Научная статья на тему '99. 02. 021. Газеты русского зарубежья 30-40-х годов: "Новое слово" (Берлин, 1933-1944) и "Парижский вестник" (1942-1944)'

99. 02. 021. Газеты русского зарубежья 30-40-х годов: "Новое слово" (Берлин, 1933-1944) и "Парижский вестник" (1942-1944) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
518
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «99. 02. 021. Газеты русского зарубежья 30-40-х годов: "Новое слово" (Берлин, 1933-1944) и "Парижский вестник" (1942-1944)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ

1999-2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс серии 2.7

МОСКВА 1999

После смерти Газданова в 1971 г. (его похоронили на русском кладбище Сен-Женевьев-де Буа под Парижем) посмертная жизнь писателя продолжалась. Был посмертно опубликован незаконченный роман "Переворот". И Ласло Диенеш, первый исследователь творчества Газданова, вдохновленный занятиями в уникальном тогда семинаре (по литературе русской эмиграции) профессора В.М.Сечкарева в Гарварде, в 1975 г. посетил вдову писателя в Париже и убедил ее передать архив Газданова Гарвардскому университету (а Хотонскую библиотеку принять его на хранение). Вдова оставила себе личные документы писателя (свидетельство о рождении, паспорт и пр.) и фотографии.

Теперь, завершает свою статью Л.Диенеш, когда основные произведения Газданова опубликованы на Западе и в России, наступила пора более детального изучения учеными его архива, что уже в сущности и началось.

Т.И.Красавченко

99.02.021. ГАЗЕТЫ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ 30-40-Х ГОДОВ: "Новое слово" (Берлин, 1933-1944) и "Парижский вестник" (1942-1944).

Еженедельная газета "Новое слово" (Берлин, июнь 1933 -ноябрь 1944; № 1-680) выходила сначала по воскресеньям, а затем, с 1942 г. - два раза в неделю: по средам и воскресеньям. Была основана как независимая газета русской колонии в Германии, но финансировалась изначально ведомством А.Розенберга. С сентября 1934 г. главным редактором стал В М.Деспотули. Задачи газеты новый редактор видел в том, чтобы сказать "новое слово о старых задачах борьбы с большевизмом", вскрывать "роль иудеев в большевизме, связь их с масонством и разрушительную работу последнего". Воинствующий антисемитизм, антикоммунизм и борьба с масонством были идеологией издания все время его существования. Изрядную часть газетных полос долгое время занимали списки евреев, входящих в высшее руководство СССР, а также все прочие руководящие органы страны, с соответствующими комментариями редакции. Помимо этой своей главной деятельности газета также обсуждала проблемы русской диаспоры в разных странах, вела идеологическую войну с линией Милюкова и движением младороссов. Внешнеполитическая ориентация была,

разумеется, целиком германофильской. Война Германии с Советским Союзом рассматривалась как освобождение русского народа от большевистского гнета.

Идеологическую линию газеты определяли передовицы Деспотули и перепечатываемые из немецких газет речи Розенберга и Гитлера. Изредка руководящие статьи писали генералы В.Бискупский, А.фон Лампе и др. В качестве постоянных сотрудников выступали по большей части люди в газетном мире ранее не известные либо не очень известные: В.Плотников, М.М.Попелло-Давыдов, Л.Старицын, А.Славин, К.фон Альпен, Л.Андреевич, Л.Берг, ВЛрденвальд и т.д. В первые годы, да нередко и позже, авторы предпочитали подписываться псевдонимами и криптонимами. Громких имен было немного: Владимир Кадашев, Владимир Ильин, Ник.Брешко-Брешковский, Г.В.Немирович-Данченко, Борис Солоневич, Артур Лютер, позднее добавились И.Шмелев, И.Сургучев, Георгий Мейер, Р. Иванов-Разумник, Б.Филистинский (Б.Филиппов), Н.Бернер, Б.Ширяев.

Отдела культуры как такового в газете не существовало, и подбор литературных материалов был скорее случаен. Тем не менее, поскольку долгое время "Новое слово" было единственной русской газетой, выходившей в Германии, а в первые годы войны, до появления - "Парижского вестника" - практически единственной в оккупированной зоне Европы, кое-какой литературный материал ей удалось опубликовать.

Постоянно за литературными мероприятиями газета не следила и обстоятельной культурной хроники не вела, лишь изредка сообщая о некоторых событиях: вечерах И.С.Шмелева, вечере памяти Ф.В.Вейнберга и т.д.

