РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 97.04.001 -97.04.025
МОСКВА 1997
иметь очень малый экипаж. Большой ударный авианосец стоит 3,5 млрд. долл. и имеет экипаж в 5 тыс. человек, а "арсенальный корабль" будет стоить 500 млн. долл. и управляться экипажем в 50 человек (с.24).
Эта военно-техническая революция несомненно приведет к серьезным изменениям в мире. Вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал У.Оуэнс (Owens) полагает, что в будущем необходим новый политический альянс на основе американского лидерства. Он заявил: "Мы находимся в прекрасном положении, которое позволит нам не столько реагировать на остальной мир, сколько его формировать" (с.24). При этом он заметил, что на смену "ядерному зонтику" над союзниками приходит "информационный", и добавил, что Америке необходимо щедро делиться своими технологиями с союзниками, иначе они будут создавать свои собственные информационные системы.
Статья заканчивается следующими словами: "Военные теоретики Китая и России также серьезно относятся к проблемам этой революции, но их вооруженные силы неспособны создать что-либо похожее в настоящее время, так что, по всей вероятности, Америка будет находиться далеко впереди всех стран мира до тех пор, пока богатеющий Китай и возрожденная Россия не включатся в соревнование" (с.24).
В.Ю.Топчеев
97.04.006. ХЕЙДОН Д. АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА КОММЕРЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ.
HEYDON D. US government policy - the major-factor shaping the international commercial space launch marketplace // Space policy. -Guildford, 1996. - Vol.12, N 4. -P.237-244.
По утверждению автора, превидента Европейской космической компании "Арианспейс" ("Arianspace"), программы американских космических запусков определяются прежде всего правительственной политикой в области национальной безопасности. Задачами этой по-
литики подчинено и сотрудничество с государствами, приступившими к созданию рыночной экономики, такими, как Россия, Украина и Китай. В то же время, отмечает автор, политическая нестабильность в мире заставляет США поддерживать активные связи в этой области со своими традиционными союзниками.
"Арианспейс" — многонациональная европейская частная компания, была основана в 1980 г. и осуществила свой первый коммерческий запуск 22 мая 1984 г. За последние 12 лет компания запустила на орбиту с помощью 78 ракет-носителей 111 тяжелых спутников по заказам коммерческих фирм, международных организаций и правительств. Кроме того, эти запуски обеспечили дополнительное выведение на орбиту 26 малых спутников в рампах экспериментальных научных программ (с. 237).
За этот период возможности ракет "Ариан" по выведению на орбиту полезного груза выросли с 1,8 т у "Ариан-1" до 4,7 т у нотифицированной ракеты "Ариан-5". В начале следующего века этот показатель составит уже почти 8 т (с.237).
Рост информационных потребностей современной цивилизации вызвал за десять лет увеличение масс спутников с 1,6 т до 2,4 т. К концу текущего десятилетия проектируются спутники с массой в 3,2 т.
До недавнего времени, отмечает автор, рынок космических услуг был полностью под контролем США, однако сейчас уже 50-60% коммерческих запусков осуществляется европейской компанией "Аэроспасьяль" ("Aerospatiale"), и число запусков продолжает расти, а перерывы между запусками не превышают теперь трех недель (с.238). Все это демонстрирует эффективность системы "Ариан" даме в условиях развития двусторонних связей США с Россией, Украиной и КНР, участие которых в совместных с США запусках резко снижает их стоимость.
Двусторонние соглашения США с Россией, Украиной и КНР с целью допуска их на международный космический рынок служат, по словам автора, убедительным примером подчинения космических интересов США их внешней политике и вопросам национальной безопасности. США проводили переговоры и заключали эти соглашения вопреки возражениям ведущих американских аэрокосмических корпораций. Более того, эти соглашения были заключены без консультаций с традиционными союзниками США в Европе и без учета интересов западноевропейских космических программ.
Хотя коммерческий результат этих соглашений очевиден, их значение может быть понято только в историческом контексте усилий американского правительства в течение нескольких десятилетий, направленных на:
- создание ракет-носителей "Титан", "Атлас" и "Дельта" в военных целях с последующей их модификацией для запусков коммерческих спутников;
- использование HACA в соперничестве в период "холодной войны";
- использование "космического челнока" для военных и коммерческих целей;
- выполнение требований правительства выводить в космос все полезные грузы,:
- контроль за экспортом спутников с точки зрения национальной безопасности;
- создание американо-российских и американо-украинских совместных предприятий в целях политической стабилизации и перехода этих стран к рыночной экономике, а также в целях сокращения потока специалистов из этих стран за рубеж;
- создание космического носителя "EELV" в первую очередь в целях национальной безопасности с учетом также гражданских и коммерческих интересов;
- использование российских компонентов при модернизации американских носителей, включая полностью финансируемый государством проект носителя "EELV" с целью снижения стоимости производства.
Все акции, предпринятые в этой области правительством США, серьезно влияют на развитие национальной промышленности. Как сказал один из крупных чиновников министерства обороны, "работа отечественных специалистов в области коммерческих космических запусков приобрела смысл, когда коммерсанты получили возможность использовать техническую базу ВВС для создания коммерческих аппаратов за небольшие деньги. С 1989 г. мы начали осуществлять широкую поддержку американских организаций, занимающихся космическими запусками как на мысе Канаверал, принадлежащем ВВС, так и на базе ВВС Ванденберг (Vandenberg)" (с.241).
