Научная статья на тему '2011. 01. 041. Дэвис Ф. Дж. Расовые отношения в Соединенных Штатах, 1940-1960. Davis Th. J. Race relation in the United states, 1940-1960. - westport (Conn. ); L. : Greenwood press, 2008. - XX, 192 p. - (Race relations in the U. S. )'

2011. 01. 041. Дэвис Ф. Дж. Расовые отношения в Соединенных Штатах, 1940-1960. Davis Th. J. Race relation in the United states, 1940-1960. - westport (Conn. ); L. : Greenwood press, 2008. - XX, 192 p. - (Race relations in the U. S. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
301
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
США / 1940-1960 ГГ. / РАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2011. 01. 041. Дэвис Ф. Дж. Расовые отношения в Соединенных Штатах, 1940-1960. Davis Th. J. Race relation in the United states, 1940-1960. - westport (Conn. ); L. : Greenwood press, 2008. - XX, 192 p. - (Race relations in the U. S. )»

памятнике и на других памятниках всей Руси и т.д., и лишь потом переходить к вопросу о том, что за тип древнерусского памятника раскопан. «Только работая шире, белорусская археология выйдет на общеевропейский уровень. Многолетние работы на памятниках, отраженные в монографиях Э.М. Загорульского о Минске, П.Ф. Лысенко о Бресте, Г.В. Штыхова о памятниках ранних кривичей, Ю.А. Заяца об Изяславе, полностью подтверждают нашу мысль» - заключают авторы (с. 272).

О. Л. Александри

ЭТНОЛОГИЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

2011.01.041. ДЭВИС Ф.Дж. РАСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ, 1940-1960.

DAVIS TH. J. Race relation in the United States, 1940-1960. - Westport (Conn.); L.: Greenwood press, 2008. - XX, 192 p. - (Race relations in the U.S.).

Ключевые слова: США, 1940-1960 гг., расовые отношения.

Работа принадлежит к серии публикаций из пяти книг, посвященной проблемам расовых отношений в США в XX в.. В каждом из томов представлены по два десятилетия американской истории с 1900 по 2000 гг. Структурно публикации идентичны: декады характеризуется по единому плану, включающему «летопись» ключевых событий и их оценки наиболее авторитетными современниками («голоса десятилетия»), анализ влияния средств массовой информации на расовые отношения в стране, наконец, признанные теории и взгляды на природу расы.

Известный активист движения за гражданские права в США В. Д. Дю Буа еще в 1903 г. писал, что главным вопросом XX в. станет «линия цвета», имея в виду положение чернокожего населения страны. Однако эта проблема оказалась общей для всех этнических групп: помимо афроамериканцев это и коренное индейское население, потомки выходцев из латиноамериканских стран, американцы азиатского происхождения, а также группы, сформировавшиеся на основе религиозной принадлежности, как, например, американские евреи.

1940-1950-е годы - переломные десятилетия в развитии расовых отношений в США. Ни сама проблема, ни поиски ее решения не сводились к простому противопоставлению «черного и белого». «Негритянский вопрос» был наиболее иллюстративным, но не исчерпывающим, и «черно-белая дихотомия» имела широкий спектр, включавший различные расовые градации. Так, хотя выходцы из стран Латинской Америки в статистической документации формально относились к «белым», в повседневной жизни они постоянно сталкивались с расовым третированием со стороны анг-ло-американцев.

Изменения в расовых отношениях в США в 1940-е годы в наибольшей степени были обусловлены участием страны во Второй мировой войне - главном событии мировой истории XX в. В первую очередь, последствия военных действий непосредственно сказались на положении американцев японского происхождения, помещенных в концентрационные лагеря после нападения японской авиации на штаб-квартиру американского флота в бухте Перл Харбор (Гавайи).

Преступления нацистов против человечности, основанные на идеологии расового превосходства, заставили американцев переосмыслить отношение к расовым проблемам в своей стране и во всем мире, по-новому взглянуть на вопросы биологии человека, взаимосвязи расы и культуры.

За время Второй мировой войны изменилась не только идеология расовых отношений. Форсированная военная мобилизация привела к беспрецедентной активизации контактов разделенных прежде групп населения. Теперь белые и цветные вынуждены были делить единое пространство работы и проживания, прежние гораздо более жесткие границы были сметены. Однако американский «плавильный котел», несмотря на рост сплоченности общества в военное время, не обеспечивал всеобщего объединения.

