Научная статья на тему 'Медиамагнат Р. Мердок: штрихи к портрету. Часть 1. Строительство империи'

Медиамагнат Р. Мердок: штрихи к портрету. Часть 1. Строительство империи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
714
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВСТРАЛИЙСКИЙ СОЮЗ / THE COMMONWEALTH OF AUSTRALIA / США / USA / РУПЕРТ МЕРДОК / RUPERT MURDOCH / СЭР КИТ АРТУР МЕРДОК / SIR KEITH ARTHUR MURDOCH / NEWS CORPORATION / СИЛЬВИО БЕРЛУСКОНИ / SILVIO BERLUSCONI / Р.М. СТЮАРТ / R. M. STEWART

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Скоробогатых Наталья Сергеевна

В статье прослеживаются основные вехи в создании медиа-империи Руперта Мердока, одного из крупнейших предпринимателей современности. Вот уже около 70 лет этот человек находится в центре внимания общественности многих стран мира, являясь примером успешной предпринимательской судьбы, которая принесла ему огромные капиталы и влияние.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Скоробогатых Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media magnate R. Murdoch: strokes to the portrait. Part 1. The Empire building

The article traces the main milestones in the creation of Rupert Murdoch's media Empire. Being one of the largest entrepreneurs of our time, this person has been in the spotlight of the public life in many countries of the world for about 70 years. He is an example of the successful entrepreneurial fate that has brought him huge capitals and influence.

Текст научной работы на тему «Медиамагнат Р. Мердок: штрихи к портрету. Часть 1. Строительство империи»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _Том I, № 1 (38), 2018_

© Скоробогатых Н. С.

ИВ РАН

МЕДИАМАГНАТ Р. МЕРДОК: ШТРИХИ к ПОРТРЕТУ Часть 1. Строительство империи

«Расширение империи есть единственный способ предотвратить стагнацию» Руперт Мердок (11 цитат)1.

Руперт Мердок - один из крупнейших ныне здравствующих медиа-магнатов, с 1950-х гг. сделавший головокружительную карьеру и ставший самым известным австралийцем в мире. Он создатель и глава медиа-гиганта News Corporation, под контролем которого находятся пресса, телеканалы, кинокомпании и книжные издательства, расположенные почти на всех континентах. По мнению многих обозревателей, его влияние столь всеобъемлюще, что правительства и корпорации побаиваются способности Мердока влиять на законодательную власть и результаты выборов в целом ряде стран. Конкуренты Мердока на ниве формирования общественного мнения назвали его «самым опасным человеком в мире», считая высокую концентрацию СМИ в его руках серьезным вызовом современности2.

Десятки книг, как написанные самим Мердоком, так и повествующие об истории его успеха, переведены на русский язык. Об этом человеке снято множество документальных фильмов; он участник популярных шоу; о нем взахлеб рассказывают интернет-сайты. Мердок - предмет жгучей и неприкрытой зависти практически всех, кто о нем пишет; секреты бизнеса и его личная жизнь -вот центр внимания. Вместе с тем это одна из наиболее противоречивых фигур: он заслуживает восхищения как сверхуспешный бизнесмен, умеющий решить любые вопросы и выйти из борьбы победителем - и вместе с тем это человек, который ведет нечестную игру и всевозможными способами давит на оппонентов . Многое в этих противоречиях объясняет его биография.

Кит Руперт Мердок родился 11 марта 1931 г. неподалеку от Мельбурна в семье местных уроженцев Кита и Элизабет Мердоков на фамильной ферме Краден (Cruden), названной в память о месте,

откуда были родом его предки. Семейные корни имели английское, ирландское и шотландское происхождение: его дед по отцовской линии, бедный священник, эмигрировал из Шотландии в Австралию в 1884 г. Фамилия была хорошо знакома в стране. Двоюродный дед Р. Мердока - сэр Уолтер Л. Мердок - стал известным австралийским ученым и эссеистом, занимал пост канцлера Университета Западной Австралии в Перте, который ныне носит его имя, а его архив хранится в Национальной Библиотеке Австралии в Канберре4. Отец нашего героя Кит Артур Мердок начинал журналистскую карьеру еще в начале XX в. и к моменту рождения сына стал самым влиятельным газетчиком страны. Его мать - Элизабет Джой - была дочерью мельбурнского торговца Руперта Грина; после свадьбы она с мужем переехала в фешенебельный район столицы Виктории Турак и впоследствии родила и воспитала четырех детей5. Кит был хорошим семьянином, и его супруга до конца жизни - а прожила она 103 года - считала, что своим счастьем обязана ему. «Я вдовею уже 53 года и по-прежнему чувствую Кита рядом со мной», - говорила она в интервью. В 1963 г. ее наградили орденом Британской империи за благотворительность на родине и в других странах, в 1989 г. - Орденом Австралии за помощь Детскому госпиталю в Мельбурне, Национальной галерее Виктории, Детскому исследовательскому институту Мердока и многим другим организация и людям. Элизабет гордилась своим сыном и утверждала: «Мы очень сплоченная и счастливая семья»6.

