Научная статья на тему 'Позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг'

Позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4643
577
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИИ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РФ / РЫНОК КОММЕРЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ / РЫНОК НАВИГАЦИОННЫХ КОСМИЧЕСКИХ УСЛУГ / ДИСТАНЦИОННОЕ ЗОНДИРОВАНИЕ ЗЕМЛИ / ИНДЕКС ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ИНДЕКС КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ IT-ОТРАСЛИ / ИНДЕКС ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ / ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОСМОДРОМЫ РОССИИ / РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ / РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РКП / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Окатьева Наталья Владимировна

В статье проведена оценка позиции РФ в мировой экономике по показателям, характеризующим уровень развития экономики страны и ее конкурентоспособности. Сделан вывод, что текущее положение требует активного вмешательства со стороны государства, как ключевого субъекта управления, и повышения инновационной активности. В условиях перехода РФ на путь инновационного развития необходимо определить отрасли, развитие которых в большей мере будет способствовать формированию инновационного потенциала и повышению конкурентоспособности страны в целом. Мне представляется целесообразным к таким отраслям отнести наукоемкие отрасли промышленности, в том числе космическую. Проведен анализ текущего состояния отрасли космической промышленности и позиций России на мировом рынке космической деятельности по сегментам. Рассмотрены рынок коммерческих запусков ракет-носителей, дистанционное зондирование земли, рынок навигационных космических услуг, как наиболее перспективных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's position on the world market of space products and services

An assessment of the RF position in the global economy has been conducted in the article with the use of indexes characterizing the country’s economic development level and the country’s competitiveness. A conclusion has been made that the current position demands an active interference of the government as a core subject of management and an increase of innovative activity. In circumstances when RF switches over to an innovative way of development it is necessary to determine sectors which development will in a great proportion promote formation of innovative capacity and an increase of the country’s competitiveness in general. It seems to me reasonable to devote to such sectors science-based sectors of industry inter alia space sector. An analysis has been made for the current condition of the space industry sector and the position of Russia in the global market of the space business in correspondence with the segments. The market of commercial launches of carrier rockets, earth remote sensing, the market of navigation space services have been examined as the most prospective.

Текст научной работы на тему «Позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг»

17.2. ПОЗИЦИИ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ КОСМИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ

Окатьева Наталья Владимировна, аспирант. Российский Университет Дружбы Народов (РУДН), Экономический факультет

[email protected]

Аннотация: в статье проведена оценка позиции РФ в мировой экономике по показателям, характеризующим уровень развития экономики страны и ее конкурентоспособности. Сделан вывод, что текущее положение требует активного вмешательства со стороны государства, как ключевого субъекта управления, и повышения инновационной активности. В условиях перехода РФ на путь инновационного развития необходимо определить отрасли, развитие которых в большей мере будет способствовать формированию инновационного потенциала и повышению конкурентоспособности страны в целом. Мне представляется целесообразным к таким отраслям отнести наукоемкие отрасли промышленности, в том числе космическую. Проведен анализ текущего состояния отрасли космической промышленности и позиций России на мировом рынке космической деятельности по сегментам. Рассмотрены рынок коммерческих запусков ракет-носителей, дистанционное зондирование земли, рынок навигационных космических услуг, как наиболее перспективных.

Ключевые слова: позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг,

конкурентоспособность РФ, рынок коммерческих запусков ракет-носителей, рынок навигационных космических услуг, дистанционное зондирование земли, индекс глобальной конкурентоспособности, индекс конкурентоспособности IT-отрасли, индекс экономики знаний, индекс человеческого развития, космодромы России, ракета-носитель, ракетно-космическая промышленность, РКП, конкурентоспособность космической отрасли промышленности

RUSSIA'S POSITION ON THE WORLD MARKET OF SPACE PRODUCTS AND SERVICES

Okatieva N. V., postgraduate student. Peoples’ Friendship University of Russia (PFUR), Faculty of Economics

[email protected]

Annotation: An assessment of the RF position in the global economy has been conducted in the article with the use of indexes characterizing the country’s economic development level and the country's competitiveness. A conclusion has been made that the current position demands an active interference of the government as a core subject of management and an increase of innovative activity. In circumstances when RF switches over to an innovative way of development it is necessary to determine sectors which development will in a great proportion promote formation of innovative capacity and an increase of the country’s competitiveness in general. It seems to me reasonable to devote to such sectors science-based sectors of industry inter alia space sector. An analysis has been made for the current condition of the space industry sector and the position of Russia in the global market of the space business in correspondence with the segments. The market of commercial launches of carrier rockets, earth remote sensing, the market of navigation space services have been examined as the most prospective.

