Научная статья на тему '99. 02. 024. Обсуждение бюджета Национального научного фонда (ннф) США на 1998 фин. г. Fiscal year 1998 budget authorization for the National science Foundation (NSF): hearings before the Comm. On science, Subcomm. On basic research, us house of representatives, 105th congr. , 1st sess. ,. . . - Wash. : gov. print off, 1997. - Pt. 1-3. - III, 335p'

99. 02. 024. Обсуждение бюджета Национального научного фонда (ннф) США на 1998 фин. г. Fiscal year 1998 budget authorization for the National science Foundation (NSF): hearings before the Comm. On science, Subcomm. On basic research, us house of representatives, 105th congr. , 1st sess. ,. . . - Wash. : gov. print off, 1997. - Pt. 1-3. - III, 335p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ США / НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА США / НАУЧНЫЕ КАДРЫ {{-}} ПОДГОТОВКА США / НАЦИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ФОНД США / ИР США / ИР США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 024. Обсуждение бюджета Национального научного фонда (ннф) США на 1998 фин. г. Fiscal year 1998 budget authorization for the National science Foundation (NSF): hearings before the Comm. On science, Subcomm. On basic research, us house of representatives, 105th congr. , 1st sess. ,. . . - Wash. : gov. print off, 1997. - Pt. 1-3. - III, 335p»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.8

МОСКВА 1999

В апреле 1998 г. министр британского правительства по делам науки объявил, что помимо 21 млн.ф.ст. для Европейского космического агентства правительство выделяет дополнительно 4,5 млн. Предполагается, что равные суммы предоставят заинтересованные английские компании. Дополнительные средства направляются на реализацию трех программ агентства, в том числе:

- 2 млн.ф.ст. на разработку новых технологий для коммерческих и исследовательских космических аппаратов, в частности энергосистем и программного обеспечения наземных станций;

- 2 млн.ф.ст. на разработку цифровой техники в рамках Программы новейших исследований систем телекоммуникаций;

- 0,5 млн.ф.ст. на разработку исследовательского спутника, призванного продемонстрировать новые технологии будущего международного изучения глубокого космоса (21, с. 52).

Проблемы британской космической политики должны были стать предметом обсуждения на специальном совещании в апреле 1998 г. Представители правительства, промышленности и университетов призваны были прийти к согласованному решению о приоритетах финансирования космических программ в ближайшем будущем. Такое решение должно лечь в основу Перспективного плана космической политики, который предполагалось завершить к лету 1998 г. (21, с.52).

Т. В. Горбунова

99.02.024. ОБСУЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА НАЦИОНАЛЬНОГО НАУЧНОГО ФОНДА (ННФ) США НА 1998 ФИН.Г. Fiscal year 1998 budget authorization for the National science foundation (NSF): Hearings before the Comm. on science, Subcomm. on basic research, US House of representatives, 105th Congr., 1st sess.,... - Wash.: Gov. print off, 1997. - Pt.1-3. - III, 335p.

Реферируемая публикация - стенограмма специальных слушаний в Подкомитете по фундаментальным исследованиям (при Комитете по науке палаты представителей американского конгресса). Слушания проходили в течение трех дней - 5, 13 марта и 9 апреля

1997 г. Первый день посвящен общим вопросам деятельности ННФ, в ходе двух последующих дней обсуждались отдельные программы указанного фонда.

Открывая слушания конгрессмен В. Элерс (Ehlers) подчеркнул, что ННФ США является основным "спонсором" науки в стране, поскольку, он поддерживает исследовательскую и образовательную деятельность по всем направлениям науки и технологии. Получателями средств по бюджету ННФ могут стать свыше 2 тыс. университетов, колледжей и НИИ. Фонд обеспечивает финансирование примерно 25% фундаментальных исследований в университетах, через ННФ проходит до 50% правительственных средств на проведение ИР в некоторых областях (в том числе в математике, информатике, экологии и социальных науках), (с.2).

В качестве первого свидетеля на слушаниях выступил Р. Зари (Zare), президент Национального научного совета (National science board - NSB). Он охарактеризовал структуру и задачи возглавляемого им органа. NSB состоит из 24 членов, назначаемых президентом США на шестилетний срок. В целом члены NSB являются "национальными лидерами" в сфере естественных и технических наук, образования; организаторами исследовательской деятельности, специалистами из промышленного сектора. Свидетель отметил, что с момента образования ННФ (1950) NSB выполнял одновременно две задачи: выступал в роли организации по выработке и реализации национальной научной политики и одновременно являлся правящим и контрольным органом для ННФ.