Собственных литераторов не хватало, и в качестве беллетристики регулярно перепечатывались сатирические миниатюры из советских изданий: преимущественно Леонида Ленча, Арк.Бухова, В.Катаева, И.Ильфа и Е.Петрова, И.Меггера, В.Ардова, особенно же часто М.Зощенко. (Редакцию из-за этого даже заподозрили в советофильстве, и Деспотули вынужден был оправдываться, что делает это для того, чтобы читатели лучше представляли положение в Советском Союзе). То ли по "просьбам читателей", то ли в связи с развязавшейся войной с конца 1941 г.

перепечатки из советской прессы на страницах газеты больше не появлялись.

Набор рецензируемых книг был случаен, а сами крохотные рецензии напоминали скорее рекламно-пропагандистские аннотации. Вместо развернутых рецензий время от времени появлялись большие статьи о том или ином произведении. Так, Н.Полозов писал о сборнике статей Томаса Манна (1938, 23 января) и мемуарах атамана Г.Семенова "О себе" (1939, 5 марта), ВЛевитский - о новых книгах Л.Селина (1940, 17 ноября; 1941, 6 апреля), А.Пильнев - о "Повести непогашенной луны" Б.Пильняка (1942, 18 ноября), Ю.Терновой - о повести Н.Шпанова "Первый удар" (1944, 20 сентября).

Целям прямой и неприкрытой пропаганды служили в большинстве своем и почти все остальные литературные материалы. Чаще всего та или иная литературная тема использовалась лишь как повод для политических высказываний. Впрочем, были и исключения.

Одним из наименее ангажированных авторов газеты, регулярно и со знанием дела писавших на литературные темы, был Артур Федорович Лютер - критик, переводчик на немецкий язык Пушкина, Достоевского, Мережковского и др., автор изданной по-немецки "Истории русской литературы" (1924), московский профессор, оставшийся в Германии еще в 1914 г. и служивший старшим библиотекарем лейпцигской "Deutsche Bucherei". Его перу принадлежит ряд серьезных статей о литературе, выходящих за рамки чистой пропаганды: "Мережковский" (1935, 15 декабря); "Пушкин" (1937, 17 января); "Только о вещах..." <о книге С.Горного> (1937, 18 апреля); "Ганс Гардер" (1938, 3 апреля); "Пушкин в Харбине" <об альбоме фототипий "Пушкин и его время", выпущенном в Харбине под ред. проф.К.И.Зайцева> (1938, 24 июля); "Сигизмунд Радецкий" (1940,16 июня); "Новые немецкие книги о старой России" (1940, 28 июля); "Заветы Станиславского" <о немецком переводе "Моей жизни в искусстве"> (1940, 10 ноября); "Памяти М.Ю.Лермонтова (к столетию со дня кончины)" (1941, 27 июля). Кроме того, в 1938 г. в газете печатались главы из романа А.Лютера "Der damon", готовящегося к выпуску на немецком языке в Лейпциге. Вскоре после начала войны против СССР сотрудничество с "Новым словом" он прекратил.

Помимо бойких журналистских очерков, несколько статей на литературные темы опубликовал в газете Владимир Кадашев (Амфитеатров). В статье "Душный мир (о В.Сирине)" (1936, 29 марта), усматривая "исконный, метафизический порок сирийского подхода к творчеству" при виртуозном владении техникой, Кадашев спрашивал самого себя: "а не есть ли творчество этого высокодаровитого писателя, этого исключительно блестящего техника - сплошная и трагическая неудача?". Его перу принадлежат также статьи о скандале в парижском Союзе русских писателей -"Парижские тайны" (1937, 7 марта), о пушкинских днях в СССР -"Кухня ведьмы" (1937, 16 мая),, большая, растянувшаяся на три газетных подвала статья о повести А.Ремизова "Оля" - "Об одной милой Оле" (14 мая, 18 и 25 июня 1939), а также большой некролог -"Владислав Ходасевич" (1939, 2 июля).

