Научная статья на тему '97. 04. 004. Пэйс С. Глобальная позиционная система: политические выводы для информационной технологии. Pase S. global positioning system: policy issues for an information technology // space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, n 4. - P. 265-275'

97. 04. 004. Пэйс С. Глобальная позиционная система: политические выводы для информационной технологии. Pase S. global positioning system: policy issues for an information technology // space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, n 4. - P. 265-275 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
49
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОРСКОЕ ПРАВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА {{-}}-КОСМИЧЕСКАЯ ---США / ИР РФ / ИР ВОЕННЫЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИР ВОЕННЫЕ -США / ИР КОСМИЧЕСКИЕ --КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ИР КОСМИЧЕСКИЕ --США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Топчеев В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 004. Пэйс С. Глобальная позиционная система: политические выводы для информационной технологии. Pase S. global positioning system: policy issues for an information technology // space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, n 4. - P. 265-275»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.04.001 -97.04.025

МОСКВА 1997

2) необходимостью удовлетворить спрос большого числа потенциальных покупателей европейских космических услуг;

3) развитием контактов с другими странами, так как долговременные космические программы невозможны без участия США и Японии.

Все эти проблемы нельзя рассматривать изолированно от трех возможных сценариев развития событий в Европе: создания федерального европейского государства, европейской конфедерации, развала единой Европы.

Первый сценарий предполагает, что космический бюджет будет определяться европейским правительством под контролем европар-ламента. По второму сценарию европейские космические системы будут создаваться через дипломатию и кооперацию стран-членов. Третий сценарий будет учитывать участие в космических проектах только крупнейших стран Европы.

В третьем сценарии главной движущей силой станут не правительства, а компании и банки, учитывающие прежде всего коммерческие аспекты.

Завершая статью, автор отмечает, что поднятая им тема не предполагает легких решений, тем более что Космос все еще является объектом использования национальными правительствами. Но он не сомневается в том, что космос - это собственность всего человечества, и его ресурсы принадлежат будущим поколениям. Экономические интересы отдельных государств вступают в противоречие с глобальными интересами, разрешение его лежит в русле законодательной деятельности и разработки соответствующих этических императивов.

В.Ю.Топчеев

97.04.004. ПЭЙС С. ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.

PASE S. Global positioning system: policy issues for an information technology // Space policy. - Guildford, 1996. - Vol.12, N 4. - P.265-275.

Автор статьи, С.Пэйс (Расе), политический аналитик Института критических технологий "Рэнд корпорейшн", излагает в своей статье краткое содержание исследования, проведенного этим институтом для Отдела Белого дома по научной и технической политике, а также для Национального совета по науке и технике.

Целью исследования была необходимость помочь этим государственным ведомствам эффективно использовать недавно созданную Глобальную позиционную систему (ГСП) в национальных целях, а также оценить ее недостатки.

ГПС - это американская военная космическая система, подчиненная ВВС. Космическая часть этой системы представлена 24 спутниками, с помощью которых определяется положение объектов на Земле и обеспечивается навигация самолетов и кораблей.

ГПС разрабатывалась министерством обороны США более чем 20 лет и стоила 10 млрд. долл. (с.268). В настоящее время системы, обеспеченные ГПС, работают не только в США, но и у их западных союзников, гарантируя их безопасность. ГПС стала основным элементом для телекоммуникаций наземных инфраструктур и является жизненно важной для глобальной экономики. Помимо прочего, она обеспечивает передачу сигналов точного времени, что дает возможность синхронизировать глобальные информационные оптические сети, работу спутников связи, радиосвязи и обычной проводной связи. ГПС, таким образом, стала всемирным информационным ресурсом, обеспечивающим широкий диапазон научных и коммерческих функций в гражданской сфере.

Ее многоцелевая структура требует сбалансированного учета межнациональной конкуренции, как в области обороны, так и в коммерческих областях. Кроме того, эта система помогает правительствам определять некоторые направления их внешней политики.

Широкие возможности ГПС ставят перед американскими политиками многочисленные вопросы: как должны США определять цели своей национальной безопасности с учетом политического фактора ГПС? Каков должен быть подход США к международной кооперации и конкуренции в области спутниковой глобальной навигации? Как следует управлять ГПС с учетом ее будущего развития?

