Научная статья на тему 'Концептуальный анализ мирового и российского ракетно-космических производств и рынков'

Концептуальный анализ мирового и российского ракетно-космических производств и рынков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5607
1340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОСМОС / ПРОЕКТ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ROCKET AND SPACE INDUSTRY / COMPETITION / SPACE / PROJECT / COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макарова Д. Ю., Хрусталёв Е. Ю.

Предмет/тема. Предметом исследования является система экономических отношений, возникающих в процессе становления и укрепления ракетно-космической отрасли, а также проблемы и возможности использования ее продукции и услуг в мировой и отечественной практике. Цели и задачи. Перед авторами стояли задачи исследовать тенденции и перспективы развития мировой космической деятельности, оценить позиции России на мировом космическом рынке, разработать рекомендации по их укреплению. Методология. Теоретико-методологической основой служит общенаучная методология, предусматривающая применение таких подходов, как диалектический анализ и синтез, концептуальное и семантическое моделирование, статистические наблюдения, сравнения, индукция и дедукция. Результаты. Рассмотрены теоретические аспекты изучения мировой ракетно-космической отрасли. Показаны перспективы ее развития, проанализированы основные подходы к сегментации мирового космического рынка, предложены направления и меры по укреплению на нем позиций отечественных производителей. Усиливающаяся конкуренция между странами и корпорациями формирует рыночные силы, которые дают толчок процессам объединения отдельных компаний в крупные международные корпорации. Обсуждение и применение. Полученные результаты будут полезны органам государственной власти, ответственным за развитие ракетно-космической промышленности, а также частным и государственным компаниям, желающим с выгодой для себя принять участие в реализации крупных инновационных ракетно-космических проектов и программ. Выводы и значимость. Обозначены основные используемые в космической деятельности понятия, определены ее основные особенности. От темпов развития космической деятельности зависят многие отрасли производства и услуг, что обусловливает локомотивное значение ракетно-космической отрасли для экономики государства в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A conceptual analysis of the world and Russian rocket and space industries and markets

Subject The subject of research is the system of economic relations that arise in the process of formation and strengthening of the missile-space industry, as well as the challenges and opportunities of use of its products and services in the global and domestic practices. Objectives We set an objective to explore the trends and prospects in the world's space activities, assess Russia's position in the global space market, and develop recommendations for this position strengthening. Methods Dialectical analysis and synthesis, conceptual and semantic modeling, statistical observation, comparison, induction and deduction are the theoretical-methodological basis of the study. Results We have considered theoretical aspects of the world space industry. We show its development prospects, analyze the main approaches to segmenting the world space market, and offer certain directions and measures to strengthen the position of domestic producers in it. Relevance The increased competition between countries and corporations creates market forces that give a boost to the processes of unification of individual companies in large international corporations. The results will be useful to the public authorities responsible for the development of the space-rocket industry, as well as private and public companies wishing to profitably participate in implementation of major innovative rocket-space projects and programs.

Текст научной работы на тему «Концептуальный анализ мирового и российского ракетно-космических производств и рынков»

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Экономическое развитие

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МИРОВОГО И РОССИЙСКОГО РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ ПРОИЗВОДСТВ И РЫНКОВ*

Дарья Юрьевна МАКАРОВА",*, Евгений Юрьевич ХРУСТАЛЁВь

а ведущий специалист отдела прикладных экономических исследований, Российский университет дружбы народов, Москва,

Российская Федерация

[email protected]

ь доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт

РАН, Москва, Российская Федерация

[email protected].

* Ответственный автор

Аннотация

Предмет и тема. Предметом исследования является система экономических отношений, возникающих в процессе становления и укрепления ракетно-космической отрасли, а также проблемы и возможности использования ее продукции и услуг в мировой и отечественной практике.

Цели и задачи. Перед авторами стояли задачи исследовать тенденции и перспективы развития мировой космической деятельности, оценить позиции России на мировом космическом рынке, разработать рекомендации по их укреплению.

Методология. Теоретико-методологической основой служит общенаучная методология, предусматривающая применение таких подходов, как диалектический анализ и синтез, концептуальное и семантическое моделирование, статистические наблюдения, сравнения, индукция и дедукция.

Результаты. Рассмотрены теоретические аспекты изучения мировой ракетно-космической отрасли. Показаны перспективы ее развития, проанализированы основные подходы к сегментации мирового космического рынка, предложены направления и меры по укреплению на нем позиций отечественных производителей. Усиливающаяся конкуренция между странами и корпорациями формирует рыночные силы, которые дают толчок процессам объединения отдельных компаний в крупные международные корпорации. Обсуждение и применение. Полученные результаты будут полезны органам государственной власти, ответственным за развитие ракетно-космической промышленности, а также частным и государственным компаниям, желающим с выгодой для себя принять участие в реализации крупных инновационных ракетно-космических проектов и программ. Выводы и значимость. Обозначены основные используемые в космической деятельности понятия, определены ее основные особенности. От темпов развития космической деятельности зависят многие отрасли производства и услуг, что обусловливает локомотивное значение ракетно-космической отрасли для экономики государства в целом.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

История статьи:

Статья принята 05.03.2015 Статья одобрена 26.05.2015

УДК 338.45.01

Ключевые слова: ракетно-космическая промышленность, конкуренция, космос, проект, коммерциализация

Введение

Теоретические исследования относительно возможности полета человека в космическое пространство насчитывают более ста лет. Однако начало эры практической космонавтики отсчитывается от известной даты - 04.10.1957. За 50 с небольшим лет совершен прорыв в новую область деятельности. Создана совершенно новая отрасль науки, техники, промышленности, культуры - ракетно-космическая.

* Статья подготовлена при поддержке Ро ссийского гуманитарного научного фонда (проект № 14-02-00035-а).

Космическая деятельность является неотъемлемой составляющей мировой экономики и науки, а также систем, обеспечивающих национальную безопасность ведущих стран мира. Важным аспектом инновационной роли этого вида деятельности является ее влияние на развитие технологий в смежных отраслях мировой экономики. В этой связи с каждым годом космическая деятельность привлекает внимание все большего числа государств, а также крупных транснациональных корпораций [1-5].

Мировой космический сектор демонстрирует стабильное и динамичное развитие, что обусловлено

процессами активного трансфера передовых космических технологий из оборонной сферы в гражданскую, появлением на этой основе широкого комплекса коммерческих услуг и товаров, связанных с космическими разработками и ракетно-космической индустрией в целом. Все это способствует коммерциализации различных видов космической деятельности и научно-техническому прогрессу ракетно-космической промышленности (РКП), разработке и реализации космических технологий, услуг и продукции, что в свою очередь значительно усиливает отраслевую конкуренцию на всех уровнях: мировом, межрегиональном, межгосударственном и национальном.

Основные понятия и особенности космической деятельности

Под космической деятельностью в широком смысле понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Космическая деятельность включает в себя создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество в области исследования и использования космического пространства1.

Космическая деятельность находится в сильной зависимости от политических, экономических, социальных и технологических условий. К основным особенностям космической деятельности относятся сложность, наличие общей инфраструктуры, априорно инновационный характер, глобальность, незавершенность услуг, некоммерческий характер ряда программ.

