Анализ видов экономической деятельности
УДК 338.4
ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОСМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ*
Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ,
доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi.rssi.ru Центральный экономико-математический институт Российской академии наук
Ю. Н. МАКАРОВ,
кандидат технических наук, начальник сводного управления организации космической деятельности E-mail: uokp@roscosmos.ru Федеральное космическое агентство
В статье рассмотрены основы экономического анализа планирования, развития и практических результатов космической деятельности. Для учета новых требований необходимо совершенствование существующих методологических принципов в целях увеличения количества учитываемых факторов, оценки конечных результатов, формирования стратегических и тактических задач.
Ключевые слова: космос, деятельность, экономический анализ, оценка, ракетно-космическая промышленность, показатель.
Введение
Согласно российскому законодательству под космической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию
* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 09-06-13529-офи_ц).
космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказания иных, связанных с космической деятельностью, услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства. С учетом данных определений структура космической деятельности как объекта системных исследований может быть представлена двумя иерархическими уровнями:
- национальная космическая деятельность, включающая создание и использование космической техники и оказание иных услуг, связанных с космической деятельностью;
- международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства.
Обе компоненты имеют аналогичные, но различающиеся по целевой направленности виды деятельности: определение потребностей в космических средствах и услугах; создание (разработка, изготовление, испытания) и развитие космических средств; непосредственное проведение работ по использованию космической техники по всем основным направлениям космической деятельности.
К основным направлениям космической деятельности относятся: использование космической техники для связи, телевизионного и радиовещания; дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг и метеорологию; использование спутниковых навигационных и топогеодезических систем; пилотируемые космические полеты; использование космической техники, космических материалов и космических технологий в интересах обороны и безопасности Российской Федерации; наблюдение за объектами и явлениями в космическом пространстве; испытания техники в условиях космоса; производство в космосе материалов и иной продукции; другие виды деятельности, осуществляемые с помощью космической техники.
Временная последовательность проведения экономического анализа
Этапы анализа космической деятельности соответствуют этапам жизненного цикла космических средств, а также этапам, предшествующим их созданию. В связи с этим можно выделить четыре этапа общей процедуры анализа космической деятельности:
- научно-техническое прогнозирование;
- макропроектирование;
- системный анализ процессов реализации программ развития;
- комплексные исследования результатов применения космической техники.
На этапе научно-технического прогнозирования исследуются основные закономерности и тенденции космической деятельности (отечественной и зарубежной), оцениваются перспективные потребности в космических средствах и услугах, исследуются перспективы развития космических средств, удовлетворяющих перспективным потребностям. Результатами первого этапа являются прогнозные значения потребностей в космических средствах и услугах, новые направления космической деятельности, концепция космической деятельности, концепция развития космических средств.
Второй этап (макропроектирование) включает два подэтапа: долгосрочное макропроектирование и программное макропроектирование. В ходе долгосрочного макропроектирования определяется перечень критически важных технологий, определяющих перспективу развития космических средств и перспективу космической деятельности, а также вероятные сроки их реализации. Этот по-дэтап позволяет связать концептуальную, научно-исследовательскую и опытно-конструкторскую стадии разработки космических комплексов и систем и создает исходный базис для второго подэтапа. В процессе программного макропроектирования осуществляется выбор проектов, подлежащих созданию, формируются варианты программы развития космических средств на предстоящий программный период, разрабатывается методика оценивания эффективности программы, и выбирается вариант программ, наиболее рациональный для заданных уровней ресурсного обеспечения.
Системный анализ процессов реализации программ развития (третий этап) имеет целью выбор рациональных способов управления осуществлением, мониторингом хода выполнения программ и подготовкой отчетных материалов по результатам. Основными документами этого этапа являются квартальные отчеты и годовые доклады о ходе выполнения программ.
На этапе применения (использования по назначению) космических средств (заключительный этап) комплексные исследования обеспечивают проведение оценивания эффективности решения целевых задач.
Содержательные направления экономического анализа
Принятые представления об иерархичности структуры космической деятельности как объекта экономического анализа, а также этапности самой процедуры анализа позволили сформировать иерархическую структуру процедуры изучения и оценки экономической эффективности космической деятельности [1].
Высший уровень составляют методологии системного анализа национальной космической деятельности и международного сотрудничества России в области исследования и использования космического пространства [3, 4].
