Научная статья на тему '2005. 03. 045. Хоси Такео, Кашяп Анил К. Финансовый кризис и экономическая стагнация в Японии. Hоshi Takeo, Kashyap Anil K. Japan's financial crisis and economic stagnation // J. оf Econ. Рerspectives. - Nashville, 2004. - Vol. 18, n 1. - P. 3-26'

2005. 03. 045. Хоси Такео, Кашяп Анил К. Финансовый кризис и экономическая стагнация в Японии. Hоshi Takeo, Kashyap Anil K. Japan's financial crisis and economic stagnation // J. оf Econ. Рerspectives. - Nashville, 2004. - Vol. 18, n 1. - P. 3-26 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКИ ЯПОНИЯ / ЭКОНОМИКА ЯПОНИЯ / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС ЯПОНИЯ / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2005. 03. 045. Хоси Такео, Кашяп Анил К. Финансовый кризис и экономическая стагнация в Японии. Hоshi Takeo, Kashyap Anil K. Japan's financial crisis and economic stagnation // J. оf Econ. Рerspectives. - Nashville, 2004. - Vol. 18, n 1. - P. 3-26»

целом. Их истинная ценность для страны, в конечном счете, будет определяться рынком.

В настоящее время возвращающиеся из-за границы появ-ляются и среди руководства Китая. Новый министр образования Китая является первым министром, получившим ученую степень доктора наук за границей. Хотя верхние эшелоны власти КПК очевидно останутся вне досягаемости для ВУиС и их роль в демократизации политической верхушки Китая, скорей всего, будет ограниченной, в течение ближайших десяти лет возвратившиеся ученые могут оказаться на постах влиятельных технократов (с. 757).

Г.М. Кожевников

2005.03.045. ХОСИ ТАКЕО, КАШЯП АНИЛ К. ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАГНАЦИЯ В ЯПОНИИ. ИО8И1 TAKEO, KASHYAP ANIL K. Japan's financial crisis and economic stagnation // J. оf econ. рerspectives. - Nashville, 2004. - Vol. 18, N 1. - P. 3-26.

За последнее время в Японии экономический рост прекра-тился, денежно-кредитная дефляция разрасталась, финансовая система страны постепенно разрушалась, пишут Такео Хоси, профессор международных экономических отношений Калифор-нийского университета (г. Сан Диего, США), и Кашяп Анил К., профессор экономики и финансов Чикагского университета (г. Чикаго, США).

Макроэкономические факторы повлияли на разрушение финансовой системы Японии. Однако ссылаться только на макроэкономические факторы нельзя. Следует также провести анализ трудностей японских банков, страховых компаний и государственных финансовых институтов, которые вместе составляют примерно три четверти финансовой системы Японии.

Потери последней, которые придется оплачивать налогоплательщикам, составляют не менее 20% ВВП страны (с. 3). Общие размеры потерь, вместе с сопутствующими экономическими проблемами, не позволяют разрядить создавшуюся ситуацию поли-тическими средствами. Разрушение финансовой системы Японии также нельзя объяснить чисто циклическими факторами.

Специалисты называют сложившееся положение «великим спадом» в экономике Японии. Дефляция продолжалась каждый квартал, начиная с третьего квартала 1994 г. (с. 4). Цены на земельные участки за 1980-1991 гг. увеличились примерно в два раза, но затем они стали падать и к 2003

г. вернулись к уровню 1980 г. Снижение продолжалось и дальше. Цены на недвижимость снизились почти на 60%, в крупных городах еще больше (с. 6). Можно было бы предположить, что некоторые проблемы финансового сектора связаны с резкими перепадами цен на землю, так как при низких темпах роста экономики цены на землю начинают играть особую роль, ибо земля играет важную роль как средство обеспечения кредитов и займов.

