решенииэтнических конфликтов, возникших на ее территории, и пытаетсязащититься от внешнего "нашествия", строя так называемую"Европейскую крепость". Во всех европейских странах были принятыограничительные меры: санкции против переселенцев; высылка встрану происхождения; пересмотр процедуры получения права наубежище; создание зон задержания иммигрантов на вокзалах и ваэропортах. В этих условиях государства-члены EC в строжайшейсекретности стали разрабатывать основы гармонизации права наполучение убежища. Шенгенское и Дублинское соглашения означаютодновременно прогресс и регресс, так как нараду с установлениемсвободного перемещения внутри границ EC отменяется право навъезд и на пребывание граждан других стран.
Франция с 1989 г. в этом вопросе заняла позициюневмешательства. в которой воплощается эгоизм крупной державы, предпочитающей, чтобы бремя no решению проблемы беженцеввозложили на себя сами бедные страны.
В заключение автор указывает, что предпринимаемые впоследнее десятилетие ограничительные меры привели к сокращениючисла просьб о предоставлении убежища в европейских странах вдвоепо сравнению с 1992 г.(с.15). В 1996 г. Европа пережила не лучшиесвои дни, не сумев разрешить югославский кризис без помощи США.Европейские страны более охотно решают финансовые проблемы,связанные с установлением единой валюты и единого рынка, чемпроблемы укрепления политических прав.
С.Н. Куликова
97.04.052. ТЕНГИ А. БЕЖЕНЦЫ В РОССИИ -ОТРАЖЕНИЕРАЗРУШЕННОГО МИРА.
TINGUI A.de. Refugies en Russia, reflet d'un monde en desarroi//Hommeset migrations. - P., 1996. - P.64-68.
Появление беженцев в республиках бывшего СССР, указываетфранцузский специалист по проблемам миграции, свидетельствует обучастившихся с 1988 г. конфликтах, являясь признаком"деколонизации" и отражением беспорядков и разрухи в них.
По данным ООН, число беженцев и перемешенных лиц в экс-СССР к концу 1994 г. составило 2,5 млн. человек (с.64). Больше всегобеженцев и перемещенных лиц в государствах Закавказья: 900 тыс.человек в Азербайджане, 380 тыс. - в Армении, 280 тыс. - в Грузии;далее идут Россия - 840 тыс. и Таджикистан - 36 тыс. (в 1993 г.-520тыс.)(с.64).
В наибольшей степени пострадали, безусловно,
небольшиегосударства, охваченные как внутренними, так и международнымиконфликтами. В Азербайджане, где каждый восьмой являетсябеженцем или перемещенным лицом, семь лет длится война сАрменией. Таджикистан, где каждый десятый находится в подобномположении в связи с гражданской войной, является наиболее беднойстраной экс-СССР. Другае бывшие республики СССР такжезатронуты этим процессом. Украина столкнулась с проблемойкрымских татар и регулярно принимает беженцев из Армении, Азербайджана, Моддавии и Чечни.
Что касается России, то она стала страной, принимающей нетолько русских или русскоязычных беженцев, но, что примечательно,беженцев других национальностей, которых не признают нигде впостсоветских государствах. В Россию переехало значительное числоармян, турков-месхетинцев из Узбекистана, осетин, грузин, абхазцеви т.д. Этот феномен сопровождается массовой иммиграцией русских.С 1990 по 1994 г. 4,6 млн. человек, в основном русских, прибыли вРоссию из другах государств СНГ и бывших Прибалтийскихреспублик.Приблизительно пятая часть прибывших(895,8 тыс.человек за период с 1 июля 1992 г. по 1 июля 1995 г.). признаетсяроссийскими властями какбеженцы или вынужденные мигранты. Этицифры, вероятно, очень занижены по сравнению сдействительными. Наиболее значительным является поток
русских,которые бежали из государств, где считались "фажданами второгосорта", испытывали дискриминацию (73% прибывших в 1994 г.)(с.65).
