Научная статья на тему '2002. 01. 034. Чертина З. С. Плавильный котел?: парадигмы этнич. Развития США / РАН. , Ин-т всеобщей истории. М. , 2000. 163 с'

2002. 01. 034. Чертина З. С. Плавильный котел?: парадигмы этнич. Развития США / РАН. , Ин-т всеобщей истории. М. , 2000. 163 с Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
963
360
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АМЕРИКАНЦЫ / ИММИГРАЦИЯ - США - ИСТОРИЯ / НАСЕЛЕНИЕ - США - ИСТОРИЯ / ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2002. 01. 034. Чертина З. С. Плавильный котел?: парадигмы этнич. Развития США / РАН. , Ин-т всеобщей истории. М. , 2000. 163 с»

2002.01.034. ЧЕРТИНА З.С. ПЛАВИЛЬНЫЙ КОТЕЛ?: ПАРАДИГМЫ ЭТНИЧ. РАЗВИТИЯ США / РАН., Ин-т всеобщей истории. - М., 2000. -163 с.

В реферируемой монографии рассматриваются основные парадигмы этнического развития США, их содержание и причины смены, а также анализируются перспективы развития американской идентичности.

Для исторического развития США характерен постоянный, иногда ослабевающий, иногда интенсивный, но никогда не прекращающийся приток иммигрантов. Здесь представлены выходцы из самых различных стран и регионов. Наивысший подъем иммиграции приходится на период 1820-1920 гг. - 37 млн. человек (с. 18). США и сегодня продолжают быть лидирующей страной в мире по числу иммигрантов. США ежегодно принимают в два раза больше иммигрантов, чем все другие страны мира вместе взятые, что составляет в среднем 650 тыс. человек. Как отмечают специалисты, если сохранить иммиграцию в том виде, в каком она существует сейчас, то к 2055 г. численность населения США достигнет 400 млн. человек.

Образование независимого самостоятельного американского государства послужило толчком для экономического развития страны и поставило со всей остротой проблему рабочей силы. Политика молодого государства всячески поощряла иммиграцию, которая являлась главным источником рабочей силы в США, содействуя развитию внутреннего рынка труда и освоению богатых естественных ресурсов.

Иммиграция из Европы до середины Х1Х в. не подвергалась почти никакому регулированию со стороны государства. На смену «старой» иммиграции в конце Х1Х в. пришла «новая»: для быстрого роста американской промышленности требовался большой контингент неквалифицированной рабочей силы. В ХХ в. население США значительно пополнилось за счет иммигрантов из Азии и Латинской Америки.

Принятые конгрессом в 1917, 1921 и 1924 гг. законы положили конец эпохе «открытых дверей» в иммиграционной политике. Происходила эволюция этой политики от относительно свободного допуска всех работоспособных к строгому регулированию их количественного и качественного (национального, политического, профессионального) состава. Были введены национальные квоты, позднее иммиграционные вопросы решались в зависимости от профессии, квалификации, образования, знания языка. Закон 1990 г.

создает условия для привлечения квалифицированных рабочих, ученых и представителей научно-технических кадров, а также тех иммигрантов, которые могут инвестировать свой капитал (как минимум 500 тыс. долл.) в предприятия, создавая тем самым новые места в США.

В ряде научных исследований 80-90-х годов преобладает мнение о благоприятном в целом для экономического развития США последствии иммиграции, особенно иммиграции специалистов. Однако феномен наличия разрастающихся анклавов населения из Латинской Америки и Африки беспокоит общество, требующее сдерживание этой эмиграции (с.35).

Этническим процессам присуще сочетание двух взаимосвязанных тенденции, одна из которых имеет интегрирующий, другая -дифференцирующий характер. Взаимодействие тенденций интеграции и дифференциации проходило через всю историю США, при этом интегририрующая тенденция в конечном счете выступала как доминирующая, но под час действовала в остро противоречивом взаимодействии с дифференцирующей тенденцией.

В теоретической и общественной мысли СЩА по вопросу национального развития господствующими были теории «англокон-формизм», «плавильный котел» и «культурный плюрализм». Именно эти теории пытались объяснить уникальность американской цивилизации и американской нации. Эти три идеологические или концептуальные модели существовали в разные периоды США, но иногда и одновременно.

