И. Ю. Наумова,
кандидат исторических наук, ДВГУ
МАЛЫЙ БИЗНЕС ЯПОНИИ В УСЛОВИЯХ КРЕДИТНОГО КРИЗИСА
В октябре 1998 г. в Токио состоялась премьера необычного спектакля. Пьеса «День, когда умрут банки» написана по мотивам знаменитых «Семи самураев» А.Куросавы, а главными героями ее являются современные японские мелкие бизнесмены. Автор и постановщик Фурунака Юдзи — венчурный предприниматель, глава консультационной фирмы в области строительства и по совместительству — заместитель представительного директора Токийского союза мелких предпринимателей. Почему же пьеса «из жизни» мелких предпринимателей, да еще принадлежащая перу непрофессионального драматурга, получила неожиданно активное внимание прессы, даже зарубежных средств массовой информации, например CNN1? Дело в том, что написана она, что называется, «на злобу дня» — как от вражеской осады, страдают сегодня мелкие предприниматели Японии от блокады финансовой. За сухой статистикой возросшего числа банкротств стоят судьбы людей. Участились трагические исходы — сердечные приступы, самоубийства в среде предпринимателей2. С ноября 1997 г. и по настоящее время ежемесячно разоряется более 1,5 тыс. мелких предприятий. Только около 30% банкротств приходится на «естественную смертность» заведомо «нежизнеспособных» предприятий, а остальные 70% происходят по причинам, объективно проистекающим из экономического застоя и банковского кризиса. Но 60 из 1583 банкротств, случившихся, например, в феврале 1998 г., выделяются особо: у них конкретная и единственная причина, именуемая «касисибури»3.
Практически каждая публикация о проблемах малого бизнеса в Японии не обходится без этого ставшего поистине зловещим словосочетания, означающего сокращение нормы банковского кредитования. Само по себе явление «касисибури» вполне закономерно: обремененные безнадежными долгами банки
вынуждены подчиняться предписанию Минфина (в соответствии с требованиями BIS) о повышении уровня самофинансирования. Чтобы улучшить показатель отношения стоимости собственного капитала банка к общей сумме его активов, банки выбирают самый простой и быстрый способ —
сократить знаменатель в этом соотношении. Иными словами, уменьшив объем выдаваемых ссуд, тем самым снизить стоимость активов. Затянувшийся кризис банковской системы, возможно, служит объективным оправданием подобной политики банков. Однако беда в том, что осуществляется она с использованием целого набора рычагов, так или иначе дискриминирующих таких заемщиков, как мелкие предприниматели. Эти методы не менее болезненны, чем собственно отказ в предоставлении ссуд, и чреваты самыми тяжелыми последствиями для мелкого бизнеса. Вот список самых характерных приемов, к которым прибегают финансовые институты и прежде всего банки, проводя политику свертывания ссудных операций.
■ Если банки и дают согласие на предоставление кредита, то значительно сокращают сумму по сравнению с требуемой;
■ Фактически прекратилась практика выдачи беззалоговых
ссуд,
ранее весьма распространенная;
■ Банки часто требуют внесения дополнительного залога, мо тивируя такое требование резким обесценением залогового имуще ства;
■ Если раньше банки давали собственно ссуды, то теперь со глашаются на ассигнования типа «мару-кэй юси», т. е. на совершен ствование менеджмента компании-заемщика;
■ В качестве обязательного условия кредитования выдвигается наличие гарантийных писем, выданных местными Ассоциациями по гарантированию и страхованию кредитов;
■ Все чаще банки стали требовать ранее необязательные к пре доставлению документы о результатах аудиторских проверок;
■ В целом ужесточился контроль над состоянием финансовых дел компаний-заемщиков;
■ Решения о предоставлении ссуды принимают теперь только в головных офисах банков, а не в филиалах, как раньше;
■ Происходит повышение процента по кредитам, в том числе уже выданным;
■ Заемщиков вынуждают досрочно погашать долги по креди там и т.п.
