РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
1
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 98.01.001 -98.01.106
МОСКВА 1998
банки пошли по пути французских банков, т.е. стали создавать собственные филиалы, специализирующиеся на предоставлении услуг по страхованию жизни.
В Германии в 1990-1994 гг. среднегодовые темпы роста услуг по страхованию жизни составили 7,1%, что прежде всего объяснялось объединением Западной и Восточной Германии, в результате которого для западногерманских страховых компаний был открыт практически неосвоенный рынок восточных земель. В 1995 г. и первой половине 1996 г. темпы роста рассматриваемого рынка несколько снизились. В Германии страховые компании и банки издавна (некоторые еще с 20-х годов нынешнего столетия) поддерживали довольно тесные связи. Немецкие банкиры всегда исходили из того, что клиент должен получить в отделении банка весь спектр услуг, начиная с разнообразных банковских продуктов и консультаций и кончая страховыми услугами. В реализации полисов страхования жизни доля банков составляет 30%, а страховых компаний - 50-60% (с.45). В целом в отличие от Франции и Италии, где банки стремятся создавать специализированные страховые филиалы, в Германии преобладают соглашения между банками и страховыми компаниями о реализации страховых полисов, которые иногда сопровождаются взаимными участиями партнеров в капитале.
Общая тенденция состоит в том, что и в будущем европейские банки не будут ограничиваться только сбытом страховых полисов по соглашению со страховыми компаниями, а примут самое активное участие в разработке новых и совершенствовании существующих типов страховых услуг.
J1.A. Зубченко
98.01.057. КРИЗИС БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ЯПОНИИ. La crise du système bancaire japonais // Economie intern. - P., 1996. - N 67. - P. 4-29.
Во второй половине 80-х годов банковская система Японии развивалась очень высокими темпами, чему способствовали высокие темпы экономического роста страны, питавшие оптимистические ожидания финансовых агентов и институтов, быстрый рост цен финансовых активов (в 1985-1989 гг. биржевой индекс Никкей возрос в три раза, а цены на землю в шести крупнейших городах страны
росли на 20% в год), низкий уровень процентных ставок, стимулировавшие расширяющийся спрос на кредиты, которые частично использовались на приобретение финансовых активов и недвижимости. В 1989 г. Центральный банк Японии (ЦБЯ) начал ужесточать денежно-кредитную политику, повысив ставку учетного процента с 2,5 в апреле 1989 г. до 6 в августе 1990 г. Это вызвало повышение процентных ставок по кредитам, увеличение задолженности экономических агентов, особенно предприятий, снижение индекса Никкей в 1990 г. на 40%. Эти и другие явления, вызвавшие удорожание капитала, крах биржевого рынка и ужесточение условий получения кредита, и легли в основу экономического спада, начавшегося в 1991 г.
Финансовые институты Японии были глубоко затронуты произошедшим в 1995 г. разрывом финансового "пузыря", который позволял даже в условиях экономического спада какое-то время скрывать уязвимость банковской системы. Глубина банковского кризиса в полной мере проявилась в 1995 г., когда потерпели крах несколько финансовых институтов малого и среднего размера, были опубликованы подробные данные о сумме сомнительных (недоброкачественных) кредитов, предоставленных ведущими банками, началась серия разоблачений финансовых злоупотреблений и скандалов, а на международных рынках капиталов были ужесточены условия предоставления займов японским банкам.
Осознание глубины кризиса, давление финансовых рынков и рекомендации международных организаций (ОЭСР в 1995 г. и МВФ в 1996 г.) принять меры по управлению кризисом привели к тому, что власти Японии поставили борьбу с банковским кризисом в центр своей экономической политики.
Прежде всего были приняты меры по публикации суммы сомнительных долгов японских банков, поскольку до марта 1993 г. банки не обязаны были публиковать такую информацию. К официальным данным о сомнительных кредитах, предоставленных 21 крупнейшим банком Японии и составивших в марте 1996 г. 21,9 трлн. иен, следует добавить сомнительные кредиты региональных банков -7,7 трлн. иен и кредитных кооперативов - 6,3 трлн. В результате общая сумма сомнительных кредитов на конец марта 1996 г. составила 34,7 трлн. иен, или 7% ВВП.
Помимо публикации данных о сомнительных кредитах,
власти обязали банки создать Cooperative Credit Purchasing Company (CCPC), призванную укрепить солидарность японских банков и их взаимопомощь в условиях кризиса. Средства ССРС формируются без участия государства за счет взносов банков: 60% этих взносов приходится на долю 21 крупнейшего банка, которые продают этой компании со значительной скидкой свои сомнительные долги, обеспеченные недвижимыми активами. Покупка долгов финансируется за счет займов, получаемых ССРС у тех же банков и не гарантированных государством. Это обстоятельство объясняет весьма ограниченные результаты деятельности ССРС: за три года ее существования было приобретено сомнительных долгов всего на 12,1 трлн. иен со средней скидкой в 51% (в 1995 г. скидка составляла 65%).
Начиная с 1993/94 фин. г. крупнейшие банки Японии стали проводить политику по очистке своих балансов от сомнительных долгов. В первый же год на эти цели они использовали более 100% своих прибылей. При этом использовались такие меры, как продажа сомнительных долговых обязательств ССРС, списание долгов и создание резервов для покрытия сомнительных (безнадежных) ссуд.
