РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
-р-
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
3
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 98.03.001 -98.03.027
МОСКВА 1998
По словам авторов, накопленный опыт взаимодействия ученых и политиков необходимо использовать и в решении новой серьезной глобальной проблемы - изменения климата на планете.
В.Ю.Топчеев
98.03.002. ЛЭТЭМ Э. СОВРЕМЕННАЯ РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ АМЕРИКАНСКОЙ ВОЕННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: СТРЕМЛЕНИЕ К БОЛЕЕ ГИБКОМУ ПРОИЗВОДСТВУ. LATHAM A. Contemporary restructuring of the US arms industry: toward "agile manufacturing" // Contemporary security policy. - L., 1997.-Vol.18, N 1.-P.109-134.
Автор, сотрудник Центра проблем международной безопасности Йоркского университета (г.Торонто, Канада), признавая огромную роль фордистской системы организации военной промышленности США, отмечает, что с увеличением технической сложности военной продукции эта система перестала быть экономически эффективной. По его мнению, необходим переход к более гибкому способу производства, примером которого может служить японская автомобильная промышленность .
В годы второй мировой войны потребности в огромном количестве военной техники заставили американских промышленников ввести фордистские методы в производство военной продукции. Эти методы сыграли огромную роль в оснащении американских вооруженных сил самой современной военной техникой. С окончанием
В 50-е годы американская автомобильная промышленность стала производить мощные и технически оснащенные огромные автомобили. После нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильской войной 1973 г., и приведшего к резкому удорожанию нефти, такие роскошные - "барочные", потребляющие большое количество топлива американские автомобили, стали быстро заменяться на дорогах США практичными, небольшими японскими машинами. - Прим. реф.
второй мировой войны уровень военного производства не снизился, так как противоборство между странами перешло в войну холодную.
Фордизм характеризуется в основном двумя факторами: дешевой неквалифицированной рабочей силой и очень дорогим техническим оснащением заводов. Эта система работала весьма эффективно почти весь период холодной войны, создавая все более сложные и дорогостоящие типы вооружений.
В конце 70-х годов как американские, так и советские эксперты стали осознавать, что возрастающая стоимость серийного производства оснащенных новейшими техническими изобретениями образцов военной техники резко истощает государственный бюджет, требуя все больше и больше денег. В результате обе стороны были вынуждены сокращать объемы серийного производства, т. е. произошло то, что автор назвал "структурным разоружением" что значительно ослабило военную мощь обеих сверхдержав. Тогда перед военными возникла следующая задача: обеспечить военную мощь страны на высочайшем уровне при одновременном снижении затрат на военное производство. Были разработаны новые производственные принципы, теперь хорошо известные под названием "быстрое производство". Разработка этих новых принципов находится пока еще на начальной стадии и будущее их развитие в настоящее время точно предугадать нельзя. Тем не менее военное производство США активно реконструируется в области новых индустриальных технологий, включающих гибкие компьютерные системы проектирования, создание "виртуальных предприятий", быстрой реконфигураций производства. Все это в целом, считает автор, создает такие глубокие изменения в сфере проектирования и производства, что весь этот этап - постфордизма - можно рассматривать как "тихую революцию", означающую завершение одной эры американской военно-промышленной истории и начало следующей, которая, по мнению американских военно-промышленных специалистов, обеспечит превосходство США при наступлении нового столетия. Главным пробным камнем в этих условиях стала наиболее технически сложная аэрокосмическая промышленность, где широко используются достижения микроэлектроники, с помощью которой создается компью-
терное высокоточное оружие. К элементам нового типа вооружения относятся технологии создания самолетов-невидимок "Стеле" (Stealth).
Американские специалисты полагают, что вторая мировая война была выиграна во многом благодаря именно техническому превосходству американских вооруженных сил. На этой же идеологии строилась вся военно-техническая политика времен холодной войны. Теперь же военные футурологи отмечают, что в результате новой военно-технической революции ведение боевых действий примет качественно иной характер: военно-техническое преимущество больше не будет решающим фактором ведения войны, а практически станет самой войной; и если раньше война велась в трех измерениях - земля, море, воздух, то теперь к этим трем измерениям прибавится четвертое - информационное.
