Научная статья на тему '97. 02. 002. Ван траа-энгельман Х. Л. Коммерциализация космоса. Законные требования, конституирующие главные побудительные мотивы для включения частных предприятий. Van traa-engelm H. L. commercialization of space activities: legal requirements constituting a basic incentive for private entreprise involvement//spase policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, № 2. - P. 119-128'

97. 02. 002. Ван траа-энгельман Х. Л. Коммерциализация космоса. Законные требования, конституирующие главные побудительные мотивы для включения частных предприятий. Van traa-engelm H. L. commercialization of space activities: legal requirements constituting a basic incentive for private entreprise involvement//spase policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, № 2. - P. 119-128 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
80
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМИЧЕСКОЕ ПРАВО / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА / ИР КОСМИЧЕСКИЕ ЕС / ИР КОСМИЧЕСКИЕ -РФ / ИР КОСМИЧЕСКИЕ -США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 002. Ван траа-энгельман Х. Л. Коммерциализация космоса. Законные требования, конституирующие главные побудительные мотивы для включения частных предприятий. Van traa-engelm H. L. commercialization of space activities: legal requirements constituting a basic incentive for private entreprise involvement//spase policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, № 2. - P. 119-128»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2,8

рефераты 97.02.001-97.02.031

МОСКВА 1997

докладе рассматривается политика финансирования исследований в космосе, выходящая за пределы XX в. В нем отмечается сдвиг после окончания “холодной войны” к невоенному исследованию космического пространства с учетом его коммерциализации.

Наиболее важный момент в докладе - стремление использовать бесконечно огромный потенциал космоса как всеобщей собственности человечества, принимая во внимание продовольственные и энергетические проблемы планеты, рост ее населения и экономические трудности.

Япония теперь, отмечают авторы, одна из лидирующих держав в мире. Ее ученые, в частности, были пионерами в разработках беспроволочной передачи энергии от одного спутника к другому.

Заканчивая статью, авторы отмечают, что есть только два фундаментальных вопроса: можно ли индустриализировать Космос и будут ли инопланетные ресурсы полезны для человечества. Если ответом будет “да”, то можно увидеть космос, заселенным homo sapiens.

В. Ю. Топчеев

97.02.002. ВАН ТРАА-ЭНГЕЛЬМАН Х.Л. КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМОСА. ЗАКОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, КОНСТИТУИРУЮЩИЕ ГЛАВНЫЕ ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ЧАСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ.

VAN TRAA-ENGELM H.L. Commercialization of space activities: Legal requirements constituting a basic incentive for private entreprise involvement//Spase policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, № 2. - P. 119-128.

Автор, сотрудник Института воздушного и космического права в гЛейден (Нидерланды), рассматривая проблему коммерциализации космоса в контексте отношений частного сектора и государственного, обсуждает предположительные правовые модели разрешения противоречий между ними.

Коммерциализация Космоса предоставляет бизнесменам, идущим на риск, большие возможности, которые смогут принести прибыль не только создателям, космических систем, но и их пользователям.

Национальное космическое право должно обеспечивать гарантии частных предпринимателей, снижая ответственность

частного бизнеса в этом вопросе, так как только ограничение риска для частных инвесторов создаст условия для полномасштабной коммерциализации космической индустрии. Лучшим примером решения этой проблемы могут служить США, где разработаны дополнения к Акту коммерческих космических запусков в 1988 г., согласно которому осуществляется разделение риска между частной промышленностью и правительством и создаются предприятия для частных инвесторов.

Эти Дополнения обеспечивают два типа гарантий. Во-первых, это гарантии третьих сторон от смерти, увечий, потери или разрушения собственности, на что выделено 500 млн.долл. Министерство транспорта, со своей стороны, обеспечивает безопасность запусков ракет и работу космических транспортных систем, затрачивая на эти цели 5 млрд.долл.

Второй тип гарантий предусматривает максимально возможную компенсацию разрушения или повреждения собственности правительством США в сумме 100 млн. долл.

