Научная статья на тему 'Анатолий Викторович ремнев: ученый и учитель (эскизы научной биографии)'

Анатолий Викторович ремнев: ученый и учитель (эскизы научной биографии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
404
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анатолий Викторович ремнев: ученый и учитель (эскизы научной биографии)»

АНАТОЛИЙ ВИКТОРОВИЧ РЕМНЕВ: УЧЕНЫЙ И УЧИТЕЛЬ (эскизы научной биографии)

Совсем недавно, в 2010 г., Анатолий Викторович традиционно не отмечал свой юбилей. Формальные практики он изучал, но сам был человеком очень неформальным, искренним. Круглые и некруглые даты отмечал публикацией сборников и монографий. «Заказную» юбилейную статью называл не иначе, как «мой некролог», но, как к любому «своему» тексту, относился внимательно и ответственно. Ссылаясь на опыт дореволюционных чиновников, говорил, что тексты подобного рода необходимо писать самостоятельно, не доверяя помощникам. С удовольствием делился воспоминаниями, представляя их фактами не столько своей личной истории, сколько историографическими сюжетами. Гордился, что, читая студентам спецкурсы по империи, опирался на личный исследовательский опыт, свое участие в знаковых научных событиях и близкое знакомство с современными классиками жанра. Он убирал из статьи все «юбилейные» эпитеты, отмечая при этом, что делает это не из скромности. Думаю, что признание его успехов и заслуг ему хотелось услышать, но не столько от учеников (вряд ли они смогут быть беспристрастными), сколько от коллег и учителей. Время для окончательных оценок уже пришло, хотя теперь это нужно оставшимся без него.

Самостоятельная жизнь у А.В. Ремнева началась очень рано: уже с восьмого класса он стал жить отдельно от семьи, так как учился в интернате, потому что в родной деревне была только восьмилетняя школа. Ответственность за принятые решения, четкая организация своего рабочего времени, умение общаться и находить общий язык с самыми разными людьми - черты характера, вероятно, воспитанные этой ранней самостоятельностью. Выбор специальности был предопределен домашней обстановкой: отец был учителем истории, мама заведовала школьной библиотекой, и дома его всегда окружали книги. Были в домашней библиотеке и судьбоносные в его жизни книги, такие как «Воспоминания С.Ю. Витте», которые и привели А. Ремнева в Омский госуниверситет к доценту А.П. Толочко. Правда, до поступления в вуз были еще неудачная попытка поступления на истфак Омского педагогического института, работа в почти классической кочегарке, учительство в татарском селе Тоскино, зачисление и отчисление по собственному желанию из Новосибирского военно-политического общевойскового училища. Но все эти события, а также три года флотской службы на Дальнем Востоке не стали пре-

градой для его поступления на истфак. Впоследствии история Дальневосточного региона станет предметом исследования одной из монографий А.В. Ремнева [1].

В 1977 г. А.В. Ремнев поступил в недавно открытый Омский государственный университет на исторический факультет. Характерно, что уже первоначальный выбор темы (мемуары С.Ю. Витте как исторический источник) и кафедры для специализации (дореволюционной отечественной истории) определили последующее направление его «научной биографии» - это история российской власти имперского периода. Окончив второй курс на «отлично» и успешно продемонстрировав навыки научной деятельности, студент Ремнев был отправлен для дальнейшего обучения в Ленинградский государственный университет. Такая практика содействия столичных классических университетов начинающим периферийным вузам страны помогла получить фундаментальное образование и сделать успешную карьеру не только А.В. Ремневу, но и другим студентам сибирских университетов, с которым он поддерживал дружеские и творческие связи.

На истфаке Ленинградского госунивер-ситета в рамках семинара профессора Б.В. Ананьича сложился коллектив, члены которого сохраняют научные и личные контакты и много лет спустя. Прежде всего это С.К. Лебедев, а также «старшие» ученики Ананьича Б.Б. Дубенцов, В.В. Лапин, М.Ф. Флоринский и «молодые» Е.А. Правило-ва и Е. Кэмпбелл. Уже в студенческие годы (1979-1982 гг.) А. В. Ремневу удалось стать не просто одним из участников этого семинара, а своим в коллективе маститых историков петербургской школы (член-корреспондент РАН Р.Ш. Ганелин, доктор исторических наук В.Г. Чернуха). Приоритетное внимание к источнику, особенно архивному, к историческим личностям и контексту, широчайший историографический кругозор

- яркие черты этой школы, которые Анатолий Викторович в дальнейшем передавал и своим ученикам. Серьезное и заинтересованное обсуждение докладов студентов и аспирантов, повышенные научные требования к трудам именно своих коллег станут отличительными чертами работы преподавателя А.В. Ремнева.