Имея собственные объекты исследований (для национальной космической деятельности—деятель-ность, связанная с удовлетворением потребностей
социально-экономической сферы, науки и обороны страны услугами с использованием отечественных космических средств, а для международного сотрудничества России — деятельность, связанная с участием в решении глобальных космических проблем человечества), оба вида деятельности при их рассмотрении в рамках единой методологии обеспечивают достижение дополнительного сине-ргетического эффекта за счет объединения усилий, ресурсов, технического и технологического потенциалов стран мира не только для решения глобальных проблем человечества, но и решения отдельных задач пилотируемых полетов, космической связи, дистанционного зондирования Земли, навигации, фундаментальных космических исследований и развития космических технологий.
Методология системного анализа международного сотрудничества России в области исследования и использования космического пространства еще структурно не оформилась и, как правило, использует методы научно-технического прогнозирования, исследования потребностей, оценивания эффективности и т. п., разработанные в рамках исследований национальной космической деятельности. Однако в последнее время на базе системных исследований активно развиваются модели и методы изучения мирового космического рынка, процессов создания и использования космических комплексов и систем с коллективным пользователем (в виде нескольких стран), совместного использования космических систем различной национальной принадлежности и т. п.
Методология системного экономического анализа национальной космической деятельности представляет собой увязанную единым комплексом исходных данных и единым результатом совокупность методов исследования закономерностей и тенденций космической деятельности, методов исследования перспектив развития космических средств и методов (моделей) исследования эффективности решения целевых задач.
В свою очередь методы анализа непосредственно космической деятельности включают методы научно-технического прогнозирования, в том числе разработку концепции космической деятельности, методы определения потребностей в космических средства и услугах, а также методы исследования перспектив развития ракетно-космической промышленности [5, 6, 8].
В настоящее время наиболее развиты методы системного экономического анализа перспектив развития космических средств. Они включают ме-
тоды определения состояния и перспектив развития космических средств в стране и за рубежом.
Исследования перспектив развития отечественных космических средств базируются на использовании модели отечественного космического потенциала, с системных позиций объединяющего процессы функционирования всей совокупности объектов и космических средств, используемых в рамках космической деятельности. Развитие методов научно-технического прогнозирования, долгосрочного и программного макропроектирования, а также исследования процессов реализации программ позволяет с единых позиций организовать рассмотрение всех этапов жизненного цикла космических средств.
Среди методов макропроектирования особое место занимают методы (методики) оценивания свойств программ развития космических средств, и прежде всего наиболее важных из них — эффективности, перспективности и реализуемости.
В связи с новыми требованиями к организации процессов реализации программ развития космических средств со стороны государственной власти в методологии системного экономического анализа необходима разработка методов исследования процессов реализации программ развития, включая методы мониторинга, оценивания хода реализации и методы управления реализацией программ.
Методы (модели) оценки эффективности применения космических средств должны позволять проводить оценивание эффективности не только отдельных космических аппаратов, но и их группировок различного целевого назначения, а также средств выведения, объектов наземной космической инфраструктуры и других объектов.
В силу ряда характерных особенностей космических средств (технической сложности, пространственной рассредоточенности, разнородности состава, длительных сроков создания и эксплуатации, многочисленности кооперации организаций и предприятий, привлекаемых к созданию ракетно-космической промышленностью и др.) наиболее плодотворной методологической основой проектов разработки долгосрочных программ их создания и развития, как показал многолетний опыт, является программно-целевое планирование.
В основе программно-целевого планирования лежат три главных принципа: - планирование осуществляется от первичных целей общества (целей в области народного благосостояния и безопасности) и их материального выражения — потребностей в конечной продукции производственной сферы;
- интеграция научно-технического и производственно-экономического планирования достигается за счет комплексного планирования по так называемому жизненному циклу технических систем, оборудования, изделий и т. п.;
- выделяется целевое управление, необходимое для реализации крупных социально-экономических программ и развития территориально-промышленных комплексов.
Эти принципы программно-целевого планирования реализуются в рамках исследований основных закономерностей и тенденций развития космической деятельности и исследований перспектив развития космических средств.
Методы оценки и исследования эффективности применения космических средств в настоящее время наиболее развиты для всех известных направлений космической деятельности, по ним накоплен большой методический материал, систематизация которого выходит за рамки данной статьи и может служить предметом отдельного исследования.