Keywords: position of Russia in the global market of space industry and services, competitiveness of the Russian Federation, the market of commercial launches of carrier rockets, the market of navigation space services, earth

remote sensing, Global Competitiveness Index, GCI, Global IT Industry Competitiveness Index, Knowledge Economy Index, Human Development Index, HDI, spaceports of Russia, carrier rocket, space-rocket industry, SRI, the competitiveness of the space sector of industry.

Российская Федерация - традиционно один из лидеров мирового рынка космической продукции и услуг с момента зарождения космической деятельности. Тот факт, что первым побывал в космосе именно советский гражданин Юрий Гагарин, ясно обозначил лидирующие позиции нашей страны уже на начальных стадиях зарождения космонавтики как сегмента мировой экономики.

Однако переломный для РФ период 1990-х годов, кризис 1998 г. и финансово-экономически кризис 20082009 гг. крайне негативно отразились на развитии как отдельных отраслей промышленности, так и экономики РФ в целом. Позиции РФ в мировой экономики ослабли, о чем свидетельствуют оценки международных организаций. Итак, рассмотрим, какое место занимает РФ в мировых табелях о рангах по показателям, характеризующим уровень развития экономики страны и ее конкурентоспособность. Ведь для того, чтобы управлять процессами повышения конкурентоспособности, надо ясно представлять, каковы позиции страны и/или отрасли в мире и каких показателей мы хотим достичь в перспективе, а для этого и необходимо осуществлять оценку

конкурентоспособности.

В настоящее время существуют различные международные рейтинги конкурентоспособности, инновационного потенциала, уровня развития экономики. Для оценки конкурентоспособности стран используются всевозможные международные рейтинги, которые разрабатываются либо консалтинговыми компаниями, либо международными неправительственными организациями. Вместе с тем, данные рейтинги, как и более известные

международные рейтинги финансовой устойчивости стран и компаний (наиболее авторитетные в настоящее время - Fitch, Moody's, Standard & Poor's) нельзя переоценивать в отношении точности и достоверности результатов. Рассмотрим позиции РФ в наиболее известных рейтингах, характеризующих уровень ее конкурентоспособности.

Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index, GCI). Специалисты Всемирного экономического форума (ВЭФ) при оценке

конкурентоспособности и расчете Индекса глобальной конкурентоспособности используют подход, при котором все анализируемые показатели разбиваются на 12 блоков, отражающих:

- базовые требования к экономическим системам

стран: институциональную систему, развитие

инфраструктуры, показатели макроэкономической стабильности, состояние здравоохранения и первичного образования;

- факторы повышения эффективности: высшее

образование и профессиональная подготовка, эффективность товарных рынков и рынков труда, совершенствование финансовых рынков, готовность к восприятию технологий, размер рынка;

- факторы модернизации экономики и инноваций: совершенствование условий ведения бизнеса, инновации.

По данному показателю РФ находится на 67 месте (по данным отчета за 2012/2013гг.)\ Для перемещения РФ в десятку лидеров необходимо системно обеспечить:

- увеличение объемов и распределения

государственных средств для обеспечения

инновационного развития (показатель

«Инновационный потенциал», «Технологический уровень»);

- создание соответствующей законодательной базы,

институциональной и инфраструктурной

составляющей (показатели «Инфраструктура»,

«Качество институтов»);

- снижение рисков макроэкономической

нестабильности в стране (показатель «Макроэкономическая стабильность»).

Индекс конкурентоспособности IT-отрасли (Global IT Industry Competitiveness Index). Цель вычисления глобального индекса конкурентоспособности IT-отрасли состоит в сравнении стран из разных регионов мира по тому, какие условия созданы в них для поддержки сильной телекоммуникационной отрасли. Для этого в рамках ВЭФ была разработана модель, согласно которой отдельные страны можно сравнить между собой по ключевым параметрам конкурентоспособности IT-сектора. Индекс конкурентоспособности отрасли информационных технологий организован в виде шести различных категорий качественных и количественных показателей, общей численностью 25 показателей. При определении категорий и соответствующего веса показателей специалисты использовали в качестве основы специальные корреляционные коэффициенты каждого показателя относительно общего уровня производительности труда в сфере IT. В результате для каждой страны был вычислен свой общий балл в рейтинге и баллы по категориям: общая экономическая ситуация в стране (10%); IT-инфраструктура (20%); человеческий капитал (20%); правовой режим (10%); уровень развития НИОКР (25%); поддержка развития IT-отрасли государством (15%).

Страны-лидеры особое внимание уделяют воздействию на процессы формирования человеческого капитала, IT-инфраструктуре и развитию НИОКР, в частности:

- формированию кадрового потенциала для IT-

отраслей (образовательные программы,

взаимодействие с высшими учебными заведениями);

- созданию инновационных технологий в области телекоммуникаций;

- обеспечению, с одной стороны, особых (протекционистских) мер, а, с другой стороны, создание открытой и однородной конкурентной среды.

