Научная статья на тему '2000. 01. 050. Плион Д. Модель банка будущего. Plihon D. Quel modele de banque pour l'avenir? // plihon D. les banques: nouveaux enjeux, nouvelles strategies. P. , 1998. P. 161-175'

2000. 01. 050. Плион Д. Модель банка будущего. Plihon D. Quel modele de banque pour l'avenir? // plihon D. les banques: nouveaux enjeux, nouvelles strategies. P. , 1998. P. 161-175 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО - ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / НОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - БАНКОВСКАЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ БАНКИ И БАНКОВСКОЕ ДЕЛО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2000. 01. 050. Плион Д. Модель банка будущего. Plihon D. Quel modele de banque pour l'avenir? // plihon D. les banques: nouveaux enjeux, nouvelles strategies. P. , 1998. P. 161-175»

2000.01.050. ПЛИОН Д. МОДЕЛЬ БАНКА БУДУЩЕГО.

PLIHON D. Quel modele de banque pour l’avenir? // Plihon D. Les banques: Nouveaux enjeux, nouvelles strategies. - P., 1998. - P.161-175.

Французский исследователь анализирует основные характеристики банка ХХІ в., основываясь на тенденциях развития банковской сферы в течении двух последних десятилетий.

Процесс финансовой глобализации и формирование мировой “банковской индустрии”, по мнению многих экономистов, способствуют стандартизации национальных банковских систем и появлению единой, доминирующей модели банка. Французский банкир А. де Кармуа (H. de Carmoy) считает, что такой моделью станет банк, ориентирующийся исключительно на максимизацию доходов акционеров, или “банк-дивиденд” (banque-dividende). Банки такого типа уже появились в США и Великобритании. В стратегии таких банков приоритет отдается захвату наиболее прибыльных сегментов банковского рынка, тщательному контролю издержек и доходности операций, установлению предельно точных тарифов на услуги, “прозрачности” бухгалтерской отчетности, поиску оптимальных размеров банка в ходе процесса концентрации. Благодаря этим стратегическим принципам, “банк-дивиденд” достигает в длительной перспективе высокого уровня доходности собственного капитала - 15-20% (с.162).

Автор считает концепцию де Кармуа недостаточно обоснованной, ставя под сомнение тезисы об оптимизации размера банка на основе процесса концентрации, об уровне доходности и доминировании в будущем рассматриваемой модели банка. По его мнению, происходящие в последние годы в большинстве промышленно развитых стран (ПРС) широкомасштабные слияния кредитно-финансовых учреждений и формирование “мегабанков” создают ошибочное впечатление, что таким путем банки достигают оптимальных для господства на рынке размеров. Современные исследования показали, что господствующие позиции банка определяются не столько его размером и численностью конкурентов, сколько возможностью свободного доступа на рынок и ухода с него. Кроме того, принцип экономии на масштабах нельзя распространять на все виды банковской деятельности, поскольку многие банковские услуги и продукты не поддаются анализу с точки зрения издержек. Банки могут добиваться повышения доходности за счет расширения клиентуры и диверсификации своей деятельности более эффективно, чем путем увеличения своих размеров.

Размер банка не является абсолютным критерием его прибыльности. Об этом свидетельствует успешная работа и высокая доходность многих средних банков, например, в Германии и Франции. Поэтому, считает автор, вряд ли следует ожидать в будущем исчезновения средних банков. В структуре банковского сектора по-прежнему будут присутствовать банки разных размеров. Однако одновременно будет развиваться процесс втягивания средних банков в сферу влияния крупных банковских групп, которые станут основными структурообразующими элементами банковского сектора.

Автор считает нереальным достижение банками своей доходности на уровне 15-20% в условиях, когда среднегодовые темпы роста ВВП большинства ПРС не превышают 2-3%. Согласно экономической теории, если процентные ставки (отражающие уровень доходности капитала) длительное время превышают темпы роста производства, то экономика оказывается в состоянии дефляции. Исследования подтверждают депрессивное воздействие завышенных процентных ставок на экономику. Даже в условиях благоприятной экономической конъюнктуры успешно развивающиеся компании не могут длительное время поддерживать темпы роста добавленной стоимости, опережающие темпы роста ВВП. В банковском секторе завышенная норма рентабельности может привести к сокращению предложения кредитов, что ухудшит общее состояние экономики. Поэтому автор считает реальным поддержание в долгосрочном плане доходности банков в среднем на уровне 5%. Уровень доходности в 15-20% приемлем лишь для самых крупных, транснациональных банков.

