2001.01.030-032. ПРОБЛЕМЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА СТРАН ЕВРОПЫ. (Сводный реферат).
1. WALTER I. Financial services strategies in the euro-zone // Europ. management j. - L., 1999. - Vol.17, № 5. - P.447-465.
2. Shrinking horizons // Banker. - L., 1999. - Vol.149, № 883. - P.34-36.
3. L’inexorable restructuration des banques europeennes // Problemes econ. -P., 1999. - № 2617. - P.3-9.
Эксперты из США и Западной Европы анализируют основные причины и направления структурной перестройки европейского рынка финансовых услуг, сравнивая ее с аналогичными процессами в США.
Наиболее важным изменением в современной глобальной финансовой системе, отмечает И.Уолтер (1), является введение в ЕС с начала 1999 г. новой единой валюты евро, что дало новый импульс структурной перестройке банковского сектора Европы, который продолжается с разной степенью интенсивности с начала 90-х годов.
Структура банковского сектора Европы быстро меняется под воздействием интеграции финансовых рынков и новых технологий, облегчающих транснациональные взаимопроникновения и объединения кредитно-финансовых учреждений. Хотя в отдельных странах, например во Франции и Португалии, по-прежнему преобладают националистические настроения и политика поддержки национальных банков, в целом европейская банковская система движется в одном направлении к формированию объединенного рынка с однородной структурой банковского сектора в разных странах. Основная тенденция структурной перестройки банковского сектора - формирование трех основных категорий кредитно-финансовых учреждений: сравнительно небольших групп, объединяющих участников из разных стран; местных и региональных банков; участников рынка, занимающих конкретную нишу.
В настоящее время между крупнейшими банками отдельных стран ЕС наблюдается жесткая конкурентная борьба. Именно структурная перестройка на уровне крупнейших банков сейчас определяет специфику перестройки всего банковского сектора Европы. Эксперты считают, что победителями из этой “борьбы гигантов” выйдут сравнительно небольшие группы панъевропейского типа, объединяющие 10 и менее участников. Однако не все участники таких групп будут европейцами. В них войдут и кредитно-финансовые учреждения США.
По данным английского журнала “Banker”, в 1998 г. собственный капитал 500 крупнейших банков Европы составил 745,4 млрд. долл. (2, с.36). Из этой суммы на банки отдельных стран приходилось: Германии -19,0%; Великобритании - 16,5; Франции - 14,2; Италии - 10,6; Бенилюкса - 9,9; Швейцарии - 7,9; Испании - 7,7; Скандинавских стран - 4,9; Австрии - 2,0; стран Центральной Европы - 1,8; прочих стран -5,5%.
Среди первых 20 банков Европы в 1998 г. были: пять банков Великобритании, пять - Франции, четыре - Германии, три -Нидерландов, два - Швейцарии и один - Испании (2, с.34).
По числу банков, вошедших в список 500 крупнейших банков, лидирует Германия - 98. Ее банки имеют и самый высокий удельный вес в общей сумме собственного капитала 500 крупнейших банков - 19%. На 36 банков Великобритании, включенных в список, приходится 16,5% собственного капитала 500 крупнейших банков; на 18 банков Франции -14,2%, в то время как на 81 банк Италии - всего 10,6% (2, с.36).
В список 500 крупнейших вошли также банки других стран: Испании - 47 банков, Швейцарии - 37, Великобритании - 36, стран Скандинавии - 30, Бенилюкса - 22, Австрии - 21, Франции - 18, стран Центральной Европы - 52 и т.д. (2, с.34).
Плотность банковской сети в Европе остается более высокой, чем в США, несмотря на интенсивные процессы концентрации и на сокращение числа банковских агентств во всех странах ЕС (кроме Италии). Практически во всех странах в 90-е годы наблюдалось сокращение общего числа кредитно-финансовых учреждений и одновременно увеличение доли на рынке пяти крупнейших банков.
Степень концентрации в банковском секторе Европы выше, чем в США, где доля пяти ведущих банков в совокупных активах всех банков во второй половине 90-х годов достигла всего 16% (против 9% в 1990 г.), хотя количество кредитно-финансовых учреждений уменьшилось сильнее, чем в Европе, - на 19%.
По показателю собственного капитала первое место в Европе в 1998 г. занимала французская группа SG+BNP+Paribas - 27 млрд. евро. Далее шли: HSBC (Великобритания) - 26 млрд., UBS/SBC (Швейцария) -20 млрд., Deutsche Bank (Германия) - 17 млрд., Credit Suisse Group (Швейцария) - 13 млрд., Barclays Bank (Великобритания) - 12 млрд., Natwest (Великобритания - 12 млрд. и т.д. (3, с.9).