Министерство обороны имеет долгую успешную историю в области поддержки коммерческих.запусков на своих действующих стар-
товых комплексах и осуществляет руководство американской инфраструктурой космических запусков, обеспечивающих успешную конкуренцию американской индустрии на мировом рынке. МО вкладывает дополнительные средства в эту область, включая 2 млрд. долл. для проекта EELV.
Участие ВВС в американской индустрии космических запусков предполагает:
- ежегодное финансирование (30 млн. долл.) правительственных программ "Атлас" и "Дельта";
- планирование расходов в 2 млрд. долл. На десять лет для разработки ресурсо- и энергосберегающих технологий, обеспечивающих доступ в космос, главным элементом которого будет коммерческая конкуренция;
- передача министерством обороны частным фирмам, запускающим ракеты к стартовым комплексам, более 1 млрд. долл.; обеспечение им центров управления и создание совместных с бизнесом стартовых инфраструктур;
- предоставление американским фирмам, осуществляющим коммерческие запуски, ежегодной суммы 240 млн. долл.; 750 млн. долл. будет инвестировано за десять лет в область модернизации;
- подключение 5 300 человек, работающих в области прогноза погоды, безопасности, средств коммуникаций, энергоснабжения и т.п., для обеспечения функционирования двух национальных космических стартовых центров в целях обеспечения национальной безопасности (с. 241).
НАСА в свою очередь получит на трехлетний срок сумму в 900 млн. долл. для разработки нового экспериментального аппарата Х-33. Следует отметить, что ИР, которые осуществляют НАСА, приносят американским аэрокосмическим компаниям ежегодный доход в сотни млн. долл. (с.241). В то время как задачи внешней политики США несколько сократили аппетиты американских космических компаний, правительство изыскивает возможности побудить их активно продавать свои товары и услуги России или создавать с ней совместные предприятии. 27 мая 1996 г. американский журнал "Авиэйшн уик энд спейс текнолоджи" ("Aviation week and space technology") опубликовал статью,: описывающую правительственную помощь американским экспортерам. Так, 30 правительственных агентов в 17 посольствах и других дипломатических ведомствах недавно
скоординировали свои усилия по поддержке американских компаний "Локхид-Мартин" (ИЛС) ("ЬоскЬееё-МаЛт"/!!^) в их соперничестве с европейской компанией "Аэроспасьяль".
В свете этих фактов европейская государственная поддержка космических компаний, таких, как "Арианспейс" выглядит очень слабой, а продолжительный коммерческий успех "Арианспейс" целиком зависел от способностей компании приспособиться к американскому присутствию на мировом рынке.
Американская фирма "Локхид-Мартин" совместно с российскими предприятиями создала Международную службу запусков ракет, которая осуществляет запуски американского носителя "Атлас" и российского "Протон", обеспечивая таким образом для России доступ на коммерческие рынки. Следует признать, пишет далее автор, что сотрудничество России, Украины и некоторых американских корпораций было плохо воспринято теми американскими компаниями, которые не только не имеют зарубежных партнеров, но и зачастую лишаются прибыли, получаемой от реализации национальных программ. Автор отмечает, что ведущие американские корпорации, имеющие российских партнеров на международном рынке носителей, могут выиграть соревнование за систему ЕЕ1_У и, таким образом, стать главными монополистами в этой области.
Европа не обладает монополией на запуски государственных спутников, число которых, по сравнению с США очень мало: многие европейские государственные спутники запускались американскими носителями.
Сегодня программа ЕЕЬУ весьма привлекательна для развития потенциала Европы, но допуск к ней европейцев весьма ограничен, тогда как американцы широко используют европейские технологии и компоненты с целью создания менее дорогих и более современных стартовых систем. Европа продолжает консолидировать и модернизировать аэрокосмическую промышленность с целью повысить ее эффективность и стать более привлекательным партнером для США.
"Аэроспасьяль", в частности, в ответ на американо-российские и американо-украинские инициативы, поощряемые американскими политиками, организовала новое-совместное с Россией предприятие, использующее российские носители. Однако перспектива такого предприятия гарантирована только при наличии большого числа по-
купателей его услуг, иначе речь может идти лишь о запусках небольших спутников.
Европа, отмечает автор, остается традиционно надежным партнером США, как на региональном, так и на глобальном уровнях. Но это не преуменьшает жесткой конкуренции между Европой и США в коммерческой области.
Пытаясь объяснить, почему американское правительство играет талую роль в развитии международного рынка космических носителей, автор отмечает, что экономическая, военная и политическая мощь США, важность космоса для национальной безопасности и внешней политики страны, а также тесная связь военного и гражданского космоса с программами коммерческих запусков требует, чтобы правительство США было главным действующим лицом на космической арене. Все это связано с теми годами "холодной войны", когда безопасность Западной Европы в значительной мере зависела от внешнеполитических целей и достижений США. И очевидно, утверждают далее автор, что распад СССР и организаций Варшавского договора не исключили необходимости в сильном Атлантическом союзе, в котором США будут играть лидирующую роль, так как серьезная опасность для международного мира и безопасности, по словам автора, еще сохраняется.
Политики по обе стороны Атлантики должны постоянно помнить, что промышленность США и Западной Европы развивалась в условиях свободного предпринимательства; их экономические, политические и социальные системы основаны на фундаментальных принципах индивидуальной свободы и не должны зависеть от сиюминутной конъюнктуры, что особенно должны понимать в США, где "решения правительства — наиболее критический фактор будущего международного доступа в космическое пространство" (с.244).
В.Ю.Топчеев
5-3835