Научная статья на тему '98. 03. 020. Шульженко Ю. Л. Самоохрана Конституции российской Федерации / Ин-т государства и права РАН. М. , 1997. 60с'

98. 03. 020. Шульженко Ю. Л. Самоохрана Конституции российской Федерации / Ин-т государства и права РАН. М. , 1997. 60с Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1043
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РФ - ПРАВОВАЯ ОХРАНА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алферова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 020. Шульженко Ю. Л. Самоохрана Конституции российской Федерации / Ин-т государства и права РАН. М. , 1997. 60с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.4

рефераты 98.03.001-98.03.052

МОСКВА 1998

Важнейшие черты федеративной государственности отражаются в статусе Федерации. Он характеризуется прежде всего тем, что Российская Федерация является суверенным государством, полноправным субъектом международного сообщества, обладающим всей полнотой государственной власти на всей территории, за исключением тех полномочий, которые в соответствии с федеральной Конституцией находятся в ведении органов субъектов Федерации. Статус Федерации нашел конкретное выражение в закрепленных Конституцией РФ предметах ведения и полномочиях, принадлежащих исключительно Федерации. Конституция содержит закрытый перечень таких полномочий.

Конституцией учрежден принципиально новый для страны статус представительного органа — Федерального Собрания. В статье прослеживается роль и функциональное назначение в федеративном государстве его верхней палаты, палаты регионов — Совета Федерации. По мнению автора, конституционные положения, касающиеся этой палаты, расплывчаты и противоречивы. Это объясняется отсутствием отработанной концепции Совета Федерации как верхней палаты российского парламента.

Утверждение нового российского федерализма связывается автором также с решением проблем разделения полномочий между Президентом и парламентом. Президентом и Правительством. А.Е.Козлов считает, что смешанная, полупрезидентская форма правления в России более приемлема. Прямое "вторжение" Президента в компетенцию Правительства не основано ни на букве, ни на духе Конституции. Отмечается процесс наращивания функций Администрации Президента. По существу сформированы структуры, во многом дублирующие функции органов исполнительной власти.

Е.В.Алферова

98.03.020. ШУЛЬЖЕНКО Ю.Л. САМООХРАНА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / Ин-т государства и права РАН. -М„ 1997. -60 с.

В работе впервые в отечественной литературе анализируется институт внутриконституционной самоохраны. Он включает в себя нормы Конституции РФ, которые являются основополагающими для обеспечения ее правовой охраны — важнейшего условия создания

демократического правового государства, реального обеспечения принципа разделения властей в нашей стране. В историческом плане рассмотрены положения, регулирующие вопросы, связанные с верховенством и высшей юридической силой Конституции РФ, порядком ее принятия, изменения, толкования, функционированием контроля и надзора.

Автор дает определение понятия правовая охрана конституции. В обобщенном виде правовая охрана конституции характеризуется как деятельность и юридические средства, с помощью которых обеспечивается верховенство конституции в обществе и правовой системе, ее неукоснительное соблюдение. Указанная деятельность осуществляется с помощью различных институтов, которые в совокупности и образуют систему правовой охраны конституции. В каждой стране действует несколько уровней таких систем. Это связано прежде всего со спецификой государственного, административно-территориального устройства страны. В современной России в соответствии с ее федеративным устройством главная, основная роль принадлежит двум системам правовой охраны Конституции РФ: федеральной системе и системам субъектов Российской Федерации. В самом тексте Конституции содержится ряд норм, обеспечивающих ее правовую охрану. Они являются основополагающими для данной сферы, автор определяет их как институт внутриконституционной самоохраны. Анализ этого института начинается с характеристики важнейших юридических свойств, принципов Конституции: верховенство и высшая юридическая сила Основного закона страны. Они занимают главное место в деле самоохраны Конституции.

Верховенство Конституции РФ, ее высшая юридическая сила обусловлена прежде всего тем особым местом, которое занимает Конституция в жизни общества. Будучи его главным политическим и правовым документом, она закрепляет важнейшие институты социально-экономической, политической системы, организации государства, определяет основные права, свободы и обязанности граждан. Ее действие распространяется на всю систему общественных отношения, она составляет юридическую базу для всего законодательства, являясь ядром всей правовой системы. Принцип верховенства Конституции определяет ее статус в обществе, в политической системе, и прежде всего позицию по отношению к ее

основным элементам, в особенности к государству. Впервые принцип верховенства четко и ясно сформулирован Конституцией РФ 1993 г. На конкретных нормах Основного закона автор прослеживает фактическое закрепление рассматриваемого принципа, при этом для сравнения он обращается и к нормам предыдущих российских конституций.

Теснейшим образом с принципом верховенства связан принцип высшей юридической силы, однако он имеет иное содержание. Высшая юридическая сила Конституции закрепляет ее место в иерархии правовых актов. Особый оттенок этот принцип приобретает в федеративном государстве. Он характеризует место Конституции России не только в общефедеральной правовой системе, но и в правовых системах субъектов Федерации. Автор показывает, как этот принцип в различном объеме регулировался российскими основными законами. Что касается Конституции РФ 1993 г., то отмечается неурегулированность проблемы ее соотношения с общепризнанными принципами и нормами международного права, имеющими огромное значение для всего человечества, для любого государства.

