РОСаИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНА ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
3
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 98.03.001 -98.03.042
МОСКВА 1998
тигнутым согласием, но по-прежнему не играли никакой роли в ходе переговоров
Внезапная демократизация Восточной Европы в 1989 г. была основательно подготовлена Особенно вдохновляли успехи ЕС, в частности предстоявшее в 1992 г создание единого рынка Контраст с застоем коммунистических режимов был очевиден. Горбачев не только позволил восточноевропейским сателлитам идти своим путем, но и недвусмысленно поощрял их к этому. Народы Восточной Европы явно предпочитали западную форму общественного устройства и хотели, освободившись от коммунизма, присоединиться к ЕС, но пока этот вопрос полностью решится в 2000г
В заключении автор делает вывод, что "холодная война" основывалась на недоразумении ни одна из сторон никогда не помышляла о нападении, а руководители противостоящих блоков почти всегда это знали Берге убежден, что "холодной войне" конец мог быть положен гораздо раньше, например, после совещания по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки (1975 г )
В.М. Соломатина
98 03 012 КОБРИНСКАЯ И РОССИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА ПОСЛЕ "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"/ Моск. Центр Карнеги - М , 1997 - 198 с
В книге канд ист наук И.Кобринской рассматриваются политические, экономические, социальные, психологические и исторические аспекты отношений России с бывшими европейскими социалистическими странами в 1990-е годы Работа, состоящая из введения и девяти глав, включает также два приложения, в которых представлены статистические материалы по экономическому положению и внешнеэкономическим связям стран "вишеградской группы" (Польши, Чехии, Словакии и Венгрии)
Касаясь даты окончания "холодной войны", автор отмечает во введении, что таковой можно считать 1990 г., когда распалась Организация Варшавского Договора, военно-политический союз
СССР и социалистических стран Восточной Европы "С 1990 г Центральная Восточная Европа стала, - как считает И.Кобринская, - не только "серой зоной" европейской безопасности, но и "серой зоной" российской внешней политики В повестке дня России приоритет региона упорно определялся и продолжает определяться как второстепенный или даже третьестепенный после стран СНГ и Запада" (с 6). В то же время и в государствах Центральной Восточной Европы "восточная политика" не стала главным направлением в их внешнеполитическом курсе, так как абсолютным приоритетом во внешней политике этих стран оставался Запад.
В первой главе дается анализ международного положения стран Центральной Восточной Европы в 90-е годы. Рассматривая различные термины в определении названия данного региона ("Центральная и Восточная Европа", "Восточная и Центрально-Восточная Европа", "Центральная Восточная Европа"), автор отдает предпочтение последнему Понятие "Центральная Восточная Европа" объединяет, по ее мнению, бывшие европейские социалистические страны, прежде всего, центрально-европейские, получившие в последние годы название "вишеградской группы" (Польша, Чехия, Словакия и Венгрию), а также государства Юго-Восточной Европы (Болгарию и Румыния). Особое место в данном регионе автор отводит Сербии, Хорватии и Албании. Часто в понятие "Центральной Восточной Европы" включают и бывшие прибалтийские советские республики ( Латвию, Литву и Эстонию). В термине "Центральная Восточная Европа" нашли отражение, как считает автор, три европейских реалии и процесса: во-первых, преемственность и увязка с историческим прошлым; во-вторых, географическая, цивилизационная, культурная и религиозно-этническая принадлежность к региону Центральной Европы, в-третьих, процессы интеграции стран Восточной Европы в европейские и трансатлантические.структуры (с 14)
Взвешивая возможности расширения сотрудничества России со странами Центральной Восточной Европы, автор .напоминает, что именно государствам "вишеградской группы", которые найме-
нее подвержены вероятной военной угрозе, первым будут предоставлены гарантии безопасности со стороны НАТО А это, в свою очередь, "делает очень низкими шансы России на восстановление здесь былого влияния" (с.25).
Вторая глава посвящена проблемам поиска Россией и государствами региона новой внешней и оборонной политики. Наряду с реформированием экономики и политических систем перед странами Центральной Восточной Европы в 1990-1991 гг. встала задача пересмотра внешней и оборонной политики, определения новых оборонных доктрин и основ военного строительства. Важнейшей общей проблемой для стран региона в первой половине 90-х годов был высокий потенциал конфликтов, связанный с обострением проблемы национальных меньшинств, которая в условиях социально-политической нестабильности и растущей экономической дифференциации между отдельными государствами представляла непосредственную угрозу их безопасности. И одним из наиболее "реальных проявлений этой угрозы была массовая ми-фация населения, потоки беженцев" (с.29).