Фактор сложности состоит в том, что формирование и выполнение национальных космических программ предъявляют комплексное пороговое требование высокого уровня к культурным, управленческим, технологическим возможностям в широком круге отраслей и, соответственно, к возможностям финансирования [6, 7]. Это означает, что ведение самодостаточных национальных космических программ могут позволить себе очень немногие страны. Но даже для них освоение и использование космического пространства весьма обременительно

1 О космической деятельности: Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1.

и не всегда рационально. Многие страны могут позволить себе лишь частичное участие в космических программах различного назначения.

Фактор общей инфраструктуры состоит в том, что для обеспечения космической деятельности необходимы масштабные постоянно действующие наземные комплексы: космодромы, станции слежения и управления и т.п. Обеспечение их функционирования является одной из основных задач космического сектора. Это обусловливает существенное организационное отличие ракетно-космической отрасли от других отраслей экономики.

Априорно инновационный характер состоит в том, что процесс создания космической техники постоянно предъявляет высокие требования ко всем составляющим устройствам создаваемых объектов и к организации их эксплуатации. Поэтому для РКП характерно постоянное наличие заказа на разработку новых решений. Космические технологии являются основными узлами инновационного развития. Именно это требует рассматривать ракетно-космическую отрасль как один из естественных инновационных локомотивов в экономике.

Фактор глобальности состоит в том, что реализация многих видов космических программ создает предпосылки для использования результатов разными странами. Спутниковые системы связи, навигации, мониторинга в интересах решения экономических и экологических задач в силу естественных особенностей построения таких космических систем и их движения в околоземном пространстве, создают предпосылки для обслуживания большого количества стран разных регионов, а не только непосредственных заказчиков или разработчиков. Здесь стоит особо подчеркнуть, что фактор глобальности создает естественные предпосылки к международной интеграции и сотрудничеству в области освоения и использования космического пространства.

Фактор незавершенности услуг состоит в том, что космическая техника только создает предпосылки для формирования на ее основе массовых услуг. Космические средства являются носителями различных видов аппаратуры, за счет работы которой и создаются предпосылки для оказания массовых услуг (навигация, связь и телекоммуникации, съемки земной поверхности и т.п.).

Некоммерческий характер ряда программ обусловлен необходимостью дальнейшего продвижения в

космическое пространство, исследования его свойств. В общем это естественно и для других видов человеческой деятельности. Однако в рамках космической деятельности такие программы являются настолько затратными, что этот фактор должен рассматриваться как одна из основных особенностей космической деятельности.

Изначально космическая деятельность более всего служила оборонным целям государства, поэтому разработки и производство в отрасли проводились внутри стран. Однако вскоре усилились процессы международной коммерциализации космической деятельности. Коммерческое использование космических технологий и услуг, оказываемых с использованием космических средств, стали критически важными элементами для развития экономики отдельных государств и мировой экономики в целом [8-10].

Исследования мирового космического рынка ведутся в ряде стран на постоянной основе многими государственными, межправительственными, коммерческими и общественными организациями (профессиональными ассоциациями). Однако следует отметить, что пока единого общепринятого определения «мировой космический рынок» не сформировалось, и эксперты достаточно произвольно трактуют его границы. Чаще всего в зарубежной литературе появляется более широкое понятие - «экономика космической деятельности». Так, глобальный форум ОЭСР по космической экономике определяет этот термин как деятельность государственных и частных компаний, участвующих в разработке и предоставлении космической продукции и услуг. Еще шире трактует термин «экономика космической деятельности» NASA, понимая под ним полный комплекс деятельности и использования ресурсов, который направлен на создание ценностей и выгод для человечества в ходе изучения, понимания и использования космоса.

Обобщенно под понятием «мировой космический рынок» стоит понимать совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом национальных рынков отдельных государств, на которых осуществляются производство, распределение, обмен и потребление космической продукции (работ, услуг). Функционирование мирового космического рынка регулируется международным правом в области космической деятельности. Это главным образом международные космические договоры в рамках ООН, а также региональные договоры

космического сотрудничества и многосторонние и/ или двусторонние договоры в области космической деятельности, подписанные между государствами или государственными и международными организациями.

Космическим товаром является товар или услуга, предназначенные для осуществления космической деятельности (как в космическом пространстве, так и на Земле) или полученные в качестве прямого результата космической деятельности. Космические товары создаются при помощи инфраструктуры РКП - совокупности предприятий или космических подразделений многопрофильных предприятий, разрабатывающих и производящих ракетно-космическую технику, системы и агрегаты для нее [11,12]. В разных странах способы организации и функционирования РКП различаются значительно. Так, в России РКП построена по принципу подотчетности и контроля со стороны государства, в США космическая отрасль функционирует главным образом в условиях рыночной среды.

Изучение рынка всегда предполагает его некую сегментацию. В связи с этим следует проанализировать и оценить различные подходы к сегментации мирового космического рынка.

Подходы к сегментации мирового космического рынка

Современный мировой рынок космической продукции и услуг имеет сложную разветвленную структуру (рис. 1).

Традиционно космическую деятельность подразделяют на две составляющие - военную, призванную обеспечивать обороноспособность страны, и гражданскую, направленную на изучение и использование космоса в мирных целях, ориентированную на широкого потребителя космических услуг.

В исследованиях, посвященных изучению мирового рынка космической продукции и услуг, используются два основных подхода к сегментации рынка. Принципиальное различие этих подходов заключается в приоритетности применения двух основных критериев - по типу заказчика и по типу товара и услуг.

При сегментации по категориям заказчиков (покупателей, потребителей) мировой рынок космической продукции и услуг разделяют на два больших сегмента - государственный и коммерческий, с последующей товарной сегментацией каждого:

Рисунок 1

Космическая деятельность, представленная в качестве сегментов мирового космического рынка

Космическая деятельность, мировой космический рынок

Источник: составлено авторами.

- государственный сегмент рынка - закупка космических товаров и услуг государственными и межгосударственными ведомствами для государственных (гражданских, военных) нужд в объемах выделяемых бюджетных средств;

- коммерческий сегмент рынка - закупка товаров и услуг операторами космических систем, потребителями их услуг и иными коммерческими заказчиками (включая зарубежные иностранные организации) из внебюджетных средств.

При сегментации по типу товара и услуг мировой

космический рынок подразделяют на четыре

основных сегмента или сектора:

- предоставление услуг с использованием космических средств;

- производство и продажа наземного оборудования;

- производство космических аппаратов;

- производство ракетоносителей и оказание услуг по запускам космических аппаратов.

Список предоставления товаров и услуг с

использованием космических средств довольно

обширен и включает:

- услуги теле- и радиовещания по спутниковым каналам, включая непосредственное спутниковое вещание;

- телекоммуникационные услуги сетевых операторов с использованием каналов космической связи;

- услуги мобильной связи;

- услуги космической связи, включая предоставление ретрансляционных мощностей (аренда);

- фундаментальные и прикладные космические исследования, в том числе «сырые» снимки и информация, полученные с помощью дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и др.;

- услуги навигационно-временного обеспечения;

- космический туризм;

- товары, произведенные в космосе (материалы и т.д.).

Услуги и товары, предоставляемые с использованием космических средств, могут в свою очередь быть подразделены на первичные и вторичные.

