Научная статья на тему '97. 04. 053. Фассман X. беженцы и претенденты наполучение убежища в Европе. Fassman H. refugies et demandeurs d'asile en Europe//hommes etmigrations. P. , 1996. № 1198/1199 P. 40-48'

97. 04. 053. Фассман X. беженцы и претенденты наполучение убежища в Европе. Fassman H. refugies et demandeurs d'asile en Europe//hommes etmigrations. P. , 1996. № 1198/1199 P. 40-48 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / БЕЖЕНЦЫ - В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 053. Фассман X. беженцы и претенденты наполучение убежища в Европе. Fassman H. refugies et demandeurs d'asile en Europe//hommes etmigrations. P. , 1996. № 1198/1199 P. 40-48»

нищенскоесодержание.

B этих условиях роль неправительственных организацийприобретает особое значение. Координация усилий официальныхслужб, международных организаций и

неправительственныхассоциаций является, считает автор, единственным путем решенияпроблемы нехватки средств для облегчения положения беженцев.

С.Н. Куликова

97.04.053. ФАССМАН X. БЕЖЕНЦЫ И ПРЕТЕНДЕНТЫ НАПОЛУЧЕНИЕ УБЕЖИЩА В ЕВРОПЕ.

FASSMAN H. Refugies et demandeurs d'asile en Europe//Hommes etmigrations. - P., 1996. - № 1198/1199 - P. 40-48.

B статье анализируется положение беженцев и претендентов наполучение убежища (ППУ) в западноевропейских странах,сложившееся в последнее время.

В 70-х годах, указывает автор, только 30 тыс. беженцевежегодно могли получить убежище в странах Западной Европы. Вконце 80-х годов число ППУ достигло 300 тыс., а в 1992 г. - почти 700тыс. человек (с.40). Национальные службы не были готовы к такомунаплыву людей. Кроме того, правила Женевской конвенции не былиадаптированы к беженцам из Восточной Европы и из балканскихгосударств, поток иммигрантов из которых быстро рос в связи сгражданской войной, этническими чистками, угнетением илиполитическими кризисами.

Рассматривая географию потоков беженцев в Европе, авторотмечает, что до 1989 г. административные препоны и "железныйзанавес" сводили к минимуму мобильность населения междуВостоком и Западом. Западная Европа ничем не рисковала, проводя"политику открытых дверей". Беженцы, которым удавалось покинутьЦентральную и Восточную Европу, гостеприимно принимались наЗападе. Все беженцы из Восточной Европы получали статус беженца всоответствии с Женевской конвенцией. В то же время страныЗападной Европы в рамках Хельсинкских соглашений требовали нетолько свободы перемещения, но также права эмигрировать для всехвыходцев из социалистических стран. Более того, в тот периодбыстрого экономического роста спрос на рабочую силу былизбыточен и редкие беженцы из Восточной Европы без проблеминтегрировались на рынке рабочей силы стран Западной Европы.

Изменение политического климата сопровождалось другимважным явлением: сокращением возможностей

западноевропейскогорынка рабочей силы поглощать новых наемных работников. Экономическая ситуация середины 90-х годов характеризуетсяглубоким структурным кризисом. Несмотря на благоприятнуюконъюнктуру последних лет, уровень безработицы остается оченьвысоким. Во Франции иммигранты, являются ли они ППУ, лицами,стремящимися получить работу или объединить семьи,расцениваются как конкуренты на рынке рабочей силы. Этотэкономический структурный контекст следует учитывать при оценкесовременной тенденции к ограничению легальных прав на получениеубежища.

Автор выделяет три этапа в развитии процесса миграции вЗападную Европу за период с 1985 по 1994 г. До 1987 г., первый этап,число ППУ в 15 странах-членах ЕС оставалось стабильным иотносительно небольшим. С 1987 г. начался резкий рост числа П Л ГУ,достигшее к 1992 г. более 674 тыс. человек (второй этап). В основномэто были беженцы из распавшейся СФРЮ.Около 630 тыс. человекполучили убежище в странах Европы: около 80% из нихраспределились между Германией (340 тыс.), Австрией (73 тыс.) иШвейцарией (80 тыс.) (с.41). В этих трех странах большинствобеженцев были приняты вне системы предоставления убежища, т. е. им была предоставлена помощь государства и/или право навременное проживание на период военных действий.

Причиной увеличения числа ППУ в 1987-1992 гг. былаликвидация легальных форм въезда иностранцев в страны ЗападнойЕвропы. После нефтяных кризисов во многих ПРС был запрещеннаем иностранных рабочих (их приезд допускался лишь по причиневоссоединения семей). Таким образом, для большинства мигрантовпроцедура получения убежища стала единственной возможностью назаконных основаниях выехать в желаемую страну.

Третий этап начался с 1992 г., когда число ППУ в Европезначительно снизилось: до 530 тыс. в 1993 г.и 305 тыс. в 1994 г. (с.42).В 1995 г. эта тенденция сохранилась. Сокращение числа ППУ за двагода (1992-1994) почти вдвое объясняется ужесточением процедурыполучения убежища. Сокращение числа разрешений, болееоперативное рассмотрение и частые отказы в предоставлении правана жительство, систематическая высылка не получивших разрешение на убежище и ликвидация социальных льгот, предоставляемых вовремя прохождения процедуры запроса, привели к значительномуснижению числа ППУ.

