Научная статья на тему 'Социально-исторические предпосылки возникновения и динамика развития кабельного телевидения в разных странах мира (social-historical preconditions of origination and dynamics of television development in different world countries)'

Социально-исторические предпосылки возникновения и динамика развития кабельного телевидения в разных странах мира (social-historical preconditions of origination and dynamics of television development in different world countries) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
666
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАБЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ (КТВ) / ЦИФРОВОЕ ВЕЩАНИЕ / КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / АБОНЕНТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Трифонов Олег Игоревич

Статья посвящена особенностям, тенденциям и перспективам развития кабельного телевидения в США, странах Западной Европы, Азии и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article devoted to the features, tendencies and prospects of development of cable television in the USA, countries of Western Europe, Asia and Russia. cable television (CTV), digital broadcasting, communicative possibilities, a subscriber

Текст научной работы на тему «Социально-исторические предпосылки возникновения и динамика развития кабельного телевидения в разных странах мира (social-historical preconditions of origination and dynamics of television development in different world countries)»

ФШМШШЕ ИНУ ки

СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ КАБЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА

О. И. Трифонов

SOCIAL-HISTORICAL PRECONDITIONS OF ORIGINATION AND DYNAMICS OF TELEVISION DEVELOPMENT IN DIFFERENT WORLD COUNTRIES

Trifonov O. I.

The article devoted to the features, tendencies and prospects of development of cable television in the USA, countries of Western Europe, Asia and Russia.

Key Words: cable television (CTV), digitaf broadcasting, communicative possibilities, a subscriber.

Статья посвящена особенностям, тенденциям и перспективам развития кабельного телевидения в США, странах Западной Европы, Азии и России.

Ключевые слова: кабельное телевидение (НТВ), цифровое вещание, коммуникационные возможности, абонент.

УДК 070:654.197 (4/9)

Кабельное телевидение (КТВ), о котором сейчас говорят как о новшестве, как о революции в телеиндустрии, на самом деле появилось практически одновременно с началом эфирного телевизионного вещания и параллельно с ним прошло несколько этапов своего развития. Вначале кабельное телевидение выступало лишь как вспомогательное средство для доставки сигнала эфирного канала в труднодоступные места, но в процессе своего развития превратилось в особый вид телевидения, отличный от других, во-первых, способом доставки сигнала, во-вторых, более качественным изображением, в-третьих, практически не ограниченным числом каналов и возможностью обратной связи.

«Телевидение - величайшее явление ХХ века, которое объединило в себе самые передовые достижения научно-технической мысли, культуры, журналистики, искусства, экономики.... Став одним из компонентов системы средств массовых коммуникаций, телевидение не завершило ее формирование, но повлекло за собой серьезные изменения, оказав влияние не только на функционирование каждого из ее элементов, но и на деятельность целых государственных институтов, что особенно ярко проявлялось в социально-значимые периоды развития общества. Как показывает исторический опыт, включение в систему новых, ранее не существовавших СМК всегда являлось прогрессивным шагом в плане оперативности передачи социально-значимой информации и ее технической обработки.» (15, с. 10).

В связи с трансформацией функций, кабельное телевидение стало новым компонентом системы средств массовых коммуникаций, в силу своей массовости обладающим огромным влиянием на формирование общественного мнения, а с внедрением цифровых технологий дающее потенциальной аудитории практически неограниченные возможности в сфере телепросмотра, развлечений, образования, связи и т. д.

Лидером в области КТВ являются Соединенные Штаты Америки, где оно и зародилось в начале 50-х гг. ХХ в. Первые системы кабельного телевидения были построены на основе коаксиального радиочастотного кабеля. Такая необходимость была продиктована недостаточным качеством приема телевизионных передач. Эффект превзошел все ожидания. Специалисты пришли к выводу, что новые технологии могут с успехом использоваться не только как подсобный усилитель телевизионного сигнала, но и как самостоятельный вид вещания. К 1970-м гг. пропускная способность одного кабеля возросла до 12-17 каналов. Кабельные системы стали ретранслировать местные станции, что способствовало развитию дециметрового вещания в городах Америки (6, с. 76).