Анализируя вопросы безопасности и стабильности в регионе, автор указывает на ряд политических и военно-политических противоречий, а также на проблему границ между новыми суверенными государствами, которые и представляют собой следующие оси потенциальных конфликтов в Центральной Восточной Европе Литва - Россия (Калининградская область) - Польша -Белоруссия; Россия - Украина - Молдавия - Румыния; Россия -Украина - Венгрия; Россия - Украина - Румыния - Болгария (в связи с черноморскими проблемами); Россия - Белоруссия - Польша - Германия (в связи с возможными в перспективе претензиями последней на западные польские земли и Калининградскую область)
Рассматривая основные направления внешней политики Польши, Венгрии, Чехии и Словакии, автор отмечает, что, несмотря на заметные различия между странами центрального субрегиона Центральной Восточной Европы, в 1990-1993 гг их объединя-
ло, с одной стороны, общее положение бывших "членов ОВД и СЭВ, бывших социалистических режимов - и связанное с этим стремление как можно скорее расстаться с прошлым, а с другой стороны, общая неопределенность, неуверенность в будущем" (с 46-47)
В третьей главе рассматриваются процесс формирования и становления "вишеградской группы", экономические преобразования, происходившие в странах данной группы, развитие двусторонних отношений между государствами этой группы и Россией
Обострившиеся в конце 80-х годов политические и экономические отношения между СССР и европейскими социалистическми странами способствовали консолидации усилий трех государств -Польши, Венгрии и Чехословакии - по поиску выхода из сложившейся ситуации. Проводившиеся постоянные консультации руководства трех стран на высшем уровне привели к тому, что на встрече 12-15 февраля 1991 г. в Вишеграде (Венгрия) была подписана "Декларация о сотрудничестве Республики Польша, Чешской и Словацкой Федеративной Республики и Венгерской Республики в стремлении к европейской интеграции" Таким образом, образование "вишеградской группы" предшествовало роспуску Совета экономической взаимопомощи (28 июня 1991 г.) и Организации Варшавского Договора (1 июля 1991 г.) "Распад СССР завершил, - подчеркивает автор, - этот бурный исторический этап, создав одновременно новую, еще менее стабильную ситуацию на Востоке от "вишеградских" стран, где появились четыре независимых ядерных государства - Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия" (с 58)
К середине 90-х годов "вишеградские" страны уже вышли из экономического кризиса и опережали Россию по многим показателям, важнейшим из которых автор считает объем иностранных инвестиций Так, по различным источникам, в России в 1995 г. они составили от 1,5 до 4 млрд. долл , а в Польше - 10,5 млрд. долл (с 52). В это же время в странах Центральной Восточной Европы и России наметились устойчивые тенденции внешнеторго-
вой деятельности, сориентированные преимущественно на Запад Хотя они и не противоречат ни интересам России, ни интересам государств Центральной Восточной Европы не исключено, что в зависимости от развития политической ситуации некоторые страны региона (Словакия, например, и, возможно, Болгария), оказавшиеся отброшенными на вторую или третью волну интеграции с НАТО и ЕС, могут вновь переориентироваться на сотрудничество с Россией и другими государствами СНГ.
Вишеградский эксперимент представляет собой, отмечает автор, феномен очень характерный для нынешнего этапа развития государств Центральной Восточной Европы с одной стороны, "вишеградская группа" создавалась с целью противостоять реальным или вымышленным угрозам с Востока; с другой - формирование группы укладывалось в усиливающиеся в Европе интеграционные процессы, в том числе на региональном и субрегиональном уровне
Четвертая глава посвящена проблеме вступления государств Центральной Восточной Европы в НАТО С 1989 г. до осени 1993г дискуссии в странах региона по вопросу о членстве в НАТО носили, как считает автор, в большей степени теоретический характер Это объясняется, в частности, тем, что активизация дискуссии о приеме стран региона в НАТО, была вызвана "общим повышением тонуса" российской внешней политики в 1993 г. после затянувшегося периода пассивного реагирования на события в мире в 1990-1993 гг Но уже начиная с конца 1993 г государства Центральной Восточной Европы "в своем стремлении к интеграции с Западом, а именно желая окончательно и навсегда отгородиться от российского влияния, они, с одной стороны, радикали-зуют российскую позицию, а с другой - препятствуют нахождению взаимоприемлемой компромиссной формулы отношений в области безопасности между Россией и Западом, объективно тормозят трансформацию НАТО, видя в ней преимущественно "защиту" от России, какими бы словами этот подход ни камуфлировался" (с 74)
В свою очередь, концентрация внимания на сопротивлении членству в НАТО государств Вишеграда отвлекала российскую внешнюю политику от решения не менее важных проблем экономического взаимодействия с Западом, мешала формированию стратегии противодействия торгово-экономической изоляции страны