Одним из важнейших условий эффективности обеспечения самоохраны Конституции РФ является закрепление особого порядка ее принятия, изменения, дополнения. Проведенный анализ свидетельствует о том, что положения ранее действовавших в России основных законов по рассматриваему вопросу носили весьма общий характер и фактически не определяли процедуру изменения Конституции, и прежде всего процедуру принятия новой Конституции. Без их решения трудно представить себе стабильность конституционного строя и правовой системы любого государства. Отсутствие четкой, научно обоснованной процедуры изменения Конституции РФ привело, в частности, к тому, что за период 1989-1993 гг. в нее было внесено более 300 поправок. В результате Конституция претерпела значительные изменения и в юридическом плане, стала весьма далекой от идеальной. Многие ее положения противоречили друг другу. Конституция РФ 1993 г. ликвидировала существовавший пробел, установив в главе 9 четкую, достаточно жесткую, но вместе с тем и демократическую процедуру внесения поправок и пересмотра ее положений. В работе характеризуются три

различные процедуры в данной области в соответствии со значимостью конституционных норм.

Важное место в деле правовой охраны Конституции отводится институту ее толкования, функционированию верховного конституционного контроля и надзора. Здесь речь идет не о том толковании, которое осуществляется теми или иными органами по роду своей деятельности и в ходе повседневного применения конституционных норм, а о толковании официальном, общеобязательном, обладающем высшей юридической силой для всех субъектов применения права: о юридическом определении и разъяснении норм Конституции в целях обеспечения ее адекватного, правильного применения.

Далее автор кратко касается истории возникновения института конституционного контроля, оценивает его роль в правовой защите конституций, тенденции развития, систему и компетенцию органов конституционного контроля. В настоящее время в России установлена трехзвенная система верховного конституционного контроля — парламент, Конституционный Суд, Президент РФ. Полномочия, которыми наделены эти органы в данной сфере, соответствуют нынешнему этапу общественного развития нашей страны. Что касается конституционного надзора, то в общей форме он определяется как деятельность по проверке, выявлению, констатации и устранению несоответствия правовых актов Конституции. Анализ Конституции свидетельствует о том, что в России установлена трехзвенная система органов конституционного надзора — парламент, Президент РФ, прокуратура. На эти органы возложена задача эффективного обеспечения охраны российской Конституции.

В заключительной части работы рассматривается вопрос отражения принципа верховенства и высшей юридической силы Конституции РФ в основных законах субъектов РФ. Сравнительный анализ конституций республик, принятых в 1992-1993 гг., свидетельствует о том, что в них отсутствуют какие-либо положения, прямые указания о верховенстве, высшей юридической силе Конституции РФ, не закреплена обязанность их государственных органов, органов местного самоуправления, граждан, общественных объединений соблюдать Конституцию России. Такой подход к закреплению верховенства и высшей юридической силы

Конституции РФ в основных законах республик, принятых в эти годы, по мнению автора, вполне оправдан. Это связано с теми огромными переменами, которые произошли во всех сферах российского общества и их неурегулированностью действовавшей тогда Конституцией РСФСР 1978 г. Иная картина наблюдается после принятия в декабре 1993 г. новой Конституции РФ. Здесь ясно прослеживается тенденция к более полному, четкому закреплению ее верховенства в основных законах республик. Вместе с тем сравнительный анализ республиканских конституций и уставов других субъектов РФ показывает, что в последних содержится большее количество норм, констатирующих верховенство, высшую юридическую силу Конституции РФ в различных наиважнейших областях государственно-правовой жизни соответствующих субъектов РФ, чем в конституциях республик.

Е.В.Алферова

98.03.021. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО, ЛИЧНОСТЬ, ЗАКОННОСТЬ / Нерсесянц B.C., Мальцев Г.В., Лукашева Е.А. и др.; НИИ правовой политики и проблем правоприменения Рос. правовой академии М-ва юстиции РФ. — М., 1997. — 138 с.

В работе исследуются проблемы становления и развития правовой государственности в современной России. Особое внимание уделено анализу политической, экономической, социально-психологической ситуации в стране, показаны факторы, препятствующие формированию правовой государственности и утверждению правопорядка. В центре внимания авторов находится личность, ее права и свободы; с этих позиций интерпретируются процессы развития правовой государственности; права, законности; раскрываются механизмы защиты прав человека. Исследуются основные причины низкого качества и несоответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации федеральному законодательству и намечаются пути преодоления этих негативных последствий.

В первой главе "Конституционная модель российской правовой государственности: Опыт прошлого, проблемы и перспективы" (автор — член-корреспондент РАН В.С.Нерсесянц) прежде всего в содержательно-историческом контексте раскрываются смысл и цели самой концепции правового государства. История становления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.