Научная статья на тему 'Космическая деятельность России как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности'

Космическая деятельность России как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2590
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ / МИРОВОЙ КОСМИЧЕСКИЙ РЫНОК / ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОСМИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В КОСМОСЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю., Колчин С.В.

В статье показана роль и значимость космической деятельности для инновационного развития наукоемких производств и становления экономики знаний, завоевания международного престижа, достижения и сохранения стратегического паритета и безопасности, эффективного решения многих социально-экономических проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Космическая деятельность России как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности»

ПРИОРИТЕТЫРОССИИ

37 (178) - 2012

УДК 338.45.01

космическая деятельность России как важнейший фактор обеспечения национальной безопасности*

Ю. Н. МАКАРОВ,

доктор экономических наук,

начальник Управления стратегического планирования и целевых программ Федерального космического агентства E-mail: uokp@roscosmos. ru

е. ю. хрусталёв,

доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Центрального экономико-математического института РАН E-mail: stalev@cemi. rssi. ru

с. В. КОЛЧИН,

заместитель начальника отдела стратегического управления и формирования целевых программ Федерального космического агентства E-mail: kolchin60@mail. ru

В статье показана роль и значимость космической деятельности для инновационного развития наукоемких производств и становления экономики знаний, завоевания международного престижа, достижения и сохранения стратегического паритета и безопасности, эффективного решения многих социально-экономических проблем Российской Федерации.

Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, интеллектуальный потенциал, космический аппарат, мировой космический рынок, федеральная космическая программа, коммерциализация космической деятельности, международное сотрудничество в космосе.

Введение

Перед государствами планеты сейчас стоят новые актуальные проблемы, в связи с этим они по-иному строят свою политику, меняют отношение

* Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) (проект № 11-02-00243-а).

2 -

к природным ресурсам. И во всем этом мировое сообщество получает постоянную помощь со стороны космонавтики. Всем своим существом обращенная в будущее космическая деятельность оказывает благотворное влияние на повседневную жизнь общества, открывает для него все новые и новые возможности своих неисчерпаемых потенциалов.

Уточняются и пересматриваются приоритеты национальных и международных космических программ и проектов, совершенствуются методы их планирования и реализации, расширяется нормативно-правовая основа космической деятельности, меняется статус космических программ - они уже не пользуются высшим политическим приоритетом и не получают значительных ассигнований из государственных бюджетов [6, 10].

Однако все эти объективные условия не меняют главной тенденции - мировая космонавтика продолжает свое поступательное развитие, а объем ее вклада в решение актуальнейших проблем, стоящих перед

отдельными государствами и их коалициями в целом, неуклонно возрастает, существенно повышается роль международного сотрудничества по освоению космоса в мирохозяйственных связях [1-3, 13].

За время экономических реформ объемы государственного финансирования оборонных секторов экономики России сократились в несколько раз. В такой ситуации космическая промышленность выжила только благодаря своевременной либерализации внешнеэкономической деятельности [4]. Принятие этого решения в 1992 г. потребовало от вновь созданного Российского космического агентства определенной смелости, поскольку касалось одного из самых «закрытых» секторов национальной экономики.

Тем не менее выход на мировые рынки не в полной мере оправдал первоначальные ожидания. Высочайший технологический уровень сектора в начале 1990-х гг. вызывал определенные надежды на скорое процветание. Созданный в СССР в космической области промышленный потенциал по своим возможностям был сопоставим только с американским. Но сейчас реальная доля доходов наших предприятий составляет лишь около 2 % глобального космического рынка. И это в то время как на долю США приходится 50 %, на страны Европейского Союза - 25 %, на Канаду и Японию -по 5 %. Оказалось, что современным технологиям, составлявшим предмет нашей законной национальной гордости, вовсе не так легко найти свое место на мировом рынке, как на это рассчитывали.

Поэтому именно сейчас перед отечественной космической промышленностью остро встала проблема выбора новой стратегии развития, соответствующей сложившимся геополитическим реалиям.

Основы новой стратегии развития космической деятельности

Начало изменениям было положено прекращением «холодной войны» и демилитаризацией международной экономики в 1980-е гг. Ресурсы, высвобожденные из гонки вооружений, США и страны Западной Европы направили в сферу высоких технологий. Резко ускорился процесс глобализации мировой экономики.

Извлекая уроки из трагических ошибок прошлых лет, следует иначе подходить к тому, что называлось либеральными реформами, изменить устоявшиеся стереотипы мышления относительно роли инфляции, дефицита бюджета, достижения финансовой стаби-

лизации любой ценой. На смену идеологии реформ, ориентированной на приумножение финансового капитала, должна прийти идеология активизации социальных факторов экономического роста. Творческий фактор надо стремительно выдвинуть перед финансовым. Рассчитывать на некий период адаптации в открытом море мирового рынка, на накопление финансовых ресурсов для последующего рывка - ошибочная и вредная идея. Россия должна полагаться только на творческий потенциал общества. Это тот слой общества, для которого творчество и созидание являются исходной нормой жизни, а не только средством к существованию. Весь опыт ХХ в. подтверждает, что на роль лидеров в социально-экономическом развитии всегда претендовали страны, имеющие наиболее высокий уровень образования, науки, здравоохранения, культуры и, конечно, духовности.