Уже в студенческие годы у А.В. Ремнева под влиянием той же академической среды петербургских профессоров сформируется традиция постоянной и очень интенсивной работы в архивах и библиотеках. Это не было специальным поиском раритетов (его веселила фраза «введен в научный оборот»), хотя он опубликовал множество интересных и действительно уникальных исторических источников и источниковедческих работ [2]. Годами прорабатывая фонды центральных и местных сибирских архивов (РГИА, ГАРФ,

РГВИА, ГАОО, ГАТО, ТФ ГАТюмО, ГАИО, ГАНО, РО РГБ, РО РНБ, ЦГАРК и др.), он создал уникальный фактографический фундамент для своих будущих теоретических и методологических новаций. Невероятно интенсивно работая в архивах, «расширяя хронологию и пространство своего изыскания от начала XIX в. до начала века ХХ, от Урала до Тихого океана, от Арктики до Казахстана...», еще будучи студентом и аспирантом, А.В. Ремнев, по воспоминаниям однокурсника А. Еманова (в настоящее время д-р ист. наук, профессор ТюмГУ), поражал сокурсников «широким горизонтом видения проблем империи».

Сам же Анатолий Викторович совсем не пафосно объяснял свою «архивную эпопею» отсутствием телевизора в петергофском общежитии и неинтересными газетами 1970-х гг. «Свои 70-е» называл не безвременьем, а «хорошим периодом», когда он «учился, занимался наукой, читал книги, ходил на лекции в университет, но жил вне общественного контекста, углубившись в архивные документы XIX столетия».

В 1982 г., окончив с отличием исторический факультет ЛГУ, А.В. Ремнев на год остается там же при кафедре истории СССР в качестве стажера-исследователя, а с 1983 по 1986 г. обучается в аспирантуре. Кандидатскую диссертацию «Комитет министров в системе высших государственных учреждений царской России (1860-1906-е гг.) по специальности «История СССР» он защитил в диссертационном совете при ЛГУ в 1986 г. В ней он решал проблемы истории функционирования высшего уровня власти, поисков организации «объединенного правительства». Тема, поднятая в 1980-е гг. в кандидатской диссертации, сохранила свою актуальность и в начале XXI в. Чутко реагируя на историографические и методологические новации в современной исторической науке, а зачастую и самостоятельно определяя их, А.В. Ремнев доработает и опубликует свою кандидатскую диссертацию уже в 2010 г. под названием «Самодержавное правительство: Комитет министров в системе высшего управления Российской империи (вторая половина XIX - начало XX века)» (М. : РОССПЭН, 2010).

Возвращение в Омск после защиты диссертации не было простым решением. Тревожила замкнутость и провинциальность сибирского города, оторванность от привычной научной среды. Однако в конце 1980-х - 1990-е гг. ситуация в гуманитарных науках кардинально изменилась: появилась почти нереальная прежде возможность ездить в командировки практически в любую страну мира. А.В. Ремнев не только отметит этот историографический факт, но и чрезвычайно продуктивно будет использовать его в своей научной биографии. Из интервью А.В. Ремнева: «Мы теперь прини-

маем участие в научных конференциях, проходящих в различных городах России и за рубежом, общаемся с коллегами-истори-ками, с которыми нас связывают научные интересы и дружеские отношения... читаем книги историков прежних веков, зарубежных исследователей».

В Омском государственном университете, куда А.В. Ремнев вернулся в 1986 г., он быстро проходит по основным ступеням успешного ученого-преподавателя: от ассистента до профессора (1982-1997 гг.). Практически постоянно ему удается сочетать научную, преподавательскую и административную деятельность. В 1990-1992 гг. он исполняет обязанности заместителя декана исторического факультета, а в 1996-2002 гг.

