Научная статья на тему '98. 03. 001. Соломатина В. М. К вопросу об американской национальной идентичности'

98. 03. 001. Соломатина В. М. К вопросу об американской национальной идентичности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
354
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНЦЫ -НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАСЕЛЕНИЕ -США -- РАСОВО-ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ / РАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ -США / ЭТНИЧЕСКИЕ ГРУППЫ {{-}}США - ПРОБЛЕМА АССИМИЛЯЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 03. 001. Соломатина В. М. К вопросу об американской национальной идентичности»

РОСаИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНА ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

3

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.03.001 -98.03.042

МОСКВА 1998

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СЕРИИ "ИСТОРИЯ"

НАРИНСКИЙ ММ - доктор исторических наук, главный редактор, ТВЕРДОХЛЕБ А А - кандидат исторических наук, зам главного редактора, АЛЕКС АНДРИ О Л - ответственный секретарь, КОРЕЛИН А. П. - доктор исторических наук, ЛАГТШОВ'Б А. - кандидат исторических наук, МУНЧАЕВ Р.М - доктор исторических наук, СУББОТИН В. А. - доктор исторических наук, ФАДЕЕВА Т М - кандидат исторических наук, ШЕВЫРИН В.М. - кандидат исторических наук, ЯНЧУК И И - доктор исторических наук, ЯСТРЕБИЦКАЯ А Л - доктор исторических наук

"Правами на расгфостранение настоящего издания в странах Западной Европы, а также в США и Канаде обладают.

- фирма "Kubon & Sagner", München, BRD (подписка);

- Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (книгообмен)

Распространение настоящего издания в Западной Европе, США и Канаде другими организациями и лицами является незаконным".

ОБЛОРЫ

98.03.001. СОЛОМАТИНА В.М. К ВОПРОСУ ОБ АМЕРИКАНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ.

На протяжении практически всей своей истории американцы хотели понять, что же представляет собой американский народ. Вопрос, является ли он нацией, поставленный сенатором Чарлзом Самнером еще после Гражданской войны, сегодня стал предметом широкого общенационального обсуждения

Дискуссии за океаном представляют не только теоретический интерес Они непосредственным образом связаны с проблемой жизнеспособности многонациональных государственных образований, возможностью сохранения стабильной политической системы в многонациональном государстве, остающемся в рамках демократических норм и процедур (т е сочетаемости этнического разнообразия, политической сабильности и демократии).

Для Америки вопрос, сохранятся ли США как единая нация через сто лет, далеко не праздный. В ходе одного из опросов общественного мнения отрицательный ответ дали 26% белых, 38% ис-паноязычных и 48% черных американцев (3, с. 16) Не случаен и призыв Клинтона, который начал второй срок своего правления, к национальному единству и провозгласил главной миссией "создание единой Америки, преодоление расовых, этнических и религиозных разломов".

По сведению доклада об этническом происхождении населения США, подготовленного в рамках последней переписи населения (1990 г ), лишь 5% на вопрос об этническом происхождении 1*

98 03 001

4

ответили, что они просто "американцы" Остальные отнесли себя к одной из выявленных переписью 215 этнических групп (8, с 38) За последние три десятилетия США захлестнула волна крупнейшей по масштабам со времени окончания первой мировой войны массовой иммиграции С начала 70-х годов в США въехало около 16 млн легальных иммигрантов (2, с 18). Число осевших нелегалов не поддается точным подсчетам, но также измеряется миллионами Естественным следствием явилось неуклонное увеличение доли прироста населения за счет иммиграции, на сегодня она составляет около 20 млн. ''эловек.

Изменились не только количественные, но и качественные показатели иммиграции - незапланированное следствие принятого в 1965 г нового иммиграционного закона, приведшего к самому крупному притоку иммигрантов латиноамериканского и азиатского происхождения Если до середины 60-х годов 69% легальных иммигрантов составляли выходцы из Европы и Канады, то среди массы иммигрантов, въехавших в США в 70-90-е годы, они составили лишь 12% Зато почти половину - выходцы из Центральной и Южной Америки и свыше 35% - из Азии и с островов бассейна Тихого океана Массовый приток иммигрантов вкупе с более быстрым естественным приростом небелого и испаноязычного населения привел к значительным сдвигам в расово-этническом составе страны за последние двадцать лет численность белого населения уменьшилась до 76,2% (с 87,3% в 1970 г ), а небелого возросло до 23,8% (с 12,6%) (7) В результате неравномерности расселения различных расово-этнических групп по территории страны в ряде регионов сложились плотные группировки-кластеры (компактные районы проживания, где данная группа составляет 35% и выше) не белого населения Сохраняется исторически сложившаяся высокая концентрация черного населения в южных штатах (до 52,8% всех черных) Сравнительно высокие концентрации черного населения сложились и на Северо-Востоке (1, с 30)