В последнее время банковские кризисы в других странах чаще происходили в контексте слабого функционирования макроэкономических факторов. Однако японский случай является необычным, так как финансовые проблемы в Японии стали непропорционально крупными и сложными в условиях сравнительно слабой макростагнации. Например, потери от сокращения объема выпуска продукции в Японии были менее значительными по сравнению с потерями США в период «Великой депрессии», а теперешние потери банковской системы Японии уже превышают потери банковской системы США в тот период. В 1929-1985 гг. годы в США потери вкладчиков в банках по вине банков составили 2,2% ВВП за 1933—1985 гг. В Японии же налогоплательщики будут оплачивать свой банковский кризис в размере 4% ВВП. Правительство США для восстановления работы банковской системы страны осуществило «вливание» государственных средств за 1933—1985 гг. в размере 1,5% ВВП, а правительство Японии уже осуществило «вливание» госсредств в свою банковскую систему на сумму более 2% ВВП (10 трлн. иен) (с. 6).

В Японии проблемы банков привели к срыву многих важных кредитов, предназначенных для увеличения занятости и инвестиций. В особенности это имело место в 1998 и 1999 гг., когда «лопнули» несколько крупных финансовых институтов.

Авторы объясняют эти банковские беды «сознательной политикой японских банков, которые продолжают предоставлять кредиты многим фирмам, когда совершенно очевидно, что эти кредиты не будут возвращены» (с. 7). Руководители государственных учреждений во многих случаях поощряют банки придерживаться такой линии поведения. При этом «проблемных банков» (ПБ) в финансовой системе Японии становится все больше, и они «глушат» деятельность успешных и рентабельных банков. Отчасти это объясняется генеральной линией финансового руководства, которое настаивает, что «"проблемные банки" нужно "вытаскивать" и стараться спасать, если они попали в трудное положение».

Производительность снижается в целых секторах экономики, если в них много ПБ (с. 7).

Одной из «загадок» сегодняшней Японии является вопрос - почему денежно-финансовой политике правительства не удалось победить разрастание в стране признаков «Великой депрессии»? Процентные ставки в стране были снижены еще в начале 1990-х годов, когда возникли макроэкономические проблемы, и в 1995 г. они уменьшились до 0,5%. В феврале 1999 г. они упали практически до нуля, оставшись на этом уровне и в последующие годы, за исключением короткого периода с августа 2000 до марта 2001 г. Можно критиковать Банк Японии за его нежелание использовать нестандартные методы денежного регулирования, но по обще-принятым меркам денежная политика в Японии в этот период была вполне объяснимой. Средний бюджетный дефицит в 1995-2001 гг. составлял 5,1% ВВП (с. 8).

Авторы соглашаются с другими критиками в том, что макроэкономическая политика Японии в тот период могла бы быть более агрессивной и последовательной. Однако ни одна другая современная промышленная страна не имеет постоянного бюджетного дефицита в размере 6% ВВП и процентных ставок, близких к нулю, в течение нескольких лет. Другие меры, принятые правительством, только мешали реструктуризации финансового сектора страны. Например, многократно откладывавшаяся реформа страхования вкладов. Правительство продолжало разрешать даже самым сомнительным ПБ привлекать финансовые средства населения и помогать их неплатежеспособным заемщикам. Так и не было введено правило для банков, устанавливающее минимум собственных средств, чтобы работать с населением. Помимо этого, была создана группа новых агентств с задачей помогать банкам официально «избавляться» от тех кредитов, по которым они не имели возврата средств от клиентов. Однако ничего не было сделано для реструктуризации ненадежных фирм и проверки наличия ресурсов у обанкротившихся компаний.

Финансовая система Японии обычно анализируется по трем направлениям: банки, компании по страхованию жизни и финан-совые институты правительства. В банковском секторе, после слияния банков и ряда банкротств за последние несколько лет, осталось семь крупных банков (вместо 11 в начале 90-х годов.). На них приходится около 50% всех частных займов и депозитов. На компании по страхованию жизни приходится 20% всех активов финансовой системы страны. Финансовые

институты правительства активно участвуют в работе всех финансовых рынков Японии. По данным МВФ, «государственный сектор Японии играет гораздо более важную роль в финансовом посредничестве, чем в любой другой крупной стране ОЭСР, а Германия занимает второе место» (с. 19).

