Научная статья на тему '97. 02. 030. Ченг Дж. Гонконг: высшее образование в преддверии 1997 г. » и китайский фактор. Cheng J. Higher education in Hong Kong - the approach to 1997 and the China faktor // Higher education. - dordrech etc. , 1995. Vol. 30, № 3. - P. 257-271'

97. 02. 030. Ченг Дж. Гонконг: высшее образование в преддверии 1997 г. » и китайский фактор. Cheng J. Higher education in Hong Kong - the approach to 1997 and the China faktor // Higher education. - dordrech etc. , 1995. Vol. 30, № 3. - P. 257-271 Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ГОНКОНГ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОНКОНГ / СОЦИОЛОГИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ -ГОНКОНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ГОНКОНГ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 02. 030. Ченг Дж. Гонконг: высшее образование в преддверии 1997 г. » и китайский фактор. Cheng J. Higher education in Hong Kong - the approach to 1997 and the China faktor // Higher education. - dordrech etc. , 1995. Vol. 30, № 3. - P. 257-271»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2,8

рефераты 97.02.001-97.02.031

МОСКВА 1997

Автор статьи также признает, что меньшая по количеству, но располагающая более высоким уровнем образования рабочая сила, сможет при условии стимуляции экономического развития уменьшить негативное влияние ее сокращения.

Однако дальнейшее исследование данной проблемы должно учитывать динамику отношений между образованием (стоимость и количество обучающихся), рождаемостью и предложением рабочей силы. Необходимо также расширить анализ на все уровни образования, заключает автор (с.96-97).

Л.Г.Можаева

97.02.030.ЧЕНГ ДЖ. ГОНКОНГ: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПРЕДДВЕРИИ 1997 Г.1* И КИТАЙСКИЙ ФАКТОР. CHENG J. Higher education in Hong Kong - the approach to 1997 and the China faktor// Higher education. - dordrech etc., 1995.Vol. 30, № 3. -P. 257-271.

Сотрудник Центра исследований современного Китая при Городском университете Гонконга рассматривает особенности развития высшего образования и проблемы, возникающие перед учеными Гонконга в связи с вхождением территории в состав Китая.

Высшее образование - важнейший фактор экономического развития, повышения социальной мобильности и политической стабильности Гонконга. В таблице 1 приведены статистические данные о спросе и предложении рабочей силы на этой территории во второй половине 90-х годов, отражающие особенности перестройки экономики.

1'Согласно договору между Великобританией и Китаем, начиная с 1997 г. Гонконг войдет в состав Китая с сохранением своих общественно-политических структур. -Прим.реф.

Таблица I (с.258)

Прогноз спроса и предложения рабочей силы в соответствии с уровнем ее подготовки (но данным правительства Гонконга на 1996-2001 гг.)

Уровень подготовки Год Спрос на рабочую Предложение рабочей

силу (втыс.чел.) силы(втыс.чел.)

Неполная средняя

школа 1996 158,48 166,96

и ниже 2001 152,81 159,11

Старшая ступень 1996 72,68 67,44

средней школы 2001 76,70 71,45

Полная средняя 1996 16,43 14,27

школа 2001 18,37 13,57

Подготовка на 1996 1,93 2,17

производстве 2001 2,46 9,75

Подготовка 19% 9,90 9,75

технического

персонала 2001 12,03 12,31

Неполное высшее 1996 12,86 12,30

образование 2001 15,44 16,01

Высшее 1996 19,51 17,20

образование 2001 23,05 21,41

Докторантура 1996 3,39 5,09

2001 3,75 7,69

Прогноз спроса и предложения на рабочую силу для Гонконга имеет особое значение, поскольку дифицит образованной рабочей силы сдерживал экономический рост. В то же время прогнозирование рабочих мест становится более сложным вследствие усиления эмиграционных потоков, вызванных неуверенностью по поводу будущего территории. В 1981-1986 гг. эмигрировало около 20 тыс. человек. Эта цифра возросла до 30 тыс.человек в 1987 г., в 1988 г. она составила 45800 тыс.человек, в 1989 г. - 42 тыс., в 1990 г. - 62 тыс., в 1991 г. - 60 тыс., в 1992 г. - 66 тыс. и упала затем до 53 тыс. в 1993 г. Ожидается, что на период до 1997 г. эмифация остановится на уровне 60 тыс.человек.