- проректора по научной работе ОмГУ. В качестве последнего он проделал большую работу по открытию новых специальностей в аспирантуре и докторантуре ОмГУ, созданию диссертационных советов, привлечению средств из международных и российских фондов и программ для научных исследований.

Докторскую диссертацию «Административная политика самодержавия в Сибири в XIX - начале XX вв.» по специальности «Отечественная история» А.В. Ремнев защитил в Санкт-Петербургском филиале Института российской истории РАН в 1997 г. В ней впервые получили освещение вопросы, связанные с эволюцией правительственных представлений о роли и месте Сибирского региона в Российском государстве, изучены управленческие аспекты сибирского варианта проблемы взаимодействия центра и региона, существенно скорректировано понимание значения сибирской генерал-губернаторской и губернаторской власти в административной иерархии, выявлены общие принципы и динамика территориальной организации управления Сибири, причины и этапы перестройки административных границ внутри региона, определена специфика институционального устройства центральных и местных государственных органов, их взаимодействие и функциональная эволюция.

С 1998 г. и до последнего дня своей жизни А.В. Ремнев являлся профессором кафедры дореволюционной отечественной истории и документоведения исторического факультета, а также профессором кафедры теории и истории государства и права юридического факультета ОмГУ. На двух факультетах Омского госуниверситета профессор А.В. Ремнев читал базовые лекционные курсы по отечественной истории, истории государства и права России, а также несколько специальных курсов. О широком научном признании его профессиональных достижений свидетельствуют полученные им приглашения от других российских вузов для чтения лекционных курсов. В 2002-

2003 гг. им был прочитан спецкурс «Сибирь и Дальний Восток в Российской империи XIX

- начала XX вв.» в Тюменском, Новосибирском, Иркутском, Саратовском и Сахалинском государственном университетах, а также цикл лекций на семинаре-мастерской «Этномиграционные процессы и становление диаспор в Азиатской России: история и современность» в Иркутске в 2006 г. В 2007 г. была прочитана серия лекций по истории Азиатской России в вузах г. Красноярска.

Профессор Ремнев использовал в своей деятельности не только традиционные формы преподавания, но и принимал активное участие уже на стадии создания таких новых обучающих и научных практик, как виртуальная мастерская, семинары-мастерские, онлайн-конференции, летние школы. Апробацию своих научных исследований он провел на многих российских и международных школах и приглашенных спецкурсах, где ему пришлось читать лекции студентам и молодым ученым в Саратове, Иркутске, Новосибирске, Тюмени, Южно-Сахалинске, Львове и других городах.

Лекционная деятельность профессора А.В. Ремнева не ограничивалась российским «университетским пространством». Свидетельством научной зрелости и международного признания являлось приглашение его в известные зарубежные университеты: в 2007 г. в Колумбийский университет (Нью-Йорк); в 2007-2008 гг. в Центр славянских исследований университета Хоккайдо (Япония).

Жизнь ученого измеряется не только и не столько годами, сколько научными достижениями, новыми книгами, встречами, конференциями. Темп и ритм жизни профессора А.В. Ремнева очень сложно вписывались в любые стабильные рамки и графики: учебные семестры, так же как каникулы и отпуск, постоянно прерывались научными командировками. В результате и возникло емкое понятие «научный туризм», сочетающее профессиональные интересы и путешествия. Оставаться долго на одном месте ему было сложно, требовалась не просто «смена декораций», а интеллектуальное общение, обсуждение научных, профессиональных проблем. Приезжая из очередной поездки, он много и с удовольствием делился впечатлениями, рассказывал о новостях из научных центров, новых проектах, интересных знакомствах и обязательно привозил книги.

Являясь высококлассным специалистом в области истории государственного управления России XIX - начала XX вв., административной политики в Сибири, на Дальнем Востоке и в Степном крае, имперской политики и региональных процессов в стране

XIX - начала XX в., идеологии имперского расширения на Восток и имперской географии власти, колонизации и «обрусения» азиатских окраин Российской империи, А.В. Ремнев был постоянно востребован на

международных и российских научных конференциях. «Маршрутный лист» ученого включал такие научные центры, как Москва, Нью-Йорк, Вашингтон, Урбана-Шампейн, Париж, Гамбург, Токио, Саппоро, Осака, Будапешт, Варшава, Астана, Алматы, Кокшетау, Бишкек, Львов, Санкт-Петербург, Казань, Ярославль, Кострома, Самара, Саратов, Новосибирск, Иркутск, Тюмень, Томск, Южно-Сахалинск и другие.