Миграционный потенциал, указывает автор, очень значителен:в момент распада СССР в бывших республиках проживало 25 млн.русских. Российские власти признают вынужденными мигрантамилиц, имеющих гражданство России, покинувших государство, где онипроживали из-за опасности притеснений на расовой, национальной,религиозной, языковой или социальной почве или из-заполитических убеждений. В отличие от вынужденных мигрантов(российская статистика стала выделять эту группу только в конце1995 г.) беженцы могут быть русскими или другой национальности,но у них нет (или пока нет) российского гражданства.
Иммигранты из Казахстана и Узбекистана составили примернополовину всех мигрантов в Россию. Значительную часть составилимигранты из внутренних районов России: Ингушетии,
СевернойОсетии и особенно Чечни (12% от общего числа в период междуиюлем 1992 г. и апрелем 1995 г.) (с.65). Помимо этого появился
другоймиграционный поток, состоящий из беженцев и просящих опредоставлении убежища из других стран, не являющихся частьюбывшего СССР. Этот поток стал увеличиваться после открытияграниц и ратификации Россией в декабре 1992 г. Женевскойконвенции. По данным Федеральной миграционной службы РФ, в1995 г. 120 тыс. иностранцев приехали искать убежища на русскойземле. Они увеличивают ряды подпольно прибывших граждан, численность которых оценивается в 500 тыс. человек (с.66).БолыПинство ~из них находятся в Москве и Подмосковье. Этотмиграционный поток постоянно растет.
В национальном и географическом отношениииммиграционный поток из стран, не являющихся бывшимиреспубликами СССР.очень разнообразен. Мигранты являютсявыходцами из 43 стран. Одни из самых многочисленных групп -афганцы (61% из 18 тыс. зарегистрированных семей). Затем идутвыходцы из Ирака (в большинстве - курды), Сомали, Анголы,Эфиопии, Шри-Ланки, Ирана, Заира, Судана.Выходцы из первыхшести стран составляют примерно 90% всех иммирантов, еще 20%-африканцы. Иммигранты из Европы представлены только 20 семьямииз бывшей Югославии. Этот феномен характерен не только дляРоссии. Украина также стала страной, принимающей мигрантов, илистраной транзита. Однако в России это явление имеет большиемасштабы из-за присоединения страны к Женевской конвенции иболее высокого уровня жизни, чем в других новых государствах.
Политику России в отношении приема мигрантов российскиевласти вынуждены были определить с 1992 г., когда была созданаФедеральная миграционная служба, имеющая бюро во всех регионахи крупных городах страны.
Правовая база этой политики заложена в законе от 19 февраля1993 г. о вынужденных мигрантах, о беженцах и Указе Президента РФот 26 июля 1995 г. о предоставлении политического убежища.
Политика по отношению к мигрантам из стран экс-СССРосновывается на двойном стандарте. С одной стороны, приездвыходцев из бывшего СССР, желающих или вынужденных вернуться,приветствуется как по политическим, так и по демографическимпричинам. С другой стороны, считается, что они должны иметьвозможность остаться в тех странах, где они родились или проживалив течение длительного времени, а государства-хозяева должныгарантировать им их гражданские, политические и другие права.Российские власти не стремятся поощрять их возвращение, ноговорят о своей готовности принять тех, кто находится в
опасности,или тех, кто не сумел адаптироваться к новой обстановке.
В 1994 г. три четверти запросов о предоставлении убежищабыли удовлетворены. Почти все запросы из Чечни, странЦентральной Азии, Казахстана и Прибалтийских стран были удовлетворены, в меньшей степени - запросы выходцев из Моддавиии Украины. Наоборот, 62% запросов из Армении были отклонены,так же как почти все запросы из Северной Осетии.
