Научная статья на тему '98. 02. 016. Белов Д. В. Латинская Америка: перестройка экономики и государство/ Ин-т лат. Америки. РАН. - М. , 1996. - 95 с'

98. 02. 016. Белов Д. В. Латинская Америка: перестройка экономики и государство/ Ин-т лат. Америки. РАН. - М. , 1996. - 95 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ПРИВАТИЗАЦИЯ -ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА -ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА -ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЕ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «98. 02. 016. Белов Д. В. Латинская Америка: перестройка экономики и государство/ Ин-т лат. Америки. РАН. - М. , 1996. - 95 с»

РООСММЖАЯ АКАДЕМИЯНАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

2

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 98.02.001 -98.02.031

МОСКВА 1998

Страны Латинской Америки

98.02 016. БЕЛОВ Д.В. ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА: ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ И ГОСУДАРСТВО/ Ин-т Лат.Америки. РАН. - М., 1996. - 95 с.

Книга, выпущенная Институтом Латинской Америки, знакомит с малоосвещенными вопросами функций государства в условиях действия неолиберальной модели в странах Латинской Америки, а также предлагает анализ роли, отводимой государству в новых разработках латиноамериканских ученых-экономистов, и состоит из введения и трех глав. В данной работе основное внимание уделяется ведущим в экономическом отношении государствам региона, где эта модель воплощалась в жизнь наиболее полно и последовательно (Чили, Мексика, Аргентина).

Во введении автор отмечает, что дискуссии о роли государства в экономическом и социальном развитии обостряются на переходных этапах, подобных тому, какой переживает ныне Россия. В развивающемся мире изменение экономических функций государства наиболее ярко проявилось в латиноамериканском регионе, где в конце 70-х - начале 80-х годов произошел переход большинства стран от традиционной, государственно-капиталистической к неолиберальной (рыночной) стратегии развития.

Далее автор обращается к анализу модификации хозяйственных функций государства с момента зарождения в Латинской Америке в 30-40-е годы, после великой депрессии, традиционной, государственно-капиталистической модели. Посредством активного вмешательства со стороны государства была внедрена импорт-замещающая индустриализация как ведущий элемент долгосрочной стратегии социально-экономического развития. Государственный сектор и государственные предприятия в течение ряда десятилетий оправдывали надежды, но неблагоприятная конъюнктура мирового рынка и кризис Начала 80-х годов заставили перейти к неолиберализму, который характеризовался резким свертыванием предпринимательской деятельности государства и отходом

от жесткого регулирования экономической деятельности Однако эта новая стратегия не всегда адекватно отвечала латиноамериканским реалиям и в начале 90-х годов встал вопрос об ее корректировке

В главе 1 "Кризис стратегии государственного капитализма" отмечается, что теоретическая основа государственного вмешательства была разработана в 50-60-е годы представителями школы "десаррольистов" в форме так называемой доктрины ЭКЛА, которая признавала необходимость планового развития экономики, селективного стимулирования государством промышленного развития, регулирования иностранных инвестиций, осуществления политики замещения импорта и поощрения государством экспорта Роль государства заключалась также и в оказании помощи частному национальному капиталу

Был создан государственный сектор экономики, сначала за счет национализации (особенно в Мексике), а затем путем строительства новых предприятий или в результате инвестиционной деятельности государства

Реализация стратегии гросударственного капитализма привела к осуществлению важнейших структурных сдвигов в экономике рассматриваемых стран Латиноамериканское государство обрело солидную экономическую базу Но функционирование государственного сектора, как отмечает Д.Белов, не было лишено существенных недостатков, среди которых автор выделяет проблему экономической неэффективности государственного сектора, проявившуюся на макроуровне с конца 70-х годов, а также неэффективность управления, нехватку квалифицированных кадров, необоснованное форсирование темпов национализации, недостаточную гибкость методов ценообразования Кроме того, проблема оптимального соотношения самостоятельности и государственного контроля применительно к госсектору так и не была решена Несоответствие национального научно-технического потенциала все возрастающему спросу крупных предприятий вынуждало прибегать к ввозу зарубежной технологии, ставило обновление экономи-

ки в зависимость от импорта зарубежной технологии, приводило к отставанию от развитых стран. Нередко государство предпринимало необоснованное форсирование прямого вмешательства в государственную деятельность по политическим мотивам и не подкрепленное финансовыми возможностями, как это ярко проявилось в Чили в начале 70-х годов (с. 16-18).

