РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.8
рефераты 97.04.001 -97.04.025
МОСКВА 1997
97.04.003. ДЕ МОНЛЮК Б. ВОДОРАЗДЕЛ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КОСМОНАВТИКИ.
DE MONTLUC В. Watersheds in the modern world: the apace viewpoint// Space policy. - Guildford, 1996. - Vol. 12, N 4. - P.245-264.
Анализируя современное состояние космических программ после окончания холодной войны, автор статьи — сотрудник французского Национального центра космических исследований - полагает, что развитие космической науки и техники возможно лишь в условиях кооперации различных стран и особенно стран Европы.
В настоящее время космос - уже не только область стратегического соперничества, но и арена, где разворачивается успешная экономическая деятельность, связанная с коммерциализацией сферы космических телекоммуникаций. И хотя космическая промышленность не существует и 40 лет, ее доходы в 1995 г. составили в США 40 млрд. долл. (с.245).
К концу 80-х годов планировался новый цикл развития космических мировых программ на 1987-2002 гг., базирующийся, в частности, на широком использовании постоянно обитаемых орбитальных станций.
Однако конец противостояния двух блоков привел к потере ориентира у большинства космических организаций. Теперь ясно, что дальнейшее существование централизованных моделей (государственные космические агентства и военно-промышленные комплексы) встало под вопросом.
Новая ситуация, возникшая в 1988-1996 гг., охарактеризовалась прежде всего сокращением бюджета НАСА и численностью различных космических агентств в Европе, начиная с Германии и кончая Испанией и Италией. Сокращение коснулось прежде всего военных (наиболее дорогостоящих) программ, которые имели мощную поддержку при президенте Рейгане, а затем продемонстрировали свою эффективность мировому общественному мнению в ходе войны в Персидском заливе.
Настоящие изменения в космической политике были вызваны пятью важнейшими факторами: изменением структуры международных отношений, интернационализацией экономической конкуренции, сокращением национальных бюджетов, новой концепцией глобальной безопасности и кризисом в самой аэрокосмической отрасли.
Противостояния двух систем требовали огромных затрат средств. Теперь, по словам автора, возник новый мировой порядок, основанный на рациональном западном подходе, что означает подчинение законам, технический прогресс и рынок.
Космические агентства ответили на создание нового мирового порядка усиленным сбором разведывательной информации с Земли и прослушиванием каналов связи (например, с помощью спутников ЦРУ, французских систем "Гелиос" ("Helios") и "Сираюоз" ("Syracuse") в конце 80-х годов).
Распространение по миру вооружений и рост риска их применения заставили правительства космических держав переориентировать свои военно-космические доктрины в область предсказания возможных конфликтов, и космические технологии теперь стабильно работают в системах контроля вооружений.
Бывшие союзные, колониальные или зависимые страны также хотят получить доступ к космическим системам или же создавать их самостоятельно.
Конкуренция стала главным элементом нарождающегося мирового порядка, и в космической области уже существует открытый спутниковый телекоммуникационный рынок, в котором в первую очередь участвует высокоразвитая американская промышленность, а также отдельные секторы промышленности Европы.
Амбициозные планы 70-60-х годов в Америке, России и Европе оказались теперь перед лицом новых экономических реалий. Так, бюджетный дефицит в США и ограничения, наложенные на военные кредиты, привели, к сокращению космического бюджета, и все космические программы (включая даже военные) подверглись свертыванию, за исключением научно-исследовательских работ в этой отрасли.
В конце 90-х годов бюджетные сокращения на американские военно-космические программы были столь значительны, что расходы на эту отрасль составили половину уровня 1987 г. (с.247). Согласно данным Ассоциации аэрокосмической промышленности, численность работающих в неправительственном американском аэрокосмическом секторе снизилась с 1,33 млн. человек в 1989 г. до 900 тыс. человек в 1996 г.(с.247). В России, решение космических задач невозможно без государственной поддержки, которая может быть осуществлена только после кардинальных экономических реформ в стране.
Что касается европейских стран, то Великобритания почти полностью вышла из всех европейских космических программ, а Италия и Испания начали резко уменьшать затраты в этой области. Даже Германия, вторая по значению космическая держава Европы, сокращает субсидии на исследования космоса из-за необходимости финансировать восточные земли.
В Европе в оборонном и электронном секторах было потеряно 100 тыс. рабочих мест за последние пять лет, включая 30 тыс. собственно в аэрокосмической отрасли (с.248).
