РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1991 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 97.03.001 -97.03.090
МОСКВА 1997
средиземноморского и карибского бассейнов. Она предполагает создание региональной сети городов, которые должны осуществлять совместное превентивное планирование. По мнению автора, предотвращение риска природных катастроф в городах следует рассматривать не как конечную цель, а как средство устойчивого развития городской системы. Это предполагает интеграцию политики предотвращения основных рисков в городское планирование при одновременном учете планирования изменения окружающей среды. Управление рисками требует политических, экономических и социальных решений при условии консенсуса всех граждан.
Автор предлагает изменить традиционные процедуры исследования возможности катастроф при развитии городов. Цель анализа состоит в получении информации о слабых точках городской системы, измерении экономического, социального и демографического воздействия катастроф. Проведенный анализ дает материал для принятия решений по предупреждению катастроф и для планирования развития. Учитывая перспективы нового строительства и развития городов в ближайшие 20 лет и в более отдаленной перспективе, необходимо форсировать разработку механизма превентивного городского планирования. В следующем столетии, отмечает автор, останутся актуальными цели защиты окружающей среды, предотвращения природных катастроф и устойчивого развития.
В. Г. Былое
97.03.063-064. ИЗМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ ФРАНЦИИ. (Сводный реферат).
1. DARES М.С. Les ouvriers // INSEE premiere. - P., 1996. -№455. - P. 1-4.
2. SEYS B. L'évolution sociale de population active // Problèmes econ.-P., 1996.-N455.-P. 1-4.
В статьях французских экономистов рассматриваются изменения, происшедшие начиная с 50-х годов в структуре экономически активного населения Франции.
Создание системы социального обеспечения во Франций в 1945 г., гарантирующей наемным трудящимся определенную
финансовую защиту в случае болезни и невозможности работать в старости, отмечают авторы, оказало влияние на социально-профессиональную структуру экономически активного населения. Статус наемного работника перестал быть исторически сложившимся фактором зависимости и нестабильности и превратился в основу экономической безопасности. Наоборот, деятельность, собственников земли, мастерской или магазина, позволяющая накапливать сбережения на старость, стала в условиях экономических и социальных потрясений менее стабильным источником доходов.
Среди наемных трудящихся категория служащих в отличие от категории рабочих очень многочисленна. Она объединяет инженеров, техников, административных и торговых работников, занятых во всех типах экономических структур, от самых маленьких фирм до крупных компаний. В 1936 г. к этой категории принадлежали 15% экономически активного населения, в 1995 г. руководящие работники, торговые, банковские и другие служащие составляли более 50% (2, с. 2). Авторы указывают, что с течением времени функции служащих стали более разнообразными. В строгом смысле слова служащими являются наемные работники, выполняющие определенные функции в административных и коммерческих структурах, а также в сфере обслуживания. Группа руководящих работников росла в последнее десятилетие быстрее всех других групп служащих: более чем на 5% ежегодно в период с 1954 по 1975 г., с 1975 г. - на 4% в год. В 50-х годах развитие тяжелой промышленности и электрификации способствовало увеличению численности инженеров, рост численности которых составлял 8% в год. Затем он несколько сократился, оставаясь очень высоким, (5% в год) благодаря увеличению спроса на специалистов в области электроники и, особенно, информатики. Начиная с 80-х годов в условиях возросшей конкуренции предприятия усиливали свои технико-торговые структуры, и число инженеров росло на 10% ежегодно. Рост числа учителей и медиков, работающих по найму, также был очень высоким (9% в год с 1960 по 1975 г. ) в связи с увеличением срока школьного обучения и развитием медицинского обслуживания. Затем рост числа этих специалистов несколько сократился. Другие категории административных и торговых служащих увеличивались более регулярно: на 4-5% в год до 1975 г. и на 2-3% после (2, с. 2).