Следует отметить, что Департамент коммерческого космического транспорта (ДККТ) требует исключить взаимные претензии различных организаций, участвующих в запусках ракет. В этом случае можно будет установить уровни финансовой защиты путем распределения риска между сторонами. Для обеспечения всех требований потенциальных космических предпринимателей необходимы не только значительное снижение риска, но и либерализация космического рынка. Собственно сам рынок, по словам автора, представляет собой три главные составляющие: 1) использование спутников для наблюдения за Землей; 2) спутниковые системы коммуникаций; 3) космические транспортные системы.

Автор считает, что главным коммерческим приложением использования космоса будут транспортные системы. В области имеются большие возможности не только у США и бывшего СССР, но у Франции, ЕЭС и Китая. Кроме того, свои космические транспортные системы разрабатывают Япония и Израиль, а многие страны уже стоят на подходе к производству собственных транспортных космических систем.

В 1994 г. американское правительство провозгласило новый законодательный подход к космическим транспортным проблемам, имеющий целью поощрить перспективные предприятия космической

2-2891

промышленности. Цель правительства состоит в том, чтобы включить космическую частную промышленность в проектирование и

производство при условии, что правительственные агентства будут курировать лишь те стратегии, которые будут использовать исключительно американские наработки. Однако использование американским космическим бизнесом только национальных ресурсов вызовет сильную озабоченность зарубежных руководящих кругов глобального космического рынка. Широкое применение

американского Акта по коммерческим космическим запускам может привести, по мнению автора, к вторжению американских производителей в области, находящиеся под национальной юрисдикцией других государств, что само по себе чревато потенциальными конфликтами. Для того чтобы минимизировать возможности конфликта, государства должны, считает автор,

скоординировать свои национальные законодательства по этому вопросу.

Национальная космическая транспортная политика США ставит своей целью добиться открытого мирового космического рынка. Между тем опыт показывает, что на практике американцы стремятся ограничить зарубежных партнеров системой квот. В этой связи автор указывает на необходимость ограничить государственный контроль, включая квоты двумя показателями: ценой и качеством.

Одной из наиболее доходных областей космической индустрии являются системы спутниковых коммуникаций. Именно здесь частные инвесторы и предприниматели играют сейчас важную роль, а с учетом будущей либерализации сферы космических коммуникаций частное предпринимательство в этой области может превратиться в главную движущую силу.

В настоящее время существующие коммуникационные системы “Интелсет” (Intelsat), “Инмарсет” (Inmarsat) и “Евтелсет” (Euteisat) требуют новых стратегий с целью ускорения коммерциализации в условиях роста конкуренции космических систем. Система “Евтелсет” особенно нуждается в преобразованиях, генерируемых Европейской комиссией. По мнению автора, “Евтелсет” как важный фактор создания единого рынка, будет играть решающую роль в эволюции европейского коммуникационного сектора.

В свою очередь, в российской системе “Интерспутник” были пересмотрены ее возможности, чтобы с готовностью встретить экономические изменения в этой области.

Но коммерциализация сектора космической коммуникации предполагает не только либерализацию, но и разработку системы контроля над частными предпринимателями на национальном и международном уровнях.

Автор как европеец обращает особое внимание на коммерческие аспекты европейского космоса и пишет, что, несмотря на существование Европейского союза, многие элементы телекоммуникаций в Европе находятся под юрисдикцией национальных правительств. Он полагает, что либерализация в Европе требует объективного недискриминационного подхода для обеспечения конкуренции на рынке.