В РФ, которая в данном рейтинге занимает лишь 46 место (2011 г.)2, необходимо осуществить воздействие на вышеуказанные сферы деятельности на основе изменения и совершенствования правовой и экономической базы, стимулирования политики по захвату новых рынков для улучшения условий функционирования открытой и однородной конкурентной среды; устранения инфраструктурных недостатков в области телекоммуникаций;

поддержания и повышения текущих позиций по формированию кадрового потенциала.

Индекс экономики знаний (Knowledge Economy Index). Всемирный банк реализует программу «Знание для развития» (Knowledge for Development), в рамках которой применяется одна из наиболее комплексных и проработанных систем качественной и количественной характеристики научно-технического и инновационного потенциала государства (региона) подходов -методология, используемая Всемирным банком и именуемая «оценкой знания» (Knowledge Assessment Methodology - КАМ), измеряющих и сравнивающих готовность стран к переходу к «экономике знаний»3.

КАМ используется для подсчета двух индексов -индекса знаний (Knowledge Index - KI) и индекса экономики знаний (Knowledge Economy Index - KEI). В рейтинге стран, ранжированных по индексу экономики знаний РФ занимает 55 место (2012 г.). При этом по индексу инноваций, образования и знаний, рассчитываемых при подсчете индекса экономики знаний, РФ находится на уровне развивающих и отсталых стран.

Индекс человеческого развития (Human Development Index - HDI). Расчет индекса развития человеческого потенциала проводится на основе трех показателей: долголетия, измеряемого как

продолжительность предстоящей жизни при рождении; достигнутого уровня образования, измеряемого как совокупный индекс грамотности взрослого населения (вес в две трети) и совокупной доли учащихся, поступивших в учебные заведения первого, второго и третьего уровней (вес в одну треть), и уровня жизни, измеряемого на базе реального ВВП на душу населения4. HDI отражает уровень человеческого потенциала, как части инновационного.

Подобно другим государствам-участникам СНГ, РФ занимает крайне слабые позиции в рейтинге по HDI, а именно - 66 место (2011 г.), что говорит о низком человеческом потенциале, а, следовательно, и инновационном.

Проведя анализ местоположения РФ в различных мировых рейтингах, необходимо признать, что текущее положение требует активного вмешательства со стороны государства, как ключевого субъекта управления и повышения инновационной активности. Воздействие должно осуществляться на индикаторы, отражающие уровень развития наукоемких отраслей промышленности: инновационный потенциал;

технологический уровень; макроэкономическая стабильность; инфраструктура обслуживающих отраслей; однородная открытая конкурентная среда.

Воздействие необходимо первоначально осуществлять на микро- и мезоуровнях. В условиях перехода РФ на путь инновационного развития необходимо определить отрасли, развитие которых в большей мере будет способствовать формированию инновационного потенциала и повышению конкурентоспособности страны в целом. Мне представляется целесообразным к таким отраслям отнести наукоемкие отрасли промышленности, в том числе космическую.

Последовательно и активно развиваясь, к началу 1990-х гг. советская космическая программа

1 Global Competitiveness Report 2012-2013, //World Economic Forum, http://www.weforum.org, 13 c.

2 Business software alliance, http://globalindex11.bsa.org/

The World Bank, http://web.worldbank.org

1 Human Development Reports, http://hdr.undp.org

превосходила американскую, единственную, которая в то время могла конкурировать с программой СССР. Советский Союз обладал вдвое большим количеством типов космических аппаратов и провел в 5 раз больше запусков, чем США. СССР был единственной страной мира, обладавшей орбитальной станцией и системой наземного базирования, способной уничтожать спутники на низких орбитах5.

Примечательным является тот факт, что в период существования СССР отечественная космическая промышленность получала ресурсы, необходимые для своего развития, из государственного бюджета, не будучи в принципе нацеленной на достижение экономического эффекта. Космический сектор не имел самостоятельной стратегии развития и не обеспечивал свою самоокупаемость. При этом в списке программ, подлежащих государственному финансированию, космические программы всегда находились в числе приоритетных. Соответственно убытки отрасли были государственными.

Однако после распада СССР вопрос государственного финансирования - объективно и неизбежно основной составляющей финансирования ракетно-космической отрасли любой страны -остается для российской космонавтики одним из самых болезненных.

