Научная статья на тему '97. 04. 016. Кристофер У. Лидерство Америки и ее возможности. Christopher W. America's leadership, America's opportunity // foreign policy. - Wash. ,1995. - n 98. - P. 6-27'

97. 04. 016. Кристофер У. Лидерство Америки и ее возможности. Christopher W. America's leadership, America's opportunity // foreign policy. - Wash. ,1995. - n 98. - P. 6-27 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА -США / МЕЖДУНАРОДНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ- РОЛЬ США / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ -США / США - ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / США -- - 1985 / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ -США / ИНТЕГРАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 04. 016. Кристофер У. Лидерство Америки и ее возможности. Christopher W. America's leadership, America's opportunity // foreign policy. - Wash. ,1995. - n 98. - P. 6-27»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯЛАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5

ИСТОРИЯ

4

издается с 1973 г.

выходит 4 раза в год

индекс РЖ 2

индекс серии 2.5

рефераты 97.04.001-97.04.034

МОСКВА 1997

157

97 04 016

недемократическими странами, рассчитывать на временные военные коалиции, а не на устойчивые альянсы (с 68-73)

В.М. Соломатина

97 04 016 КРИСТОФЕР У ЛИДЕРСТВО АМЕРИКИ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ

CHRISTOPHER W America's leadership, America's opportunity // Foreign policy - Wash ,1995 - N 98 - P 6-27

В статье Уоррена Кристофера, бывшего госсекретаря США, рассматривается положение США в качестве лидирующей державы в мире и их возможности для осуществления этой роли

Накануне нового столетия Америка стоит перед вызовом, который напоминает положение в стране, ее возможности и стоявшую перед ними опасность после окончания первой и второй мировых войн Тогда, как и сейчас, считает автор, перед ней стояли два выбора победа и выход из войны или достижение лидирующих позиций для построения мирного, свободного и процветающего общества на благо Америки и всех народов на Земле После окончания первой мировой войны США избрало первый путь, и страна за это жестоко поплатилась После второй мировой войны Трумэн, Маршалл, Ванденберг пошли, по мнению Кристофера, другим, более мудрым, путем

Этим путем, считает автор, страна должна следовать и сейчас у Америки есть все возможности для создания такого мира, который отвечал бы ее национальным интересам и соответствовал ее ценностям обеспечение надежного и процветающего мира открытых рынков и открытых обществ во имя благополучия будущих поколений Такова должна быть внешняя политика США

С распадом советской империи отпала военная угроза со стороны бывшего СССР, установились демократические режимы и созданы свободные рынки, что дает импульс для преобразования стран Европы, Латинской Америки, Азии и Африки Однако, отмечает Кристофер, это не означает, что переходный период идет гладко Происходят военные столкновения на границах, террито-

97.04.016

158

риальные притязания переходят в кровавые войны, борьба между свободой и тиранией еще не закончена. Нерешенными остаются проблемы окружающей среды, терроризма, распространения наркотиков, перенаселения планеты. Проблема создания и распространения ядерного, биологического, химического и другого сверхмощного оружия еще только находит пути для своего решения. Ни одна из перечисленных проблем не должна быть обойдена вниманием и проигнорирована. "И только США, со своими возможностями ... могут объединить и решить эти проблемы", - убежден автор (с.7).

В основе внешней политики должны лежать четыре главных принципа. 1) Америка должна сохранить лидирующие позиции в мире, 2) она должна поддерживать продуктивные политические и экономические отношения с наиболее сильными странами; 3) создать надежные международные институты для сотрудничества между странами; 4) поддержать и защитить демократические общества и права человека.

Сохранение и упрочение лидирующей роли Америки в мире Кристофер считает главной целью внешней политики США. Он исходит из посылки: Если не мы, то кто еще1? "Наша страна не является мировым полицейским, но ее вовлеченность в мировые события и сила могут быть решающими факторами. Если мы решим направить наши войска за границу, то мы пошлем их с четким заданием и используем любые средства для достижения победы" (с.8). На сегодня, по мнению автора, американская армия лучше всех вооружена, экипирована и обучена.

Для сохранения лидирующего положения Америки необходимо оживить поддержку союзников, международных институтов с целью достижения общих целей. Без этого поставленные США цели не могут быть достигнуты, но при активной поддержке извне страна увеличит свою мощь и ресурсы.

Касаясь одного из направлений внешнеполитической стратегии - упрочения конструктивных отношений с наиболее сильными странами, - Кристофер считает, что это необходимо делать не

159

97.04.016

столько во имя самих хороших отношений, сколько во имя создания надежного партнерства и окружения. Эти страны могут стать большой угрозой для США, находясь в оппозиции к ним, однако, при условии взаимодействия с ними, можно добиться многого. Существуют серьезные разногласия, но они разрешимы, при конструктивном подходе. Глубокие политические, экономические и культурные связи свидетельствуют о тесных отношениях США с их европейскими союзниками. Сотрудничество между экономическим рынком Северной Америки и Европы - надежный залог стабильности и процветания не только в этих регионах, но и во всем мире. Поэтому США и в дальнейшем будут укреплять свои связи через НАТО и Европейский союз.

Что касается отношений с Россией, то здесь Кристофер отмечает значительный прогресс в становлении нового государства, однако военные действия в Чечне, убежден Кристофер, отбросили Россию от демократических начинаний и нанесли большой урон отношениям с другими странами. В Америке многие снова заговорили о России как о безнадежно имперском и антидемократическом государстве, а о реформах как о несостоявшихся. С этим утверждением автор категорически не согласен и настаивает на поддержке российских реформ и реформаторов, так как это в интересах же самих американцев: Россия должна стать ответственным партнером в демократической неделимой Европе, с глубокими связями в основных европейских и глобальных структурах и институтах, включая Партнерство ради мира, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), Группу-7, новую Всемирную торговую организацию и др.