Участие в международных конференциях и семинарах для ученого было важно не только с целью обмена научным опытом, но и для формирования научных коллективов. С 1996 г. А.В. Ремнев был руководителем и соруководителем международных и российских исследовательских проектов, в том числе таких, как межрегиональный семинар «Российская империя XIX - начала

XX в. в региональном измерении» (Владимир, Сестрорецк, Ярославль, 1996-1997;

международный проект «Империя и регион: российский вариант (Нью-Йорк, Омск, Самара, 1997-2002); междисциплинарный научный проект «Власть и общество в политическом и этноконфессиональном пространстве России: история и современность» (Москва, Санкт-Петербург, 2000); международные летние школы в Саратове и Львове (2002-2006). Многие проекты, создав площадку и новый научный коллектив, завершали работу ценными публикациями. Таковыми, например, стали межархивный справочник по истории управления и самоуправления в Сибири в XVI - начале XX в. «Власть в Сибири XVI - начало XX вв.» (2003) или серия книг «Окраины Российской империи» (под редакцией А.В. Ремнева совместно с А. Миллером и А. Рибером) (20072008). Новым перспективным направлением, сопряженным с имперской историей, стало изучение миграционной политики в геополитическом и национальном контексте Азиатской России. Этим сюжетам посвящена серия статей, уже опубликованных в России, Польше и подготовленных для печати в США и Японии [3].

Участие А.В. Ремнева в международных семинарах и конференциях давало ему возможность регулярно обсуждать проблемы истории Российской империи с Б.В. Анань-ичем, М. фон Хагеном, Дж. Бурбанк, С. Смитом, Р.Ш. Ганелиным, Л.Е. Горизон-товым, С.И. Каспэ, В.О. Бобровниковым, С.Н. Абашиным, Е.А. Правиловой, Н.Ф. Тагировой, Е.И. Кэмпбелл (Воробьевой), Р. А. Циун-чуком, П. Вертом, В. Сандерландом, Н. Ссо-рин-Чайковым, Ч. Стейнведелом и другими учеными. Чрезвычайно важными для себя считал Анатолий Викторович и контакты с сибирскими и дальневосточными коллегами (Л.М. Дамешеком, М.С. Высоковым, А.И. Кос-тановым, В.И. Шишкиным, С.В. Кондратьевым, В.И. Дятловым).

Отдельно нужно упомянуть межрегиональный семинар «Региональные процессы в имперской России». Он выделяется в ряду других проектов и долговременным характером, и высокой результативностью, и главное - работоспособным, зрелым научным сообществом, продолжающим создавать новые научные площадки, формы и направления исторических исследований. В 1999 г. благодаря А.В. Ремневу удалось организовать «имперский» международный семинар и в Омске, собрав весьма представительный форум участников: Марк фон Хаген (профессор Колумбийского университета), Джейн Бурбанк (профессор Мичиганского университета), Стивен Смит (профессор Университета графства Эссекс), П.И. Савельев (профессор, доктор исторических наук, ректор Самарского муниципального института управления) и многие другие. Избранный ракурс исследования имперской тематики, акцентированный на изучении механизмов, методов и управленческих технологий, обеспечивавших устойчивость и долговечность Российской империи, позволил выйти на целый ряд новых научных направлений. Во время семинара в Омске участники встречались с руководством Омского госуниверситета, учеными исторического факультета и отделения теологии. В культурную программу семинара входило знакомство с историческими и архитектурными достопримечательностями Омска, посещение музеев, Ачаирского православного монастыря, строящегося на месте бывшего лагеря репрессированных. Было организовано выездное заседание семинара на теплоходе по Иртышу до старейших населенных пунктов региона - поселка Боль-шеречье и села Евгащино, расположенных на знаменитом своей историей Сибирском тракте.

