РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 4
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.04.001 -97.04.059
МОСКВА 1997
законах на уровне области, района и города, разработке системы мер, способствующей усвоению законов.
В механизме реализации закона важное значение приобретает принятие решений в соответствии с законом. Формула "на основании и во исполнение закона" должна стать действенной. Рекомендуется дать оценку собственных решений, а также актов (областной Думы, администрации, управлений, отделов и т.п.) с точки зрения соответствия их принятому закону, отменить или изменить устаревшие решения и их отдельные пункты; разработать определенные правила подготовки нормативных актов. Примером подобного рода являются правила принятия решений, разработанные Институтом законодательства и сравнительного правоведения и одобрения в 1994 г. администрацией Тверской области. В них даны определения видов решений (актов) областных органов исполнительной власти и их признаков, раскрыто соотношение между компетенцией органа и основаниями принятия решений, пояснен порядок подготовки и принятия решений, сформулированы требования к качеству решений, охарактеризованы средства выполнения решений, способы оценки их результативности. Подобные правила найдут свое применение в любой области.
Е.В.Алферова
97.04.028. ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. -Каф. гос. и междунар. права Казан, гос. ун-та; Сост. Железное Б.Л.; Науч. ред.: Лихачев В.Н., Железное Б.Л. - Казань: Тат. кн. изд-во, 1996.-205 с.
В книге рассматриваются вопросы статуса и конституционной правосубъектности Республики Татарстан в системе современного российского федерализма и международных отношений, правовое положение высших и местных органов государственной власти и управления республики, порядок их формирования, проблемы конституционного контроля.
30 августа 1990 г. Татарская автономная республика стала суверенной Республикой Татарстан. Были заложены основы принципиально нового статуса, позволившие республике, не посягая на целостность Российской Федерации, обеспечить себе разумную самостоятельность в решении вопросов экономики, политики,
культуры и в то же время положить начало новым, подлинно демократическим отношениям Российской Федерации и ее субъектов.
Хотя со времени принятия Декларации о государственном суверенитете Татарстана прошло более пяти лет "татарская модель", правовой статус республики по-прежнему привлекает внимание ученых. Авторы предпринимают попытку обобщить и систематизировать важнейшие государственно-правовые, а в определенной мере и международно-правовые аспекты жизнедеятельности суверенного Татарстана, показать первые шаги республики в реализации ее статуса.
Принципиальные особенности Татарстана как субъекта РФ вытекают из соответствующих положений конституционного законодательства РФ и Республики Татарстан, а также Договора от 15 февраля 1994 г. Конституция РФ не выделяет статус Республики Татарстан и не содержит, хотя бы в качестве отдельного положения, текст Договора от 15 февр. 1994 г. Она лишь устанавливает в ст. 65, что Татарстан находится в составе Российской Федерации наряду с другими республиками. К тому же Конституция вообще не упоминает о государственном суверенитете республик в составе РФ. На Татарстан, как и на другие республики, Конституция РФ распространяет положение о равноправии республик (государств), краев и областей (административно-территориальных субъектов России) между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами и о равных правах в сфере совместного ведения с Российской Федерацией. Право выхода республик, в т.ч. Татарстана из России не предусмотрено. Статус любой республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики, он может быть изменен только по взаимному их согласию. Законы и иные нормативные акты республик могут выходить за пределы правового регулирования Федерации только в сферах исключительного ведения республик.
Конституция Республики Татарстан, со своей стороны, устанавливает, что государственный суверенитет есть неотъемлемое качественное состояние Республики Татарстан; установлено гражданство Республики Татарстан; воинская обязанность исполняется на территории Республики, а вне ее - лишь на основе договорных обязательств. Республика самостоятельно определяет
свой государственно-правовой статус. Законы Республики Татарстан обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Татарстана (о противоречии законам Российской Федерации не упоминается). Республика Татарстан заключает международные договоры, обменивается дипломатическими, консульскими и иными представительствами, участвует в деятельности международных организаций, руководствуясь принципами международного права. Республика самостоятельно формирует свои органы государственной власти, управления, осуществляет свое законодательство. Прокурор этой республики назначается ее высшим представительным органом государственной власти, перед которым ответствен и подотчетен.