В пятой главе рассматриваются проблемы, возникающие во взаимоотношениях России со странами Центральной Восточной Европы Постепенная их "коммерциализация" является, по словам автора, с одной стороны, положительным явлением, с другой - она порождает ряд проблем 1) отсутствие в России законодательной базы для снижения риска потенциальным инвесторам и партнерам, 2) трудности в налаживании торгово-экономических связей между отдельными регионами данных государств. Тем не менее перенос акцента с политики и идеологии на экономику закладывает совершенно новый фундамент под отношения России с бывшими партнерами по СЭВ в Центральной Восточной Европе, хотя "основные противоречия, уходящие корнями в прошлое и связанные с различиями в понимании устройства Европы и мира, пока остаются актуальными" (с. 111)
В шестой главе центральное место отводится вопросам развития российско-польских отношений. Одним из важнейших противоречий между двумя государствами является различие в понимании ими проблемы европейской безопасности. Россия отдает предпочтение сохранению внеблоковой зоны в регионе Центральной Восточной Европы, а "Польша видит, - отмечает автор, - свою основную цель в выходе из "ничьей земли", из "серой зоны" европейской безопасности" (с. 115) Польша - крупнейшая страна региона, - имеющая общую границу с российской Калининградской областью и располагающая значительным экономическим и военным потенциалом, должна иметь приоритетное значение для России Однако при формировании политики в отношении Польши и других стран данного региона в России исходят из того, что монопольные позиции, удерживавшиеся здесь Советским Союзом, без-14-5446
возвратно утрачены И развивать конструктивные отношения как с Польшей, так и другими государствами региона Россия сможет только в контексте сотрудничества со странами Запада
В седьмой главе рассматриваются проблемы сотрудничества России с государствами Центральной Восточной Европы в военно-технической области В результате развала социалистического лагеря переориентация в первой половине 90-х годов стран Центральной Восточной Европы на Запад и иллюзорные планы быстрой наживы на рынке торговли оружием способствовали разрушению традиционных связей с Россией, резкому снижению взаимной продажи оружия Бывшие союзники превратились в конкурентов Россия имеет, как считает автор, реальные перспективы восстановить военно-техническое сотрудничество с Болгарией и Словакией В отношениях же со странами вишеградской группы шансы России на восстановление приемлемого уровня военно-технического сотрудничества - "даже несмотря на наличие объективных предпосылок к этому - весьма низки и продолжают падать" (с 151)
Восьмая глава посвящена роли политических элит в формировании и реализации внешней политики России и государств Центральной Восточной Европы
В девятой главе автор анализирует ситуацию, сложившуюся в Европе после Мадридской встречи (июль 1997 г ) Подписанный 27 мая 1997 г в Париже Основополагающий акт, определяющий принципы взаимоотношений России и стран - членов НАТО не снял всех, существовавших до этого противоречий И это было подтверждено в прозвучавших в тот же день выступлениях президентов США и России, в которых они не одинаково интрепретиро-вали основные положения данного документа Противодействовать расширению НАТО Россия в обозримом будущем сможет, полагает автор, развивая мирное "контрнаступление" по четырем ключевым направлениям во-первых, развивая сотрудничество с НАТО, где в итоге определяются масштаб и формы его расширения, во-вторых, расширяя сотрудничество с ведущими членами альянса - США, Германией, Францией и Великобританией, - по-
скольку именно от их национальной политики будет зависеть принятие решений в Брюсселе, в-третьих, восстанавливая дружественные, взаимовыгодные отношения с Белоруссией и Украиной и преодолевая там антироссийские настроения, в-четвертых, устанавливая полномасштабное политическое и экономическое сотрудничество со странами Центральной Восточной Европы, и, наконец, продолжение реформ в России, является залогом успешной внешней политики
О.В.Бабенко
98 03 013 ВОЛОСЮК О В ИСПАНИЯ И РОССИЙСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ В ХУШ ВЕКЕ - М Изд-во Рос ун-та дружбы народов, 1997 - 199 с
В книге, написанной на основе архивных и опубликованных источников, рассматриваются основные проблемы и тенденции развития отношений между Испанией и Россией в ХУШ в Она состоит из предисловия, шести глав и заключения
Характеризуя первые попытки дипломатических контактов между Россией и Испанией в XVI в , а также деятельность первого и второго посольств П Потемкина в ХУП в , автор подчеркивает, что в Испании в этот период отсутствовал конкретный интерес к развитию двусторонних отношений "Россия была далеким, плохо известным в Испании государством, которое не имело тогда, - отмечается в предисловии, - никакого влияния ни на средиземноморские, ни на американские дела" (с 15)
Первая глава посвящена вопросам установления дипломатических отношений между двумя странами в начале ХУШ в , деятельности первых российских посланников С Д Голицына (1723-1726) и И А Щербатова (1726-1730) В результате войны "за испанское наследство" в Западной Европе сложилось новое соотношение сил 1) Россия превратилась в великую державу, 2) Франция потеряла политическую гегемонию в Европе, 3) резко снизилось влияние Швеции, нередки игравшей роль младшего партнера Франции, 4) усилилась Пруссия, создавшая противовес Австрии в