РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
4
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 98.04.001 -98.04.099
МОСКВА 1998
неоэкономической модели, ибо обладает огромной этнонациональной палитрой, широким спектром религиозно-этических блоков, огромным пластом духовного развития в сочетании с мощным интеллектуальным потенциалом" (с.87). Центральным атрибутом неоэкономической модели являются этноэкономические системы, анализу формирования которых посвящен пятый раздел работы.
В заключение автор формулирует свою основную идею превращения России с этноэкономическую систему мирового класса. По его мнению, будущее России, основа ее национального величия лежат на путях гармоничного симбиоза передовой научно-технологической и интеллектуально-духовной сфер, воспроизводства на этой основе качества жизни личности, семьи, общества, этносов, наций, что открывает новые горизонты цивилизационного развития, дает глубинную основу для его устойчивости, отхода от техногенного изматывания постиндустриализма2 (с. 125). Развитие России должно выстраиваться в контексте мировых тенденций к сближению народов, интернационализации, переплетения и взаимообогащения всех сфер жизни. Центральное звено этого процесса — геоэкономика. Успехи России в этой сфере коренным образом преобразуют социально-экономическую ситуацию, обеспечат гармоничное проведения курса реформ.
В приложении к работе излагается концептуальный вариант внешнеэкономической доктрины и стратегии России (структурированная форма), а также представлены основные критерии . формирования российских организационно-функциональных и управленческих структур.
Л.А. Зубченко
98.04.087-088. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ. (Сводный реферат).
1. HIRST Н. The global economy - myth and realities // Intern, affairs.-L„ 1997,- Vol.3, N 3. - P.408-426.
2. SCHÖLTE J.Global capitalism and the state // Intern, affairs.- L., 1997,-Vol.73, N3,-P. 427-452.
В статье (1) профессора колледжа Беркбек (Birkbeck) Лондонского университета отмечается, что существующее представление о глобализации экономики, основанной на
существовании мировых рынков и транснациональных компаний (ТНК), не соответствует реальности. По его мнению, в мировой экономике по-прежнему доминируют три центра экономической власти (триада): Западная Европа, Северная Америка и Япония. За пределами этой триады высокие темпы экономического роста и увеличение потоков иностранных инвестиций наблюдаются лишь в небольшом количестве развивающихся стран (РС). Вместе с населением стран ОЭСР элита новых индустриальных стран (НИС) составляют лишь небольшую часть мирового населения. Что касается ТНК, то лишь немногие из них имеют действительно транснациональный характер, большинство же является многонациональной компанией (МНК) со штаб-квартирой в одной из стран, входящих в триаду.
Представление о глобализации мировой экономики основывается на факте роста объемов мировой торговли и международных инвестиций. С начала 80-х годов действительно происходит рост этих показателей, однако, замечает автор, это явление существовало и в прошлом. Автор выделяет три периода высоких темпов роста объемов международной торговли и инвестиций: 1870-1974 гг.; с конца Второй мировой войны до нефтяного кризиса 1973 г.; с начала 80-х годов. Вопреки существующему мнению об отсутствии в первые два периода угрозы национальному суверенитету, автор утверждает, что автономия государств была менее полной, поскольку государства зависели от международных организаций в большей степени, чем принято считать.
С 1945 г. роль гаранта международных организаций, обеспечивающих валютную стабильность, открытость торговли и экономический рост, приняли на себя США. Это был период расцвета автономии национальных экономических политик. Однако эта автономия была возможна лишь в условиях эффективной системы наднационального экономического управления. В начале 80-х годов мировая экономика, обладавшая определенной неустойчивостью, вызванной плавающими валютными курсами и либерализацией движения капитала, в некоторой степени регулировалась действиями Группы семи. В последующие годы осуществлялись меры по регулированию банковских систем и усилению координации деятельности центральных банков. Возросло регулирование торговли
на региональном уровне, а также через ГАТТ него преемницу ВТО. Возможно, пишет автор, регулирование мировой экономики не было адекватным, но оно препятствовало распаду мировой экономической системы и проявлению губительных для экономического роста последствий, вызванных неустойчивостью и неопределенностью.