Чтобы иметь дело с демократической Россией, США должны поддержать суверенность и независимость других государств, вышедших их бывшего СССР. "Переход бывшей советской империи в Союз суверенных демократических государств исключительно важен для США. Если Украина успешно закончит этот переход, другие государства последуют ее примеру", - замечает Кристофер (с. 11). Вместе с партнерами по Группе-7 США уже выделили зна-

читальную помощь Украине для осуществления политических и экономических реформ, для закрытия чернобыльского реактора США, Англия, Франция и Россия гарантировали Украине безопасность, основываясь на принципах ОБСЕ, будут проводиться совместные миротворческие маневры в целях усиления военного сотрудничества

Отдельные разделы статьи посвящены взаимоотношениям США со странами Юго-Восточной Азии, Африки и Ближнего Востока

В связи с укреплением международных связей, Кристофер поднимает вопрос о другом принципе внешнеполитической стратегии США - оживлении деятельности институтов глобального и регионального сотрудничества и вовлечения в них новых демократических стран Этими организациями являются НАТО, ООН, Международный валютный фонд, Всемирный банк, Европейский союз, Организация по экономическому сотрудничеству и развитию, а также Организация африканского единства, Организация американских государств При этом автор подчеркивает, что главная роль в руководстве этими организациями должна принадлежать США Только в этом случае, считает он, могут быть решены американские политические и экономические задачи за рубежом, а также такие общие проблемы, как международная преступность, терроризм, населенность планеты, окружающая среда и др (с 14)

Решение перечисленных задач зависит от состояния американской экономики, которая в свою очередь зависит от деятельности США на открытых внешних рынках, участия их в свободной торговле и капиталовложениях во всем мире

Кристофер считает, что Клинтон сделал все, чтобы сократить самый большой дефицит в истории страны в 700 млрд долл благодаря введению жесткой финансовой дисциплины, что повысило доверие зарубежных партнеров Только за два первых года деятельности администрации было создано около 5,2 млн рабочих мест (с 19) В ближайшем будущем США планируют выход на

161

97 04 016

вновь создающиеся рынки в Аргентине, Бразилии, Китае, Индии, Индонезии, Польше, Южной Африке, Турции и Японии

Касаясь вопроса европейской безопасности, автор отмечает, что Америка в течение 50 лет стояла плечом к плечу со своими союзниками для защиты европейской безопасности На сегодняшний день Варшавский Договор не существует, Германия едина, Центральная Европа свободна Россия в свете демократических реформ обещает быть одним из наиболее богатых рынков континента и к ней нельзя относиться с безразличием

За последние два года, считает Кристофер, было много сделано для стабилизации Европы На встрече натовских руководителей в январе 1994 г Клинтон предложил создать организацию "Партнерство во имя мира", куда войдут представители всех стран континента Сильное "Партнерство" является неотъемлемой частью общей проблемы европейской безопасности и лучшим путем к партнерству в НАТО для тех, кто хочет и может взять на себя необходимые обязательства На этом же совещании Клинтон заявил, что "вопрос о вступлении новых членов в НАТО не стоит, речь идет о том, когда и каким образом" (с 19) Членство каждой страны будет решаться индивидуально и при консультации с "Партнерством во имя мира" Страна, не являющаяся членом НАТО, не будет обладать правом вето Здесь же Клинтон выразил надежду, что Россия войдет в "Партнерство" и тем самым оздоровятся российско-натовские отношения

Безопасность на Европейском континенте не может быть обеспечена только деятельностью международных институтов по безопасности Исключительное значение придается экономической интеграции Центральные и восточноевропейские страны должны стать полноправными членами Всемирной торговой системы, войдя в ВТО и взаимодействуя с Организацией по европейскому сотрудничеству и развитию Совместные договоренности, подписанные Европейским союзом и которые еще будут подписаны с центральными европейскими странами, приведут к полному членству в Европейском союзе Совместно с западноевропейскими партне-

21 4083

рами, продолжает бывший госсекретарь, США будут стремиться снижать торговые барьеры, которые ограничивают экспорт новых демократических стран.

Другой проблемой для обеспечения всеобщей безопасности является распространение оружия массового уничтожения. Технологический прогресс позволяет сегодня облегчить доставку ядерного, химического и биологического оружия в любой регион, а с распадом СССР и окончанием "холодной войны" появилась реальная опасность того, что оно может попасть в ненадежные руки В этой связи вопрос о нераспространении и контроле за вооружением является важнейшим элементом в региональной стратегии стран

За последние два года были сделаны серьезные позитивные шаги в этом направлении При этом госсекретарь и здесь подчеркивает лидирующую роль и усилия Соединенных Штатов Это -присоединение Украины, Казахстана и Белоруссии к договору о нераспространении ядерного оружия, который начал набирать силу; договор по сокращению стратегических вооружений (СНВ-1), приближая ратификацию Договора СНВ-2, что сократит русский и американский стратегический арсеналы на 2/3. Сейчас идет работа над заключением всеобщего договора о полном запрещении всех видов ядерных испытаний и производств расщепляющихся материалов для ядерного оружия Предприняты ряд других инициатив в целях укрепления и стабилизации безопасности на Европейском континенте и во всем мире. Кристофер с оптимизмом смотрит в будущее, подчеркивая при этом особое положение Америки, как мощной военной и экономической державы, могущей повести за собой сильные европейские страны и вновь образованные демократические государства

В.М. Соломатина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.