Научное творчество А.В. Ремнева охотно и стабильно поддерживали международные и российские научные фонды: Фонд Форда, Институт «Открытое общество» (фонд Сороса), American Council of Learned Societies (ACLS), Московский общественный научный фонд, Министерство образования РФ (Единый заказ-наряд), РГНФ, Воронежский, Иркутский и Саратовский межрегиональные институты общественных наук, Фонд Михаила Прохорова и др.). При этом он и сам являлся членом нескольких экспертных советов, в том числе Международной программы стипендий Фонда Форда (1999-2002), программы INTAS (2000-2002), Красноярского краевого фонда науки (2001-2002). В Омском госуниверситете в 1999-2002 гг. профессор А.В. Ремнев был председателем экспертного совета конкурса грантов молодых ученых.

Особо хочется отметить работу профессора А.В. Ремнева со студентами, магистрантами и аспирантами. Он подготовил од-

ного доктора, семь кандидатов исторических наук и одного кандидата юридических наук. Среди подготовленных под его руководством работ нет случайных тем или слабых исследований - все они в рамках одного направления и выполнены на высоком научном уровне. Редкие, почти исключительные, похвалы и сложно достижимые, но ярко очерченные цели являлись постоянным стимулом в работе его учеников. Все защитившиеся под его руководством участвовали в общих проектах со своим научным руководителем и продолжают заниматься научной работой. Он умел увлечь историей студентов и даже в ограниченное учебное время привить вкус к научным источникам и дискуссиям, а магистрантов и аспирантов своим личным примером и опытом вдохновлял на масштабные и амбициозные проекты. Эти качества научного руководителя, а также широкие международные связи приводили в Омск к профессору Ремневу на стажировку ученых из дальнего и ближнего зарубежья (А. Масаэро (Италия), Д. Рейнбоу (США), Д. Нода (Япония), К. Бижигитова (Республика Казахстан)). Важно отметить, что его педагогическая деятельность была направлена не только на приращение научного знания: диссертационное исследование никогда не было самоцелью. Собирая всех заинтересованных в обмене мнениями, получении новой научной информации, знакомстве с новыми именами и просто научными гостями Омска, он строил то пространство науки в нашем городе, которого ему самому так не хватало. Редкий дар ученого обретать в общении с учениками и коллегами «интеллектуальное, научное и человеческое счастье» был в полной мере присущ Анатолию Викторовичу. И хотелось бы, чтобы этот навык плодотворного интеллектуального общения в достаточно сложной и конфликтной научной среде сохранялся как значимая часть его наследия.

А.В. Ремнев способствовал подготовке научных кадров не только в качестве научного руководителя и консультанта, но и как член регионального диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук при Омской юридической академии МВД, диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности «Социальная философия» при ОмГУ, диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата исторических наук по специальностям «Этнография, этнология и антропология» и «Историография, источниковедение и методы исторического исследования» при ОмГУ. Много лет он являлся заместителем председателя регионального диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук

по специальности «Отечественная история» при Омском государственном педагогическом университете. С 1999 г. профессор

А.В. Ремнев выполнял обязанности председателя Государственной аттестационной комиссии на историческом факультете Тюменского государственного университета.

Еще одно важнейшее научно-организационное направление деятельности А.В. Рем-нева - работа в журнале «Вестник Омского университета», где он несколько лет занимал пост главного редактора, а также членство в редколлегиях журналов «Омский краевед», «Научный вестник Омской академии МВД России» и интернет-журнале «Сибирская заимка». В редакционном совете международного журнала «Ab Imperio» он состоял вместе с наиболее выдающимися исследователями имперской истории (А. Каппелер, С. Бейкер, А. Рибер, Р. Уортман, П. Гатрелл и др.).

Крупнейшие энциклопедические и справочные издания, как общероссийские, так и сибирские (Большая российская энциклопедия, Высшие и центральные государственные учреждения России, Сибирская историческая энциклопедия, Энциклопедии города Омска и Омской области), обращались к А.В. Ремневу как знатоку и специалисту по самому широкому кругу вопросов. Статьи, написанные им, посвящены личностям государственных деятелей высшего эшелона, сибирским генерал-губернаторам и губернаторам, высшим, центральным и местным государственным учреждениям. В 2008-2009 гг. он исполнял обязанности заместителя главного редактора Энциклопедии Омской области.