Прогресс в производстве других видов вооружений, по мнению автора, приведет к тому, что бомбардировщики, истребители и танки перестанут играть главную рель на будущем театре военных действий (ТВД), что совершенно изменит принципы ведения войны XX в. Этот ТВД будет покрыт сетями "интеллектуальных мин", над ним будут летать беспилотные боевые и разведывательные самолеты. Войска будут действовать малыми, сильно разреженными группами, не только определяя с высокой точностью силы противника, но и зная заранее свои потери и потери противника. Огромную роль приобретут дальние высокоточные ракеты.
Такие изменения в области постфордистского производства резко сократят путь от проектной лаборатории до поля боя, и типичные для фордистского производства темпы морального старения военной техники (которая устаревает еще в процессе разработки опытных образцов) резко снизятся.
Переход от традиционного производства вооружений к новому представляет собой скачок, в котором необходимо использовать опыт японского производства автомобилей, оснащенных "интеллектуальной" техникой, способной легко адаптироваться в процессе работы в любой момент производства с учетом новаций. Японский опыт показывает, что фордистская ориентация на неква-2-5327
лифицированную рабочую силу должна быть изменена, отныне главным работником в современной индустрии станет высококвалифицированный рабочий. При этом, несмотря на высокий уровень подготовки персонала, цена на продукцию снизится, так как численность рабочих будет очень невелика.
Сложная система постфордистского производства стала приобретать ясные очертания в начале 90-х годов с созданием "Передовой .авиационной инициативы" (ПАИ), главной целью которой стало поощрение военных аэрокосмических компаний, осваивающих передовые технологии. Последние широко использовали японский опыт в американской автомобильной индустрии в 80-е годы.
Начало активной ПАИ приходится на 1992 г., когда Аэрокосмический системный центр ВВС США предложил Массачусетскому технологическому институту (МТИ) провести оценку эффективности новых технологий в военной авиационной промышленности. Это предложение ВВС объяснялось тем, что именно МТИ, производя раннюю оценку японских постфордистских методов, пришел к выводу, что эти методы послужили наиболее важным фактором успеха японской автомобильной промышленности в ее соперничестве с американской индустрией.
Оценивая возможности применения передовых технологий при производстве военных самолетов, МТИ пришел к выводу, что оно поможет на половину снизить объем фабричного труда и рабочих площадей; на 66% сократится брак в процессе производства. Число поставщиков и субподрядчиков при этом уменьшится на 87%, а сроки производственного цикла - на 50-66% (с. 118). Анализ МТИ показал также, что использование передовых производственных технологий обеспечит быстрейшее доведение прототипов до боевых требований ВВС. Кроме того, эксперты отметили возможность быстрой адаптации производства в ответ на требования заказчиков вносить необходимые изменения в ходе производства. Базируясь на этих положительных оценках, Аэрокосмический системный центр ВВС США создал в августе 1993 г. усовершенствованную трехлетнюю программу, которая предусматривала сотрудничество лабораторий
фирмы Райт (Wright) американских ВВС с почти двадцатью военными аэрокосмическими фирмами. Взаимодействие развивалось по проблемам конструкции самолета, электронного оборудования и двигателей. В результате этого ПАИ получили субсидии от правительства (950 тыс. долл. в год) и фирм-участниц (75 тыс. долл. в год от каждой фирмы) (с. 118). В рамках ПАИ был разработан ряд проектов, которые однако, не были полностью завершены к концу 1996 г. Между тем американские ВВС на основе таких технологий приступили к интенсивной разработке нового истребителя Ф-22, транспортного самолета Си-17 и осуществлению программы по созданию нового ударного самолета для ВВС и флота.
Министерство обороны США спонсировало в 1991 г. исследовательскую группу в области производства военной продукции. Эти исследования велись в Институте Якокка (Jacocca), который подготовил доклад под названием "Предпринимательская стратегия промышленности XXI в.", основанный на постфордистской идеологии. Ключевым элементом передовых производств станет создание "Интегрированной национальной технологии и индустриальной базы", включающей передовые коммерческие и военные фирмы, связанные компьютерными сетями, которые будут создавать виртуальные предприятия, способные быстро выдавать дешевую продукцию. Учитывая новую ситуацию, складывающуюся в военной промышленности, правительство США стало свертывать старые системы регулирования в промышленности с целью разрушить барьеры, мешающие интеграции гражданской и военной областей.
