Научная статья на тему '97. 01. 003. Маклин А. Интеграция европейской системы безопасности с помощью космических исследований. McLean A. integrating European security through space // space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, n 4. - P. 239-247'

97. 01. 003. Маклин А. Интеграция европейской системы безопасности с помощью космических исследований. McLean A. integrating European security through space // space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, n 4. - P. 239-247 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
51
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИP КОСМИЧЕСКИЕ -США / МИЛИТАРИЗАЦИЯ КОСМОСА / НАУКА -И ПОЛИТИКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Топчеев В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 01. 003. Маклин А. Интеграция европейской системы безопасности с помощью космических исследований. McLean A. integrating European security through space // space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, n 4. - P. 239-247»

РОССИЙСКАЯ ЛЮЗДЕШ1Й ш&к

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.8

рефераты 97.01.001 -97.01.017

МОСКВА 1997

15

97.01.003

97.01.003. МАКЛИН А. ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ С ПОМОЩЬЮ КОСМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

MCLEAN A. Integrating European Security through space // Space policy. - Guildford, 1995. - Vol. 11, N 4. - P. 239-247.

Автор статьи - ученый кафедры Политических и международных проблем Абердинского университета рассматривает возможности развития космических разработок в военной области с точки зрения интеграции Европы.

Десятилетиями страны Западной Европы не проявляли заинтересованности в военном использовании космоса, оставляя эту область Соединенным Штатам, пишет автор, но в настоящее время гарантии США, обеспечивающие западную безопасность, перестали быть очевидными.

Европейская оборонная политика возникла как автономный элемент внутри структуры НАТО, пишет автор. В течение многих лет такая структура НАТО не вызывала сомнений, однако теперь после окончания "холодной войны" в результате резких исторических изменений возникла противоречивая ситуация, когда одновременно с ростом экономических трудностей военные расходы сохраняют свои чрезмерно высокие показатели.

Несмотря на трансатлантические связи, Европа слабо включена в космические исследования, и несомненно то, что США, благодаря своим огромным ресурсам, осуществляют наиболее крупные проекты по милитаризации космического пространства.

Конечно, пишет автор, и Великобритания, и Франция имеют свои национальные военные системы спутниковой связи, как и НАТО в целом, однако они уступают системам США по масштабам и оснащенности. Теперь, отмечает автор, ситуация в мире изменилась и впервые после второй мировой войны на повестку дня встал вопрос об участии Западной Европы в международном военном сотрудничестве в космосе.

Существует много предложений как решать европейские проблемы милитаризации космоса, пишет автор, но министерства иностранных дел и обороны государств Западноевропейского союза

(ЗЕС)1) рассматривают теперь проблемы безопасности Европы с точки зрения спутниковой разведки. Вероятно, что эти страны придут к решению создать региональное спутниковое агентство, которое будет обеспечивать развитие чисто европейского компонента, - западноевропейской спутниковой военной системы. Такая политика, по мнению автора, явится существенным шагом в "европеизацию" оборонной политики.

Использование космического пространства в военных целях, отмечает автор, - явление не новое. Уже в течение 50-х годов все эти работы велись как в США, так и в СССР под контролем военных. Европейский опыт, отмечает автор, отличался только тем, что в Европе большую роль играли гражданские ведомства. При этом автор приводит слова пионера европейской космической науки Э.Амади о том, что "космические исследования в Европе должны основываться на главном принципе: военные должны быть удалены из будущих европейских космических организаций" (с. 240).

Реакции на запуск советского спутника в 1957 г. и затем серии других космических летательных аппаратов являются, по мнению автора, прекрасным примером различных подходов к вопросу о военном исследовании космоса по обе стороны Атлантики. Хотя обе эти стороны были членами НАТО, милитаризация космоса воспринималась американцами как большая угроза. Европа же подошла к этой проблеме с другой позиции. В Великобритании член парламента Д.Хили (впоследствии министр обороны в лейбористском правительстве Г.Вильсона. - Реф.) отмечал в 1958 г., что для Америки советский спутник - это очевидная угроза, но США будут решать проблемы своей безопасности усилением требований к

' Западноевропейский союз (ЗЕС) возник как система обеспечения коллективной европейской безопасности в мае 1955 г. и тесно связан с НАТО. ЗЕС включает 24 государства, из которых 10 являются полноправными членами -Великобритания,Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Греция, Люксембург, три - ассоциированными членами - Турция, Норвегия, Исландия, два - наблюдателя - Дания и Ирландия. В 90-е годы активность этой организации резко возросла. В качестве ассоциированных партнеров она включила в свои рады Венгрию, Польшу, Чехию, Словакию, Румынию, Болгарию, Литву, Латвию и Эстонию. - Прим. реф.

