Научная статья на тему '96. 04. 064. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Помощь европейского Союза странам центральной и Восточной Европы. Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Hilfen der europaischen Union fur die Lander Mittel- und Osteuropas // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa - eine Herausforderung fur die Europaische Gemeinschaft: zur Notwendigkeit einer eg - Ostpolitik. -Baden-Baden, 1994. - kap. 8. - S. 191-216'

96. 04. 064. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Помощь европейского Союза странам центральной и Восточной Европы. Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Hilfen der europaischen Union fur die Lander Mittel- und Osteuropas // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa - eine Herausforderung fur die Europaische Gemeinschaft: zur Notwendigkeit einer eg - Ostpolitik. -Baden-Baden, 1994. - kap. 8. - S. 191-216 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ И ЕС / -ЕС -И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИЕ -СТРАНЫ / ПОМОЩЬ ЕС ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКИМ СТРАНАМ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 04. 064. Рандзио-плят К. , Фридман Б. Помощь европейского Союза странам центральной и Восточной Европы. Randzio-plath Chr. , Friedmann B. Hilfen der europaischen Union fur die Lander Mittel- und Osteuropas // randzio-plath Chr. , Friedmann B. Unternehmen Osteuropa - eine Herausforderung fur die Europaische Gemeinschaft: zur Notwendigkeit einer eg - Ostpolitik. -Baden-Baden, 1994. - kap. 8. - S. 191-216»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

4

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.2 рефераты 96.04.001-96.04.069

МОСКВА 1996

235

96.04.064

3. Включение ВЕС в валютный союз и в общую систему экономической политики. Здесь в принципе требуются те же критерии, как и при вступлении в экономический и валютный союз стран - членов ЕС. Цель этого этапа - завершение интеграции рынков и создания механизма трансфертов, при одновременном формировании базы для включения ВЕС в общую экономическую политику ЕС.

На возможные упреки в нереальности названных критериев автор возражает, что "до сих пор происходит совершенно нерегулируемый процесс сближения, с которым в ВЕС связаны большие ожидания, а нынешние страны ЕС еще не полностью осознали его важность" (3, с. 668). В случае неуспеха процесса сближения возникнут разочарования, которые подорвут доверие к этому процессу на Востоке и на Западе, нанесут значительный вред идее европейского объединения, отбросив ее на долгие годы. Поэтому, считает автор, важно, чтобы обе стороны на базе предложенных критериев согласовали надежный план расширения ЕС на Восток.

В.И.Шабаева

96.04.064. РАНДЗИО-ПЛЯТ К., ФРИДМАН Б. ПОМОЩЬ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА СТРАНАМ ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ.

RANDZIO-PLATH Chr., FRIEDMANN В. Hilfen der Europaischen Union für die Lander Mittel- und Osteuropas // RANDZIO-PLATH Chr., FRIEDMANN B. Unternehmen Osteuropa - eine Herausforderung für die Europaische Gemeinschaft: Zur Notwendigkeit einer EG - Ostpolitik. -Baden-Baden, 1994. - Kap. 8. - S. 191-216.

Глава из книги немецких авторов посвящена вопросам оказания помощи Европейского союза (ЕС) странам Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Учитывая возможность широкой

интерпретации понятия "помощь", авторы ограничиваются рассмотрением финансовой и технической помощи, которая предоставляется странам ЦВЕ в соответствии с соглашениями о торговле, кооперации и ассоциации.

Авторы отмечают, что ЕС еще со времен "холодной войны" стремился улучшить отношения со своими соседями - странами ЦВЕ, предлагая им заключить двусторонние торговые соглашения. Но страны - члены СЭВ, кроме Румынии, проводившей независимый курс, на это не пошли. Только с началом перестройки возобновились переговоры между ЕС и СЭВ, которые привели к подписанию в июне 1988 г. "Совместного заявления". Хотя это заявление носило чисто формальный характер, оно явилось катализатором развития дальнейших отношений. Страны СЭВ увидели в нем согласие Москвы на развитие их отношений с ЕС на базе договоров, учитывающих специфику отдельных стран. Уже в сентябре 1988 г. было заключено соглашение о торговле и сотрудничестве ЕС с Венгрией, наиболее продвинувшейся по пути демократических и экономических реформ. В последующем подобные соглашения были заключены и с другими странами СЭВ, что создало прочную базу для развития дальнейших отношений.

Поскольку вскоре выяснилось, что этих соглашений недостаточно для преодоления трудностей перестройки, начались поиски новых форм сотрудничества и поддержки стран ЦВЕ, чтобы экономические трудности не затормозили процесс политических реформ. Недостатком традиционных соглашений о торговле и сотрудничестве было то, что они не предусматривали оказания никакой финансовой и технической помощи. На парижской встрече в верхах в июне 1989 г. была принята новая программа сотрудничества и помощи ФАР, которая сначала предназначалась только для Польши и Венгрии, а затем постепенно была распространена и на другие страны ЦВЕ.

Интеграция бывшей ГДР в ЕС подтолкнула страны ЦВЕ к более тесному объединению с ЕС "и стремлению вступить в него.