Первичные услуги обеспечиваются операторами космических систем, непосредственно эксплуатирующими космическую технику и ее целевую аппаратуру. В качестве примера можно привести услугу космической связи (как обеспечение технической возможности трансляции радиосигналов различного назначения через целевую спутниковую аппаратуру), навигационно-временное обеспечение (как формирование глобального навигационного поля и функционирование службы единого времени).

Вторичные услуги формируются на базе использования результатов космической деятельности. Таковыми являются, к примеру, трансляция по спутниковым каналам программ радио- и телевещания, обеспечение доступа в Интернет, получение данных на основе анализа снимков ДЗЗ и т.д.

Сектор производства и продажи наземного оборудования включает создание и продажу наземных объектов, обеспечивающих или осуществляющих запуски ракетоносителей, выведение на орбиту космических аппаратов и управление ими (космодромы, стартовые комплексы и пусковые установки, командно-измерительные комплексы, центры и пункты управления полетами космических объектов), а также аппаратно-программные средства для использования результатов космической деятельности (оборудование портов, специальных центров и наземных устройств, которые обеспечивают прием со спутника информации, ее обработку и доставку до конечного потребителя).

Сектор производства космических аппаратов подразумевает создание непосредственно самих спутников и полезных нагрузок различного назначения, а также их деталей.

Сектор производства ракетоносителей и оказания услуг по запускам космических аппаратов - это создание средств выведения и предоставление услуг по выведению космических аппаратов на орбиту (пусковые услуги) и по управлению космическими объектами (включая пилотируемые) в космическом пространстве.

Семантическая модель космической деятельности

Для проведения концептуального анализа ракетно-космических производств и рынков целесообразно

построить семантическую (концептуальную, содержательную) модель исследуемой предметной области. В рамках такой модели выявляются основные объекты, которые формируют и определяют космическую деятельность, процессы, в которых данные объекты участвуют, и взаимосвязи, в которые они при этом вступают. Семантическая модель космической деятельности определяет ее структуру, свойства ее элементов, различные типы связей, существенных для этого вида деятельности.

Следует отметить, что в современных условиях новые подходы во взглядах на комплекс проблем, связанных с космической деятельностью, фиксируются в виде текстов, которые содержат ее определения с различных позиций. Приведенные дефиниции различаются не только по смыслу, но и по структуре, используемым терминам, последовательности изложения и ряду других характеристик. Для эффективного практического использования указанных семантических материалов, а также для осуществления теоретической и практической проработки перспектив развития космических проблем необходимо на основании изучения текстовой информации уметь строить концептуальные модели космической деятельности и смежных с ней предметных областей.

Потребность в моделях макроуровня объясняется тем, что только при их наличии возможна системность в совершенствовании и оптимизации как всего явления «исследование космоса», так и отдельных его компонентов. Так как смысл понятия «ракетно-космический проект» практически не поддается формализации с помощью математических формул и выражений, их роль могут выполнить семантические представления, реализуемые с помощью современных информационных технологий.

Одним из перспективных направлений решения задачи семантического моделирования космической деятельности является гипертекстовая методология, ориентированная на работу со смысловой информацией.

Исследование нормативно-правовой и методической документации, в которой регламентируется космическая деятельность, позволяет разрабатывать реальные семантические модели. Традиционно такие модели интерпретируются как фреймы или семантические сети и представляются в виде графов, обработка которых нуждается в совершенствовании. Применение гипертекстового подхода позволяет определить новые перспективные направления реализации информационных моделей.

Фрагмент гипертекстовой модели, содержащей смысловое описание экономики ракетно-космической промышленности М

* экономика_ракетно-

и инвестиционной деятельности

космическои_промышленности ^ ^

М , в аналитическом виде можно

инвестиционная_деятельность' ^

представить следующим образом: М „ = {Я (Экономика

экономнка_ракетно-носмнчесной_промышленности ^ у

государства), U (Космическая деятельность государства), v (Экономика капитального строительства РКП | Экономика промышленных и научно-исследовательских предприятий), / (Научно-промышленный потенциал | Сырьевые и финансовые ресурсы | Космонавты | Предприятия и организации РКП | Производственный персонал РКП | Научные кадры РКП | Продукция и услуги гражданского назначения | Продукция двойного назначения), с (Управление экономикой РКП | Экономическая конкуренция на международных рынках | Реструктуризация и развитие экономики РКП), р (Обеспечение государства ракетно-космической техникой и вооружением), 5 (Экономический потенциал государства), a (Общественно-политический строй государства)}.

М = {Я (Предпринимательская

инвестиционная_деятельность ^ у ^ ^ г

деятельность), V (Запрещенная инвестиционная деятельность | Инвестиционная деятельность юридических лиц и граждан Российской Федерации на территории иностранных государств | Инвестиционная деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации | Капитальные вложения), г (Инвестиции | Инвестиционные проекты | Источники финансирования инвестиционной деятельности | Лицензия (сертификат) на инвестиционную деятельность | Объекты инвестиционной деятельности | Субъекты инвестиционной деятельности), е (Государственное регулирование инвестиционной деятельности | Защита инвестиционной деятельности | Прекращение или приостановление инвестиционной деятельности | Споры при осуществлении инвестиционной деятельности), р (Привлечение денежных средств для реализации инвестиционных проектов)}.

Здесь типы взаимосвязей разделены на группы, которые следуют в определенном порядке: «=» (синонимия); Я (вид - род); и (часть - целое); п (процесс - надпроцесс); V (род - вид); / (целое -часть); г (процесс - исполнитель роли); е (процесс -этап процесса); с (предмет - процесс); р (следствие -причина); 5 (причина - следствие), а (ассоциативные). При этом указываются отношения только с самыми близкими родственными объектами.

Космическая деятельность как инфраструктурная основа постиндустриальной экономики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экономика космической деятельности является не просто частью национальной экономики, но и служит ее инновационным стержнем, локомотивом развития. Развитие космической деятельности, позволяя укрепить оборонную мощь, ускорить процесс модернизации экономики, обеспечить эффективное развитие науки, техники и социальной сферы, является одним из ключевых факторов экономического и социального развития страны, роста уровня жизни и обеспечения национальной безопасности. Космические средства позволяют на принципиально новом уровне решать многие экономические, научные и политические задачи.

Во-первых, космическая деятельность является мощным генератором инноваций. Для производства сложной высокотехнологичной космической техники требуются значительные финансовые затраты на проведение НИОКР. Аккумулированные для космического производства средства позволяют проводить широкомасштабные исследования и испытания, которые вносят неоценимый вклад в развитие как фундаментальной, так и прикладной науки. К примеру, во многом благодаря программе космического телескопа Hubble (совместный проект NASA и ESA), запущенного еще в 1990 г., современная астрофизика до сих пор переживает лавинообразный рост открытий. Но особенно важно то, что открытия, сделанные в ходе таких испытаний, используются не только в космической отрасли, но и распространяются на остальные отрасли промышленности. Они совершенствуют способы производства материалов и техники, обеспечивают более высокую производительность электроники и т.д.