17

97.0 J.003

своим европейским партнерам, они будут стремиться обеспечить свое выживание стратегией, которая позволила бы им избежать прямого нападения. Европейские союзники в этой ситуации должны требовать очень высокую цену с США за увеличение нового риска. Спутник сам по себе не угрожает Европе, но реакция США на спутник может трансформировать весь характер альянса. Америка отделена от СССР двумя океанами, а советские технологические возможности в то время были невелики. Западная же Европа граничила с советским блоком, и главной угрозой для Европы было обычное оружие. Поэтому, отмечает автор, ничего странного нет в том, что именно Америка подошла наиболее серьезно к развитию военно-космической науки и техники. США стали рассматривать космос как вторую после предполагаемого европейского театра военных действий арену, на которой развернулась борьба за победу в "холодной войне".

Конечно, пишет автор, Европа пыталась решать и свои военно-космические задачи. Например, англичане и французы разработали свои национальные военные спутниковые системы связи: в Англии - "Скайнет" (Skynet), а во Франции - "Сиракюз" (Syracuse), но только Америка разработала космические военные спутниковые системы раннего обнаружения целей, разведки, поддержки наземных боевых средств связи и т. д.

Далее в статье автор пытается дать ответ на вопрос, почему именно сейчас Европа усиливает свое участие в милитаризации космоса.

Ранее, начиная с первых послевоенных дней, понятия безопасности Запада и безопасности США были синонимами, так как именно Америка была базовой структурой НАТО. Однако периодически вставал вопрос о том, чтобы Европа взяла на себя большую ответственность за безопасность системы. Теперь же, когда последние пять лет резко изменили ситуацию в мире и приходится заново оценивать проблемы европейской безопасности, в

США стали рассматривать вопрос, стоит ли тратить большие средства на присутствие в Европе. Европейские политики, полагает автор, поняли необходимость усиления военной активности западной части континента, что подтвердили слова председателя ассамблеи Западноевропейского союза (Париж, 1994 г.) Д.Смита (Smith), который заявил буквально следующее: "Впервые за 40 лет

2-1870

Западноевропейский союз признали как равный компонент трансатлантического партнерства" (с. 242).

Новый подход Западной Европы к военным проблемам потребовал усиления активности в милитаризации космоса, т.е. в той области, которая ранее принадлежала США.

После крушения Советского Союза европейцы перестали рассматривать свой континент как возможное поле боя и начали ориентироваться на те сферы, в которых их возможности сбора информации прежде были ограничены, т. е. на контроль над вооружениями, обеспечение европейской безопасности и экологию. Следуя этим трем направлениям, отмечает автор, на встрече Совета ЗЕС в Виандене (Люксембург) 27 июня 1991 г. было принято решение о создании Центра по обработке спутниковой информации - Спутниковый центр (с. 243).

Год спустя совет предложил также создать спутниковую разведывательную систему (с. 243). Спутниковый центр ЗЕС получил на экспериментальные разработки 38,25 млн. экю, а точный план работы этого центра, пишет автор, должен был быть пересмотрен в 1995 г. с целью уточнения возможностей стран -участниц в реализации этого проекта (с. 243).

В ноябре 1991 г. было выбрано место для этого Спутникового центра (Торрехон, Испания), в марте 1993 г. одобрен его бюджет, а в апреле 1993 г. центр был официально открыт. К этому времени уже было набрано 60% необходимого персонала, который работал с первой очередью поставленного туда оборудования. К январю 1994 г. центр был полностью укомплектован техникой и людьми (с. 243, 244).