По мнению автора, модель “банк-дивиденд” вряд ли станет единственной в будущем. В настоящее время банковские системы ПРС сильно диверсифицированы: в одних странах значительную роль играют банки с государственным капиталом и региональные банки, контролируемые местными органами власти (Германия), в других (США, Великобритания, Франция) - кооперативные банки и банки взаимных сбережений. В Германии около 50% рынка кредитов и депозитов приходится на долю сбербанков, тогда как доля классических коммерческих банков не превышает 25% (с.164-165). Структура банковского сектора постоянно меняется, однако направления изменений различаются по странам. Так, в некоторых странах отмечается тенденция к сокращению сферы деятельности кооперативных банков и банков взаимных сбережений. В частности, в Великобритании жилищно-

строительные кооперативы с 1997 г. стали менять свой статус и акционироваться. Во Франции кооперативные банки и банки взаимных сбережений берут под свой контроль коммерческие банки, в результате чего формируются смешанные банковские группы. Диверсификация банковских учреждений сохранится и в будущем, поскольку останутся в силе такие ее причины, как разнообразие запросов клиентов, невыгодность некоторых услуг для коммерческих банков и т.д., а также поскольку диверсифицированный банковский сектор позволяет легче преодолевать финансовые кризисы.

В последние годы диверсификации способствуют также дерегулирование банковской сферы и изменение банковского законодательства в большинстве стран Запада, направленное на отмену разграничения видов кредитно-финансовых учреждений в зависимости от их функций и на универсализацию их деятельности. Параллельно с диверсификацией банковских учреждений и банковской деятельности идет процесс углубления их специализации. Он основывается на “дезинтеграции” посреднической функции банков под влиянием трех факторов: оформления долговых обязательств в виде ценных бумаг (секьюритизации); дерегламентации кредитно-финансовой сферы и индустриализации банковского сектора.

Дерегламентация устраняет барьеры для проникновения в сферу банковских услуг компаний, занятых в других отраслях экономики. Крупнейшие торговые компании Франции и Великобритании создали собственные финансовые подразделения в магазинах и супермаркетах, предоставляющие различные банковские услуги.

Индустриализация проявляется в том, что отдельные виды деятельности (разработка концепции, производство, распределение, усовершенствование продукта и т.д.) осуществляет не банк, а другие хозяйствующие субъекты, достигшие наивысшего мастерства и конкурентоспособности в соответствующей области. Банк производит как бы конечную “сборку” деталей и полуфабрикатов, поставляемых ему подрядчиками.

Разнообразные изменения в “банковском производстве” подтолкнули западных экономистов к переосмыслению классического понимания посреднической функции банков. Определенную поддержку среди специалистов и практиков банковского дела получила в последние годы разработанная американским экономистом Брайеном (L.Bryan) концепция “разделения банка” (’’breaking up the bank”), обосновывающая

необходимость полного разделения депозитной и кредитной функций банка. Каждая функция, по мнению Брайена, должна осуществляться юридически самостоятельными финансовыми учреждениями, что обеспечивает их более эффективную работу, поскольку каждая функция выполняется компетентными и опытными специалистами в соответствующей области.

По мнению автора, процесс вертикальной дезинтеграции “банковского производства” в странах Запада во многом был инспирирован данной концепцией. Сохраняя за собой конечное распределение финансовых услуг, банки все чаще передают другие функции независимым фирмам на условиях подряда, например, управление рисками клиентов, ведение счетов частных лиц, автоматизированные денежные расчеты и т.д.

Процесс дезинтеграции “банковского производства” влечет за собой изменения организационной структуры банков, направленные на формирование крупномасштабных диверсифицированных банковских объединений. Объяснение этой тенденции обычно основывается на концепции “экономии за счет разнообразия” (l’economie de variete), получившей распространение в последнее время. Согласно этой концепции, производство нескольких товаров или услуг одновременно одним предприятием дает “экономию за счет разнообразия”, так как в этом случае производственные издержки ниже, чем при производстве этих товаров или услуг раздельно и разными предприятиями.

Автор придерживается другой точки зрения: главная причина диверсификации “банковского производства”, по его мнению, обусловлена факторами, лежащими не на стороне предложения, а на стороне спроса: банки вынуждены диверсифицировать свои продукты и услуги, чтобы полнее удовлетворять потребности клиентов, завоевывая таким путем рынок. Именно с этой точки зрения следует оценивать мегаслияния крупнейших банков в 1997-1998 гг.: в США - Morgan Stanley и Dean Witter, Travelers и Salomon Brothers; во Франции - Indosuez и Credit Agricole; в Швейцарии - Union de Banque Suisse и Societe de la Banque Suisse, которое привело к образованию второй по размеру банковской группы мира United Bank of Switzerland.

