РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
2
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 98.02.001 -98.02.093
МОСКВА 1998
пространства выпускать деньги только под ценные бумаги высокого качества и применять в своих балансах единые оценочные критерии. Например, золото в балансе Бундесбанка является активом с малыми рисками, поскольку оно оценивается примерно в 25% от рыночной цены. В Голландии и Ирландии его оценка делается со скидкой в 30%, а во Франции и Италии золото оценивается по рыночной цене. Поэтому вместо того чтобы уже с 1 января 1999 г. вводить евро, необходимо к этому сроку ввести единый для всех центральных банков ЕС порядок. Тогда каждая страна-участница сможет выпускать свою собственную твердую валюту. Только в том случае, если будет достигнута эта “конвергенция устойчивости” валют, будет исправлена основная ошибка ЕВС, которая была допущена при создании Европейской валютной системы, заключающаяся в игнорировании банковских критериев надежности ценных бумаг. Если же теперь — при создании ЕВС — в качестве первого шага не начать с создания единого для всех национальных центральных банков порядка, а сразу же стартовать со второго этапа — создания наднациональной валюты, рассчитывая на то, что центральные банки “сами гармонизируются”, то ЕВС получит “мягкую” евро. Наиболее вероятным вариантом ЕВС в этой ситуации, как заявил в Вене в марте 1997 г. профессор Рей Рис, может явиться такое развитие, при котором темпы инфляции в Союзе будут находиться на уровне 6% в год, а евро будет такой же твердой, как итальянская лира.
Б.А. Жебрак
98.02.027. КЛАНЕ С. ЯПОНСКИЕ БАНКИ: ВЫХОД ИЗ
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОГО И СЕРЬЕЗНОГО КРИЗИСА.
CLANET S. Banques japonaises: Une sortie de crise longue et difficile// Banque. - P., 1997. -№ 583. - P. 61-64.
В настоящее время банковская система Японии переживает наиболее трудный период своего развития. После быстрого роста 80-х годов, позволившего крупнейшим японским банкам занять ведущие позиции в финансовом мире, начиная с 1989 г. они испытывают серьезные трудности, связанные с резким падением стоимости банковских активов и объема операций на рынке недвижимости, со снижением рентабельности и увеличением суммы выданных банками сомнительных (безнадежных) кредитов. Вплоть до 1993 г. данные о
таких кредитах не только не публиковались, но всячески камуфлировались, что искажало картину действительного состояния японских банков. Кризис, в полной мере проявившийся в 1995 г., обнаружил прежде всего структурную слабость японской финансовой системы. Чтобы очистить свои балансы от сомнительных долгов, ведущие банки Японии уже с 1993/94 фин. г. начали отчислять значительную часть своих прибылей в резервные фонды. Так, прибыли, полученные ими в 1995/96 фин. г. от операций на рынке облигаций, были в основном использованы для создания резервов для погашения сомнительных долгов. В результате в 1995/96 фин. г. 17 из 21 крупнейшего банка Японии зарегистрировали в своих балансах чистые убытки. Благодаря такой политике общая сумма сомнительных долгов японским банкам (среди которых 21 национальный банк, региональные банки и финансовые кооперативы) снизилась с 38 трлн. иен в конце 1995 г. до 34,7 трлн. (330 млрд. долл.) в конце 1996 г. Благодаря такой политике японские банки начали постепенно восстанавливать свои позиции и оздоравливать балансы. По результатам 1996/97 фин. г., завершившегося в марте 1997 г., 9 из 10-ти ведущих городских банков Японии сумели получить чистые прибыли в пределах 8,75 - 9,34% их собственных капиталов (с. 62).
Однако ситуация у разных категорий японских банков различна. Если крупнейшие городские банки, скорее всего, сумеют до конца века полностью очистить свой баланс от сомнительных кредитов, то банки более скромных размеров, а также местные кредитные кооперативы и общества жилищных кредитов вряд ли смогут преодолеть трудности без серьезной финансовой помощи со стороны государства. Портфели большинства японских банков отягощены низкодоходными активами, которые снижают общую рентабельность их капиталов и инвестиций по сравнению с международными стандартами. Для решения этих проблем необходима продажа недвижимых активов, которые предоставлялись в качестве залога при предоставлении банковских кредитов и займов. Однако осуществить такую продажу будет нелегко, поскольку японский рынок недвижимости неликвиден, а цены на жилье за последние годы резко упали, хотя в последнее время наблюдается некоторый их рост.