Совет утверждает политику ННФ, его бюджетные заявки, новые программы, крупные субсидии, которые превышают установленные лимиты. Свидетель сообщил, что обсуждаемый бюджет ННФ полностью одобрен членами NSB. В настоящее время эксперты NSB заняты пересмотром критериев отбора заявок, поступающих в ННФ. Старые критерии "хорошо послужили ННФ", но они не пересматривались с начала 80-х годов и в настоящее время нуждаются в обновлении. NSB назначил специальную рабочую группу, которая изучает рекомендации представителей научного сообщества по данной проблеме.

Помимо постоянного надзора за деятельностью ННФ NSB осуществляет мониторинг состояния науки и технологии в США и консультирует правительство по вопросам национальной политики в сфере науки и образования. Обосновывая значимость федеральных вложений в фундаментальные исследования, свидетель подчеркнул, что усилия в данной области создают основу для развития многих прикладных направлений науки и техники. В этой связи Зари выразил серьезную озабоченность возглавляемого им Совета из-за возможного свертывания соответствующих федеральных программ. "Мы настаиваем на том, чтобы конгресс, рассматривая вопросы сокращения бюджетов в федеральных агентствах, имеющих научные, технические или образовательные программы... , особо учитывал значимость таких программ для экономического развития"(с.9).

Основным свидетелем первого дня слушаний стал директор ННФ Нил Лейн (Lane). Характеризуя бюджетную заявку ННФ на 1998 фин.г., он сообщил участникам слушаний, что запрошенные "Фондом 3,367 млрд. долл. позволят инвестировать средства в более чем 19 тыс. исследовательских и образовательных проектов (с.21). Социальная значимость деятельности, которую осуществляет ННФ, определена, на взгляд свидетеля, тем непреложным фактом, что "государственные вложения в науку и технологию приносят огромные дивиденды для экономики и общества в целом". Многочисленные исследования обнаружили высокую окупаемость вложений в университетские исследования, тесную связь между состоянием научной базы вузов и конкурентоспособностью американской промышленности.

Значительную часть своего выступления Лейн посвятил характеристике бюджетной заявки ННФ и основным направлениям политики Фонда. В финансовых планах особое место занимает программа "Знание и распространение информации" (Knowledge and disributed intelligence - KDI). По словам Лейна, это амбициозное направление всех усилий ННФ, нацеленное на поднятие информационных коммуникаций, компьютерных сетей на новый уровень технологической, экономической, образовательной и социальной значимости". В 1998 фин.г. ННФ направляет на программу KDI 58 млн.долл., в том

числе (48 млн. на разработку "сетей знания", обучения и информации в вузах и 10 млн. на программу "Интернет следующего поколения" (Next generation internet) (с.26). ННФ является главным участником этой пятилетней президентской программы.

Характеризуя экологические проекты, спонсируемые ННФ, свидетель выделил в качестве приоритетных такие направления, как изучение жизни в условиях экстремального окружения, в том числе механизмы адаптации. Программы такого рода начаты фондом в 1997 фин.г., предполагается продолжить их реализацию в 1998 фин.г.

Целый блок программ ННФ связан с образовательными инициативами. Фонд стимулирует разработку новаторских систем подготовки специалистов. Особое внимание обращено на интеграцию исследований и образования. В этом плане ННФ реализует несколько программ: программу "Карьера" (The CAREER program Faculty early career development); программу "Исследовательский опыт для аспирантов" (Research experiences for undergraduate - REU); программу интеграции аспирантского обучения и исследований (Integrative graduate education and research training - IGERT). В рамках программы "Карьера" младший университетский преподавательский персонал получает возможность сочетать свои обязанности с исследовательской деятельностью. ННФ намерен в 1998 фин.г. выделить на "Карьеру" 81 млн.долл., что на 21% выше уровня предыдущего фин.г. (с.28). В бюджетной заявке ННФ предлагается увеличить ассигнования и на программу REU - на 11 % и довести ее объем до 80 млн.долл. Что касается IGERT, это новое направление финансирования, на разработку его предусмотрено выделить в 1998 фин.г. 20 млн.долл. (с.28).

