Научная статья на тему '98. 03. 025. Льюис А. , пескетто Дж. Банковская сфера ЕС и США в 90-х годах Lewis A. , Pescetto G. EU and us banking in the 1990s. L. : Academic Press, 1996. XIV, 213 P. bibiliogr. : P. 193-204'

98. 03. 025. Льюис А. , пескетто Дж. Банковская сфера ЕС и США в 90-х годах Lewis A. , Pescetto G. EU and us banking in the 1990s. L. : Academic Press, 1996. XIV, 213 P. bibiliogr. : P. 193-204 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕС СТРАНЫ И США - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ / ЕС СТРАНЫ БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО / США БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 025. Льюис А. , пескетто Дж. Банковская сфера ЕС и США в 90-х годах Lewis A. , Pescetto G. EU and us banking in the 1990s. L. : Academic Press, 1996. XIV, 213 P. bibiliogr. : P. 193-204»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.2

рефераты 98.03.001-98.03.090

МОСКВА 1998

вертикальных связях между подразделениями, подвергнется серьезной модификации. Все подразделения внутри банка будут строиться по функциональному признаку, а число прежних функциональных "штабов" будет сокращено до трех — ревизионного, кадровых вопросов и счетоводства (бухгалтерии). Все остальные функции "штабов" будут выполняться горизонтальными структурами в децентрализованном порядке. В области обработки информации банки все больше будут полагаться на собственные персональные компьютеры, чем на услуги расчетных центров, осуществляющих обработку информации в централизованном порядке.

Использование помещений и пространственная организация рабочих мест. Ни мелкие ячейки, ни просторные офисы не отвечают требованиям, предъявляемым к рабочему месту будущего. Скорее всего это будет некая комбинация и тех и других. Применение смешанных форм работы (в офисе и на дому), работа на месте с клиентом и использование информационной технологии приведет к превращению "власти" бюро в своеобразный "бизнес-клуб". Будущий офис будет все больше выполнять функции средства коммуникации между сотрудниками и руководством. Работники банка не будут больше привязаны к определенному рабочему месту — они будут приносить с собой на работу свои контейнеры с принадлежностями, чтобы на свободном для подключения месте работать со своей информационной системой. Изготовители офисной мебели должны будут учитывать эти изменения и станут соучастниками создания более благоприятной атмосферы, которая должна дать больше возможностей для коммуникаций, взаимодействия, встреч, творчества и мотиваций.

Б.А.Жебрак

98. 03. 025. ЛЬЮИС А., ПЕСКЕТТО Дж. БАНКОВСКАЯ СФЕРА ЕС И США В 90-Х ГОДАХ

LEWIS A., PESCETTO G. EU and US banking in the 1990s. - L.: Academic press, 1996. - XIV, 213 p. - Bibiliogr.: P.193-204.

Сотрудники Университета штата Нью-Йорк (США) и Университета Брюнел (Великобритания) рассматривают структурные изменения, стратегию и тенденции развития банковской сферы в условиях глобализации и европейской интеграции, процессы усиления конкуренции, ведущие к появлению новых финансовых

инструментов и универсализации банков, а также эволюцию системы государственного регулирования в странах Европейского союза (ЕС) и США.

Авторы отмечают возникновение в высокой степени инновационной среды и развитие конкуренции на основе дифференциации продукции, ведущей к существенным изменениям структуры банковского сектора США и ЕС. Крупные европейские банки стремятся проводить политику укрепления конкурентоспособности по отношению к банкам США и Японии. Имеет место интенсивный процесс банковских слияний, повышающий уровень концентрации в банковском секторе отдельных стран. Развиваются различные формы сотрудничества, в том числе на основе взаимного владения акциями путем их обмена.