Утверждение кабельного телевидения в США как самостоятельного средства массовой информации шло очень медленными темпами. Владельцы эфирных телестанций увидели в нем серьезного конкурента и угрозу, связанную с потерей прибыли от продажи рекламного времени и других коммерческих проектов. Действительно, кабельное телевидение предоставляло более широкие возможности для потенциальной аудитории, что неминуемо должно было привести к полному отказу потребителей от услуг эфирного телевидения.

В 1966 г. по просьбе владельцев эфирных телестанций Федеральная комиссия связи приняла правила, в которых устанавливались запреты на показ по кабельному телевидению той продукции, которая могла нанести ущерб эфирным телесетям (спортивные состязания, фильмы и т. п.). Однако уже в 1972 г. Верховный суд США вынес

решение о необходимости учитывать интересы обеих сторон, вовлеченных в телевизионный бизнес. Благодаря вмешательству власти, развитие кабельного телевидения получило правовую базу. Попытки владельцев эфирного телевидения помешать превращению КТВ из ретранслятора в самостоятельное средство массовой коммуникации оказались безрезультатными. В США начинает появляться большое количество кабельных систем, учитывающих специфические интересы разных категорий зрителей, усложняется структура, внедряются новые технологии. Именно в это время в США появляется новый вариант КТВ: за дополнительную плату абоненту предоставляется выбор дополнительных каналов (последние новинки кино, оригинальные развлекательные передачи, избавленные от назойливой телерекламы). Платное телевидение оказалось выгодным бизнесом, владельцы каналов получали хорошие прибыли, предоставляя зрителям возможность выбирать программы по собственному вкусу (только кино, только музыка, только шоу и т. д.).

В 1970 г. тема кабельного телевидения начала широко обсуждаться и во Франции. Однако экономические трудности, недостаточный рыночный спрос тормозили ее осуществление. Но уже в 80-х гг. задача повсеместного внедрения КТВ рассматривалась как одна из первоочередных.

Пока французы только осваивали новую форму телевещания, в США началась «Великая кабельная лихорадка». Тарифы на спутниковую связь снизились настолько, что стало выгодно распространять телевизионные программы для разнообразных кабельных систем, изначально принимающих сигнал на параболические антенны.

Количество каналов КТВ с каждым годом стало расти. Бурное развитие кабельных сетей в Америке было отмечено тем, что в 1980 г. появились музыкальный канал MTV, спортивный ESPN, документальный «Discovery», канал для детей «Nikelodeon», для женщин «Lifetime» и т. д., в Атланте начала вещание «Сеть кабельных новостей» (CNN) Теда Тернера.

В 1980 году американский бизнесмен Тэд Тернер создал телекомпанию Cable News Network (CNN). Вплоть до 1985 г., ставшего переломным в истории телекомпании (CNN превратилась из убыточной в прибыльную службу новостей), передачи адресовались преимущественно американской аудитории. С началом вещания на Европу инфраструктура CNN International развернулась как служба телевизионных новостей с глобальным масштабом деятельности. Компания располагала девятью корпунктами на территории США и зарубежными бюро в Риме, Лондоне, Каире, Иерусалиме, Найроби, Франкфурте-на-Майне и Москве, что стало приносить каналу рост рейтингов и прибыли, а в 1991 г. количество корпунктов достигло уже 29.

С 1989 г. вещание на Западную Европу начало осуществляться через спутник Intelsat в формате PAL. Первоначально передачи принимались в штаб-квартирах крупных европейских телекомпаний и в диспетчерских студиях кабельных сетей, а также в 1550 международных отелях класса «люкс» во многих странах мира. Благодаря использованию коммуникационных возможностей советского спутника связи, CNN расширила зону приема своих передач, ее программы в конце 1980-х гг. принимали 89 государств мира. Программы CNN стали доступными в странах Африки, Ближнего Востока, Индостана и Юго-Восточной Азии (8, с. 392).