Особенно быстро растет испаноязычное население, сегодня составляющее 10% населения США. При таком темпе прироста (с

1980 по 1988 - на 35%) оно превысит в ближайшее десятилетие по своей численности (6, с. 20) черное население и превратится в крупнейшее этническое меньшинство США. Бурными темпами идет процесс испанизации американского Юго-Запада, начавшаяся в результате отвоеванных США у Мексики земель в середине прошлого столетия. Феномен роста испаноязычной группы на американском Юго-Западе по мнению некоторых американских исследователей, сродни ситуации с франкофонным населением канадского Квебека, что может иметь серьезные социальные и политические последствия в весьма недалеком будущем.

В результате территориальной концентрации меньшинств на карте США появились многочисленные "цветные города с населением свыше 1 тыс. человек, где небелые американцы составляют свыше 50 Среди "цветных" юродов - столица США Вашингтон, Майями. Детройт, Атланта, Новый Орлеан, Сан-Антонио, Нью-Йорк

Согласно американским исследованиям, сегодняшняя иммиграция ставит исторически беспрецедентные вопросы как в культурной, так и в политической области. Среди них - непредсказуемые последствия наступившего замедления ассимиляционного процесса, явно сегментарный характер, который приобрела в последние десятилетия ассимиляция расово-этнических иммиграционных групп, когда иммигранты вливаются не в общее национальное русло, а в родственные им принимающие группы с их специфической субкультурой, значительно отличающейся в своих жизненных ориентациях и установках от общенационального стандарта Существует теория, что на смену "плавильному котлу" пришла мозаика расово-этнических общин Эти общины - не подлежащие сплавлению в единое целое компоненты, а имеющие перманентные отличия и сост.вные части Каждая из них отличается собственной самобытной культурой, в которой и ассимилируются прибывающие иммигранты из соответствующих расово-этнических групп

Бывшая в ходу с начала века метафора вселенского плавильного котла", соединявшего выходцев из различных стран в одну новую нацию, по мнению американских исследователей, больше не работает На смену ей пришли новые метафоры -"мозаики" и даже "миски салата", а вместе с ними - попытки нового осмысления характера родившегося на Североамериканском континенте национального образования

Однозначного ответа на вопрос, что значит быть американцем, нет Если вернуться к истокам истории США, то "отцы основатели" весьма узко очертили границы формирующейся национальной общности как англосаксонской диаспоры в Северной Америке Быть американцев в реалиях конца ХУШ в означало принадлежать к 'англосаксонской расе" и к одной из деноминаций протестантизма (вплоть до середины XX в большинство протестантов видели противоречие между американской идентичностью и принадлежностью к католицизму)

Создатели федеральной конституции и их преемники на протяжении большей части XIX в под американским народом подразумевали белых американцев - выходцев с Британских островов, а также из германских государств, ассимилировавшихся по англо-американским стандартам Заложенный еще в 1790 г в первый Закон о натурализации принцип, согласно которому на американское гражданство могли претендовать только свободные белые, просуществовал до середины XX в в качестве одного из краеугольных камней системы превосходства белых В англоамериканской протестантской федеративной республике не было места для черных американцев, кроме как в роли рабов Даже наиболее прогрессивно мыслящие американцы, включая президента Линкольна, лучшее решение негритянской проблемы видели в переселении черных в Либерию или Латинскую Америку

"Отцы основатели" также жестко задали параметры складывающейся национальной идентичности, главным определяющим которой было единство, достигаемое путем максимально возмож-. ного единообразия При этом не предполагались свобода этииче-

ски компактного расселения, сохранения своего языка, обычаев В национальном единообразии "отцы основатели" видели залог национального единства, государственно-территориальной целостности Забота о единообразии диктовалась и внешнеполитическими соображениями - опасениями за лояльность переселенцев, сохраняющих язык и обычаи своей родины Так была дана установка, впоследствии получившая определение "англоконформистской", на то, что иммигранты должны полностью отказаться от своего языка, обычаев и традиций и перенять язык, образ жизни и систему ценностей англоязычного большинства Главным орудием ассимиляции по англо-протестантскому образу должна была стать массовая школа

Таким образом, в американской национальной формуле "Единство из множества" ("Е Р1ипЬиБ Шит") на значительном протяжении истории США "единство" явно довлело над "множеством" Понадобились долгие десятилетия, чтобы изначально заданное весьма узкое определение американской идентичности постепенно уступило место более широкому толкованию, включающему понятие "множества" Соответственно расширились и параметры национальной общности, включившие более широко определяемые европейское происхождение и религиозную принадлежность