Для описания понятия «англоконформизм» автор использует пояснение известного социолога М.Гордона: «Англоконформизм» - это обобщенное понятие, используемое для объяснения различных точек зрения на ассимилизацию и иммиграцию; все они предполагают требования поддержания английских институтов (определенных американской революцией), английского языка и культурных английских образцов как господствующее и стандарт в американской жизни» (с.37). Англоконформизм был возведен в ранг государственной политики в конце Х1Х - начале ХХ в., когда в США прибывали иммигранты из Южно- и Восточноевропейских стран. Но появилась эта теория гораздо раньше - в ХУЛ в. в связи с английскими переселенцами, преуспевавшими в утверждении своего образа жизни.

Политику молодого государства к вновь прибывшим в страну основатели государства сформулировали четко - прибывающие в страну

иммигранты должны отказаться от своего языка, образа жизни, системы ценностей и принять английский язык, англосаксонские нормы, традиции и приспосабливаться к существующим институтам и порядкам. В национальном единообразии виделся залог национального единства, государственно-территориальной цельности. Определяющая роль отводилась системе образования, которая могла бы внедрить в детях иммигрантов англосаксонскую концепцию справедливости, закона и порядка и пробудить в них уважение к демократическим институтам США. Американизация задумывалась как однолинейный процесс - от иммигранта требовалось как можно быстрее принять ценности, нормы и обычаи доминирующих белых англосаксов.

Отношение в обществе в начале ХХ в. к кампании американизации было различным. Одна часть верила в то, что американизация -единственный путь создания объединённой нации, друга часть считала, что американизации могут поддаваться не все национальности, а только определенный тип, близкий к англосаксонскому.

После Первой мировой войны англоконформизм переживал кризис, ибо было очевидно, что обществу не удалось осуществить 100% ассимиляцию иммигрантов, поскольку она не учитывала всей сложности и многогранности процессов иммиграции и ассимиляции. Сторонники англоконформизма исходили исключительно из интересов белых англосаксов, однако не все иммигранты оказались податливы на давление американизаторов.

В конечном итоге англоконформизм оказался несостоятельным. «Вместо здоровой тенденции этнической интеграции в обществе усилилась противоположная тенденция - подозрение друг к другу, нетерпимость и этническое обособление» (с.61).

Позднее развитие американской нации пошло по иному пути, по пути реализации идеи «плавильного котла», ставшей одной из главных парадигм этнического развития США и национальным символом страны ХХ столетия. Предполагалось, что в свободном демократическом обществе люди будут стремиться жить среди расово- и этнически смешанных соседей, с различными жизненными установками и образом жизни, создав со временем гомогенную группу с целью мирного существования в независимости от их истории. В соответствии с данной парадигмой формирование американской национальной идентичности должно было идти по формуле «сплавления», «смешивания» всех народов, при этом предполагалось как их культурное, так и биоло-

гическое смешение. Однако, считает автор, «эта концепция имела апологетический характер» в том смысле, что она отрицала наличие каких бы то ни было конфликтов в обществе - социальных и этнических» (с.65).

Жизнь в дальнейшем показала, насколько сложным оказался путь вживания эмигрантов в американское общество, а многие положения не были реализованы на практике и оказались мифом.

Наряду с биологической ассимиляцией происходила социальная и культурная, но её развитие сдерживалось расовой дискриминацией, этническими предрассудками и предубеждениями. «Плавильный котел» работал медленно, со сбоями, хотя объективные условия существуют и сегодня. Позднее «плавильный котел» был заменен новой парадигмой -«культурным плюрализмом», согласно которой необходимо не сплавление этнических групп и национальных меньшинств в стандартизированную массу, а сохранение культурной самобытности, включая язык и образование, культурное наследие и народные традиции. Однако теория культурного плюрализма и в целом проблема исследования межэтнических отношений не нашла своего развития до Второй мировой войны, которая стала главным событием в осмыслении американской национальной идентичности. Выросло число работ по этой тематике. В 60-70-е годы проблема межэтнических и межрасовых отношений в США стала болевой точкой всей общественно политической жизни страны. В результате углубления социальных процессов резко активизировалась борьба национальных меньшинств за гражданские права и против всех видов дискриминации (негритянские бунты, выступления индейцев, пуэрториканцев и т.д.).

В 90-е годы появились новые подходы к рассмотрению перспектив развития американской нации. Сложился новый тип модели -плюралистической интеграция, т.е. сплав модели ассимиляционного пути и плюралистической модели. Автор считает, что эта новая модель в перспективе может стать превалирующей в полиэтническом обществе через слияние различных этнических общностей и растущую разнородность составных элементов американского народа. «США на своем примере показывает, что полиэтническое государство не может быть просто блоком народов, а непременно преобразует их в сплав, где создаётся нечто новое за счет взаимного влияния» (с .140).

В.М. Соломатина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.