Научная статья на тему '98. 03. 003. Порт О. Как выйти из кризиса. Port О. Tales from spin off city // business week. - N. Y. , 1999. -February 23. -23. -P. 28-60'

98. 03. 003. Порт О. Как выйти из кризиса. Port О. Tales from spin off city // business week. - N. Y. , 1999. -February 23. -23. -P. 28-60 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИР В ФИРМАХ -США / НАУКА {{-}}-И ПРОИЗВОДСТВО -США / НОВОВВЕДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ -США / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Топчеев В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 003. Порт О. Как выйти из кризиса. Port О. Tales from spin off city // business week. - N. Y. , 1999. -February 23. -23. -P. 28-60»

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

--------------г-------------

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 98.03.001 -98.03.027

МОСКВА 1998

рить о том, что структурная трансформация американской военной промышленности завершена.

В.Ю.Топчеев

98.03.003. ПОРТ О. КАК ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА.

PORT О. Tales from spin off city // Business week. - N.Y., 1999. -February 23. - 23. - P.28-60.

Автор, научный обозреватель еженедельника "Бизнес уик", пишет в своей статье о том, как крупнейший американский научный центр - Стенфордский исследовательский институт - в условиях сокращения военных заказов, вызванного окончанием "холодной войны" нашел способ, путем слияния с крупнейшей компанией Восточного побережья США - Корпорацией Сарнофф - выйти из кризиса. Современное кабельное телевидение, использующее компьютерную технику, пишет автор, обеспечивает потребителям большие возможности, причем цены на пользование таким видом уедут постоянно снижаются. Например, компания "Сабербен Кейбл" (Suburban Cable) и компания Ленфест Коммюникейшнз (Lenfest Communicatoins) в г.Оукс штата Пенсильвания в любое время суток передает то, что пожелает пользователь. Если пользователь желает записать интересующие его программы, то это не представляет особого труда. Такая же система начала работать в День Благодарения 1997 г. в компании "Дайва системз" (Diva Systems), которая подписала контракт с другими фирмами кабельного телевидения с целью обеспечения ее работы в округе Монмаус (Monthmouth) в штате Нью-Джерси, а весной 1999 г. эта система заработает в регионе г.Атланта. Продукт фирмы "Дайва системз" явился результатом совместных работ двух исследовательских лабораторий: Стенфордского исследовательского института (СИИ) в г.Менло Парк (штат Калифорния) и Корпорации "Сарнофф" (Samoff Corp.), которая прежде называлась Исследовательским центром Дэвида Сарноффа (David Samoff Reasearch Center) в г.Принстон штата Нью Джерси.

СИИ является интеллектуальным центром "Силиконовой Долины". Он существовал там до изобретения силиконовых чипов и

был одним из организаторов активной новационной деятельности Долины. Компания "Сарнофф", в свою очередь, также была в первых рядах научно-технического прогресса, но на Восточном побережье США. Эта компания вела активные исследования в области полупроводников, электроники, получения новых материалов и телевидения.

История этой компании, пишет автор, началась в 1946 г., когда она изобреяа цветную телевизионную трубку, что позволило революционизировать новые средства массовой информации. За изобретением цветной трубки последовал ряд других изобретений, важнейшим из которых было создание экрана на жидких кристаллах.

В том же самом году, когда компания "Сарнофф" изобрела цветную трубку для телевидения, Стэнфордский университет организовал СИИ. Важнейшим изобретением этого института до бума "Силиконовой долины" стали магнитные чернила для кредитных карточек и чеков, которые практически создали банковскую автоматику в 50-е годы. В свою очередь, в СИИ в 60-е годы появились такие инновации, как модем, мышь для компьютеров, гипертекст и т.п. Многое из этого было создано исследователем Ингельбартом (Engelbart).

После студенческих протестов против совместных работ СИИ и Пентагона, отмечает автор, он стал бесприбыльной организацией. Однако военные разработки продолжались, но наряду с ними институт стал работать в области медицины, в частности в области кардиологии и борьбы с малярией.

В 80-е годы в связи с резким ростом производства цветных телевизоров компания "Рэдио Корпорейшн оф Америка" (Radio Corporation of America) предложила компании "Сарнофф" разработать ускоренные методы контроля качества телевизионных трубок. Компания в 1985 г. разработала компьютерный метод, с помощью которого можно было посылать сотни видеосигналов на телевизионные трубки для конечного контроля их качества. После окончания "холодной войны" в Министерстве обороны США начались бюджетные сокращения и в 90-е годы СИИ попал в тяжелое экономическое положение. То же произошло и с компанией "Сарнофф", которая,

как и институт, сотрудничала с Пентагоном. К концу 80-х годов, пишет автор, при участии "Радио Корпорейшн оф Америка" компания "Сарнофф" и СИИ объединились, но этот конгломерат не смог все же уйти от экономических затруднений. После трех убыточных лет совместных работ нынешний глава СИИ П.Кук (Cook) решил, что пришло время активных действий. Он вошел в руководство института в 1988 г., а в 1993 г. стал его руководителем. Он сказал по поводу положения СИИ, что "я думал, что смогу изменить положение в Стэнфордском исследовательском институте" (с.59). Он и новый президент конгломерата "СИИ-Сарнофф" У.Соммерс (Sommers), бывший до этого консультантом по менеджменту компании "Буз Аллен энд Гамильтон" (Booz, Allen and Hamilton Inc.), организовали новую руководящую команду, состоявшую из высококвалифицированных экономистов, и результаты работы этой команды оказались весьма успешными. В 1994 г. СИИ заработал 6 млн. долл., а чистая прибыль Компании "Сарнофф" в 1995 г. достигла 2,9 млн. долл. (с.59).