Приведенная структуризация методологии не претендует на исчерпывающую полноту. В нее не включены слабо формализуемые и неформализу-емые направления, связанные с исследованием проблем организации гражданской и оборонной составляющих космической деятельности, обеспечения ее локомотивного характера, внедрения передовых космических технологий в различные сферы экономики страны, подготовки научных кадров и необходимого технического персонала и др. Указанные направления являются объектами дальнейших исследований.
Анализ закономерностей и тенденций космической деятельности
В соответствии с изложенной структурой исследования основных закономерностей и тенденций развития экономический анализ космической деятельности до настоящего времени осуществлялся в направлениях оценки состояния и научно-технического прогнозирования перспектив космической деятельности, исследований потребностей в космических средствах и услугах, исследований перспектив развития ракетно-космической промышленности. Однако с учетом слабой формализуемости процессов организации космической деятельности и оценки перспектив ее развития разработка конкретных математических методов их исследования до настоящего времени не завершена.
Вместе с тем методы исследования имеют подчиненное значение и выбираются так, чтобы как можно полнее соответствовать процессам, а не наоборот. Более того, эти методы по природе своей не обязаны быть чисто математическими, а могут представлять собой сочетание математических, эвристических, экспериментальных и других методов.
Исследования, проводимые в рассматриваемой области, как правило, включали системный анализ изменения состояния космической деятельности по таким составляющим, как рост количества стран — участников мировой космической деятельности и уровня их активности; изменения соотношения гражданской и военной составляющих в космической деятельности государств; развитие и роль наукоемких технологий; развитие международной кооперации для осуществления крупных космических проектов; рост потребностей стран мира в космических средствах и услугах и их возможностей по удовлетворению этих потребностей; изменение условий (внешних и внутренних) для осуществления отечественной космической деятельности; роль и место космической деятельности среди других сфер деятельности государства; формирование космического права; развитие односторонних и двусторонних отношений с другими странами — участниками космической деятельности.
Разработка методологии системного экономического анализа перспектив космической деятельности начала формироваться в начале 1960-х гг., и прежде всего в работах ФГУП ЦНИИмаш, ФГУП «Организация «Агат», Института космических исследований РАН и др.
Плодотворность использования системного подхода в тот период была подтверждена применением его для разработки долгосрочных прогнозов и программно-целевого планирования и в других отраслях, в частности в области авиации, специальной ракетной техники, электронной промышленности. Анализ этих работ показывает, что, несмотря на некоторое отличие в процедурах и конкретных моделях определения перспектив развития этих видов техники (с учетом специфики и накопленного опыта), исследования базировались на принципах системного подхода, а основные этапы работ и выходные материалы по составу достаточно близки, охватывают примерно равные временные диапазоны и опираются на одинаковые или подобные технико-экономические показатели.
К основным результатам исследований перспектив космической деятельности на основе методологии системного подхода, полученным в послед-
ние годы, следует отнести: всестороннее развитие космического потенциала страны и обеспечение его способности выполнять весь спектр поставленных задач; становление России как великой космической державы; разработка и принятие на высшем государственном уровне Концепции государственной национальной политики Российской Федерации [2], Федеральной космической программы России на 2006—2015 гг. [10], Закона Российской Федерации «О космической деятельности» [9] и других основополагающих документов.
В процессе исследований делались попытки разработки методологии решения таких важнейших задач, как обоснование рациональных путей организации космической деятельности и управления ею, законодательное обеспечение космической политики, расширение международного сотрудничества, определение рациональной политики конверсии, способов использования достижений космической деятельности в других отраслях экономики России.
Однако использование системного подхода для всего спектра исследований, начиная от исследования перспектив развития космической техники и до исследования процедур и процессов управления космической деятельностью, как системы более высокого уровня, в настоящее время далеко от завершения. Вместе с тем в современных условиях без создания аппарата, дающего достаточно полное и адекватное отражение процессов, составляющих содержание космической деятельности, и чувствительного к изменениям условий, невозможно формирование рациональных решений по всем формам управления космической деятельностью.
Другой важной составляющей исследований основных закономерностей и тенденций космической деятельности являются исследования потребностей социально-экономической сферы, науки и обороны в космических средствах и услугах. Космические средства могут удовлетворять потребности этих сфер в передаче и получении информации, в отработке технологий промышленного производства в особых условиях, в поставках сверхчистых веществ и необходимых биопрепаратов, в получении данных о Земле, планетах, Солнце, солнечно-земных связях и др.