Компания CNN превратилась в мирового лидера в информационной сфере, после того как охватила своим вещанием практически все страны. По сравнению с другими телекомпаниями, которые готовили только один основной вечерний выпуск, круглосуточная новостная служба CNN имела преимущества, которыми не располагали конкуренты. Особенно наглядно эти преимущества проявлялись в ходе освещения кризисных ситуаций мирового значения в форме прямых репортажей с места событий. В таких случаях происходящее транслировалось от начала и до конца в режиме реального времени (примером может служить освещение бомбардировок иракской столицы в

1991 г. или октябрьских событий 1993 г. в Москве).

Одновременно с созданием CNN началась и история кабельного телевидения в России. После ликвидации Министерства бытового и коммунального обслуживания населения на базе сетей коллективного приема телесигнала стали создаваться сети кабельного телевидения. Их принципиальное отличие от существовавших приемных сетей заключалось в том, что к действующим сетям стали подключать видеомагнитофоны и транслировались дополнительные программы. Возможность трансляции фильмов позволила местным студиям кабельного телевидения снимать собственные телепередачи, формировать программу вещания, размещать рекламу и частные объявления. В последующем, повсеместно стали создаваться районные, квартальные студии кабельного телевидения, которые транслировали местные новости, создавали различные информационные, познавательные, музыкальные, детские и другие передачи (9).

В начале 90-х гг. ХХ в. кабельное телевидение в России развивалось на «кустарном» уровне, американское КТВ двигалось вперед быстрыми темпами. На сегодняшний день оно является самым технически развитым. Обладая мощными творческими и материальными ресурсами, кабельное телевидение США способно привлекать большое количество рекламодателей, которые в свою очередь готовы вкладывать деньги в экономически выгодное дело. Также, за счет огромного спектра услуг и разновидности телевизионных каналов, американское КТВ никогда не будет зависеть от проблемы, связанной с нехваткой зрительского интереса. «67% населения США имеют доступ к кабельным сигналам, 20% используют спутниковое вещание и только 15% - наземные системы вещания. Поэтому кабельное телевидение должно сыграть важную роль в развитии цифрового вещания. В США на одном канале можно передавать либо сигнал телевидения высокой четкости (ТВЧ), либо использовать этот канал для того, чтобы получать большее количество программ, но с другим качеством изображения. С внедре-

нием цифрового телевидения проблема плохого качества сигнала в кабеле должна быть решена. Вот почему Федеральная комиссия по телерадиовещанию приняла решение о совмещении кабельного вещания с цифрой, и в этом заинтересованы как производители программ из Голливуда и других студий-продакшн, так и производители компьютерного оборудования» (11, с. 17).

По примеру успешного развития кабельных сетей США, выстраивает свою систему Китай. Индустрию кабельного телевидения в Китае можно назвать одним из самых многообещающих медиарынков в мире. Предпосылок тому несколько: во-первых, Китай в последние десятилетия переживает промышленный бум и на государственном уровне демонстрирует открытость западным ценностям, а во-вторых, он располагает огромной потенциальной аудиторией новых видов интерактивных услуг. Суть проблемы заключается в том, что, создавая инфраструктуру телекоммуникаций, китайское правительство пока не спешит открывать дорогу иностранным инвестициям.

Вместе с тем, построение кабельных сетей по американскому аналогу представляется вполне логичным путем для китайских вещателей и операторов связи хотя бы уже потому, что с 1990 г. количество реальных подписчиков КТВ (в том числе и мультимедийных услуг) выросло в этой стране на 26% (1, с. 12).