Владимир Ильин также писал не только на политические, но и на литературные и культурфилософские темы: "Достоевский, как политический мыслитель" (1940, 20 октября), "Чудо архангельского мужика" <о Ломоносове> (1940, 24 ноября), "Масон, въехавший в русскую литературу" (1941, 19 января), "Трагедия европейской культуры" (1941, 9 февраля), "Сокровение и откровение" <о Розанове> (1941, 17 августа), "Защита культуры" (1942, 18 января) -"программа Гитлера по защите греко-римской культуры от коммунистического варварства", "Лирика Фета" (1942, 25 ноября) -к 50-летию со дня смерти.

Старейший сотрудник газеты, работавший в ней с первого дня, Андрей Иванович Бунге опубликовал среди прочего и несколько литературных материалов: статью "Вечер И.С.Шмелева" (1936, 11 октября), обзор "Новые книги нового русского издательства" (1939, 28 мая) был посвящен книгам В.М.Вонлярлярского "Мои воспоминания" (Берлин, 1939) и Мих.Спасовского "В.В.Розанов в последние годы своей жизни" (Берлин, 1939), вышедшим в берлинском "Русском национальном издательстве".

На литературные темы изредка писали также Александр Лясковский: "Горький" (1936, 22 декабря) - о запрещении его книг в Германии, "Пушкин - символ нации" (1937, 7 февраля), и Вячеслав Плотников (А.С.Домбровский): "Памяти М.ПЛрцыбашева (к 10-летию со дня кончины)" (1937, 28 февраля),

"Письма из Варшавы: Вечер "Литературного содружества" (1937, 21 марта).

Генерал В.В.Бискупский, в мае 1936 г. назначенный начальником Управления делами русской эмиграции в Германии, спустя некоторое время после вступления в должность задался целью объединения антибольшевистских эмигрантских сил. В 1938 г. он, дабы устранить "недовольство и междуусобицы русских политических групп", задумал подчинить газету своей организации под предлогом превращения ее "в орган печати национального фронта" провел переговоры с Гестапо, министерством иностранных дел и министерством пропаганды и подал записку со своими предложениями по реорганизации газеты руководителю восточного отдела Лейббрандту (ЦХИДК. Ф.1358. Дело ЗО.Оп.4. Ед.хр.118-131). В восточном отделе внимательно рассмотрели записку Бискупского и от реорганизации отказались, найдя существующее положение вещей, когда "газета подчиняется управлению Розенберга", более удовлетворительным. Бискупскому была предоставлена "возможность выбрать себе подходящих сотрудников для редколлегии", поскольку "сотрудничество широких русских кругов впрямь было бы желательно", а "редакция получила приказание воздерживаться от всей эмигрантской болтовни и от всех споров между отдельными группами" (ЦХИДК. Ф.1358, Дело 30. Оп.4. Ед.хр. 132-137).

Дело на этом не закончилось, Бискупский еще несколько раз пытался конкурировать с Деспотули во влияниях на умы, даже подавал в отставку, в 1941 г. газета едва не была закрыта, но затем немецкие власти пересмотрели решение, увеличили финансирование и расширили редакцию, в результате чего газета стала выходить два раза в неделю.

20 октября 1940 г. газета сообщила о том, что инициативная группа в лице И.Д.Сургучева, Н.Н.Брешко-Брешковского, Г.А.Мейера, Б.И.Ивинского, В.И.Горянского и др. приступила к созданию нового Объединения русских деятелей литературы и искусства. 10 ноября новая организация начала действовать, председателем Объединения был избран кн.А.Л.Церетели, а председателем сразу двух секций - писателей и журналистов, а также драматической - стал И.Д.Сургучев. Почти все члены Объединения вскоре на полтора года стали авторами "Нового слова".

Первая публикация И.Сургучева в газете - рассказ "Песок" (1940, 13 октября). Затем его заметки под общим заглавием "Парижский дневник" появлялись в газете с ноября 1940 по июнь 1942 г. (позже они перекочевали на страницы "Парижского вестника").

Часто печатал свои рассуждения на литературные темы Георгий Мейер, секретарь писательской секции нового Объединения: "Поручик Вулич" <к юбилею Лермонтова> (1940, 24 ноября), "Козьма Прутков (к 79-летию со дня кончины Его Превосходительства)" (1942, 25 января), "Неразгаданные лики и символы" <о Гончарове> (1942, 25 февраля), "Награжденный песнопевец" < Сталин в стихах Колычева и произведениях Ю.Германа> (1942, 4 марта), "Щедрин и большевики" (1942,

8 апреля).