Интеллектуальный потенциал России как рента превращается в фундаментальный источник социально-экономического развития страны. Это главный опорный фактор, единственная по-настоящему козырная карта, которой мы располагаем. Либо она будет пущена в ход в ближайшие 5-10 лет, либо за это время она обесценится до нуля (или будет безвозвратно утеряна).

В условиях, когда основные факторы производства и базовые промышленные технологии глобальной экономики становятся равнодоступными для всех участников рынка, основой конкурентных преимуществ становятся эффективная глобальная система менеджмента и информатизации, удобство совершения сделок, скорость и качество доставки материальной продукции. Эффективность реализации этих функций обеспечивается услугами систем транспортных и информационных коммуникаций, поставщиком значительной части которых является или может стать космическая промышленность.

Космос в первую очередь обеспечивает эффективную эксплуатацию важнейших информационных коммуникаций глобальной экономики. Здесь решается судьба прорывных наукоемких технологий производства, ресурсодобычи и энергетики будущего. Космос впервые за всю свою историю становится коммерчески эффективным.

Важность наукоемких, высокотехнологичных секторов и производств определяется целым рядом факторов, среди которых можно выделить, в частности:

• связь наукоемких производств с инновациями,

имеющими тенденцию к завоеванию собствен-

ной ниши на мировом рынке, формированию новых товарных рынков или более рациональному использованию ресурсов;

• тесная взаимосвязь наукоемких высокотехнологичных секторов с промышленностью, характеризующихся высокой долей условно чистой продукции, а также крупными успехами на зарубежных рынках;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), проводимые в наукоемких областях, производят мультипликативный эффект.

Именно в сфере развития высоких технологий и использования их в наукоемких секторах промышленности и экономики отмечается все большее отставание России от промышленно развитых стран современного постиндустриального общества, причем при отсутствии в ближайшее время адекватного финансирования отставание будет стремительно возрастать [5, 11, 15, 16].

Перед российской космической сферой в период расцвета ставились прежде всего государственные задачи обеспечения национальной безопасности и опережающего развития науки и техники, завоевания международного престижа. Технологии аэрокосмического комплекса не могут быть востребованы нашей современной экономикой в том грандиозном масштабе, в каком они использовались в советские времена. Рост спроса на коммерческие услуги космического сектора возникает на основе развития современных технологий производства и менеджмента в смежных экономических областях. Отечественной ракетно-космической промышленности (РКП) необходимо найти возможность дальнейшего развития своего потенциала.

Космическая деятельность в мире - это динамически развивающийся процесс, объективно проявившийся в поступательном историческом развитии цивилизации на Земле. Увеличение количества стран, активно участвующих в космической деятельности, является устойчивой мировой тенденцией. Если в начале 1960-х гг. всего два государства (СССР и США) активно занимались космической деятельностью, то к 1997 г. это число составило уже около 130. Количество стран, располагающих значительным космическим потенциалом, превысило 20, из которых 6 стран (Россия, США, Япония, Франция, КНР, Индия) имеют свои космические аппараты, средства выведения и управления полетом.

Следует отметить, что во многих странах, занимающихся космической деятельностью, еще не в полной мере решены национальные, социальные и экономические проблемы. Но эти страны выделяют на космическую деятельность значительные бюджетные средства, так как видят в космонавтике источник научно-технического и технологического прогресса, без которого сегодня невозможно достижение требуемой эффективности во всех аспектах государственной деятельности: экономическом, геополитическом, научном и техническом, оборонном, экологическом и охраны здоровья. Поэтому современное развитие земной цивилизации тесно и объективно связано с дальнейшим освоением и использованием космического пространства всем человечеством.

Для России космонавтика имеет особое значение в силу ее географического положения, размещения природных ресурсов и социально-экономических объектов. Ни одна крупномасштабная социально-экономическая, научная или оборонная программа не решается без использования космической техники, обеспечивающей единое информационное пространство страны, изучение и использование природных ресурсов, контроль за экологической обстановкой и чрезвычайными ситуациями и многое другое. В удаленных районах Севера, Сибири и Дальнего Востока роль космонавтики особенно велика.

Роль программно-целевого планирования

Необходимость применения программно-целевого подхода при планировании развития космических средств обусловлена сложностью космической техники, многообразием заказчиков, исполнителей работ и потребителей космической техники и услуг, жесткими финансовыми ограничениями [7-9, 14].

Федеральная космическая программа (ФКП) является основополагающим прогнозно-плановым документом, определяющим сбалансированное развитие отечественных космических средств в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, обеспечения безопасности страны.

Основные задания Федеральной космической программы в настоящее время направлены на удовлетворение потребностей социально-экономической сферы и науки в космических средствах, выход на мировой уровень технико-экономических показателей космических средств и завоевание тем самым достойного места на мировом космическом рынке, обеспе-

чение свободного для России выхода в космос, безусловное выполнение международных обязательств и развитие международной интеграции в вопросах решения жизненно важных проблем человечества.