В связи с процессами военной мобилизации страны, вступившей в мировую войну, одновременно с расовыми отношениями менялись и другие общепринятые социальные нормы. Помимо небелых американцев широкие слои женского населения были востребованы в качестве необходимой рабочей силы и получили возможность занять те места, на которые прежде распространялись ограничения «только для белых» и «только для мужчин». Послед-

ствием вовлечения женщин в производство стало формирование новых тендерных ролей в семье и в обществе в целом.

В 1945 г. вооруженные силы США насчитывали 12,1 млн. человек, в армии состоял каждый девятый американец. Среди военнослужащих было 265 тыс. женщин. Сотни тысяч людей не вернулись в те места, где они жили до войны, а у вернувшихся сложился новый взгляд на себя, на страну, на мир. Война психологически изменила население Соединенных Штатов.

В годы войны в Америке активизировались миграционные движения. В ходе Великой черной миграции (Great Black Migration) c начала 1900-х годов более 5 млн. человек переселились с аграрного Юга в промышленные города Севера. К чернокожим переселенцам в предвоенные годы присоединились испаноязычные мексиканцы, а после войны - пуэрториканцы. Последствием масштабных перемещений населения стала активизация контактов маргинальных прежде групп людей и целых поселений.

Одним из важнейших событий 1941 г. стал марш на Вашингтон. Идея протестного марша воодушевила более 13 млн. чернокожего населения страны, получивших поддержку части белого населения. Одним из итогов акции стало создание организации «Движение в поддержку марша на Вашингтон» (March on Washington Movement - MOWM). Важным достижением MOWM в борьбе за гражданские права было учреждение в 1942 г. Конгресса расового равенства (Congress of Racial Equality - CORE).

Вместе с тем новые контакты не были безболезненными. В середине войны, в 1943 г. страну потрясли массовые волнения. Столкновения на расовой почве происходили в Алабаме, Калифорнии, Техасе, Мичигане, в Нью-Йорке. Для многих белых это были первые личные расовые контакты, ведь еще в 1940 г. 89,8% населения страны официально считались «белыми» (с. 69). Расовые отношения стали центральным вопросом дискурса о демократии в Америке 1940-х годов.

По поручению Фонда корпорации Карнеги еще в 1938 г. было инициировано масштабное обследование положения чернокожего населения США. Возглавить эту работу было поручено известному шведскому экономисту Г. Мирдалу (G. Myrdal). В результате ученому удалось показать глубокие противоречия между американским идеалом демократии, с одной стороны, и расовыми реа-

лиями - с другой. Отношение к расовым меньшинствам, по оценке Г. Мирдала, выступало ключевым моментом для понимания противоречий национального характера американского общества. Расизм был несовместим с главными ценностями демократии: равенством возможностей, свободой и справедливостью для каждого. Работа Г. Мирдала, выполненная как полевое антропологическое исследование, опиралась на теоретические представления о расе ведущих ученых того времени. Б. Малиновский, Ф. Боас, М. Мид, Р. Бенедикт считали расу «политическим изобретением», сконструированным в интересах доминирующих социальных групп.

Изданная в 1944 г., книга Г. Мирдала «Американская дилемма: Негритянская проблема и современная демократия» стала не только признанной научной классикой, но и руководством к широким общественным действиям, «необходимым изменениям американских сердец и умов» (с. 124). Нашлись, разумеется и скептики. Одни считали практические предложения Мирдала по изменению расовых отношений «геркулесовыми подвигами», другие - «сизифовым трудом». Были и такие, для кого расовая сегрегация, своего рода визитная карточка довоенной Америки, представлялась незыблемым и естественным порядком вещей.

Массовая культура, прежде всего кино, музыка, популярные журналы отражали расширявшийся этнодемографический плюрализм американского общества. Прежняя доминирующая культура белых была вынуждена принять новые знаки, звуки, особенности движений, походки. Вместе с радикальным обновлением повседневной культуры в Соединенных Штатах наступала новая эра расовых отношений.

Быстро растущие пригороды крупных американских городов послевоенного времени особенно ярко отразили коренные сдвиги в этнодемографических процессах и их первые результаты. Облик поселений менялся в соответствии со сменой вкусов и манер их жителей. Технологические новшества, массово входившие в повседневный быт людей - автомобили, телевидение и др. - делали изменения культуры стремительными, провоцируя «культурные разломы» в стране, еще не успевшей отказаться от наследия времен рабовладения. Расовые отношения стали одним из главных батальных полей развернувшихся в Америке культурных войн. Борьба с расовой сегрегацией велась не только в форме юридических реше-

ний в области образования, брачного законодательства, - она проникла во все сферы «фабрики американской жизни».