Левые же историки во главе со Ст. Макинтайром не очень жалуют Мердока-старшего из-за его роли в создании «легенды анза-ков» - австралийских добровольцев, отважно сражавшихся на фронтах Первой мировой войны, - ставшей частью австралийского понимания патриотизма . Именно благодаря этому он превратился в одного из самых знаменитых журналистов Австралийского Союза (АС) XX в.: ему, военному корреспонденту, приписывали раскрытие правды об операции в Галлиполи в 1915 г. и тайн британской политики. По окончании войны он стал исполнительным директором Herald and Weekly Times Group - крупной издательской компании, охватывавшей все австралийские штаты, за исключением Нового Южного Уэльса (НЮУ), - а также служил советником премьер-министра АС Билли Хьюза и в 1933 г. получил звание британского рыцаря. Неспокойный и крутой характер К. Мердока, попытки оказывать влияние на правительства страны в 1920-40-х гг. и ярко выраженные правые политические симпатии снискали ему не-

мало противников, среди которых были не только лидеры Австралийской лейбористской партии (АЛП), но даже и американские военные - генерал Дуглас Макартур, к примеру. Именно ему приписывали мощное влияние на политический курс страны в те годы: «Ультраконсерватор, он был одним из представителей бизнес истеблишмента Мельбурна, кто подтолкнул Джо Лайонса выйти из лейбористского правительства Скаллина, и таким образом, способствовал падению этого правительства и водворению Лайонса в ка-

о

честве премьер-министра и лидера Партии единой Австралии» .

Политические пристрастия Мердока-старшего и его изданий современники определяли как «взгляды Партии Единой Австралии и Аграрной партии, групп, близких к Консервативной партии Великобритании»9. Его биограф отмечал: «Как и большинство газетных магнатов, К. Мердок поддерживал обычные консервативные позиции своего времени и не имел оригинальности, чтобы внести большой полезный вклад в государственную политику; но он был способным журналистом, блестящим редактором в его юности и замечательным предпринимателем и организатором своей отрасли»10. Он был знаком и переписывался со всеми крупными политиками Великобритании и АС первой половины XX в.11, и оставил сыну не только наследство, но и обширные общественные связи, и - самое главное - имя.

Мердок-младший вырос в просторном доме недалеко от Мельбурна и проводил большую часть своего времени на семейном ранчо. В воспитании наследника участвовали все члены семьи, но доминировало влияние отца, с детства приучавшего сына к дисциплине и прививавшего ему любовь к своей профессии. В итоге, журналистика увлекла Руперта: «По субботам я наблюдал за тем, как отец сдает газету. С тех пор я даже представить не мог, что могу заниматься чем-то другим». В десять лет мальчика отдали в элитный интернат Джилонг. Школу он страстно ненавидел, но мать отстояла свое решение, сказав: «Я думаю, что пансион научит тебя жить среди чужих людей и быть менее эгоистичным»12. В те годы проявились его личные качества: независимость, самостоятельность, склонность к риску и тяга к коммерции. Подростком он ловил кроликов и продавал их шкурки, а даже не брезговал продажей конского навоза. В старших классах школы он успевал совмещать обучение, подработки и ставки на скачках, которые проводились в Мельбурне; помимо того он был соредактором школьного журнала «Corian» и играл в бейсбольной команде13. В 1948 г. по окончании

школы Мердок подрабатывал в отцовской «The Melbourne Herald»: его готовили к тому, чтобы он мог взять на себя управление делами семьи. В 1950 г., когда старший Мердок уже был тяжко болен, Руперт отправился в Англию, чтобы изучать политику, экономику и философию в Оксфордском университете14.

В студенчестве юноша отличался политическим радикализмом: на его столе стоял бюст В.И. Ленина, а спустя годы он говорил, что вождь мирового пролетариата был для него по значимости вторым после отца человеком15. В Англии он поддерживал Лейбористскую партию, баллотировался на пост секретаря Лейбористского клуба и сотрудничал в университетских студенческих издани-ях16. Все это не мешало ему спускать деньги в карты и зарекомендовать себя задирой, богачом и коммунистом, что мало нравилось его тогдашнему окружению. В 1952 г., незадолго до окончания учебы, Руперт узнал о смерти отца. После выплаты долгов и налога на наследство в распоряжении семьи остались две газеты в городе Аделаида - «The Adelaide News» и «The Sunday Mail» и радиостанция в удаленном городке Брокен-Хилл. К тому времени у него появился и некоторый журналистский опыт: старый друг сэра Кита, газетный магнат лорд Бивербрук предоставил юноше место помощника редактора в своей лондонской «The Daily Express»17. В 1953 г. Мердок, с трудом сдав выпускные экзамены в Оксфорде, вернулся на родину, где возглавил семейное дело.

Вскоре Р. Мердок начал скупать по дешевке небольшие малодоходные газеты в других городах: Мельбурне, Сиднее, Перте. В течение нескольких лет он приобрел небольшую звукозаписывающую компанию Festival Records, а чуть позже - свою первую телекомпанию в штате НЮУ. «Тираж любой ценой» - стало его девизом, и благодаря дешевым сенсациям его издания заняли лидирую-

18

щее положение на рынке . Мердок одним из первых сделал принцип «желтизны» обязательным стандартом для подконтрольных СМИ, работавших по правилу «трех "С"»: читателей и зрителей интересуют прежде всего скандалы, секс и спорт. На обвинения в непристойности он отвечал одно: «Я даю публике то, что она хочет»19. За ним прочно закрепилась слава «изобретателя современного таблоида»: привлекая внимание броскими заголовками, спортом и скандалами, он расширял аудиторию и увеличивал тиражи. За

агрессивную и последовательную скупку других изданий конкурен-

20

ты дали Мердоку выразительное прозвище «Коала Конг» (пери-

фраз названия известного фильма про гигантскую гориллу с намеком на австралийское происхождение соперника - Н.С.).