Некоторые эксперты считают современную мировую экономическую систему в высшей степени нестабильной, несущей в себе возможность катастрофы, аналогичной мировому кризису 1929 г. По мнению автора, наиболее вероятной реакцией на этот кризис (если он произойдет) будет усиление тенденции к образованию экономических блоков типа ЕС. Эту гипотезу подтверждает тот факт, что в настоящее время в мировой торговле и мировом ВВП доминируют три блока. Однако существование различий в национальных интересах великих держав (например, США и Японии) является главным препятствием на пути управления мировой экономикой. В то же время, замечает автор, мировая экономика не является эффективной самоуправляющейся системой, для обеспечения своего функционирования она нуждается в соответствующих государственных институтах.
С начала 80-х годов мировая торговля растет более высокими темпами, чем мировой объем производства, а в 1983-1990 гг. международные инвестиции растут в 3 раза быстрее торговли (1, с.415). Международные прямые инвестиции циркулируют главным образом между блоками триады: более 90% международных зарубежных инвестиций ограничиваются странами с 1/4 мирового населения (1, с. 415). 100 млрд. долл. иностранных инвестиций, помещенных в 1993 г. в экономику новых индустриальных стран (НИС), соответствуют 3% иностранных инвестиций в экономику блоков триады (1, с.416).
Автор считает, что международные инвестиции нельзя подчинять действию рыночных сил, они нуждаются в регулировании. Необходимо увеличить потоки прямых зарубежных инвестиций в беднейшие РС, чтобы сократить зависимость последних от иностранной помощи, слабо влияющей на объем производства. Изменение направления потоков международных инвестиций возможно либо путем установления умеренных налогов на иностранные инвестиции в странах триады (таким образом может быть создан фонд для инвестирования в беднейшие РС), либо путем
введения общего режима льготных налогов для компаний из стран ОЭСР, инвестирующих в беднейшие РС.
Некоторые экономисты утверждают, что ключевой аспект глобализации связан не с торговлей или инвестициями, а с принятием общей практики и стандартов. Этот процесс глобализации осуществляется посредством деятельности ТНК, оперирующих в различных странах в соответствии с общей стратегией компании. В таком утверждении, пишет автор, есть элемент истины, однако данные свидетельствуют о том, что большинство ТНК является по сути не транснациональными, а многонациональными компаниями, имеющими штаб-квартиру в одной из стран триады и сеть филиалов в других странах. Такие ТНК заинтересованы, главным образом, в высоких темпах экономического роста и процветании страны происхождения, они регулируются законами этой страны, получают в своей стране льготы и государственную поддержку. В большинстве ТНК высшее руководство в основном состоит из представителей страны происхождения и несет на себе печать национальной деловой культуры. 100 крупнейших ТНК из списка журнала Форчун "во время кризиса 70-х годов получали поддержку со стороны промышленной и торговой политик страны происхождения, а 20 из них не выжили бы без непосредственной поддержки своих правительств (1, с. 419). Между тем ТНК в собственном смысле не связаны со страной происхождения, они представляют собой неустойчивые образования, не пользуются преимуществами страны происхождения, их деятельность зависит только от игры рыночных сил.
До либерализации движения капитала в начале 80-х годов правительства сохраняли реальную власть над финансовыми рынками. Валютный контроль ограничивал зарубежную деятельность торговлей и долгосрочным инвестированием. Теперь ежедневный объем продаж на мировых финансовых рынках превышает 1 трлн. долл. (1, с.420). В начале 80-х годов валютные резервы промышленно развитых стран (ПРС) превышали объем ежедневных продаж валюты на мировых рынках, а к 1995 г. они сократились до половины этой величины. В настоящее время, пишет автор, остро стоит проблема контроля над международными финансами. Многие государства признают необходимость координации финансовых политик.
В статье Я. Шольте (2) рассматривается взаимосвязь между процессом глобализации и ролью государства. В отличие от
распространенной концепции глобализации как
Интернационализации и/или либерализации "автор рассматривает ее как "распространение наднациональных и сверхтерриториальных отношений". Процесс глобализации находит свое проявление во многих сферах общественной жизни. Для удобства анализа объединяет эти проявления в шесть групп: 1) развитие средств коммуникации (воздушный транспорт, телефон, компьютерные сети, радио, телевидение); 2) увеличение числа и расширение сфер деятельности многочисленных организаций - предприятий, общественных и регулирующих организаций; 3) развитие мировых рынков товаров и услуг; 4) возникновение мировых финансовых рынков; 5) изменения в окружающей среде, выходящие за пределы государственных границ и вызванные антропогенными факторами;6) объединение людей, живущих в разных странах по религиозному, расовому, национальному признаку.