К середине XX в США представляли собой образ нации -государства, сплавляющего воедино белых американских старожилов с европейскими иммигрантами Между "множеством" и "единством" наступило определенное равновесие Этот образ получил свое идеологическое закрепление в работах историков либеральной, "консенсусной" школы - обоих Артуров Шлесинджеров, старшего и младшего, О Хэндлина, Д Бурстина, М Хэнсена и др , немало сделавших для изменения самоиндентификации своих соотечественников - закрепления в массовом сознании образа США как нации иммигрантов'" В основе единства подобной нации, а значит осознания себя американцем, должна быть вера в определенную политическую идеологию, осознание и принятие системы

демократических ценностей Отрицание этих ценностей означает антиамериканизм Подобная разновидность конституционного демократического либерализма трансформировалась в своего рода гражданскую религию - американское кредо, включающее в себя свободу, эгалитаризм (равенство возможностей), индивидуализм, популизм и свободу рынка (5) Американское кредо неизменно подавалось в одном пакете с георией американской исключительности и особой демократической миссии США

В конечном счете метафора "плавильного котла" стала для белых американцев реальностью Сегодня можно с уверенностью говорить о рождении из множества европейских этнических групп евроамериканского большинства На основе многолетних статистических данных ряд ведущих американских исследователей ассимиляционных процессов приводят к заключению о достигнутом на сегодняшний день равенстве социально-экономических возможностей для представителей белых этнических групп.

Отмечается стирание такой заметной социальной границы, как использование родного языка многолетние статистические данные показывают переход к английскому монолингвизму на протяжении трех поколений Сейчас уже 95% американцев южно-и восточноевропейского происхождения говорят только по-английски

Результатом миграционных процессов послевоенных десятилетий стало стирание этнических граней в моделях расселения, межэтнических браков Сегодня подавляющее большинство браков белых американцев смешанные

"Плавильный котел" оказался эффективным прежде всего с точки зрения народной культуры - к середине XX в сложилась четкая синкретическая массовая национальная культура Она отлична от старой англо-американской, являясь чем-то большим, нежели просто суммой различных европейских субкультур

Что касается черных и других небелых, то до середины XX в они не просто оставались за бортом "плавильного котла", но были обречены на положение граждан "второго сорта" Конец 50-х

и 60-е годы вошли в историю США как "революция гражданских прав", девиз которой был "интеграция" - включение черного населения в американское общество на основе расового равноправия во всех областях социально-экономической и политической жизни С принятием законодательства о гражданских правах и других антидискриминационных мер американское кредо получило и свое окончательное толкование черные и другие меньшинства обрели статус полноправных членов великого множества, составляющего американский народ.

Однако, едва успев обозначиться, это единство во множестве стало дезинтегрироваться Победы движения за гражданские права породили среди масс черного населения повышенные ожидания, обернувшиеся негритянскими бунтами, распространением идеологии черного национализма, выдвижением новых лозунгов и требований Важнейшим из них было утверждение черными, а вслед за ними и другими меньшинствами права на особое место в американской истории и культуре, признание обществом исторически сложившегося своеобразия отдельных групп и предоставление им не только формального права, но и реальных возможностей сохранения и развития своей самобытности.

Это уже были не требования гражданских прав отдельными лицами, а требования мер на достижение равенства в масштабе группы в целом Новый, групповой подход к обеспечению прав связывался с необходимостью общественной компенсации за столетия негритянского рабства, геноцид индейцев, лишение их, а также американцев "мексиканского происхождения принадлежавших им земель, ущемление прав других групп Он также утверждал необходимость предоставления меньшинствам льгот для преодоления социально-экономических последствий дискриминации и угнетения Подобные требования далеко выходили за рамки либерального понимания равенства как равенства возможностей, достигаемого на индивидуальной основе, и были обречены разрушить едва достигнутый шаткий либеральный консенсус.

2-5446

Социальным мир 70-90-х годов, достигнутый после десятилетия социальных потрясений, был оплачен ценой значительного отхода государственной политики от принципа "расовой нейтральности" Составной частью социального согласия США стали широкая система мер, основанных на льготах представителям различных этнических и расовых групп, и официальное признание принципа "многообразия" и "многокультурности", выделение особых ниш, заполняемых, благодаря льготам, представителями различных меньшинств, побочным продуктом подобного положения стало оседание на дно общества многомиллионного низшего класса