Во-вторых, спектр товаров и услуг на основе использования результатов космической деятельности расширяется. Через несколько лет большинство средств транспорта, связи и навигации, бытовой техники будут использовать космическую информацию или навигационный и временной сигнал со спутника для своей работы. В настоящее время космическая деятельность играет ключевую роль в развитии инфокоммуникационных отраслей. Результаты космической деятельности проявляются практически во всех отраслях экономики - сельском, лесном, дорожном, водном, нефтегазовом и энергетическом комплексах, экологии и др. Это приводит к повышению уровня и качества жизни населения, кроме того,

Таблица 1

Экономическая отдача от инвестиций в космические программы

Отдача на единицу

Страна Год вложенных средств

в национальной валюте

Бельгия 2010 1,4

Германия 2008 3,7-4,5

Ирландия 2012 3,63

Норвегия 2013 4,75

Португалия 2011 2

Великобритания 2010 1,91

Источник: The Space Economy at a Glance 2014. URL: http://www.

keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/economics/the-

space-economy-at-a-glance-2014_9789264217294-en#page1/.

способствует отдаче (прямой или в виде косвенного экономического эффекта) вложенных в космические программы денежных средств. Все это превращает космическую деятельность в исключительно важную, социально значимую и экономически выгодную сферу (табл. 1).

В конце прошлого века в передовых странах мира начался процесс целенаправленного трансфера космических технологий в другие отрасли. В космических программах многих государств в приоритете стоит поощрение использования побочных выгод космических технологий, поскольку они содействуют внедрению инновационных технологий и тем самым способствуют развитию экономики и повышению качества жизни. В России законодательно закреплено, что одной из основных целей осуществления космической деятельности в России является содействие экономическому развитию государства, повышению благосостояния населения путем рационального и эффективного использования космической техники, космических материалов и космических технологий, а также расширения масштабов их использования2.

Примером в проведении политики трансфера космических технологий являются США. Учитывая локомотивный характер национальной космической деятельности, Соединенные Штаты всячески способствуют продвижению новейших космических технологий во все отрасли экономики страны. В NASA создан специальный департамент по содействию этому процессу - NASA Spinoff (англ. - побочный продукт, дополнительный доход). Начиная с 1976 г. NASA ежегодно публикует данные о важнейших трансферах космических технологий в иные сферы экономики

2 О космической деятельности: Закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1.

и производства, чтобы показать, как комплексное использование результатов космической деятельности в работе отраслевых компаний способно придать инновационный характер, усилить конкурентные преимущества, повысить эффективность производства, строительства, снизить затраты и оптимизировать многие процессы управления. С 2000 по 2014 г., по оценкам NASA Spinoff, трансфер космических технологий помог сохранить по крайней мере 449 850 жизней и привел к созданию 19 тыс. рабочих мест в дополнение к генерации доходов и сокращению расходов. Эти результаты сделаны по выборке, составившей менее 200 технологий из тысяч, которые были созданы за эти годы3. Несколько других космических агентств, к примеру ESA, Японское агентство аэрокосмических исследований (JAXA) и Индийская организация космических исследований (ISRO), также имеют подразделения по продвижению космических технологий в других областях.

Таким образом, эффективная космическая деятельность различных стран мира является важнейшим звеном инновационного развития экономики, создающим новые научные, технологические и технические направления. Разработка новых космических проектов и программ, появление новых государств, участвующих в космической деятельности, стимулируют прогрессивное развитие космонавтики, открывая новые области ее применения, развивая наукоемкие технологические разработки и увеличивая ее коммерческий потенциал.

Перспективы развития ракетно-космических производств и рынков

Мировая ракетно-космическая отрасль демонстрирует устойчивый рост. Даже мировой экономический кризис не сильно повлиял на показатели ее развития (табл. 2).

Это указывает на ключевой характер космической деятельности в обеспечении необходимых услуг для различных потребителей и необходимости поддержания созданной мировой информационной инфраструктуры за счет космических средств [1317]. В связи с этим можно сказать, что в долгосрочном периоде тенденция к росту в отрасли сохранится и, возможно, будет происходить усиленными темпами. Среди прочих перспектив развития отрасли можно выделить следующие:

- все большее количество стран будет выходить на мировой космический рынок, используя

3 NASA Spinoff Presentation 2015. URL: http://www.nasa. gov/sites/defauMiles/files/Spinoff2015.pdf.

Таблица 2

Совокупный объем мировой космической индустрии (государственный и коммерческий секторы) с 2005 по 2013 г., млрд долл.

Год Сумма

2005 189,04

2006 218,83

2007 235,56

2008 247,82

2009 258,65

2010 274,82

2011 290,44

2012 302,22

2013 314,17

Источник: составлено авторами на основе ежегодных отчетов

Space Report организации Space Foundation за 2006-2014 гг.

собственные космические средства или же заимствуя их у стран-партнеров, исходя из экономических интересов и интересов национальной обороны и безопасности;

- продолжится усиление международной интеграции, концентрации ресурсов и кооперации в осуществлении международных космических проектов. Интегрированность в глобальные экономические отношения является одним из главных факторов, стимулирующих интенсивность инновационных процессов в космической деятельности. Устойчивая тенденция расширения международного сотрудничества будет происходить и в прикладных областях космической деятельности. Примером тому служат международные проекты в области ДЗЗ (GMES, Spider-UN, DMS), растущее взаимодействие между глобальными системами спутниковой навигации;

- усилится конкуренция между странами и корпорациями, которая формирует рыночные силы, дающие толчок интеграционным процессам объединения отдельных компаний в крупные международные корпорации, союзы и консорциумы, ориентированные на комплексное предоставление космических услуг;

- будет усиливаться взаимовыгодное партнерство развитых космических держав с развивающимися странами для завоевания новых рынков. Развивающиеся же страны предъявляют растущий спрос на услуги предоставления связи с использованием космических аппаратов;

- ожидается дальнейшее взаимопроникновение гражданской и военной космических сфер. Все большее распространение получает

принцип двойного использования: гражданских космических средств (в том числе коммерческих) в интересах решения военных задач, и наоборот;

- продолжится рост коммерческого сегмента рынка, усиление коммерческой составляющей в государственных (национальных) космических программах (проектах);

- в будущем (20-30 лет в перспективе) ожидается появление и развитие на мировом космическом рынке новых услуг: системы обслуживания космических аппаратов на орбитах, производство в космосе, космические электростанции, космические лифты, добыча полезных ископаемых на астероидах и др. К примеру, исследование, выполненное Futron Corporation, выявило, что рынок космического туризма может достигнуть объема, исчисляемого в миллиардах долларов в течение будущих 20 лет4. Развитие космических рынков на долгосрочную перспективу (80-90 лет) в настоящее время редко исследуется аналитиками, поскольку уровень технической, экономической и политической неопределенности слишком высок.

В 2013 г. структура коммерческого сектора мировой космической индустрии составляла около 200 млрд долл. Сегмент предоставления прикладных потребительских услуг с использованием космических средств привносит более 60% от совокупной выручки. Производство и продажа наземной аппаратуры, космических аппаратов, предоставление услуг коммерческих космических запусков по доходности занимают соответственно второе, третье и четвертое места (рис. 2).

Согласно прогнозам, сегменты сохранят свои позиции, каждый будет расти, однако наиболее быстрыми темпами будут продолжать развиваться именно прикладные космические сегменты

- предоставление услуг с использованием космических средств и производство наземных аппаратов, принимающих сигналы из космоса5.