Финансовые посредники, в отличие от других хозяйствующих субъектов, отмечает И.Уолтер (1), очень чувствительны к малейшим изменениям в экономической среде. Поэтому важнейшей функцией банковских менеджеров является тщательное отслеживание всех параметров, характеризующих состояние экономической среды, и внесение соответствующих корректировок в стратегические приоритеты.
Для выработки компетентной стратегии, направленной на создание и поддержание высокоэффективного финансового бизнеса в зоне евро, необходимо учитывать основные движущие силы и тенденции динамики европейского финансового рынка. Факты свидетельствуют, что европейский финансовый рынок характеризуется сравнительно высоким динамизмом и потенциалом развития как с точки зрения структурных сдвигов, так и в отношении спектра оптовых и розничных финансовых услуг.
Значительный потенциал в области оптовых финансовых услуг связан с формированием единого рынка государственных облигаций, объединившего национальные рынки, а также с развитием единого рынка корпоративных ценных бумаг. Потенциал розничных финансовых услуг в зоне евро базируется на быстром увеличении численности различного рода финансовых посредников, в том числе на местном и региональном уровнях, которые используют традиционные и нетрадиционные стратегии продвижения своих продуктов.
В секторе финансовых услуг в Европе, как, впрочем, и в США, накопилось избыточное количество капитала и слишком много занятых. Это является глубинной основой процесса реструктуризации кредитнофинансовых учреждений в обоих регионах. По-видимому, в Европе этот процесс будет достаточно длительным, особенно в сфере розничных финансовых услуг, поскольку здесь значительное место занимают государственные и кооперативные организации. Из-за затягивания структурных сдвигов в Европе структурная перестройка в США, вероятно, будет сравнительно менее жесткой.
Статистические данные свидетельствуют о существенных различиях в процессе реструктуризации финансового сектора стран ЕС и США с точки зрения внутристрановых слияний кредитно-финансовых учреждений. Так, по объему слияний США значительно опережали Европу, в том числе почти в 2,5-3 раза по слияниям банков и инвестиционных компаний и почти в 2 раза - страховых компаний, хотя экономический потенциал европейского региона сопоставим с
потенциалом США. Европа опережала США по объему слияний, связанных с приобретением банками страховых компаний, что, по-видимому, обусловлено традиционной популярностью в Европе банковского страхования и отсутствием правовых барьеров для такой деятельности банков.
Структура трансграничных слияний кредитно-финансовых учреждений США и стран ЕС также различается. Наибольший объем слияний кредитно-финансовых учреждений США с учреждениями других стран приходится на приобретение инвестиционными компаниями зарубежных инвестиционных компаний (в частности, английских торговых банков) и страховыми компаниями - зарубежных страховых компаний. Для слияний внутри Европы больше характерны объединения учреждений одной специализации (коммерческих банков с коммерческими банками, инвестиционных компаний с инвестиционными компаниями и т.д.). При слияниях европейских кредитно-финансовых учреждений с учреждениями других стран (главным образом США и Японии) также доминируют объединения организаций одной специализации.
Среди финансовых посредников в странах зоны евро традиционно значительный вес имеют коммерческие банки, страховые компании и сберегательные учреждения. В 1998 г. на их долю приходилось 85% всех активов кредитно-финансовых учреждений против 40% у аналогичных учреждений в США. Учитывая тенденцию к изменению структуры финансовых посредников, которая развивается во всех промышленно развитых странах, можно прогнозировать более драматичные по сравнению с США последствия сокращения в Европе доли традиционных банковских посредников.
В этой связи традиционные финансовые посредники должны, прежде всего, выработать эффективную стратегию сокращения текущих расходов и увеличения доходов. Объединение рынков европейских стран на основе евро первоначально создало всем хозяйствующим субъектам, в том числе и финансовым посредникам, дополнительные возможности для экономии на масштабе производства. Однако одновременно беспрецедентного уровня достигла и конкуренция между компаниями стран зоны евро, которая должна привести к отбору наиболее эффективно работающих кредитно-финансовых посредников и существенному сокращению числа конкурентов.