На фоне общемировых тенденций в экономическом освоении космического пространства космическая отрасль Российской Федерации в 1990-е гг. пережила период резкого сокращения государственного финансирования и спада производства, сменившегося затем некоторым подъемом в связи с выполнением

международных контрактов и обязательств по

созданию и эксплуатации Международной космической станции. Определенную роль в предоставлении заказов сыграл, безусловно, и такой фактор, как уникальный опыт и научно-технический уровень российских разработок. Страна и сегодня стоит ближе всех других разработчиков к созданию самого экономичного и дешевого в эксплуатации средства вывода различных грузов в космос. Эта ситуация в значительной мере сформировалась благодаря полному и опережающему финансированию различных технологий,

использовавшихся в системе «Энергия-Буран», позволившей России по ряду конструкторских направлений выйти на лидирующие позиции в мире -например, двигателестроение, системы

автоматической посадки, создание перспективной

теплозащиты, безлюдные стартовые и посадочные технологии.

На способность страны осуществлять запуски, в том числе - коммерческие, напрямую влияет количество космодромов. Россия сегодня находится в числе стран-лидеров по наличию космодромов, позволяющих запускать ракеты всех классов. В ее распоряжении находится пять космодромов,

построенных и оборудованных в период СССР. В их числе - «Байконур», который после распада СССР находится на территории Казахстана и используется Россией на условиях долгосрочной аренды; «Плесецк», «Капустин Яр», «Свободный», «Баренцево море». При этом «Байконур» по своим

5Примаков П.В. Россия: экспорт космических услуг как средство повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке. // Аудит и анализ. - 2007. - № 6.

характеристикам превосходит любой другой космодром в мире и наиболее пригоден для осуществления космических запусков. Также в начале 2012 года начато строительство на Дальнем Востоке в Амурской области, вблизи посёлка Углегорск космодрома «Восточный», первый пуск ракеты-носителя планируется на 2015 год, первый запуск пилотируемого космического корабля - на 2018 год6.

России в наследство от СССР достался парк ракет-носителей всех классов. Страна унаследовала около 83% ракетно-космического потенциала СССР (еще 17% досталось Украине).7

В СССР сложился огромный образовательный потенциал, позволяющий выпускать

высококвалифицированных дипломированных

специалистов, которые впоследствии будут и дальше развивать космическую отрасль в российской экономике. Однако в настоящее время в этой сфере перед Россией стоят серьезные проблемы, которые отмечают многие исследователи и практики.

«За последние десятилетия кадровый состав аэрокосмических вузов значительно постарел. Средний возраст профессорско-преподавательского состава специальных кафедр превысил пенсионный. Часто возникает ситуация, когда с уходом ведущего лектора по той или иной дисциплине нельзя обеспечить ему квалифицированную замену», - пишут в этой связи А.М. Матвеенко и В.С. Хохулин.8 Аналогичное мнение высказывают и другие специалисты: «Сегодня приходится констатировать, что предприятия часто уже не обладают кадровыми ресурсами, способными решать стоящие перед ними задачи. Более того, если не будут приняты действенные меры, то уже через 5-7 лет с естественным уходом опытных специалистов предприятий, научно технический потенциал авиационной и ракетно-технической промышленности, создававшийся в течение целого ряда десятилетий, будет безвозвратно утерян. Еще более критическая ситуация складывается с профессорско-преподавательскими кадрами в оборонных вузах. Все это явная угроза национальной безопасности России»9.

В то же время если во времена СССР соотношение затрат на космические программы в СССР и США отличались незначительно, то сегодня Россия существенно отстает по объемам финансирования соответствующих НИОКР.

На поддержку каждой ракеты США выделяют по 500 млн. долл., ЕС - еще больше. Российским же участникам мирового рынка космической деятельности пришлось снизить стоимость запуска с 70 млн. долл. Почти до себестоимости - около 25 млн. В 2003 г. весь

6 Википедия, http://ru.wikipedia.org

7 Фролов И. Наукоемкий сектор промышленности РФ - экономикотехнологический механизм ускоренного развития. - М., 2004. - С. 105.

8 Матвеенко А.М., Хохулин В.С. активизация научно-технической, инновационной и образовательной деятельности на основе новых интеграционных форм взаимодействия аэрокосмических вузов и предприятий авиационной и ракетно-космической промышленности. // XXIX Академические чтения по космонавтике: сборник материалов. 2005 г., январь-февраль.

9 Алифанов О.М., Зеленцов В.В., Петрикевич Б.Б., Хохулин В.С. Основные направления модернизации системы подготовки кадров для авиационной и ракетно-космической промышленности. XXIX Академические чтения по космонавтике: сборник материалов. 2005 г., январь-февраль.

бюджет ракетно-космической отрасли составил всего около 6,5 млрд. руб., причем 4 млрд. из них было выделено на обслуживание международной

космической станции (МКС)10.