Конкурентоспособность России на мировом и отечественном рынках продукции и услуг ракетно-космической отрасли

В настоящее время космическая деятельность является сферой острого соперничества государств и транснациональных корпораций за лидерство

4 Futron Corporation. Space Tourism Market Study: Orbital space travel and destinations with suborbital space travel. October, 2002. P. 2

5 2014 SIA State of Satellite Industry Report. URL: http://www.sia. org/annual-state-of-the-satellite-industry-reports/2014-sia-state-of-satellite-industry-report/.

Рисунок 2

Объемы сегментов мирового космического рынка в 2013 г., млрд долл. (%)

■ Предоставление услуг коммерческих космических запусков | [Производство и продажа космических аппаратов ^ Производство и продажа наземной аппаратуры

^Предоставление прикладных потребительских услугс использованием космических средств

Источник: 2014 SIA State of Satellite Industry Report. URL: http://www.sia.org/aimual-state-of-the-satellite-iiidustry-reports/2014-sia-state-of-satellite-iiidustry-report/.

в его использовании в экономических целях, за максимально продолжительную монополизацию рынков новых товаров и услуг. Положение российской космической отрасли на мировом рынке космической продукции и услуг нельзя назвать полностью соответствующим научно-техническому потенциалу

Рисунок 3

Показатели индекса конкурентоспособности России и США в ракетно-космической отрасли и среднее значение индекса за 2013 г.

великой мировой державы [18-20]. Согласно отчету компании Futron, конкурентоспособность российской ракетно-космической отрасли намного выше среднего значения, однако почти в два раза меньше в сравнении с конкурентоспособностью лидера мировой космической индустрии - США (рис. 3).

Среднее значение

21,59

США

90,6

Россия

43,

76

О 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Источник: Futron's 2014 Competitiveness Index (SCI).

Во многом это определяется неконкурентоспособным современным состоянием российской РКП. В настоящее время в России проводится организационная реформа ракетно-космической отрасли, направленная на модернизацию ее структуры. Однако наряду с планируемой модернизацией следует одновременно выявить д ля Ро с с ии в о зможны е благоприятные конкурентные сферы на мировом космическом рынке, определить стратегии вхождения и условия сохранения конкурентных позиций, что будет являться мощным фактором долгосрочного устойчивого развития отрасли. Краткий анализ конкурентных позиций России в различных сегментах мировой космической деятельности представлен в табл.3.

Россия сильно отстает по средствам ДЗЗ, системам спутниковой связи, ретрансляции, а также в других видах прикладной космической деятельности. Это отрицательно сказывается на ее конкурентоспособности в данном сегменте. К тому же государство вынуждено закупать значительную часть космических услуг за рубежом, тем самым косвенно финансируя развитие космической деятельности зарубежных конкурентов. Отставание образовалось и в технологиях, обеспечивающих программы освоения дальнего космоса. Данные направления необходимо подтянуть для сохранения Россией статуса ведущей космической державы и поддержания инновационного потенциала ее экономики.

Опираясь на выявленные перспективы развития мирового космического рынка, можно сделать вывод, что в ближайшем

а у

s

£

= =

н

•J

=

8

о =

•J §

:= О

я о

ь =

я =

=

и и

£ =

= -

=

м

о =

о =

=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о £

=

£

и

£ - "

Я «

^ в и и

о &

= =

и и

£ -

-

£

к S

Я =

о

о =

= -

с

•J

о

U

S я

— s

S *

В о Г В

& -

S и

■■ <и =

Л о

н

S3 b S3

к &

в к

w ^

о й

ц «

CT CS

В и

2 к

о «

8 я

2 «

§ *

И <а В

° к

и «

5 п

* 5

Е и

В es

I ^

6 es

В со

a

В О

К И

cs а

я ч

CS U

Н Я

CS

н о о о

Я

Л &

CS

В Ю В Л CS О

В Н о о В

в

¡¡у

о

о «

0 в

1

я

0

ё S3

1

<и Л

о4

рц Я

СО СО

^cS ю °

3 ^ в Н

X

ь

о

«

я &

в g

я « о ^

■а £ § *

В о

гт ~ н ^ J^ Л О О О U СВВ^ВЙ

Окончание табл. 3

Сегмент мирового космического рынка Направление космической деятельности Состояние Конкуренция Доля России Уровень российской РКП

Навигация Насыщен (две действующие глобальные системы - в России и США; европейская - в стадии развертывания; создается несколько региональных систем) Практически невозможна, так как национальные рынки в данном сегменте закрыты для зарубежных поставщиков 20-25% Небольшое отставание. Существуют проблемы в области коммерциализации навигационных данных в связи с неразвитым массовым производством приборов, принимающих сигнал

Производство и продажа космических аппаратов Стабильный с потенциалом к расширению за счет роста заказов из развивающихся стран Стабильная, выше среднего уровня 10-15% Приемлемый в части космических платформ. Электронно-компонентная база практически полностью закупается за рубежом

Производство ракетоносителей и оказание услуг по запускам космических аппаратов и транспортировке космонавтов Пусковые услуги Насыщен Жесткая Примерно 30%) в стоимостном выражении (2-е место). Более 40%о по количеству пусков (1-е место) Передовые позиции

Пилотируемая космонавтика Ограничен до 2020 г. задачами обслуживания МКС. В перспективе возможно расширение по мере появления новых космических программ До 2017 г. конкуренция не ожидается (США находятся в процессе разработки и испытаний новых пилотируемых космических аппаратов; китайская пилотируемая космонавтика носит автономный характер) До 15% по объему государственных ассигнований. До 90%о транспортных операций Передовые позиции

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новые сектора Космический туризм, ликвидация космического мусора Начальная стадия Слабая. В перспективной сфере суборбитального туризма возможна серьезная конкуренция Космический туризм - 100%о На уровне ведущих зарубежных стран

Военная сфера

Военный космос Развивается в рамках национальных космических программ На уровне тактико-технических характеристик изделий 30-40% (2-е место) Отставание от США

й £ О §

12

тз ш

Ш

.с Ф О т;

I

Й ?

? ь

в

Источник: составлено авторами.

ю 00

ю о

I

ю

3 р?

Ф о

я §

^ о ш 3

4

ш Ё.

2.

(Л 8 «

будущем существенный рост возможен в новых видах космической деятельности - в космическом туризме, ликвидации космического мусора, проведении ремонтных работ на орбите, что потребует роста производства и ракетоносителей, и космических аппаратов, а также услуг по их запуску. Для российской РКП развитие этих новых направлений позволяет завоевывать новые рынки с уже готовыми или значительно проработанными решениями (в частности, наличие разработок по созданию возвращаемого пилотируемого корабля, строительство нового космодрома). Традиционно сильные позиции России в осуществлении транспортной функции в космосе позволяют ей претендовать на ключевые позиции в таких проектах.

Перспективным направлением для России является распространение и потенциальная коммерциализация системы ГЛОНАСС. Стратегической задачей России должно стать скорейшее развертывание этой системы, создание единого навигационно-информационного пространства на основе ГЛОНАСС, так как Китай и Европа уже запустили программы по разработке собственных навигационных систем. Нужно в кратчайшие сроки обеспечить для ГЛОНАСС эффект масштаба - охватить сотни миллионов потребителей. Для этого предполагается вступать в альянсы с иностранными компаниями - лидерами своих национальных рынков и технологических сегментов. Важными для ГЛОНАСС являются навигационные рынки Белоруссии, Казахстана, Армении. В этих государствах российские специалисты участвуют в создании национальных операторов, ведут переговоры о программах по моделям российских систем экстренного реагирования при авариях и платности дорог для большегрузного транспорта.

