Научная статья на тему '97. 04. 005. Будущее войны. Future of warfare // Economist. - L. , 1997. - Vol. 342, n 8007. -P. 16-24'

97. 04. 005. Будущее войны. Future of warfare // Economist. - L. , 1997. - Vol. 342, n 8007. -P. 16-24 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
56
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА -И ВОЙНА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И ТЕХНИКА {{-}}-КОСМИЧЕСКАЯ ---США / ИР ВОЕННЫЕ -США / МИЛИТАРИЗАЦИЯ -КОСМОСА / СПУТНИКОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Топчеев В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 005. Будущее войны. Future of warfare // Economist. - L. , 1997. - Vol. 342, n 8007. -P. 16-24»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.04.001 -97.04.025

МОСКВА 1997

по определению положения объектов на земле и навигации. Правительство США будет поощрять коммерциализацию ГПС, не упуская из виду при этом вопросы национальной безопасности страны.

Бизнесмены и властные структуры различных стран мира проявляют значительный интерес к ГПС, но признавая преимущества этой системы, они задаются вопросом: обеспечат ли США постоянный доступ к системе? В какой-то степени гарантией может служить сильная заинтересованность США в коммерческой стороне при продаже услуг ГПС. Однако перспектива международного диалога по вопросам эксплуатации этого новейшего образца информационной космической технологии все же реальна.

В.Ю.Топчеев

97.04.005. БУДУЩЕЕ ВОЙНЫ.

FUTURE of warfare // Economist. - L., 1997. - Vol. 342, N 8007. -P.16-24.

В редакционной статье анализируется комплекс проблем, возникающих в ходе того, что называется "революцией в военном деле". Эта революция основана на стремительном развитии в США новых информационных технологий, способных не только кардинально изменить принципы ведения войны, но и создать новый мировой порядок.

Революции в военном деле происходили в истории постоянно, и развитие общества сопровождалось совершенствованием военных технологий и разработкой новых военных доктрин. Революционная Франция, используя идеи свободы и патриотизма, создала "народные армии", которые громили консервативных генералов всей Европы. В 60-е годы XIX в. в Германии и Америке начали использовать телеграф, железные дороги и нарезные винтовки, что позволило этим странам одерживать победы над своими противниками. В 30-е годы нашего столетия великие державы создавали танки, радиостанции и бомбардировщики, - технику, которая явилась основой немецких "блицкригов".

Сейчас мир находится на начальной стадии новой военно-технической революции. Такие технологии, как цифровые коммуникации, ГСП, основанная на спутниках, обеспечивающих точное наве-

дение оружия на цели и навигацию, невидимые для радиолокаторов самолеты, мощные компьютеры, задействованные на процессы управления и обработки информации, представляют собой далеко не полный список нового поколения военной техники.

В СССР одним из первых, кто начал задумываться над такими изменениями, был начальник советского Генерального штаба Н.Огарков, который заявил в 1984 г., что американские крылатые ракеты дальнего действия могут произвести революцию в военном деле. В статье отмечается, что отдельные достижения этой революции уже внедряются. В 1991 г. во время войны в Персидском заливе бомбардировщики-невидимки F-117, бомбы с лазерным наведением и высокоточные крылатые ракеты разрушили множество иракских объектов. Размещенная в Боснии американская система наблюдения поверхности Земли с воздуха - ДЖЕЙСТАР (JSTAR) - позволяла выводить на один экран в любую погоду информацию о местоположении и типе любого автомобиля или танка, находящегося на земной поверхности площадью в 200 кв. км.

Представитель Пентагона Э.Маршалл (Marshall), считающий необходимым всесторонне развивать новые военные технологии, заявил: "Эта революция — только начало, фаза осмысления, анализа и военных игр. Так было в 1992 г. В будущем нам предстоит потратить много денег, чтобы получить вооружения на основе экспериментов с новыми видами военных операций" (с.21).

Никто не знает, пишется в статье, когда эта революция закончится, но уже со всей остротой встают вызванные ею вопросы. Какое она окажет действие на боевые операции? Как будут вестись локальные партизанские войны? Легко ли подсчитать предполагаемые затраты на эти технологии? И обеспечит ли эта революция для США полную безопасность?