В настоящее время в Китае насчитывается более 200 кабельных сетей, действующих на центральном, провинциальном и муниципальном уровнях, а также более 1000 операторов в сельскохозяйственных областях. Страна инвестировала в отрасль коммуникаций средства, достаточные для того, чтобы связать своих граждан двумя миллионами километров кабельных сетей. Однако продвижение в этих сетях услуг мультимедиа в значительной степени тормозится ввиду того, что только 10% из них могут обеспечивать двусторонний доступ, а большинство построено на основе обычного коаксиального кабеля. Именно это обстоятельство пока задерживает развитие в стране цифровых и интерактивньих технологий.

Согласно зарубежным (в основном американским) аналитикам китайского рынка, модернизация кабельных сетей в большинстве провинций и городов КНР будет стоить разработчикам порядка 48 млрд. долл., не считая сетей в сельской местности (4, с. 62). Этим во многом объясняется тот факт, что Государственный комитет по радио, кино и телевидению КНР (ГКРКТ) поручил центральным, провинциальным и муниципальным операторам кабельных систем модернизацию своих сетей в течение следующих пяти пятилеток, т. е. на период до 25 лет.

В начале развития китайские кабельные операторы работали без иностранных инвестиций, но после того как КНР вступит в ВТО, по прогнозам, индустрию кабельного вещания ожидает настоящий переворот. Так, например, известно, что компания C-Cor.net передала грант в размере З млн. долл. для нужд модернизации сети кабельного телевидения (Cable TV Station) (8, с. 22). Отмечается, что уровень инвестирования зарубежными компаниями нужд модернизации сетей кабельного телевидения будет особенно высоким в Центральном и Западном Китае. Вместе с тем эти территории относятся к приоритетным для инвестиций и со стороны китайского правительства и могут позволить себе осуществить модернизацию самостоятельно, в том числе и в виду своей финансовой состоятельности. Есть сведения, например, что в 1999 г. кабельный сектор заработал здесь порядка З млрд. юаней (15, с. 14). В этой ситуации китайский банк инвестиций передал 40 млн. юаней ГКРКТ для реализации программы, которая будет выполнена в этом году. В частности, например, около 180 млн. долл. будет инвестировано в модернизацию шанхайских сетей кабельного телевидения, чтобы обеспечить 3,2 млн. абонентов интерактивным обслуживанием.

В настоящее время китайское правительство запрещает зарубежным компаниям осуществлять непосредственное инвестирование национального рынка телекоммуникаций. Вот почему зарубежные инвесторы вынуждены действовать здесь под прикрытием китайских компаний, специально заре-

гистрированных для этих целей в Гонконге. К их числу можно отнести фирмы: Sinoi.com и CITIC Pacific, действующие в секторе кабельного телевидения 12 городов; TCL и DVN, реализующие свои проекты в Шанхае; Shum Yip Investment - в Шеньси; China Aerospace - в Чжэнчжоу; China Broadband Corp.

- в провинции Юнь-нань, Asia Tele-Net Tech

- в провинции Хайнань, а также Prosper e Vision и Global China Technology - в провинции Сьичуань. Каждая из них имеет необходимое разрешение правительства участвовать в локальных кабельных системах или создавать совместные предприятия для осуществления сервиса в сети (1, с. 14).

Рассматривая перспективы развития цифрового телевидения, Китай выбрал европейский цифровой стандарт DVB-C для своих кабельных систем. Одна из китайских сетей кабельного телевидения - Chengdu Cable TV - провела успешные испытания этой системы. С большой долей уверенности можно предположить, что последующая модернизация кабельных сетей в Китае будет развиваться именно в этом направлении. А программа DOCSIS (Data Over Cable Service Interface Specification), использующая в своей основе кабельные модемы, скорее всего, будет реализована в меньшей степени. В ГКРКТ считают, что для Китая наиболее предпочтительной должна стать технология, используемая в «set-top box», поскольку она предоставляет расширенные возможности интерактивного сервиса. Предполагается, что унифицированный национальный стандарт для китайских интерактивных приставок будет выработан уже в этом году, что позволит Китаю быстрее перестроиться на цифровое вещание и стать одним из лидеров мирового цифрового пространства.