В целях сохранения и дальнейшего наращивания компетенций следует продолжать поддерживать те сферы космической деятельности, в которых у России есть конкурентные преимущества и имеются уже завоеванные рыночные ниши. Прежде всего это касается предоставления услуг по выведению на орбиту полезных нагрузок, ракетного двигателестроения и пилотируемой космонавтики.

В настоящее время конкурентным преимуществом России на рынке запусков является невысокая цена и соотношение цены и качества, другими словами, соответствующая надежность российских ракетоносителей. Основные «рабочие лошадки» российской космонавтики - ракеты «Союз» и «Протон», разработанные еще несколько десятилетий назад и в настоящее время модернизированные.

Оба ракетоносителя отличаются высокими характеристиками надежности и сравнительно низкой стоимостью запуска.

Но технологии не стоят на месте, все новые страны занимаются разработками ракетоносителей, поэтому конкуренция в данном секторе усиливается. Характерными чертами мирового ракетостроения становятся простота конструкции и низкий технический риск разработки при оптимальной экономической рентабельности. Особенно важным представляется обеспечение сочетания относительно низкой стоимости пуска и максимального охвата всех возможных областей потенциального рынка полезных нагрузок, многоразовость, а также работа ракетоносителей на экологически чистых компонентах топлива.

В настоящее время в России реализуются несколько программ по разработке перспективных ракетоносителей. Конкурентоспособность на международном рынке пусковых услуг была одним из важнейших факторов, учитываемых при разработке унифицированного ряда ракетоносителей «Ангара». Основной идеей разработки является создание универсального ракетного модуля, на основе которого будут строиться ракеты различного класса. Подобно связке карандашей, они будут набираться из ракетных модулей: один «карандаш» - легкая ракета для небольших спутников, три «карандаша» - средняя, пять - тяжелая. Теоретически это могло бы снизить стоимость запуска за счет производства универсальных модулей крупными сериями. В 2014 г. прошли успешные испытания ракетоносителя легкого класса «Ангара-1.21 III» и тяжелой версии ракетоносителя «Ангара-А5». Специалисты считают, что у ракетоносителей «Ангара» большое будущее, и на мировом рынке запусков они займут достойное место [10].

Создание нового перспективного ракетоносителя среднего класса «Союз-2» («Русь») в условиях ограниченного бюджета предполагается проводить на базе глубокой модернизации ракетоносителя «Союз», который имеет относительно низкую стоимость по сравнению с зарубежными ракетоносителями среднего класса, развитую наземную инфраструктуру и обладает высокой надежностью. Данный проект заинтересовал западные компании, предоставляющие услуги в космосе, которые видят в программе не только стратегического конкурента, но и рассматривают варианты сотрудничества. Полеты «Руси» должны начаться в 2015-2016 гг., если будет

выделено достаточное финансирование и найдутся специалисты.

Таким образом, к 2020 г. Россия должна обновить парк своих ракет и обеспечить себе широкие возможности по доставке грузов на орбиту.

На оказание услуг по запускам влияет не только разработка ракетоносителей, но и наличие необходимой наземной космической инфраструктуры - стартовых площадок и космодромов. Формально у России есть три космодрома - «Байконур», «Плесецк» и «Капустин Яр»; дальневосточный космодром Свободный расформирован. Кроме того, старты конверсионных ракет «Днепр» проводятся с пусковой базы «Ясный» (Оренбургская область). Но только «Байконур» позволяет осуществлять пилотируемые пуски и выводить на геостационарную орбиту спутники связи. Однако «Байконур» находится на территории, взятой в аренду у Казахстана, что сильно осложняет работу. Фактически страна, почти не имеющая отношения к российским космическим программам, имеет возможность повлиять на их осуществление, запретив пуски (по экологическим или каким-то еще причинам). Такая зависимость не устраивает Россию, поэтому в середине нулевых годов появилась идея создать новый космодром на территории страны

- «Восточный». Наличие собственного космодрома

- это не только обеспечение суверенитета, но и расширение возможностей России при осуществлении запусков и пилотируемых программ. Проект создания космодрома «Восточный» в Амурской области планируется реализовать в несколько этапов: первый автоматический беспилотный пуск намечен на 2015 г., а запуск пилотируемого корабля - на 2018 г. Постоянные запуски с «Восточного» предполагается начать в 2020 г.

Если Россия стремится оставаться весомым игроком в мировой космической деятельности, то следует стараться не только сохранить имеющиеся позиции, но и выделять средства на развитие новых программ и технологий. Обеспечение запусками иностранных партнеров и направление всех основных усилий в эту область не лучшим образом скажутся на конкурентоспособности отечественной РКП в долгосрочном периоде при отсутствии наряду с этим дополнительных инновационных разработок и прорывных технологий.

Для утверждения своих позиций Россия должна выходить и на другие сегменты коммерческого космического рынка, в частности на сегмент предоставления услуг с использованием космических средств. Растущий спрос развивающихся стран на

услуги космической связи и теле- и радиовещания этому способствует. Однако России предстоит напряженная борьба за потенциальных клиентов, особенно с Китаем, активно продвигающим свою продукцию на рынки развивающихся стран. Поэтому завоевывать их нужно как можно скорее.

Сотрудничество с развивающимися странами может послужить хорошим способом усиления Россией своих позиций на космическом рынке и установления предпосылок для дальнейших совместных проектов. Однако необходимо проведение взвешенной, продуманной и всесторонне обоснованной политики международного сотрудничества. Нельзя допускать торговли космическими и ракетными технологиями. Временная выгода, получаемая при этом, дает в конечном итоге заказчику возможность для самостоятельной разработки того или иного компонента, ведет к отказу от дальнейших приобретений. Предметом продажи на мировом космическом рынке должны быть готовая продукция и услуги. Надо учитывать, что для многих развивающихся стран международное сотрудничество является наиболее быстрым и наименее дорогостоящим доступом к технологиям, имеющим высокий уровень конкурентоспособности на мировом рынке.

Еще в 2011 г. В.В. Путин, сославшись на оценки экспертов, согласно которым мировой спрос на космическую продукцию и услуги будет расти, и к 2030 г. объем рынка может увеличиться до 1,5 трлн долл. с нынешних 300-400 млрд долл., заявил, что Россия должна в полной мере использовать это окно возможностей. «Сейчас наша страна ежегодно обеспечивает до 40% всех космических пусков в мире, и нам по силам увеличить эту долю еще на 5, а то и на 10%. Однако Россия не должна ограничиваться лишь ролью международного космического перевозчика. Нам нужно в целом расширять свое присутствие на глобальном космическом рынке. Это большой бизнес. Следует активнее осваивать такие ниши, как космическая связь, телекоммуникации, дистанционное исследование природных ресурсов, прогнозирование погоды и навигация, экологический мониторинг. Повторю: космическая отрасль, созданный в ней научный и производственный потенциал - это одно из наших реальных конкурентных преимуществ, причем такое, которым можно гордиться. И чтобы оставаться лидером, ни в коем случае нельзя стоять на месте»6.

6 Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин провел совещание о перспективах развития российской космонавтики. URL: http://archive.premier.gov.ru/events/ news/14792/print/.