Лица свободных профессий традиционно приравниваются к категории руководящих работников, что объясняется близостью их экономического и культурного уровня, а также темпами роста их численности - на 3% ежегодно. Значительно возросло число медиков, имеющих частную практику, чему способствовало значительное расширение рынка медицинских услуг и платежеспособности клиентуры благодаря развитию медицинского страхования.
Численность лиц так называемых посреднических профессий, выполняющих в основном исполнительские функции, росла параллельно с численостью руководящих работников: более 4% в год с 1954 по 1975 гг., после 1975 г. - на 2% в год (2, с. 2). Введение в 1952, 1966 и 1967 гг. дипломов техников, новых квалификационных сеток, соответствующих свидетельствам и дипломам о высшем техническом образовании, способствовало росту образования лиц посреднических профессий.
До середины 70-х годов рост числа служащих был связан с развитием третичного сектора. С 1974 г. рост численности административных служащих сначала сократился. Развитие оргтехники и информатики способствовало отмиранию большинства профессий служащих, выполняющих одну операцию, и увеличению числа квалифицированных сотрудников, выполняющих поливалентные операции.
Аналогичные изменения затронули служащих на предприятиях и в государственных учреждениях. Что касается служащих сферы обслуживания, то их численность постоянно растет. Этому способствовал рост занятости в больницах, школах, а также развитие сферы социальных услуг. Также происходил рост численности обслуживающего персонала в гостиницах, ресторанах и на предприятиях, связанных с индустрией развлечений, отдыха и туризма.
Рассматривая категорию рабочих, авторы указывают, что изменения, происходившие в их занятости за рассматриваемый период, были очень контрастными. В 50-х годах на эту категорию занятых приходилось 40% рабочих мест в экономике, в настоящее время - только 27% (1, с. 1). Значительно сократилось число неквалифицированных промышленных рабочих в связи с технической модернизацией и увеличением потребности в более квалифицированных работниках.'С 1954 по 1978 г. ежегодный рост
занятости рабочих составлял 1%, затем он снизился до 0,7% в год, что было вызвано массовыми сокращениями рабочих мест в металлургии и автомобильной промышленности начиная с 1979 г. Изменилась структура занятости рабочих. Численность шахтеров, достигавшая в послевоенный период 400 тыс. человек, в настоящее время не превышает 30 тыс. Одновременно значительно возросло число неквалифицированных рабочих, занятых наладкой и обслуживанием сложного промышленного оборудования (до 300 тыс. человек) (2, с.4).
Распространение системы организации труда Тейлора в период между первой и второй мировыми войнами привело к увеличению численности рабочих низшей квалификации, которое было особенно сильным в 50-60-е годы. В 1974 г. численность таких рабочих достигла 2,6 млн. человек, причем два из каждых десяти были иммигрантами. Значительную часть таких рабочих, особенно в текстильной промышленности, электронике и производстве товаров широкого потребления, составляют женщины (40%).
После нефтяного кризиса 70-х годов предприятия стали больше внимания уделять развитию автоматизации. В результате число рабочих низшей квалификации сократилось вдвое, а число квалифицированных промышленных рабочих различных специальностей либо стабилизировалось, либо сократилось. В 80-х годах наивысшими темпами росла численность занятых в третичном секторе, обслуживающих промышленное оборудование и обеспечивающих функционирование зданий. Возросло также число водителей транспорта, упаковщиков и экспедиторов, мойщиков и поваров.
Доля иностранцев среди рабочих изменялась в зависимости от фазы экономического цикла: до 1975 г. она росла, затем слегка сократилась. В 1968 г. иностранцы составляли 13% всех рабочих, в том числеболее 20% разнорабочих и шахтеров и только 10% остальных категорий рабочих, независимо от степени квалификации. В марте 1995 г. 11 % рабочих Франции были иностранцами.
Доля женщин среди рабочих с начала 60-х годов сократилась, но незначительно: с 22,5% в 1962 г. до 19,5% в 1995 г. (1, с.2). Однако среди неквалифицированных рабочих доля женщин увеличилась (с 26 до 30%), а среди квалифицированных рабочих сократилась (с 17 до 22%) (1, с. 2).