Большинство других индустриальных стран предоставляло банковские услуги через сеть почтовых отделений (в основном для сельского населения и небогатых слоев населения), но за последнее время многие страны закрыли их или приватизировали (например, США -в 1966 г.). По статье «прочие доходы», в которые входят все доходы, непосредственно не связанные с основным кредитованием, банки США получают 73% от всей суммы доходов, а банки Японии - только 38% (с. 12).

На прибыльность банков Японии отрицательно влияют и другие факторы: ее банковская индустрия слишком велика по своим размерам; банки Японии «славятся» своей неспособностью предо-ставлять клиентам новые виды услуг; они не могут успешно конкурировать с кредиторами из правительства, которые, в свою очередь, отличаются постоянной потерей финансовых средств в силу их низкой рентабельности; многие из клиентов японских банков некредитоспособны.

Активы банков в расчете на одного их сотрудника и по отношению к ВВП в Японии в два раза больше, чем в США. Размеры банков Японии представляют собой наследие 60-х и 70-х годов, когда выбор корпоративных заемщиков был ограничен статьями валютного контроля. Многие из крупнейших заемщиков покинули банки Японии в 80-е годы, когда значительно был расширен выбор корпоративных заемщиков и стало возможно переходить с банковского финансирования на облигации.

В ближайшем будущем в Японии, скорей всего, будет продолжаться тенденция отказа от банковского финансирования, и активы японских банков могут сократиться на 25-50% (с. 13).

Теоретически японские банки могут предоставлять своим заемщикам более современные виды финансовых услуг и таким образом избежать сокращения своих активов, однако на практике такой вариант используется довольно слабо. У большинства банков Японии дополнительные доходы за брокерскую комиссию, продажу лицензий и технического опыта, комиссионные за осуществление банковских и чековых операций и за другие виды услуг в общей сумме их доходов за 1996 г. остались примерно на том же уровне, что и за 1976 г., а у

американских банков за этот же период увеличились в 2,5 раза (с. 13). Частично такая разница объяснялась особенностями японского законодательства, мешавшего прибыльной работе япон-ских банков. Так, до 1998 г. банкам Японии просто запрещалось осуществлять ряд доходных финансовых операций. Помимо этого, японские банкиры очень медленно продвигались по пути создания банковских синдикатов с целью предоставления крупных займов. Но даже после завершения дерегулирования банковской системы в 2001 г. японские банки остались излишне зависимыми от доходов, получаемых в результате кредитных операций.

Поскольку нетрадиционные финансовые услуги приносят большие доходы и являются основным направлением работы большинства ведущих банков мира, отставание в этом плане ослабляет банки Японии. Не известен ни один случай, когда японские банки конкурировали бы на равных с иностранными соперниками за особенно выгодные сделки и выходили в мировые лидеры на таких направлениях.

Японские банки находятся в трудном положении, когда они пытаются увеличить доходы от своих кредитов внутри страны, так как испытывают жесткую конкуренцию со стороны финансовых инсти-тутов правительства. Почтовая служба, спонсируемая правитель-ством, имеет в 40 раз больше офисов, чем крупнейшие банки, выплачивает по вкладам примерно такие же проценты, как и банки, имеет четкие гарантии правительства по частным вкладам и не взимает с вкладчиков эксплуатационные расходы. Японская жилищная правительственная корпорация (ЯЖПК) выдает до 40% всех кредитов в стране в виде ссуд на недвижимость. При содействии крупных правительственных субсидий ЯЖПК имеет возможность предоставлять ссуды по значительно более низким ставкам, чем частные банки (с. 14).