Автор отмечает, что процесс глобализации оказывает влияние на развитие капитализма. Глобальные рынки создают новую экономию на масштабах производства и возможности для увеличения прибыли. Сегментация рынка в современных условиях в большей степени определяется различиями между покупателями, чем страновыми различиями" (с.434). На практике, пишет автор, глобализация не всегда удовлетворяет ожидания предпринимателей, однако стремление к завоеванию рынков стимулирует процесс глобализации. Вторым фактором, способствующим развитию глобализации, является стремление к сокращение производственных расходов пуем использования Глобальных источников" материалов, компонентов, оборудования и услуг, т. е. приобретение их по минимальным ценам в любой стране мира. Расходы на транснациональную координацию производственного процесса оказываются ниже разницы в ценах. В некоторых случаях компании используют возможности глобализации для размещения различных стадий производственного процесса в разных странах (исследовательские центры, производство деталей, сборка, контроль качества и т.д.). Такие глобальные предприятия имеют место в производстве автомобилей, кожаных изделий, спортивного инвентаря, оптических изделий, потребительской электроники.
Критики процесса глобализации часто подчеркивают, что он увеличивает безработицу в ПРС и ухудшает условия для работающих, 24-5790
повышая таким образом социальное напряжение. По мнению автора, это положение нуждается в дополнительном исследовании. С ростом транснациональных связей в капиталистическом производстве происходит смещение центра тяжести с традиционной торговли и отраслей промышленности к обладанию неосязаемыми активами — финансами, информацией и средствами связи, которые также создают прибыль.
Существенным изменением в капиталистическом производстве, вызванным _ процессом глобализации, является развитие Глобальных" или Транснациональных" компаний, не имеющих ни территориальных, ни государственных границ для своей деятельности. В настоящее время на долю внутрифирменной торговли ТНК приходится около 40% мировой торговли (2, с. 437). Кроме ТНК, в условиях глобализации растет численность стратегических альянсов" предполагающих развитие сотрудничества между юридически самостоятельными единицами. Часто подобные объединения приводят к полному слиянию компаний. Число межнациональных слияний достигло в 1995 г. примерно 6000 (2, с. 437). В результате существования стратегических альянсов, слияний и поглощений в условиях Глобализирующегося "капитализма во многих отраслях производства наблюдается рост концентрации собственности и власти, что приводит к изменению условий конкуренции. Небольшое число крупных компаний доминирует в мировом самолетостроении4, производстве электрооборудования, средств телесвязи и др. отраслях. 300 крупнейших ТНК контролируют 70%прямыхинвестиций и около 1/4 -1/Змировых корпоративных активов (2, с.438).
Четыре десятилетия развития процесса глобализации привели к формированию олигополистической структуры мировой экономики. Приспосабливаясь к условиям глобализации, современный капитализм создал новые формы управления глобальной экономикой - такие межгосударственные объединения управленческих элит, как Международная торговая палата, которая существует с довоенного времени, но в последние годы значительно расширила свою деятельность; Международная ассоциация операторов на рынках ценных бумаг; Международный комитет стандартов бухгалтерского учета и др.
Существенное влияние глобализация оказала на финансовую сферу капиталистической экономики. Прежде финансовые операции осуществлялись почти исключительно в рамках отдельных государств. Международные кредиты и операции с заграничными облигациями носили двусторонний характер. В настоящее время связь между деньгами и государственной территорией ослабела. В электронных потоках национальная валюта циркулирует за пределами страны с той же легкостью, что и внутри ее. Возникают формы денег, не связанные с определенной страной: специальные права заимствования, евро. Современная финансовая активность состоит преимущественно из зарубежных операций и сделок, которые не могут быть привязанными к конкретным странам. В 1995 г. свыше 9 трлн. долл. мировых банковских активов принадлежало нерезидентам стран, где был открыт счет (2, с. 439).
Такие же тенденции наблюдаются на рынках ценных бумаг и дериватов. Компании выпускают и продают свои акции на всех крупнейших фондовых рынках мира, сделки некоторых осуществляются по телефону и через компьютерные сети.
Благодаря глобализации общество, по мнению автора, становится более капиталистическим, чем когда-либо. Оценивая роль государства в условиях капитализма на стадии глобализации, автор отмечает существование общих характеристик, несмотря на существенные различия в реакции отдельных государств на процесс глобализации.
