Научная статья на тему 'Этносоциальные и правовые механизмы формирования государственности (на примере США)'

Этносоциальные и правовые механизмы формирования государственности (на примере США) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
307
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАРОД / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ДИАСПОРА / НАСИЛЬСТВЕННАЯ АССИМИЛЯЦИЯ / ТИТУЛЬНЫЙ ЭТНОС / ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / NATION / INSTITUTIONALIZATION / DIASPORA / FORCED ASSIMILATION / TITLE ETHNIC GROUP / ETHNO-POLITICAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лебец Африма Сагидулловна

Государственность в целом формируется под воздействием многих факторов исторического, этносоциального и политико-правового характера. В статье показано становление государственности США под воздействием развития взаимоотношений между этносами, населяющими страну с XVII-XIX вв., а также уникальность американской нации в силу ее единства, высокого уровня жизни, развитой правовой системы, индивидуализма и религиозности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnosocial and legal mechanisms of statehood formation (on the pattern of the USA)

As a whole state system forms under the influence of a lot of historical, ethno-social and political-legal character factors. There is shown US state system formation under the influence of relationship's development between ethnic groups populated country from 17 to 21 centuries as well as american nation's originality owing to it's unity, high level of life, full-fledged legal system, individualism and religiousness in this article.

Текст научной работы на тему «Этносоциальные и правовые механизмы формирования государственности (на примере США)»

А.С. Лебец

Этносоциальные и правовые механизмы формирования государственности (на примере США)

Исторически в США доминирующую роль играли англосаксонские элиты, которые всеми доступными средствами стремились гомогенизировать общество. Однако население страны в действительности никогда не было гомогенным. Изначально наряду с переселенцами из Англии на территории современного государства Соединенные Штаты Америки проживали коренные американцы, негры-рабы, впоследствии - выходцы из Германии, после 40-х годов XIX века -ирландские эмигранты. Вся эта этническая «мозаика» в конечном счете превращала гомогенность в иллюзию, политический миф. При этом правомерным видится утверждение о том, что в американском населении преобладал европейский элемент. Как следствие, доминирующей культурой стал традиционный уклад белых американцев европейского происхождения, которые как этносоциальная общность в расовом, культурном, религиозном и правовом отношении превосходили все другие. Несмотря на Войну за независимость и Англо-американскую войну 1812-1814 годов господствующая элита активно насаждала представление об американцах как о части английской нации, англосаксонской диаспоре в Северной Америке, призванной обустраивать политико-правовое и социально-культурное пространство.

Первый вызов этим представлениям был брошен ирландской диаспорой. Голод в Британии в середине 1840-х годов повлек за собой массовое переселение в Америку ирландцев, озлобленных политикой Лондона. Это привело к образованию в США первого крупного этнического меньшинства, политически весьма активного, консолидированного и готового противостоять англосаксонской культуре [1, с. 25-28]. В конце XIX и начале XX века англосаксонский источник иммиграции начинает оскудевать. «Пасынки» Британии отныне устремляются в другие страны, главным образом в Канаду и Австралию. В Америку приезжают выходцы из Центральной и Восточной Европы, из Австро-Венгерской и Российской империй, из бедных южных областей Италии и имеют соответственно другую этническую окраску. И эти иммигранты начинают доминировать на рубеже XIX-XX вв. Вследствие переселения в новую страну десятков миллионов активных и творческих людей, готовых работать изо всех сил для достижения благополучия своих семей, американская экономика достигла небывалого роста. Нью-Йорк занял место Лондона в качестве мировой финансовой столицы.

Согласно данным переписи 1900 года, в США проживало 77 млн человек. При этом основой американского населения в 1900 году был 41 млн «местного белого населения» - потомки уже нескольких поколений живших в Америке англосаксов, 26 млн «нового белого населения» были недавними пришельцами, из них 30 % - англосаксы, 31 % - немцы, 4 % - шведы, 4 % - русские, 4 % -австрийцы, 3 % - итальянцы. В стране насчитывался 1 млн евреев, 9 млн были потомками африканских рабов, 124 тыс. представляли монголоидную расу (из них 90 тыс. китайцев и 24 тыс. японцев). Местных индейцев осталось всего 237 тыс. человек.