В России в настоящее время космическая отрасль не находится в числе приоритетных, что незамедлительно и негативно сказывается на показателях всей промышленности и на положении российской космонавтики на мировом рынке

космической деятельности.

Текущее состояние отрасли характеризуют

следующие данные: количество предприятий - около 100; численность работников - примерно 320000 человек. Средний возраст инженерно-технического персонала превышает 50 лет, а в научных организациях достигает 60 лет. Оборудование с возрастом менее 10 лет составляет менее 10%.11

Вместе с тем, несмотря на кризис, можно отметить, что российская космическая отрасль демонстрирует лучшие показатели роста в сравнении с другими отраслями промышленности. В то же время, начиная с 2009 г. стало заметным и влияние финансового кризиса. Для многих предприятий отрасли снизилась доступность кредитных ресурсов и, соответственно, рост процентных ставок негативно сказался на чистой прибыли и рентабельности предприятий. Кризис затронул и ряд предприятий-смежников, которые выполняют около 15% объемов работ при создании комплектующих для ракет - производителей оптики, аппаратуры радиодиапазона, поставщиков

элементной базы радиоэлектронной аппаратуры, радиотехнических материалов, черных и цветных металлов и сплавов, герметиков, клеев и т.д.12

Одной из основных проблем ракетно-космической отрасли России можно считать недостаток финансирования. Согласно ФЗ № 371 «О

федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» бюджет космического ведомства составил 104.5 млрд. руб. (см. рис.1) или 3663 млн долл13. Это почти в 5 раз меньше средств, выделяемых НАСА на свои космические программы. 18 ноября 2011 г. президент США Барак Обама утвердил принятый согласительной комиссией Конгресса законопроект о федеральном бюджете на 2012 финансовый год (1 октября 2011 г.-30 сентября 2012 г.), после чего законопроект приобрёл силу закона. Согласно новому закону, ассигнования на деятельность НАСА в 2012 ф.г. утверждены в размере 17,8 млрд долл14.

Федеральным Бюджетом предусмотрено

финансирование трех гражданских программ -Федеральной космической программы (ФКП) России на 2006-2015 годы, Федеральной целевой программы (ФЦП) «Глобальная навигационная система (ГЛОНАСС)» и ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» (РРК).

10 Бендина H. Европа «запустит ракетой» в Россию и США //www.vlasti.net.

11 Ченцова М. Космическая промышленность России: тенденции, перспективы, новые риски.

12 См. там же.

13 По среднегодовому валютному курсу 28,7 руб./долл. (прогноз Минэкономразвития РФ: письмо № 17957-аК/ДоЗ от 28.09.2010)

14 FY 2012 NASA Budget Comparison

Рис.1. Финансирование федеральной космической программы.

Источник: Роскосмос.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведенный анализ позиций России на мировом рынке космической деятельности по сегментам, а также их перспектив позволил выявить следующую картину.

Рынок коммерческих запусков ракет-носителей пока мало освоен. Основная его часть сейчас приходится на спутники низко- и среднеорбитальных систем глобальной связи. Эта сфера бизнеса тоже начинает приносить прибыли, чем привлекает внимание, как государственных организаций, так и частных фирм. Кроме того, средние носители также могут использоваться для выведения на орбиту кроме основного спутника еще и попутной коммерческой нагрузки, например, тех же микроспутников.

В настоящее время в России реализуются несколько программ по разработке перспективных ракет-носителей. Часть РН создается путем модификации существующих, часть проектируется практически заново. Ведутся также работы по применению в качестве РН используемых или модифицированных боевых стратегических ракет.

В недалеком будущем российский ракетнокосмический арсенал пополнится новыми высокоэффективными ракетоносителями. Речь идет о новых носителях «Ангара» и «Русь», а также «Ямал» и «Онега», которые являются более глубокой модернизацией РН «Союз-2».

Специалисты считают, что у РН «Ангара» большое будущее, и на мировом рынке запусков он займет достойное место. Эта ракета сможет выводить на геостационарную орбиту полезную нагрузку по цене 12 тыс. долл./кг. Пока же средняя мировая цена

составляет 25тыс. долл./кг.

Создание нового перспективного носителя среднего класса РН «Союз-2» («Русь») в условиях

ограниченного бюджета предполагается проводить на базе глубокой модернизации РН «Союз», которая имеет относительно низкую стоимость по сравнению с зарубежными РН среднего класса, развитую наземную инфраструктуру и обладает высокой надежностью.

Проект РН «Союз-2» («Русь») заинтересовал

западные компании, предоставляющие услуги в космосе, которые видят в программе не только

стратегического конкурента, но и рассматривают варианты сотрудничества.