Экономические трудности Запада, по-видимому, вызвали некоторое замешательство среди местных специалистов. Генеральные консульства западных стран в Гонконге отмечают в последнее время снижение числа выдаваемых эмиграционных виз. Например, Генеральное консульство США сообщило, что за 1993 г. эмигрантские

18-1-2891

визы были выданы лишь 13142 человекам по сравнению с 18880 в1991г. (с.259). Наблюдается также некоторое увеличение числа людей, возвращающихся из эмиграции. По оценке правительства Гонконга, около 12% лиц, эмигрировавших за десятилетний до 1992 г. период, вернулись в Гонконг.

В оставшиеся годы периходного периода основным обьектом внимания правительства Гонконга стало развитие высшего образования и инфраструктуры территории. Прогресс, достигнутый в этих двух областях, должен был обеспечить основу устойчивости экономического роста. Было намечено увеличить количество мест для получающих подготовку на степень бакалавра с 7 тыс. в 1990 г. до 15 тыс. в 1995 г., увеличить выпуск молодых людей по месту жительства с дипломом послесреднего образования на 18% и число выпускников вузов на 7%.

За небольшим исключением послесреднее образование в Гонконге фиксируется правительством через Комитет по университетским грантам (University Grants Committee, UGC). Планировалось, что в 1994/95 уч.г. около 13,5% затрат на обучение студентов будет производиться за счет этого комитета. Согласно планам, эта доля возрастет до 18% в 1997/98 уч.г. Правительство также предлагает фантам и займы студентам, нуждающимся в материальной поддержке. Высшие учебные заведения, финансируемые UGC, представлены в таблице 2.

Таблица 2 (с. 259)

ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ФИНАНСИРУЕМЫЕ UGC

Название вуза Год Число студентов Кол-во

основания в 1993/94 уч.г. факультетов

Университет Гонконга 1911 9796(дневн.отд.) 9

2995(заоч.отд.) 7

Китайский университет 1963 8852(дневн.отд.) 7

Гонконга 2725(заочн.отд.)

Гонконгский политический 1972 10228 (дневн.отд.) 6

университет J2282 (заочн.отд.)

Городской университет 1984 8706(дневн.отд.) 4 фак.,

Гонконга 6436(заочн.отд.) 1 колледж

Гонконгский баптистский 1956 3793(дневн.отд.) 5

университет 1140(заочн.отд.)

Гонконгский университет 1988 3533(дневн.отд.) 4 школы

науки и технологам 334(заочн.отд.)

Колледж Линьяня 1967 1721(дневн.отд.)

170(заочн.отд.)

Ряд учебных заведений послешкольного образования финансируется из общественных фондов и находится под контролем правительственных департаментов. Обьединенная система технического образования и обучения в рамках производства предоставляет другие возможности получения образования для окончивших среднюю школу. Техническое образование, финансируемое из общественных средств, контролируется Советом по профессиональной подготовке ( Vocational Training Council, VTC). Ему подчинены два технических колледжа и семь технических институтов.

Кроме вышеназванных учебных заведений, в Гонконге имеются школы бизнеса, учебные заведения, предлагающие весьма разнообразную подготовку как по содержанию, так и по уровню. В некоторых общественных и частных учебных заведениях есть курсы по подготовке к сдаче экзаменов в вуз и на получение профессиональной квалификации, признаваемой зарубежными университетами и ассоциациями.

В данной статье центральное место отводится учебным заведениям, финансируемым UGC. В соответствии с планом расширения системы высшего образования прием студентов в вузы резко увеличился: с 33974 человек в 1987/88 уч.г. до 55058 в 1993/94уч.г., и этот рост, очевидно, продолжится до 2000 г.