Необходимо отметить, что этническая правовая практика Американского государства, а значит, и вытекающая из нее политика в отношении индейцев крайне неоднородны и сформированы в интересах доминирующего евро-американского компонента. В США и в Канаде существует законодательная практика деления индейцев на «статусных» и «не статусных», резервационных и нерезервационных. В целом правительственные дефиниции и государственно-правовые нормы сформировались почти всюду под воздействием утилитарных целей административного управления и в рамках жесткой философии «неделимого» государственного суверенитета и безусловного верховенства и легитимности сложившихся структур власти в процессе европейской колонизации и формирования национальных государств. Другими словами, статус определяется, а права предоставляются от имени и в рамках тех государственных образований и их законодательных систем, которые в данный момент существуют на политической карте Америки. Индейские общины и организации впервые в мировой практике XX века сформулировали право народов, сохраняющих традиционные системы хозяйствования и образ жизни, определять и обладать определенными территориями в рамках существующих государств, на которых за ними сохранялось бы частичное или исключительное право на использование земли и ее ресурсов [2, с. 56-58].

В настоящее время мы являемся свидетелями этносоциальных структурных изменений, в результате которых количество, вероятнее всего, будет определять качество. Если еще в 1930 году на 110 млн белых в США приходилось всего 12 млн афро-американцев и 600 тыс. азиатов и индейцев, то во время переписи 2000 года 35 млн американцев определили себя как американцы испанского происхождения; 12 млн - выходцы из Азии. Азиаты и испано-язычные вместе составляют 15 % всего населения. В 2003 году в США проживали 36 млн потомков черных и 37 млн потомков мексиканской «бронзовой» расы.

Такой рост небелого населения привел к тому, что этнический характер страны изменится радикальным образом, оставляя при этом неизменными основные черты так называемой американской нации [3, с. 68]. А. Токвиль отмечал еще в начале XIX века, что американский характер - это нечто новое, «неизвестное старым аристократическим обществам».

Отметим основные идентификационные признаки, дающие возможность рассуждать об уникальности американской нации: 1) высокий жизненный уровень. Заметим, что даже в колониальной Америке уже в 1740-х годах уровень жизни на душу населения был самым высоким в мире [4, с. 4549]. Америка и в настоящее время уступает по этому показателю только Люксембургу и Норвегии, имея 35 тыс. долл. на душу населения в год. В 18,3 % американских семей есть три и больше автомобиля. Соединенные Штаты представляют собой третью по численности нацию мира, производящую треть мировых товаров и услуг, стоящую во главе материального и иного прогресса; 2) особое положение закона и механизмов его отправления. Соединенные Штаты сохранили институты тюдоровской Британии XVII-XVШ веков, включающие в себя: концепцию фундаментального права, ограничивающего систему управления; смешение функций исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти и разделение ее между отдельными институтами; относительное всевластие носителя исполнительной власти; двухпалатный парламент; ответственность законодателей перед местными избирателями; система законодательных комитетов; опора скорее на милицию, чем на постоянную армию. В Британии все это в значительной мере изменилось, но в Соединенных Штатах своеобразным способом законсервировалось [5, с. 31-33]; 3) индивидуализм. Любимой максимой Бенджамина Франклина было: «Бог помогает тем, кто помогает себе сам»; 4) религиозность. В США верующими себя провозглашают 94 % населения. Это втрое больше, чем в породившей основную массу американцев Европе; 5) социально-этническое единство.