Чтобы банки имели возможность повысить свою прибыль-ность, деятельность государственных финансовых институтов должна быть сокращена, однако премьер-министр встретил сильное сопротивление со стороны общества, когда пытался решить эту проблему. Общество Японии еще совсем не уверено в том, что банки несут ущерб из-за деятельности государственных финансовых институтов. Оно еще не осознает того, что государственные финансовые институты несут значительные потери и существуют лишь благодаря регулярной финансовой помощи правительства.

Следующая проблема, снижающая прибыльность банков, - это низкие доходы многих их клиентов. Если такая ситуация временная, то банки имеют возможность сами помочь своим клиентам. Однако поразительной особенностью японской ситуации является то, что банки сознательно продолжают предоставлять кредиты неплатеже-способным заемщикам. Например, группа из 73 банков многократно рефинансировала крупного розничного торговца Сого, несмотря на то, что еще до 1999 г. стало ясно, что он никогда не вернет своего долга. Сого обанкротился в 2000 г., задолжав 1,9 трлн. иен (с. 14). Это лишь один из многих случаев в финансовой практике Японии.

Расширение масштабов такого явления частично объясняется постоянным нажимом со стороны правительства - не доводить неплатежеспособных клиентов до банкротства, так как это может вызвать увеличение числа безработных. Наряду с этим банки сами скрывают положение своих клиентов, опасаясь, что это может отрицательно сказаться на балансе их основных фондов. Банки Японии имеют склонность систематически занижать резервы средств, которые они держат для оплаты «проблемных» займов и кредитов. Для этой цели они резервируют не больше 40—60% необходимых для этого средств, в то время как банки США резервируют всегда около 160%, исходя из размеров «проблемных» кредитов (с. 15). Такая практика ставит японские банки в тяжелое положение при резких изменениях на фондовой бирже.

Банки зарабатывают деньги, продавая свои ценные бумаги страховым компаниям, но часто на свои прибыли они покупают ценные бумаги этих же страховых компаний. В результате официальный, сообщаемый банками капитал, может увеличиваться без какой-либо добавки реальных денег. Многие из страховых компаний Японии тоже находятся в трудном финансовом положении. Такие «двойные расчеты» дают возможность японским банкам и страховым компаниям выглядеть более солидными, чем они есть на самом деле.

Общие размеры потерь банковской системы Японии зависят от макроэкономических условий. В конце 2003 г. многие экономисты полагали, что потери только крупных банков страны, как минимум, составили 20 триллионов иен (с. 17). Таким образом, налогоплательщикам Японии придется оплатить сумму, равную примерно4% ВВП страны. Для сравнения, налогоплательщикам США за кризис банковских вкладов и кредитов в начале 90-х годов пришлось выложить меньше 1% ВВП. Аналитики частного сектора Японии единодушно считают, что

банки страны являются банкротами. Прежняя рекапитализация банков была сосредоточена на «перекрестном» спасении потерпевших банков, когда часть денег была просто выброшена в корзинку, так как средства выдавали безнадежным банкам, что мешало прибыльным банкам полностью восстановить свои силы. Помимо этого, затраты на восстановление ПБ выросли во много раз, так как деньги выдавались также и «проблемным фирмам», группировавшимся вокруг безнадежных банков. Новая и успешная рекапитализация банков даст хорошие результаты, если власти при распределении средств будут прислушиваться к сигналам рынка и давать деньги только тем банкам, которые действительно этого заслуживают.

В марте 2003 г. десять крупнейших частных страховых компаний имели активы на общую сумму в 152 трлн. иен, что составляло 30% ВВП, или 85% активов промышленности. В большинстве этих компаний имело место взаимное вложение средств, поэтому их акции не продавались на биржах, но их финансовые связи с остальными элементами финансовой системы страны являются очень прочными. Например, по 10% акций каждого из четырех крупнейших финансовых холдингов Японии (Токио-Мицубиси, Мидзухо, ЦШ и Сумитомо-Митцуи) принадлежит компаниям по страхованию жизни.