Критерии полезности космической деятельности
Исследования общественных потребностей без привязки к космическим средствам должны
осуществляться в рамках соответствующих сфер. В рамках межведомственных НИР должны определяться области рационального использования космических средств для удовлетворения этих потребностей и вклады космической деятельности в повышение эффективности различных сфер. Для этих целей может быть использована разработанная на основе принципов системодинамики модель полезности [7] космической деятельности, позволяющая оценить полезность отечественных космических средств по сравнению с использованием альтернативных (некосмических) средств и закупок зарубежной космической техники и услуг.
Критерием полезности отечественной космической деятельности по любому направлению предлагается считать условие, при котором применение развития отечественных космических средств по данному направлению (при общем финансировании на космическую деятельность) приводит к уменьшению суммарных затрат государства на удовлетворение его потребностей в соответствующей сфере государственной деятельности за счет применения космической техники и услуг.
Исходными для работ этой модели, кроме вектора потребности, являются данные по возможностям и стоимостям использования альтернативных средств и закупок техники и услуг за рубежом, а также удельные затраты на единицу эффекта при использовании и развитии отечественной космической техники.
Указанные исходные данные могут быть получены и спрогнозированы на перспективу на основе накопленной статистики и анализа современного состояния. Однако вследствие того, что процесс организации космической деятельности следует рассматривать как управляемый, возможности и удельные затраты при использовании и развитии отечественных космических средств в зависимости от управляющих воздействий должны оцениваться с использованием моделей более низкого уровня.
Выходом модели полезности космической деятельности служат объемы финансирования суммарные и по направлениям отечественной космической деятельности, обеспечивающие наименьшие затраты государства на удовлетворение его потребностей; общий объем затрат государства на удовлетворение его потребностей; объемы привлекаемых альтернативных и зарубежных средств по услугам и их стоимости.
На основе полученных данных могут быть сформированы предложения по бюджетному финансированию, а также по целям, задачам, принци-
пам и приоритетным направлениям космической деятельности.
В системных исследованиях перспектив развития ракетно-космической промышленности значительной вехой стала разработка методики выбора параметров организационного управления промышленностью, основанная на комплексном применении моделей функционирования ее основных составляющих и позволяющая формировать рациональные варианты ее структуры.
Структуризация целей развития космической деятельности
Использование программно-целевого планирования создания и развития космических средств требует включения в исследования основных закономерностей и тенденций развития космической деятельности исследований по разработке исходного базиса для целеполагания.
Высшая, или генеральная, цель общественного развития конкретизируется в виде целей, являющихся первичными целями общества, — назовем их целями первого уровня. Программно-целевое планирование осуществляется, исходя именно из этих первичных целей (целей в области народного благосостояния и обороны), а средствами их достижения выступает продукция собственно производственной сферы (сельского хозяйства, строительной индустрии, машиностроения, добывающей, обрабатывающей и др. отраслей промышленности).
Назовем цели развития производственной сферы (в том числе и развития космических средств), обеспечивающие достижение целей первого уровня, целями второго уровня.
Принцип планирования от конечных целей требует рассмотрения системы целей государства. В настоящее время система целей государства определена и включает: удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет, уменьшение бедности, рост благосостояния людей и модернизацию армии.
В достижении первичных целей (первого уровня) и задач развития страны существенную роль играет освоение и использование космического пространства. Использование космических средств для удовлетворения разнообразных насущных потребностей развитых и развивающихся стран к началу XXI в. стало общемировой тенденцией. Понимание стратегической значимости космоса привело к тому, что уже более 120 стран мира осуществляют космическую деятельность, около 20
из них — весьма активную. Особенно актуально развитие практической космонавтики для России, отличающейся огромными пространствами собственной территории, протяженными границами, разнообразием природных и климатических условий в различных регионах.
Внедрение космических технологий как продукта космической деятельности в другие отрасли экономики позволяет обеспечить разработку широкой номенклатуры изделий для социально-экономической сферы и медицины с уникальными свойствами, конкурентоспособными на мировом рынке. В этом отношении космонавтика является средством достижения целей первого уровня и потому цели развития космических средств и их применения в целом относятся к целям второго уровня.