Предполагается, что цена пуска РН «Русь» должна быть существенно ниже западных конкурентов, что с учетом высоких технических характеристик сделает

эти носители более конкурентоспособными на международном рынке.

В мире сейчас действуют 4 национальные

программы коммерческих запусков в космос. С

предложениями по проведению коммерческих

запусков КА на геостационарную орбиту выступают:

- западноевропейский консорциум «Арианспейс» (PH семейства «Ариан»);

- частные американские корпорации: «Мартин

Мариетта» (PH «Титан - 3»); «Дженерал Дайнемикс» (PH «Атлас»); «Мак Доннел Дуглас» (PH «Дельта - 2»);

- китайская государственная компания «Великая стена» (PH «Большой поход-3»);

- российская правительственная организация

Pоссийское космическое агентство (PH «Протон» и «Союз»).

Групповой запуск, при котором на орбиту одновременно выводятся до 12 спутников, наиболее эффективен, поскольку он позволяет снизить затраты на создание орбитальной группировки, а также суммарную нагрузку на стартовый комплекс.

Pоссийская ракета «Протон» создана ГШПЦ им М.В. Хруничева. Она обеспечивает достаточно высокую надежность запусков - 0,96 (данные за последние 10 лет). «Протон» выводил на орбиты российские спутники «Горизонт», «Галс», «Экспресс», зарубежные спутники Aaiasat 3, Astra 2A, Echostar 4, Panamsat 8 и 21, спутник Iridium (3 запуска по 7 КА) и др. Все запуски осуществлены с космодрома «Байконур».

Pазработку, изготовление и организацию коммерческих запусков ракеты-носителя «Зенит» производит HПО «Южное» (Днепропетровск, Украина). Pазгонный блок создан P^ «Энергия». Запуски ракет «Зенит-2» и «Зенит-З» (всего их было 30) осуществляются с 1985 г. с космодрома Байконур. Hадежность запусков недостаточная - 0,77

Pазработчики связывают большие надежды с ракетой «Зенит-3SL», которая создается в рамках международной программы Sea Launch («Морской старт»)15.

PH «Протон» разработанная в первой половине 1960-х гг., до сих пор остается одним из самых мощных, совершенных и надежных носителей в мире. За все годы эксплуатации с его помощью на орбиты выведено большое количество разнообразных аппаратов, в том числе космические станции серии «Салют», «Алмаз», «Мир», транспортные корабли снабжения и модули, а также запущено много тяжелых спутников и станций в межпланетное пространство. Кроме того, «Протон» пока остается единственной ракетой в Pоссии, способной выводить спутники на геостационарную орбиту.

В настоящее время «Протон» активно используется в реализации энергоемких отечественных программ, а также в коммерческой деятельности по выведению спутников иностранного производства. PH «Протон» способен доставлять полезный груз непосредственно на геостационарную орбиту в заданную точку. Стоимостные характеристики представлены в таблице 1.

15 Иевдяев Л. Pакетоносители и космические аппараты. // Открытые системы (www.osp.ru), 17.04.99

Таблица 1

Стоимость запуска PH «Протон» и его зарубежных аналогов

Тип РН Затраты на пуск (млн. дол.) Затраты на изготовление РН (млн. долл.)

Титан (США) 200-250 135,0

Ариан 44L (ЕКА) 90-110 60,0

M2CZ-2E/HO (Китай) 40-50 27.0

Протон (Россия) 25.3 17,6

Источник: составлено автором.

Из всех действующих в настоящее время в мире РН российский «Протон» имеет надежность по успешным запускам, близкую к 100 % (99,4%).

В прошедшие годы и сейчас Россия продолжает выходить на рынок космических запусков с российской ракетой среднего класса «Союз-У». Ее маркетингом занимается совместное предприятие (СП) «Старсем

S.A.». Его образовали производитель этих ракет ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (Россия, 25% акций), Федеральное космическое агентство (25% акций), фирмы «Аэроспасьяль» (Франция, 35% акций) и «Арианспейс» (Европа, 15% акций).

Трехступенчатый РН «Союз-У», выводит на низкую орбиту 6900 кг груза. В России сегодня вывод на средние и высокие орбиты осуществляется с помощью РН «Союз-У» и «Союз-ФГ», которые доставляют космонавтов и грузы на Международную космическую станцию. Для запуска на высокоэллиптические и солнечно-синхронные орбиты используется ракета-носитель «Молния-М». В дальнейшем РН «Союз-У» заменит более совершенный носитель этой серии «Союз-2» («Русь»).

Успех проекта во многом обеспечен тем, что «Союз-2» по сути представляет из себя модификацию хорошо всем известного носителя «Союз», который выдержал уже 1700 запусков. Но «Союз-2» будет иметь новую систему управления, а его грузоподъемность увеличится примерно на 15% - с 6,9 до 8,2 тонн.