И.Шмелев опубликовал рассказ "От обезьяны" (1942, 18 октября) и главу из эпопеи "Солнце мертвых" под названием "Чудесное ожерелье" (1942, 22 ноября).

Были напечатаны очерки В.Крымова "Время и люди" (1943, 4 июля), Ник.Брешко-Брешковского "У вчерашних белых рабов" (1941, 4 мая), В.Горянского "Пятая колонна" (1941,23 февраля, 2 и

9 марта) и др.

В газете публиковалось большое количество документальных материалов: воспоминаний, дневников людей, бежавших из Советской России. Все это были, как правило, обширные повествования, "главы из готовящейся книги", рассчитанные на несколько номеров, печатание которых растягивалось порой на месяцы, а то и годы. Первой из таких сенсаций стал "дневник беспризорника" Петра Малышева, опубликованный в 13 номерах под названием "Побег с Родины" (январь-апрель 1937). За ним последовали: "Записки священника" П.Нинина (январь-июнь 1938), "На советской каторге" Ник.Андреева (июнь 1938), "Это и есть большевизм" Ивана Иванова (январь 1942), "Письма с родины" Н.Февра (январь-март 1942), "Жизнь в оковах" И.Горского (февраль-март 1942), "Из моей записной книжки" ВА.Блюменталь-Тамарина (март-июль 1942), "Писательские судьбы" Иванова-Разумника (май 1942-май 1943), "Солнце восходит с Запада" И.Горского (май-июнь 1942), "Русская интеллигенция и большевизм" Ф.Никифорова (июль 1942), "По ухабам советской

культуры" (август-сентябрь 1942). Некоторые из них, в частности "Писательские судьбы" Иванова-Разумника, были позже опубликованы отдельным изданием.

Из других воспоминаний любопытны: "Мое знакомство с художником Поленовым (об одной Алексинской усадьбе)" В.Арсеньева (1939, 28 мая), "Шаляпин" Сергея Савинова (1941, 13 апреля), "За сорок пять лет (воспоминания старого журналиста)" Ник.Брешко-Брешковского (1942, 8 марта), "К.Д.Бальмонт (Памяти поэта)", опубл. за подписью И.А. (1943, 7 марта). Некрологами откликнулась газета на смерть Шаляпина (1938, 17 апреля), Мейерхольда (1938,6 февраля), Куприна (1938, 11 сентября).

2 ноября 1941 г. в газете публикуется очерк Н.В.Терлецкого "Дорога на Умань" - "первое произведение советского журналиста, предложившего свое перо "Новому слову". Начиная с этого времени среди авторов газеты появляется все больше бывших советских людей.

Советскую литературу и литературный быт в газете разоблачали неустанно, в том числе связывая и с еврейским вопросом в статьях И.Горского "Евреи и русская литература" (1942, 24 мая), Е.Борисов-Морозова "Еврей в русской литературе" (1944, 18 октября).

К.Бастиан в статье "Советская литература в профиль" (1943, 10 февраля) пришел к выводу, что в Советском Союзе "художественная литература перестала быть художественной"; исключения - Шолохов, Ахматова, Блок, Есенин, но как раз их советскими писателями можно назвать с большой натяжкой. Вместе с тем Виктор Ларионов в статье "Тихий Дон" (1940, 14 апреля) назвал роман Шолохова "самым выдающимся произведением не только послевоенного, но и предвоенного периода".

Впрочем, эмигрантскую литературу в газете тоже не очень жаловали. Особенно претил Париж, куда, "как в болото, стекаются из всех стран нашего рассеяния ручьи литературного творчества, ручьи часто чистые и свежие. Но, попадая в болото, сами заражаются зловонием, которое распространяет плотно засевшая там литературная клика, ведущая политику, ничего общего ни с русской литературой, ни с русской мыслью не имеющую" (1938, 20 марта).

Из всей литературы русского зарубежья редакция благоволила П.Н.Краснову, И.С.Шмелеву, К.Д.Бальмонту, харбинскому писателю Н.А.Байкову. Об их новых книгах и мероприятиях с их участием в газете иногда сообщалось. В 1936 г. были напечатаны фрагменты романа Г.Гребенщикова "Чураевы", - это была одна из немногих перепечаток в газете прозы несоветского автора.