Тем не менее, не все западные инвесторы, действующие в кабельной индустрии, рассматривают Китай в качестве своего потенциального рынка. Они полагают, что в этой стране не может быть значительных инвестиций, поскольку основная масса населения бедна. Отсутствует также определенное суждение по поводу того, насколько действительно Китай нуждается в широкополосных и мультимедийных технологиях и

сколько ему нужно телекоммуникационных сетей. Эксперты считают, что до тех пор, пока местные операторы связи и вещатели не научатся извлекать прибыль из своей деятельности, никто не будет вкладывать в них свои деньги. В Китае с этой позицией согласны, но считают, что основные инвестиции могут прийти из Гонконга, и в первую очередь потому, что уже есть позитивные примеры работы с такими системными интеграторами. Так, например, компании CITIC Pacific и Lucent заключили соглашение о вложении 80 млн. долл. в строительство в Китае оптоволоконных сетей. Это открывает дорогу для новых технологий передачи данных, которые в состоянии обеспечить сети CITIC Pacific при поддержке China International Trusts & Investment Corp (1, с. 18). Их стратегия заключается в непосредственном контакте с конечными пользователями, но проблема Китая заключается в том, что местные вещатели и операторы сетей кабельного телевидения еще не научились получать выгоду от такой стратегии. Ситуация могла бы измениться в лучшую сторону, если бы китайские операторы больше полагались не на единичных, а на корпоративных пользователей.

По сравнению с Соединенными Штатами Америки и Китаем, в Европе кабельное телевидение развивается медленно. Показательны в этом отношении такие страны, как Англия и Франция.

Англичане не видели особого смысла в развитии, а соответственно и в финансовых вложениях в новые источники развлечения и информации. На услуги кабельных сетей к середине 1990-х гг. из 23 млн. семей подписались немногим более 700 тыс. И это при тех условиях, что, во-первых, английские телефонные компании, в отличие от американских, вправе сочетать свою основную деятельность с КТВ, а во-вторых, местные законы стали допускать широкое присутствие иностранного капитала в телевизионном бизнесе. В связи с этим первые, возникавшие в стране, спутниково-кабельные каналы адресовали свои передачи не столько английской, сколько общеевропейской англоговорящей аудитории (6, с. 90).

Президент Франции Ф. Миттеран весной 1987 г. открыл в Ренне телевизионную кабельную сеть, охватывающую 23 тыс. абонентов. Жители города за 130 франков в месяц имели возможность смотреть 15 телепрограмм, а с начала 1988 года их выбор увеличился до 20. В число оказываемых услуг вошел просмотр по предварительно оплаченным заказам кинофильмов или спортивных телетрансляций. Это была новая форма вещания, которая впоследствии получила большую популярность у французской аудитории.

В своей книге, вышедшей в 1983 г. в Париже, президент мирового информационного агентства «Франс Пресс» Анри Пинг говорит о том, что кабельное телевидение создает телезрителям условия для большей свободы выбора. По мнению автора, «КТВ открывает широкие и многообещающие перспективы для развития местного вещания, передачи репортажей, отчетов о заседаниях местных органов власти, спортивных, культурных и других мероприятиях, имеющих чисто локальный интерес. С помощью кабельного телевидения можно наладить оказание множества услуг практического характера. Оно дает возможность осуществлять надзор за квартирами в отсутствии жильцов, обеспечивать защиту от пожаров и наводнений и многое другое». Однако, несмотря на такое признание качеств КТВ на высоком уровне более 25 лет назад, Франция отстает от лидеров европейского кабельного ТВ - Бельгии и Голландии - на пару десятилетий.