В главе 2 "Приватизация в контексте реформ" отмечается, что кризис начала 80-х годов стал детонатором радикальных перемен в экономической политике всей Латинской Америки, переходу к либерализации, при этом существенно изменилась роль государства. В большинстве стран приватизация проходила в два этапа продажа небольших предприятий "нестратегических" отраслей на первом из них сменилась на втором передачей в частный сектор крупных госпредприятий в ключевых отраслях экономики Автор прослеживает этапы процесса приватизации и их содержание в Чили, первой из латиноамериканских стран вступившей на путь приватизации госпредприятий в 1975 г., как утверждает Д.Белов, а также в Мексике (1982-1993), где к 1993 г. из 1155 госпредприятий осталось лишь 98, приватизация большинства из которых ограничена конституцией. Причем отмечается, что второй этап приватизации в обеих странах совпадал по времени с достижением государством определенного уровня структурной стабилизации.

В Аргентине широкомасштабная программа приватизации, самая смелая в Латинской Америке, началась только в 1989 г. при правительстве К.Менем. Уже в 1993 и 1994 гг. была завершена приватизация нефтяной промышленности и большинства компаний в сфере электроэнергетики и энергоснабжения, а также кредитно-финансовой сферы и сферы услуг. В настоящее время приватизация охватила все национальные аэропорты, монетный двор, атомные электростанции, почти завершена приватизация почтовой службы

Указанные страны "задали тон" в приватизации в регионе. Среди других стран по интенсивности процесса приватизации выделяются Перу и Бразилия В Перу этот процесс был начат в

22-431I

1991 г., и если к началу реализации программы государство производило около 35% ВВП, то к ее завершению эта доля не превысит 5% В Бразилии первые шаги были предприняты еще в 80-е годы, но только с приходом к власти правительства Ф.Коллора приватизация охватила 30 ранее считавшихся "стратегическими" предприятий. В 1993 Г. правительство И Франку ужесточает контроль за операциями и делает упор на более широкое распределение акционерного капитала, сняты количественные ограничения для иностранных инвесторов. Согласно программе экономической стабилизации "План Реал", осуществляемой правительством Ф.Кардозу, отменена государственная монополия на добычу и переработку нефти, центральное газоснабжение, телекоммуникации и каботажные перевозки, частным инвесторам разрешено приобретать предприятия по распределению электроэнергии и финансовые учреждения. Если в Бразилии в 1996 г. приватизация была в самом разгаре, то в Чили, Мексике и Аргентине "приватизационный" потенциал почти исчерпан.

Автор отмечает, что методы осуществления приватизации эволюционировали по ходу процесса реформы. Практически ни в одной стране не существовало четкого изначального механизма разгосударствления, продажи осуществлялись стихийно. Основным способом продажи госпредприятий в регионе (за исключением Чили, где преобладала "ступенчатая" форма - сначала продажа небольшого пакета акций, потом постепенная продажа всего пакета) стали торги, которым предшествовал формальный или неформальный процесс предварительной оценки, в результате которой устанавливалась минимальная цена. Далее в разделе рассматриваются способы выработки базисной цены продажи госпредприятий, критерии отбора предложений покупателей, прослеживаются методы повышения "привлекательности" государственных компаний Д.Белов оценивает степень гласности процесса приватизации, останавливается на особенностях процесса приватизации в различных странах региона Так, особенностью приватизации в Чили стало выделение ассигнований национальным пенсионным фон-

дам и отдельным вкладчикам и участие трудящихся практически во всех актах приватизации своего предприятия, что являлось составной частью политики "трудового капитализма"; нередко рабочим и служащим предоставлялись льготы при покупке акций крупных госпредприятий, иногда персонал получал акции бесплатно.