За последние годы большинство европейских банков перешли в своей маркетинговой стратегии с ориентации на спрос к ориентации на предложение. В 80-е годы на первый план выдвигалась важность быстрой реакции на изменения условий спроса и появляющиеся рыночные возможности. Возникли тенденции к переключению стратегического внимания от маркетинга продукта к маркетингу потребителя и к попыткам извлечения прибыли за счет рыночной сегментации; от финансового посредничества к обслуживанию на основе определения наиболее прибыльных рыночных ниш на международных рынках; от процентной маржи к комиссионной оплате. Однако на практике осуществление такой стратегии оказалось не столь легким и предложение не всегда успевало за спросом. Многие банки испытывали трудности в освоении новых продуктов, причем, главным образом, из-за недостатка профессиональных кадров, что привело к росту их оплаты. Перераспределение банковских ресурсов с традиционных видов деятельности на освоение новых продуктов породило ситуацию нестабильности, падения роли старых источников доходов. В этих условиях, а также при нестабильности финансовых рынков некоторые банки были вынуждены перейти к более традиционной стратегии.

Инновационный процесс, в значительной мере усиленный благодаря новым информационным технологиям, с одной стороны, и политикой дерегулирования, с другой, способствовал снижению некоторых операционных издержек, освоению новых видов обслуживания потребителей, новых финансовых инструментов

(долгосрочные ценные бумаги с индексированными процентными ставками, ссуды с колеблющимися процентными ставками, финансовые фьючерсы и опционы, свопы и т.д.), повлиял на структуру банковских активов и операций.

Структура банковского сектора ЕС характеризуется следующими данными. В 1989 и 1992 гг. банки стран-членов ЕС, входящие в число 1000 крупнейших мировых банков и составляющие в нем одну треть по численности, сконцентрировали более одной трети активов 1000 банков. Доля крупнейших банков Японии также составляла примерно одну треть, однако она снижалась, тогда как доля европейских банков росла. В то же время средний объем активов банков ЕС (28,5 млрд.долл. в 1992 г.) был значительно меньше, чем у японских (66,7 млрд.), но больше, чем у американских (14,8 млрд.) банков (с.26). Таким образом, в сравнении с банковским сектором Японии в Европе и тем более в США остается место для роста концентрации. В то же время взятый в целом банковский сектор ЕС отличается меньшим уровнем концентрации по сравнению с Японией и США. В 1992 г. 10 крупнейших банков ЕС имели 27% совокупных активов банков ЕС, включенных в список 1000; для Японии этот показатель составил более 50% и для США — более 40%, причем в двух последних случаях он имел тенденцию к росту (с.27).

Банковский сектор многих европейских стран характеризуется наличием нескольких очень крупных и значительным числом более мелких, локальных и специализированных банков. Эта структура в определенной мере отражает структуру потребителей финансовых услуг. Авторы прогнозируют формирование паневропейских специализированных банков, ориентированных либо на определенные категории продуктов, либо на определенные сегменты клиентуры. Эти банки получат выгоду от интеграции, поскольку европейское поле деятельности даст им возможность получить требуемый размах и диверсифицировать риск.

Банковская индустрия США насчитывает более 12 тыс. учреждений и отличается высокой степенью концентрации. Еще большей концентрацией характеризуется ее международная деятельность: на долю 12 банков приходится 75% всех международных банковских операций американских банков (с.93). Избыток мощностей и высокий уровень издержек способствовали сокращению количества банков за последние несколько лет. Несмотря на волну

слияний, авторы считают маловероятной эволюцию банковской системы США в направлении олигополистической структуры, подобной европейской. Однако ее фрагментарная структура будет меняться и подвергаться постепенному процессу дальнейшей концентрации.

Роль коммерческих банков США значительно возросла в 70-80-х годах, что было связано с ростом международной торговли и появлением новых индустриальных стран, испытывавших потребности в иностранном капитале. В 90-х годах произошло сокращение международных операций под влиянием кризиса задолженности, обострения внутренних проблем и снижения роли посреднической деятельности. Это общая тенденция, но американские банки оказались лидерами в переключении использования своих средств с традиционного предоставления ссуд на менее рискованные виды деятельности, в частности, на покупку государственных ценных бумаг. Авторы отмечают, что американские банки вынуждены обратить большее внимание на проблемы прибыльности и адекватности ресурсов капитала. Чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке, они должны выбрать определенную нишу, осуществить дифференциацию и решить, обслуживать ли мир традиционными видами услуг, опираясь на масштабы своих ресурсов, либо специализироваться на обслуживании отдельных категорий клиентуры, географических районов или на осуществлении некоторых функций.