Неудовлетворительное состояние дел с финансированием космической деятельности России неуклонно ведет к ее свертыванию по основным направлениям, интенсивному расходованию запасов материально-технических ресурсов и интеллектуальных наработок. Поэтому дальнейшее уменьшение финансирования космической деятельности до уровня 0,1 % от ВВП может через 3-5 лет привести к невозможности осуществления космической деятельности в существующих масштабах. Это также приведет к уменьшению объема финансирования НИР, вследствие чего произойдет:

• снижение результативности и качества, увеличение продолжительности выполняемых работ;

• сдерживание процесса создания опережающего научно-технического задела по разработке ключевых элементов космической техники;

• потеря квалифицированных кадров, обеспечивающих создание научно-технических заделов;

• сокращение областей, номенклатуры и глубины проводимых исследований.

От дальнейших решений и реальных мер по сохранению российской космической деятельности, науки и промышленности зависят стратегическое положение, безопасность и статус Российской Федерации как космической державы.

Сейчас сложившееся серьезное положение в РКП удалось стабилизировать. Для дальнейшей реализации ФКП требуется не только стабильное выделение запланированных бюджетных средств, но и поиск и расширение другой ее составляющей -внебюджетной. Проанализировав общее состояние мирового рынка космической продукции и место российской ракетно-космической техники и космических технологий, можно сделать предположение, что наш научно-технический потенциал позволяет расширить сферу его использования.

Одной из его составляющих, которая еще недостаточно востребована, является сфера новых технологий - результаты интеллектуальной деятельности. По-прежнему российская наука и техника обладают крупнейшими ресурсами, в том числе и космическая область. Результаты интеллектуальной деятельности являются составной частью нематериальных активов и должны также эффективно использоваться и приносить доходы. Развитие данного

рынка, нормативное регулирование отношений, возникающих при этом, требуют отработки соответствующей методологии проведения оценочной деятельности, что особенно сложно осуществить в данной сфере промышленности.

Интеллектуальный и технологический потенциал РКП обеспечил сохранение и совершенствование всех направлений космической деятельности России. В настоящее время проводится комплекс работ по ФКП, направленных на решение социальных, экономических и природоохранных задач. Происходит выбор направлений развития комплекса космических средств, удовлетворяющих потребности в космических услугах разного уровня: федеральных, региональных, а также мирового значения. Создается научно-технический, производственный и технологический задел для обеспечения конкурентоспособности отечественной РКТ различного назначения.

Постепенно космическая индустрия преобразовывается в новую сферу экономики России -«социальный космос»: создается уникальный набор персональных услуг для потребителей всех уровней (см. рисунок). Для этого требуется разработка новой ракетно-космической техники в условиях прогрессивной экспериментальной отработки и ускоренного внедрения новых информационных технологий и методов управления космическими аппаратами, ключевых элементов, технологий и материалов, обеспечивающих повышенный ресурс создаваемых изделий.

Для осуществления прорыва социального космоса на мировой рынок необходима реализация грандиозного проекта, требующего концентрации усилий многих коллективов предприятий и научных учреждений, что даст технологический толчок развитию целого спектра секторов и явится основой для стратегической инновационной инициативы. Инновационный бизнес предполагает получить прибыль не сегодня, а на основе завтрашнего не до конца определенного спроса. Поэтому, как показывает опыт крупнейших транснациональных корпораций, этот завтрашний спрос нужно не просто прогнозировать, но и формировать.

В настоящее время усиливается значение систем, обеспечивающих концепцию устойчивого социального развития мирового сообщества. В современных условиях подход к обеспечению безопасности человечества, основанный на концепции «реагировать и выправлять», вынужден уступать место новому принципу, базирующемуся на принципе «предвидеть

ЗАДАЧИ

• Обоснование магистрального пути развития комплекса космических средств, удовлетворяющих потребности в космических услугах (федеральных, внутренних и мирового рынка) на период до 2030 г.

• Прогнозирование облика космических систем нового поколения на принципах многофункциональности, максимальной орбитальной устойчивости космических аппаратов, внедрения новых высокоинформативных космических технологий.

• Создание научно-технического, производственного и технологического заделов для обеспечения конкурентоспособности отечественной РКТ различного назначения.

• Создание и комплексное внедрение новых ключевых элементов, технологий и материалов, обеспечивающих ресурс изделий РКТ в 15-20 лет

г

НОВАЯ СФЕРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ «СОЦИАЛЬНЫЙ КОСМОС»

Интеллектуальный и технологический потенциал РКП обеспечил сохранение и совершенствование всех направлений космической деятельности России

Условия

• Взаимоувязанное решение социальных, экономических, природоохранных проблем устойчивого развития России и мирового сообщества.

• Сопряженность новых разработок с существующими промышленным, технологическим, кадровым и научным заделами отечественной РКП.

• Оптимальное сочетание использования традиционных и малых космических аппаратов в решении научных и социальных задач

Реформирование отечественной космической индустрии в новую сферу экономики «Социальный космос»

Перспективы

• Создание уникального набора персональных услуг для потребителей всех уровней путем интеграции информационных сред, создаваемых в рамках единой инфраструктуры.

• Разработка новой ракетно-космической техники в условиях прогрессивной экспериментальной отработки и ускоренного внедрения базовых космических технологий предприятиями-разработчиками.

• Внедрение новых информационных технологий и методов управления космическими аппаратами.