«Двойные расчеты» создают условия для искусственного обесценивания капиталов как страховых компаний, так и банков. Японские власти соблюдают международные нормы, запрещая «двойные расчеты» между парами банков и парами страховых компаний, однако они отходят от международных стандартов, формируя пары из страховых компаний и банков. Такая практика подвергается критике со стороны международного сообщества, так как она создает условия для системных рисков в финансовой системе. За последнее время размеры «двойных расчетов» между банками и страховыми компаниями несколько сократились, однако складывается впечатление, что такая практика будет иметь место и дальше, так как власти не проявляют желания внести изменения в свою политику.

Как и банки, японские страховые компании подвергаются конкуренции на биржах и со стороны правительственных учреждений. Почтовые отделения Японии, которые принимают у вкладчиков денежные средства и выдают им сертификаты, как и банки, продают населению и сертификаты страхования жизни, как и страховые компании. Почты контролируют примерно шестую часть японского

рынка по страхованию жизни (с. 19). Эта доля японского рынка систематически увеличивается, так как сертификаты по страхованию жизни, выдаваемые почтами, гарантируются прави-тельством, чего нет у частных компаний. Почтовые отделения не платят налогов.

Однако самой крупной проблемой в области прибыльности частных страховых компаний является фактор, в известной степени инициированный самими страхователями. Они просчитались в своих слишком оптимистичных надеждах на возможную прибыль от инвестиций. В 1992 г. страховые компании продавали сертификаты пожизненного страхования, обещавшие прибыль в 5,5%. Однако процентные ставки, уплачиваемые при заключении договоров на страхование жизни, и прибыли для клиентов снизились. Образовался разрыв между тем, что страхователи обещали клиентам, и суммами, которые они были в состоянии выплатить. К марту 2003 г. этот разрыв оценивался в 1,17 трлн. иен, а прибыли страхователей в то время составляли только 3,17 трлн. иен (с. 19).

Страховым компаниям запретили снижать обещанные клиентам прибыли, если они одновременно с этим не заявят о своем банкротстве. Дееспособность страховых компаний обычно изме-ряется «маркой кредитоспособности», которая не должна опускаться ниже 200% их капитала. В 2002 г. десять ведущих страховых компаний объявили, что «марка кредитоспособности» у них превышает 300% их капитала. Однако проверка со стороны правительственных органов установила, что у четырех из этих компаний данный показатель гораздо ниже критического уровня в 200% их капитала. В таких условиях компании обычно должны объявить о своем банкротстве. Государственные средства еще ни разу не использовались для оказания помощи страховым компаниям.

Значительная часть средств, собираемых через почтовые отделения, поступает в распоряжение Государственной программы инвестиций и кредитов (ПИК), которая, в свою очередь, кредитует государственные финансовые институты и агентства, местные органы власти, а также само центральное правительство. Агентства ПИК выполняют большой объем самых различных обязанностей. Самым крупным из них является ЯЖПК, которая по состоянию на март 2003 г. была держателем ценных бумаг ПИК на сумму в 66 трлн. иен.

ПИК не включается в состав бюджета центрального правительства, поэтому обязательства всех ее агентств не являются частью общего долга правительства. Общие размеры средств, контроли-руемые

ПИК, по состоянию на март 2003 г. составляли 391 трлн. иен, или 72% ВВП (с. 21).