Первую широкую известность на родине наш герой получил в 1959 г. в результате громкого процесса над австралийским аборигеном Рупертом Максвеллом Стюартом, признавшим себя виновным в изнасиловании и убийстве девятилетней белой девочки. За это его приговорили к смертной казни. Поначалу издания Мердока освещали этот процесс лишь с криминальной точки зрения, но вдруг развернули кампанию за оправдание Стюарта. В результате смертная казнь была заменена на тюремное заключение, а в 1972 г. детоубийцу досрочно освободили. Хотя официально оправдан он так и не был, но по выходе на свободу этот человек стал уважаемым старейшиной своего племени. С 1998 по 2001 гг. он был председателем Центрального земельного Совета аборигенов. Его поддержки искали многие политики, с не меньшим пиететом начавшие относиться 21

и к Р. Мердоку . Стюарт же до конца жизни был благодарен своему спасителю: «Он хотел правды, вы знаете. Я мог видеть его в суде. Я был с полицейскими, мой адвокат сказал мне, что это он»22.

В 1964 г. Мердок основал общеавстралийскую ежедневную газету «The Australian», ставшую третьей по счету национальной газетой в стране после «The Daily Commercial News» (1891) и «The Australian Financial Review» (1951). В отличие от его других изданий, она никогда не была таблоидом, основное место на ее страницах занимала политика. Газета зачастую издавалась в убыток ее владельцу, но поставила его в центр политической жизни страны, что в дальнейшем он использовал как средство лоббистского давления. Руперт, никогда не страдавший чрезмерной скромностью, считал, что благодаря «The Australian» он сможет серьезно влиять

23

не только на мнение общества, но и на правительство в целом .

В 1968 г. империя Мердока вышла за пределы австралийского континента: в Лондоне он выкупил у семейства Карр лондонский еженедельник «News of the World» - самую продаваемую газету в Великобритании, которую лондонцы называли «Новости бабников», поскольку это было самое непристойное издание в Британии. Годом позже была приобретена убыточная лондонская «The Sun», под управлением Мердока превратившаяся в массовый таблоид с постоянными публикациями на ее третьей полосе фотографий девушек с обнаженным бюстом. Несмотря на тут же полученный ее владельцем сомнительный титул «короля сисек», уже в 1971 г. «The Sun» принесла прибыль, а скоро ее ежедневная читательская ауди-

тория достигла 10 млн чел. Впрочем, даже восхищавшиеся им биографы были вынуждены признать, что «эта газета являлась и является квинтэссенцией всего плохого, что есть в Мердоке. Она отъявленно низкопробна»24. Но доходы от продаж «оплота наглой популистской журналистики» до сих пор не снижаются, и популярность его по-прежнему высока. Наряду с дешевым ширпотребом Мердок не отказывался и от приличных изданий: в 1981 г. в Великобритании купил компанию Times Newspapers, издателя газет «The Times» и «The Sunday Times». Он лично следил за серьезностью и солидностью «The Times», параллельно занимаясь модернизацией устаревшего технологического процесса ее производства, несмотря на протесты редакционного коллектива. И это было только начало.

На рубеже 1970-х гг. австралиец сделал первый шаг на рынке США: в 1973 г. в городе Сан-Антонио (штат Техас) он приобрел две ежедневные газеты, которые позднее были объединены под названием «The San Antonio Express-News». В 1976 г. он купил газету «The New York Post», которая стала быстро набирать популярность благодаря шокирующей криминальной хронике, материалам фривольного содержания и светским сплетням. Формула успеха Мердока включала большие фотографии, большие заголовки и

25

краткие истории . В 1995 г. медиамагнат финансировал создание американского неоконсервативного журнала «The Weekly Standart». Позднее он вспоминал: «Я с детства знал, что такое деньги, и понимал, откуда они берутся. Будучи австралийцем, я чувствовал себя в

США и Англии провинциалом, а нахрапистость провинциала про-

26

бивает стены» . С 1974 г. Мердок начал проводить большую часть своего времени в Соединенных Штатах; его тогдашняя жена ненавидела снобизм Англии и была счастлива в их апартаментах в Нью-Йорке и загородном доме в его окрестностях. Основу недвижимости семейства по-прежнему составляла фирма «Cruden Investments», находившаяся в совместном владении Мердока, его матери и трех сестер, но любовь к Америке стала определяющей в его жизни и бизнесе.

В 1979 г. все компании Мердока были консолидированы в мировую корпорацию News Corporation (News Corp.), которая контролировала предприятия в Австралии, Великобритании и США, а также имела дочерние предприятия на Багамских, Каймановых, Нормандских и Виргинских островах. Сам он занял пост генерального директора и члена совета директоров, а в 1991 г. стал также председателем совета директоров. В начале XXI в. совокупная вы-

ручка News Corp. превышала $14 млрд. В 2011 г. только в АС, согласно подсчетам специалистов и заявлению бывшего премьер-министра Австралии Кевина Радда, Мердок владел 70% австралийских газет, на которые приходились 59% продаж всех ежедневных газет при еженедельных продажах 17,3 млн экземпляров. News Corporation владела самыми популярными газетами и телеканалами по всему земному шару и приносила ежегодную прибыль в $31

27

млрд. .