Но если в середине 60-х годов основанные на льготах программы рассматривались как временные меры по преодолению дискриминации и ее последствий, то со временем они приобрели постоянный системный характер Среди основных составляющих ./той системы мер "позитивные программы", основанные на льготах представителям этнорасовых групп и женщинам при приеме на работу, в высшие учебные заведения, при получении федеральных контрактов, назначения представителей этих групп на высшие государственные посты и на всех уровнях государственного управления, пересмотр ряда школьных и университетских дисциплин, направленный на "адекватное отражение" исторического и купьтурного вклада основных расово-этнических групп, отход от английского одноязычия в сторону двуязычия и др

Заметно усиливающийся перевес "множества" над "единством" порождает значительную напряженность в обществе и становится источником острых общественных дебатов вокруг концепции американской национальной идентичности (особенно ярко выступают сторонники концепции "многокультурности", ратующие за приверженность своей расовой, сексуальной и религиозной субкультуре)

Но этот процесс имеет и обратную сторону, что связано с присмцей национальным движениям тенденцией к этноцентризму, таящему в себе угрозу эрозии унитарных основ национальной

общности Ряд американских исследователей с тревогой отмечают, что историческая идея объединяющей американской идентичности находится под угрозой во многих областях - в политической и общественной сфере, церковной жизни, языка, особенно в образовании, где программы изучения этнического культурного наследия представляют учащемуся его родину как страну, население кото-рои разведено по отдельным жестко установленным групповым ячейкам В своем догматическом варианте "многоэтничность" прославляет множество и умаляет единство. Если не сдерживать сепаратистские тенденции, результатом будет только лишь фрагментация, ресегрегация и клановость американской жизни Именно теперь, отмечается в ряде работ американских исследователей, когда население страны становится как никогда разнородным, необходимость объединяющих идеалов и общей культуры крайне необходима

На уровне практической политики фрагментация национальной идентичности не может не создавать напряженности в результате разнонаправленности групп интересов и давления на процесс принятия решений Примером этого может служить деятельность этнических лобби еврейского в ближневосточной политике США, армянского и греческого лобби в отношениях США с Турцией, прибалтийское, украинское и белорусское лобби оказывали давление в пользу ужесточения курса в защиту "порабощенных народов" в советско-американских отношениях; антироссийские восточноевропейские этнические лобби - источник внутреннего давления на Вашингтон в пользу расширения НАТО на восток в 70-е годы в качестве политической силы заявило о себе "африканское лобби" черных американцев Проблема этнических лобби - это прежде всего вопрос о внутриполитических тылах внешней политики, которые не могут быть надежно обеспечены при "многоэтничной", порой нескоординированной внешнеполитической политике, тем более что треть личного состава армии -выходцы из расово-этнических групп и их приверженность к пра-

родине, странам третьего мира может пагубно сказаться на практическом осуществлении внешнеполитического курса

Феномен наличия в США разрастающихся анклавов населения, в расово-этническом, а главное в ментальном и мифовоззрен-ческом отношении родственного народам третьего мира, отличающихся характерным для развивающихся стран уровнем неравенства и преступности, не может не ставить вопрос и о будущем страны как форпосте западной культуры и системы ценностей Именно озабоченностью сохранить себя как западную нацию объясняются растущие общественные настроения в пользу ограничения иммиграции Один из ведущих американских идеологов С Хантингтон в своей нашумевшей статье предложил впредь проводить политику "сдерживания иммиграции из незападных стран" и "обеспечения ассимиляции допущенных иммигрантов в рамках западной культуры" (4, с 32)

К концу столетия маятник, приведенный в движение в 50-е годы борцами за гражданские права и их либеральными союзниками кажется, вернулся в первоначальное положение - тенденции к интеграции Однако решение этой задачи требует значительно больших усилий и более сложного механизма, чем та, с которой сталкивалось американское общество в середине столетия

Список литературы

1 Cohen A Feeding the flock //Time - NY, 1997 - Vol 150,

N8 - P 30

2 Duffy M , Gibbs N Pur journey is not done // Ibid -NY, 1996 - Vol 148, N 2 - P 18

3 GleikE No way out//Ibid -N26 -P 16

4 Huntington S West unique universal //Foreign affairs -NY, 1996 - Vol 76, N 6 - P 32

5 Lipset S M Consensus and conflict Essays in polit sociology - New Biunswich (N Y ) Transaction books, 1993 - VHI, 375 p

6 Nelan В Beyond gold brothers //Time - NY, 1997 - Vol 150, N 2 - P 20

7 Oversight hearing of review 1880 census Hearing before the Subcomm on census a population of the Conim on post office a civil service, House representatives, 102 nd Congr I st sess , Febr 21, 1991 -Wash US print off, 1991 -m, 114 p

8 Stodghill R God of our fathers //Time - N Y , 1996 - Vol 150, N 15 - P 38

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.