К числу приоритетных Лейн относит "Экспериментальную программу по стимулированию конкурентных исследований" Experimental program to stimulate competitive researh - EPSCoR). Это направление реализуется ННФ совместно с ведомствами отдельных штатов и нацелено на укрепление американского потенциала в науке и технологии. В 1998 фин.г. на EPSCoR запрашивается более 38 млн.долл., руководство фонда рассчитывает за счет перераспределе-

ния средств между программами изыскать для ЕРБСоЯ дополнительно 8-10 млн.долл. (с. 29).

Важный сектор стимулирующей деятельности ННФ - вложения в крупные научные установки и исследовательское оборудование. С подробной характеристикой таких программ свидетель намерен познакомить участников слушаний на специальном заседании.

После выступления двух свидетелей на слушаниях развернулась дискуссия, ходе которой Зари и Лейн, отвечая на вопросы конгрессменов, предоставили дополнительную информацию о деятельности Национального научного совета и ННФ.

Участников слушаний интересовало, в частности, каким образом в ННФ проводится экспертная оценка заявок и вырабатываются приоритеты финансирования. Отвечая на этот вопрос, директор ННФ Лейн подчеркнул, что фонд поддерживает исследования во всех областях науки и техники. "Мы используем систему оценки качества, привлекая экспертов, что позволяет обеспечить самый высокий возможный уровень принятия решений".

В ходе дискуссии возник вопрос о перспективном финансировании ННФ на период до 2002 г. Лейн сослался на цифры, содержащиеся в президентском прогнозе. Судя по приведенным там оценкам, бюджет фонда в 1999 г. составит 3,374 млрд. долл., в 2000 -3,381 млрд., в 2001г.- 3,388 млрд. и в 2002 г. - 3,395 млрд.долл. (с.45).

Проблема международных связей ННФ затронута участниками дискуссии в связи с участием США в проекте Большого адронного коллайдера. Это объединенный европейский проект, американские усилия координирует министерство энергетики США. Лейн сообщил, что с февраля 1996 г. к разработкам в связи с указанным проектом приступили и эксперты ННФ. Предполагалось, что "стипендиаты" фонда будут участвовать в разработке двух детекторов. Ожидается, что ННФ будет поддерживать соответствующие разработки до 2003 фин.г. Объем затрат оценивается суммой 81 млн.долл. Руководство ННФ намерено провести указанные траты по статье "Крупное исследовательское оборудование" (с. 53).

Один из вопросов, заинтересовавших участников слушаний, касался размещения средств ННФ на научное оборудование среди директоратов фонда. В этой связи Лейн отметил, что соответствующие затраты осуществляются в рамках Программы крупного научного оборудования (Major research instrumentation program - MRI). В заявке ННФ на 1998 фин.г. на эту "Программу запрошено 50 млн.долл. Размещение указанной суммы по отдельным директоратам выглядит следующим образом: Директорат биологических наук - 7 млн.; Директорат информатики и вычислительной техники - 6 млн.; Директорат технических наук - 6,4 млн.; Директорат геологических наук - 9,8 млн.; Директорат физико-математических наук - 15,7 млн.; Директорат социальных, психологических и экономических наук - 2,7 млн.; Отдел полярных программ - 2,4 млн.долл. (с.55-56).

Как складываются взаимоотношения ННФ с прочими федеральными ведомствами, реализующими программы ИР и образования? Отвечая на этот вопрос, Лейн подчеркнул, что в своих контактах такого рода ННФ опирается как на формальные соглашения, так и на личные связи. Это позволяет избежать дублирования программ. Спектр разных форм сотрудничества довольно широк: от меморандумов о взаимопонимании на уровне ведомства - до регулярных связей между исполнителями исследовательских программ. Межведомственное взаимодействие, отметил свидетель, обеспечивают комитеты Национального совета по науке и технике, в частности Комитет по фундаментальным исследованиям. С помощью указанных организаций удается координировать усилия при разработке межведомственных программ.

Участников слушаний заинтересовал вопрос о формах работы ННФ со своими "реципиентами". В этой связи Лейн сообщил, что фонд начинает собирать информацию от субсидируемых им исполнителей, используя Интернет. Регулярные отчеты позволят создать базу данных об участниках проекта, их деятельности, публикациях, источниках финансирования. Предусмотрен сбор информации и о вкладе спонсированных ННФ проектов в "свои" и "чужие" дисциплины или для решения социально значимых проблем.

Для оценки качества выполняемых работ ННФ широко использует институт т.н. "внешних экспертов" ("комитет визитеров" -committee of visitors). Такого рода эксперты используются и для оценки поступающих заявок о финансировании.