237

96.04.064

Однако их экономическое положение, устаревшая промышленность, внешняя задолженность и отрицательный торговый баланс с ЕС свидетельствовали о том, что они пока не могут выдержать конкуренцию на внутреннем рынке ЕС. Именно поэтому был избран путь постепенного сближения, и в качестве инструмента переходного периода были выбраны так называемые соглашения об ассоциации, заключенные в 1991-1993 гг. с Польшей, Венгрией, бывшей Чехословакией, Румынией, Болгарией, странами Балтии и Албанией. Они разрабатывались на основе соглашений о торговле и сотрудничестве, но предусматривали регулирование, выходящее далеко за рамки свободной торговли. Было разрешено создание филиалов предприятий (при жестком ограничении перемещения рабочей силы), приспособление технических норм и стандартов, правил конкуренции партнеров по ассоциации к предписаниям ЕС, планировалось повышение конкурентоспособности реформируемых стран путем расширения экономического сотрудничества. Предусматривалась помощь в изменении структуры промышленности, развитии средних предприятий, стимулировании инвестиций, в развитии профессионального обучения, научно-технологического сотрудничества, усилении кооперации в области энергетики, окружающей среды, транспорта. В долгосрочном плане намечается постепенное введение свободного передвижения людей, капиталов и услуг. В этих соглашениях содержатся положения о финансовом сотрудничестве и финансовой помощи со стороны ЕС в виде субсидий и займов, предоставляемой в рамках программы ФАР. По желанию всех партнеров соглашения об ассоциации должны стать основой нового общеевропейского порядка. Кроме того, страны ЦВЕ должны участвовать в европейском интеграционном процессе.

Анализируя помощь западноевропейских стран странам ЦВЕ, авторы пишут, что ЕАСТ стремится на макроэкономическом уровне помочь им среднесрочными кредитами, стабилизировать их платежные балансы и достичь полной конвертируемости валют. Эта помощь явится дополнением к программам стабилизации и

финансовой поддержки со стороны МВФ. На микроэкономическом уровне предоставляется техническая помощь в обучении и повышении квалификации в форме безвозвратных ссуд, стимулируется сотрудничество между предприятиями, оказывается поддержка процессу приватизации. В 1990-1992 гг. ЕАСТ предоставил финансовую помощь в сумме 52,8 млрд. экю, в том числе 12,4 млрд. на помощь на макроэкономическом уровне (с. 200).

ЕС имеет собственную программу помощи для поддержки преобразований экономики стран ЦВЕ, которая отличается от ранее названных мер помощи развитию. Эта помощь оказывается с учетом особенностей социально-экономической структуры страны и в основном на конкретные проекты. В 1990 г. ЕС выделил на экономическую помощь в рамках ФАР 500 млн. экю, на 1991 и 1992 гт. были предусмотрены соответственно 785 млн и 1015 млн., в 1993 г. -1040 млн. и в 1994 г. -1045 млн. экю (с. 201).

До проведения отдельных мероприятий между КЕС и правительством соответствующего государства заключается рамочный договор, в котором оговариваются права и обязанности сторон. На основе этого договора разрабатывается ориентировочная годовая программа, содержащая цели поддержки и очередность мер. Национальные координаторы, операционная служба ФАР и КЕС на базе национальных предложений создают конкретную отраслевую или региональную программу и финансовые предложения по ней. Затем КЕС принимает решение о финансировании. Первоочередными являются следующие области: отмена госмонополии, структурные изменения и приватизация государственных предприятий; изменение структуры сельского хозяйства (новая технология, улучшение бытовых сетей); расширение доступа к западным рынкам (увеличение экспортных мощностей); профессиональное обучение; защита окружающей среды с помощью применения новых технологий; стимулирование инвестиций и перестройка экономики; улучшение телекоммуникаций, транспортных сетей, торговой инфраструктуры и т.д. Помимо этих

239

96.04.064

глобальных приоритетов существуют и специфические для той или иной страны. Кроме того, субсидии ФАР предоставляются на техническую помощь, поставку оборудования и кредитные линии для СП или мелких и средних предприятий.

Главным препятствием в преодолении экономических проблем является, по мнению авторов, задолженность стран ЦВЕ, особенно перед странами ЕАСТ. Обостряет положение недостаточный объем экспорта, что не позволяет решить проблему обслуживания долга. Неизбежным следствием такой ситуации являются серьезные проблемы с платежным балансом. На преодоление этих трудностей ЕС в тесном сотрудничестве с МВФ предоставил странам ЦВЕ заем на сумму 2,57 млрд. экю. Практически ЕС и МВФ взяли на себя по 50% предусмотренных расходов (с. 203).

Помимо проведения собственных мер по оказанию помощи странам ЦВЕ КЕС координирует меры финансовой поддержки со стороны ЕАСТ, которая в конце 1992 г. оценивалась в 52,8 млрд. долл. (с. 204). Общая сумма помощи, которую ЕС оказал странам ЦВЕ в виде займов, ссуд, бюджетных гарантий и прочих мер поддержки, составила в 1990-1993 гг. 14 млрд. экю. Если же оценить абсолютную эффективность предоставленных со стороны ЕС средств, то ее можно сравнить "с каплей, упавшей на горячий камень". Важно, однако, считают авторы, что этим странам дали понять, что их воспринимают как жителей европейского дома, что у ЕС есть намерение "отремонтировать помещение, которое они занимают, подняв их до уровня остальных" (с. 215). И еще очень важно, что странам ЦВЕ предоставляется "помощь для самопомощи". Только тогда, когда страны ЦВЕ с помощью хорошего обучения рабочей силы и создания эффективной рыночной экономики с высокопроизводительными предприятиями смогут конкурировать на мировом рынке, им удастся самостоятельно выровнять свой платежный баланс. Поэтому в долгосрочном плане нужно отдавать приоритет экономической помощи, устраняющей причины трудностей, а не снимающей проблему лишь на короткое время. По

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.