Заключение

В ходе проведенного исследования обозначены основные используемые в космической деятельности понятия, такие как «экономика космической деятельности», «мировой космический рынок», «космический товар» и т.д. Также выявлены основные особенности космической деятельности. К ним относятся, к примеру, сложность, наличие общей инфраструктуры, априорно инновационный характер, глобальность, незавершенность услуг, некоммерческий характер ряда программ.

Космическая деятельность является неистощимым и постоянно развивающимся источником инновационных технологий фактически во всех областях современного жизнеобеспечения. От развития космической деятельности в прямой зависимости находятся и многие отрасли производства и услуг. Эта особенность, по сути, обусловливает локомотивное значение развития отрасли для экономики государства в целом.

Определенной новизной отличаются следующие положения и результаты, изложенные в статье: концептуальное представление системы экономических отношений, возникающих в процессе становления и инновационного развития ракетно-космической отрасли; семантическая методология решения проблем оценки возможностей использования ее продукции и услуг в мировой и отечественной практике; концептуальный анализ тенденций и перспектив развития мировой космической деятельности; определение позиций России на мировом космическом рынке, а также основные подходы к их укреплению.

Также обозначены новые подходы к сегментации рынка космической продукции и услуг: разделение на военную и гражданскую сферы применения, на две составляющие по типу заказчика (государственную и коммерческую) и четыре основных сегмента по типу космических товара и услуг (предоставление услуг с использованием космических средств, производство и продажа наземного оборудования, производство космических аппаратов, производство ракетоносителей и оказание услуг по запускам космических аппаратов). Это позволило провести

дальнейший анализ мирового космического рынка, выявить тенденции развития тех или иных стран в отдельных сегментах и в целом по рынку.

Согласно прогнозам тенденция к росту в мировой космической отрасли сохранится. Усилятся процессы глобализации, расширения коммерческого сегмента рынка, увеличения числа международных проектов для взаимообмена научными знаниями и экономии ресурсов, а также развитых космических держав с развивающимися странами для завоевания новых рынков. Продолжится тенденция к созданию технологических продуктов двойного назначения. В среднесрочной перспективе ожидается появление и развитие на мировом космическом рынке новых видов космических услуг.

Чтобы сохранить конкурентные преимущества на рынке запусков, России нужно улучшать показатели ракетоносителей, ориентируясь на мировые запросы к их характеристикам, а именно универсальности и рентабельности. Для утверждения своих позиций России следует активно осваивать ниши и на других сегментах коммерческого космического рынка, в частности сегменте предоставления услуг с использованием космических средств. Необходимо начать проводить политику, стимулирующую разработки и наращивание отечественных орбитальных группировок космических аппаратов связи, ретрансляции, навигации, ДЗЗ и контроля за чрезвычайными ситуациями, а также обеспечивающую полноценное использование уникального потенциала системы ГЛОНАСС. Особое внимание следует уделять сотрудничеству с развивающимися странами, которое усилит отечественные позиции на мировом космическом рынке. Если Россия нацелена оставаться весомым игроком в мировой космической деятельности, то следует выделять средства на развитие новых программ и технологий. У России имеется большой потенциал в завоевании ниши в новых видах космических услуг (космический туризм, ликвидация космического мусора и т.п.). Следует также уделить большее внимание развитию программ по фундаментальным космическим исследованиям, в том числе в рамках международной кооперации.

Список литературы

1. Давыдов В.А. Прогнозирование объемов финансирования космической отрасли и основные макроэкономические показатели развития экономики России // Оборонная техника. 2012. № 9. С.43-49.

2. Давыдов В.А., Макаров Ю.Н. Прикладные аспекты фундаментальных космических исследований // Актуальные проблемы авиационных и аэрокосмических систем. 2011. Т. 16. № 1. С. 14-17.

3. Черток Б.Е., Аполлонов В.В., Арин О.А, Афанасьев В.О., Афанасьев И.Б. и др. Космонавтика XXI века. Попытка прогноза развития до 2101 года. М.: РТСофт, 2010. 864 с.

4. ДавыдовВ.А., Конорев А.А., МакаровЮ.Н., Пайсон Д.Б. Перспективы развития ракетно-космической промышленности с учетом проводимой инновационной политики в стране и международной космической деятельности России. М.: НИИ «ЭНЦИТЕХ», 2008. 452 с.

5. Пайсон Д.Б. Космическая деятельность: эволюция, организация, институты. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. 312 с.

6. Крылов А. Сравнительный анализ финансирования гражданских космических программ России, Китая, Индии и США // Спутниковая связь и вещание. Специальный выпуск. 2012. С. 28-31.

7. Макаров Ю.Н., Хрусталёв Е.Ю. Финансово-экономический анализ ракетно-космической промышленности России // Аудит и финансовый анализ. 2010. № 2. С. 145-155.

8. Ловчинская М.В., Прохорова Е.П., Куриленко А.Н. Проблемы оценки экономического эффекта реализации коммерческих услуг космической деятельности // Труды МАИ. 2011. № 44. С. 26-38.

9. Хрусталёв Е.Ю., Макаров Ю.Н. Основы экономического анализа космической деятельности России // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 29. С. 41-47.

10. Чуб Е.А. Коммерческая космическая деятельность США: современное состояние, возможности и ограничения // Горизонты экономики. 2014. № 2. С. 71-72.

11. Авдонин Б.Н., Хрусталёв Е.Ю. Методология организационно-экономического развития наукоемких производств. М.: Наука, 2010. 357 с.

12. Роскосмос / под ред. А.Н. Перминова. М.: Рестарт, 2007. 240 с.

13. Бакланов А.Г. Рынок и маркетинг авиакосмической продукции в условиях нестабильности. М.: Книжный дом «Университет», 2007. 400 с.

14. ЖелезняковА.Б. Космическая деятельность стран мира в 2013 году // Научно-технические ведомости СПбГПУ. 2014. № 2. С. 7-17.

15. Конорев А.А., Пайсон Д.Б. Космическая деятельность ведущих государств мира. М.: ЦНИИМаш, 2010. 73 с.

16. Павловский А.И. Международная деятельность в освоении космического пространства: ретроспективный анализ и современное развитие // Право и политика. 2010. № 5. С. 864-869.

17. Райкунов Г.Г. Развитие мировой космонавтики в XXI веке // Космонавтика XXI века. М.: РТСофт, 2010. С. 301-370.

18. Мордвинцев А.Г. Решение проблемных вопросов при реализации проекта «Космическая деятельность России» // Двойные технологии. 2014. № 1. С. 47-51.

19. ФомкинаМ.В. Деятельность Российской Федерации в области исследования и освоения космического пространства // Вестник Московского финансово-юридического университета. 2014. № 2. С. 12-24.

20. Чернявский Г.М. Космическая деятельность в России: проблемы и перспективы // Вестник Российской академии наук. 2013. № 9. С. 799-807.

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

Economic Advancement

A CONCEPTUAL ANALYSIS OF THE WORLD AND RUSSIAN ROCKET AND SPACE INDUSTRIES AND MARKETS

Dar'ya Yu. MAKAROVAa*, Evgenii Yu. KHRUSTALEVb

a Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation [email protected]

b Central Economics and Mathematics Institute, RAS, Moscow, Russian Federation [email protected]

'Corresponding author

Article history:

Received 5 March 2015 Accepted 26 May 2015

Keywords: rocket and space industry, competition, space, project, commercialization

Acknowledgments

The article was supported by the Russian Foundation for Humanities, project No. 14-02-00035-a.