Поддерживает ли ННФ связи с подразделениями конгресса? Лейн сообщил, что кроме регулярных контактов с членами Комитета по науке, представители ННФ консультируются с персоналом Бюджетного комитета сената, Подкомитета по ассигнованиям палаты представителей, сенатского Комитета по торговле, науке и транспорту.

Второй день слушаний был посвящен программам ННФ в области естественнонаучного, математического и технического образования. Председатель Подкомитета по фундаментальным исследованиям С.Шиф (Shciff) отметил, открывая заседание, что ННФ поддерживает деятельность в этом направлении на всех уровнях образования: школьном, университетском, аспирантском.

Свидетели, представители вузов и колледжей из различных штатов, особенно высоко оценивали роль ННФ в реализации Программы новейших технологий в образовании (Sdvanced technology education program - ATEP). Так, вице-канцлер Системы окружных колледжей, обслуживающих столичный регион штата Аризона, А.Сантос (Santos) подчеркнул определяющую роль ННФ в реализации АТЕР. Проекты АТЕР ориентированы на поддержку национальных или региональных "центров превосходства" в области новейших технологий образования (в том числе разработки учебных пособий и программ обучения, развития лабораторно-технической базы и др.) В качестве примера свидетель привел центр округа Марикопа (Maricopa advanced technology education center). В каждом таком центре преподаватели из местных колледжей сотрудничают с университетскими коллегами и с работодателями. "Программа ННФ, - полагает Сантос, - блестящий пример того, что можно сделать с помощью сравнительно небольших федеральных вложений, если они правильно сфокусированы, обладают гибкостью и направлены на реально идентифицированные цели" (с.35). Свидетель вынужден с сожалением признать, однако, что нынешний уровень финансирова-

ния программы АТЕР позволяет предоставить лишь тридцатую часть запрашиваемых ресурсов (с. 135).

Директор Центра по совершенствованию инженерного и естественнонаучного образования из штата Нью-Джерси Э.Фридман (Friedman) сообщил участникам слушаний, что ННФ финансирует в его штате программу использования Интернета в школах. Инициативы ННФ, подчеркнул далее свидетель, позволили внедрить эффективные системы обучения, прежде всего с использованием компьютеров, в Стэнфордском и Иллинойском университетах.

Третий день слушаний был целиком посвящен обсуждению новых крупномасштабных программ ННФ, заявленных для финансирования в 1998 фин.г. В центре внимания конгрессменов были: программа партнерства в новейших вычислительных инфраструктурах. Программа Интернет следующего поколения, проект разработки и сооружения миллиметрового радиотелескопа, проект Полярной обсерватории.

Председатель Национального научного совета (NSB) Р.Зари познакомил участников слушаний с программой "Партнерство для новейших вычислительных инфраструктур" (Partnerships for advanced computational infrastructure - PACI). Новая программа является продолжением предшествующих усилий ННФ в области суперкомпьютеров. Вместо четырех суперкомпьютерных центров фонд намерен в рамках PACI поддерживать два. "Мы должны взять на себя смелость, - заявил Зари, - сделать трудный выбор: прекратить финансирование хороших проектов, чтобы можно было обеспечить широкую поддержку проектам более перспективным" (с.206). Руководство NSB убеждено, что "осторожное" стратегическое планирование требует периодического пересмотра портфеля субсидий ННФ. Зари заверил участников слушаний, что NSB "с энтузиазмом относится к новым направлениям программы PACI и намерен содействовать ННФ в обеспечении успеха программы".

С историей появления PACI на слушаниях выступил Н.Лейн. Он отметил, что предшественник PACI - Программа суперкомпьютерных центров - была инициирована в середине 80-х годов, когда было образовано пять таких центров. Последние предлагали

"суперкомпьютерные услуги", а также обучение специалистов для научных учреждений. По истечении пяти лет для финансирования в рамках названной программы оставлено четыре центра. Через 10 лет, прошедших после начала успешного функционирования программы, NSB в октябре 1994 г. обратился к руководству ННФ с запросом: намерен ли фонд продолжать ее поддержку, и не стоит ли направить средства на новую инициативу в данной области. Для изучения проблемы директор ННФ назначил специальный комитет во главе с Э.Хейсом (Hayes), вице-президентом университета штата Огайо по исследовательской работе (т.н. Hayes task force). В состав названного Комитета вошли эксперты из университетских, промышленных и правительственных организаций. В течение января-сентября 1995 г. они занимались данным вопросом, в том числе пытались идентифицировать будущие потребности научного сообщества в быстродействующих вычислительных системах.