Почему именно банковский кризис стал вопросом жизни и смерти для мелкого и среднего бизнеса Японии? Ответ кроется как в традициях системы финансирования малого бизнеса в Японии, так и в некоторых особенностях развития данного сектора в последние годы. Несмотря на существование в стране довольно разветвленной системы частных и правительственных финансовых институтов, предназначенных для финансирования мелких и средних предприятий, ведущая роль в кредитовании малого бизнеса принадлежит частным учреждениям банковского типа. В 1996 г. величина остаточной суммы кредитов, выданных мелким и средним предприятиям, составляла 345 трлн 808 млрд иен, из них 257,9 трлн
— приходилось на долю общенациональных банков (в том числе 112,1 трлн — доля городских
банков и 78,1 трлн — местных)4. Что касается доли специализированных институтов, то кредитные ассоциации и Центральный банк торговых и промышленных кооперативов внесли относительно скромный вклад в дело кредитования подопечного сектора: 51,2 и 11,5 трлн иен соответственно. Правительственные Национальная финансовая корпорация и Корпорация по финансированию мелких и средних предприятий имеют в активе кредиты на сумму 8,5 и 7,3 трлн иен соответственно, хотя справедливости ради следует отметить, что их кредиты отличаются максимальной степенью льготности и долгосроч-ностью. Их услугами.пользуются предприятия, не обладающие достаточной кредитоспособностью перед частными финансовыми учреждениями, но действующие в приоритетных отраслях. Большинство клиентов Национальной финансовой корпорации — это мелкие и мельчайшие предприятия.
При проведении кредитно-финансовых операций банки по итогам тщательной проверки оценивают компанию-заемщика, как минимум, по трем параметрам: а) залоговое имущество; б)
способность к возврату кредитов; в) цели и пути использования ссуд. Если хотя бы один из этих пунктов не соответствует требованиям, в кредите обычно отказывают. Необходимость удовлетворения данным требованиям банков и предопределяет круг основных проблем финансирования малого бизнеса. Первая и важнейшая из них — залоговое обеспечение кредита. Поданным опроса мелких предпринимателей 1996 г., в качестве основной причины затруднений, возникших при изыскании внешних источников финансирования, в 73,4% ответов фигурировала нехватка залоговой собственности5 (77,9% аналогичных ответов венчурных бизнесменов
— участников отдельного опроса6). Традиционно в качестве залога используются:
■ Личные активы предпринимателей (в 70% случаев именно личное имущество мелкого бизнесмена выступает в качестве залога в период становления новой компании7);
■ Недвижимость, принадлежащая компании (этот вид залога выходит на первый план на зрелой стадии развития мелких компа ний);
■ Наличность, ценные бумаги, ликвидные долговые обязатель ства и т.п.;
■ Право на интеллектуальную собственность (относительно но вый и малораспространенный в малом бизнесе вариант — только с середины 90-х годов ряд частных банков начал осуществлять финан сирование в основном венчурных предприятий под залог авторского или патентного права).
Наиболее существенным по стоимости видом залогового обеспечения является недвижимость, но собственность на нее и, соответственно, право использования в качестве залога имеют в современной Японии лишь около 30% мелких фирм. По данным на 1996 г.,
20,8% мелких фирм уже располагали собственной недвижимостью на момент создания, еще 6,9% — приобрели ее, а остальные 72,3% — арендуют8. Несмотря на падение уровня цен на землю после краха экономики эффекта активов в начале 90-х годов, приобретение недвижимости фактически утраивает сумму, необходимую для начала предпринимательской деятельности. В 1995 г. величина стартового капитала для предприятий, приобретавших недвижимость, составляла в среднем 46 млн иен. Это более чем в 3,5 раза превышает размер необходимой суммы, затраченной теми, кто не обременял себя покупкой недвижимости (аналогичный средний показатель для них равнялся 12,6 млн иен). В результате, если в 1992 г. в 29% случаев для создания новой фирмы было достаточно 5 млн иен, то к 1995 г. эта доля сократилась до 21,9%, а доля новых фирм, начавших деятельность со стартовой суммы более 20 млн иен ( в среднем — 22,5 млн иен), поднялась с 20,6% в 1992 г. до 31,2% в 1995 г.9 Таким образом, недостаток залогового имущества — самая распространенная причина трудностей малого бизнеса в привлечении финансов из разряда «хронических».