Еще одна сфера интересов Мердока - телевидение, которое в середине пятидесятых добралось и до Австралии. В те годы Руперт выиграл торги за 9-й канал Аделаиды, а затем отбыл в США, чтобы изучить внутренние механизмы отрасли и купить пакет программ для своей новой станции. Первым наставником Мердока в телевизионном бизнесе был Леонард Х. Голденсон, славившийся репутацией волшебника в мире телевещания. Два предпринимателя быстро нашли общий язык: Мердок продал Голденсону 6% акций News Corp. в обмен на трансляцию программ его телекомпании в Австралии и долгосрочное сотрудничество в этой сфере28. В 1984 г. Мердок получил Орден Австралии за заслуги в издательском деле. Согласно официальному сайту News Corp., этой награды он был удостоен за службу СМИ и широкую благотворительную деятельность: «На протяжении всей истории News Corporation он и его семья... делали щедрые взносы в различные образовательные, культурные и медицинские благотворительные организации по всей территории Соединенных Штатов, Соединенного Королевства, Австралии, Азии и Израиля»29. Но высокая награда за заслуги перед Отечеством не помешала ему буквально тут же сменить гражданство. Телевизионный рынок оказался намного прибыльнее газетного, и в 1980-х гг. Мердок решил выйти на просторы Америки. Поскольку законы США запрещали иностранцам владеть местными телеканалами, в 1985 г. предприниматель получил американский паспорт и

30

отказался от австралийского . Тогда же он приобрел кинокомпанию 20th Century и телекомпанию Fox, которые слил в концерн 20th Century Fox со множеством телеканалов, охватывавших все сферы: от бизнеса до спорта и географии. Приобретенные им региональные телеканалы позднее были консолидированы в четвертую общенациональную телевизионную сеть США - Fox Broadcasting, благодаря которой зрители увидели сериалы «Симпсоны» и «Гриффины», «Доктор Хаус» и «Секретные материалы», а также множество других известных всему миру телепрограмм и кинофильмов, среди ко-

торых «Титаник» и «Аватар». В октябре 1996 г. News Corporation запустила телеканал Fox News Channel, ставший бесспорным лидером в 24-часовой службе новостей.

В конце 1980-х гг. в Великобритании Мердоком была запущена стоившая немалых средств телекомпания Sky Television. В 1990 г., чтобы погасить долги, предприниматель смог договориться о слиянии Sky с одним из ее непримиримых конкурентов - British Satellite Broadcasting. Объединенная компания, получившая название BSkyB (British Sky Broadcasting), через четыре года принесла Мердоку прибыль почти в $300 млн и стала крупнейшей в Великобритании компанией цифрового спутникового телевидения. Во многом это было связано с тем, что у компании были права на трансляцию английской футбольной премьер-лиги, и в 1998 г. BSkyB попыталась купить один из самых известных футбольных клубов Великобритании «Манчестер Юнайтед» за более чем $600 млн - самую большую сумму, когда-либо предложенную спортивному клубу. Руководство команды согласилось, однако это вызвало негодование болельщиков, вмешательство правительства, и в конечном итоге сделка была заблокирована Комиссией по конкуренции Соединенного Королевства, которая заявила, что приобретение «повредит конкуренции в индустрии вещания и качеству британского футбола»31.

Но это не остановило медиамагната и в конце февраля 2011 г. он выкупил полностью акции британской компании медиа-продукции Shine Television Group, президентом которой с 2001 г. стала его дочь Элизабет. Вплоть до 2015 г. BSkyB только расширяла свою деятельность, поглощая более слабых партнеров и получив франшизы таких мировых телекомпаний, как BBC, Five, Channel 4, HBO и RTL Group. После приобретения в 2014 г. Sky Italia и 90% доли в Sky Deutschland она изменила свое название на Sky UK и обзавелась еще 11 млн клиентами, став компанией, предоставляющей услуги телевидения и широкополосного Интернета, фиксированной и мобильной телефонной связи. Суммарно ее аудиторию оценивали в 150 млн человек по всему миру и под ее контроль попало все платное телевидение Британии, Германии и Италии, а также Ирландии и Австрии - и это несмотря на то, что критики соглашения указывали на недопустимость подобной концентрации медиаакти-

32

вов в руках одного человека . В 2017 г. в рамках конкуренции с интернет-компаниями Google и Facebook Мердок пытался выкупить еще 61% акций Sky UK, которые пока еще принадлежали его парт-

нерам. Это давало бы ему контроль над панъевропейской спутниковой сетью, а также подчиняло ему цифровых конкурентов, такие как Netflix и Amazon, чьи потоковые сервисы все чаще используются клиентами на мобильных устройствах. Несмотря на сопротивление британских властей, к этой цели он шел неуклонно, и в начале 2018 г. сообщалось, что Sky UK расширяет свои технические возможности за счет подключения к международным стриминговым мультимедиа33.

