Научная статья на тему '98. 03. 004. Шонфелд Э. Наименее дорогостоящий путь в космос. Schonfeld E. blasting of the cheap way // Fortune. - N. Y. , 1998. -Vol. 137, N2. -P. 88-89'

98. 03. 004. Шонфелд Э. Наименее дорогостоящий путь в космос. Schonfeld E. blasting of the cheap way // Fortune. - N. Y. , 1998. -Vol. 137, N2. -P. 88-89 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР ---США / ИР В ФИРМАХ -США / ИР КОСМИЧЕСКИЕ -США / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИР США / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 004. Шонфелд Э. Наименее дорогостоящий путь в космос. Schonfeld E. blasting of the cheap way // Fortune. - N. Y. , 1998. -Vol. 137, N2. -P. 88-89»

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

--------------г-------------

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 98.03.001 -98.03.027

МОСКВА 1998

СИИ, пишет автор, уделяет большое внимание кадровому вопросу. Институт старается удержать нужных ему людей, не считаясь с расходами.

Такая стратегия вывода компаний из кризиса, заканчивает автор, основана в СИИ и фирме "Сарнофф" в принципе на трех вещах: разнообразии источников доходов, широком спектре научных направлений и подборе талантливых ученых. Соммерс называет все это "смешанным фондом", который исключает для этого научного конгломерата какой-либо риск.

В Ю Топчеев

98.03.004. ШОНФЕЛД Э. НАИМЕНЕЕ ДОРОГОСТОЯЩИЙ ПУТЬ В КОСМОС.

'SCHONFELD Е. Blasting of the cheap way // Fortune. - N.Y., 1998. -Vol.137, N 2. - P. 88-89.

Автор, обозреватель журнала "Форчун", пишет, что высокая стоимость одноразовой традиционной ракеты-носителя служит препятствием увеличения числа запусков в космос спутников, так необходимых в целях развития цивилизации. В связи с этим он рассматривает ряд проектов космических носителей многоразового использования, сравнительно не высокая стоимость которых позволит преодолеть этот барьер.

Одна из крупнейших аэрокосмических компаний "Локхид-Мартин" (Lockheed Martin) и четыре менее крупных компаний "Келли спейс энд технолоджи" (Kelly Space & Technology), "Кистлер Аэроспейс" (Kistler Aerospace), "Пайонир рокетплэн" (Pioneer Rocketplane) и "Ротари рокет" (Rotary Rocket) уже начали разработку космического аппарата многократного использования для вывода на орбиту спутников и других полезных грузов, что может существенно повлиять на "космическую" экономику.

С расширением в мире информационных технологий необходимость в космических запусках резко возросла. Между тем стоимость одного запуска ракеты-носителя колеблется от 10 млн. до 140 млн. долл., а вывод одного фунта полезного груза достигает 10 тыс. 3-5327

долл. Типичная ракета-носитель в настоящее время представляет модификацию военной межконтийентальной баллистической ракеты, части которой сгорают в атмосфере во время запуска полезного груза.

Один из руководителей компании "Ротари рокет" Г.Хадсон (Hudson) утверждает, что "необходимо строить специальные транспортные аппараты, а не что-либо подобное артиллерийским снарядам" (с.88). Если создать такой космический аппарат, который полностью будет возвращаться на Землю, то стоимость вывода на орбиту полезного груза снизится до 1 тыс. долл. Существует пять проектов создания такого аппарата, наиболее перспективной считается программа фирмы "Локхид-Мартин", которая предложила проект полностью возвращаемого на Землю одноступенчатого орбитального аппарата Х-33. НАСА выделила на эту программу около 1 млрд. долл. (с.88). Более мелкие компании работают на свой страх и риск , без субсидий, однако, пишет автор, субсидии, предоставленные "Локхид", отнюдь не гарантируют ей победы на космическом рынке: ведь она для реализации проекта должна будет затратить, по приблизительным оценкам, еще 5 млрд. долл. для создания только прототипа небольших размеров. На его основе станет возможным строительство полномасштабного орбитального аппарата для коммерческих целей, который предполагает назвать "Венчур Старз".