Для улучшения информированности мифантам и оказания импомощи в 1995 г. во всех посольствах России в государствах экс-СССРбыли открыты консультационные пункгы по вопросам миграции.Были заключены (но пока не ратифицированы) двусторонние имногосторонние договоры о регулировании миграции и защите правмигрантов между Россией и некоторыми соседними государствами.Что касается фажданства, то по законодательству 1992 г. все бывшиеграждане СССР, живущие в экс-СССР, имеют право претендовать нароссийское гражданство при условии, что они не получили когда-тодругое; все живущие в России постоянно с февраля 1992 г. получаютроссийское гражданство автоматически.
Автор указывает, что иммиграционная политика наталкиваетсяна многочисленные препятствия. Несмотря на присоединение Р.оссиик Женевской конвенции и принятие закона о беженцах, Россия непринимает, за исключением редких случаев, просьбы от лиц не избывшего СССР. Не все афро-азиатские мигранты являютсяполитическими беженцами: большинство китайцев,
например,таковыми не являются. Но политических беженцев из Сомали, курдовиз Ирака, Афганистана - очень много. После вывода войск изАфганистана в 1989 г. и падения режима Наджибуллы в 1992 г. многиеафганцы были вынуждены бежать, в том числе в государства бывшегоСССР. Численность афганцев на территории бывшего СССР в 1995 г.составила около 200 тыс. человек (с.68). По мнению автора,отношение российских властей к беженцам из Афганистана вызываетпо меньшей мере недоумение, так как они отказываются выполнятькакие-либо обязательства, связанные с их устройством вРоссии.Только треть или четверть мифантов получают статусвынужденного мигранта или беженца, им оказывается минимальнаяпомощь, и, как правило, многие беженцы должны сами выпутыватьсяиз сложившейся ситуации, прибегая к помощи родственников илидрузей. Средства и возможности официальных служб оченьофаничены, поэтому многие получившие статус беженца иливынужденного мифанта не имеют работы и получают
нищенскоесодержание.
В этих условиях роль неправительственных организацийприобретает особое значение. Координация усилий официальныхслужб, международных организаций и
неправительственныхассоциаций является, считает автор, единственным путем решенияпроблемы нехватки средств для облегчения положения беженцев.
С.Н. Куликова
97.04.053. ФАССМАН X. БЕЖЕНЦЫ И ПРЕТЕНДЕНТЫ НАПОЛУЧЕНИЕ УБЕЖИЩА В ЕВРОПЕ.
БЛ88МЛМ Н. ЯеШ^еБ е! demandeurs d'asile еп Еигоре//Нотте8 etmigгations. - Р., 1996. - № 1198/1199 - Р. 40-48.
В статье анализируется положение беженцев и претендентов наполучение убежища (ППУ) в западноевропейских
странах,сложившееся в последнее время.
В 70-х годах, указывает автор, только 30 тыс. беженцевежегодно могли получить убежище в странах Западной Европы. Вконце 80-х годов число ППУ достигло 300 тыс., а в 1992 г. - почти 700тыс. человек (с.40). Национальные службы не были готовы к такомунаплыву людей. Кроме того, правила Женевской конвенции не былиадаптированы к беженцам из Восточной Европы и из балканскихгосударств, поток иммигрантов из которых быстро рос в связи сгражданской войной, этническими чистками, угнетением илиполитическими кризисами.
Рассматривая географию потоков беженцев в Европе, авторотмечает, что до 1989 г. административные препоны и "железныйзанавес" сводили к минимуму мобильность населения междуВостоком и Западом. Западная Европа ничем не рисковала, проводя"политику открытых дверей". Беженцы, которым удавалось покинутьЦентральную и Восточную Европу, гостеприимно принимались наЗападе. Все беженцы из Восточной Европы получали статус беженца всоответствии с Женевской конвенцией. В то же время страныЗападной Европы в рамках Хельсинкских соглашений требовали нетолько свободы перемещения, но также права эмигрировать для всехвыходцев из социалистических стран. Более того, в тот периодбыстрого экономического роста спрос на рабочую силу былизбыточен и редкие беженцы из Восточной Европы без проблеминтегрировались на рынке рабочей силы стран Западной Европы.
Изменение политического климата сопровождалось другимважным явлением: сокращением возможностей