Научная статья на тему '98. 02. 031. Ворчестер К. Первый раунд международной программы: стипендии на диссертационные работы, связанные с полевыми исследованиями. Worcester K. W. first round: the International dissertation field research Fellowship program // item. Social Science research council. -N. T. , 1997. - Vol. 5, n 2-3. - P. 37-41'

98. 02. 031. Ворчестер К. Первый раунд международной программы: стипендии на диссертационные работы, связанные с полевыми исследованиями. Worcester K. W. first round: the International dissertation field research Fellowship program // item. Social Science research council. -N. T. , 1997. - Vol. 5, n 2-3. - P. 37-41 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
28
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ КАДРЫ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПОДГОТОВКА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 031. Ворчестер К. Первый раунд международной программы: стипендии на диссертационные работы, связанные с полевыми исследованиями. Worcester K. W. first round: the International dissertation field research Fellowship program // item. Social Science research council. -N. T. , 1997. - Vol. 5, n 2-3. - P. 37-41»

РОССИЙСКАЯ1 АКАДЕ1УП1Я НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 8

индекс серии 2.8

рефераты 98.02.001 -98.02.031

МОСКВА 1998

Стремясь удовлетворить запросы отдельных компаний, некоторые вузы при разработке и осуществлении программ стали кооперироваться с другими вузами, что до недавнего времени невозможно было даже Лредставить. Например, недавно Колумбийский университет привлек университет Келлога к проведению программы, объем которой был слишком велик. В результате последний получил почти половину из 12,7 млн. долл., предназначенных Колумбийскому университету за этот проект.

Такая благотворительность отнюдь не означает отсутствия жесткой конкуренции между университетами. Хотя число университетов, школ бизнеса и консультантов, осуществляющих подготовку административных кадров, увеличивается, пользующиеся их услугами компании стремятся сократить этот список. "Сильные процветают, слабые умирают", — говорят в Мичиганском университете. Это давление заставило вузы делать то, что они на словах воспевали, но редко делали на практике: прислушиваться к пользователю. Таков урок, который они усвоили в школах бизнеса (с.67).

Л.Г.Можаева

98.02.031. ВОРЧЕСТЕР К. ПЕРВЫЙ РАУНД МЕЖДУНАРОДНОЙ ПРОГРАММЫ: СТИПЕНДИИ НА ДИССЕРТАЦИОННЫЕ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛЕВЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ. WORCESTER K.W. First round: the international dissertation field research fellowship program // Item. Social science research council. -N.T., 1997. - Vol.5, N 2-3. - P.37-41.

Международная программа, предусматривающая выделение стипендий ученым на диссертационные работы, связанные с полевыми исследованиями, была создана в 1996 г. Американским советом научных сообществ (American council of learned societies). Автор реферируемой работы К.Ворчестер - политолог, директор программ по Западной Европе, возглавляет также и данную программу.

Стипендии, профинансированные в рамках программы фондом Меллона (Andrew W. - Mellon foundation), дают возможность докторантам применить исторический опыт своей страны, а также знания в определенных областях - культуре, языках, экономике и

98.02.031

144

политике для изучения тем, выходящих за рамки их специализации. Стипендиаты участвуют в многодисциплинарных дискуссиях.

Программа основана на предположении, что полевые исследования являются главным компонентом подготовки докторов наук в гуманитарных и социальных науках. Полевые исследования дают возможность влиятельной части будущей генерации преподавателей "совершить прыжок в своей карьере, приобретя широкие знания об определенной части мира за пределами США". Используя познания в определенной области, стипендиаты должны уметь глубоко осознавать и прогнозировать глобальные тенденции современного развития (с.37).

Данная программа существенно отличается от предыдущих программ, создаваемых Американским советом научных сообществ, которые предназначались для исследователей в отдельных областях знаний. Она предоставляет поддержку проектам, осуществляемым в регионах, которые ранее находились вне внимания научного сообщества, таких, как Австралия, острова Тихого океана, в их взаимосвязи с США. Одной из важных особенностей новой программы состоит в том, что она поддерживает исследования, рассматривающие США как объект сравнения.

В течение первого года своего осуществления программа привлекла к себе большой интерес и вызвала немало дискуссий среди ученых. Было разослано 3 тыс. анкет и получены ответы от 883 респондентов. В результате многоцелевого анализа было отобрано 75 кандидатов на стипендии. В состав отборочной комиссии вошло 16 членов, председатель - Р.Рапп (R.Rapp), антрополог, заведующий отделением антропологии Новой школы социальных исследований (США) — New school for social research.

В списках получивших стипендии (45 человек) значатся специалисты в девяти областях знаний: антропологии — 14 человек, истории — 10, политических наук — 10, социологии — 4, географии — 3, истории искусства — 1, экономике - I, литературе — 1, музыке -1 человек.

Анкеты были получены от кандидатов в докторантуру из 103 учреждений. Наиболее известные среди университетов - Беркли (Калифорния), а также Чикагский, Мичиганский, Колумбийский и Гарвардский; из них зачислено 24 человека.

Явное большинство среди получивших стипендии составили женщины (62%), 40 человек из 45 стипендиатов являются гражданами США или постоянно проживающими в стране (с.38).

В списке заявителей и в списке стипендиатов представлены все основные регионы мира. Среди стипендиатов наибольшее число лиц из Латинской Америки и Карибского бассейна (10 человек). Восточной Азии (о человек), бывшего СССР (5 человек) и из Западной Европы (5 человек), 26 стипендиатов работают над проектами, сконцентрированными на этих регионах. Три стипендиата заняты в проектах, затрагивающих один из аспектов истории, культуры и политики США в сравнительном плане.

23 стипендиата на момент подачи заявки учились в докторантуре третий год, 13 стипендиатов - четвертый год, 7 - пятый год и 2 - второй год.

Стипендиаты работают над актуальными темами широкого диапазона — от территориальной реструктуризации, социального благосостояния и международных долгов до народной поэзии, религиозных верований и проблем китайской интеллигенции. Некоторые темы представляют широкий интерес и носят междисциплинарный характер: взаимоотношение полов и половые роли; расы и расовые конфликты и колониальное право; воздействие глобальных процессов на локальные сообщества; трансформация национального государства; смена форм социальной и культурной идентичности. Примечательно, что слово "идентичность" употребляется в названиях девяти проектов. Некоторые студенты обращались к транскультурным темам, включая миграцию и сообщество мигрантов; глобальные системы коммуникации; этнические диаспоры; передачу идеологии. Около 1/3 проектов имеют трансрегиональный характер и (или) предусматривают различные регионы полевых исследований.

Методы изучения проблем включают статистический анализ, частично структурированные интервью, историческое изучение объекта, наблюдения участников и системный анализ.

В работе приводится список стипендиатов программы, их место работы, а также название диссертационных работ, (с.40-41).

Л.Г.Можаева

19-4455

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.