РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
2
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.4
рефераты 98.02.001-98.02.058
МОСКВА 1998
98.02.032
132
третьих лиц и противоправные действия третьих лиц; 7) военные действия и вооруженные конфликты.
В заключение анализируется непреодолимая сила как обстоятельство, освобождающее от ответственности без вины, и договорные форсмажорные оговорки. При этом отмечается, что включение в договор форсмажорной оговорки должно иметь целью установление иных, отличающихся от законодательных, оснований освобождения от гражданско-правовой ответственности. Для этого форс-мажорная оговорка должна формулироваться предельно точно, с указанием совершенно конкретного перечня обстоятельств, освобождающих от ответственности, наступление которых действительно возможно в период действия договора. При определении круга этих обстоятельств должны быть учтены природные особенности местности и социальные особенности страны и региона, внутри которых действуют стороны, а также характер договора и срок его действия. При этом не следует указывать на родовые признаки этих обстоятельств, чтобы не создать необходимости доказывания их наличия для освобождения от ответственности.
Н.В.Крысанова
98.02.032. КУЗНЕЦОВ Б.А. ЗАЩИТА ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА: (ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА ЗАЩИТЫ)/ Межресп. коллегия адвокатов. Юрид. консультация № 74, Адвокат, бюро "Борис Кузнецов и партнеры". - М., 1997. - 92 с.
Воззрения российских юристов на проблему зашиты чести и достоинства конца XIX — начала XX в., когда этот институт получил достаточное развитие, представляют безусловный интерес для современной юриспруденции. Тем более что современное законодательство не дает определения понятий "честь" и "достоинство". Наиболее серьезным видом оскорбления чести является клевета, т.е. разглашение сведений, позорящих честь другого. Проводя анализ состава данного преступления, автор пишет, что понятие "клевета" тесно связано с понятиями "честь" и "достоинство". Существенное различие состоит лишь в том, что в случае клеветы речь идет в первую очередь о намерении.
133
98.02.032
Клевета складывается из следующих признаков: разглашение, сведения, порочащие честь; ложные сведения; заведомо ложные сведения. При данном определении клеветы является ненаказуемым разглашение сведений, хотя и позорных, но истинных, или хотя и ложных, но в истинности которых убежден тот, кто их разглашает. Последнее обстоятельство — истинность разглашаемых обстоятельств в субъективном смысле — имеет большое значение при решении вопроса об ответственности за клевету. Клевета по ныне действующему законодательству не просто умышленное преступление, а преступление, которое должно быть совершено с прямым умыслом (сознавал, что сведения не соответствуют действительности; предвидел, что в результате распространения ложных сведений лицу может быть причинен вред, и желал этого).
Разглашение истинных, но позорящих честь другого обстоятельств (диффамация) может быть признана наказуемым, если разглашаются обстоятельства, касающиеся интимной жизни человека. Разглашение таких обстоятельств не может быть полезным для общества, а служит только к унижению, позору человека; цель такого оглашения — унизить другого.
К преступлению диффамации близко примыкает разглашение, с намерением оскорбить чью-либо честь, сведений, сообщенных втайне или же узнанных вскрытием чужого письма или другим противозаконным образом.
Другой вид оскорблений чести - обида действием. Этот вид обиды примыкает к телесным повреждениям и отличается от них лишь отсутствием болевых ощущений. Такой вид карается начиная с денежного взыскания до трех месяцев ареста. Слабее других видов оскорбления чести наказуема обида словом. Оскорбление чести принадлежит к преступлениям, преследование за которые может быть возбуждено только по жалобе потерпевшего и оканчиваться примирением. Если взаимно нанесены обиды одинаковые, то ответственность обоих лиц погашается.
Рассматривая далее практику применения действующего законодательства о защите чести и достоинства, автор раскрывает понятия "честь" и "достоинство" с филологическом значении. "Достоинство" - совокупность моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе, т.е. самооценка человека. "Честь" -достойные уважения и гордости моральные качества человека, его
98.02.032
134
соответствующие принципы в оценке окружающих. Честь, достоинство, доброе имя, деловая репутация, как и другие личные неимущественные права, относятся к нематериальным правам человека, принадлежащим ему от рождения или в силу закона. В случаях, предусмотренных законом, личные неимущественные блага, принадлежавшие умершему, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.
Гражданско-правовой деликт — посягательство на честь и достоинство, а также деловую репутацию - имеет сложный состав. Объективная сторона должна содержать три признака: во-первых, сведения должны не соответствовать действительности; во-вторых, сведения должны позорить честь и достоинство или подрывать деловую репутацию; в-третьих, сведения должны быть распространены.
Субъективная сторона состава посягательства, считает автор, может быть как умышленной, так и неосторожной, когда лицо не сознавало, что совершает посягательство на честь и достоинство, но должно было и могло это предвидеть, либо легкомысленно рассчитывало, что лицо не воспримет разглашение позорящих его измышлений как посягательство.
К сведениям, порочащим честь, достоинство и деловую репутацию, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного суда РФ относятся сведения о нарушениях гражданином или организацией действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильного поведения в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют их честь и достоинство. Под распространением сведений следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию их по радио и телевидению, видеозаписи, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, использование их в служебных характеристиках, распространение в публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщения в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением.
135
98.02.033
Ст. 152 ГК РФ определяет круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам этой категории по субъекту доказывания: на истца возлагается доказывание факта распространения сведений и обоснования того обстоятельства, что эти сведения порочат честь и достоинство либо подрывают деловую репутацию. При заявлении о возмещении морального вреда требуется обосновать факт его причинения, а также размер материального возмещения. На ответчика законом возложено доказательство соответствия действительности распространенных им сведений.
Далее приводится подробный анализ материалов дел по искам о защите чести и достоинства.
Н.В.Крысанова
98.02.033. ДЖУЭНГЕР Ф. ДОГОВОРНЫЙ ВЫБОР ПРАВА В ЮЖНОЙ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ.
J U ENG ER F. Contract choice of law in the Americas// Amer. j. of comparative law. - Berkeley, 1997 - Vol.45, № 1. - P. 195-208.
Автор отмечает, что решение вопроса о выборе права, подлежащего применению к договорам с иностранным элементом, в американском законодательстве, судебной практике и юридической науке до недавнего времени нельзя было назвать удовлетворительным. Отказ от принципа автономии воли сторон при выборе применимого права и механическое использование правил lex loci contractus и lex loci solucionis в латиноамериканских странах не смогли преодолеть сложности, вызванные различием правовых систем.
Напротив, европейское право уже достаточно давно исходит из того, что стороны свободны самостоятельно определять, какому праву подчинить отношения, вытекающие из заключенного ими договора. В случае, если стороны этого не сделали, используются гибкие, хотя и объективные (т.е. характеризующие не особенности отношений конкретных субъектов, а типичные черты отдельных видов договоров) критерии выбора права. Объединившись в ЕС, европейские страны встали перед необходимостью принятия конвенций по коллизионному праву. В 1980 г. была принята Римская конвенция о применении права к договорным обязательствам. Конвенция закрепила положение об автономии воли сторон в отношении выбора