Пользуясь американским примером, Европейский союз стремится смягчить жесткое управление со стороны государства системой коммуникаций с целью создания единого рынка. Так в частности, Зеленая книга Европейской комиссии по телекоммуникациям, изданная в 1987 г., имела целью координацию законодательных мер государств - членов ЕС и либерализацию рынка. Затем, в 1990 г. директива по обеспечению открытой сети поставила целью к 1993 г. обеспечить более тесную связь групп пользователей, работающих в области как цифровой, так и нецифровой информации, чтобы повысить их конкурентоспособность, а директивы службы Еврокомиссии, опубликованные в 1990 г., призывали к независимому управлению сектором телекоммуникаций. Действительная эффективность может быть достигнута, по мнению автора, в интеграции не только спутниковых, но и наземных систем коммуникаций. ~

Одной из важнейших сфер деятельности космических систем должно быть наблюдение за земной поверхностью. В этой области частные инвестиции также могут стать главной движущей силой по пути к коммерциализации, от чего выигрывают не только частный сектор, но и отдельные пользователи. Эта сфера, пишет автор, наряду с транспортной и коммуникационной, нуждается в лицензировании и регулировании национальными законодательными структурами.

В этой области первыми стали американцы, разработав в 1984 г. “Коммерциализационный акт по наблюдению за земной 2*

поверхностью”. В 1992 г. он был заменен “Актом по наблюдению за земной поверхностью с больших высот”, который обеспечивает коммерческое лицензирование частных систем наблюдения за земной поверхностью. Такое лицензирование служит целям национальной безопасности, отвечает международным обязательствам и императивам собственной внешней политики. Формируя новую политику, Акт 1992 г. повышает конкурентоспособность американской космической промышленности, предоставляя возможность частным спутниковым предприятиям и службам получить максимальные преимущества в соревновании с зарубежными партнерами, используя высокосложные технологии, разработанные по указанию правительства США.

В свою очередь Европейское космическое агентство разрабатывает свою систему спутникового контроля над окружающей средой. Эта система будет ориентирована на создание сложных систем обработки информации, хранения и распределения информации между пользователями. Однако в Европе отсутствуют национальные или межнациональные механизмы, которые обеспечивали бы законодательную защиту сбора данных спутниковыми системами. Европейское космическое агентство поэтому прежде всего должно обеспечить защиту от незаконного копирования систем сбора, обработки и передачи данных.

Важным, по мнению автора, аспектом является проблема исследования Луны и ее природных ресурсов. Теперешний интерес к Луне как к объекту эксплуатации либо людьми, либо роботами станет важным фактором будущей коммерциализации космических работ. В этом плане, считает автор, первостепенное значение приобретает юридический статус этой планеты. Существующее Соглашение по Луне, выработанное в 1979 г., должно быть пересмотрено с учетом и со современной технологии, и современных возможностей финансирования космических проектов. Статья 9 этого Соглашения рассматривает Луну как общую собственность человечества. Это соглашение было подписано в то время, когда большинство стран-членов ООН не видели в исследовании этой планеты никаких практических выгод, но теперь статья, ограничивающая права собственников при международном режиме эксплуатации Луны, должна быть изменена в соответствии с современными реалиями.

Эффективное обсуждение соглашений, которые могли бы стимулировать участие частных предприятий в космических работах, должно вестись так же, как и любые другие деловые переговоры, однако существующее соглашение по открытому космосу не предоставляет частному сектору никаких инициатив. Глобальной проблемой теперь становится учет растущего влияния частных предприятий и интересов в этой области.

Возможны три вида переговоров по этой проблеме: между различными частными организациями, между частными организациями и государствами, между частными и международными организациями. Так как многие частные предприятия осуществляют крупные и сложные космические проекты при участии других частных организаций как субподрядчиков, вероятность противоречий между ними возрастает. Более того, будут усложняться и отношения между поставщиками и покупателями.

Конечно, отмечает автор, в каждой стране существует государственная судебная система, но в условиях резкого роста стоимости контрактов обычные долгие и дорогостоящие судебные процедуры не будут способны удовлетворять кого-либо и потребуется специальный арбитраж для оперативного решения возникающих трений. Автор ссылается на то, что подобная организация в виде Международного суда по авиации и Космического арбитража уже функционирует в Париже.

Конфликты между частным сектором и государством в основном сводятся к следующему.

Первое - это возможные убытки наземных частных предприятий от космических аппаратов. В этом случае уже имеющийся механизм - Конвенция по ответственности - не является удовлетворительным, так как если потерпевшая стррона будет предъявлять иск государству, ответственному за ущерб, то она теряет право на предъявление иска через свое государство, подпись которого есть под конвенцией по ответственности.

