Научная статья на тему '2008. 03. 026. Коллатц-анен М. Европейский инвестиционный банк: новые задачи и инструменты. Kollatz-ahnen M. Europaische Investitionsbank: neue Aufgaben, Prioritaten und Instrumente // Bank. - Koln, 2007. - n 10. - S. 40-43'

2008. 03. 026. Коллатц-анен М. Европейский инвестиционный банк: новые задачи и инструменты. Kollatz-ahnen M. Europaische Investitionsbank: neue Aufgaben, Prioritaten und Instrumente // Bank. - Koln, 2007. - n 10. - S. 40-43 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК / ЕВРОПЕЙСКИЙ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2008. 03. 026. Коллатц-анен М. Европейский инвестиционный банк: новые задачи и инструменты. Kollatz-ahnen M. Europaische Investitionsbank: neue Aufgaben, Prioritaten und Instrumente // Bank. - Koln, 2007. - n 10. - S. 40-43»

2008.03.026. КОЛЛАТЦ-АНЕН М. ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ БАНК: НОВЫЕ ЗАДАЧИ И ИНСТРУМЕНТЫ.

KOLLATZ-AHNEN M. Europaische Investitionsbank: Neue Aufgaben, Prioritäten und Instrumente // Bank. - Koln, 2007. - N 10. - S. 40-43.

Вице-президент Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) пишет, что главной задачей банка как финансового института ЕС является содействие достижению политических целей Евросоюза с помощью кредитования экономически целесообразных инвестиционных проектов. ЕИБ финансирует кредитные операции за счет выпуска займов на международных рынках капиталов. Благодаря наивысшему рейтингу ААА и своим размерам он имеет возможность предоставлять кредиты на самых благоприятных условиях. В качестве института, не ориентированного на прибыль, он предоставляет кредиты, невзирая на незначительную маржу на покрытие своих затрат и возможные риски.

Со времени создания в 1958 г. Римским договором деятельность ЕИБ постоянно расширялась. В 1990-2006 гг. годовой объем кредитов вырос с 19 млрд. до 45,8 млрд. евро, а численность сотрудников - с 725 до 1350. Несмотря на существенный рост объема работы, банк остается институтом с относительно гибкой структурой. Важным стимулом к развитию деятельности банка стали расширение ЕС и новые задачи, которые были поручены ему министрами финансов стран - членов ЕС, являющимися управляющими ЕИБ. С расширением ЕС главной задачей банка стало финансирование развития экономически слабых регионов, чтобы способствовать укреплению экономического и социального единства ЕС. В 1970-1980-х годах новые импульсы придало банку вступление в ЕС Греции, Испании, Португалии и Ирландии, обладавших относительно слабой экономикой. Еще за несколько лет до вступления банк начал их подготовку к присоединению к ЕС. В 1990-х годах началась подготовка к вступлению в ЕС стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), что придало кредитным операциям ЕИБ новые масштабы.

В 1994 г. Европейский совет ЕС и призвал ЕИБ финансировать развитие трансъевропейских транспортных и энергетических

сетей, что должно способствовать использованию потенциала единого внутреннего рынка с помощью дееспособной трансграничной инфраструктуры и диверсификации энергоснабжения. ЕИБ, обладая капиталом в 80 млрд. евро, стал играть ведущую роль в финансировании этих проектов.

В 2000 г. была принята Лиссабонская стратегия развития ЕС, целью которой было объявлено превращение к 2010 г. коммуни-тарной экономики в наиболее конкурентоспособную в мире. Стратегия направлена на стимулирование экономического роста и занятости с помощью структурных реформ и увеличения инвестиций в научные исследования, разработки и инновации. ЕИБ предусмотрел выделение на это до конца десятилетия 50 млрд. евро. Наряду с этим Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ), являющийся дочерним предприятием ЕИБ, предоставляет инновационным предприятиям средства на покрытие рисков. До конца 2006 г. ЕИБ предоставил в рамках Лиссабонской стратегии кредиты на сумму в 45 млрд. евро, а его участие в ЕИФ в 2006 г. составило 3,8 млрд. евро.