В Бельгии абонентов кабельного телевидения больше, чем абонентов телефонных сетей, что делает ее несомненным лидером среди европейских стран. Около 80% населения страны пользуются данным видом вещания. За небольшую плату по каналам КТВ бельгийцы смотрят четыре национальные телепрограммы, три французские, одну люксембургскую, три западногерманские, две голландские, две английские. Местные компании предлагают телезрителям кабельную систему без индивидуальных антенн, с гарантированным качеством изображения, а также с подключением на два европейских

стандарта. Интерес к кабельному телевидению в Бельгии обеспечивается многонациональным обществом этой страны (программы идут на разных языках), большими финансовыми вливаниями, быстрыми темпами развития интерактивных услуг. Кроме того, в экономическом отношении Бельгия развивается очень быстро и не допускает на свой медиарынок рекламу иностранного производства. За счет этого у операторов КТВ есть большой спрос на местную рекламу.

Во всех европейских странах кабельные сети объединены в национальные ассоциации. Многие из них входят в общеевропейскую Ассоциацию Частного Кабельного телевидения. Эти ассоциации обычно являются некоммерческими организациями и призваны решать организационные, юридические, финансовые, технические вопросы, возникающие перед их членами.

Некоммерческая организация «Ассоциация кабельного телевидения России» (АКР) была создана в декабре 1998 года. На Ассоциацию возложено решение совместно с законодательными и исполнительными органами власти проблемных и организационных вопросов в развитии современных сетей кабельного телевидения, оказании помощи членам Ассоциации в их производственной деятельности.

В настоящее время в АКТР объединились все самые крупные и активные российские компании кабельного телевидения с общей базой более 30 млн. абонентов (в стране около 50 млн. домохозяйств). В России кабельным телевидением реально пользуются более 70% населения, в Москве, Петербурге и крупных городах - до 90%, поскольку нормальный эфирный прием в городах с высотной застройкой практически невозможен из-за высокого уровня помех.

Всего в состав АКТР входит почти 400 российских компаний, братские Ассоциации из Украины, Белоруссии, Грузии, Латвии. Всего же, по оценкам АКТР, в России работает более 7000 компаний кабельного телевидения (министр информационных технологий и связи Л. Д. Рейман в одном из своих выступлений подтвердил эту цифру). Однако эти малые компании по многим причинам

пока не имеют возможности открыто оказывать информационные услуги. Поэтому важная цель АКТР: создать в стране цивилизованный рынок информационных услуг в кабельном телерадиовещании, для чего нужно помочь этим кабельным компаниям «выйти из тени» с минимальными опасностями для своего бизнеса. В связи с этим по инициативе Ассоциации были созданы «Концепция развития в России сетей кабельного телевидения и систем широкополосного доступа» и новый ГОСТ «Сети распределительные кабельного телевидения»; разработан проект «Правил предоставления услуг в сетях кабельного телевидения» (3).

В настоящее время в развитии кабельного телевидения России происходят важные и положительные перемены. Они обусловлены целым рядом факторов: динамичным развитием цифровых телекоммуникационных технологий, ростом инвестиций в подотрасль, повышением спроса на информационно-развлекательные услуги и т. д.

Изначально, основной целью кабельного телевидения было обеспечение высококачественной ретрансляции телепрограмм той группе абонентов, которая из-за наличия объективно существующих помех не имела возможности нормального просмотра телепрограмм. Широкое распространение получили домовые кабельные сети, объединяющие жителей одного подъезда многоэтажного дома. К первому поколению российского КТВ следует отнести крупные системы коллективного приема телесигнала, которые характеризуются значительным расстоянием между приемными антеннами и абонентами и большим количеством внутридомовых распределительных сетей. Такая распределительная сеть предназначена для подачи сигналов нескольким тысячам абонентов, ее сложность и большая протяженность требуют применения двух или более последовательно включенных усилительных пунктов.