Вполне вероятно, что при начале эксплуатации новых ракет малой и средней грузоподъемности в ближайшие 5-10 лет возникнут значительные трудности из-за их конкуренции с уже признанными лидерами мирового рынка ракет-носителей.

Одним из перспективных направлений коммерческого использования РН «Союз-2» на мировом рынке является выведение полезных нагрузок на низкие околоземные, солнечносинхронные, средние, а также и геостационарные орбиты. Сейчас этот сегмент составляет примерно 35% мирового рынка. При своей относительно невысокой стоимости запуска по сравнению с перспективными зарубежными РН, развитой наземной инфраструктуре, энергетическим возможностям и очень высокой надежности РН «Союз-2» займет достойное место среди РН СК, тем более, что уже сейчас РН «Союз» имеет свою нишу на рынке выведения.

Дистанционное зондирование Земли является сложной высокотехнологической задачей и в коммерческой деятельности представляет один из наиболее перспективных и быстроразвивающихся видов бизнеса. ДЗЗ имеет большое и уникальное прикладное значение для многих отраслей хозяйственной деятельности.

Мировая орбитальная группировка в настоящее время включает около 800 космических аппаратов различного целевого назначения. Доля функционирующих КА России составляет 11,31%.

Окатьева Н. В.

Одна из ведущих космических держав в области ДЗЗ -Россия - в настоящее время не может составить конкуренцию ни Индии, ни ЕКА, ни тем более США, несмотря на то, что создание системы ДЗЗ в бывшем Советском Союзе началось еще в 1972 г.

На российском рынке ДДЗ в настоящее время отмечается рост спроса. Это обусловлено как технологическими причинами (увеличение

производительности ПК), так и ростом предложения на

мировом рынке (появлением значительно большего количества поставщиков и снижения цен). На 2003 г. прогнозировалось резкое увеличение использования зарубежных данных (IRS, SPOT, Iconos), связанное как с отсутствием обновленных карт и планов, так и актуальных отечественных систем ДЗЗ высокого разрешения.

Распространение российской космической

информации на сегменты рынка, занятые в настоящее время продукцией зарубежных производителей, сталкивается со значительными трудностями,

поскольку зарубежные системы уже имеют хорошо развитую индустрию, занимают устойчивое положение на рынке, проводят более агрессивную политику продвижений продукции.

В настоящее время ситуация на мировом и даже внутреннем российском рынке космических услуг ДЗ с позиции отечественных производителей данных ДЗ недостаточно стабильна. Это объясняется следующими фактами: низким удовлетворением

заявок при общем высоком уровне последних; происходящими изменениями на мировом рынке, носящими принципиальный, качественный характер, заключающийся в резком повышении конкурентной борьбы, возникновении множества негосударственных фирм и организаций, разрабатывающих новые технологии ДЗ для получения изображений высокого разрешения.

Наиболее популярными действующими

космическими системами природно-ресурсного и экологического мониторинга являются: SPOT

(Франция), Landsat, EOS (США), IRS (Индия), ERS (Европейское космическое агентство), Radarsat (Канада), Ресурс-О, Ресурс-Ф (Россия), 0кеан-01, Океан-О (Украина - Россия).

Ежегодная стоимость продукции дистанционного зондирования Земли, которая поступит на рынок в ближайшие 5-10 лет, оценивается от 3,5 до 12 млрд. долл. Ежегодный рост объема продаж продукции дистанционного зондирования оценивается на уровне 15-20 %.

Рынок навигационных космических услуг. Как уже отмечалось, в настоящее время только два государства - Россия и США - обладают глобальными спутниковыми навигационными системами (ГЛОНАСС и GPS).

Отечественная глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС создавалась как система военного назначения и была введена в эксплуатацию в сентябре 1993 г. с орбитальной группировкой ограниченного состава (12 навигационных космических аппаратов (КА), при минимальном составе орбитальной группировки - 18 космических аппаратов). В 1995 г. орбитальная группировка была доведена до штатного состава (24 спутника).

Распоряжением Президента Российской Федерации от 18 февраля 1999 г. № 38-рп система ГЛОНаСс была определена как система двойного назначения.

Вывод

Активизация деятельности частного бизнеса во многих государствах, в том числе и в развивающихся, оказывает благотворное влияние на развитие многих отраслей промышленности, в первую очередь наукоемких. Все больше национальных и транснациональных корпораций обращают свои взоры к космической технике, направляют материальные ресурсы и финансовые средства на космические проекты. В этих условиях научно-технический и производственный потенциал российской

космонавтики может стать объектом финансирования со стороны зарубежных корпораций и банковских структур. Не исключено и появление «профильных» международных банковских объединений, которые сделали бы своей главной областью деятельности финансирование космических проектов, в том числе в России, а также стимулирование развития национальных и мирового рынков космических товаров и услуг. Участие молодых российских банков в этой деятельности — дело весьма перспективное и прибыльное16.