В эти же годы параллельно со СМИ Мердок всемерно и всемирно расширял сферу приложения своих капиталов. В 1987 и 1989 гг. были куплены два американских книжных издательства: Harper & Row и Collins, объединенные в компанию HarperCollins. В 1990-х гг. за $40 млн Мердок приобрел акции ведущей австралийской фирмы звукозаписи Mushroom Records, которой затем в течение нескольких лет управлял его сын Джеймс. Таким образом, Мердок сконцентрировал в своих руках как крупные холдинги во многих предприятиях связи, включая радио и телевизионные станции и видео, так и кино- и звукозаписывающие компании и книгоиздание. К 2000 г. его империя владела порядка 800 компаниями с чистой стоимостью свыше $5 млрд в более чем 50 странах34. В 2004 г. состоялось знаковое событие: Мердок объявил, что штаб-квартира News Corporation переезжает в Соединенные Штаты. В течение предыдущих 25 лет ее ежегодное общее собрание всегда проходило в Аделаиде (АС) - дань городу, где началось дело его жизни. Теперь же место встречи купола корпорации перенесли в Делавер (США). Он объяснил этот шаг своим акционерам: «Мы ничего не переносим. Мы не перемещаем людей, мы не перемещаем никого. Это юридическое основание того, что на нас будут смот-

35

реть как на американскую компанию» . Выбор в пользу США был сделан для того, чтобы американские управляющие фондами могли приобретать акции News Corporation, поскольку многие не решались покупать акции в неамериканских компаниях.

Параллельно австралиец взялся за Европу. Тогдашний премьер-министр Сильвио Берлускони сам позволил ему развернуться в Италии, надеясь обеспечить себе лояльность такого мощного игрока, как Мердок. В 2003 г. последний начал с относительно скромной компании Sky Italia, которая насчитывала около 2 млн подписчиков. Вскоре он скупил права на показ матчей лучших итальянских футбольных команд, добавил большой пакет фильмов и мультфильмов, заключил соглашения с крупнейшими кабельными сетя-

ми и сотовыми операторами Италии и увеличил число своих абонентов почти до 5 млн человек. Два медиамагната поделили итальянский рынок: Мердок контролировал 92% платного телевидения и получал деньги от абонентской платы, а Берлускони курировал бесплатное телевидение, зарабатывая на рекламе. Но когда доходы от рекламы упали, в конце 2008 г. Берлускони вдвое повысил НДС для платного телевидения: с 10 до 20%. Это больно ударило по Мердоку, и в результате началась экономическая и политическая война. News Corp. ежедневно публиковала компромат на премьер-министра и его подружек: высокооплачиваемых проституток, моделей и телезвезд. В 2009 г. корпорация Мердока подала иски против двух принадлежавших Берлускони компаний, обвинив их в нарушении антимонопольных законов и недобросовестной конкуренции - и выиграла процесс. После этого многие европейские газеты писали, что Р. Мердок оправдал свое прозвище: «человек-ужас, не знащий поражений». В результате в ноябрьском рейтинге Forbes влиятельных людей планеты 2009 г. он оказался на 7-м ме-

36

сте, а Берлускони получил только 12-е .

В 1990-х гг. Мердок обратил свое внимание и на Азию. Журнал «Upside», включивший его в 1997 г. в сотню лидеров мирового бизнеса, писал об интеграции BSkyB в Японию: «Мердок прорвался на негостеприимный для иностранцев японский телевизионный рынок, основав компанию Japan Sky Broadcasting совместно с

37

Softbank . Позже к деловому союзу в качестве равноправных партнеров подключились Sony и Fuji Television. Его серия сделок на достаточно сложном японском рынке восхитила даже противников предпринимателя, а многие аналитики заявили, что News Corp. вышла на совершенно новый уровень. В 1998 г. журнал «Asia Week» поставил Мердока на четвертое место в списке самых влиятельных людей Азии. В 1993 г. Мердок скупил 63,3 % акций Star TV, спутниковой компании из Гонконга, вещавшей на всю Азию. Обозреватели оценивали этот шаг как «один из самых захватывающих рисков его карьеры». Затем магнат потратил годы на переговоры с правительствами стран региона, чтобы к началу XXI в. получить более

38

300 млн подписчиков .

Однако эта сделка сработала не так, как планировал Мердок, потому что китайское правительство наложило на нее ограничения, помешавшие его корпорации добраться до большей части Китая. Надо сказать, он вынашивал планы по интеграции в КНР с начала 2000-х гг. и много раз пытался наладить отношения с руководством

страны. В 2002 г. он договорился с Дином Гуангэнем, курировавшим работу СМИ в Китае. В результате Мердок с сыном Гуангэня создали совместное предприятие, но им не удалось обойти жесткие законы страны и цензуру, и дальше Гонконга его не пустили. В 2009 г. проект интеграции в Китай был свернут, и больше Мердок к

39

нему не возвращался . Пожалуй, КНР - единственная страна, которая дала отпор его глобалистским замашкам.

Несколько компенсировало неудачу расширение присутствия Мердока в сети южноамериканского телевидения. К 2000 г. его News Corporation обладала более чем 800 компаниями с чистой стоимостью $5 млрд в 50 странах40, и перепуганные австралийские СМИ стали утверждать, что Мердок приступил к созданию поистине глобальной телевизионной империи, где спутниковое вещание создаст самую широкую аудиторию в мире. Для этого достаточно объединить все принадлежащие ему ТВ-компании во многих странах мира в Sky Global. Журналисты не сомневались: «Пока Руперт Мердок является корпоративным азартным игроком масштабов левиафана, ... он делает все, чтобы держать карточный расклад в свою пользу»41. Точно в подтверждение таких планов в 2015 г. он инвестировал в индийскую информационную компанию VCCircle.