ЕИБ распространяет свою деятельность и за пределами ЕС: в 2006 г. на финансирование политики партнерства, кооперации и добрососедства с третьими странами было выделено 6,6 млрд. евро, или 13% всех средств банка. В конце 2006 г. управляющие ЕИБ решили увеличить расходы на финансирование за пределами ЕС на период 2007-2013 гг. до 27,8 млрд. евро, т.е. более чем на треть больше, чем в 2000-2006 гг. Кредиты будут распределены следующим образом: 8,7 млрд. евро будет предоставлено Турции и западным балканским странам; 8,7 млрд. - соседним средиземноморским странам; 3,7 млрд. - странам Восточной Европы, Южного Кавказа и России; 3,8 млрд. - странам Азии и Латинской Америки. Остальные средства предназначены для стран Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана.

Такое расширение задач по финансированию требует четкого определения приоритетных стратегических направлений деятельности ЕИБ, использования новых инструментов, большей готовности брать на себя риски и внедрения новых способов управления рисками. ЕИБ должен концентрировать свои усилия на финансировании проектов, способных внести наибольший вклад в решение экономических задач ЕС и обеспечивающих создание добавленной стоимости.

Управляющие ЕИБ определили следующие приоритеты в области финансирования в рамках ЕС.

- Финансирование регионального развития должно оставаться ключевой задачей банка. В прошедшие годы на эти цели выделялось около двух третей общего финансирования ЕИБ. Принимая финансирования на 2007-2013 гг., органы ЕС значительно ограничили число регионов, получающих кредиты ЕИБ. В будущем банк намерен сконцентрировать свои усилия на финансировании новых немецких земель и на 12 новых странах - членах ЕС. В результате доля средств, выделяемых на развитие регионов в общем финансировании банка, снизится. Для лучшей поддержки регионов были созданы два новых инструмента: 1) 1Л8РЕЯ8-программа, в рамках которой Европейская комиссия (ЕК), ЕИБ и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) оказывают техническую помощь при осуществлении инфраструктурных проектов, особенно в области транспорта и охраны окружающей среды; 2) 1Е881СЛ-программа, в рамках которой ЕК и ЕИБ финансируют процессы обновления или санирования городов в странах ЕС. В таких проектах могут участвовать другие государственные или частные инвесторы.

- Стимулирование повышения конкурентоспособности и внедрения инноваций в европейской экономике. В рамках этого приоритета ЕИБ финансирует меры Лиссабонской стратегии в области инвестиций в НИОКР, профессиональное образование (высшая школа), развитие и распространение информации и коммуникационных технологий. Примером могут служить кредиты 2006 г.: 900 млн. евро для фундаментальных исследований в различных немецких университетах, 1,9 млрд. евро предприятиям немецкой автомобильной промышленности для инвестиций в НИОКР.

Финансирование развития трансъевропейской инфраструктуры транспорта, связи и энергетики и впредь останется главным отраслевым приоритетом для ЕИБ, поскольку поставленные в этих областях цели еще не достигнуты. Здесь также создаются новые инструменты, например согласованный с ЕК инструмент гарантий для транспортной сети, позволяющий покрывать риски недостаточной загрузки транспортных сетей в пусковой период. Следующими отраслевыми приоритетами финансирования ЕИБ являются защита окружающей среды и увеличение транспортировки грузов на близкие расстояния. Поставлена задача в ближайшие годы на-

правлять в проекты, связанные с охраной окружающей среды, 2530% общего финансирования ЕИБ как в рамках ЕС, так и за его пределами. Кроме того, ЕИБ поддерживает решения Совета ЕС по защите климата. На ближайшие годы на эти цели намечено направить займы в размере 4-5 млрд. евро в год, из них 500-800 млн. на развитие возобновляемых источников энергии.

В. И. Шабаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.