Однако в конце XX века наметилась эрозия американского единства, что выражалось: в растущем этническом обособлении; в формировании особых этноцентрических интересов, которые стали выделять расовую, этническую и другие «поднациональные» идентичности над общей национальной идентичностью; в ослаблении (или отсутствии) факторов, прежде обеспечивавших ассимиляцию. Важнейшим фактором стало доминирование среди новой волны иммигрантов представителей одного неанглийского языка - испанского, что всерьез поставило вопрос о билингвизме в американской жизни; в денационализации важных элементов американской элиты, вызвавшей разрыв между ее национальными и патриотическими ценностями. К началу XXI века давлению начал подвергаться господствовавший до того английский язык. Множество организаций, помогающих иммигрантам, не ставят перед собой цели введения их в общенациональный мэйнстрим. Сохранение уникальной групповой идентичности не выдвигается как самая существенная задача. Практически одно лишь федеральное правительство Соединенных Штатов является организацией, которая могла бы поставить перед собой задачу сохранения единого языка, общей культуры. Но оно, в отличие от начала XX века, этого не делает. И, как справедливо указывает Дж. Миллер, «культ групповых прав являет собой самую большую угрозу американизации иммигрантов» [6, с. 27-29].

Как правило, роль ассимиляторов брали на себя общественные школы, приобщавшие массу будущих американцев к культуре и языку их новой страны. Однако за 1990-е годы пропорция учащихся, идентифицирующих себя как «американцы», упала на 50 %, - доля американцев определенного иностранного происхождения сократилась на 30 %; зато доля тех, кто отождествляет себя с некой иной страной (или национальностью), увеличилась на 52 %. Выражаясь словами С. Хантингтона, «общество, которое столь высоко ценит этническое и расовое разнообразие, дает своим иммигрантам мощный стимул поддерживать и утверждать идентичность своих предков» [7, с. 13-15]. Важнейшим фактом последних десятилетий является то, что доля иммигрантов, пожелавших получить американское гражданство, сократилась драматическим образом, а до-ля тех, кто наряду с американским гражданством сохранил и гражданство другой страны, поразительно возросла. Это так называемые «трансмигранты» или «транснационалы». Большинство из них из стран Латинской Америки. «Статуя Свободы означает своего рода конечный пункт для иммигрантов из Европы. Но это вовсе не конечный пункт для латиноамериканцев» [4, с. 44]. Наплыв иммигрантов нового типа привел к тому, что уровень натурализации опустился в США с 63,6 % в 1970 году до 37,4 % в 2000 году. Исследователи П. Шак и Р. Смит утверждают, что «получение социальной помощи, а не гражданство -вот что влечет новых иммигрантов». Альтернативой ассимиляции стало закрепление внутри Соединенных Штатов той культуры и социальных институтов, которые иммигранты привезли с собой. Процесс исключительно интенсивной иммиграции испаноязычных привел к тому, что в начале XXI века вызрела перспектива превращения Соединенных Штатов в англо-испанское общество. Тому помогли мультикультурализм, раскол среди американской элиты, политика правительства в отношении билингвизма и воспитания на двух языках, громкие аффирмативные акции [8, с. 55].

Таким образом, этносоциальные механизмы формирования государственности США могут быть выражены метафорой приобрения Соединенными Штатами нового лица и заключаются в следующем:

во-первых, резко возросло число иммигрантов; во-вторых, латиноамериканцы решительно заняли первое место в новом иммиграционном потоке (27,6 % всех иммигрантов из Мексики, китайцы составляют всего 4,9 %. Причем мексиканцы - это лишь чуть более половины латиноамериканских эмигрантов в США, их численность увеличилась за 2000-2002 гг. на 10 %); в-третьих, рождаемость среди латиноамериканцев многократно выше, чем у других этнических групп: 3 человека на сотню среди испаноязычных против 1,8 человека у неиспаноязычных и против 2,1 % у афроамериканцев. Испаноязычные первенствуют в незаконном переходе границы между Мексикой и США.

