Научная статья на тему '2000. 02. 061. Месснер М. Роль Европейского инвестиционного банка в центральной и Восточной Европе. Messner M. le role de la Banque europeenne d'investissement en Europe cеntrale et orientale // Courrier des pays de l'Est. P. , 1998. № 434. Р. 36-46'

2000. 02. 061. Месснер М. Роль Европейского инвестиционного банка в центральной и Восточной Европе. Messner M. le role de la Banque europeenne d'investissement en Europe cеntrale et orientale // Courrier des pays de l'Est. P. , 1998. № 434. Р. 36-46 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ - И ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК / ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК - И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЗАЙМЫ ВНЕШНИЕ - ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 02. 061. Месснер М. Роль Европейского инвестиционного банка в центральной и Восточной Европе. Messner M. le role de la Banque europeenne d'investissement en Europe cеntrale et orientale // Courrier des pays de l'Est. P. , 1998. № 434. Р. 36-46»

2000.02.061. МЕССНЕР М. РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКОГО

ИНВЕСТИЦИОННОГО БАНКА В ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ.

MESSNER M. Le role de la Banque europeenne d'investissement en Europe cеntrale et orientale // Courrier des pays de l'Est. — P., 1998. — № 434. — Р.36-46.

В статье сотрудника Отдела информации Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) рассматривается деятельность банка по кредитованию стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) в 1990-1998 гг. ЕИБ, организованный в 1958 г. в соответствии с Римским договором о создании ЕЭС, является учреждением долгосрочного финансирования. Он предоставляет странам ЕС займы на финансирование крупных инвестиционных проектов, реализация которых нацелена на развитие отсталых регионов и на устранение региональных различий в рамках Евросоюза, проектов в области энергетики, развития трансъевропейских транспортных сетей, защиты окружающей среды и т.д. Большая роль принадлежала ЕИБ в подготовке к третьему этапу Экономического и валютного союза (ЭВС) ЕС, который характеризуется введением единой валюты — евро.

С 1990 г. ЕИБ стал предоставлять займы десяти странам ЦВЕ, которые в будущем намерены стать полноправными членами ЕС.. Первыми его займы получили Венгрия и Польша. К концу 1998 г. сумма таких займов и кредитов составила около 8 млрд. евро. 70% этой суммы приходится на долю пяти стран (Эстонии, Венгрии, Польши, Чехии и Словении), которые уже начали переговоры о вступлении в ЕС. Займы ЕИБ вместе с субсидиями, предоставляемыми этим странам в рамках программы ФАРЕ (PHARE), являются для ЕС главными инструментами финансирования их экономики. В декабре 1997 г. Европейский совет принял решение о начале переговоров с десятью странами ЦВЕ об условиях их вступления в Евросоюз. С каждой из стран-кандидатов ЕС подписал договор о партнерстве, в котором были четко определены основные цели и приоритеты сотрудничества в период подготовки к вступлению. Эти приоритеты и определяют основные направления деятельности ЕИБ в странах ЦВЕ. Поскольку потребности этих стран в средствах для финансирования развития инфраструктуры и промышленного производства огромны, в январе 1998 г. ЕИБ по просьбе Европейского совета принял решение о выделении для подготовки стран ЦВЕ к вступлению в ЕС дополнительных средств в размере 3,5 млрд. экю. Они будут направлены на развитие инфраструктуры транспорта, связи и энер-

гетических сетей; предотвращение деградации окружающей среды и соблюдение европейских стандартов качества среды; создание промышленного фундамента и финансирование малых и средних предприятий (МСП) и финансовых

рынков.

Из 8 млрд. экю, предоставленных ЕИБ странам ЦВЕ в 1990-

1998 гг., 5 млрд. было предназначено на проекты развития транспорта и связи. В качестве примера можно привести модернизацию железнодорожных линий, связывающих Берлин и Варшаву, Вену — Прагу — Берлин, Вену — Остраву — Варшаву и др. По прогнозам, в ближайшие 15 лет инвестиции в развитие и модернизацию всех видов транспорта в странах ЦВЕ составят около 90 млрд. евро. Поскольку самостоятельно профинансировать такой объем инвестиций страны ЦВЕ будут не в состоянии, потребуется расширение внешнего заимствования. К сожалению, подчеркивает автор, займы и кредиты ЕИБ на финансирование природоохранных мер пока невелики. Это объясняется такими причинами, как невнимание властей стран ЦВЕ к экологическим проблемам, отсутствие стандартов качества среды, соответствующих требованиям ЕС, специалистов и технологии очистки отходов и т.д. Однако в последнее время финансирование проектов в области улучшения окружающей среды выдвинулось в число приоритетных задач ЕИБ в его отношениях со странами ЦВЕ. При этом банк намерен не ограничиваться только кредитованием проектов, а предоставлять заинтересованным странам содействие в проведении экспертизы, подготовке проектов, внедрении экологических стандартов и т.д.

Займы, предоставляемые ЕИБ странам ЦВЕ, имеют следующие особенности: 1) они носят средне- и долгосрочный характер и, как правило, предоставляются на срок от 10 до 15 лет (иногда до 20 лет); 2) сумма финансирования ЕИБ никогда не превышает 50% общей стоимости проекта; 3) средняя стоимость проекта, финансируемого ЕИБ, составляет 15-20 млн. евро (более мелкие проекты финансируются в рамках общих кредитных линий, предоставляемых местным банкам); 4) финансовые контракты, заключаемые ЕИБ, не предусматривают никаких других условий, кроме обязанности заемщика выплачивать проценты по полученным займам и кредитам; 5) благодаря высокому кредитному рейтингу и незаинтересованности в получении высоких прибылей, ЕИБ имеет возможность предложить своим партнерам более выгодные условия кредитования, чем другие кредиторы; 6) ЕИБ может предложить заемщикам

защиту от некоторых рисков, в том числе от политического риска, невозможности перевода валюты за рубеж и др.

На заседании Европейского совета в июне 1998 г. было принято решение об усилении независимости банка. Совет управляющих ЕИБ решил увеличить подписной капитал банка с 62 млрд. до 100 млрд. экю, а оплаченный капитал — с 4,7 млрд. до 6 млрд. Предельная сумма займов, предоставляемых ЕИБ, которая по уставу не должна превышать 250% его подписного капитала, повышается до 250 млрд. экю. С 1 января 1999 г. ЕИБ перешел на расчеты в евро, конвертируя экю в евро в соотношении 1:1. Однако уже с начала 1997 г. ЕИБ стал осуществлять эмиссии облигаций в евро. До конца 1998 г. было осуществлено 23 эмиссии облигаций либо в евро, либо в национальных валютах стран ЕС, которые с начала

1999 г. конвертируются в евро. Общая сумма этих эмиссий составила 15 млрд. экю. Банк намерен участвовать в финансировании систем здравоохранения и образования, обновления и улучшения городской среды, в предоставлении венчурного капитала быстрорастущим мелким и средним предприятиям, действующим в сфере инноваций.

ЛА.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.