За период с 1968 г. до середины 80-х годов разрыв в заработной плате рабочих и других категорий наемных работников сократился, что было связано как с повышением квалификации рабочих, так и с повышением уровня межпрофессионального минимума заработной платы (БМ1С).
Возрастная структура рабочих характеризуется сокращением доли лиц моложе 35 лет с 47 до 39% (1, с. ). В 1995 г. среди четырех основных категорий рабочих промышленные квалифицированные рабочие были старше по возрасту, чем другие. Напротив, категория неквалифицированных рабочих выделялась наиболее высокой долей молодежи (до 25 лет), потому что в эту категорию входят ученики.
Безработица среди рабочих выше, чем среди других социальных категорий. Рабочие в большей степени, чем другие наемные работники, испытывали на себе последствия трансформации производственного аппарата в 70-80-е годы. В 1995 г. 14% рабочих, в том числе 25% неквалифицированных рабочих, имели контракт на временную работу, в то время как среди всех наемных работников этот показатель составляет лишь 9% (1, с. 3).
Характеризуя социальную структуру рабочего класса, М.Дар указывает, что в прошлом источником пополнения рабочего класса были в значительной мере выходцы из крестьян (1). В настоящее время это встречается достаточно редко. В 1993 г. 56% рабочих-мужчин 40-59 лет были выходцами из семей рабочих, т.е. пополнение рабочего класса идет в основном за счет детей самих рабочих, так же как это происходит в категориях служащих, лиц посреднических профессий и руководящих работников.
В послевоенный период для рабочих стали доступными товары широкого потребления, чему способствовало насыщение внутреннего рынка товарами длительного пользования, автомобилями, телевизорами и т.д. Однако рабочие семьи редко выезжают в отпуск в другую местность, они также находятся внизу шкалы распределения доходов в обществе, у них нет сбережений на случай безработицы.
В категории ненаемных работников (ремесленников и торговцев) за рассматриваемый период также произошли изменения. Численность этой категории с 1975 г. сокращалась на 1% ежегодно, что обусловлено появлением крупных магазинов, готовой одежды и сокращением числа жителей в сельской местности. Число портных уменьшилось в 10 раз, а число пекарей и кондитеров - вдвое. Однако в
связи с изменением образа жизни и развитием туризма появились новые многочисленные возможности трудоустройства в сфере обслуживания.
В послевоенный период произошло резкое сокращение занятости в сельском хозяйстве. В 1946 г. занятые в сельском хозяйстве составляли 36% экономически активного населения Франции, в настоящее время - только 4% (2, с. 4). Однако с 1990 г. численность сельскохозяйственных рабочих остается стабильной. Отмечается, что политика властей способствовала росту семейных ферм и использованию в работе все более мощных и разнообразных сельскохозяйственных машин.
С.Н.Куликова
97.03.065-067. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИИ В СТРАНАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ.
1. Pensioners pulled apart // Labour research.- L.,1996. - Vol.85, №2,- P.19-21.
2. How the Tories have eroded state pensions // Labour research. -L.,1996.-Vol.85, №8,-P.22.
3. What's wrong with state pensions? // Labour research. - L.,1996. -Vol.85, № 8. - P. 11-12.
В последнее время вопросы пенсионного обеспечения, отмечают английские эксперты, приобрели большую остроту в странах Западной Европы из-за ускорившегося старение населения, которое выражается в относительном и абсолютном увеличении числа лиц старших возрастов. Изменение соотношения между экономически активным населением и лицами нетрудоспособного возраста все больше усложняет финансирование системы пенсионного обеспечения.
В большинстве стран Западной Европы система пенсионного обеспечения включает: базовую государственную пенсию; дополнительную профессиональную пенсию, доплачиваемую пенсионеру в зависимости от размера предшествующего заработка и стажа работы в конкретной компании или отрасли промышленности; выплаты из частных пенсионных фондов, или пенсии индивидуальных пенсионеров. Кроме того, действуют системы вспомоществования и обеспечения прожиточного минимума.