В разделе "Макроэкономические последствия" Д.Белов подчеркивает, что методика осуществления приватизации особенно на первых этапах была далека от совершенства и главная ее цепь -повышение эффективности производства - оказалась труднодостижимой на практике. Тем не менее власти использовали приватизацию для резкого сокращения государственных расходов, смогли значительно оздоровить бюджеты. Приватизация помогла сократить внешний долг латиноамериканских стран и смягчить связанные с ним проблемы. Значительный доход принесли непосредственно операции по продаже государственных предприятий (так, в Аргентине общая выручка оценивается в 20 млрд. долл., в Мексике - более 22 млрд. долл., в Чили - 1,5 млрд. долл., в Бразилии - 11 млрд. долл.) (с.47, 49, 50). Важным шагом мексиканского правительства стало создание на базе вырученных от приватизации средств специального фонда при Банко де Мехико - на случай чрезвычайных ситуаций в экономике. Но рассматривая приватизацию как средство пополнения казны, ее организаторы нередко форсировали темпы разгосударствления, приватизировали наряду с убыточными и эффективные, хорошо управляемые предприятия.

Далее автор останавливается на "проблеме покупателя". Если в Мексике, Чили и Бразилии большую часть предприятий приобрел частный национальный капитал, то в Аргентине 60% доходов от приватизации было получено от иностранных инвесторов, а в Перу - более 75% (с.57). По мнению ряда исследователей, по мере осуществления приватизации происходил процесс консолидации национального предпринимательского капитала. В иерархии предпринимательских групп произошли значительные изменения, особенно в ходе приватизации кредитно-финансовых учре-

ждений, когда возник ряд новых и укрепились Старые финансово-промышленные группы Нередко операции по разгосударствлению приводили к образованию монополий (авиаперевозки в Аргентине и Мексике, разработка цветных металлов в Мексике и Бразилии)

Автор завершает главу выводами из латиноамериканского опыта, полезными для тех государств, где процесс приватизации еще находится в разгаре начинать приватизацию с продажи небольших, экономически эффективно действующих предприятий, начинать регулировать естественные монополии еще до их продажи и пресекать возможность создания новых монополий, критерием выбора покупателя должна быть не только максимальная цена предложения, но и готовность инвестировать в модернизацию производства, в ходе приватизации должны существовать ясные, недвусмысленные, общие для всех "правила" игры, пересмотр которых нежелателен, необходимо позаботиться о социальных амортизаторах преобразований (с 62-63)

В главе 3 "На пути к государству-регулятору" указывается, что в начале 90-х годов возобновилась критика рыночной модели Латиноамериканские экономисты осознали, что приватизация не гарантирует преодоление всех трудностей, что рыночные механизмы требуют дополнения тщательным государственным регулированием

Первыми указали на необходимость преодоления недостатков неолиберальной модели ученые Экономической комиссии ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) и они же разработали механизмы ее модификации, в которых определяющая роль принадлежит государству, отмечается в разделе "Государство как важный компонент новых концепций развития" Неоструктурализм (направление, призванное обновить экономическое мышление в регионе) возник как альтернативная ортодоксальному неолиберализму теория, ставящая во главу угла краткосрочную стабилизацию экономики и опирающаяся на позитивное наследие латиноамериканского структурализма послевоенных десятилетий По мнению идеологов неоструктурализма, рынок дол-

жен быть дополнен активным вмешательством государства Так, мексиканский исследователь М Сетре считает, что главная функция государства состоит в том, чтобы создавать для предприятий условия эффективного функционирования (с 68) Государство должно взаимодействовать с предпринимательским сектором на ключевых направлениях, обеспечивать приоритеты в развитии отдельных отраслей, нести ответственность за технологическую и финансовую поддержку мелких и средних предприятий Эти положения разработаны в рамках новой неоструктуралистской концепции "эффективной трансформации при социальной справедливости"

Новая концепция "развития изнутри" критически пересмотрела основные направления структурализма 60-х и неосгруктура-лизма 80-х годов, в значительной степени углубила теорию "эффективной трансформации" Его сторонники считают, что ни неолиберализм, ни копирование послевоенного структурализма, ни неоструктурализм не могут быть основой для решения стоящих перед Латинской Америкой проблем Их усилия направлены на то, чтобы создать неоструктуралистский синтез, который отвечал бы требованиям современности Два основных элемента данной стратегии - собственное, внутреннее усилие для достижения "саморазвития" и внимание к макроэкономическому равновесию как одному из необходимых условий развития В рамках данной концепции важная роль отводится государству Видный латиноамериканский экономист X М Салазар считает, что главное экономическое предназначение государства заключается в выработке стратегии развития и конструктивном ее проведении в жизнь посредством диалога и соглашений со всеми слоями общества и партиями (с 72)