References

1. Davydov V.A. Prognozirovanie ob"emov finansirovaniya kosmicheskoi otrasli i osnovnye makroekonomicheskie pokazateli razvitiya ekonomiki Rossii [Prediction of funding the space industry and the main macroeconomic indicators of the development of the economy of Russia]. Oboronnaya tekhnika = Defense Technology, 2012, no. 9, pp. 43-49.

2. Davydov V.A., Makarov Yu.N. Prikladnye aspekty fundamental'nykh kosmicheskikh issledovanii [Applied aspects of fundamental space research]. Aktual'nyeproblemy aviatsionnykh i aerokosmicheskikh system = Actual Problems of Aviation and Aerospace Systems, 2011, vol. 16, no. 1, pp. 14-17.

3. Chertok B.E., Apollonov V.V., Arin O.A., Afanas'ev V.O., Afanas'ev I.B. et al. Kosmonavtika XXI veka. Popytka prognoza razvitiya do 2101 goda [Space activities in the twenty-first century. Trying to forecast the development up to 2101]. Moscow, RTSoft Publ., 2010, 864 p.

4. Davydov V.A., Konorev A.A., Makarov Yu.N., Paison D.B. Perspektivy razvitiya raketno-kosmicheskoi promyshlennosti s uchetom provodimoi innovatsionnoi politiki v strane i mezhdunarodnoi kosmicheskoi deyatel'nosti Rossii [Prospects for development of the space-rocket industry and innovation-based policy in the country and international space activities of Russia]. Moscow, ENTSITEKH Publ., 2008, 452 p.

5. Paison D.B. Kosmicheskayadeyatel 'nost': evolyutsiya, organizatsiya, instituty [Space activities: the evolution, organization, institutions]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2010, 312 p.

Abstract

Subject The subject of research is the system of economic relations that arise in the process of formation and strengthening of the missile-space industry, as well as the challenges and opportunities of use of its products and services in the global and domestic practices. Objectives We set an objective to explore the trends and prospects in the world's space activities, assess Russia's position in the global space market, and develop recommendations for this position strengthening.

Methods Dialectical analysis and synthesis, conceptual and semantic modeling, statistical observation, comparison, induction and deduction are the theoretical-methodological basis of the study.

Results We have considered theoretical aspects of the world space industry. We show its development prospects, analyze the main approaches to segmenting the world space market, and offer certain directions and measures to strengthen the position of domestic producers in it. Relevance The increased competition between countries and corporations creates market forces that give a boost to the processes of unification of individual companies in large international corporations. The results will be useful to the public authorities responsible for the development of the space-rocket industry, as well as private and public companies wishing to profitably participate in implementation of major innovative rocket-space projects and programs.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

6. Krylov A. Sravnitel'nyi analiz finansirovaniya grazhdanskikh kosmicheskikh programm Rossii, Kitaya, Indii i SShA [A comparative analysis of funding the civil space programs of Russia, China, India and the United States]. Sputnikovaya svyaz'i veshchanie. Spetsial 'nyi vypusk=Satellite Communications and Broadcasting. Special Edition, 2012, pp. 28-31.

7. Makarov Yu.N., Khrustalev E.Yu. Finansovo-ekonomicheskii analiz raketno-kosmicheskoi promyshlennosti Rossii [A financial and economic analysis of the rocket-and-space industry of Russia]. Audit i finansovyi analiz = Audit and Financial Analysis, 2010, no. 2, pp. 145-155.

8. Lovchinskaya M.V., Prokhorova E.P., Kurilenko A.N. Problemy otsenki ekonomicheskogo effekta realizatsii kommercheskikh uslug kosmicheskoi deyatel'nosti [Assessing the economic impact of the implementation of commercial space activities]. Trudy MAI, 2011, no. 44, pp. 26-38.

9. Khrustalev E.Yu., Makarov Yu.N. Osnovy ekonomicheskogo analiza kosmicheskoi deyatel'nosti Rossii [Basics of economic analysis of the space activities of Russia]. Ekonomicheskii analiz: teoriya ipraktika = Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, no. 29, pp. 41-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Chub E.A. Kommercheskaya kosmicheskaya deyatel'nost' SShA: sovremennoe sostoyanie, vozmozhnosti i ogranicheniya [Commercial space activities in the United States: the current status, opportunities and limitations]. Gorizonty ekonomiki = Horizons of Economy, 2014, no. 2, pp. 71-72.

11. Avdonin B.N., Khrustalev E.Yu. Metodologiya organizatsionno-ekonomicheskogo razvitiya naukoemkikh proizvodstv [The methodology of the organizational and economic development of knowledge-intensive industries]. Moscow, Nauka Publ., 2010, 357 p.

12. Roskosmos [Roscosmos]. Moscow, Restart Publ., 2007, 240 p.

13. Baklanov A.G. Rynok i marketing aviakosmicheskoi produktsii v usloviyakh nestabil'nosti [The market and marketing of aerospace production under instability conditions]. Moscow, Knizhnyi dom Universitet Publ.,

14. Zheleznyakov A.B. Kosmicheskaya deyatel'nost' stran mira v 2013 godu [Space activities in the world in 2013]. Nauchno-tekhnicheskie vedomosti SPbGPU=Scientific and Technical Statements of Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, 2014, no. 2, pp. 7-17.

15. Konorev A.A., Paison D.B. Kosmicheskaya deyatel'nost 'vedushchikh gosudarstv mira [The space activities of the leading world nations]. Moscow, TSNIIMASH Publ., 2010, 73 p.

16. Pavlovskii A.I. Mezhdunarodnaya deyatel'nost' v osvoenii kosmicheskogo prostranstva: retrospektivnyi analiz i sovremennoe razvitie [International activities in the outer space: a retrospective analysis and modern development]. Pravo i politika = Law and Politics, 2010, no. 5, pp. 864-869.

17. Raikunov G.G. Razvitie mirovoi kosmonavtiki v XXI veke. Vkn. Kosmonavtika XXI veka [Development of the world space activity in the twenty-first century. In: Space activities of the 21st century]. Moscow, RTSoft Publ., 2010, pp. 301-370.

18. Mordvintsev A.G. Reshenie problemnykh voprosov pri realizatsii proekta "Kosmicheskaya deyatel'nost' Rossii" [Solving problems in implementing the project of Space Activities in Russia]. Dvoinye tekhnologii = Dual Technology, 2014, no. 1, pp. 47-51.

19. Fomkina M.V. Deyatel'nost' Rossiiskoi Federatsii v oblasti issledovaniya i osvoeniya kosmicheskogo prostranstva [The Russian Federation's activities in the field of exploration and use of the outer space].

Vestnik Moskovskogo finansovo-yuridicheskogo universiteta = Bulletin of Moscow University of Finance and Law, 2014, no. 2, pp. 12-24.

20. Chernyavskii G.M. Kosmicheskaya deyatel'nost' v Rossii: problemy i perspektivy [Space activities in Russia: problems and prospects]. Vestnik Rossiiskoi akademii nauk = Bulletin of Russian Academy of Sciences, 2013, no. 9, pp. 799-807.

2007,400 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.