Декомпозиция целей второго уровня до целей развития отдельных конкретных космических средств дает иерархию целей третьего уровня.
Органы высшего руководства на основе социальных, демографических и экономических прогнозов развития страны и внешнего мира, а также на основе целевых установок по будущей структуре потребностей общества или социальных программ распределяют прогнозируемый национальный доход в фонды потребления и накопления. Между отраслями, включая и космическую, распределяются части дохода, прогнозируемые на каждый год планируемого периода с учетом важности поставленных перед отраслями целей. Из системы целей вытекает система долгосрочных программ отраслей.
Указанные процедуры составляют первый этап программно-целевого планирования социально-экономического развития страны. Сроки достижения целей на первом этапе намечаются лишь ориентировочно, так как еще отсутствуют программы развития отраслей. На первом этапе планирования осуществляются подготовительные мероприятия для реализации последующих этапов.
На втором этапе планирования формируются основные цели отраслей в виде иерархии (дерева) целей, вплоть до частных задач, устанавливаются желательные сроки их решения. На этом заканчивается начальный этап планирования развития сферы потребления.
На третьем этапе производится планирование на уровне производства конкретной продукции — космических средств и систем и формируется Федеральная космическая программа.
Следует отметить, что наличие последовательности этапов является основной чертой програм-
мно-целевого планирования, отличающего его от традиционного тем, что процесс начинается с предварительного планирования потребления, а не производства.
Заключение
Сложившаяся методология планирования, развития и экономической оценки эффективности функционирования космических средств в целом позволяет учитывать требования новых условий. Однако для их более полного учета необходимо совершенствование методологии анализа в направлении расширения количества учитываемых факторов, оценки конечных результатов от предоставления услуг для их получателей, формирования системы показателей для измерения степени реализации программ, формирования стратегических целей и тактических задач и количественной оценки результативности бюджетных расходов.
Список литературы
Анализ перечня необходимых работ по совершенствованию методологии показывает, что они в основном не требуют новых формализованных процедур, обеспечивающих получение количественных результатов. Как правило, для учета новых условий требуется решение частично или полностью неформализуемых задач. Для обеспечения решения таких задач необходимы соответствующие процедуры, реализация которых требует лишь определенной последовательности действий и соблюдения определенных правил. Такие процедуры могут быть использованы для уточнения целей, задач и приоритетов космической деятельности на среднесрочную и долгосрочную перспективы. Отдельно стоит особо важная и сложная задача — формирование конечных результатов космической деятельности, т. е. эффекта от предоставления услуг для их получателя. Решение этой задачи требует разработки соответствующих межведомственных методик.
1. Давыдов В. А. Новые концептуальные методологические подходы к проблемам формирования опти -мального технического и технологического базиса программно-целевого планирования в создании и развитии ракетно-космической техники /. М.: НИИ «ЭНЦИТЕХ», 2006.
2. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909.
3. Макаров Ю. Н. О перспективах использования космического пространства в национальных интересах / Ю. Н. Макаров, В. А. Давыдов, Н. П. Хануков // Научные проблемы национальной безопасности Российской Федерации. М.: Известия, 2007.
4. Макаров Ю. Н. Перспективы развития ракетно-космической промышленности с учетом проводимой инновационной политики в стране и международной космической деятельности России / Ю. Н. Макаров, Д. Б. Пайсон и др. М.: НИИ «ЭНЦИТЕХ», 2008.
5. Макаров Ю. Н. Ракетно-космическая промышленность России / Ю. Н. Макаров, В. И. Бузыкин и др. М.: ЦНТИ «Поиск», НИЦ АСК, 2007.
6. Макаров Ю. Н, Хрусталёв Е. Ю. Концепция развития ракетно-космической промышленности: состояние и тенденции развития // Концепции. 2009. № 2.
7. Макаров Ю. Н, Хрусталёв Е. Ю. Методология системных исследований космической деятельности России // Концепции. 2010. № 1—2.
8. МакаровЮ. Н, ХрусталёвЕ. Ю. Финансово-экономический анализ ракетно-космической промышленности России // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2.
9. О космической деятельности: Закон Российской Федерации от 20.08.1993 № 5663-1 (в ред. от 30.12.2008) .
10. Федеральная космическая программа России на 2006—2015 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2005 № 635.