Осознав, что рынок в "чистом виде" не обеспечивает динамичное развитие хозяйства, многие латиноамериканские правительства предприняли меры, благодаря которым государство заметно усилило свое влияние, отмечается в последнем разделе "Основные направления координирования и регулирования" Ре-

гулирование деятельности переданных в частные руки государственных монополий стало первым шагом на пути адаптации государств к новым реалиям. Параллельно с исправлением недостатков приватизации и либерализации существенно модифицировалась схема взаимоотношений государства с теми компаниями, которые все еще остаются в его собственности государство теперь не вмешивается в определение их целей, изменились и финансовые отношения - единственными отчислениями в бюджет являются налоги Но государство как собственник продолжает влиять на решение вопросов, имеющих важное значение для всей страны.

Издержки неолиберализма заметно обострили весь комплекс проблем социальной политики, и необходимость возврата к регулированию в наибольшей степени проявилась в этой сфере, в особенности в связи с концентрацией богатства и поляризацией доходов Так, в Мексике с 1989 г. реализуется общегосударственная программа борьбы с бедностью ПРОНАСОЛЬ, которая приносит свои плоды (так, за 1989-1992 гг. численность мексиканцев, живущих за чертой бедности, уменьшилась на 8,7%) (с. 77). В Чили, где власти взяли курс на сокращение "социального дефицита", также снизился уровень бедности с 44,6 в 1987 г. до 28% в 1995 г. (там же) Неуклонно растет доля социальных расходов в госбюджете Перу, причем, согласно закону, вся выручка от приватизации идет на реализацию проектов, направленных на борьбу с нищетой.

Одна из главных задач латиноамериканских стран - сочетание централизованного (государственного) и частного начал в ходе реформ, в том числе и при решении социальных проблем. Особенно привлекателен опыт Чили, где государству принадлежит активная роль в деятельности институциональных инвесторов, среди которых выделяются пенсионные фонды. Государственное участие дало заметные результаты не только в увеличении размера пенсий, но и в том, что пенсионные фонды и страховые общества аккумулируют средства, эквивалентные почти половине ВВП страны. Опыт Чили берется на вооружение и в других латиноамериканских странах

В заключение Д.Белов отмечает, что трансформация экономических функций государства ярче всего проявилась в Чили и Мексике, где "неолиберальная стратегия развития, последовательно проводившаяся в жизнь в течение длительного периода времени, продемонстрировала свои недостатки". И если иные последовавшие за ними страны внесли существенные коррективы в избранную модель развития (Бразилия в 1993 г.), то другие крайне осторожно подошли к ее реализации (так, на референдуме в Уругвае большинство отвергло правительственный план разгосударствления). Но за исключением Чили, процесс усиления роли государства не всегда находит отражение в комплексных государственных программах. "Опыт латиноамериканских стран наглядно показывает, что рыночные реформы не могут осуществляться автоматически. Происходящие в экономике процессы - приватизация, либерализация торговли и пр. - носят весьма болезненный для общества характер. Следовательно, они настоятельно требуют сильного государственного участия, пусть и реализуемого в принципиально иной, чем раньше, форме" (с.86).

М.Н.Смелова

Страны Азии и Африки

98.02 017. АЗИЯ: КТО ПЛАТИТ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ? ASIA: WHO PAYS FOR GROWTH?: WOMEN, ENVIRONMENT A. POPULAR MOVEMENTS /Ed. by Lele J., Tettey W. - Aldershot etc.: Dartmouth, 1996. - X, 280 p. - Библиогр. в конце ст.

Финансовый кризис, в недавнем прошлом охвативший ряд стран Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Дальнего Востока (ДВ), явился следствием их прогрессирующего вовлечения в мировую экономику. Однако говорить об утрате обществами ЮВА и ДВ экономической и социально-политической жизнеспособности пока явно преждевременно. Хотя бы потому, что, во-первых, внутренние рынки этих государств все еще не освоены национальным капиталом и, во-вторых, страны региона не утратили такое важное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.