Современная технологическая революция в военном деле, отмечается в статье, имеет три направления. Первое - сбор информации. Датчики на спутниках, самолетах и беспилотных летательных аппаратах уже теперь могут осуществлять полный контроль любой области Земного шара. Второе направление - обработка информации. Командные, контрольные, коммуникационные и компьютерные системы могут собирать данные с датчиков, обрабатывать их и выводить прямо на экраны дисплеев. Третье направление - непосредственная возможность использовать собранную и обработанную ин-

формацию для нанесения ударов по противнику. Например, уже теперь крылатые ракеты, управляемые спутниками, могут уничтожать конкретные здания на расстоянии многих сотен километров.

Такие системы, по мнению Пентагона, необходимы, так как предполагаемые будущие военные действия должны быть, по мнению аналитиков, очень стремительны и позволить в наикратчайшие сроки выявить потенциальные действия предполагаемого противника. Мощь современных ракет и бомб, даже несущих неядерный заряд, невероятно велика, и каждая сторона будет стараться нанести удар первой, превентивное нападение в этом случае не оставит противнику никакой возможности вести какие-либо ответные действия.

Военные операции при наличии такой техники будут вестись на больших пространствах. В 1815 г. дивизия (15-20 тыс. человек) вела бой на площади в одну квадратную милю. Сегодня дивизия может вести бой на площади в 25 кв. миль. К 2015 г. дивизия того же состава сможет вести бой на площади в 100 кв. миль (с.22). Войска на таком пространстве будут передвигаться малыми группами с большой скоростью, и такое понятие, как "линия фронта", исчезнет.

Новая война, пишется в статье, будет "многомерной", т.е. наземные, морские и воздушные операции будут интегрированы, причем необходимость в огромном количестве информации выведет их и в Космос.

Боевые действия перейдут и в область "информационной войны": путем внедрения в компьютерные сети противника можно будет мешать работе компьютеров, телекоммуникационных и навигационных систем, резко ослабляя таким образом не только военную мощь, но и разрушая всю экономику страны. Оружием в "информационной войне" могут стать компьютерные вирусы, электромагнитные импульсы и микроволновые излучения.

Западные правительства озабочены тем, что их компьютеры также могут быть подвержены "информационным ударам". Агентство национальной безопасности США уже поставило задачу сотням своих сотрудников конкретно заниматься проблемами информационной войны. К счастью, отмечается в статье, децентрализация современных компьютерных сетей США лишает потенциальных противников возможности разрушить экономику страны одним ударом.

На таком поле битвы борющиеся стороны будут стремиться создать "информационную стену" между собой и противником. По-

4-3835

этому наряду с нападениями на информационные системы будет необходимо бороться с "глушением" каналов связи многократными переходами с одних частот передач на другие и широким использованием шифровальных систем.

Америка сильно зависит от спутников, которые ей необходимы для фотографирования поверхности Земли, засекания запусков ракет, прослушивания чужих сигналов, обеспечения работы ГПС и военной связи. Пока, отмечается в статье, ни одна страна еще не угрожает американскому доминированию в космосе, и пока даже США, не говоря уж о других странах, не размещает в космосе оружия. Но через определенный период времени какая-нибудь держава, например Китай, может бросить вызов превосходству США, запустив в Космос мощные военные спутники. Поэтому Америка стремится максимально милитаризировать космическое пространство.

Милитаризация Космоса может осуществляться противоспутниковыми ракетами, запускаемыми с истребителей, и такие системы уже есть. Фактически любая страна, имеющая межконтинентальные баллистические ракеты, может использовать их для уничтожения спутников. Такие страны могут создавать спутники-перехватчики, вооруженные ракетами и лазерами, или же спутники-мины, взрывающиеся при контакте со спутником противника. Поэтому американские спутники должны быть невидимы для систем обнаружения противника и очень маневренны.

Пентагон уже имеет или разрабатывает многие из технологий, необходимых для войны в космосе. Например, он получил 1,1 млрд. долл. для создания самолетного лазера, способного уничтожать баллистические ракеты, а значит, и спутники (с.22). Американские ВВС создают космический аппарат, способный летать в атмосфере. Они хотят иметь развернутую систему таких аппаратов, нацеленных на уничтожение спутников.