Его задачи, пишет автор, на период экспериментальных разработок были следующими: демонстрация возможностей космических систем при анализе кризисных ситуаций, мониторинга окружающей среды, непрерывное получение информации в этих областях; обучение ученых - аналитиков из стран ЗЕС; совершенствование компьютерной технологии распознавания образов (с. 244).

В сущности, пишет автор, Спутниковый центр ЗЕС уже располагает техническими возможностями собирать, хранить, восстанавливать и обрабатывать информацию из большого диапозона наземных источников. Впоследствии предполагается

19

97.01.003

принимать данные на коммерческой основе со спутниковых систем США "Лэндсэт" (Landsat) и Франции "Спот" (Spot). В дополнение к этому, замечает автор, центр планирует получать информацию с франко-итальянско-испанской »военной спутниковой системы "Гелиос" после ее вступления в строй. Кроме спутников будут задействованы и разведывательные самолеты.

Согласно сведениям, представленным в докладе технологического и аэрокосмического комитета ассамблеи ЗЕС, к производству оборудования и разработки программного обеспечения для центра будет подключено большое число фирм.

Вместе с тем оперативные возможности центра могут быть ограничены не столько в связи с нехваткой специалистов в области распознавания образов, сколько экономическими причинами, отмечает автор.

Параллельно с экспериментальной работой специальная группа аналитиков центра прорабатывала военно-космические задачи. Она подготовила для Совета министров ЗЕС перспективный план "работы по трем направлениям, обеспечивающим возможности ЗЕС в области распознавания образов с помощью спутников в целях безопасности" (с. 245). Лиссабонская декларация Совета "одобрила решения этой космической группы", которая к осени 1995 г. выдала следующие рекомендации: создать независимые спутниковые системы для ЗЕС; участвовать в многонациональных программах; закупать технические средства распознавания образов.

Как утверждает автор, при разработке программы необходимо учесть, что время, когда спутники запускались с пропагандистскими или экспериментальными целями, миновало и создавать модели, копирующие существующие системы, бессмысленно. Группа аналитиков центра считает, что надо вести поиск там, где его не ведут конкуренты. Очевидно, что при теперешнем слабом экономическом росте, правительства европейских стран будут ограничивать финансирование. Однако из этого не следует, что разработки надо свертывать, можно, по словам автора, запускать один-два спутника для опытной обработки систем будущего комплекса. Но и в этом случае система будет очень дорогостоящей, сообщает автор, анализируя затраты на разработку спутников системы "Гелиос".

И все-таки автор уверен, что спутниковая разведывательная система будет функционировать, что подтверждает коммюнике, выпущенное вслед за встречей Совета ЗЕС в мае 1994 г.: "Министры поддержали дальнейшую целевую разработку систем ЗЕС по использованию спутниковых систем распознавания образов для нужд безопасности" (с. 246).

Возвращаясь к политическому аспекту проблемы, автор указывает на первостепенность задач безопасности, гарантию которой он видит в том, что европейская разведывательная спутниковая система обеспечит для стран ЗЕС независимость в вопросах сбора информации. В более широкой перспективе информацию можно поставлять и союзникам, включая США, так как система будет располагать уникальными возможностями сбора и анализа данных и существенно содействовать развитию НАТО.

Другой политический аспект проекта заключается в том, чтобы показать всем странам, включая США, что за 50 лет Европа сильно трансформировалась. По свидетельству Дж.Клинжера (КЬг^ег), высокопоставленного чиновника, занимающегося космическими вопросами в Министерстве обороны США, его министерство с большим вниманием рассматривает перспективы сотрудничества в этой области между США, ЗЕС и другими атлантическими партнерами (с. 247).

Автор считает весьма вероятным продвижение ЗЕС на Восток. В таком случае придется вкладывать в экономику новых партнеров значительные средства, тем более, учитывая радикальные положения Маастрихтского соглашения в области европейской обороны. Однако ряд европейских политиков скептически воспринимают идею полной интеграции, поэтому автор заключает свою статью вопросов: готова ли Европа предпринять конструктивные шаги в области космических программ в настоящее время?

В.Ю. Топчеев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.