• Широкомасштабная коммерциализация космоса

Комплекс НИР по обеспечению создания перспективных космических средств нового поколения для решения задач развития отечественной экономики и науки

и предупреждать». Принципиально новая - информационная экономика становится базовым компонентом новой формы социальной организации, требующей перехода на более высокий уровень развития технологий и знаний. Происходит то, что характеризуется термином «высокое соприкосновение» общества и технологии. При этом процесс коммуникации определяет все сферы общественной жизни - экономику, политическое устройство, социальную структуру.

Все многообразие информационных потребностей общества находит свое решение и удовлетворение при комплексном использовании перспективных базовых высокоинформативных технологий (времени, синхронизации, навигации, связи, управления, наблюдения) в структуре интегрированной космической системы, сопряженной с наземными стационарными и мобильными системами. Значение и роль интегрированной интеллектуальной многофункциональной наземно-космической системы в обеспечении устойчивого социального развития России состоит в информационном обеспечении процессов во всех областях жизнедеятельности, научно-технического и социального прогресса, возможности концентрации знаний и их интегрального предоставления субъектам управления в любой обслуживаемой области.

Космонавтика и мировая экономика

Сейчас мировая космонавтика представляет собой сложное явление, охватывающее практически все мировое сообщество. Не менее 10 государств -помимо России, ставшей преемницей советской космической программы, а также США - это Франция, Япония, КНР, Индия, Великобритания, Австралия, Италия, Израиль - уже осуществили запуски собственных спутников. Особенно динамично развиваются и повышают свою конкурентоспособность национальные космические программы Японии, КНР и Индии. Большую активность проявляет Европейское космическое агентство (ЕКА), в состав которого входят Австрия, Бельгия, Великобритания, Дания, Германия, Голландия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Финляндия, Франция, Швеция и Швейцария. Эта мощная международная организация имеет в своем распоряжении разносторонний научно-технический потенциал, специализированные центры и другие учреждения космического профиля, хорошо оснащенный космодром во Французской Гайане в районе экватора, откуда регулярно запускают весьма совершенную ракету-носитель «Ариан» различных

модификаций, способную доставлять полезные грузы на различные орбиты, в том числе стационарные.

Вслед за такими международными коммерческими организациями, как «Интелсат» и «Инмарсат», участники которых совместно разрабатывают, запускают и эксплуатируют спутники связи различного назначения, и межправительственной организацией «Коспас-Сарсат», создающей и эксплуатирующей спутники для оказания помощи терпящим бедствие морским судам и самолетам, во многих регионах планеты появляются все новые и новые региональные межправительственные и коммерческие организации, берущие на себя разработку и эксплуатацию космических систем для решения практических задач -связь и телевидение, дистанционное зондирование, навигация, метеорология, геодезическое обслуживание и др. Особенно быстро такие организации развиваются в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке.

Диапазон задач, которые решает современная космонавтика в интересах мирового сообщества, показан в таблице.

В начале шестого десятилетия своей истории мировая космонавтика представляет собой зрелое, динамично развивающееся наукоемкое направление научно-технического прогресса, постоянно увеличивающее свою рентабельность и эффективность, вносящее все более ощутимые вклады в развитие «некосмических» отраслей экономики, сферу услуг, культуру; содействующее укреплению всеобъемлющей безопасности, нормализации международных отношений, решению глобальных проблем современности, переходу к устойчивому развитию, продвижению человечества к гармоничной ненасильственной цивилизации.

Методы оценки роли и значимости космической деятельности

Комплексный характер космической деятельности, ее сложные прямые и обратные связи с политикой, экономикой, военным делом, социальной сферой, культурой и образованием, прошлым и будущим человечества не позволяют оценивать пользу космонавтики в упрощенных и однозначных показателях. Знакомство с документами ООН и других международных организаций, докладами авторитетных экспертов, работами известных экономистов позволяет выделить следующие три группы выгод, которые открывает для общества космическая деятельность:

- 7

Важнейшие функции космической деятельности

Задачи космических систем Виды космической техники, выполняющей эти функции Перспективы на будущее

Получение новых научных данных Пилотируемые и беспилотные космические аппараты для научных исследований Дальнейшее исследование Вселенной, детальное изучение Земли из космоса

Решение актуальных задач социально-экономического развития Спутниковые системы решения практических задач, связанных со сбором, обработкой и распределением информации: дистанционное зондирование, связь, телевидение, метеорология, навигация, геодезия, охрана и рациональное использование ресурсов биосферы и др. Совершенствование и интеграция региональных и глобальных систем для решения задач в интересах мирового сообщества, в том числе для обмена культурными ценностями

Укрепление национальной безопасности, обеспечение лидерства «космических держав» в космосе и на Земле В период «холодной войны» - соперничество в разработке и применении космических систем военного назначения, в том числе космических вооружений Создание глобальных систем, обеспечивающих доверительность международных отношений, содействие снижению уровней военного противостояния, урегулированию конфликтов, решению глобальных проблем и переходу к устойчивому развитию мирового сообщества

После «холодной войны» - создание космических систем для укрепления мер доверия, урегулирования конфликтов, контроля над вооружениями, обеспечения всеобъемлющей безопасности

Расширение международного сотрудничества в космосе В период «холодной войны» - сотрудничество в системе военно-политических блоков. После «холодной войны» - расширение масштабов взаимовыгодного сотрудничества государств в космосе Создание инфраструктуры глобального сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства

Использование «побочных» достижений космонавтики в интересах социально-экономического прогресса Передача научных открытий, технических нововведений, технологий, управленческих процедур из космических программ в «некосмические» области экономики и сферу услуг Создание национальных и региональных банков информации о достижениях космонавтики, открытых для всех государств

1) ощутимые, поддающиеся количественной оценке;

2) ощутимые, но не поддающиеся количественной оценке;

3) косвенная польза, которая непосредственно не ощущается, но, тем не менее, проявляется в политическом и социально-экономическом прогрессе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом плане можно предложить следующие критерии эффективности и общественной полезности космонавтики:

• стимулирующее воздействие ассигнований на космическую программу, которые по различным каналам направляются в промышленность, научно-исследовательские организации и учебные заведения, связанные с реализацией космических проектов;

• непосредственная прибыль от эксплуатации прикладных космических систем, составляющих не менее 50 % совокупного национального потенциала космической техники. После

8 -

окончания «холодной войны» доступный для общества потенциал прикладных космических систем заметно расширяется за счет подключения к нему весьма эффективных систем двойного назначения, ранее обслуживавших только военные ведомства и спецслужбы; формирование новой сферы и возникновение важного фактора развития мирохозяйственных связей, имеющих глобальный характер; создание своеобразных примеров «достижимого совершенства» для национальной экономики и науки в результате успешного развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по космической проблематике. Конкретные примеры освоения новых научных знаний и внедрение нововведений в рамках космических программ содействуют подъему общего уровня совершенства науки и экономики, показывая на примере достижений космонавтики пути дальнейшего развития

некосмических отраслей промышленности и сферы услуг; • использование побочных достижений космонавтики, которые осваиваются обществом в процессе передачи технологий, нововведений, управленческих решений из космической программы в некосмические секторы экономики и сферу услуг. Успех этого процесса во многом зависит от наличия в государстве эффективно работающего механизма передачи технологий, изучающего одновременно меняющиеся потребности общества и возможности их удовлетворения за счет внутренних резервов космической программы, которые не ограничиваются только решением широкого комплекса проблем в космическом пространстве. Не следует упускать из виду и огромное значение космической деятельности как уникального стимула совершенствования научного мировоззрения и общественного сознания.

Изучение опыта построения и реализации национальных космических программ, специфики планирования космических проектов, методов управления ими, механизмов законодательного надзора и взаимодействия с общественностью и другими секторами национальной экономики, органами исполнительной и законодательной власти, регионами, частным бизнесом открывает реальные возможности для повышения эффективности экономики и сферы услуг в государстве, обеспечения конкурентоспособных позиций на мировых рынках товаров и услуг.

Использование нововведений самого различного характера, которые создаются в процессе реализации космической программы, приносит ощутимые выгоды в процессе внедрения их за пределами космической отрасли - в экономике, медицине, образовании, сфере услуг. На это важное обстоятельство было обращено внимание еще в конце 1960-х гг.: нововведения, внедряемые в процессе реализации космических проектов, приводят к повышению производительности труда и оборачиваемости капитала, создавая новые виды продукции; космические исследования способствуют формированию новых рынков, стимулируют увеличение основного капитала за счет создания новых ресурсов или направления старых ресурсов в новые сферы; космические исследования повышают экономическую эффективность всей системы и на основе механизма цен и прибылей способствуют перераспределению ресурсов, что в свою очередь приводит к росту общего объема производства.

Современное состояние и перспективы мирового рынка космических товаров и услуг

Данный рынок представляет собой экономическое пространство в пределах суверенной территории государств и за ее пределами, в которое субъекты космической деятельности направляют космические товары и услуги с целью получения за них финансовых средств или других форм материальной выгоды (прибыли). Масштабы и тенденции развития мирового рынка космических товаров и услуг оценивают по количественным показателям - объему и номенклатуре товаров и услуг, находящихся в обороте на этом рынке, удельному весу космической продукции тех или иных государств, поступающей на этот рынок, а также по качественным критериям - степени сложности и наукоемкости космических товаров и услуг, на которые существует спрос на этом рынке. Этот рынок существует уже более четырех десятилетий и динамично развивается по многим показателям - по объему товарооборота, номенклатуре товаров и услуг, по числу участников, по географии, по характеру деятельности государственных ведомств и частного бизнеса. Конкурентоспособность на этом рынке обеспечивает не только передовой научно-технический потенциал, но и продуманная система политических акций, экономических, инвестиционных, налоговых и других шагов, предпринимаемых участниками мирового рынка космических товаров и услуг.

Начиная с 1960-х гг. США активно «продвигали» в сферу международных экономических отношений свои системы космической связи. Принятый в 1962 г. закон о спутниках связи можно считать первым документом национального законодательства, закрепившим право частных корпораций заниматься деятельностью по разработке и эксплуатации космической техники (в данном случае - спутников связи). В американской космической программе с самого начала ее руководители уделяют большое внимание совершенствованию и повышению эффективности механизма передачи достижений космической науки и техники в «некосмические» отрасли экономики и сферу услуг. В результате космические товары и услуги поступают не только на внутренний, но и на внешний рынок. Вслед за США на мировой рынок устремились корпорации ведущих стран Западной Европы, Японии, Китая. В середине 1990-х гг. этот рынок пополнился за счет государств Ближнего и Среднего Востока, Азиатско-Тихоокеанского региона, ряда стран Латинской Америки. Потребности

- 9

государств в космических товарах и услугах возрастают не менее чем на 5 % в год.