Следующая по значимости «болевая точка» в финансировании малых фирм — их недостаточная, даже по оценке самих предпринимателей, кредитоспособность: 59,4% ответов опрошенных «обычных»10 и 31,3% венчурных бизнесменов11. Эта проблема напрямую связана с показателями прибыльности предприятий. Сегодня лишь примерно 35% всех — крупных и мелких — компаний Японии сводят баланс без дефицита (по сектору малого бизнеса — не более 30%)12. Но если рассмотреть счета прибылей и убытков многих компаний, то выяснится, что у 90% предприятий— положительные показатели операционной прибыли, т. е. основная производственная деятельность большинства фирм вполне рентабельна, а отрицательное сальдо появляется после учета итогов финансовой деятельности: расходы по долговым обязательствам сводят на нет любые деловые успехи. Преобладание пассивов, недостаток собственного капитала — багаж, с которым не приходится рассчитывать на благосклонность кредиторов. В опросе венчурных бизнесменов в 51,3% ответов именно заемный перебор указан как вторая по значимости проблема после необеспеченности залогом13. Возврат долгов по банковским кредитам до последнего времени осуществлялся, как правило, двумя способами: или из чистой прибыли предприятия после уплаты налогов (наиболее желательный вариант для малого бизнеса); или «канэкури» — мобилизацией-капитала из иных, нежели прибыль, внутренних и внешних источников. На практике — это все те же займы, часто на более жестких и невыгодных условиях, и все ради того, чтобы не потерять основной источник финансирования — «свой» главный банк. Раньше,
действительно, стоило прилагать усилия для аккумуляции фондов для уплаты оговоренной суммы «стартового» займа, что становилось ус-
ловием предоставления очередного кредита (широко
распространенный способ долгосрочного по сути финансирования путем регулярного перезаключения краткосрочных контрактов). Предпринимаемые усилия по мобилизации средств и старание вовремя вернуть долг, казалось, гарантировали мелким предпринимателям почти автоматическое возобновление кредитования. Однако подобным ожиданиям не суждено сбыться. Малый бизнес Японии был повергнут в шок, когда банки-кредиторы резко и неожиданно для своих постоянных клиентов-заемщиков изменили ранее неизменно «дружественное» отношение и ужесточили условия предоставления кредитов, если не полностью в них отказали. Речь идет не об обычных отказах, имеющих место в повседневной практике ссудных операций, когда несостоявшийся клиент не в праве «обижаться» на неблагоприятную экспертную оценку банком его бизнес-плана или кредитоспособности. Данное явление коснулось именно той части постоянной клиентуры, которая по негласным правилам и традициям взаимоотношений банков с надежными и аккуратными в выплате процентов и платежей должниками рассчитывала на привычный порядок возврата задолженности и получения новых кредитов. Их поставили в один ряд с «плохими» должниками и стали оценивать с точки зрения кредитоспособности по объективным показателям, невзирая на прошлую репутацию и прочие субъективные моменты.
Банкиров можно понять — они во многом пострадали как раз от подобных «свойских» отношений, а ныне сами оказались в шатком положении под колоссальным бременем безнадежных долгов.
В контексте проблем невозврата кредитов важнейшим является вопрос о гарантиях — в конце концов кредитору не страшен неплатежеспособный заемщик, если у последнего есть поручитель, обязанный выплатить долг. По данным тех же опросов мелких в целом и венчурных, в частности, бизнесменов, 29,3% и 31,8% из них соответственно указали на серьезность проблемы отсутствия гарантов14. В Японии существует система гарантирования займов для малого бизнеса и их страхования. Страховщиком является специальный правительственный финансовый институт — Финансовая корпорация страхования кредитов мелких и средних предприятий, которая покрывает часть возможного ущерба поручителей мелких предприятий, в качестве которых выступают специальные корпорации — Ассоциации по гарантированию кредитов мелких и средних предприятий. Ассоциации выдают гарантийные письма банкам или другим частным финансовым институтам, предоставившим ссуду мелкому предприятию, и погашают ее в случае невозможности уплаты самим должником. Учредители существующих по всей стране ассоциаций — органы местного самоуправления, а капиталы их сформированы взносами государственных, префектуральных, муниципальных учреждений и различных финансовых институтов. Гарантии выдаются на коммерчес-
кой основе — за определенную плату и в рамках, не превышающих установленные лимиты. В последнее время балансы многих местных ассоциаций ухудшились: за первое полугодие 1998 г. на 47,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года участились выплаты по обязательствам мелких предприятий, а их сумма составила 379,5 млрд иен15. Ожидается, что, например, к концу 1998 г. бюджет Осакской Ассоциации по гарантированию кредитов мелких предприятий будет сведен с дефицитом. В еще более тяжелом финансовом положении оказались ассоциации районов Хоккайдо-Хокурику, где наблюдается 72%-ный рост выплат по гарантиям, что связано прежде всего с банкротством банка «Хоккайдо такусеку» и других финансовых институтов. Дефицит подобных гарантий ощущался и раньше—в 1996 г. анкетируемые мелкие предприниматели в 16,2% ответов прямо указали на невозможность их получения16.