ГПС включает 24 спутника, ;систему управления со средствами доступа к заокеанским командным пунктам, состоящими из приемников ГСП и соответствующего оборудования. Спутники системы

ГПС передают два типа сигналов: сигналы с кодами с высоким уровнем защиты и сигналы с кодами с низким уровнем защиты. Сигналы с кодами с высоким уровнем защиты предназначены для военных целей и дополнительно обеспечиваются специальными средствами шифровки Сигналы с кодами с низким уровнем защиты предназначены для коммерческих целей. Передачи последнего типа сигналов значительно дешевле первого, что дает возможность продавать каналы такой связи, повышая рентабельность всей системы в целом. Но ключевым моментом в целях системы является максимизация ее военной эффективности.

Очевидно то, что ГПС стала интегрированным компонентом американских военных систем вооруженные силы США все более зависят от возможности непрерывного доступа к сигналам ГСП.

Возможность покупки коммерческих каналов потенциальными противниками США - определенный минус этой системы. Но коммерческие каналы передают менее точную информацию и позволяют определять лишь положение неподвижных объектов (например, ракетных шахт), а это уже было возможно во время ядерного противостояния двух сверхдержав. Потенциальный противник, используя такие каналы ГСП, управляя системами неядерного оружия, в частности крылатыми ракетами, может нанести ущерб большим неподвижным целям, оставляя за пределами своих возможностей большинство мобильных целей. ГСП, используемая странами третьего мира для управления баллистическими ракетами, такими, как "Скад" и "Но-Донг-1", сможет увеличить точность их попадания на 20-25%, однако это лишь незначительно усилит их поражающий эффект (с.267).

29 марта 1996 г. вице-президент США Э.Гор провозгласил от имени президента Клинтона новую политику США в области ГПС. Главным в этой политике будет "поддержка американской экономической конкурентоспособности и продуктивности при учете американской национальной безопасности и интересов внешней политики" (с 275).

Для проведения этой политики образуется Исполнительный комитет ГПС, который будет гёсно сотрудничать с министерствами обороны и транспорта. Предполагаются постоянные консультации комитета с правительственными агентствами, промышленностью и зарубежными правительствами по вопросам, связанным с системами

по определению положения объектов на земле и навигации. Правительство США будет поощрять коммерциализацию ГПС, не упуская из виду при этом вопросы национальной безопасности страны.

Бизнесмены и властные структуры различных стран мира проявляют значительный интерес к ГПС, но признавая преимущества этой системы, они задаются вопросом: обеспечат ли США постоянный доступ к системе? В какой-то степени гарантией может служить сильная заинтересованность США в коммерческой стороне при продаже услуг ГПС. Однако перспектива международного диалога по вопросам эксплуатации этого новейшего образца информационной космической технологии все же реальна.

В.Ю.Топчеев

97.04.005. БУДУЩЕЕ ВОЙНЫ.

FUTURE of warfare // Economist. - L., 1997. - Vol. 342, N 8007. -P.16-24.

В редакционной статье анализируется комплекс проблем, возникающих в ходе того, что называется "революцией в военном деле". Эта революция основана на стремительном развитии в США новых информационных технологий, способных не только кардинально изменить принципы ведения войны, но и создать новый мировой порядок.

Революции в военном деле происходили в истории постоянно, и развитие общества сопровождалось совершенствованием военных технологий и разработкой новых военных доктрин. Революционная Франция, используя идеи свободы и патриотизма, создала "народные армии", которые громили консервативных генералов всей Европы. В 60-е годы XIX в. в Германии и Америке начали использовать телеграф, железные дороги и нарезные винтовки, что позволило этим странам одерживать победы над своими противниками. В 30-е годы нашего столетия великие державы создавали танки, радиостанции и бомбардировщики, - технику, которая явилась основой немецких "блицкригов".

Сейчас мир находится на начальной стадии новой военно-технической революции. Такие технологии, как цифровые коммуникации, ГСП, основанная на спутниках, обеспечивающих точное наве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.