РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯЛАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
4
издается с 1973 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.5
рефераты 97.04.001-97.04.034
МОСКВА 1997
проблем на других континентах, необходимо навести порядок у себя дома, военный блок должен стать выразителем и гарантом долговременных интересов, безопасности и процветания европейских стран и не вправе нацеливать свои планы и действия против конкретного потенциального противника, как это имело место в эпоху конфронтации
Общая тенденция развития военнополитических процессов, считает Кеннан, состоит в движении в сторону безъядерного мира, и Соединенным Штатам предстоит стать участником этого процесса (с 214)
В.М. Соломатина
97 04 015 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ 1995 ГОДА ВЫЗОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ США В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД STRATEGIC ASSESSMENT 1995 US SECURITY CHALLENGES EN TRANSITION / Institute for National Strategic Studies - Wash, 1995 -71p
Коллективный доклад "Стратегические оценки 1995 года" был подготовлен группой сотрудников Института национальных стратегических исследований (ИНСИ), входящей в Вашингтонский университет национальной обороны (УНО) Университет является одним из ведущих научно-исследовательских центров США, занятых разработкой военно-стратегических проблем
По мнению авторов доклада, со времени образования США в международных отношениях сменили друг друга пять типов "мирового порядка", Кс хдый из которых определялся своими формами взаимоотношений между "великими державами" наполеоновские войны, система Венского конгресса, возвышение Германии, эра Лиги Наций, "холодная война" (совпавшая с концом колониализма) Сейчас мир входит в шестой период, для которого среди прочего будет характерно вытеснение Европы из эпицентра мировой политики В прошлом, считают эксперты ИНСИ, переходы от одного типа "мирового порядка" к другому занимали несколько лет, теперь же этот процесс может затянуться на более
длительный срок, поскольку пока трудно сказать, какая система придет на смену "холодной войне" Окончательный вид новой геополитической расстановки, по мнению аналитиков, будет зависеть от таких факторов, как степень вовлеченности США в мировые проблемы, продвижение вперед европейской интеграции, ход реформ в России, уровень новых международных обязательств Японии, возможности Китая добиваться новых рубежей мирными средствами и, наконец, надежность контроля за распространением ядерного оружия (с. 11).
Американские исследователи прогнозируют, что в рамках грядущего мирового порядка образуются три группы государств и соответствующие им "линии раздела" рыночные демократии, государства переходного типа и "страны-неудачники", оттесненные на периферию мировой экономики, разрываемые различными видами экстремизма, имеющие "неадекватное качество правления“, и пр (с 18) Разрыв между первой и третьей группами в ближайшие годы будет особенно драматичным, хотя многие страны (Китай или Индия) могут сочетать характеристики двух или даже всех групп
Эксперты ИНСИ допускают, что закреплению "линий раздела" могут способствовать и другие обстоятельства - например, тенденция к формированию экономических и политических блоков Так называемые "открытые" блоки типа Евросоюза и НАФТА призваны сыграть положительную роль в мировой политике, поскольку их существование "разгружает" и облегчает дипломатическую практику путем снижения числа "игроков" на международной сцене Что касается "закрытых" блоков типа СНГ, то они, в понимании авторов доклада, будут ревностно с фониться влияния извне и воспринимать мировую политику в категориях "игры с нулевой суммой" (с.22).
Еще одни фактор раздела связан с оформлением вокруг го-сударств-лидеров их сфер влияния Крупнейшие державы начинают брать на себя ответственность за развитие событий в зонах своих исторических интересов (Франция, Германия, США, Россия,
20-4083
Китай, Япония) Наконец, существует фактор цивилизованной дезинтеграции "Тысячелетняя линия водораздела между католицизмом и православием приблизительно соответствует очертаниям конфликта между воюющими сторонами в бывшей Югославии Во многих регионах, где исламский мир противостоит иным цивилизациям и культурам (Север Индии, Балканы, Северная Африка, Кавказ), возникает насилие", - отмечается в докладе (с 35) Однако американские политологи признают, что этот фактор едва ли будет играть решающую роль в мировой политике, поскольку, с одной стороны, слишком сильны внутрицивилизационные различия, а, с другой, так называемые цивилизации не настолько структурированы, чтобы иметь общие политические органы, способные принимать решения
Специалисты ИНСИ разрабатывают три гипотетических сценария конфликтов будущего Первый предполагает столкновение внутри группы "великих держав" Этот вариант может быть самым разрушительным по своим последствиям, но в то же время он вряд ли вероятен Второй сценарий - конфликт между региональными центрами силы с вовлечением стран переходного типа и государств-маргиналов Третий - война между самими "странами с неадекватными формами правления" - представляется наиболее вероятным, но наименее опасным для США
Авторы "Стратегических оценок" называют восемь новых тенденций, затрагивающих сферу мировой политики и требующих американского ответа Первая из них - становящаяся все более серьезной проблема ядерного нераспространения Цели США при этом состоят в а) содействии демонтажу ядерных установок на территории бывшего СССР и замораживанию, а впоследствии и свертыванию ядерных программ в таких странах как ЮАР или КНДР, б) отказе от контактов в ядерной области с одними враждебными правительствами (Иран, Ливия) и в тщательной инспекции - в случае с другими (Ирак), в) контроле за ядерным распространением в тех ситуациях, где оно уже имеет место