Снижение международного рейтинга большинства ведущих японских банков и некоторое улучшение положения на фондовом рынке Японии побудили 17 банков из группы крупнейших также объявить в 1995/96 фин. г. о своих убытках, которые были в основном связаны с увеличением расходов на создание резервов для покрытия сомнительных кредитов по сравнению с предшествующим годом на 95,5%.
Наиболее уязвимо положение малых и средних банков и кредитных кооперативов, специализирующихся на предоставлении кредитов малым и средним предприятиям МСП). Эти учреждения никогда не находились под строгим надзором со стороны Центрального банка Японии (ЦБЯ) и органов надзора, поскольку считалось, что они финансируют свои операции в основном за счет собственных средств. Но на практике именно эти учреждения оказались в наиболее трудном положении, что явилось следствием их агрессивной политики в области выплаты процентов по вкладам и предоставления сомнительных кредитов, особенно на финансирование операций с недвижимостью. К концу 1994 г. потерпели крах 9 региональных банков (jusen), что, в частности, было связано с публикацией данных об их финансовой уязвимости (2/3
портфеля этих банков составляли безнадежные кредиты). Чтобы избежать риска "заражения" других финансовых учреждений, Федерация кредитных кооперативов и ЦБЯ предоставили заем для компенсации вкладов. Это была первая операция такого рода за последние 30 лет. Анализ положения банков и кредитных учреждений малого и среднего размера свидетельствует о том, что их трудности во многом были связаны с отсутствием надлежащего контроля над их деятельностью не только со стороны официальных органов надзора, но и со стороны крупнейших банков, являющихся их главными акционерами или кредиторами.
Еще одним направлением программы оздоровления банковского сектора Японии было поощрение процесса слияния банков и финансовых учреждений, чтобы дать им возможность достичь критических размеров и упрочить финансовое положение. Этот процесс затрагивает не только мелкие банки и кредитные кооперативы. Объявленное в 1996 г. слияние "Мицубиси бэнк" (Mitsubishi Bank) и "Бэнк оф Токио" (Bank of Tokio) сократило численность группы крупнейших японских банков с 21 до 20. Для поощрения развития модели универсальных банков органы надзора разрешили финансовым институтам осуществлять новые для них виды деятельности, создавая для этой цели 100-процентные филиалы. Вместе с тем условия выполнения банками новых функций строго контролируются. Так, коммерческие банки не могут создавать филиалы, специализирующиеся на управлении пенсионными фондами и на проведении брокерских операций (хотя они могут приобретать терпящие банкротство брокерские фирмы).
В июне 1996 г. было принято решение об усилении роли системы страхования депозитов и увеличении ее ресурсов, которые в марте 1996 г. составляли всего 385 млрд. иен против 876 млрд. в марте 1995 г. Было решено втрое увеличить взносы банков в систему страхования депозитов — с 0,012 до 0,048% суммы депозитов, а также пересмотреть условия предоставления кредитов банкам. Средства, выделяемые этой системой на предоставление займов банкам, должны быть удвоены и составить не менее 1 трлн. иен. Кроме того, были созданы два специальных страховых фонда: один для кооперативных банков и кредитных касс и второй - для кредитных кооперативов.
Предусмотрено также создание специального органа по
банкротству мелких банковских институтов и кредитных кооперативов. Новый японский институт возьмет на свой счет активы обанкротившихся в 1995-1996 гг. кредитных кооперативов и должен будет ликвидировать (например, распродать по низким ценам) непроизводительную часть этих активов в течение ближайших пяти лет.
Еще одной мерой, направленной на разрешение банковского кризиса, является ужесточение контроля над деятельностью малых банков и кредитных кооперативов, особенно в отношении соблюдения ими различных нормативов. Как следует из последних разработок банковской теории, чем меньше банк, тем менее должны быть диверсифицированы его пассивы и активы и тем строже должен быть контроль над его деятельностью. Между тем в Японии этой проблеме до последнего времени не уделялось достаточного внимания, а ведущиеся сегодня оживленные дискуссии на эту тему не сопровождаются принятием конкретных мер.
Опыт Японии свидетельствует о том, что необходимый процесс финансовой либерализации должен сопровождаться тщательным анализом последствий принимаемых мер для банковского сектора, способности последнего адаптироваться к новым условиям конкуренции, а также усилением надзора за соблюдением принятых нормативов всеми без исключения банками и финансовыми учреждениями.
JI. А. Зубченко
98.01.058. КОМБ К. НАСДАК: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ СОМВЕ С. NASDAQ: Fonctionnement et dysfonctionnement //Banque. -P., 1997.-N 577. - P. 54-57.
США являются одной из немногих стран мира, на финансовых рынках которых царит действительно острая конкуренция. Помимо нескольких региональных и частных рынков ценных бумаг в США действуют три рынка ценных бумаг национального уровня: Нью-Йоркская фондовая биржа, система Автоматизированной котировки Национальной ассоциации дилеров по ценным бумагам (НАСДАК) и Американская фондовая биржа. Система НАСДАК, созданная в 1971 г. как компания, обслуживающая дилеров - членов Национальной ассоциации