Коммерциализация космической деятельности и международное сотрудничество

На начальном этапе развития космических программ они финансировались только из федерального бюджета, правительство было практически единственным заказчиком и собственником космической техники, а частному бизнесу, в первую очередь аэрокосмическим корпорациям и корпорациям из смежных отраслей отводилась роль подрядчиков, субподрядчиков или поставщиков в конкретных космических проектах, одобренных правительством. По мере расширения масштабов космической деятельности заметно возросло число задач в интересах правительства, частного бизнеса и общества в целом, которые могут быть решены с помощью космической техники или за счет использования других элементов космической программы. В таких условиях рамки федеральных ассигнований на космические проекты начинают существенно ограничивать реальные возможности космической деятельности удовлетворить потребности федеральных ведомств, частного бизнеса и общества в целом в товарах и услугах, производимых с использованием богатого потенциала космической программы. Наиболее перспективным средством расширения масштабов позитивного влияния космической деятельности на все сферы материальной и духовной деятельности общества в масштабах государства, а также укрепления позиций государства, располагающего конкурентоспособным потенциалом космической техники, на мировых рынках товаров и услуг (причем не только космических), является коммерциализация космической деятельности.

Под коммерциализацией понимается расширение участия частного бизнеса в разработках, производстве и практическом использовании космической техники и других результатов космической программы. Конечная цель коммерциализации - передача в распоряжение частного бизнеса тех элементов национального технического потенциала, которые он сможет эффективно эксплуатировать и совершенствовать для удовлетворения собственных интересов и интересов государства. В таких условиях частный бизнес, будучи равноправным участником некоторых видов космической деятельности, станет

принимать действенные меры по расширению рынка космических товаров и услуг и по привлечению к деятельности на этом рынке клиентов, способных покупать такие товары и услуги.

Коммерциализация - это процесс, инициируемый и стимулируемый федеральным правительством, однако главным действующим лицом этого процесса является частный бизнес, причем не обязательно создающий или использующий конкретные виды космической техники. Сам факт начала повседневной эксплуатации все более широкого диапазона прикладных космических систем стал причиной пристального внимания частного бизнеса к практическому использованию в целях извлечения прибыли растущего потенциала космических программ.

Среди мер федерального правительства, стимулирующих коммерциализацию космической деятельности, зарубежные эксперты называют целевые правительственные субсидии, дополнительные бюджетные ассигнования и создание специальных органов, ответственных за проведение коммерциализации в государстве на постоянной основе. Кроме того, вносятся изменения в структуру «головных» федеральных ведомств, отвечающих за реализацию национальной космической программы, имеющие целью обеспечить выполнение ими функции координации в новых условиях уже не только деятельности федеральных ведомств, участвующих в реализации космической программы, но и организаций частного бизнеса, получающего в ряде аспектов статус самостоятельного участника космической деятельности.

Разработка практических мер, содействующих коммерциализации космической деятельности в любом государстве, сложный и многофакторный процесс, в котором потребуется уточнить и разграничить полномочия профильного, головного федерального ведомства, отвечающего за реализацию национальной космической программы, и частного сектора, получившего право разрабатывать, создавать и использовать космическую технику, не причиняя при этом ущерба национальным интересам государства, связанным с космической деятельностью. Требуется разработка специальных законов, внесение изменений и уточнений в базовый законодательный документ (Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 «О космической деятельности»), которые регламентируют различные аспекты космической деятельности - с учетом прав и обязанностей частного бизнеса как нового полноправного участника (субъекта) национальной космической программы.

В то же самое время нельзя упускать из виду ряд неопределенностей в функционировании рынка космических товаров и услуг, которые затрудняют участие частного бизнеса в коммерциализации. Наиболее серьезными среди них являются: высокие капитальные издержки, связанные с разработками, производством и эксплуатацией космической техники; длинный временной цикл, в течение которого окупаются сделанные капиталовложения; неясные перспективы роста потребностей в космических товарах и услугах; отсутствие надежных норм и процедур, обеспечивающих доступ частного бизнеса к космической деятельности.

Поэтому удельный вес участия федеральных ведомств в национальных и международных космических программах остается во много раз выше, чем у частного бизнеса. Очевидно, такое положение дел сохранится и в обозримом будущем.

Россия и рынок космических услуг

В экономике ведущих стран мира наблюдается устойчивая тенденция возрастания роли наукоемких, ресурсосберегающих технологий и производств. Свидетельством эффективности такого направления экономического развития является тот факт, что самыми дорогими компаниями мира, чьи акции котируются на фондовом рынке, являются отнюдь не крупнейшие ресурсодобывающие и перерабатывающие предприятия, а те, которые специализируются на высокотехнологичной продукции. В России проблема рационального использования прогрессивных технологий и накопленного научно-технического, производственного, интеллектуального и кадрового потенциала была актуальна всегда. Особую значимость она приобрела в настоящее время, когда наша страна стоит перед историческим выбором стратегии своего развития. От этого выбора зависит, в каком качестве российская экономика будет интегрироваться с мировой экономикой - как индустриальная держава с передовой наукой и промышленностью или как поставщик невосполнимых сырьевых ресурсов для высокоразвитых экономик Запада и Востока, импортирующий их добавленную стоимость - товары, машины, оборудование.