Одновременно с диверсификацией, с целью повышения эффективности, банки проводят стратегию специализации, в частности через реорганизацию структуры подразделений. При этом формируется двухуровневая структура. Нижний уровень включает

специализированные производственные единицы, имеющие автономное управление и свою стратегию получения прибыли. Эти подразделения обычно получают юридический статус филиалов. Верхний уровень состоит из более крупных подразделений, объединяющих специализированные производственные единицы нижнего уровня.

В организационной структуре крупных банков, как правило, выделяются три основных подразделения, которые занимаются функциями розничного банка (услуги частным лицам и предприятиям), оптового банка (инвестиционного и делового) и управления активами. Для характеристики таких универсальных банков, которые имеют функционально разграниченную организационную структуру, эксперты стали использовать термин “мультиспециализированные банки” (banques multispecialisees).

Наиболее законченную форму стратегия диверсификации приобретает в случае создания финансовых конгломератов, развивающих три основных направления деятельности - классическое банковское посредничество, операции с ценными бумагами и страхование. Характерный пример - создание в США в 1998 г. Citigroup на базе слияния страховой фирмы Travelers и коммерческого банка Citicorp.

Важным фактором, влияющим на “банковское производство”, являются информационные и коммуникационные технологии, которые влекут за собой кардинальные изменения во взаимоотношениях банков и клиентов. В некоторых ПРС эти изменения уже начались, в частности, с появлением так называемых дистанционных банков, что в дальнейшем приведет к формированию сетей виртуальных банков, не имеющих контор и агентств.

Дистанционный банк, используя телефонные каналы связи и компьютерные технологии, предоставляет своим клиентам три вида классических банковских услуг: управление платежными средствами, кредитование и управление сбережениями. Физический контакт между служащими банка и клиентами отсутствует. Первый дистанционный банк появился в Великобритании в 1989 г.: Midland Bank учредил First Direct, который начал осуществлять текущие банковские операции в режиме дистанционного банка. В настоящее время First Direct является бесспорным лидером на рынке дистанционных банковских услуг в Европе, обслуживая свыше 500 тыс. клиентов (с.170).

Дистанционная система имеет преимущества как для клиента, так и для банка. Так, клиент ведет переговоры лишь с одним “служащим”

банка - компьютером, к которому он обращается со всеми просьбами. Что касается банка, то он получает двойную выгоду. Во-первых, уровень издержек у дистанционного банка ниже, чем у банка, работающего через агентства. Во-вторых, дистанционная система является очень эффективным инструментом продажи и маркетинга услуг. Она позволяет: сделать контакты банка с клиентами более частыми (в среднем 2-3 раза в месяц); точно рассчитать доходность операций с каждым клиентом и по каждому отдельному продукту или услуге; предугадывать запросы клиентов и очень быстро адаптировать предложение услуг и цены на них в соответствии со спросом. Кроме того, анализ базы данных используется банками для прогнозирования своей деятельности, разработки и внедрения новых продуктов и услуг, которые потребуются клиентам в будущем.

Финансовые услуги все чаще предлагаются через Интернет, а физические контакты банков с клиентами постепенно вытесняются электронной почтой и связями через компьютерные сети. Новые технологии позволяют добиться большей индивидуализации предложения банковских продуктов и услуг и оказывать их клиенту в любом месте и в любое время по его запросу. В этой связи эксперты говорят о формировании новой концепции виртуального банка, основанного на информационных и коммуникационных технологиях.

Хотя новые технологии дают банкам дополнительные возможности развития, вместе с тем они таят в себе определенные риски. Во-первых, новые технологии, изменяя характер взаимоотношений банка с клиентом, делают более простой процедуру смены клиентом обслуживающего его банка, поскольку приводят в конечном счете к деперсонализации отношений банк - клиент.

Во-вторых, плохо продуманная стратегия внедрения новых технологий может повлечь за собой серьезные негативные последствия, в частности из-за неизбежных организационных и кадровых изменений в банке (сокращения занятых, числа подразделений, переобучения специалистов работе в автоматизированном режиме и т.д.).

В-третьих, новые технологии будут способствовать изменению правил конкурентной борьбы в связи с возможностью вытеснения банков из сферы посредничества в платежах. Новые технологии позволяют независимым компаниям осуществлять прямые взаиморасчеты без участия финансовых посредников, в том числе через компьютерные сети. Наибольшую опасность для банков представляют “электронные деньги”,

проекты создания которых уже разрабатываются корпорациями Microsoft и Visa в сотрудничестве с банками.

Г.В.Семеко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.