Рассматривая скрытые потери получателей финансовых средств ПИК, авторы пишут, что, в конечном счете, большинство таких потерь возмещают налогоплательщики. С 1999 г. агентства ПИК обязаны предоставлять сведения об их предполагаемых доходах и расходах. Из 28 агентств, представивших такие отчеты, 22 агентства ожидали превышения расходов над доходами. В марте 2003 г. предполагали, что их чистые потери финансовых средств составят 5,5 трлн. иен. Эту сумму советовали рассматривать в качестве «нижней границы» возможных потерь. Специалисты называют три причины, по которым финансовое состояние агентств ПИК может оказаться существенно хуже: 1) известен ряд случаев (особенно в ЯЖПК), когда уже выявившиеся потери стремятся показать по истечении значительного времени; 2) резервы для покрытия потерь по кредитам выделяют на очень небольшие суммы, которые не соответствуют общим размерам уже выявленных «проблемных» кредитов; 3) имеется тенденция к чрезмерно завышенной оценке стоимости физических активов. Например, земля, купленная в 80-е годы, включается в отчеты по ценам, значительно превы-шающим теперешние рыночные цены. Проверка 12 агентств ПИК, работающих с физическими активами, выявила дополнительные потери средств на сумму в 11,4 трлн. иен (с. 22).

В марте 2001 г. центральное правительство направило 87 трлн. иен на оказание поддержки местным властям и экономическим объектам. Местные власти не обязаны представлять балансовые отчеты по таким субсидиям правительства. Однако независимые проверки показали, что подобная поддержка может привести к потерям на сумму 30-40 трлн. иен, которые придется возмещать налогоплательщикам (с. 23).

Чтобы уменьшить денежные потоки, направленные неплатежеспособным заемщикам, правительство в апреле 2001 г. начало реформу ПИК и ее агентств. Например, агентства ПИК теперь обязаны, в процессе финансирования подчиненных им организаций, больше полагаться на выпуск государственных облигаций. Однако реформа предусматривает большой льготный переходный период, в течение которого порядок финансирования через ПИК и ее агентства вряд ли существенно изменится.

В заключение авторы отмечают, что состояние банковской системы Японии и страховых компаний настолько тяжело, что

налогоплательщикам, очевидно, придется затратить не меньше 100 трлн. иен (20% ВВП) для оздоровления финансового сектора страны (с. 23).

Во второй половине 2003 г. ВВП Японии начал увеличиваться, но это не сможет положительно сказаться на финансовой системе, так как многие ее проблемы не связаны с продолжительной макроэкономической стагнацией. Прошлый финансовый кризис и последовавшая за ним ограниченная реструктуризация финансового сектора оставили банковскую систему Японии в бедственном состоянии. Она неправильно распределяет имеющиеся финансовые средства и кредиты по развитию промышленности. Этот порочный круг должен быть разорван, и нужна серьезная реструктуризация финансов.

При проведении реструктуризации придется устранить много ненужных и просто вредных факторов, о чем свидетельствует недавняя история со «взятием на поруки» Ресона-банка. В результате слияния двух «слабых» банков в 2003 г. был образован Ресона-банк, пятый по величине банк в Японии. Несмотря на «вливание» 1,1 трлн. иен государственных средств в два слившихся банка (до их слияния), финансовое положение Ресона-банка с самого начала было шатким. Хотя было известно, что Ресона-банк был неплатеже-способен, он запросил у правительства еще одно «вливание» размером 1,95 трлн. иен госсредств и получил его. В банке была учреждена новая администрация, установившая, что за короткий период Ресона-банк имел потери на 1,76 трлн. иен, что означало «исчезновение» 90% дополнительных госсредств, только что переданных ему правительством. Ресона-банк был запоздало признан банкротом (с. 24).

С таким стилем работы придется расстаться, если прави-тельство надеется ликвидировать экономический и финансовый кризис в Японии, призывают авторы (с. 25).

Г.М. Кожевников

2005.03.046. ВЕСТЕРГААРД Я. АЗИАТСКИЙ КРИЗИС И ФОРМИРОВАНИЕ «ЗДОРОВЫХ» ЭКОНОМИК.

VESTERGAARD J. The Asian crisis and the shaping of «proper» economies // Cambridge j. of economics. - L., 2004. - Vol. 28, N 6. - P. 809—827.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.