Среди стран, наиболее сильно затронутых потокомстремящихся

получить убежище, автор выделяет Германию: в 1985-1994 гг. в эту страну въехало ППУ больше, чем во все другие страны-члены ЕС вместе взятые. В начале 90-х годов более 60% всех ППУразместилось в ФРГ. Это объясняется тремя причинами.

Во-первых,беженцы из Югославии и Турции стремилисьпопасть в страну, где уже имелась колония их соотечественников,приехавших в Германию ранее в качестве иностранных рабочих.

Во-вторых, в связи с географическим положением Германияближе всех расположена к очагам эмиграции - бывшимсоциалистическим странам и имеет с ними общую границу (так же,как Финляндия и Австрия). После падения "железного занавеса"именно в Германию и Австрию в наибольшей степени устремилсяпоток беженцев с Востока.

Наконец, в Германии имеется правовая база дляпредоставления права на убежище. До 1993 г. право на убежищепредоставлялось без ограничений всем политическим беженцам ибыло закреплено в Конституции страны. Изменение правовой базы вФРГ привело к перемещению потока беженцев в Нидерланды. В 1985-1992 гг. 3-5% всех ППУ стремились попасть в Нидерланды, в 1994 г.этот показатель составил 18%, а их число возросло с 20 тыс. человек в1992 г. до 35 тыс. в

1993 г. и до 53 тыс. человек в 1994 г. (с.43).Неудивительно, что правительство Нидерландов в свою очередьприняло более строгий и ограничивающий закон о праве наполучение убежища.

Франция, Великобритания и особенно Италия принимают усебя очень мало беженцев пропорционально численности своегонаселения. В

1994 г. было выдано 41 тыс. разрешений вВеликобритании, 26 тыс. - во Франции и только 2 тыс. - в Италии.Эти цифры соответствуют 0,71 ППУ на одну тысячу жителей вВеликобритании, 0,46 - во Франции и 0,04 - в Италии. Этапропорция в малых странах Европы гораздо выше: 2,14 на тысячужителей в Швеции, 2,3 - в Швейцарии, 1,43 - в Бельгии и 1,29 -вДании(1994)(с.43).

Что касается страны происхождения беженцев (ППУ), то в1985-

1989 гг. большинство ППУ прибывало из стран СреднегоВостока и Центральной Европы. В 1990-1994 гг. 40% всех ППУ былииз европейских стран, 27% - из Азии (включая Турцию) и 17% - изАфрики (с.43). После 1992г. роль европейских стран как источникамиграции опять отошла на второй план, а вперед вышли страныСреднего Востока, Азии и Африки.

Бывшая Югославия является основным поставщикомбеженцев-ППУ в Западную Европу, число выходцев из которойвозросло с 27 тыс. в

1990 г. до 226 тыс. в 1992 г. (с.44).Беженцы- II 1Уиз Турции занимают

второе место среди желающих жить в ЗападнойЕвропе. Неспособность турецкого правительства решить проблемукурдов привела к постоянному росту беженцев из этой страны,численность которых возросла с 12 тыс. в 1985 г. до 46 тыс. в 1989 г.(с.44). Третье место среди беженцев-ППУ в Западной Европезанимают выходцы из Шри-Ланки. Далее идут Иран, Сомали, Афганистан, Заир и Ирак.

В Великобританию, Нидерланды и Францию направляетсязначительный поток выходцев из их бывших колоний. Германиятакже является для них очень привлекательной страной в связи сосвоими размерами, либеральным до 1993 г. законодательствомотносительно ППУ и высоким экономическим благосостоянием.

Автор отмечает, что часто противопоставляют мифациюбеженцев и миграцию рабочей силы. В соответствии с обшепринятыммнением, бегство из родной страны в основном вызванополитическими, религиозными или расовыми преследованиями, чтоявляется мотивом признания статуса беженца, согласно Женевскойконвенции. Основная идея состоит в предоставлении беженцампомощи и защиты в принимающей стране. Женевская конвенцияисходит из предположения, что индивид вынужден покинуть своюстрану и желает укрыться где-нибудь в другой стране, т.е. что несуществует специфической связи между страной происхождения истраной приема. Эта связь подразумевается, когда говорят омеханизмах "выталкивания и притяжения". (Индивиды сравниваютвозможность занятости и заработка в различных странах: когдасравнение показывает несоответствие, запускается миграционныймеханизм.) Однако анализ стран происхождения беженцев выявляетчеткие связи между странами происхождения и странами прибытия.

Наиболее предпочтительными странами для беженцев издругих стран Европы являются Швеция, Германия, Дания иШвейцария. Около двух третей беженцев в эти страны составляютвыходцы из экс-Югославии, Румынии, Болгарии. В Великобритании,наоборот, доля европейских беженцев незначительна - 11%. В этойстране большинство беженцев-выходцы из стран Африки и Азии. Чтокасается Франции, Нидерландов и Бельгии, то они принимаютзначительно большее количество беженцев из Европы, но долябеженцев из Африки и Азии здесь выше, чем в других странах.