1. Государство продолжает существовать и не наблюдается тенденции к его упразднению. Большинство государств в конце этого века увеличило свой бюджет, выплаты по заработной плате и уровень регулирования, хотя объем государственной собственности в некоторых случаях сократился. В то же время возросла роль государств в создании норм и правил регулирования транснационального функционирования капитала.
2. Уровень государственного суверенитета снижается. Суверенитет означает, что государство обладает полной и исключительной властью над территориальной юрисдикцией, оно управляет всеми областями общественной жизни и не делит эту власть ни с другими государствами, ни с другими центрами управления. Процесс глобализации снизил значение государственного суверенитета, связанного с категорией территориальности.
Сверхтерриториальный капитализм лишил государство полного и исключительного контроля над национальной валютой и финансовыми рынками. ТНК регулярно нарушают суверенитет государства, уклоняясь от выплаты налогов с помощью системы трансфертных цен. Государство практически лишилось возможности проводить в одностороннем порядке комплексную макроэкономическую политику (макроэкономические задачи часто ставятся перед группой стран). Уменьшение суверенитета, пишет автор, не означает тенденции к упразднению государства, оно свидетельствует лишь о том, что государство не может суверенно осуществлять контроль над глобальной экономикой.
3. Создание сверхтерриториального электората. До процесса глобализации государство почти исключительно представляло интересы территориального электората. В условиях глобализации государство становится ареной сотрудничества и конкуренции между территориальными и сверхтерриториальными интересами. В этих условиях задачей государства является создание соответствующего климата для частного предпринимательства. Оно представляет собой 'Переходную зону от глобальных к национальным экономическим сферам "(2, с. 446).
4. Снижается вероятность войн в результате процесса транснационального накопления прибыли. Побочным результатом сверхтерриториального расширения электората является сокращение вероятности межгосударственных войн. Цель войны — осуществление контроля над определенной территорией. Вызванная глобализацией размытость территориальных границ лишает межгосударственные военные действия смысла. В то же время возрастает вероятность внутригосударственных военных столкновений на национальной или религиозной основе, а также между сторонниками структурных изменений и оппозицией.
5. Тенденция к сокращению уровня социальной защиты граждан. Увеличение доходов за счет граждан других государств ограничивает возможности государства выполнять свои функции по социальной защите. В наибольшей степени страдают такие виды социальной защиты, как пособия по безработице, различного рода пенсии. Практически ни одно правительство в конце 90-х годов не может открыто заявить о проведении программы радикального перераспределения богатства. Многие из них утверждают, что
растущее неравенство доходов и богатства является неизбежным побочным результатом роста экономической эффективности.
6. Рост многосторонних межгосударственных связей. В условиях глобализации снижение уровня государственного суверенитета сопровождается ростом многосторонних государственных организаций, включающих региональные торговые соглашения, организации ПРС (ОЭСР, Группа семи), организации PC (Группа 77, ОПЕК и др.) Кроме того, существуют многосторонние организации на глобальном уровне - МВФ, МБРР, ВТО и др. Многосторонние отношения являются средством, с помощью которого государства коллективно осуществляют глобализацию капитала. Например, инициативы ГАТТ и ВТО способствовали созданию условий, в которых происходит развитие международных рынков и международного производства. В результате деятельности МВФ и МБРР открылся доступ к глобальному капиталу PC и бывшим соц. странам. С помощью системы многосторонних отношений государства получают возможность осуществлять контроль за международным процессом накопления прибыли (правда, это относится, в основном, к ПРС).
7. Возникновение препятствий для развития внутригосударственной демократии. Процесс глобализации представляет собой угрозу для демократического правления. Международные рынки, производство, деловые и финансовые организации легче, чем государственные избегают демократического контроля.
В заключение автор отмечает, что вопреки многим утверждениям, глобальные рынки не способствуют упразднению государства. Государства развивают отношения тесной взаимной зависимости и связей с другими агентами капитализма. Однако в результате глобализации в последнее десятилетие несколько изменилась суть государства: снизился уровень его суверенитета, увеличилось население за счет жителей других государств, сократилась угроза межгосударственных войн, снизился или "заморозился" уровень социальной защиты, расширилось участие в многосторонних соглашениях, уменьшился демократический потенциал общества.
H.H. Иванова