Главная идея Кука, отмечает автор, состояла в том, что СИИ необходимо было отказаться от долгосрочной стратегии, выйти из башни из слоновой кости и стать активным венчурным капиталистическим предприятием, а главным элементом всех реконструкций института должны были быть передовые технологии.

Когда Кук узнал еще в 80-е годы о компьютерном тестировании цветных телевизионных трубок, то работы компании "Сарнофф" привлекли его внимание. Этот контрольный компьютер, разработанный компанией, мог, по его мнению, стать необходимой основой для систем, как кабельного телевидения, так и для систем непосредственного вещания на телевизионные антенны со спутников. С этого собственно и началось сближение СИИ и компании "Сарнофф".

В недрах компании "Сарнофф" в 1993 г. была создана корпорация "Сарнофф реал тайм корпорейшн" (Samoff Real Time Corp.) с капиталом в 6,5 млн. долл. Но эта компания не смогла привлечь инвесторов. Никто не захотел заниматься продажей суперкомпьютеров, созданных на базе компьютеров, контролирующих телевизионные трубки. Кук поэтому решил идти другим путем, пишет автор. Он ор-

ганизовал в 1995 г. компанию "Дайва Системз" с капиталом в 4 млн. долл., взятым из СИИ с целью предложить фирмам кабельного телевидения принципиально новую форму обслуживания' практически бесплатно. Эта стратегия сработала очень хорошо, отмечает автор, так как впоследствии преимущества такого суперкомпьютера было понято всеми фирмами кабельного телевидения, а компания впоследствии получила 98 млн. долл. прибыли и стала оцениваться в 250 млн. долл. (с.59).

Дух предпринимательства, пишет автор, начал пронизывать и СИИ, и компанию "Сарнофф". Эти новые предприятия обещали многим фирмам большие прибыли, отмечает автор. Они, например, помогли выйти из кризиса фармацевтической компании "Дельсиз Фар-масьютикал" (Delsys Pharmaceutical Corp.). Компания Дельсиз использовала методы СИИ в области контроля качества лекарств и эти методы, по-видимому, сокращают расходы на их производство вдвое. Глава этой компании М.Гринэйкр (Greenacre) сказал, что "это новый импульс для всей фармацевтической промышленности" (с,60).

Венчурная новационная политика СИИ и Компании "Сарнофф", пишет автор, заставляет их обращаться к различным фирмам в поисках нового. Саммерс надеется, что быстрый старт фирмы "Нюанс Коммюникейшнс" (Nuance Communications), организованной в 1994 г. для разработок технологий распознавания речи компьютерами, которые финансируются Пентагоном, позволит участвовать в этих новых видах исследований и его институту. В частности, СИИ потратил уже 1 млн. долл. для участия в этих работах пока только для телефонных линий.

Автор отмечает, что как СИИ, так и фирма "Сарнофф" находят, что технологическая инициативность должна быть свободной. Руководители обоих научных предприятий, обращаясь к прошлому, уверены, что их первоначальные инициативы с привлечением капиталов из различных источников и работы в разных направлениях дали те деньги, которые и вывели их фирмы из кризиса. Однако, замечает автор, они не поощряют предпринимательского безумия.

СИИ, пишет автор, уделяет большое внимание кадровому вопросу. Институт старается удержать нужных ему людей, не считаясь с расходами.

Такая стратегия вывода компаний из кризиса, заканчивает автор, основана в СИИ и фирме "Сарнофф" в принципе на трех вещах: разнообразии источников доходов, широком спектре научных направлений и подборе талантливых ученых. Соммерс называет все это "смешанным фондом", который исключает для этого научного конгломерата какой-либо риск.

В Ю Топчеев

98.03.004. ШОНФЕЛД Э. НАИМЕНЕЕ ДОРОГОСТОЯЩИЙ ПУТЬ В КОСМОС.

•SCHONFELD Е. Blasting of the cheap way // Fortune. - N.Y., 1998. -Vol.137, N 2. - P. 88-89.

Автор, обозреватель журнала "Форчун", пишет, что высокая стоимость одноразовой традиционной ракеты-носителя служит препятствием увеличения числа запусков в космос спутников, так необходимых в целях развития цивилизации. В связи с этим он рассматривает ряд проектов космических носителей многоразового использования, сравнительно не высокая стоимость которых позволит преодолеть этот барьер.

Одна из крупнейших аэрокосмических компаний "Локхид-Мартин" (Lockheed Martin) и четыре менее крупных компаний "Келли спейс энд технолоджи" (Kelly Space & Technology), "Кистлер Аэроспейс" (Kistler Aerospace), "Пайонир рокетплэн" (Pioneer Rocketplane) и "Ротари рокет" (Rotary Rocket) уже начали разработку космического аппарата многократного использования для вывода на орбиту спутников и других полезных грузов, что может существенно повлиять на "космическую" экономику.

С расширением в мире информационных технологий необходимость в космических запусках резко возросла. Между тем стоимость одного запуска ракеты-носителя колеблется от 10 млн. до 140 млн. долл., а вывод одного фунта полезного груза достигает 10 тыс. 3-5327

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.