Все эти меры являются лишь прелюдией для более глубокой структурной трансформации банковской системы Японии. Осознание японскими властями глубины кризиса финансовой системы страны заставило их принять определенные меры в различных областях. Прежде всего, вместо множества органов контроля правительство создало единый орган контроля за деятельностью банков, независимый от министерства финансов. Была создана корпорация по страхованию депозитов (Deposit Insurance Corporation), получившую на первом этапе своей деятельности кредит от Центрального банка Японии. В последующем банки стали вносить в нее взносы в размере 0,048% суммы привлекаемых ими депозитов. Все эти меры были призваны восстановить доверие рынка к органам надзора за банковской деятельностью и к их способности управлять кризисом. Однако эта способность быстро достигла своих пределов, когда возникла необходимость спасать один из крупнейших банков - Nippon Credit Bank. В этом случае разработанный органами надзора план реструктуризации банка потребовал 2 трлн. иен, что заставило контролирующие органы обратиться к солидарности других крупных финансовых институтов, среди которых были размещены новые акции на указанную сумму. Кроме того, правительство обязало банки создать специальную компанию (Cooperative Credit Purchasing Company), призванную укрепить солидарность и взаимопомощь японских банков перед лицом кризиса. Средства этой компании, которая покупает у банков со значительной скидкой их сомнительные долги, обеспеченные недвижимыми активами, формируются без участия государства, за счет взносов банков — 60% суммы взносов приходится на долю 21 крупнейшего банка.
Для оказания помощи более мелким банкам и кредитным кооперативам предусмотрено создание специальной организации, которая возьмет на свой счет активы обанкротившихся в 1995-1996 гг. кредитных кооперативов с обязательством ликвидировать (например, распродать по низким ценам) непроизводительную часть этих активов в течение ближайших пяти лет.
В целом нынешняя политика японского правительства в отношении банков и других финансовых учреждений направлена на то, чтобы создать в стране условия, благоприятствующие модернизации банковских структур и изменению стиля управления
ими. После оздоровления балансов банков предусматривается проведение новой финансовой реформы, чтобы, как заявляют официальные лица, “создать прочную финансовую систему, являющуюся базой здоровой экономики”. Более конкретные цели состоят в том, чтобы наилучшим образом использовать внутренние сбережения (оцениваемые в 1200 трлн. иен) и догнать по уровню модернизации и интеграции американский и европейский финансовые рынки.
Еще один аргумент в пользу финансовой реформы -необходимость укрепления позиций Токийской фондовой биржи перед лицом наступления новых финансовых центров из быстрорастущих новых индустриальных стран Азии. Кроме того, Япония намерена повысить международную роль иены, поскольку введение в рамках ЕС новой валюты (евро) может существенным образом изменить соотношение сил в международной валютной системе.
Уже объявленный правительством проект будущей финансовой реформы включает следующие меры: полное устранение валютного контроля; дерегулирование уровня комиссионных, получаемых финансовыми посредниками (брокерами), и отмена биржевого налога; дальнейшее устранение границ между различными видами деятельности банков, чтобы усилить конкуренцию между традиционными банковскими операциями и другими операциями, в том числе сделками с ценными бумагами; упрощение налоговой системы, совершенствование банковского законодательства и введение принятых в международной практике стандартов учета и отчетности; смягчение правил управления пенсионными фондами; допуск к ним иностранных инвесторов и управляющих; либерализация деятельности страхового бизнеса, в том числе разрешение страховым компаниям вести операции на рынке ценных бумаг.
Правительство намерено до 2000 г. разрешить создание финансовых холдингов, объединяющих посредническую деятельность брокеров, операции по страхованию и предоставлению традиционных финансовых услуг. Чтобы стимулировать развитие модели универсального банка, предусмотрено, что с 1 апреля 1999 г. банки смогут создавать 100-процентные филиалы, осуществляющие брокерские операции, финансовый лизинг и эмиссию кредитных
11-3963
карточек. Еще через год эти филиалы смогут проводить операции по страхованию. В свою очередь, страховые компании с 1999 г. смогут предоставлять традиционные банковские услуги.
Большая часть названных выше мер будет реализована только с марта 1999 г. Это связано с тем, что правительство Японии стремится избежать “большого скачка”, который мог бы нанести вред некоторым банкам или финансовым учреждениям. Вместе с тем постепенное устранение границ между различными видами деятельности банков должно побудить их к более активной перестройке своей структуры и операций, не ограничиваясь решением проблемы сомнительных кредитов и долгов. Частные банки Японии все чаше сталкиваются с конкуренцией со стороны государственных финансовых институтов (например, почтовой сети), вклады в которые гарантируются государством. Между тем в области конкуренции издержек-качества японские банки обладают довольно узким полем для маневра, поскольку уровень издержек у них уже достаточно низок. В этих условиях банки вынуждены будут сосредоточить свои усилия на развитии наиболее прибыльных сфер деятельности, что потребует переобучения персонала, повышения уровня образования работников, адаптации организационных структур. Необходимо также совершенствовать методы управления, которые до сих пор больше ориентировались на получение эффектов от увеличения размеров банка и масштабов его деятельности, а не на повышение качества банковских активов и портфеля.
Как считают эксперты, следовало бы разрешить доверительное управление активами не только традиционным трастовым банкам, но и другим финансовым учреждениям, отказаться от системы “главных банков” (main bank) и ограничить практику перекрестных участий в капитале между банками и предприятиями, которая позволяет финансовым институтам устанавливать привилегированные отношения с отдельными предприятиями, не давая возможности банкам осуществлять строгий и беспристрастный анализ кредитных рисков.
J1. А. Зубченко