В связи с расширением масштабов слияний в европейском секторе финансовых услуг возобновились дискуссии об оптимальных размерах кредитно-финансовых учреждений. Поскольку сектор финансовых услуг относится к числу отраслей с высокой долей расходов на основной капитал, то в принципе слияния кредитно-финансовых учреждений ведут к экономии таких расходов. Однако этой экономии противостоит рост накладных расходов, в частности на содержание административного аппарата, увеличивающегося штата менеджеров и т.п.
Сравнение крупнейших банков Европы и США показывает, что по суммарным активам 20 первых европейских банков превосходят первые 20 банков США (в 1998 г. 7270 млрд. долл. против 3100 млрд.), т.е. по активам средний европейский банк крупнее американского (1, с.452). Однако по показателям рыночной капитализации, собственного капитала и прибыльности американские банки опережают европейские. Иными словами, европейские банки, будучи более крупными, чем американские, тем не менее не являются более эффективными.
Для большинства банков и небанковских кредитно-финансовых учреждений стран зоны евро (за исключением самых мелких) экономия на масштабе имеет сравнительно небольшое значение. Подтверждением тому служит тот факт, что большое число мелких и средних финансовых посредников предпочитает объединяться в кооперативы или иные схожие организационные структуры, позволяющие достигать экономии на масштабе без полного объединения активов. Крупные слияния в зоне евро в ближайшие годы вряд ли будут способствовать экономии на масштабе, хотя могут иметь другие позитивные эффекты.
Среди возможных эффектов слияний банков выделяются две формы экономии на масштабе - “экономия издержек” (cost economies) и “экономия доходов” (revenue economies). Они отражают выгоды двух сторон, участвующих в процессе купли-продажи финансовых продуктов и услуг - соответственно продавца и покупателя. “Экономия издержек” возникает у продавца благодаря возможности использовать передовые или усовершенствовать имеющиеся технологии. Однако не исключаются и “дезэкономии издержек”, т.е. их увеличение, как следствие безынициативности, отсутствия ответственности и творческого подхода у руководства, а также увеличения размера бюрократического аппарата банка.
“Экономия доходов” возникает у покупателя в случае, когда его затраты на приобретение разнообразных финансовых продуктов и услуг
у одного продавца (включая затраты на поиск, информацию, мониторинг, заключение контракта и т.д.) ниже соответствующих затрат при приобретении тех же продуктов и услуг у нескольких продавцов. Потребитель, таким образом, экономит свои средства, сохраняет часть своих доходов.
Многопрофильные финансовые учреждения примерно равного размера, имеющие сходный перечень продуктов и услуг, могут сильно различаться по уровню издержек на единицу продукта. Основными причинами этого являются уровень производительности и эффективности использования рабочей силы и капитала, имеющихся технологий, а также система организации и управления, стимулирования инициативы и вознаграждения служащих. Эмпирические исследования свидетельствуют, что существенные различия в структуре издержек банков примерно одинакового размера связаны скорее с той стратегией развития, которую банки выбирают, чем с их размером или специализацией на определенных продуктах и услугах. Исследования структуры издержек банков США в 90-е годы показали, что наиболее эффективно, с наименьшими издержками работают банки, проводящие стратегию концентрации (слияний) на региональном уровне.
Европейские финансовые учреждения, действующие в зоне евро, должны в будущем не только стремиться к достижению экономии на масштабе, но и к доминированию на рынке. К сожалению, рыночные структуры Европы издавна характеризуются несовершенством и практикой периодических картельных соглашений в разных отраслях промышленности. Это несовершенство не обошло и финансовый рынок. Ключевым стратегическим направлением развития зоны евро должно стать формирование конкурентной структуры рынка финансовых услуг. Сейчас в целом для европейского финансового рынка характерна тенденция к олигополистической структуре, хотя во многих европейских странах финансовые услуги остаются достаточно сильно монополизированными.
Уровень рыночной концентрации на финансовом рынке зоны евро различается в сфере оптовых и розничных услуг. В сфере оптовых финансовых услуг в настоящее время идет процесс последовательной перестройки в направлении конкурентной рыночной структуры, что соответствует тенденции на глобальном финансовом рынке. Иначе развиваются события в сфере розничных финансовых услуг. Здесь ярко выражена тенденция к концентрации на местном и региональном
уровнях. Введение евро и формирование единого европейского финансового пространства, ликвидируя препятствия для проникновения на местные и региональные рынки новых конкурентов, в том числе из стран ЕС, создают возможность изменения структуры европейского рынка розничных финансовых услуг. Именно так произошло в США после отмены в 90-е годы ряда ограничений банковой деятельности, применявшихся в отдельных штатах.
Г.В.Семеко