Большинство остальных эмигрантских авторов вызывали у авторов "Нового слова" неприязнь. Так, нелестно отозвался о творчестве Набокова Андрей Гарф в статье "Литературные пеленки" (1938, 20 марта): "Пусть "стильно", "ярко", "красочно", - но паноптикум остается паноптикумом, выдуманные восковые уродцы покрываются пылью, а живая жизнь идет мимо". Схожее мнение о Набокове высказала и Евгения Березина в статье "Тени дня" (1940, 7января): "как чудесно и как пусто <...> без души".

Г.Сафонов в статье "Закат Монпарнаса" не без удовлетворения констатировал прекращение "выродившегося" парижского искусства (1941, 12 января), а Аркадий Власенко в статье "Пузыри на болоте" (1942, 18 января) с недоумением вспоминал о "футуристических пузырях на болоте русской литературы".

У футуристов нашлись и защитники, правда им приходилось отстаивать свои пристрастия. В статье "Маяковский" (1944, 11 октября) Вячеслав Казанский утверждал, что "по духу своего творчества Маяковский принципиально враждебен сталинской эпохе", а в статье "Хлебников" (1944, 5 ноября) писал: "Русская национальная литература будет навеки благодарна Хлебникову, как своеобразному реформатору языка и пророку, который задолго до торжества большевизма почувствовал сердцем, каким злом явится для России так называемый "новый строй".

Изредка газета обращала внимание и на иные литературы. Г.Сафонов информировал читателей о литературной жизни в США: "Джонни не нужна война" (1941, 22 июня), Николай Федоров - о литературе Хорватии: "Хорватский Тургенев" <Ксавер Шандор Джальский> (1941, 6 апреля), "Литература новой Хорватии" <Миле Будак, МаркЧович> (1942, 4 февраля).

Валентин Горянский в статье "Деревня снова поет" (1942, 25 марта) писал о частушках. Николай Февр в статье "Воскресение русского слова" (1942, 5 апреля) обращал внимание на русские

газеты оккупированной территории ("Новый путь", "Псковский вестник", "Голос Крыма" и др.).

Несколько раз на страницах газет возникала фигура Горького. Александр Лясковский в статье "Горький" (1936, 22 декабря) разбирал причины запрещения книг писателя в Германии. За подписью Проф. Соловецкий появилась статья "Максим Горький на Соловках" (1944, 18 июня) о визите 1929 г. Кроме того были опубликованы статьи А.3айцева "Максим Горький и иудеи" (1943, 16 мая), А.Ковского "Максим Горький о жидоболыневизме" (1944, 18 октября).

Но более всего оскорбляла редакцию литературная деятельность Ильи Оренбурга. К этой фигуре газета возвращалась несколько раз. Публицисты "Нового слова" обрушивали на голову советского писателя всю силу сарказма, на которую только они были способны: Стэт - "Илья Григорьевич - гениальный пропагандист" (1943, 3 марта); Иван Корсаков - "Авантюрист" (1944, 13 сентября), Михаил Октан - "Открытое письмо Илье Оренбургу" (1944, 20 сентября).

С уходом главных литературных сил в "Парижский вестник", со смертью В.Кадашева и А.Бунге газета окончательно потускнела, стала более однообразной. Почти все литературные материалы откровенно слабы, новых имен много, но все они незначительны:

С.П.Рождественский, Анатолий Стенрос, Иван Кириллов, Виктор Морт, Виктор Ларионов, Вл. Волошин, П.Александров, Алексей Ивановский, Вас.Осокин, В.Р.Алферов.

Не только критические статьи, но и рассказы все больше напоминали рядовую журналистику с литературным оттенком. Литература привлекалась как фон, как повод для идеологических высказываний.

Сотрудничество с газетой Дм.Рудина началось с публикации двух больших циклов статей о советском искусстве: "Искусство и большевики" (май-июнь 1943) и "Театр и большевики" (август-октябрь 1943). Позднее он регулярно поставлял газете большие полосные материалы на литературные темы: "И.С.Тургенев" (1943, 8 сентября.), "Ф.М.Достоевский" (1943, 29 декабря), "Сергей Есенин" (1944, 5 января), "Поэзия доблести" <о Гумилеве> (1944, 15 марта), "Н.В.Гоголь" (1944, 4 июня), "Русская женщина" <об

Ахматовой> (1944, 25 июня), "Небо в алмазах" <о Чехове> (1944, 2 августа).