В настоящее время со всей актуальностью встает вопрос о рентабельности космических систем. Один из путей ее повышения - создание системы двойного (военного и коммерческого) использования космических технологий. Так, гражданская европейская спутниковая система "Спот" ("Spot") обеспечивает информацией вооруженные силы, а американская Глобальная позиционная система (ГПС), первоначально разрабатываемая для военных, может теперь использоваться и в мирных целях.
Тем не менее, и традиционные подходы к космическим программам, и разработка альтернативных моделей сталкиваются с тремя проблемами: усложнением международных отношений, что требует усиления сбора разведывательной информации; сменой критериев национальной безопасности, что заставляет отстаивать собственные коммерческие интересы в области высокотехнологичных космических систем; ростом угрозы из различных регионов мира, что вызывает необходимость создания систем наблюдения и раннего обнаружения.
Анализируя изменения подходов к использованию космоса, автор пытается построить двухуровневую модель будущего развития космических систем. На первом уровне учитываются интересы общества, т.е. науки, исследовательской инфраструктуры, контроля за окружающей средой и т.д. Эта деятельность должна инициироваться общественными организациями, и здесь будет необходима международная кооперация хотя бы на региональном уровне. На втором уровне во внимание принимается прежде всего национальная политика и экономика. Здесь будут защищать£я жизненные интересы страны или региона.
Будущие экономические модели будут носить либеральный экономический характер и здесь, по мнению автора, будет доминиро-
вать тенденция к глобализации, информационному'обществу и свободной торговле на основе лидерства США (Pax Americana).
Такая модель, пишет автор, естественно, далеко не всем подходит. Да и сам сценарий — уравнение со множеством неизвестных: будет ли единая Европа? Наложат ли национальные государства ограничения на свободу торговли? Возможно ли возвращение к международным отношениям на основе силовой политики? и т.д.
В космической области, по мнению автора, после "холодной войны" намечается тенденция к стабильному международному сотрудничеству. Автор приводит много примеров такой кооперации и отмечает, что исследования космоса перешли из области борьбы за национальный престиж в область разделения целей между различными державами. Международные космические работы должны опираться на многонациональные коалиции, так как современные космические системы так дороги, что их разработка лишь на основе национальных ресурсов практически невозможна.
Важным элементом космических программ является создание ракет-носителей, выводящих спутники в Космос. Носители всегда разрабатывались национальными государствами и финансировались правительствами. Собственные носители обеспечивают независимость спутниковых систем. И хотя сейчас уже существует космический рынок, он не может обеспечить финансирования запусков частным сектором.
Несмотря на последние изменения в мире, Космос все еще остается в руках национальных государств и региональных блоков. Правительства вкладывали огромные ресурсы во время "славных лет космонавтики" и не хотят снижать уровень своего финансового контроля над космическими ИР. А это значит, что даже страны Европы учитывают при их финансировании прежде всего собственные стратегические и политические интересы.
Глобальный же политический сценарий развития Космоса будет, по мнению автора, базироваться на следующих направлениях развития мира: создании Pax Americana, восстановлении российской мощи, усилении Китая, балканизации планеты. Экономический сценарий автор представляет следующим образом: создание общепланетарной деревни, исчезновение национальных государств, усиление тихоокеанского региона, создание информационного общества, пре-
3-3835
кращение роста цивилизации на Земле, энергетический кризис, развал единой Европы.
На более близкую перспективу важным, по мнению автора, фактором станет разработка европейских космических программ. Во время "холодной войны" космические системы имели четкую военно-стратегическую направленность и были монополизированы двумя сверхдержавами. Япония была неспособна создать что-либо свое, а в Европе только Великобритания и Франция создавали свои программы вне структуры НАТО. Это были Британская военная телекоммуникационная система "Скайнет" ("Skynet") и французские телекоммуникационные системы двойного использования "Сиракюз" ("Syracuse") и "Гелиос" ("Helios"), из них только последняя была открыта для других пользователей — Испании и Италии.
Война в Персидском заливе показала значение космических военных систем, и в Европе развернулись активные дискуссии на тему усиления ее безопасности с их помощью. И сейчас, учитывая то, что американцы сократили свое присутствие в Европе с 300 тыс. солдат до 100 тыс., встал вопрос, кто лучший гарант европейской безопасности - НАТО или Западноевропейский союз? (с.258).
Западноевропейский союз создал свой информационный спутниковый центр в г.Торрехоне (Испания). Франция и Германия начали двусторонние переговоры по кооперации в области оптической спутниковой системы Гелиос и радиолокационной "Хорус" ("Horns"), представляя к тому же возможность другим странам (например, Италии) участвовать в эксплуатации этих систем.