Профессор А.В. Ремнев своей научной и общественной деятельностью являл собой пример научного эксперта, роль и значение государственного управления он изучал на протяжении всей своей научной, преподавательской и общественной карьеры. Помимо преподавательской деятельности, он являлся действительным членом Русского географического общества (с 1997 г.), членом общественного совета Архивного управления Администрации Омской области; научного совета Омского историко-краеведческого музея; ученого совета ОмГУ (19962007). В 2004 г. за упомянутые выше заслуги был удостоен звания «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации». С 2008 г. профессор А.В. Ремнев состоял членом Общественной палаты Омской области, где исполнял обязанности председателя комиссии по науке и образованию. Энциклопедические знания по истории России в сочетании со спокойным и взвешенным отношением к современным общественно-политическим процессам делали его незаменимым экспертом для региональных газет и телевидения,

а также при разработке символики Омской области.

В письме коллеге весной 2011 г. А.В. Ремнев писал: «Много пишу, хотя не хватает времени. Написал статью о колони-альности, постколониальности и исторической политике в современном Казахстане. Это уже опубликовано в первом номере за этот год в “Ab Imperio”. Написал также статью про “образ Ермака”, а самое главное -развиваю дальше тему о колонизации и “обрусении”. Хочу летом сесть за книгу о Сибири - точнее, переделать свои старые книжечки в один том. А потом (дай Бог!) возьмусь за Казахстан...». Теперь этим планам уже не сбыться. Жизнь ученого оборвалась трагически рано, на 57-м году, когда он был полон творческих замыслов и плодотворно работал над их осуществлением.

Итогом научной деятельности профессора А.В. Ремнева стали 7 монографий и более 260 научных и учебно-методических работ, в которых ярко проявился его широчайший круг исследовательских интересов, высокий научный потенциал учёного с международным признанием. Его работы, опубликованные в разных странах мира, снискали заслуженное уважение научной общественности и отвечают самому взыскательному профессиональному вкусу, по ним будет учиться еще не одно поколение гуманитариев. В них - наследие ученого, т. е. те научные идеи, которые предстоит освоить и продолжать развивать его ученикам, коллегам по цеху. Он остается жить в своих произведениях, в своих учениках, в основанных им благородных традициях и в нашей благодарной памяти. Его коллеги по работе, друзья, ученики навсегда запомнят его как человека большой души, отзывчивого и внимательного товарища, остроумного собеседника, жизнелюба и оптимиста, который, мужественно перенося личные жизненные невзгоды, был примером стойкости и величия духа для всех, кто его окружал.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ремнев А. В. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX - начала XX веков. Омск : Изд-во ОмГУ, 2004.

[2] Ремнев А. В. «Описание Сибирского края»

B.А. Арцимовича // Проблемы историографии, источниковедения и исторического краеведения в вузовском курсе отечественной истории. Омск, 1995. С. 75-78, 88 ; Из воспоминаний первого омского областного начальника

C.Б. Броневского / вступительная статья, подготовка текста к публикации, комментарии А. В. Ремнева // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. Омск, 1999. № 7. С. 276-299; Ремнев А. В. Как обустроить Россию: геополитические прогнозы бывшего министра Куропаткина // Родина. М., 2004. № 9. С. 32-34 и др.

[3] Миграции и диаспоры в социокультурном, политическом и экономическом пространстве

Сибири. Рубежи XIX-XX XX-XXI веков. Иркутск, 2010 ; Ремнев А. В. Империя расширяется на восток: «топонимический национализм» в символическом пространстве Азиатской России XIX - начала XX века // Ofiary imperium. Imperia jako ofiary. 44 spojrzenia / red. Andrzei Nowak. Warsawa, 2010. C. 153-168, 262 ; Idem. Asiatic Russia: Colonization and «Russification» in the Imperial Geography of the Nineteenth to Early Twentieth Centuries // Asiatic Russia Imperial Power in Regional and International Contexts / ed. by Tomohiko Uyama. Routledge, 2011; 261 ; Idem. Evaluating the Russian Nation's Colonial Potential on the Asian Peripheries of the Empire: Optimistic Prognoses and Pessimistic Assessments // Russia in Motion: Essays on the Politics, Culture and Society of Human Mobility, 1850-Present / ed. by John Randolph and Eugene M. Avrutin. University of Illinois Press, 2012 (Series «Studies of World Migrations»).