Несколько юбилейных статей напечатал в газете К.Шуманский: "Поэт мысли (к столетию со дня кончины Е.А.Баратынского)" (1944, 12 июля), "Леонид Андреев (к 25-летию со дня кончины)" (1944, 20 сентября), "Ницше (к столетию со дня рождения)" (1944,18 октября), "П.И.Мельников-Печерский (к 125-летию со дня рождения)" (1944, 5 ноября).

С.Левицкий, помимо чистой публицистики, напечатал в газете статьи "Забытый пророк <о Константине Леонтьеве>" (1941, 5 октября), "Владимир Соловьев" (1943, 3 февраля), "Коллективная этика" (1943,14 февраля), "Артур Шопенгауэр" (1943, 10 марта), "О диалектическом материализме" (1943, 14 апреля), "Марксизм и фрейДизм" (1943, 27 октября).

Последние ценные приобретения газеты - Б.Филистинский (позднее печатавшийся под псевдонимом Борис Филиппов) и Н.Бернер.

Б.Филистинский опубликовал в газете статью "Лирика Федора Сологуба (Забытый юбилей)" (1943, 24 ноября), а также ряд очерков мемуарного характера: "О родине и большевизме" (1943, 31 октября), "Русский Леонардо да Винчи в концлагере" <о П.Флоренском> (1943, 14 ноября), "Портрет современника" (1944, 20 февраля), "Подпольные кружки молодежи в СССР" (1944, 27 февраля), "Северная нефть (из воспоминаний заключенного)" (1944,5 марта). "Встреча" (1944, 8 октября).

Н.Бернер опубликовал статью "Максимилиан Волошин" (1944, 17 сентября), сопроводив ее подборкой стихотворений поэта. В статье "Поэзия за рубежом" (1944, 1 ноября) он рассмотрел эмигрантские стихи военных лет, придя к выводу: "ПЬд пластами тьмы не была до конца уничтожена русская культура - она страшно пострадала, обмелела, как река жизни, и все же пути русской литературы и русской поэзии не пресеклись до конца".

Б.Ширяев напечатал в газете очерк о Соловках "Последняя заутреня" (1943, 25 апреля). Виктор Морт регулярно печатал рассказы, этюды и зарисовки из цикла "Советская семья", Сергей Широков - из цикла "Пять лет по советским тюрьмам и каторгам".

Из других материалов литературное содержание имеют статьи Вадима Соколова "Ломоносов" (1940, 9 июня), Н.Лунева

"Пророческое творчество" <о Достоевском> (1944, 13 и 17 сентября), Е.Тарусского "29 милых братьев: Лицейские товарищи Пушкина (1944, 27 февраля), С.Северского "Жидовствующий профессор" <о Бердяеве> (1938, 23 октября).

Прочая культурная жизнь отражалась на страницах газеты скудно. Шахматный раздел вел Павел Спенглер, Деспотули регулярно писал заметки о театральных событиях, Р.Энгель - обзоры "Русская музыка в Берлине" (1940,4 февраля, 11 августа) и статьи на музыкальные темы "П.И.Чайковский" (1940, 5 мая), "Памяти Рахманинова" (1943-, 7 апреля). О живописи и кино вспоминали преимущественно к юбилеям, либо в целях борьбы с коммунизмом: Дэн "Покрасневший Вертинский" (1937, 14 февраля), Е.Борисов-Морозов. "Русский фольклор и большевики" (1943, 4 апреля), А.Зайцев. "Г.И.Нарбут (1886-1920)" (1943, 26 мая), Л.Мелик. "В.И.Качалов (к 45-летию Московского художественного театра)" (1943, 29 августа), Т.Вадковская. "Гений русской музыки" <о Чайковском> (1943, 14 ноября), К.Шуманский. "А.Н.Римский-Корсаков (к столетию со дня рождения)" (1944, 19 апреля) и др.

Н.Вербовский в статье "Искусство кино-штампа" (1944, 8 марта) писал о советском кино. По его мнению, большевики окончательно подчинили себе кино к 1927 году, в результате скоро покинули страну режиссеры Инкижинов, Оцеп и др., а талантливые Пудовкин, Довженко, Протазанов, Пырьев были вынуждены прекратить работу, либо снимали слабые пропагандистские фильмы.

Ряд статей был посвящен состоянию русского языка: "Русский язык" Ник.Ермакова (1937, 7 февраля), "Эмигрантский язык" Николая Федорова (1941, 12 января), "Тяжелобольной" ВлЛбданк-Коссовского (1941, 2 марта), "Советский язык" Дм.Рудина (1943,26 мая) и др.