В 90-е гг. ХХ в. определяющим фактором развития отечественного КТВ стало резкое увеличение числа продаваемых телепрограмм, как за счет расширения диапазона частот телевизионного вещания в области дециметрового диапазона волн, так и за счет

создания местных студий, обеспечивающих создание информационных, рекламных и развлекательных программ. В связи с началом коммерческой трансляции развлекательных программ встала задача получать абонентскую плату с пользователей таких программ. Для этого стали использовать кодирование программ на студии и их декодирование абонентами с помощью специальных устройств.

В крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону) были созданы кабельные сети, объединяющие абонентов микрорайонов с численностью пользователей до 10 тыс. человек, которые практически вытеснили индивидуальный прием телевизионных программ (10, с. 77). В перспективе в России планируется внедрение двусторонней широкополосной связи между любыми абонентами внутри системы, предоставление абонентам сети целого комплекса дополнительных услуг.

Общие тенденции развития российского кабельного сообщества весьма благоприятны и полностью соответствуют основным тенденциям развития, имеющим место в развитых странах. Как следует из программы «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации», к 2015 году аналоговое вещание будет завершено и наша страна перейдет на систему трансляции телесигнала в цифровом формате. Цифровой станет вся система кабельного телевещания.

Переход на вещание в цифровом формате - общемировая тенденция развития телекоммуникаций. В кабельных сетях переход на цифровые стандарты происходит естественным путем, поскольку давно стало ясно, что бизнес в платном телевидении начинается с эффективных систем условного доступа, а они развиваются в рамках технологии цифрового телевидения. Если на первом этапе своего развития сети кабельного телевидения использовались для распределения телевизионного сигнала в условиях, когда прием по эфиру на антенну телевизора в удаленных и гористых местностях был затруднен, то сейчас кабельное телевидение -это целый интерактивный мир со своими

особенностями и несомненными

преимуществами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов А. В мире спутникового и кабельного телевидения // Телеспутник. — 2002. — №12. — С. 12.

2. Антонов А. Кабельное телевидение в Китае // Телевидение и Радиовещание. — 2001. — №2. - С. 18—38.

3. Ассоциация кабельного телевидения России. Официальный сайт. // http://www.aktr.ru.

4. В мире спутникового и кабельного телевидения // Телеспутник. — 1996. — № 8(10) — С. 62.

5. Головин С. Мультисервисные сети и кабельное телевидение — соперники или партнеры? // Кабельщик. — 2005. — № 1 // http://www. nvisiongroup. ru

6. Голядкин Н. А. История отечественного и зарубежного телевидения: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 141 с.

7. Голядкин Н. А. Краткий очерк становления и развития отечественного и зарубежного телевидения. — М.: Изд-во Ин-та пов. ква-лиф. работников телевидения и радиовещания, 1996. — 123 с.

8. Захарова Т. Телевизионное пространство глобального мира // Телефорум. — 2002. — № 3. — С. 22.

9. История развития кабельного телевидения

//

http://www. globalteka. ru/referat/doc_details/86 4.html

10. Каневский А. Л. Кабельное телевидение. — М.: Знание, 1991. — 64 с.

11. Клоди Л. Парадоксы цифрового ТВ США // Broadcasting. Телевидение и радиовещание. — 2003. — №7. — С. 17.

12. Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. — Ростов-на-Дону: ЮФУ, 1999. —189 с.

13. Корнилов Е. А., Станько А. И., Беспалова А. Г., Короченский А. П., Лучинский Ю. В. История мировой журналистики. — М.; Ростов-н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2003. — 432 с.

14. Корнилова Е. Е. Телевизионная реклама. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2002. — 316 с.

15. Кузнецов А. В. Реальность и прогнозы // CONNECT. Мир связи. —2002. — № 2. — С. 14.

16. Цвик В. Л. Телевизионная журналистика: учебное пособие. — М.: Аспект Пресс, 2004. — 382 с.

Об авторе

Трифонов Олег Игоревич, Южный Федеральный университет, аспирант. Сфера научных интересов - журналистика, кабельное телевидение. smk.rgu.nauka@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.