Научная статья на тему '2012.03.047. ДЮВАЛЬ Г. ПОЧЕМУ ФРАНЦУЗЫ НЕДОВОЛЬНЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ? DUVAL GU. CINQ CONSTATS POUR UN MALAISE // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 305. - P. 62-64'

2012.03.047. ДЮВАЛЬ Г. ПОЧЕМУ ФРАНЦУЗЫ НЕДОВОЛЬНЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ? DUVAL GU. CINQ CONSTATS POUR UN MALAISE // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 305. - P. 62-64 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТИ ПОЛИТИКА ФРАНЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куликова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012.03.047. ДЮВАЛЬ Г. ПОЧЕМУ ФРАНЦУЗЫ НЕДОВОЛЬНЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ? DUVAL GU. CINQ CONSTATS POUR UN MALAISE // ALTERNATIVES éCON. - P., 2011. - N 305. - P. 62-64»

ные работы, уменьшающие количество свободного времени, более эффективны в качестве инструмента борьбы с преступностью, чем прямые денежные выплаты, не предполагающие трудовой деятельности. Результаты исследований, проведенных авторами, подтверждают эти выводы.

Франклин Рузвельт оказался прав, и социальные расходы действительно «подрывают основы преступности», отмечают американские экономисты. Эти траты имеют и другие позитивные эффекты: снижение уровня детской смертности, повышение рождаемости, снижение количества самоубийств, более интенсивную миграцию.

По мнению авторов, следует более активно изучать роль социального страхования в борьбе с преступностью. Результаты работы американских ученых показывают, что люди, поставленные в сложную ситуацию и испытывающие искушение украсть, склонны отказаться от своих намерений при наличии системы социальной защиты.

С. С. Костяев

2012.03.047. ДЮВАЛЬ Г. ПОЧЕМУ ФРАНЦУЗЫ НЕДОВОЛЬНЫ СВОЕЙ РАБОТОЙ?

DUVAL Gu. Cinq constats pour un malaise // Alternatives écon. - P., 2011. - N 305. - P. 62-64.

Последние десятилетия характеризуются, прежде всего, возрастанием роли оплачиваемого труда, что может показаться странным, поскольку продолжительность рабочего дня снижается, а отпуска - увеличивается. В 1968 г. была введена четвертая неделя оплачиваемого отпуска. В 1982 г. французы получили пятинедельный отпуск и 39-часовую рабочую неделю. Более того, в 19992000 гг. государство еще сильнее сократило рабочую неделю - уже до 35 часов.

Однако следует иметь в виду, что за последние 50 лет в обществе произошли значительные изменения, которые связаны с массовым выходом женщин на рынок оплачиваемого труда. В 1970 г. соотношение мужчин и женщин на рынке труда составляло два к одному. С тех пор численность рабочих мест, занятых мужчинами, почти не изменилась, составляя 13-14 млн. в зависимости от экономической конъюнктуры. В отличие от этого численность рабо-

чих мест, занятых женщинами, почти удвоилась, увеличившись с 7,6 млн. до 12,4 млн. (с. 62).

Увеличение занятости среди женщин в целом характерно для всех промышленно развитых стран (ПРС). Тем не менее в странах Южной Европы, а также в Великобритании и Северной Ирландии женская занятость не столь высока. В странах с германской культурой рост занятости женщин происходит за счет увеличения количества работающих на половину ставки. Первое место по этому показателю занимают Нидерланды, где в 2009 г. частично занятые женщины составляли 76%; во Франции этот показатель вдвое ниже -30%. Важно отметить, что во Франции больше детских садов, чем в большинстве других стран, и это сказывается на численности работающих женщин. Равенство рабочего времени мужчин и женщин, указывает автор, - важный фактор в обеспечении равенства полов на рабочем месте.

Степень удовлетворенности французов своей работой зависит также от процесса повышения уровня квалификации рабочей силы. С 1982 по 2009 г. число работников с дипломами о высшем образовании увеличилось в 2,7 раза. Структура занятости также изменилась. С 1982 по 2009 г. доля представителей промежуточных профессий (должности среднего звена, квалифицированные рабочие) выросла с 28% до 41%, в то время как доля рабочих и служащих сократилась с 55% до 51%.

Данный процесс характерен для всех ПРС. За последние 30 лет во Франции количество людей с высшим образованием росло быстрее, чем в других ПРС. Однако рост квалифицированных работников был ограничен из-за деиндустриализации Франции. Политика в области занятости была направлена на создание в основном низкооплачиваемых рабочих мест для малоквалифицированных работников. Как следствие, социальные расходы тоже снижались. Поэтому французская молодежь крайне недовольна предоставляемыми рабочими местами.