Крупные банки, так называемые финансовые центры, расположенные в Нью-Йорке, Чикаго и на Западном побережье, испытывают растущую конкуренцию со стороны региональных и суперрегиональных банков, которые укрепляют свои позиции и могут превратиться в эффективных розничных операторов, действующих в общенациональном масштабе, по мере устранения законодательных барьеров для межштатной банковской деятельности. Перед банками США стоит задача снижения издержек и восстановления прибыльности, необходимой как в качестве прямого источника дополнительных ресурсов капитала, так и для возобновления доступа к рынкам акционерного капитала. Им также предстоит повысить уровень обеспеченности капиталом, чтобы соответствовать нормативам, установленным органами международного регулирования, и этот процесс уже набирает силу. Авторы также

9-5206

прогнозируют развитие тенденции к универсализации коммерческих банков США по мере ослабления имеющихся ограничений. Учитывая активность небанковских финансовых институтов, банкам должно быть разрешено диверсифицировать свои портфели, что также приведет к снижению риска. Банки не смогут привлечь клиентов, если не предложат обслуживание, не уступающее по качеству своим конкурентам.

Национальные банковские рынки во всем мире становятся более интегрированными. Как следствие, меняется характер конкуренции и структура банковской индустрии. Этот процесс и будущая конфигурация банковского сектора экономики зависят от ряда факторов, в том числе от фактора эффективности. Необходимость повышения эффективности считается одной из главных причин банковских слияний, за которыми следуют рационализация сети отделений и экономия на технологических инвестициях. Достоверность этого утверждения весьма важна для антитрестовской политики. Однако выводы различных исследований в основном сводятся либо к отсутствию существенных улучшений эффективности в результате слияний, либо к тому, что важнейшим условиям повышения эффективности после слияния являются управленческие способности партнеров. Эти выводы, однако, не означают отсутствия возможности снижения административных расходов в результате слияния.

Останавливаясь на проблеме конкуренции, авторы отмечают, что в ситуации, когда институциональное регулирование мешает свободному проявлению конкурентных сил, эффективное равновесие не может быть достигнуто. С открытием национальных банковских рынков в рамках ЕС теория олигополистической конкуренции не может объяснить возможные структурные изменения. В условиях свободного вхождения иностранных банков на национальные рынки более пригодна для этой цели теория оспариваемого рынка, основная черта которого состоит в том, что поведение фирм на нем зависит не от их числа в отрасли, а от условий вхождения в отрасль и выхода из нее. Если вхождение свободно, а выход не связан с затратами, то фирмы-участники, даже будучи крупными и могущественными, вынуждены действовать почти так же, как в ситуации совершенной конкуренции. Такой рынок стремится к эффективности, поскольку, во-первых, заставляет неэффективных производителей покинуть

отрасль и, во-вторых, заставляет фирмы отрасли производить такой объем продукции, при котором средние издержки минимальны, чтобы предотвратить вхождение потенциальных конкурентов.

Эта теория коренным образом меняет взгляды на оценку монопольной власти. Она объясняет также, почему рост крупных банков не ведет с неизбежностью к подавлению конкуренции. Крупный банк можно рассматривать как многопродуктовую фирму, испытывающую различную интенсивность конкуренции на различных рынках. Если его рост сопровождается диверсификацией продукции, что обычно и происходит, поскольку банк стремится к новым возможностям извлечения прибыли, то этот рост не ведет к усилению монопольной власти банка на отдельном специализированном рынке, а вызывает усиление конкуренции на рынках, новых для данного банка. Практика свидетельствует, что фирмы, действующие в области финансового обслуживания, избегают специализации и стремятся поставлять несколько продуктов или услуг.

Из теории оспариваемого рынка вытекают важные выводы для регулирования отрасли, поскольку на таком рынке приемы недобросовестной конкуренции, в том числе в области ценообразования, не могут быть использованы. Регулирующий орган, поэтому, может не следить столь тщательно за политикой ценообразования, а сосредоточиться на том, чтобы отрасль сохраняла черты оспариваемого рынка. Из всех видов регулирования этой задаче не соответствует лишь регулирование, ограничивающее конкуренцию, в двух его основных формах: контроля вхождения в отрасль, в том числе на основе условий лицензирования, и ограничений ценовой конкуренции, таких как пределы процентных ставок или сумм платежей по депозитам. В настоящее время регулирующие органы склонны допускать большую свободу конкуренции даже в банковском секторе. В этих условиях характер оспариваемого рынка в банковском деле становится столь же важным, как и в других отраслях, фактором определения равновесной отраслевой структуры и обеспечения эффективности.