Начиная с 1990 г. число спутниковых телекоммуникационных систем начало резко расти, а их работа стала принимать весьма разнообразные формы. Раньше такие системы использовались для передач от одного стационарного объекта к другому, а мобильные системы (например, "Инмарсат" ("Inmarsat")) работали ограниченно. Теперь, наряду с традиционными, создаются мобильные информационные системы, такие, как "Астра" ("Astra") и "Евтелсет" ("Eutelsat"). В будущем спутники будут обеспечивать навигационные и информационные службы по всему миру. Уже сейчас 12% домов в Великобритании и Германии принимают спутнйковое телевидение, в будущем это приведет к созданию всемирной глобальной сети, использующей и различные наземные информационные средства. Культурный кон-
текст обогатится прямым доступом людей к информации без контроля со стороны правительства.
В сравнительно близком будущем (2000 г.) геостационарные спутники будут повсеместно заменяться сетями движущихся спутников, эти сети обеспечат хорошую связь через мобильные телефоны и электронную почту, а также помогут определять положение на земле и в воздухе различных транспортных средств (самолетов, кораблей, автомобилей и т.д.).
Все это будет осуществляться с помощью спутников, вращающихся на низких орбитах, что существенно уменьшит размеры приемных устройств. Разрабатывается уже несколько таких проектов. Например, проект американской компании "Моторола" ("Motorola") предлагает использовать 66 спутников, которые будут запускаться по несколько штук с помощью одной ракеты-носителя. Для этого будут использоваться 5 американских, 5 российских и один китайский носитель. Стоимость проекта составит 5 млрд. долл. Американо-российско-китайский консорциум уже создан, и "Мотороле" принадлежат 20% активов этого проекта (с.260). Другой проект -"Глобалстар" ("Globstar") — с 56 спутниками включает в себя, наряду с американской компанией "Лорал" ("Loral"), компании Европы, такие, как "Аэроспасьяль" ("Aerospatiale"), "Алькатель" ("Alcatel"), "Алениа" ("Alenia"),. "Даза" ("Dasa"), и учитывает южнокорейское участие. Спутники будут запускаться также американскими, российскими и китайскими носителями. Доля Лоран будет 20% (с.260). Третий проект "Инмарсат-Р 21" ("Inmarsat-R 21") будет использовать 12 спутников на средних орбитах и уже привлек внимание 43 инвесторов, включая Бахрейн, Катар, Пакистан и Турцию.
Далее автор задается вопросом: какова же будет реакция на все это Европы?
Первое космическое европейское агентство было создано во Франции в 1962 г. В 70-е годы государствами-членами Европейского союза было учреждено Европейское космическое агентство (ЕКА), политика которого сильно зависела от национальных правительств. Теперь же космическая кооперация определяется тем, насколько сильно будет интегрирована Европа, и как эффективно она справится со следующими проблемами:
1) распределением финансовых средств на объединенные проекты между странами;
з*
2) необходимостью удовлетворить спрос большого числа потенциальных покупателей европейских космических услуг;
3) развитием контактов с другими странами, так как долговременные космические программы невозможны без участия США и Японии.
Все эти проблемы нельзя рассматривать изолированно от трех возможных сценариев развития событий в Европе: создания федерального европейского государства, европейской конфедерации, развала единой Европы.
Первый сценарий предполагает, что космический бюджет будет определяться европейским правительством под контролем европар-ламента. По второму сценарию европейские космические системы будут создаваться через дипломатию и кооперацию стран-членов. Третий сценарий будет учитывать участие в космических проектах только крупнейших стран Европы.
В третьем сценарии главной движущей силой станут не правительства, а компании и банки, учитывающие прежде всего коммерческие аспекты.
Завершая статью, автор отмечает, что поднятая им тема не предполагает легких решений, тем более что Космос все еще является объектом использования национальными правительствами. Но он не сомневается в том, что космос - это собственность всего человечества, и его ресурсы принадлежат будущим поколениям. Экономические интересы отдельных государств вступают в противоречие с глобальными интересами, разрешение его лежит в русле законодательной деятельности и разработки соответствующих этических императивов.
В.Ю.Топчеев
97.04.004. ПЭЙС С. ГЛОБАЛЬНАЯ ПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА: ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ.
PASE S. Global positioning system: policy issues for an information technology // Space policy. - Guildford, 1996. - Vol.12, N 4. - P.265-275.