Н.Г. Суворова

К ВОПРОСУ О СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ: РЕГИОНАЛЬНОЕ ИСТОРИОПИСАНИЕ И ПРОВИНЦИАЛЬНЫЕ ИСТОРИКИ

Принято считать, что наука не может дробиться по какому-либо внешнему признаку. Она по своей природе, по самой своей сути, интернациональна, не связана напрямую ни с политической системой, ни с политическим режимом, ни с формой правления, ни с уровнем благосостояния общества, ни с определенной идеологией, она принципиально внерелигиозна (ученый может быть воцерковленным, но наука не может быть основана на вере). Подвижникам от науки неважно ни место работы, ни размеры заработной платы: скромнейший учитель гимназии за свои научные достижения может получить престижнейшую научную премию - и остаться, как Роберт Кох, учителем в гимназии.

Одновременно в СССР почиталось справедливым и истинным суждение о том, что лучшие научные кадры сосредоточены, например, в академических учреждениях. Их сотрудники призваны заниматься наукой, только наукой, ничем иным - за это им, собственно говоря, и платят жалование. Соответственно, преподаватель высшего учебного заведения читает лекции, работает со студентом и прочее. В советские времена это почиталось не просто нормой: работа в научном учреждении и учебном заведении понималась чуть ли не как разные профессии. Историк мог всю жизнь проработать старшим научным сотрудником, а мог и доцентом. Во всяком случае, ученый с мировым именем мог и не иметь звания профес-

сора, если не преподавал в высшем учебном заведении.

Соответственно, считалось, что лучшие научные кадры сгруппированы в столице нашей родины, в столицах союзных республик, академических центрах, подобных Новосибирску, на худой конец, в старых университетских центрах, подобных Томску.

Применительно к исторической науке это означало (понятно, что речь идет не о формальных разграничениях, а о фактическом положении дел), что региональные историки разрабатывают историю своего региона, скажем, сибирские исследователи пишут историю Сибири, а столичные, как правило, занимаются общероссийской проблематикой. В самом деле, представить себе ситуацию в советское время, чтобы казахский автор защищал диссертацию на соискание степени кандидата исторических наук в омском совете по истории Молдавии можно было, лишь обладая буйной фантазией. Это просто не было принято. Мне потребовалось довольно много времени, чтобы понять, что в Москве и Ленинграде общерусскую историю также изучают единицы. Основная масса авторов занимается исследованием проблем региональной истории и изучает московскую партийную организацию, пролетариат Центрально-промышленного района, новгородское вече в XIII в. и т. п.

Я уже на студенческой скамье вполне осознал, что никогда и ни при каких обстоятельствах заниматься историей Сибири не хочу. Даже сейчас мне трудно понять истоки такого моего юношеского максимализма. Мои учителя, перед именами которых я благоговею (З.Я. Бояршинова, Л.А. Чиндина, Н.В. Блинов), занимались именно изучением сибирской истории. Тем не менее вполне понятный пиетет перед ними не вынудил меня изучать историю региона. Я увлекся политическим режимом Павла I, самой его личностью. З.Я. Бояршинова как руководитель кафедры была от такого моего выбора темы дипломного сочинения не в восторге. Мне потребовалось доказывать ей, что выпускник ее кафедры может подготовить выпускную работу с общерусской проблематикой.

Я успешно защитился, но настоящие проблемы начались для меня, когда я уже работал на историческом факультете в ОмГУ. Довольно быстро я усвоил истинность банальной сентенции: ученым можешь ты не быть, но кандидатом быть обязан. Но тема?! Меня легко соглашались взять под свое руководство многие видные сибирские исследователи (М.Е. Плотникова, Н.А. Ми-ненко), но давали тему, соответствующую их научным интересам. Я страдал. Необходимость защититься, для того чтобы преподавать, скажу еще раз, вполне мною осознавалась, но пересилить себя и заняться сибирской историей я был не в состоянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.