Естественно, далеко не всегда Р. Мердоку сопутствовал успех. Не совсем удачна была его попытка вести дела и в России, где как деловой партнер он фигурировал с 1990-х гг. и был связан с Борисом Березовским и Бадри Патаркацишвили. В 1998 г. они совместно учредили ЛогоВАЗ Ньюс Корпорейшн (впоследствии News Media). Помимо «Нашего радио» холдингу подчинялись станции Best FM и Ultra, продюсерская компания Ультра Продакшн, издательская Real Records и оператор наружной рекламы News Outdoor. В России News Corp. владела 79% News Outdoor - крупнейшего оператора наружной рекламы, долей в ЗАО Бизнес Ньюс Медиа (издатель газеты «Ведомости») и местным представительством кинокомпании 20th Century Fox. В начале XXI в. перспективы казались благополучными: в 2002 г. оборот News Outdoor Group, которой принадлежало более 10 тыс. конструкций наружной рекламы в 86 городах России, составил $50 млн. В 2003 г. планировались поглощение более мелких российских компаний и перевод головного офиса из Лондона в Москву. Ожидалось, что такому примеру последуют и

42

другие западные фирмы . Однако в 2009 г. все эти авуары были выставлены на продажу: сам Мердок скептически отзывался об инвестиционном климате в России; сыграла свою роль сравнительно

43

невысокая доходность активов в Восточной Европе и РФ . В 2010 г. News Corp. продала принадлежащие ей в России радиостанции «Наше радио», Best FM и «Ультра» одному из российских сенаторов; в 2011 г. News Outdoor также перешла под контроль российского бизнеса. Надо отметить, пример Мердока весьма заразителен: в свое время российский миллиардер Александр Лебедев, уже владевший тремя английскими газетами, заявил, что хотел бы создать в России таблоид, подобный «News of the World». Впрочем, заверил при этом: «Мы не будем нарушать закон и вести себя не-

44

этично» .

Неудачи и промахи никогда не останавливали Мердока; начало нового тысячелетия принесло новые технологии, и он одним из первых заинтересовался возможностями интернета. Значительные усилия были посвящены развитию сетевых версий его британских и австралийских газет, а в 2005 г. за $580 млн была приобретена популярная социальная сеть MySpace. На одной из пресс-конференций в 2007 г. сам Р. Мердок напомнил собравшимся об этом: «Что, вы обеспокоены тем, что я могу принять еще одно хорошее решение? Два года назад вы все смеялись надо мной по поводу MySpace. А-а-а, сколько он стоит сейчас? Я не знаю. Я слышал днями $25 млрд. Я не знаю - точно более, чем в 20 раз больше, чем мы заплатили за него... И когда мы начинали Fox News, меня считали идиотом. Как я сумел это сделать? Потратив почти миллиард долларов. Ну, сегодня он стоит $10 млрд»45. В 2007 г. у MySpace было в три раза больше пользователей, чем у Facebook. Но в конечном итоге эта покупка не оправдала себя - во многом из-за отсутствия четкой концепции развития. Когда же MySpace проиграла соперникам, в 2011 г. сайт был продан всего за $35 млн.46.

В 2007 г. Руперт Мердок совершил более выгодное приобретение: за $5 млрд купил одно из ведущих мировых агентств финансовой информации Dow Jones & Company, которому принадлежит всемирно известное издание «The Wall Street Journal», а также «The Far Eastern Economic Review» (базирующийся в Гонконге) и

47

SmartMoney . Это была одна из самых нашумевших сделок года. Чтобы контролировать точность информации и следить за объективностью и беспристрастностью статей в новом «The Wall Street Journal», пришлось даже создать специальный комитет: у правительства США были сомнения относительно планов Мердока на одно из главных экономических изданий страны. В АС откликнулись на эту сделку: «Драма Dow Jones - публичный спектакль,

ставший возможным аналогично тому, как 76-летний Мердок превратил News Corp. из маленькой австралийской газетной компании в мирового мультимедийного колосса с рыночной стоимостью акций в $70 млрд Уолл Стрит любит его»48.

Когда цифровая революция охватила телевидение, обещая просмотр многих каналов и программ, домашние покупки и интернет банкинг, телевизионные станции Мердока были на переднем крае. Но в Великобритании его монополия на технологию цифрового вещания испугала общественность. Сам же он старался дезавуировать любое предположение относительно своего могущества: «Люди говорят, что мы антиконкурентны, когда мы делаем то, что открыто для всех в мире»49. Мердок никогда не упускал возможностей увеличения коммерческих прибылей и искусно манипулировал ценовой политикой: где надо - вводил плату, где надо - отказывался; но в итоге никогда не оставался в убытке. В ответ на упадок печатных СМИ и растущее влияние интернет-журналистики в течение 2000-х гг. он заявил о своей поддержке модели микроплатежей для получения доходов от on-line новостей. В 2010 г. медиакорпорация закрыла бесплатный доступ к интернет-версиям британских «The Times» и «The Sunday Times»; в 2011 г. объявила, что «The Australian» планирует стать первой крупной газетой в АС, которая вводит плату в $4,00 в неделю за просмотр премиум-контента на своем веб-сайте. В 2013 г. руководство «The Sun» ввело плату за просмотр материалов сайта. Но уже в 2015 г. «The Sun» решил свернуть эксперимент с платным доступом к контенту по подписке: за два года аудитория с 30 млн пользователей уменьшилась до 225 тыс., что заставило руководство пересмотреть свои планы и отказаться от монетизации50. В 2011 г. медиакорпорация Мердока и компания Apple запустили «The Daily», первую в мире газету, созданную специально для планшетного компьютера iPad. Ее запуск продолжил стратегию монетизации онлайн-контента изданий News Corp. Но вложив за год около $82 млн в этот проект, корпорация вскоре закрыла его, так и не став лидером в оцифровке СМИ51. В попытке угнаться за конкурентами была отменена плата за доступ к сайтам, а также к мобильным приложениям к «The Sun Mobile» и «The Sun Goals», что позволило таблоиду побороться за рекламодателей с десятком соперников. Сам Мердок, заявляя о бесперспективности платной подписки, пока не отказался от данной технологии в отношении своей «The Wall Street Journal», сохранив в ней платный доступ к контенту. Холдинг сейчас больше интересуют