В то же время другие четыре компании намерены создать полностью готовый аппарат к 2000-2001 г. еще до того, как "Локхид" построит свой "Венчур Старз". Возникшая конкуренция вполне объяснима: кто первый построит такой необходимый аппарат, тот будет монополистом в области космического бизнеса. Каждая из четырех малых компания применяет собственные подходы к проектированию такого аппарата. Компания "Кистлер аэроспейс", например, предполагает использовать для этой цели мощные российские двигатели, которые обеспечат вывод на орбиту 10 тыс. фунтов полезного груза. Аппарат будет иметь две ракетные ступени, возвращаемые на Землю с помощью парашютов (Американская Федеральная авиационная администрация уже дала этой фирме лицензию на запуск этого аппарата с территории Австралии). В число руководителей компании

"Кестлер" входит очень опытный специалист, курировавший в свое время программу высадки человека на Луну "Апполо" в НАСА, — Дж.Мюллер (Mueller). Один из производителей спутниковой системы "Лорал" (Loral) согласен выделить фирме "Кестлер" до Ю0 млн. долл. на первые десять запусков их системы.

В отличие от вертикально стартующего аппарата К-1 фирмы "Кестлер" фирмы "Келли спейс энд технолоджи" и "Пайонир рокет-плэн" разрабатывают космические самолеты, которые будут взлетать и приземляться горизонтально. Самолет фирмы "Келли" буДет подниматься на высоту 25 тыс. футов с помощью тяжелого самолета Боинг-747", затем, включая собственные ракетные двигатели, он должен будет достичь космического пространства. По пр°ектУ в космосе нос аппарата раскроется, и маленькая ракета вывеДет ГРУ3 на орбиту. Фирма "Келли" уже имеет контакт на сумму 89 млн. долл., для того, чтобы заменить спутники фирмы "Моторола" и начать формирование глобальной коммуникационной сети в 2001 г. Эта фирма предлагает "Мотороле" многомиллионный контракт> который обеспечит стране запуск 500 спутников в течение десяти последующих лет. Если "Моторола" подпишет такой контракт, "Келли" сможет использовать средства "Моторолы" (450 млн. долл.) Для постройки своих двух первых космических самолетов.

Фирма "Пайонир рокетплэйн" при разработке своего космического аппарата будет использовать обычные ракетные двигатели для старта и достижения необходимой высоты, где вступает в работу двигатель ракетного самолета на жидком водороде. Затем аппарат выпустит свою ракету, которая и будет выводить полезный гРУз на орбиту.

Наиболее рискованный проект разрабатывает фирма "Ротари рокет . Эта фирма не ищет контрактов, ее философия такова: "будем строить и деньги придут" (с.88). Аппарат, названный "Ротон" (Roton), будет взлетать вертикально, в космосе будет раскрь1ваться для освобождения полезного груза. При возврате в атмосфеРУ скорость аппарата будет замедляться с помощью большого винта, как У вертолетов. Наиболее удивительным, пишет автор, является т°> что аппарат "Ротон" будет пилотируемым. Один из летчиков-

з*

испытателей, доктор наук в области космической инженерии М.Сэригил-Клийн (Sarigul-Klijn) предложил поставить на концы лопастей винта маломощные ракетные двигатели, что позволит, по расчетам летчика, аппарату спускаться значительно медленнее и обеспечить тем самым более мягкую посадку. Аппарат "Ротон", по мнению автора, будет, по-видимому, наиболее дешевым, так как при запуске на орбиту используется лишь одна ступень. В этом аппарат системы "Ротон" сходен с аппаратом "Венчур старз" фирмы "Локхид-Мартин": оба они будут использовать двигатели, которые способны менять тягу в зависимости от атмосферного давления, это позволит не сбрасывая двигатели (как это делалось и делается на традиционных ракетах-носителях), обеспечить вывод в космос и посадку на Землю. Такой тип двигателя позволит избежать создания многоступенчатого аппарата для достижения орбиты.

На скептические возражения по поводу аппарата "Ротон" автор уверенно отвечает, что этот космический вертолет обязательно привлечет к себе большие деньги. Например, Р.Смитис (Smithies) банкир из "Барклейз инвестмент", который затратил более 1 млрд. долл. на проект "Иридиум" (Iridium) фирмы "Моторола" предлагает более 25 млн. долл. на покрытие первоначальных расходов фирмы "Ротари", что подтверждает основной вывод ее философии: "Будем строить и деньги придут". Стоимость всегр проекта оценивается в 100 млн. долл. Одним и** участников финансирования проекта "Ротари" стал писатель Т.Клэнси (Clancy). Хорошо разбирающийся в технике, Клэнси сообщает, что он деньги вкладывает из альтруистических соображений, так как "хочет видеть космос открытым... как для бизнеса, так и для конкретной работы" (с.89).

В.Ю. Топчеев

98.003.005. ХЭНКОФ Р. БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА “БОИНГА”.

Henkoff R. Boeing's big problem // Fortune. - N.Y., 1997. - Vol. 137, N 2. - P. 44-49.

Автор, научный обозреватель журнала "Форчун", пишет о широкомасштабной реструктуризации производственных процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.