Структуры банковских систем ЕС и США имеют существенные различия. Европейские банки следуют германской модели универсального банка. В таких странах, как Германия, Великобритания, Франция, в банковской индустрии доминируют

крупные банки, имеющие сеть отделений, охватывающую всю страну. Логическим результатом процесса создания в Европе свободного рынка финансовых услуг и межнациональных банковских слияний станет дальнейшая концентрация банковского дела и появление в долгосрочной перспективе нескольких сверхкрупных паневропейских банков.

Хотя в США наблюдается тенденция к географической диверсификации, структура банковской системы остается фрагментарной - с точки зрения как количества банков, так и их географической сферы деятельности, - и не приемлющей универсализации. Кроме того, расширяется присутствие небанковских институтов, не ограниченных ни в географических масштабах деятельности, ни в дифференциации продуктов и становящихся серьезными конкурентами коммерческих банков. Это положение является следствием различий в банковском регулировании. Американская система регулирования остается более жесткой и ограничительной в отношении видов финансовой деятельности по сравнению с системой, предложенной в рамках ЕС, которая устанавливает минимум стандартов ведения дел и требований к финансовым индикаторам стабильности. Критики американской системы требуют устранения ограничений, препятствующих эффективной конкуренции банков США с иностранными финансовыми учреждениями. Это относится к отмене принудительной финансовой специализации и ограничениям географической диверсификации, поскольку всякая специализация должна быть результатом действия экономических сил, а не правительственных директив.

Общая тенденция в США и ЕС состоит в повышении степени открытости финансовой системы для международной конкуренции. Ускорение интернационализации банковского дела должно послужить фактором повышения устойчивости финансовых систем за счет диффузии потерь, возникающих в результате крупных финансовых катастроф или банкротств. Сотрудничество национальных регулирующих органов в деле регулирования международной банковской деятельности должно в конечном счете привести к разработке условий согласованного регулирования. Пример такого сотрудничества имеет место в области требований к

адекватности ресурсов капитала. Другая инициатива предполагает сближение множественных схем страхования депозитов.

Выравнивание банковского регулирования будет способствовать дальнейшей глобализации индустрии финансовых услуг в целом. В то же время оно придаст банкам США больший потенциал конкурентоспособности и возможность пользоваться выгодами универсализации банковского дела.

И.Г.Минервин

98.03.026. ШРЁДЕР К., ПИПЕР Б. ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМАТИЧНОЕ

САНИРОВАНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ.

SCHRODER К., PIEPER D. Osteuropas Bankensystem: Problematische Sanierung u. Privatisierung der Staatsbanken. Sechs Transformationslander im Vergleich.- Baden-Baden: Nomos, 1996. - S.9-71.

В книге немецких авторов рассматривается банковская система стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Авторы считают ошибочным распространенное мнение о том, что в трансформирующихся странах ЦВЕ (Болгария, Польша, Румыния, Словацкая республика, Чешская республика и Венгрия) самые трудные задачи экономического и политического реформирования уже решены. Хотя есть безусловные успехи в различных областях, всем этим странам ещё необходимы значительные реформы в области управления, в правовой системе и в финансовом секторе.

Осуществленный в начале преобразований перевод монобанковской системы времен плановой экономики в двухступенчатую систему центрального банка (ЦБ) и коммерческих банков стал лишь первым шагом в создании финансового сектора, способного удовлетворить запросы децентрализованно управляемой экономики. Авторы отмечают, что ни одна из реформируемых стран не похожа на другую, ни одна не является безусловно ведущей. Денежные, финансовые и валютные рынки являют собой типичный пример политического соревнования в интеграционном процессе.

Банковская система Болгарии

Развитие болгарской банковской системы в переходный период происходило в направлении двухступенчатой банковской системы по западному образцу. В результате проведения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.