онлайн-издания, которые, по общему мнению, вскоре вытеснят с рынка обычную прессу. Так, News Corp. продолжала вкладывать деньги в интернет и в 2014 г. приобрела сайты реальной недвижимости ProTiger и финансового планирования BigDecision. В 2015 г. американское Национальное географическое общество сообщило о продаже за $725 млн журнала «National Geographic», а также ряда других своих активов Р. Мердоку. В эпоху цифровых медиа печатный журнал «National Geographic» оказался на грани выживания: с 12 млн экземпляров в конце 1980-х тираж журнала упал до 3,5 млн в США и 3 млн копий на иностранных языках. В новой медиаком-пании, названной National Geographic Partners, 73% акций принадлежали Мердоку, и упор сделан на создании мультимедийного кон-

52

тента52. Но, по словам его биографа, «Мердок - выходец из другой эры, самоотверженный всадник верхом на лошади-тяжеловозе. Как ни странно, он, обладатель новейших технологий, использует наравне с ними методы, от которых вот-вот откажутся. Мердок не чужд нового, однако он никогда не отказывался от старых традиций бизнеса»53.

В настоящее время в медиа-империю входят телеканалы, кинокомпании, книжные издательства, сети кабельного и спутникового телевидения, журналы и газеты в США, Австралии, Европе, Латинской Америке, Азии и Тихоокеанском регионе. Несмотря на все взлеты и падения, богатство магната неуклонно растет, принося его владельцу лавры победителя. Различные источники по-разному оценивают его авуары, но все сходятся в одном - они огромны. В 2010 г. журнал «Forbes» оценил личное состояние Р. Мердока в $6,2 млрд, и он был признан 13-м среди самых влиятельных людей в мире. По версии того же журнала, в 2012 г. он занимал 106-ю позицию в списке самых богатых людей планеты, с состоянием в $8,3 млрд; в категории «Миллиардеры Австралии» он лидировал, за ним следовали Р. Пратт, Дж. Райнхарт, Г. Тригубов. В рейтинге 400 самых богатых людей Америки 2015 г. Мердок занял 38-е место с чистой стоимостью уже $11,6 млрд. В 2017 г. сумма его капиталов составляла более $13 млрд и он занимал 34-е место среди самых богатых американцев и 96-е место среди мировых воротил54.

И ныне бизнес Мердока только растет, и он чаще побеждает, нежели проигрывает. Это делает его кумиром и воплощением идеала всех глобалистов. Его штаб-квартира в США - центр медиа-спрута, единый и очень мощный, в отсутствии других источников моральных ценностей и сил, центр воздействия на умы. Руперт да-

леко обошел отца: унаследовав лишь провинциальные СМИ на краю западной ойкумены, создал супер-империю с огромными капиталами и влиянием. То, какими способами он достиг этого успеха, требует отдельного разговора.

(продолжение в следующем выпуске)

I Цит. по: https://tsitaty.com/автор/руперт-мёрдок.

История Успеха. Биография Руперта Мердока (http://constructorus.ru/istorii-uspexa/rupert-merdok.html).

История Руперта Мердока: как выходец из Австралии построил один из крупнейших медиахолдингов мира.15 февраля 2016, 14:59. Дмитрий Кошель-ник (https://vc.ru/p/rupert-murdoch).

4 См. о нем: Murdoch, Sir Walter Logie (1874-1970). by Fred Alexander (http://adb.anu.edu.au/biography/murdoch-sir-walter-logie-7698/text13477).

5 Медиабизнес Руперта Мердока. Справка. 09:00 11.03.2011. (https://ria.ru/spravka/20110311/344525658.html).

6 The Bulletin, August 23, 2005, p. 32, 34.

См.: Macintyre S. A Concise History of Australia. Cambridge, 2004, p. 159.

8 The Bulletin, April 27, 1999, p. 36.

9 Daniel H., Bell M. Australia the New Customer. A commercial and economic guide for American business men. New York, 1946, p. 320.

10 Murdoch, Sir Keith Arthur (1885-1952). By Geoffrey Serle. This article was published in Australian Dictionary of Biography, Vol. 10, 1986

(http://adb. anu.edu. au/biography/murdoch-sir-keith-arthur-7693).

II См. перечень документов его фонда в Австралийской национальной библиотеке: MS 2823 Papers of Sir Keith Arthur Murdoch (1886-1952)

(http://www.nla.gov.au/ms/findaids/2823.html).

12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цит. по: История Успеха. Биография Руперта Мердока...

13

История Руперта Мердока: как выходец из Австралии построил один из крупнейших медиахолдингов мира.

14 Rupert Murdoch Biography: Success Story of Business Magnate (https://astrumpeople.com/rupert-murdoch-biography).

15 Rupert Murdoch (http://www.peoples.ru/undertake/media/murdoch/).

16 Rupert Murdoch. Explained

(http://everything.explained.today/Rupert_Murdoch/).