К факторам, усложняющим жизнь на работе, относятся временные контракты. В 1982-2008 гг. их доля выросла с 4,5% до 10,3% всех рабочих мест. Этот процесс вызвал значительное увеличение ротации персонала внутри предприятий.

В основном данный процесс затрагивает молодежь. В 19822009 гг. количество людей в возрасте 15-24 лет, занятых по бес-

срочным контрактам, сократилось с 76% до 49%. Среди старших возрастных групп нестабильная занятость получила значительно меньшее распространение. Таким образом, вступление молодежи в экономически активную жизнь стало более трудным и характеризуется периодами безработицы, трудностями в приобретении собственного жилья из-за отсутствия стабильных доходов и т.д.

Развитие нестабильных форм занятости не может полностью объяснить трудности и неудовлетворенность, которые испытывают французы на работе. Возможно, это объясняется недостаточной мобильностью работников и нежеланием менять место работы. Отмечается, что экономика, страдающая от массовой безработицы, не ориентирована на модернизацию. Наоборот, этот процесс затормаживается в связи с низкой мобильностью наемных работников.

Отрицательное воздействие низкой мобильности наемных работников усиливается из-за старения населения. С 1982 по 2009 г. доля лиц моложе 24 лет в общей структуре рабочей силы снизилась с 16% до 8%. За тот же период доля лиц старше 50 лет выросла с 20% до 25% (с. 64).

До реформы пенсионной системы в 2010 г. - в период 19842009 гг. - уровень занятости лиц в возрасте 55-59 лет повысился с 51% до 62%. В 1998-2009 гг. доля занятых в возрасте 60-64 лет выросла с 14% до 20%. Поскольку предприятия не прилагают никаких усилий для адаптации к этой новой реальности, появляется перспектива увеличения рабочего дня. Это также способствует росту недовольства французов своей работой.

Снижение темпов роста реальной заработной платы также является одной из причин недовольства французов своей работой. В 1960-х годах зарплата увеличивалась в среднем на 5,4% в год, в 1970-х годах - на 3,7%, в 1980-х - на 1% в год (с. 64). Это снижение темпов роста реальной заработной платы затронуло все категории наемных работников: рабочих, служащих, представителей промежуточных профессий. Оно является результатом замедления роста производительности труда и политики увеличения занятости. Акцент делался прежде всего на создании новых рабочих мест, а не на повышении реального дохода работников. Наиболее амбициозным мероприятием в этом плане был переход на 35-часовую рабочую неделю. Благодаря этой политике с 1997 по 2001 г. было соз-

дано 2 млн. дополнительных рабочих мест. Побочным результатом стала длительная стагнация заработной платы всех сотрудников.

С.Н. Куликова

2012.03.048. МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЕВРОПЕ: ФИНАНСИРОВАНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ. Modernisation of higher éducation in Europe: Funding and the social dimension 2011. - Brussels: Eurydice, 2011. - 120 р.

Доклад, подготовленный в рамках информационной сети «Eurydice» при Комиссии Евросоюза, охватывает 31 страну, в том числе все страны ЕС, а также Исландию, Лихтенштейн, Норвегию и Турцию.

Наиболее важной тенденцией в европейской системе высшего образования в последние десятилетия, указывают авторы, является продолжение процесса формирования массовой высшей школы и увеличение численности студентов. Этот феномен имеет мировые масштабы и связан с развитием общества знаний, которое определяет новые выводы для Европы. Однако сам по себе факт роста численности студентов не всегда означает, что высшее образование становится более социально инклюзивным (недискриминационным).

За 2000-2008 гг. численность студентов в ЕС-27 выросла на 20%, в том числе в Чехии - 55%, Греции - 51, Литве - 68, Венгрии -35, Польше - 37, Румынии - 133, Словении - 38, Словакии - 60, на Кипре - 147 и на Мальте - 50%, а за пределами ЕС: в Исландии -72% и в Турции - 149%. В отличие от перечисленных стран в Бельгии, Германии, Ирландии, Франции, Италии и Австрии рост численности студентов был относительно слабым - около 10%. Лишь в Испании данный показатель уменьшился на 2,6% (с. 31).

В большинстве европейских стран расширение доступности высшего образования для широких слоев населения официально провозглашается в качестве одного из политических приоритетов (в соответствии с целями Болонского процесса). Вместе с тем имеется немало свидетельств того, что этот приоритет фактически рассматривается как один из многих; причем часто на одну доску с ним ставятся проблемы качества и достижения превосходства в сфере высшего образования. Цели, которые напрямую связаны с «социальным измерением», т.е. с достижением большей диверси-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.