После публикации "Предпринимательской стратегии XXI в." американское правительство создало ряд исследовательских программ, нацеленных на создание передовых производств. В числе этих программ помимо авиации есть программы в области автомобилестроения, производства управляемых снарядов, электроники и т.п.
Наиболее важной организацией, осуществляющей эти проекты, стало Исследовательское проектное агентство в рамках ННФ. Созданная в 1993 г. Передовая производственная инициатива (ППИ) оценивает и разрабатывает передовые технологии, основанные на 2*
научно-промышленной стратегии XXI в. ППИ создала несколько рабочих групп и исследовательских институтов. Кроме того, она разработала шесть субсидируемых правительством научно-промышленных проектов.
Многое из того, что делается в США в этой области, находится еще на стадии предварительных исследований, но тем не менее все предпринимаемые США усилия основаны на стремлении обеспечить в будущем широкомасштабную военно-промышленную структурную перестройку. Завершая статью, автор делает четыре главных вывода:
1) процесс экспериментирования и оценок, которые характеризуют современное состояние трансформации военной индустрии, основан на стремлении создавать производства, обеспечивающие высококачественную и недорогую продукцию при необходимости быстрого изменения ее вида в ходе производственного процесса и превращения мирной продукции в военную;
2) военным производителям необходимо использовать лучший ¡Г^ опыт гражданского производства и особенно японской автомобильной индустрии: американским военным фирмам не следует начинать новые разработки с нуля: "японизация" производственных процессов должна стать определяющим элементом трансформации американской военной промышленности;
3) переход к постфордистской технологии в военной индустрии показал, что значительные изменения в промышленности начали проявляться в последние пять лет, по крайней мере на уровнях главных подрядчиков и субподрядчиков; десять лет тому назад к каким-либо структурным изменениям было готово лишь небольшое количество военных компаний, однако к началу 90-х годов десять главных подрядчиков и значительное количество субподрядчиков уже имели свои программы в этой сфере.
4) американская военная промышленность находится в последней фазе экспериментов по ее перестройке, но очевидно, что военной индустрии предстоит пройти большой путь до решения крупномасштабных задача, пока в этой области существуют лишь отдельные острова постфордистского производства, и еще рано гово-
рить о том, что структурная трансформация американской военной промышленности завершена.
В.Ю.Топчеев
98.03.003. ПОРТ О. КАК ВЫЙТИ ИЗ КРИЗИСА.
PORT О. Tales from spin off city // Business week. - N.Y., 1999. -
February 23,-23.-P.28-60.
Автор, научный обозреватель еженедельника "Бизнес уик", пишет в своей статье о том, как крупнейший американский научный центр - Стэнфордский исследовательский институт - в условиях сокращения военных заказов, вызванного окончанием "холодной войны" нашел способ, путем слияния с крупнейшей компанией Восточного побережья США - Корпорацией Сарнофф - выйти из кризиса. Современное кабельное телевидение, использующее компьютерную технику, пишет автор, обеспечивает потребителям большие возможности, причем цены на пользование таким видом уедут постоянно снижаются. Например, компания "Сабербен Кейбл" (Suburban Cable) и компания Ленфест Коммюникейшнз (Lenfest Communicatoins) в г.Оукс штата Пенсильвания в любое время суток передает то, что пожелает пользователь. Если пользователь желает записать интересующие его программы, то это не представляет особого труда. Такая же система начала работать в День Благодарения 1997 г. в компании "Дайва системз" (Diva Systems), которая подписала контракт с другими фирмами кабельного телевидения с целью обеспечения ее работы в округе Монмаус (Monthmouth) в штате Нью-Джерси, а весной 1999 г. эта система заработает в регионе г.Атланта. Продукт фирмы "Дайва системз" явился результатом совместных работ двух исследовательских лабораторий: Стэнфордского исследовательского института (СИИ) в г.Менло Парк (штат Калифорния) и Корпорации "Сарнофф" (Sarnoff Corp.), которая прежде называлась Исследовательским центром Дэвида Сарноффа (David Sarnoff Reasearch Center) в г.Принстон штата Нью Джерси.
СИИ является интеллектуальным центром "Силиконовой Долины". Он существовал там до изобретения силиконовых чипов и