС НА ВОСТОК.

BAUER P. Eastward enlargement - benefits and costs of EU entry for the transition countries // Intereconomics. - Hamburg, 1998. - Vol.33, № 1. -P.ll-19.

Сотрудница Гамбургского института экономических исследований сопоставляет выгоды, которые могут получить страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) от вступления в ЕС, с затратами, связанными с этим процессом. По ее мнению, политические элиты стран ЦВЕ возлагают нереалистичные надежды на помощь со стороны Евросоюза, который "не может и не желает оказывать этим странам необходимую помощь " (с.11). В 1993 г. Совет ЕС определил четкие критерии для вступления стран ЦВЕ в Евросоюз: "Стабильность институтов, гарантирующих демократию, соблюдение законов и прав человека, уважение к меньшинствам и защита их интересов, наличие рыночной экономики, способность противостоять конкурентному давлению, готовность к достижению целей политического и валютноэкономического союзов" (с.11). Для стран с переходной экономикой вступление в ЕС означает не только значительное улучшение экономического положения, но и необходимость соблюдать все законы и нормы ЕС, в том числе в области конкуренции, охраны окружающей среды и др. Это лишит страны ЦВЕ некоторых выгод, которые они имеют в настоящее время. Положение этих стран усложняется в результате неравного подхода ЕС к различным странам, желающим вступить в Евросоюз.

В целях содействия странам с переходной экономикой в ЕС разработаны программы помощи ФАР (PHARE) — для стран ЦВЕ и ТАСИС (TACIS) - для бывших республик СССР. Первая программа направлена на содействие : приватизации, на проведение аграрных,

административных и институциональных преобразований, а также реформ в сфере социального обеспечения, образования, здравоохранения, развития инфраструктуры. Программа рассчитана до 1999 г.; в 1990-1995 гг. в ее рамках странам ЦВЕ была предоставлена безвозмездная помощь в размере 5250 млн. экю (с. 12). Программа ТАСЕЙ была принята в 1990 г.; выделяемые по ней средства идут на финансирование отдельных проектов; ежегодно на эти цели выделяется около 550 млн. экю (с. 14).

Хотя в соответствии с Маастрихтским договором переговоры о вступлении в ЕС новых членов должны были начаться в 1998 г., на деле они ведутся одновременно с обсуждением вопросов реформирования коммунитарной бюджетной, аграрной и структурной политики. В ходе этих переговоров отмечается, что новые члены ЕС должны принять на себя все основные обязательства для стран-членов. Органы ЕС намерены координировать помощь, оказываемую странам ЦВЕ. При этом будут устанавливаться конкретные цели и сроки их достижения; странам-кандидатам будет разрешено участвовать в программах ЕС; с конца 1998 г. они должны предоставлять Европейской комиссии ежегодные отчеты о достигнутых результатах.

Программа ФАР остается главным инструментом оказания помощи странам ЦВЕ. Предполагается, что после 2000 г. выделяемые на эти цели средства возрастут. Кроме того, с 2000 г. дополнительное финансирование из других фондов составит 500 млн. экю в год на аграрные реформы и 1000 млн. экю - на структурную перестройку. Первоначально финансовую поддержку будут получать все кандидаты на вступление, впоследствии она сохранится лишь для вступивших стран. По мнению автора, размер финансовой помощи со стороны ЕС странам - кандидатам на вступление недостаточен для решения всех стоящих перед ними проблем. Поскольку вступление потребует от них огромных внутренних инвестиций, можно считать, что выгоды, получаемые странами ЦВЕ от вступления в ЕС, весьма сомнительны. Жесткие условия вступления в сочетании с ослаблением экономического потенциала расширившегося ЕС, заключает автор, приведут к росту дифференциации стран как в рамках ЕС, так и Европы в целом.

Создание в 1999 г. валютного союза (ВС) приведет к делению стран ЕС на три группы: 1) страны - члены ВС, которые могут участвовать в принятии решений на всех уровнях ЕС; 2) страны,

которые смогут присоединиться к ВС в среднесрочной перспективе и будут играть консультативную роль в процессе принятия решений; 3) страны с долгосрочной перспективой вступления в ВС, которые не смогут играть даже консультативной роли в принятии решений по валютным вопросам.

Страны ЦВЕ также могут быть поделены на три группы: 1) страны, составляющие "периферию ЕС", которые не смогут быть членами ВС и должны будут ограничиться участием в принятии решений лишь в определенных областях; 2) “промежуточные” страны, стремящиеся к членству в ЕС, которые могут стать его полноправными членами лишь в средне- или долгосрочной перспективе; 3) “маргинальные” страны, которые не стремятся к вступлению в ЕС и не имеющим на это шансов.

В рамках расширенного Евросоюза невозможно будет обеспечить рост благосостояния в равной степени во всех странах. Чем сильнее страна будет интегрирована в ЕС, тем большие выгоды она получит. Поскольку более интегрированными являются экономически более сильные страны, именно они получат максимальную выгоду. Таким образом, существующая в рамках ЕС дифференциация еще более усилится, что вызовет дестабилизацию и ослабление внутренних институциональных структур ЕС.

Как считает автор, единственный реалистичный путь расширения ЕС состоит в развитии поэтапной кооперации между ЕС и странами ЦВЕ как в политической, так и в экономической сферах. Эти этапы могут определяться либо в рамках ЕС, либо, что гораздо целесообразнее, с участием всех заинтересованных сторон. В конечном счете это зависит от серьезности и искренности намерений ЕС в отношении стран ЦВЕ. Институциональным механизмом развития сотрудничества между ЕС и странами ЦВЕ в средне- и долгосрочной перспективе является, по мнению автора, Центральноевропейская зона свободной торговли (СЕЕТА), не имеющая пока большого значения. В перспективе она должна расширить состав своих участников и строить свою деятельность по модели Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Развитие СЕБТА укрепит позиции стран ЦВЕ на переговорах с ЕС и будет способствовать заключению между ними двусторонних торговых соглашений.

Н.Н. Иванова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.