Силами комитета был проведен опрос среди специалистов университетских, промышленных и правительственных подразделений; соответствующая информация получена от более чем 500 респондентов (с.211). В результате комитет пришел к выводу: нужна новая программа в данной области. Свои рекомендации комитет представил в NSB осенью 1995 г., а в декабре того же года NSB одобрил программу PACI. ННФ должен был объявить новый конкурс заявок на участие в новой программе, рассчитанной на пять лет. Свидетель обратил внимание на два новых момента, отличающие PACI от предшествующей программы. Во-первых, соискатель должен обладать "сбалансированным потенциалом" новейшего аппаратного и программного обеспечения, а также специалистами, способными быстро продвигать компьютерную науку и технику. Во-вторых, учреждение, претендующее на участие в PACI, должно сотрудничать с экспериментальными подразделениями в университетах, исследовательских центрах ННФ, в национальных или региональных компьютерных центрах.

Ширли Малколм (Malcom), член исполнительного комитета NSB, познакомила участников слушаний с процедурой принятия решений в NSB на примере программы PACI. Известно, заявила она,

что директор ННФ выделяет гранты и заключает соглашения лишь с одобрения NSB. Персонал ННФ представляет в NSB пакет предложений. Аналитики совета, изучив их, выносят рекомендации по вопросам, нуждающимся в дополнительной информации, а затем принимают решения на основе полученных материалов. Следующий этап - дискуссия, в которой участвуют члены NSB и представители ННФ. Именно такая процедура была использована при решении вопроса о программе PACI.

Участников слушаний заинтересовал вопрос о том, как будет организована процедура закрытия финансирования тех суперкомпьютерных центров, которые останутся за бортом программы PACI. Малколм сообщила в этой связи, что NSB на процесс закрытия отводит примерно два года, в течение этого времени закрываемые центры будут получать финансирование в рамках годичного текущего бюджета, что позволит, например, двум закрываемым подразделениям в Питтсбургском и Корнеллском университетах в течение этого времени обслуживать своих клиентов.

В качестве очередного свидетеля третьего дня слушаний был приглашен Г.Спаньер (Spanier), президент Пенсильванского университета. Тема его "свидетельства" - Интернет следующего поколения. Он сообщил, что в разработке программы участвовали группы экспертов из почти 100 университетов. В настоящее время, подчеркнул свидетель, основные усилия разработчиков нацелены на подробные технические ИР сетевого оборудования. Начало эксплуатации Ин-тернета-2 намечено на вторую половину 1997 г.

Перед Интернетом-2 поставлены следующие основные цели: 1) связать университеты и национальные лаборатории высокоскоростной информационной сетью, которая будет передавать информацию в 100 раз быстрее, чем ныне действующий Интернет; новая сеть свяжет как минимум 100 университетов и национальных лабораторий, причем для некоторых организаций скорость передачи информации должна возрасти в 1000 раз (с.235); 2) поощрять экспериментальные разработки следующего поколения сетевых технологий; 3) демонстрировать новые применения и содействовать решению важных национальных целей и задач, в том числе в сфере научных ис-

следований, национальной безопасности, заочного образования, мониторинга окружающей среды.

Свидетель сообщил, что Интернет-2 должен быть обеспечен финансовой поддержкой, которая на 1998 фин.г. была предусмотрена для Программы быстродействующих вычислительных систем и комму никаций (High performance computing & communication -HPCC). Вложения в такого рода ИР оцениваются в 1,1 млрд.долл. В эту сумму включены и рассчитанные на три года 300 млн.долл. для Интернет-2 (с.236).

Профессор электротехники в Корнеллском университете М.Келли (Kelley) охарактеризовал в своем выступлении Программу полярной обсерватории (Polar cap observatory - РСО). Он отметил, что РСО - продолжение предшествующих усилий ННФ в данной области. До последнего времени ННФ поддерживал четыре подобных станции: одну - на магнитном экваторе, вблизи г.Лима в Перу; вторую - в окрестностях Аресибо (Пуэрто-Рико); третью - около г.Бостон, в штате Массачусетс, и четвертую - в Южной Гренландии. Первые две станции эксплуатируются Корнеллским университетом, еще одна -Массачусетским технологическим институтом и последняя - компанией "SRI international".