Расходы UGC на послесреднее образование за 1986/87 -1992/93 уч.г. - резко увеличились: в процентном отношении от ВВП эти расходы выросли с 0,65 до 1,08%. Такой быстрый рост послесреднего образования отражает значительное расширение системы образования в целом. С 1971 г. начальное образование (в течение шести лет начиная с 6-летнего возраста) бесплатно, хотя 10% роителей по-прежнему предпочитают отдавать детей в частные начальные школы. С 1978 г. всеобщее бесплатное образование было введено и в неполной средней школе, а затем постепенно и в полной средней школе. В 1993 г. правительство смогло предоставить 85% молодежи в возрасте 15 лет учиться бесплатно в

18-1 •

общеобразовательной школе и еще 10% - на профессиональных курсах. Расширялась сеть высших учебных заведений (см.табл.2).

В 1989 г. был основан Открытый университет, предоставляющий курсы дистанционного обучения, в частности для взрослых.

Быстрому развитию высшего образования способствовала экономическая политика правительства Гонконга. Гонконгские предприниматели используют теперь принцип "открытых дверей", проводимый Китаем с начала 70-х годов. Они воспользовались почти неограниченным запасом земли и доступностью рабочей силы и стали распространять свое влияние с берега реки Жемчужной на Север. Гонконг теперь становится центром сферы услуг, а не обрабатывающей промышленности, соответственно чему должна измениться и потребность в рабочей силе.

По сообщению департамента статистики, доля занятых в обрабатывающей промышленности снизилась с 47% в 1971 г. до 41,2 в 1981 г. и до 28,2% в 1991 г. Очевидно, что в этих условиях образование становится все более важным компонентом формирования рабочей силы (с.262).

В третьем квартале 1993 г. рабочая сила Гонконга составляла 2,8 млн.человек: 28,9% было занято в оптовой и розничной торговле, импорте и экспорте, отелях и ресторанах; 11,2% - в транспортных, складских работах и коммуникации; 9,4 - в финансовой и страховой деятельности, службе недвижимости и бизнеса; 20,2 - в общественных и социальных службах; 21,1% - в обрабатывающей промышленности.

Важным культурным фактором, лежащим в основе экономических успехов Восточной Азии, является конфуцианская этика. В этом регионе родители готовы пойти на существенные жертвы, чтобы обеспечить своим детям образование, которое представляется наилучшей инвестицией как с точки зрения интересов семьи, так и национальной экономики.

Однако по мере приближения к 1997 г. возрастает озабоченность по поводу неопределенности будущего. Наблюдается изменение интересов студентов при выборе профессии. Потеряли привлекательность ранее привилегированные юридические и медицинские факультеты. Как и в США, наиболее популярным становится финансовое образование. Сократилось количество выбирающих инженерные специальности. Увеличилась доля

выпускников инженерных и компьютерных факультетов, избирающих работу в финансовом секторе или маркетинге.

Неуверенность в будущем сказывается и на профессиональной этике. Снижается доверие людей к специалистам. Слишком много молодых специалистов жаждут открыть собственную практику, не имея соответствующей клиентуры. Поэтому они вынуждены снижать свой профессиональный уровень, поступая на работу в "серую зону" или попадая даже в нелегальную сферу.

Согласно опросу молодых людей из городских семей, проведенному социальным отделом университета Гонконга в 1973 г., 62,7% опрошенных считали, что "Гонконг - страна больших возможностей и людей, получающих достаточно много из того, что они заслужили" (с.263). Это, несомненно, являлось причиной политической стабильности и низкого участия населения в политике.

Между тем, за последние годы разница между положением богатых и бедных резко возросла. Автор объясняет это обстоятельство значительным ростом спекулятивной деятельности в экономике.

Из опроса, проведенного учеными-социологами гонконгских вузов в 1988 г., обозначились наиболее распространенные стремления на пути карьерной лестницы: "приобретение профессиональной квалификации" (39%), "открытие собственного бизнеса" (41%); далее была названа работа с хорошими перспективами продвижения (9%).

Как отмечает автор, конфуцианские максимы теперь все больше уступают место утилитарным соображениям.

Быстрое расширение системы послешкольного образования в Гонконге повлекло за собой ряд проблем. Во-первых, ученые озабочены тем, насколько адекватно число подготавливаемых специалистов количеству вновь открывающихся вакансий. Во-вторых, вхождение Гонконга в состав Китая может сопровождаться дальнейшим ростом эмиграции. Однако если в переходный период ситуация в Китае сохранится стабильной, отьезд ученых за границу может сократиться прежде всего вследствие привлекательных условий труда в Гонконге и отсутствия перспективных возможностей за границей.