В этих условиях кабинет министров Японии принял решение о дополнительных ассигнованиях в систему гарантирования кредитов мелких предприятий в размере 20 трлн иен. Решение вступило в силу с 1 октября 1998 г., а по состоянию на 23 октября количество заявок уже в расчете на это 20-триллионное расширение масштабов выдачи гарантий превысило 90 тыс. на общую сумму 2 трлн 684,4 млрд иен; сумма уже удовлетворенных за эти три недели заявок составила 1 трлн 262,4 млрд иен17. Рост «обращаемости» мелких предпринимателей в данные ассоциации объясняется тем, что банки прямо подталкивают их предоставить гарантийные письма столь надежных поручителей.
Наконец, контроль банков-кредиторов за нецелевым
использованием средств, полученных по ссудам, вполне оправдан, хотя бы теми многочисленными примерами безрассудного участия предпринимателей в финансовых авантюрах, которые были столь характерны для периода «экономики мыльного пузыря». К разряду «благих целей» финансирования относятся НИОКР, инвестиции в обновление оборудования, производство и сбыт продукции, расходы на персонал, рекламу, планирование, расширение масштабов производства, приобретение и аренду производственных площадей, сбор и обработку информации и т.п.
Итак, банковский кредит стал для малого бизнеса практически недоступен, но «свято место пусто не бывает» — образовавшийся вакуум на рынке краткосрочного кредитования быстро и успешно заполнили представители потребительского кредита. Ныне это едва ли не самый процветающий бизнес в условиях застоя, а то и спада производства в большинстве секторов экономики. Так, по итогам 1997 г. доход крупнейшего представителя отряда фирм потребительского кредита «Такэфудзи» составил 135 млрд 500 млн иен18, что позволило ей занять 14-е место в рейтинговом списке ведущих фирм страны, следом за такими лидерами японского бизнеса, как «Сони» и «Фуд-
зицу»; из «коллег» по финансовому сектору впереди оказался только Банк Японии — Центральный банк страны. Специализирующиеся на финансировании мелкого бизнеса фирмы потребительского кредита «Хиэй» и «Секо фандо» недавно подали заявки для регистрации на Токийской фондовой бирже. Королями положения компании потребительского кредита стали лишь на волне нынешнего кризиса. Их во многом привлекательный продукт — беззалоговый, не требующий от клиента гарантий кредит, к тому же предоставляемый в день требования и освобождающий заемщика от чувства неловкости (по наблюдению журналистов, для многих японцев заимствованные из английского языка выражения credit, loan звучат привлекательнее, и неприятная для сознания суть явления уходит на задний план). Однако платой за все блага потребительского кредита является очень высокий ссудный процент. Законодательно установленный верхний потолок процентной ставки подобных ссуд равен 40%. Сегодня минимальная ставка, предлагаемая ведущими компаниями, составляет 22—26%, что колоссально превышает банковскую процентную ставку даже по долгосрочному кредиту. Безусловно, столь высокий уровень процентных ставок — это способ хеджирования риска неплатежей по ссудам. Фирмы потребительского кредита располагают общей базой данных о компаниях-должниках и «сегрегируют» их, условно говоря, на «хороших» и «плохих». Во вторую категорию легко попасть за малейшее опоздание в уплате процентов. Данные компании используют систему солидарной ответственности гарантов по займам, чем также минимизируют риск невозврата выданных кредитов.