Характерна также и географическая концентрация испаноязычного населения. Так, две трети мексиканских иммигрантов живут на западе США, почти половина из них - в одном штате, Калифорнии. 46 % населения Лос-Анджелеса - испаноязычные (из них 64 % - выходцы из Мексики). К 2010 году испаноязычные составят 60 % населения этого мегаполиса. В 2002 году 71,9 % учащихся здесь были из испаноговорящих семей. Впервые в городе испаноязычные новорожденные превысили численность остальных родившихся. По умеренным прогнозам, к 2040 году испаноязычные составят не менее 25 % населения США. Министр образования США Р. Райли предсказал, что к 2050 году более четверти населения Соединенных Штатов будет говорить по-испански. Все это позволяет исследователю М. Крикоряну определить испаноязычный приход в США как «не имеющий прецедентов в американской истории» [5, с. 25]. Внутри США создается этнический и социально-политический блок, который коренным образом и необратимо меняет развитие американской истории. Рождается ли здесь американский Квебек? Заметим, что в отличие от Южной Калифорнии Квебек очень далек от Франции, и сотни тысяч французов не направляются ежегодно в Монреаль. В начале XXI века более 26 млн американцев говорили дома по-испански (рост на 65 % по сравнению с 1990 годом). Абсолютное большинство испаноязычных желают, чтобы их дети говорили на родном языке.

Таким образом, в начале XXI века США стоят перед выбором между различными типами этносоциальной идентичности:

1. США - «универсальная нация», основанная на ценностях, близких всему человечеству, на принципах, понятных всем народам. Многие из «отцов-основателей» именно так смотрели на создаваемую ими страну: Америка - это мировой авангард, собравший наиболее энергичных представителей всех государств и отстаивающий общечеловеческие ценности. Если Америка принадлежит к первому типу и ее идентичность являет собой универсальные принципы свободы и демократии, тогда не следует подчеркивать узкую «американскость», Соединенные Штаты - это лаборатория всего мира. Целью американской внешней политики должно быть глобальное распространение принципов свободного волеизъявления и свободного рынка.

2. США - западная нация, идентичность которой определяется европейскими корнями, наследием европейских правовых институтов и истории начиная от самоуправления англов и саксов в темных германских лесах. Если Америка представляет собой одну из западных стран: культурное европейское наследство - основа ее «геополитически-генетического» кода, а ее принципы и идентификационные корни принадлежат не всему миру, а Западу. Если США, прежде всего, лидер западных стран, то основополагающим принципом Вашингтона должно быть укрепление западной солидарности всеми возможными способами. США обязаны в этом случае, безусловно, считаться с европейскими политическими, экономическими и демографическими интересами. Цель Америки, формирующей американскую национальную идентичность, - сохранение Северо-Атлантического союза и обращение к остальному миру от лица своего Северо-Атлантического региона, своей западной цивилизации.

3. Американцы - уникальная нация, исключительная по своей истории и особенностям, созданная в особых, неповторимых, неимитируемых условиях североамериканской изоляции и реализации на практике блестящих идей европейского Просвещения. Сторонники этой точки зрения (В.А. Попов, А.Н. Шлепаков, М.М. Иванов и др.) утверждают, что Америку породили три начала: англосаксонское понимание свободы, европейская Реформация и век Просвещения. Вольнолюбивые бритты принесли идею парламента, народовластия. Протестантское происхождение сделало Америку не похожей ни на одну другую державу. Блестящая плеяда ученых, возглавляемая Джефферсоном и Мэдисоном, на практике реализовала то, о чем мечтали Локк и Монтескье.

Литература

1. Брустин Дэниел. Американцы: национальный опыт. М., 1991.

2. Тишков В.А. Америка после Колумба: взаимодействие двух миров. М., 2000.

3. Лозанский Э.Д. Этносы и лоббизм в США. М., 2001.

4. Козенко Б.Д., Севостьенов Г.Н. История США. М., 1998.

5. Невинс А., Коммаджер Г. История США. М., 1987.

6. Согрин В.В. Политическая история США. М., 1985.

7. Проблемы американистики. М., 1986.

8. Утин А.И. Единственная сверхдержава. М., 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.