В связи с этим важное значение приобретает анализ текущего состояния и долгосрочных перспектив секторов, производящих конкурентоспособную наукоемкую продукцию, способных стать опорой устойчивого экономического роста. В их

числе необходимо проанализировать и РКП России, ее современное состояние и возможности.

Космическая деятельность в России постепенно начинает приобретать черты, свойственные рыночной экономике, в том числе растет удельный вес космической техники и услуг, выполняемых на коммерческой основе (до 70 % «гражданского» космоса). Это означает, что космическая деятельность, наряду с решением фундаментальных и прикладных научно-технических проблем, во все большей степени служит непосредственно человеку.

Коммерциализация космической деятельности в целях поддержания ее уровня и как способ экономического выживания предприятий в рыночных условиях потребовала переоценки системы критериев ее эффективности (в том числе коммерческой) на государственном, отраслевом или региональном уровнях. В частности, приоритеты для государства, регионов и предприятий не совпадают, если они не удовлетворяют социальным потребностям общества (занятости, условиям и уровню оплаты труда, обеспеченности социальной инфраструктурой, экологии окружающей среды и др.).

Для оценки коммерческого потенциала российской РКП следует рассмотреть и оценить структуру мирового рынка космической продукции и возможности использования на нем российской ракетно-космической техники и космических технологий.

Классификация рынка космической продукции

Различные секторы рынка космической продукции, несмотря на их взаимосвязь и взаимопроникновение, достаточно самостоятельны. Поэтому в специальной литературе они часто именуются как отдельные рынки. Классификация рынка проведена по типам космической продукции (продаваемой техники или оказываемых услуг).

Рынок приобретения космических аппаратов. Этот рынок в свою очередь подразделяется в зависимости от характера коммерческих услуг на следующие сегменты (по виду аппаратов): связи, телевизионного вещания и ретрансляции данных; исследования природных ресурсов (дистанционного зондирования); навигационного и топогеодези-ческого обеспечения; для научных и прикладных экспериментов (в том числе многоцелевые орбитальные космические станции).

Рынок услуг по выведению полезных нагрузок в космическое пространство. В объем рынка включается стоимость продаж: ракет-носителей (или затраты на запуск многоразовых средств выведения полезных нагрузок); отдельных агрегатов, комплектующих изделий для образцов ракетно-космической техники; услуг по подготовке космических аппаратов к запуску и по обеспечению выведения их на расчетную траекторию; лицензий, патентов, технологий, другой научно-технической продукции, связанной с разработкой и производством ракет-носителей; различного рода посреднических и инжиниринговых услуг по приобретению ракет-носителей или заказов на вывод полезной нагрузки с помощью многоразовых космических средств.

Рынок продаж наземного оборудования космических систем. В объем продаж этого рынка входит стоимость: разработки и изготовления наземной аппаратуры космических систем; аренды и субаренды наземного оборудования. Сюда же следует отнести лизинг и другие финансовые операции с наземным оборудованием, в том числе и стоимость вторичных услуг.

Этот рынок подразделяется на следующие сегменты продаж услуг и видов используемого оборудования для космических аппаратов: приемно-пе-редаточного оборудования для наземных, морских и воздушных станций связи, телевизионного вещания и ретрансляции данных; карт и изображений Земли, изготовление вычислительных и программных средств обработки изображений; наземного навигационного и топогеодезического оборудования; наземной аппаратуры для метеорологических космических аппаратов; элементной базы аппаратуры и приборов для проведения научных и прикладных экспериментов.

Рынок услуг, предоставляемых фирмами -операторами (пользователями) космических систем. Он включает затраты на услуги, непосредственно предоставляемыми фирмами-операторами; на приобретение или аренду мест на геостационарной орбите (в будущем появится квота и на использование других орбит), которые принадлежат отдельным государствам и международным организациям; на обслуживание космического аппарата на орбите.

Этот рынок в зависимости от видов космических аппаратов включает в себя следующие сегменты: обеспечение связи и телевещания, аренда и субаренда каналов связи; изготовление, дешифровка и продажа обработанных снимков Земли; навигационное и топогеодезическое обеспечение;

метеоинформация; проведение научных и прикладных исследований и экспериментов на орбите.

Рынок космического страхования. Объем этого рынка складывается из страховых премий, выплачиваемых заказчиком (страхователем) страховой компании, и страховых возмещений, которые выплачивает страховщик страхователю в случае наступления страхового случая [12].

В зависимости от страхового случая рынок подразделяется на: страхование только выведения аппарата в космическое пространство; страхование ущерба, который может быть нанесен в результате выведения космического аппарата; страхование политических рисков, прерывания контрактов и др.; страхование орбитальной части жизненного цикла космического аппарата (преждевременное прекращение его функционирования).

Рынок информационных и консалтинговых услуг в части создания и эксплуатации космических систем. В объем этого рынка включается сумма продаж фирм, занимающихся оказанием информационных и консалтинговых услуг в сфере космической деятельности.