Тенденция к расширению мирового рынка космических товаров и услуг необратима. Для того чтобы Россия не утратила здесь своих позиций, необходимы продуманные меры политического,

социально-экономического и законодательного характера. Тогда рентабельность вложений в космонавтику будет возрастать.

Позиции космической отрасли на рынке также зависят от эффективности управления конкурентоспособностью, а для этого необходимо разработать ряд инструментов, в т.ч. должна быть разработана методика оценки динамики показателей конкурентоспособности космической отрасли промышленности, методы определения основных показателей конкурентоспособности космической

отрасли промышленности, а также подходы по повышению конкурентоспособности космической

отрасли промышленности РФ.

Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 12-0200238 «Разработка теоретических подходов по эффективному развитию космической промышленности,

обеспечивающему повышение ее конкурентоспособности на мировых рынках в современных посткризисных условиях».

Список литературы:

1. Примаков П.В. Россия: экспорт космических услуг как средство повышения конкурентоспособности страны на мировом. // Аудит и анализ.- 2007. - № 6.

2. Фролов И. Наукоемкий сектор промышленности РФ -экономико-технологический механизм ускоренного развития. - М., 2004.

3. Ченцова М. Космическая промышленность России: тенденции, перспективы, новые риски.

4. Г. С. Хозин. Военные тайны XX века. Великое противостояние в космосе (СССР - США) . - М., 2001.

5. Бендина Н. Европа «запустит ракетой» в Россию и США // http://www.vlasti.net/.

16 Г. С. Хозин. Военные тайны XX века. Великое противостояние в космосе (СССР - США) . - М., 2001.

6. Невдяев Л. Ракетоносители и космические аппараты. // Открытые системы, www.osp.ru.

7. Global Competitiveness Report 2012-2013, //World Economic Forum, http://www.weforum.org.

8. Business software alliance, http://globalindex11.bsa.org/.

9. The World Bank, http://web.worldbank.org.

10. Human Development Reports, http://hdr.undp.org

11. Википедия, http://ru.wikipedia.org.

12. ФЗ № 371 «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов».

13. FY 2012 NASA Budget Comparison.

Reference list:

1. Primakov P.V. Russia: export of space services as a means for rising of the country's competitive power on the world market. // Audit and analysis.- 2007. - № 6.

2. Frolov I. Science-intensive industry of the Russian Federation - economic and technological mechanism of accelerated development.- М., 2004.

3. Chencova M. The space industry of Russia: trends, prospects, new risks.

4. Hozin G.S. The military secrets of the XX century. The great confrontation in space (USSR - USA). - М., 2001.

5. Bendina N. Europe to «launch a rocket» to Russia and the USA // http://www.vlasti.net/.

6. Nevdiaev L. Space launch vehicles and spacecrafts // Open systems www.osp.ru.

7. Global Competitiveness Report 2012-2013, //World Economic Forum, http://www.weforum.org.

8. Business software alliance, http://globalindex11.bsa.org/.

9. The World Bank, http://web.worldbank.org.

10. Human Development Reports, http://hdr.undp.org

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Wikipedia, http://ru.wikipedia.org.

12. The Federal law No. 371 «On the Federal budget for the year 2012 and the planning period of 2013 and 2014».

13. FY 2012 NASA Budget Comparison.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Окатьевой Н. В. «Позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг»

В статье проведена оценка позиции РФ в мировой экономике по показателям, характеризующим уровень развития экономики страны и ее конкурентоспособности.

Проведен анализ текущего состояния отрасли космической промышленности и позиций России на мировом рынке космической деятельности по сегментам. Рассмотрены рынок коммерческих запусков ракет-носителей, дистанционное зондирование земли, рынок навигационных космических услуг, как наиболее перспективных.

Сделан вывод, что тенденция к расширению мирового рынка космических товаров и услуг необратима. Для того чтобы Россия не утратила своих позиций в данной области, необходимы продуманные меры политического, социальноэкономического и законодательного характера. Тогда рентабельность вложений в космонавтику будет возрастать.

Научная статья Н. В. Окатьевой «Позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг» соответствует всем требованиям, предъявляемым к научным работам, обладает научной новизной и актуальностью.

В целом статья Н. В. Окатьевой «Позиции России на мировом рынке космической продукции и услуг» выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес. Данная статья может быть рекомендована для публикации в журналах ВАК.

д.э.н., профессор

А. А. Чурсин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.