Газета прекратила существование в ноябре 1944 г.

Выходившая по воскресеньям еженедельная газета "Парижский вестник" (14 июня 1942 - 12 авг. 1944:, № 1-112) была основана приказом Militaibefehlshabeü in Frankreich от 21 апреля 1942 г., когда Комитет взаимопомощи русских эмигрантов во Франции был реформирован в Управление делами русских эмигрантов во Франции под руководством Ю.С.Жеребкова. Редакция "Парижского вестника" стала одним из отделов

Управления и придерживалась его идеологии. В этом отношении "Парижский вестник" мало отличался от берлинского "Нового слова".

Писали передовицы и определяли идеологическую линию газеты члены редакции, а также руководители Управления и РОА -Ю.С.Жеребков, П.Н.Богданович, О.Пузино, Н.В.Пятницкий, Вл.Абданк-Коссовский, П.Н.Краснов, С.Н.Краснов, А.А.Власов, Н.Н.Головин и др.

Так же, как и "Новое слово", "Парижский вестник" публиковал большие циклы статей и отдельные очерки о жизни в Советском Союзе и в эмиграции: "Баллада о тюрьме" Николая Анина (ноябрь 1943 - январь 1944), "Жизнь под пятой большевизма" Николая Мельникова (май-июнь 1944), "Россия в изгнании" Вл.Абданк-Коссовского (февраль-июль 1944). "Советское строительство" Бориса Филистинского (1944, 19 февраля).

Гораздо лучше, чем в берлинской газете, освещалась культурная жизнь. О театре регулярно писали Сергей Лифарь, Александр Бенуа, Александр Плещеев, о музыке - Николай Куров. В.Иринин опубликовал большую, на три газетных подвала, полумемуарную статью "Кинематограф" (1944, 22 и 29 апреля, 6 мая), Н.Н.Евреинов - статью "Своя семья (к открытию "Театра русской драмы)" (1943, 23 октября).

В качестве авторов в газете печатались большей частью бывшие сотрудники "Возрождения" и "Меча". А.Ренников вел рубрику "Маленький фельетон", как делал это ранее в "Возрождении".

Изрядную часть литературных материалов поставляли газете члены созданного в 1940 г. Объединения русских деятелей литературы и искусства (так называемого "сургучевского Союза писателей"). Газета публиковала стихи Валентина Горянского, Н.Туроверова, Марии Волковой, Марии Нижерадзе, Николая Станюковича, Дм.Крачковского, прозу И.Сургучева, И.Шмелева, Г.Евангулова, А.Ренникова, А.Величковского, статьи и очерки П.Краснова, Г.Мейера, Б.Ивинского, Н.В.Пятницкого, С.Лифаря, А.Дурасоваидр.

Чаще всех печатался в "Парижском вестнике" руководитель литературной секции Объединения И.Сургучев. Помимо "Парижского дневника", который периодически появлялся на

страницах газеты с июля 1942 по июнь 1943, он опубликовал также ряд рассказов и очерков: "Картина Короткова" (1942, 9 августа), "Медаль" (1942, 20 сентября, 4 октября), "Эллин" (1942, 25 октября), "Праздник праздников" (1943, 24 апреля), "Рим" (1943, 31 июля, 14 и 28 августа), "Нищий" (1943, 9 октября), "Среди людей" (1943, 23 октября), "В метро" (1943, 6 ноября), "Случай во Флоренции" (1943, 27 ноября), "Пасха в Мессине" (1944, 15 апреля).

И.Шмелев опубликовал несколько глав из книги "Лето Господне" (1942, 19 и 26 декабря; 1943, 9 и 30 января), рассказы "Чортов балаган" (1942, 6 сентября), "Рождество в Москве: Рассказ делового человека" (1944, 8 января), "Почему так случилось" (1944, 15 и 22 апреля) и статью о стихах Ив.Новгород-Северского "Певец ледяной пустыни" (1943, 23 октября).

8 января 1944 гида газета напечатала под названием "Большевизм и человечество: Посмертная статья Д.С.Мережковского" текст выступления по радио скончавшегося три года назад писателя.