К сожалению, и подобная разновидность ссудных операций — не самый тяжкий вариант долговой зависимости. Японская пресса серьезно опасается расширения сферы действия «ями кинъю» — «черного рынка» финансов, в паутину которого попадает немалое число мелких предпринимателей19. Стандартная ставка на этом рынке «то-ити» — 10% в 10-дневный срок. Процент является грабительским во всех смыслах: «якудза кинъю» (в дословном переводе «мафиозное финансирование») прямо указывает на личности подобных кредиторов, а за изящным названием «рэдис рон» («дамский кредит») скрываются ростовщицы, основная профессия которых — индустрия развлечений. Теневые кредиторы структурируются, образуя сети «системного финансирования»: во-первых, они имеют доступ к спискам клиентов легальных фирм потребительского кредита и выбирают заемщиков с клеймом «ненадежных»; затем начинают обработку клиентов по почте, факсу, с помощью рекламных листков, предлагая свои услуги. Потенциальным клиентам достаточно послать по почте чек (о проценте и других условиях предварительно договариваются по контактному телефону, указанному в рекламном сообщении), и в тот же день они получат желаемую сумму. Обычно срок платежа по такому «чековому кредиту» — две недели, а средний процент — 40% в месяц
(больше, чем у якудза). Есть сведения, что на сегодняшний день в Японии насчитывается 2—3 тыс. «фирм», промышляющих
«системным финансированием»20. Эти теневые «кассы взаимопомощи», «общества взаимного кредита» постоянно меняют места дислокации своих офисов и, похоже, будут процветать, пока в стране существует 1,5 млн разнообразных должников, часть из которых настолько увязла в ловушке множащихся долгов, что «хватается за соломинку». Вопрос в том, успевают ли они заметить, как «соломинка» превращается в камень на шее.
Более полугода, начиная с конца 1997 г., мелкие и средние предприятия, столкнувшись с обострением старых проблем и относительно новой — явлением «касисибури», сражались за выживание, полагаясь лишь на свои силы (действительно, как те самураи из пьесы Ю.Фурунаки). Нельзя сказать, что они были брошены на произвол судьбы и равнодушно оставлены один на один с финансовым кризисом. Своеобразный парадокс заключается в том, что многие мелкие предприятия Японии отчасти пали жертвами политики, призванной как раз облегчить им условия кредитования. Когда в 1995 г. был установлен беспрецедентно низкий уровень официальной учетной ставки— 0,5%, правительство и Банк Японии руководствовались целью стимулировать инвестиционную активность в стране. В результате произошло крайнее удешевление кредита (средняя ставка по краткосрочным заимствованиям — 0,5%, по долгосрочным — 1,5%). Политика низкого ссудного процента быстро приучила некоторых мелких (и не только мелких) предпринимателей к относительной легкости получения косвенного финансирования. Если в 1995 г. на вопрос, заданный мелким предпринимателям о финансовых источниках, в 70,2%21 ответов было указано самофинансирование, то в конце 1996 г. таких ответов было уже 63,6%22. Зато доля займов по линии частных финансовых институтов возросла с 24,1 до 43,3%. Полагаясь на заемный капитал, многие мелкие предприниматели практически не заботились о приращении фондов самофинансирования. Также необходимо учитывать тот факт, что рынки прямого финансирования, даже внебиржевые «тэнто сидзе», и созданный в июле 1995 г. «тэнто токусоку сидзе» (так и не получивший пока развития) для них недоступны. В результате, когда банки начали проводить политику «касисибури» и получить банковский кредит стало практически невозможно, многие попали в беспомощное положение. Решение кабинета Р.Ха-симото ©чзыделении в 1998 г. сектору мелких и средних предприятий правительственных ссуд в размере 23 трлн иен многими рассматривалось как шаг в сторону национализации кредитной системы страны23, но не решения проблемы.
Новое правительство под руководством К.Обути уже в августе предприняло ряд мер, призванных противодействовать банковской политике «касисибури» в отношении мелких предприятий. 28 августа
в парламент был представлен проект изменений действующего законодательства, в котором предусмотрены более чем 40-триллионные ассигнования (включая уже упомянутые 20 трлн иен, предназначенных для системы гарантирования кредитов мелких предприятий)24. В рамках новой правительственной программы предполагается, в частности, увеличить с 35 до 50 млн иен объем беззалоговой страховой суммы, которую получает по линии государственных финансов каждая из местных Ассоциаций по гарантированию кредитов мелкихЛпред-приятий. Важнейшим моментом в рамках пакета правительственных мер является разрешение Японскому банку развития и другим правительственным финансовым институтам осуществлять финансирование не только капитальных инвестиций мелких предприятий, но и оборотного капитала. Конечная цель данной политики — либерализация сферы ссудных операций и стимулирование кредитования малого бизнеса.