Вторая категория конфликтов основана на договорных отношениях между частными сектором и государством или государствами. Конечно, в этом случае все конфликты можно решать в суде, но, пишет автор, законодательства большинства государств мира недостаточно предусматривают прав частного сектора в этой области.

Существующее положение, не удовлетворяющее частный сектор, требует разработки иного механизма разрешения споров с государством, утверждает автор, ссылаясь на то, что Международный центр по урегулированию отношений с инвесторами, а также Международная коммерческая палата смогут служить удовлетворительным инструментом арбитража, так как палата уже имеет некоторый опыт в этих вопросах.

Самым сложным, по мнению автора, будут конфликты между частным сектором и международными организациями, так как многие из последних имеют юридический иммунитет или могут заблокировать любые судебные решения. Однако если урегулирование противоречия основывается на базе контракта, то это может привести к рассмотрению претензий в арбитраже.

Поэтому, пишет автор, арбитраж должен стать главным инструментом разрешения противоречий между частными предприятиями и международными организациями, а, учитывая расширение космических ИР, выполняемых частным сектором в результате либерализации в космосе, эта тенденция должна возрастать.

Международная правовая ассоциация в 1984 г. разработала проект Конвенции по урегулированию космических правовых противоречий, этот документ был предложен в 1992 г. Комитету ООН по мирному использованию космического пространства. Процедура урегулирования противоречий, устанавливаемая этой конвенцией, будет открыта не только для высоких договаривающихся сторон, но и для других организаций и лиц. Кроме того, этот проект, наряду с арбитражем, предусматривает создание Международного космического трибунала и позволит, в случае одобрения Международным судом, сделать большой шаг в области правового урегулирования в космосе. Однако государства будут, по всей вероятности, избегать подключаться к такому механизму, потому что возрастающая роль частной инициативы в космосе и растущая коммерциализация космического сектора вынудит их включиться в жесткую конкуренцию с частным сектором.

В заключение автор отмечает, что современная либерализация и децентрализация ведет к растущему соперничеству общественных и частных интересов во всех секторах космической деятельности, а совершенствование национальных и международного

законодательств будет стимулировать частный сектор к активной работе в условиях мощного рынка, что может очень много дать человечеству.

В.Ю.Топчеев

97.02.003. ЧЖУ-ЮЛИНЬ. УСКОРЕННОЕ РАЗВИТИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В КИТАЕ.

ZHU YILIN. Fast track development of space technology in China// Space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12. - № 2. - P.139-142.

Рассматривая долгосрочную перспективу развития китайского космоса, автор, генеральный секретарь научно-технической комиссии Китайской академии космической технологии, утверждает, что успех этой отрасли возможен только на основе строгого планирования и при существенной поддержке государства.

В Китае разработан 9-й пятилетний план по развитию национальной экономики с дополнительными перспективными разработками вплоть до 2010 г. Одним из направлений этой долгосрочной политики является развитие космических проектов.

В настоящее время, отмечает автор, китайская космическая технология преследует три главные цели.

Первая- удовлетворение внутренних потребностей страны, так как необходимость в информационных спутниках растет быстрыми темпами. Только для создающейся национальной быстродействующей сети, телевизионных станций и мобильной связи Китай уже в 1995 г. нуждался в 60-70 бортовых передающих спутниковых системах, а к 2000 г. их потребуется до 150 (с. 139). Кроме того, уже создано более 10 организаций, которым нужны собственные спутники для слежения за поверхностью страны, оцени* природных ресурсов, предсказаний природных катастроф и оценки состояний окружающей Среды (с. 139). В спутниках остро нуждается также и военное ведомство.

Вторая по важности цель - это возрастающее участие Китая в международной конкуренции в области передовых космических технологий.

Наряду с решающей ролью США и России, как космических сверхдержав, Европейское космическое агентство и Япония наращивают свои космические бюджеты и разрабатывают новые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.