Наиболее квалифицированным критиком "Парижского вестника" был Георгий Мейер. Он опубликовал в газете несколько литературоведческих статей, в том числе объемное исследование "Бунтующие" герои Пушкина" (1942, 12, 19 и 26 декабря) и статью о незавершенных произведениях Грибоедова "Пропавшие трагедии" (1942, 6 сентября). Исследуя в статье "Символизм и большевизм" (1942, 28 июня) духовные истоки этих движений, он пришел к выводу: "Российские декаденты и символисты, за исключением, конечно, Иннокентия Анненского, лишь по недоразумению причисленного к этому кругу чуждых ему людей, бесспорно подготовили почву для воцарения нынешних властителей России".

Георгий Евангулов, кроме журналистских заметок, опубликовал рассказ "Двойная судьба" (1942, 11 октября) и статью "К.Д.Бальмонт (к годовщине смерти)" (1944, 22 января).

Помимо стихов Николая Туроверова в газете было напечатано его объемное литературно-историческое произведение "Конец Суворова" (сентябрь-октябрь 1942).

Начиная с августа 1943 г. в газете под псевдонимом Николай Анин регулярно публикует статьи и очерки офицер РОА, не пожелавший раскрыть свое настоящее имя. Среди них несколько статей на литературные темы: об Ахматовой - "Ленинградские

ночи" (1943, 21 августа), о советской сатире и советских анекдотах -"Сатана смеется" (1943, 4 сентября), "Зависть" (1943, 27 ноября), "Очарованная душа (студенческая быль)" (1944, 20 и 27 мая).

Вскоре на страницах газеты появляются произведения других бойцов и офицеров РОА: рассказ Вас.Осокина "Последний прыжок" (1943,25 сентября, 2 октября), стихи Н.Волжского и др.

Обзоров текущей литературы и программных литературных статей в газете появилось мало. В.Унковский в статье "Советская литература" (1943, 6 марта) подразделил всех писателей в СССР на несколько групп: помимо дореволюционных писателей, не сумевших или не захотевших эмигрировать, есть еще "попутчики", "возвращенцы", "советские барды" и "нейтралы". По-настоящему интересны лишь первые и последние, ибо "писатель не смеет избирать стезю человеконенавистничества и якшаться с палачами".

Ю.Терновой в статье "Поэзия той стороны (заметки о советских стихах)" (1944, 4 марта) оценил творчество советских поэтов весьма низко, хотя и отметил проблески настоящей поэзии у некоторых авторов, несмотря на жесточайший террор, из-за которого именно эти стихи считаются несозвучными эпохе".

Несколько раз газета обращалась к жизни и творчеству Горького. Повести "Мать" посвятил статью "Страничка из прошлого" (1942, 12 июля) Георгий Мейер отметив, что не зря "все более или менее заметные литературные критики и писатели неизменно отзывались о ней с величайшим презрением". В.Блюменталь-Тамарин написал о Горьком статью под названием "Певец большевизма" (1943, 23 января). Позже из "Нового слова" была перепечатана статья за подписью Проф.Соловецкий "Максим Горький в Соловках" (1944, 12 августа, см. "Новое слово", 1944, 18 июня).

23 октября 1943 г. под названием "Встречи с Толстым" и за подписью Юс были опубликованы воспоминания о том, как Л.Толстому исполняли "Крейцерову сонату" в классическом варианте.

Хроника литературной жизни отражалась на страницах газеты очень избирательно. В статье "Ростки жизни (журнал "Современник")" (1943, 11 сентября) Н.Пятницкий приветствовал первый номер нового симферопольского журнала, в котором были опубликованы произведения Шмелева, Бальмонта и Волошина.

С.Позднышев в статье "Памяти поэта" (1943, 30 января) откликнулся на смерть кн. Федора Николаевича Касаткина-Ростовского, В.Унковский посвятил памяти поэта статью "Смерть Бальмонта" (1943,30 января).

Из прочих материалов к литературе имеют отношение статьи Н.Ливчака "Вишневый сад": Литературно-критический очерк" (1943, 13 ноября), Н.В.Пятницкого "Северное сияние. Чудо Ломоносова. 1711-1765" (1944, 8 апреля). Георгия Инсарова "Русский Фауст (Ф.И.Тютчев)" (1944, 6 мая) и "Огненный столп: Н.С.Гумилев" (1944, 15 июля), А.Величковского "Леонардо да Винчи и Ломоносов" (1942, 26 июля).

К осени1944 г. газета прекратила существование.

О.А.Коростелёв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.