Однако 1997 г., по мнению некоторых гонконгских ученых, таит в себе угрозу ограничения свободы слова, публикаций и т.п., утраты такого рода привилегий, как годичный отпуск для проведения ИР и др. Чтобы сохранить кадры и придать им чувство уверенности в

18-2-2891

завтрашнем дне, некоторые учебные заведения предпринимают различные превентивные меры: ученым и преподавателям вузов предоставляется возможность использовать 60% выделяемых им ежегодно средств по своему усмотрению. Кроме этого, они смогут брать отпуск до двух лет.

Открытых дискуссий по вопроспм ожидаемой после 1997 г. академической свободы и автономии после 1997 г. было мало. Это обьясныется тем, что статья 6 Основного закона предоставляет практически полные гарантии в этой сфере (с.265).

Имеет место опасение в отношении сохранения зарплат гонконгских ученых, поскольку они намного выше, чем у их китайских коллег.

Некоторые ученые задаются вопросом, не будут ли формально или неформально созданы парткомы в учебных заведениях, и если это произойдет, какую роль они будут играть. Когда эти вопросы предлагаются китайским чиновникам, то те неизменно заверяют, что этого не произойдет. Большинство же экспертов по Китаю полагают, что подпольные парткомы уже давно действуют в большинстве вузов Гонконга.

Естественно, что ученые в области гуманитарных и социальных наук озабочены больше своим будущим, чем их коллеги -естественники. Появляются признаки самоцензуры в академическом сообществе. Ученые понимают, что критика китайских властей будет мешать их продвижению на высшие административные посты -деканов факультетов или вице-канцлеров университетов, им станет труднее обращаться за исследовательскими грантами и другими ассигнованиями в частный сектор.

И все же общее мнение сводится к тому, что необходимо установить эффективный диалог с китайскими властями. Население Гонконга в целом ожидает, что главным исполнительным лицом станет кто-то, приемлемый для Пекина. Глава исполкома будущей Специальной администрации региона Гонконг, соответствующий сегодняшнему губернатору, будет назначать членов 1ЮС, которые будут давать рекомендации по поводу развития высшего образования и его финансирования, распределять общественные фанты между вузами. Полагают, что в состав 1ЮС войдут один-два видных ученых из Китая, число же ученых из Великобритании и США сократится.

Начиная с 1991 г. стало очевидным, что для заполнения мест в быстро развивающемся секторе послесреднего образования не хватает достаточно подготовленных студентов. Этот "дефицит" объясняется несколькими факторами, важнейшие из которых -недоверие к высшему образованию среднего класа и проблемы 1997г., приводящие к резкому росту численности студентов, обучающихся за рубежом.

Высокий уровень развития гонконгского общества и его готовность помогать местным и зарубежным университетам давно признается. Ежегодно сотни ученых посещают Гонконг с целью получения различных фондов. Они стремятся сотрудничать в совместных программах с местными университетами. Вклады местного делового мира в высшее образование и науку действительно очень щедры. Однако бизнесмены имеют свои предпочтения: обычно они помогают учреждениям, носящим их имена; весьма популярны стипендии для студентов и аспирантов, участвующих в программах обмена с Китаем. Намного труднее получить поддержку для исследовательских проектов, в этой категории явное предпочтение отдается ИР по традиционным китайским специальностям и прикладной технологии.

Гонконгские ученые встречаются с серьезными проблемами при определении Приоритетов исследований. Имеются запросы на разработку перспективных проектов об отношении развитых стран к Гонконгу и Китаю, что связано с написанием работ на китайском языке для местных средств массовой информации и издательств. Существует спрос на консультативную работу ученых со стороны как правительства, так и частного сектора. Однако для повышения статуса и карьеры ученого необходимы публикации в научных международных журналах. Ученые в области гуманитарных и социальных наук убеждены, что необходимо издавать серьезные научные журналы на китайском языке не только для Гонконга, но и для Китая, Тайваня, Сингапура и соотечественников за рубежом.