Как отмечается, расхождения в конституционном законодательстве Российской Федерации и Республики Татарстан по вопросу национально-государственного устройства более всего касаются реалий государственного суверенитета Татарстана; соответствующей "фигуре умолчания" в Конституции России корреспондирует отсутствие четкого закрепления своей федеративной правосубъектности в Конституции Республики Татарстан. Однако автор не считает, что расхождения между обеими конституциями носят характер непримиримых и принципиальных противоречий. Во-первых, пишет он, современное понимание такой категории, как государственный суверенитет, отошло от его абсолютизации как по отношению к гражданину, так и в международном сообществе. Во-вторых, само понятие государства, ассоциированного с Российской Федерацией, отнюдь не свидетельствует о каком-то отчуждении Республики Татарстан - это некий ассоциированный член, не являющийся субъектом Федерации. Термин "ассоциация" в данном случае, подчеркивает автор, означает не присоединение Татарстана к России, а их межгосударственное объединение в рамках федерации с разграничением предметов ведения и взаимным делегированием полномочий, сохраняется единство территории, единое гражданство; конституционное регулирование экономической системы республики Татарстан свидетельствует о признании единства экономического пространства, республика остается в рублевой зоне.
Анализ отношений между Татарстаном и Россией свидетельствует также о наличии у них общего правового пространства, хотя прямого указания на это Конституция Республики
И не содержит. Так, на основании Договора от 15 февраля 1994 г. обе стороны могут издавать в рамках переданных им полномочий правовые акты, которые будут действовать на соответствующей территории, не затрагивая принцип верховенства законов каждой из сторон. О федеративной правосубъектности Татарстана de facto свидетельствует и весь комплекс повседневных правоотношений между Республикой Татарстан и Российской Федерацией.
Расхождения в конституционном законодательстве России и Татарстана в значительной степени блокированы положениями гл. 8 Конституции РФ позволяющими России использовать присущий многим федерациям принцип "подразумеваемых полномочий" (например, п. 5 ст. 66 Конституции РФ), который в критических ситуациях способен защитить единство и верховенство Федерации, даже если она в обычных условиях стоит на позиции "дуалистического федерализма" (имеется ввиду паритет Федерации и ее субъектов в соответствующих сферах компетенции).
Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 г. подтвердил, что в настоящее время республика Татарстан не ставит под сомнение свою правосубъектность в составе Российской Федерации. Этот договор осуществляет объединительную функцию. Тем не менее между ним и Федеративным договором, объединяющим с российским центром другие республики Российской Федерации, имеются определенные различия. Так, Договор между Россией и Татарстаном является межгосударственным, т.е. кладет начало процессу преобразования России в договорную федерацию. Федеративный же договор от 31 марта 1992 г. принципиально ничего в природе России не меняет, поэтому не дает, с точки зрения автора, оснований считать его актом, как провозглашалось в официальных кругах, знаменующим рождение новой федерации. Смысл Федеративного договора видится, главным образом, лишь в разграничении предметов ведения и полномочий, притом не между Федерацией и ее субъектами, а между уже существовавшими органами государственной власти и Федерации и ее субъектов.
Итак, Республика Татарстан ныне выступает как субъект РФ, пользующийся индивидуальным правовым статусом на основе Конституции суверенного Татарстана, Конституции РФ и двустороннего межгосударственного Договора о разграничении
97.04.029-035
80
полномочий предметов ведения между органами государственной власти сторон.
В книге также раскрывается конституционное развитие государственного устройства Республики Татарстан, характеризуются избирательная система, правовая природа президентской власти, Государственного совета и местных советов народных депутатов, исполнительной власти, затрагивается вопрос о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Республики Татарстан.
Е.В.Алферова
97.04.029-035. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ": Материалы науч.-практ. конференции. 25 апр. 1996 / Отв. ред. Авакьян С.А. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1996. - 136 с. Сводный реферат.
На конференции, организованной кафедрой конституционного права юридического факультета МГУ им. М.ВЛомоносова, рассматривался широкий спектр проблем, связанных с развитием местного самоуправления, эффективностью реализации права граждан на участие в местном самоуправлении.
97.04.029. АВАКЬЯН С.А. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ": ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ. - С. 5-15.
Обозначение темы конференции имеет ряд оснований: уяснение концепций и решений Федерального закона 1995 г., анализ практики местного самоуправления и приведения в соответствие с Законом законодательства РФ и ее субъектов.
Прежде всего отмечается, что Закон рождался в сложных спорах, борьбе мнений По многим своим позициям Закон оригинален, из-за этого в немалой степени многие практики не приветствуют его решений, он не находит пока должного развития в законодательстве субъектов РФ и применения на практике.