17 Rupert Murdoch. AUSTRALIAN-AMERICAN PUBLISHER. WRITTEN BY: The Editors of Encyclopedia Britannica

(https://www.britannica.com/biography/Rupert-Murdoch).

18

История Успеха. Биография Руперта Мердока.

19 Цит. по: Медиабизнес Руперта Мердока. Справка. 09:00 11.03.2011. (https://ria.ru/spravka/20110311/344525658.html).

20 Биография Руперта Мердока. 06:2311.03.2016. (обновлено: 06:24 11.03.2016) (https://ria.ru/spravka/20160311/1387314961.html).

21

Нераскаявшийся медиамагнат Руперт Мердок

(http://www.buffett.ru/expirience/neraskayavshiysya-mediamagnat-rupert-merdok).

22

Ruthless Rupe is recast as an angel of mercy. Movie tells how 'heroic' young Murdoch saved an Aborigine from hanging. David Smith, arts and media correspondent. (https://www.theguardian.com/media/2004/jan/04/rupertmurdoch.film).

23

Крейнер Ст. Бизнес путь: Руперт Мердок. 10 секретов крупнейшего в мире медиамагната (http://www.e-reading.by/bookreader.php/84186/Kreiiner_-

Biznes put%27 Rupert Merdok. 10 sekretov krupneiishego v mire mediama gnata.html).

24 Руперт Мердок - американский медиамагнат, глава News Corporation - ИСТОРИЯ УСПЕХА. Март 23, 2010 16:22. Автор: Pan Redkin (http://miruspeha. com/2010/03/rupert-merdok-amerikanskijj-mediamagnat-glava-news-corporation-istoriya-uspekha/); Крейнер Ст. Бизнес путь...

25

Медиабизнес Руперта Мердока. Справка.

26 Нераскаявшийся медиамагнат Руперт Мердок.

27

История Руперта Мердока: как выходец из Австралии построил один из крупнейших медиахолдингов мира.; Унижение для Мердока. Текст: Ольга Дмитриева (Лондон). Российская газета - Столичный выпуск №5532 (156).

(https://rg.ru/2011/07/20/merdok.html).

28

Rupert Murdoch Biography: Success Story.

29

News Corp. Our Leadership (https://newscorp.com/leader/rupert-murdoch/).

30 Rupert Murdoch. AUSTRALIAN-AMERICAN PUBLISHER.

31

Rupert Murdoch. Explained.

32

Медиамагнат Руперт Мердок готовится разрушить Европу (https://news.rambler.ru/europe/35 622493 -rupert-merdok-gotovitsya-razrushit-evropu/).

33

См.: Sky Threatens to Shut News Channel for 21st Century Fox Deal. By MICHAEL J. de la MERCEDNOV. 7 2017.

(https://www.nytimes.com/2017/! 1/07/business/media/sky-21st-century-fox.html?rref=collection%2Ftimestopic%2FMurdoch%2C%20Rupert&action=click &contentCollection=timestopics&region=stream&module=stream_unit&version=la test&contentPlacement=1&pgtype=collection); Sky subscribers to get Netflix for the first time (https://www.theguardian.com/business/2018/mar/01/sky-subscribers-to-get-netflix-for-the-first-time).

34 Медиабизнес Руперта Мердока. Справка.; Rupert Murdoch. Explained.

35 The Bulletin, December 14, 2004, p. 24.

36 Нераскаявшийся медиамагнат Руперт Мердок.; Руперт Мердок замахнулся на медиаимперию Сильвио Берлускони. 5 Январь 2010, 10:31 (http://www.sat-expert.com/news/p2_articleid/12260).

37

Крейнер Ст. Бизнес путь...

38

Rupert Murdoch. 1931- (http://www.referenceforbusiness.com/biography/M-R/Murdoch-Rupert-1931.html).

39

История Руперта Мердока: как выходец из Австралии построил один из крупнейших медиахолдингов мира.

40 Rupert Murdoch Biography: Success Story.

41 The Bulletin, January 30, 2001, p. 53.

42 Руперт Мердок захватывает российский рекламный рынок. 14.05.2003 (http://emigration.russie.ru/news/6/986_1. html).

43 БИЗНЕС #МЕДИА 02.04.2015 06:00. Поймать волну: кому достались радиостанции Березовского и Мердока (http://www.forbes.ru/kompanii/internet-telekom-i-media/284563-poimat-volnu-komu-dostalis-radiostantsii-berezovskogo-i-mer).

44 Нераскаявшийся медиамагнат Руперт Мердок.

45 The Bulletin, October 2, 2007, p. 12.

46 Rupert Murdoch. AUSTRALIAN-AMERICAN PUBLISHER.

47

Rupert Murdoch. Explained.

48 The Bulletin, May 15, 2007, p. 76.

49 Profile: Rupert Murdoch. 21 July 2012 (http://www.bbc.com/news/uk-14078128).

50 История Руперта Мердока: как выходец из Австралии построил один из крупнейших медиахолдингов мира.

51 Руперт Мердок вступил в схватку с Google и Facebook. SOSTAV.RU 16 ноября 2017 (http s://news.rambler.ru/other/3 8433726-rupert-merdok-vstupil-v-shvatku-s-google-i-facebook/).

52

Руперт Мердок купил «National Geographic». 10.09.2015. (http://www.broadcasting.ru/newstext.php?news_id=106282).

53

Крейнер Ст. Бизнес путь.

54 Profile: Rupert Murdoch.; Rupert Murdoch Biography: Success Story.; Rupert Murdoch. Explained.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.