Президент Г. Трумэн, похоже, был готов принять «американскую дилемму». В Государственном послании 1948 г. прозвучал его призыв сделать гражданское равенство в Америке «не только теорией», обеспечив юридические гарантии всеобщих гражданских прав. Однако предложенные им меры по реальной десегрегации страны не получили поддержки не только в Сенате, но и среди его однопартийцев-демократов. Сменивший в 1953 г. Г. Трумэна на посту президента Д. Эйзенхауэр не имел возможностей для радикальных изменений ситуации, поскольку многочисленный и влиятельный контингент «южан» в Сенате практически блокировал какие-либо федеральные меры для решения расовых проблем в стране на протяжении почти десятилетия.

Кроме того, среди белых многие были не готовы отказаться от «цветных» или расово окрашенных стандартов социальных ценностей. Зачастую претензии на сохранение своих главенствующих позиций в обществе были выражением новых предрассудков общества потребления, активно утверждавшегося в Соединенных Штатах во второй половине 1940-х годов. Хотя материальные условия жизни небелого населения в этот период также существенно улучшились, они по-прежнему уступали среднестатистическим показателям. Но людей уже не устраивали обещания новых перспектив, они хотели реального равенства возможностей.

Исследование Г. Мирдала и на протяжении 1950-х годов продолжало оставаться «священным писанием» решения расовых проблем. Научный подход к этому кругу проблем предлагал и К. Кларк, первый темнокожий дипломированный психолог (Колумбийский ун-т). Его считали сторонником «социальной инженерии». Противники Кларка также настаивали на необходимости сохранения сегрегации как организации общества, соответствовавшей понятиям науки, логики и здравого смысла. В обширной научной литературе и в популярной периодике всесторонне обсуждался вопрос: почему необходимы изменения расовых отношений, но не было ответа на вопрос, что же нужно менять.

Ответ был подсказан повседневной жизнью. Действия, имевшие, как казалось, локальный характер, такие как транспортные бойкоты 1953 г., а затем 1955-1956 гг., уличные демонстрации,

публикации в прессе и телерепортажи отразили конкретные формы процессов десегрегации. Свой путь к свободе и справедливости люди видели в немедленном прекращении расового неравенства, в одинаковых для белых и черных возможностях обучения для своих детей, в праве голосовать и быть избранными, даже в отмене ограничений в пользовании общественным транспортом.

Развернувшаяся в 1940-1950-е годы кампания за улучшение расовых отношений столкнулась с серьезным сопротивлением, причем не консервативной политической элиты, а достаточно широких слоев населения. Многие белые, не разделяя радикальных расистских идей, считали свои жизненные достижения, включая доходы и социальный статус, результатом собственных персональных усилий, никак не связанных с дискриминационными ограничениями для людей с другим цветом кожи. Прекращение расовой дискриминации не могло быть обеспечено только принятыми законодательными актами федерального уровня, оно нуждалось в широкой публичной поддержке. Только к концу 1950-х годов М.Л. Кингу, чернокожему пастору баптистской церкви, удалось сформулировать и выразить идеал расового равенства как неотъемлемой части общественной морали, соответствующей американским ценностям. Эхом его выступлений стали марши миллионов сторонников радикального движения против расовой дискриминации, которое подвело итоги двух десятилетий, действительно трансформировавших расовые отношения в Соединенных Штатах Америки.

Т. Б. Уварова

2011.01.042. КОРНТАССЕЛ Дж., ВИТМЕР Р.С.

ФОРСИРОВАННЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ИНДИГЕННЫМ НАЦИОНАЛЬНОСТЯМ.

CORNTACCEL J., WITMER R.C. Forced federalism: Contemporary challenges to indigenous nationhood / Forew. by Robertson L.G. -Norman: Univ. of Oklahoma press, 2008. - XXI, 251 p. - (Amer. Indian low a. policy ser.; Vol. 3). - Bibliogr.: p. 229-239.

Ключевые слова: США, эра форсированного федерализма, положение индейцев, индигенные национальности.

Книга является завершающим третьим томом серии «Американские индейцы: Законодательство и политика». В публикации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.