Исследования последних лет, подчеркнул свидетель, выявили настоятельную необходимость в организации изучения околополюсных областей Земли. Встал вопрос о создании обсерватории по исследованию верхних слоев атмосферы вблизи Северного магнитного полюса Земли. Полярная обсерватория, подчеркнул Келли, создает возможности по измерению электрического поля, возникающего от солнечного ветра, которое взаимодействует с магнитным полем Земли и проникает в верхние слои ее атмосферы. Полюса Земли - это регионы, в которых космические "штормы" ощущаются в первую очередь и производят наиболее радикальные сдвиги, но мнению свидетеля, РСО должна стать крупным вкладом в понимание "космической погоды" и позволит значительно повысить точность экологических прогнозов.

Программа РСО рассчитана на 30 лет. Ее инициаторы полагают, что за этот период обсерваторией смогут воспользоваться тысячи

исследователей. Келли сообщил, что PCO вызывает интерес у некоторых зарубежных стран: недавно Европейский консорциум (Норвегия, Швеция, Финляндия, ФРГ, Франция и Великобритания) завершил сооружение мощного радара на Шпицбергене, однако это место расположено далеко от полюса в отличие от канадской высокоширотной Арктики, где предполагается разместить PCO.

Последним свидетелем на слушаниях стал директор Национальной радиоастрономической обсерватории П. Ванден Баут (Vanden Bout). Тема его выступления - программа сооружения миллиметровой антенной решетки (Millimeter array - ММА). Он отметил, что этот проект является "наиболее приоритетным для астрономического сообщества США в области наземной астрономии".

ММА, сообщил свидетель, это радиотелескоп, включающий 40 антенн, каждая - 8 метров в диаметре. В совокупности они составляют единую установку с диаметром, меняющимся в диапазоне от 70 до 3 тыс. метров. Антенна работает на волнах от 0,4 до 3,0 мм. Сигнал обрабатывается специальным компьютером. Астрономы считают, что установка позволит изучать такие процессы, как формирование галактик, происхождение звезд и планет и т.п. (с. 270).

Коснувшись истории проекта ММА, свидетель отметил, что начало работ в данном направлении было положено в 1983 г., когда консультативный комитет ННФ представил рекомендации о поддержке исследований в области "миллиметровой астрономии", миллиметровая астрономия создана в США и "стала здесь ключевым звеном национальной программы в области радиоастрономии", Проекты ИР с использованием миллиметровой астрономии рассматривались на общенациональных семинарах, проведенных соответственно в 1985, 1987 и 1989 гг. В 1990 г. головная организация Национальной радиоастрономической обсерватории (Associated universities inc) представила в ННФ заявку на проект ММА. Эта заявка изучалась не только в ННФ, но и в специальном Комитете по астрономии и астрофизике при Национальном исследовательском совете (National research council - NPC). Последний отнес данное направление к высокоприоритетным проектам. В 1992 г. комитет передал план сооружения и развития ММА в ННФ. Два года спустя NSB передал проект

для дальнейшего изучения и планирования. Предусматривалось, в частности, сформировать консультативный комитет по ММА, провести в 1995 г. еще один научный семинар и организовать специальный консорциум "ММА development consortium" - MDC, в рамках которого действовали бы кроме ученых Радиоастрономической обсерватории специалисты из американских университетов.

В ходе предварительной подготовительной работы решался также вопрос о месте размещения ММА. Одно из предполагаемых и наиболее удобных - участок на востоке пустыни Атакама, в северной части Чили. Два года наблюдений показали, что это место - оптимальное. Размещение американской установки на территории зарубежного государства связано с определенными сложностями. Так, по чилийским законам, устанавливающим правила организации иностранных астрономических обсерваторий организаторы ММА должны получить от CONICYT (чилийского аналога ННФ) концессию на использование данного земельного участка.

Оценочные валовые затраты на ММА составляют 220 млн.долл., при условии что этап разработки начнется в 1998 г., а все сооружение будет завершено к концу 2005 г. По предварительному графику, на разработки должно уйти три года, на строительство -пять-шесть лет (с.277). В заключение свидетель отметил, что к ММА проявляют интерес Чили, Канада, Нидерланды, Испания и Мексика. При этом правительства трех последних стран уже готовы представить свои предложения о финансовом участии.

Отвечая на вопрос о возможной доле иностранных партнеров в финансировании ММА, Ванден Баут сообщил: "Мы рассчитываем на 1/4 - в затратах на строительство и на такую же долю в эксплуатационных расходах. Если удастся привлечь большее число партнеров, то указанная доля может вырасти до 50%" (с. 283).

Т. В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.