Многие критики этой революции считают, что главная ее опасность заключается в том, что потенциальные противники Америки смогут создать такие же системы. Но такие системы очень дороги и вероятность их копирования низка. Потенциальные противники могут в ответ развивать системй химического и биологического оружия, создавать баллистические ракеты и, наконец, использовать против США бомбы, закладываемые террористами.

Многие американские спутниковые информационные системы открыты для любых пользователей и, например, система ГПС, которой могут пользоваться яхтсмены для прокладки курсов своих яхт, может быть использована и нежелательными владельцами баллистических ракет. Кроме того, многие электронные элементы, используемые при создании оружия будущего, можно свободно купить на американском рынке. Флот США, в частности, обеспокоен возможностью появления в других странах мира крылатых ракет и беспилотных самолетов, способных угрожать американским кораблям с помощью наведения с американских спутников.

Америка поэтому, отмечается в статье, должна вести интенсивные работы в этой области, чтобы всегда иметь превосходство над любой другой страной.

Наиболее близко к США в области высоких технологий стоит Япония, обладающая второй по показателям в мире экономикой. Но американцы знают, что разработка, например, нового истребителя в этой стране будет вестись долгие годы, и осуществить ее без американской помощи невозможно.

Скорость, с которой ведутся американские разработки в военной сфере, несравнимы с темпами других стран, а тенденция их развития такова, что все меньше и меньше людей будет участвовать в прямых военных действиях.

Теоретически такая военная революция позволит рядовому солдату знать о поле боя столько же, сколько знает и его генерал, но она же и предоставит возможность министру обороны наблюдать за любым участком боя в любой точке мира.

Будущие вооруженные силы потребуют новых видов вооружения, так как танки, корабли и самолеты станут слишком уязвимыми. Это приведет к созданию военных аппаратов без экипажей, что позволит снизить затраты в ходе такой революции. Например, каждый серийный экземпляр нового американского истребителя И-22 будет стоить 100 млн. долл., а стоимость беспилотного самолета, выполняющего аналогичные функции, составит, по-видимому, только 15 млн. долл. (с.24).

Современные ударные авианосцы очень уязвимы со стороны крылатых ракет, и, вероятно, они будут заменяться "арсенальными кораблями", плывущими в полузатопленном состоянии и почти невидимыми для локаторов. Такой корабль будет, нести сотни ракет и

иметь очень малый экипаж. Большой ударный авианосец стоит 3,5 млрд. долл. и имеет экипаж в 5 тыс. человек, а "арсенальный корабль" будет стоить 500 млн. долл. и управляться экипажем в 50 человек (с.24).

Эта военно-техническая революция несомненно приведет к серьезным изменениям в мире. Вице-председатель Объединенного комитета начальников штабов США адмирал У.Оуэнс (Owens) полагает, что в будущем необходим новый политический альянс на основе американского лидерства. Он заявил: "Мы находимся в прекрасном положении, которое позволит нам не столько реагировать на остальной мир, сколько его формировать" (с.24). При этом он заметил, что на смену "ядерному зонтику" над союзниками приходит "информационный", и добавил, что Америке необходимо щедро делиться своими технологиями с союзниками, иначе они будут создавать свои собственные информационные системы.

Статья заканчивается следующими словами: "Военные теоретики Китая и России также серьезно относятся к проблемам этой революции, но их вооруженные силы неспособны создать что-либо похожее в настоящее время, так что, по всей вероятности, Америка будет находиться далеко впереди всех стран мира до тех пор, пока богатеющий Китай и возрожденная Россия не включатся в соревнование" (с.24).

В.Ю.Топчеев

97.04.006. ХЕЙДОН Д. АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО РЫНКА КОММЕРЧЕСКИХ КОСМИЧЕСКИХ ЗАПУСКОВ.

HEYDON D. US government policy - the major-factor shaping the international commercial space launch marketplace // Space policy. -Guildford, 1996. - Vol.12, N 4. -P.237-244.

По утверждению автора, превидента Европейской космической компании "Арианспейс" ("Arianspace"), программы американских космических запусков определяются прежде всего правительственной политикой в области национальной безопасности. Задачами этой по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.