Также правительство намерено финансово поощрить мелкие предприятия, участвующие в проектах государственных общественных работ: в основном это масштабные объекты
инфраструктуры (дороги, аэропорты, а также в области систем связи, энергосбережения и т.п.). В поправках к бюджету предусмотрено дополнительное ассигнование в размере 1 млрд иен на финансовую поддержку мелких подрядчиков25. Так, подавшим заявки на подряд венчурным и прочим мелким фирмам не придется платить регистрационный сбор, они будут освобождены от уплаты налога на стоимость приобретенной недвижимости, налога на лицензии.
Еще один заслуживающий внимания проект: Министерство внешней торговли и промышленности подготовило решение о снижении налога на реализованный прирост рыночной стоимости капитала (capital gain tax) тех инвесторов, кто владел акциями венчурных предприятий в течение трех лет до их первого публичного размещения на внебиржевом рынке, что призвано стимулировать инвестиции в венчурный бизнес Японии28.
О намерении нынешнего правительства Японии самым серьезным образом противодействовать кризисной ситуации, сложившейся в кредитовании малого бизнеса, свидетельствует, в частности, недавнее заявление секретаря кабинета министров о применении административных санкций (вплоть до отзыва лицензий) к тем финансовым институтам, которые допускают необоснованные ограничения и отказы в ссудных операциях27.
Персонажи драмы Ю.Фурунаки в конце концов выстояли и победили. Пожалуй, нет оснований сомневаться в том, что и реальные герои — мелкие предприниматели — сумеют пережить очередной кризис. Залогом тому — неутомимость «предпринимательского духа» и творческий потенциал — капитал реальный и долгосрочный, которого японским мелким предпринимателям воистину не занимать.
1 Нихон кэйдзай симбун. 1998. 25 окт.
2 См.: Кобаяси Нориеси. Мада таэрарэсона кайся-га «тоцудзэнси» (Внезапная гибель выживших компаний) // Экономисте 1998. 20 окт. С.71.
а Там же. 31 марта. С. 39.
4 Тюсе киге хакусе. Фудзоку токэй сире (Белая книга по мелким и средним предприятиям Японии. Статистическое приложение). Токио: Окурасе инсацу кеку,
1997. С.30.
5 Там же. С.326.
6 Там же. С.363.
7 Там же. С. 364.
8 Там же. С. 329.
• Там же.
10Там же. С. 326.
11 Там же. С. 363.
12 См.: Миямото Такаси. Тюсе киге-га касисибури-дэ синадзу-ни суму «хисса-ку» осиэмас (Секрет выживания мелких предприятий в условиях ограничения креди тования) // Экономисте 1998. 3 февр. С. 26—28.
13 Тюсе киге хакусе. 1997. С. 326.
14Там же. С. 363.
15 Нихон кэйдзай симбун. 1998. 31 окт.
16 Там же.
17 Там же.
18 См.: Хинаго Акира. Ями кинъю (Теневое финансирование) // Экономисто.
1998. 20 окт. С. 72-73.
19 Там же.
20 Там же.
21 Тюсе киге хакусе. 1996. С. 520.
22 Там же. 1997. С. 328
23 БИКИ. 1998, № 14. С.4.
24 Нихон кэйдзай симбун. 1998. 28 авг.
25 Там же. 31 авг.
26 Там же. 27 авг.
27 Там же. 25 окт.
Inna Y. Naumova
Small business of Japan under the credit crisis
The article is devoted to the main problems of the Japanese small business in debt-financing.
The content of article proves that small companies in Japan became the victims of the lending policy of financial institutes (especially banks) called «kashishiburi» which includes such measures as recalling and cutting back the loans and reluctance to lending in general.
This policy spoiled traditional practice of continuously renewed short-term loans as form of the long-term outside financing.
A proper attention is paid to such problems of small enterprises as shortage of fixed property in case of borrowing on mortgage, difficulties in paying off the loans by raising capital, and also to the role of the small business' credit Assosiations.
The article also describes the remarcable activities of Japanese consumer finance companies in lending small business, and cases of illegal lending in «black market».
The article reviews the main measures of Japanese government assisting small firms since August 1998.