Заключение

Космическая деятельность как одно из ключевых принципиально значимых направлений государственной политики России является важной характеристикой статуса великой державы. Космос не имеет границ, и потому космическая деятельность, глобальная по своей природе, объединяет национальные экономики и интересы различных регионов и государств, одновременно все больше превращаясь в зону острого соперничества.

Традиционно экономические границы проходят по географическим границам государств и их интеграционных группировок. Уже в ближайшем будущем экономическая граница может переместиться и в космос, разделив все страны на две неравнозначные группы. Первая группа будет монопольно доминировать в производстве продукции и услуг космической деятельности и, следовательно, иметь свободный и самостоятельный доступ в космос, контролировать его и из него. Во второй группе будут потребители этих достижений, оплачивающие высокотехнологичные рабочие места в странах первой группы и, по сути, оставляющие там существенную часть своей добавленной стоимости. Научно-техническое и технологическое отставание в этой сфере сделает практически труднодостижимым вторжение стран-

аутсайдеров на мировой рынок производителей ракетно-космической техники и услуг.

Космос в первую очередь обеспечивает эффективную эксплуатацию важнейших информационных коммуникаций глобальной экономики. Здесь решается судьба прорывных наукоемких технологий производства, ресурсодобычи и энергетики будущего. Космос впервые за свою историю становится коммерчески эффективным.

Космическая техника является одним из наиболее рентабельных и эффективных компонентов совокупного технического потенциала цивилизации. Способные обеспечить решение широкого диапазона задач в глобальных масштабах и в реальном масштабе времени перспективные космические системы, при проектировании которых будут учтены новые задачи и требования, вытекающие из сущности устойчивой, гармоничной цивилизации, смогут не только содействовать решению проблем, касающихся использования ресурсов планеты, производства и распределения энергии и информации, но и шаг за шагом обеспечить доступ цивилизации к ресурсам и энергии Луны, планет Солнечной системы, Вселенной в целом. Устойчивое развитие мировой космонавтики может стать реальностью при условии позитивной трансформации всей системы международных отношений, формирования прогрессивного и гуманистического мировоззрения и общественного сознания.

Опыт первых десятилетий истории практической космонавтики имеет неоценимое значение для мирового сообщества не только в том, что он позволяет существенно повысить эффективность и рентабельность технического прогресса в целом, но еще и в том, что позволяет всесторонне проанализировать весь комплекс социально-экономических и политических последствий космической деятельности и дать в распоряжение правительств и широкой общественности систему принципов и критериев, следование которым будет содействовать построению на планете прогрессивной цивилизации.

Список литературы

1. Давыдов В. А., Макаров Ю. Н., Мальченко А. Н., Пайсон Д. Б. Новые концептуальные методологические подходы к проблемам формирования оптимального технического и технологического базиса программно-целевого планирования в создании и развитии ракетно-космической техники / под общей ред. В. И. Лукьященко, Ю. П. Назарова. М.: ЗАО «НИИ «ЭНЦИТЕХ», 2006.

2. Макаров Ю. Н., Давыдов В. А., Хануков Н. П. О перспективах использования космического пространства

в национальных интересах / В сб. «Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации». Вып. 4: К 15-летию образования Совета Безопасности Российской Федерации. М.: Изд-во «Известия», 2007.

3. Макаров Ю. Н., Пайсон Д. Б. и др. Перспективы развития ракетно-космической промышленности с учетом проводимой инновационной политики в стране и международной космической деятельности России. М.: ЗАО «НИИ «ЭНЦИТЕХ», 2008.

4. Макаров Ю. Н., Снаплян О. О. Основные направления долгосрочного сотрудничества государств - участников СНГ в инновационной сфере // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 26.

5. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е.Ю. Конкурсный механизм заключения контрактов на разработку наукоемкой и высокотехнологичной продукции (на примере ракетно-космической техники) // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2012. № 21.

6. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Концепция развития ракетно-космической промышленности (состояние и тенденции развития) // Концепции. 2009. № 2.

7. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е.Ю. Методология системных исследований космической деятельности России // Концепции. 2010. № 1-2.

8. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е.Ю. Механизмы реструктуризации наукоемких производств (на примере ракетно-космической промышленности) // Экономика и математические методы. 2010. Т. 46. № 3.

9. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю., Хрусталёв Ю. Е. Системный подход к исследованию космической деятельности // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 23.

10. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю. Финансово-экономический анализ ракетно-космической промышленности России // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.

11. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е.Ю. Экономическое обеспечение безопасного функционирования и развития ракетно-космических производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 5.

12. Макаров Ю. Н., Хрусталёв Е. Ю., Славянов А. С. Страхование как инструмент стимулирования инновационной и инвестиционной деятельности в ракетно-космической промышленности // Финансы и кредит. 2012. № 16.

13. О космической деятельности. М.: Ось-89, 2008.

14. Хрусталёв Е. Ю., МакаровЮ. Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29.

15. Хрусталёв О. Е., Хрусталёв Ю. Е. Инструментальные методы оценки реализуемости наукоемкого инвестиционного проекта // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 27.

16. ХрусталёвЕ.Ю.,ХрусталёвЮ. Е. Оценка состояния экономической безопасности высокотехнологичных производств // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2006. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.