Вплоть до последнего времени основной функцией учебных заведений на последнем уровне в Гонконге была подготовка специалистов для удовлетворения потребностей экономики и общества. Финансовая помощь правительства последним учебным заведениям определялась на основе стоимости подготовки студентов. Лишь в последние несколько лет правительство начало понимать, что

поддержка ИР могла бы стать важным фактором привлечения квалифицированных исследователей в вузы. В 1988-1991гг. вузы, находящиеся в ведении UGC, получили 120 млн.гонк.долл. на проведение ИР, что составило около 2% общих расходов на гаранты в течение трехлетнего периода. В то же время послесредним учебным заведениям было предоставлено еще 2% из общего обьема гарантов на создание необходимой инфраструктуры. На 1991-1995 гг. ассигнования на ИР были повышены до 510 млн.гонк.долл. а с 1 января 1991г. под эгидой UGC был создан Совет по научным фантам (Research grants council).

Для учебных заведений на послесреднем уровне, получающих ассигнования от UGC, был создан план развития на 1991-1995 гг., предусматривающий дальнейшее увеличение численности студентов (аспирантов) на последипломном уровне: с 1285 человек в 1991 г. до 2750 в 1995 г.

С конца 70-х годов научный обмен с Китаем быстро развивался. Стипендиаты из Китая посещают Гонконг, воспринимая его как наиболее полезное и удобное окно во внешний мир; гонконгские ученые ценят научный обмен с Китаем, который способствует расширению их научной деятельности, содействует модернизации их родины. Правительство ценит важность этих обменов, и с 1988 г. UGC стал представлять ассигнования на эти цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В конце 70-х - начале 80-х годов группа гонконгских ученых и американских стипендиатов китайского происхождения оказали серьезную помощь китайским вузам в обновлении их связи с ведущими университетами Запада. Они также помогли в разработке новых программ подготовки квалифицированных чиновников высшего звена. Эта деятельность принесла большое удовлетворение участвовавшим в ней ученым, способствовала усилению связи между гонконгскими и китайскими вузами, послужила дальнейшим стимулом для ведущих западных университетов создавать программы кооперации со своими коллегами в Гонконге. Научная деятельность в Китае позволила гонконгским ученым-консультантам широко публиковаться в международных изданиях и получить выгодные контракты.

Принимая во внимание ценности гонконгского общества и обязательства Британской администрации относительно расширения системы высшего образования в переходный период, финансовые :

возможности гонконгских вузов останутся предметом зависти их коллег из западного мира. Правительство ожидает устойчивый экономический рост страны на уровне 5% в год в обозримом будущем, и расходы правительства на социальную сферу возрастут соответственно.

В целом же пик развития высшего образования в Гонконге в настоящее время миновал, заключает автор. Оно достигло стандартов, сравнимых с развитыми странами западного мира. Неуверенность относительно 1997 г. создает определенные трудности, но долгосрочная перспектива выглядит для высшей школы Гонконга весьма обнадеживающе.

Л.Г.Можаева

97.02.031. МАК-ГОВЕРН П. МУЛЬТИНАЦИОНАЛЬНЫЕ ФИРМЫ И ОБЕСЦЕНИВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

McGOVERN P. Multinational firms and dualification inflation in a hi-tech labour market // New technology, work and employaient. - Oxford, 1996,-Vol. 11. -№ 1,-P. 66-76.

В статье П.Мак-Говерна, преподавателя социологии бизнеса университета Астона (США), рассматривается роль, которую играют Мультинациональные корпорации (МНК) как работодатели в ситуации, когда снижается роль профессиональной квалификации в Ирландской Республике.

Как отмечает автор, работодатели традиционно извлекают пользу в связи с растущими стандартами квалификаций на рынке труда. Обесценивание квалификации обычно является следствием увеличения предложения рабочей силы, но не вытекает из характера труда, его организации или стратегии работодателя в области найма. Однако это приводит к тому, что полученная специалистом квалификация имеет мало общего с тем уровнем подготовки, который нужен работодателю (с.66).

Основное внимание автор сосредотачивает на стратегии найма, которую применяют работодатели на уровне фирмы с целью показать, что характер спроса на рынке труда необязательно определяется предложением. Представленный материал основан на исследовании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.