Вторая тенденция, описанная американскими исследователями, состоит в перемещении центра общественного внимания на сугубо внутренние проблемы за счет вопросов национальной безопасности и обороны Подобный сдвиг в приоритетах в результате приводит к снижению военных расходов Третья тенденция видится в том, что информационные технологии вытесняют тяжелую промышленность в качестве источника национального могущества Четвертая - приобретают все большие полномочия международные организации (ООН, НАТО, МВФ, ГАТТ, МАГАТЭ) Пятая -набирающая темп глобализация порождает новые транснациональные угрозы, такие, как интернационализация преступности, принимающие планетарные масштабы экологические вызовы и слабо поддающиеся контролю миграционные потоки
Шестая тенденция видится авторам доклада в том, что демократия стала восприниматься не как "глобальная норма", а как некий идеал, поскольку выборы и рынок не всегда способны гарантировать свободу Особенно это касается так называемых "переходных государств" Далее, значительная часть даже традиционно стабильных государств стоит перед угрозой фрагментации, которая принимает самые разные формы - эрозия законности и широкое распространение коррупции, рост экстремистских идеологий, ослабление социальной гармонии и "качества управления", всплеск этнического регионализма Последняя черта - возрастание в ведущих государствах Запада приоритета экономического развития перед традиционными проблемами национальной безопасности (с 38-45)
С учетом перечисленных соображений эксперты ИНСИ выделяют два принципа американского участия в решении международных проблем Первый состоит в "селективном вовлечении" Это означает, что США должны вмешиваться в развитие процессов за своими границами лишь тогда, когда это позволит укрепить американские национальные интересы на базе собственных принципов Главный вопрос, считают эксперты, как определить данные интересы, что является непростой задачей Авторы доклада счита-
ют, что наиболее важным являются связи США с остальными крупнейшими державами, как в Европе, так и в Юго-Восточной Азии Для собственной уверенности США должны поддерживать важные контакты и с другими странами, исходя из необходимости доступа к ключевым ресурсам (Персидский залив), исторических интересов (Корейский полуостров и арабо-израильский конфликт) и заботы о собственном "тыле" (Латинская Америка) (с 53)
Второй принцип состоит в расширении зоны рыночной демократии в мире Это относится прежде всего к "переходным государствам" Гораздо более скептически эксперты ИНСИ оценивают перспективы развития демократии в так называемых "проблемных" государствах третьего мира
В докладе указываются функциональные приоритеты американской внешней политики на ближайшие годы Это - поддержание мира между государствами-лидерами Их сферы влияния, считают авторы, подчас представляются столь аморфными, что нельзя исключить потенциальных конфликтов Второй приоритет состоит в избирательном вмешательстве в региональные конфликты Зонами, где вооруженные силы США в принципе могут оказаться вовлечены в разрешение конфликтов, способны стать Карибский бассейн и Центральная Европа (в том случае, если Вашингтон возьмет на себя новые обязательства в связи с расширением НАТО) В-третьих, США должны адекватно отвечать на транснациональные угрозы И, в-четвертых, продолжать помогать "странам-неудачникам", оказавшимся жертвой природных катаклизмов, этнического насилия и внешней агрессии
Особые рекомендации обращены в адрес вооруженных сил США В чисто военном отношении, считают авторы доклада, миссия американской армии состоит в том, чтобы не допустить появления среди "великих держав" в течение ближайших десятилетий противника, чья военная мощь может быть сравнима с американской, быть готовым к крупным, но быстротечным конфликтам с
недемократическими странами, рассчитывать на временные военные коалиции, а не на устойчивые альянсы (с 68-73)
В. М. Соломатина
97 04 016 КРИСТОФЕР У ЛИДЕРСТВО АМЕРИКИ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ
CHRISTOPHER W America's leadership, America's opportunity // Foreign policy - Wash, 1995 - N 98 - P 6-27
В статье Уоррена Кристофера, бывшего госсекретаря США, рассматривается положение США в качестве лидирующей державы в мире и их возможности для осуществления этой роли
Накануне нового столетия Америка стоит перед вызовом, который напоминает положение в стране, ее возможности и стоявшую перед ними опасность после окончания первой и второй мировых войн Тогда, как и сейчас, считает автор, перед ней стояли два выбора победа и выход из войны или достижение лидирующих позиций для построения мирного, свободного и процветающего общества на благо Америки и всех народов на Земле После окончания первой мировой войны США избрало первый путь, и страна за это жестоко поплатилась После второй мировой войны Трумэн, Маршалл, Ванденберг пошли, по мнению Кристофера, другим, более мудрым, путем
Этим путем, считает автор, страна должна следовать и сейчас у Америки есть все возможности для создания такого мира, который отвечал бы ее национальным интересам и соответствовал ее ценностям обеспечение надежного и процветающего мира открытых рынков и открытых обществ во имя благополучия будущих поколений Такова должна быть внешняя политика США
С распадом советской империи отпала военная угроза со стороны бывшего СССР, установились демократические режимы и созданы свободные рынки, что дает импульс для преобразования стран Европы, Латинской Америки, Азии и Африки Однако, отмечает Кристофер, это не означает, что переходный период идет гладко Происходят военные столкновения на границах, террито-