Автор выделяет три фактора, влияющих на выбор беженцамистраны проживания.

Основным фактором, формирующим поток мигрантов ибеженцев,

является расстояние. Чем меньше расстояние междустранами, тем значительнее поток ППУ между ними.

Вторым фактором может считаться процесс распространенияинформации о предоставлении права на получение убежища, а такжео положении на рынке труда и жилья в принимающей стране. Знаниеязыка и особенно экономические и культурные связи между странамипроисхождения потенциальных ППУ и бывшими странами-метрополиями ифают значительную роль. Потоки беженцев изЛатинской Америки в Испанию, из Африки в Англию, Францию иБельгию, из Азии в Нидерланды являются следствием историческихсвязей.

Наконец, третьим фактором автор считает размахэкономических различий между странами происхождения ипотенциальными принимающими странами. Лица, покидающиеродину, вероятно, выберут страну, в которой помимо либеральнойпроцедуры получения убежища будет гарантирована возможностьэкономической интеграции. Привлекательность Германии какстраны приема объясняется отчасти этим фактором.

Рост числа беженцев, способствовавший появлению в Европе"кризиса беженцев", привел к ограничению условий въезда, кстандартизации и гармонизации законов и процедур в областипредоставления убежища. Общая базовая модель была выработана наоснове национальных инициатив и включает в себя шесть основныхположений, которые необходимо соблюдать всем странам припредоставлении убежища беженцам.

В заключение автор отмечает, что в связи с экономическимнеравенством между процветающим западным миром и беднымивосточными регионами будут сохраняться

значительныемиграционные потоки в Центральную и Западную Европу. Миграциярабочей силы на восток и северо-запад Европы усилится, в то времякак поток беженцев в этот регион уменьшится, но не потому, чтоповсюду установится мир, а потому, что страны Западной Европыочень высоко подняли свои внешние барьеры. Возведение"европейской крепости" в области миграции скоро закончится. Таккак условия единого рынка мешают государствам действовать водиночку, продолжается выработка относительно унифицированнойконцепции, состоящей в основном в установлении контроля заиммифацией и определении критериев приема. Появилась тенденцияотмены привилегий, предоставляемых определенным этническимфуппам.

В целом, считает автор, предпринимаемые в Западной Европемеры недостаточны. Вместо того чтобы ставить преграды на путимигрантов, следовало бы бороться с причинами мифации. Борьба спричинами появления беженцев и ППУ должна стать приоритетом вполитике.

С.Н. Куликова

97.04.054. ЛЕВИ М.Л. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, СЕМЕЙНЫЕДОХОДЫ, УРОВЕНЬ ЖИЗНИ.

LEVI M.L. Salaires, revenus familiaux, niveaux de vie// Population. - P.,1997. - № 320. - P. 1-4

Французский экономист М.Леви исследует взаимосвязь междуразмерами заработной платы, доходами семьи и уровнем жизни воФранции. Рассматриваются данные обследования

налогооблагаемыхдоходов, касающиеся ситуации в 1990 г. Такие обследованиепроводятся не ежегодно. Следующее предусмотрено провести в1998 г., и оно будет касаться доходов 1996 г.

На основе обследования 30 тыс. семей воспроизведенораспределение "налогооблагаемых доходов" семей в 1990 г., вчастности общего размера доходов, включающего доходы всех членовсемьи, подлежащих налоговой декларации без каких-бы то ни быловычетов или освобождения от уплаты.

Средний налогооблагаемый доход в 1990 г. составлял 148тыс.фр. в год, причем анализ доходов по социальным категориямпоказывает, что средний доход рабочих семей составлял 119,8 тыс.фр.,а семей инженерно-технических и руководящих работников - 282,1тыс.фр. Заработная плата и жалованье составляют 63,9%налогооблагаемого дохода семьи, а различные виды пенсий -20,1 %. Средний доход семьи, состоящей из двух работающих взрослыхи детей? равнялся 210,3 тыс. фр.; у семей, состоящих из одногородителя и детей, - 91,2 тыс. фр.(с.1).

Общее число семей, проживающих во Франции в 1990 г.,составляло 21,9 млн., каждая дециль (т.е. десятая часть общейчисленности семей, ранжированных в зависимости от размерадохода. - Реф.) включала 2,19 млн. семей. Дециль, соответствующаяполучателям самых высоких доходов, разделена еще на две части - по 1,095млн. семей.

"Налогооблагаемый доход" включает в себя доходы от трудовойдеятельности и от собственностц. Исследование позволяет перейти кпонятию "наличный доход" путем добавления социальных пособий ивычитания суммы прямых налогов. В результате доходы наиболее"бедной" децили - 10% семей - увеличиваются на 81,5% - с 24,9 тыс.фр. до 45,2 тыс. фр., а доходы наиболее "богатой" половины децилисократились на 21,8%, т.е. с 581 тыс. до 454 тыс. фр.(с.2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.