Научная статья на тему '97. 03. 016. Контингент иностранных студентов в странах Запада: основные параметры структуры и новые тенденции. // программа "университеты России". - М. : Рос. У-т дружбы народов, (РУДН), 1995. - С. 5-28'

97. 03. 016. Контингент иностранных студентов в странах Запада: основные параметры структуры и новые тенденции. // программа "университеты России". - М. : Рос. У-т дружбы народов, (РУДН), 1995. - С. 5-28 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЕВРОПЕЙСКИЕ СТРАНЫ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -США / СТУДЕНТЫ ИНОСТРАННЫЕ В США / СТУДЕНТЫ ИНОСТРАННЫЕ -В ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАНАХ / СТУДЕНТЫ ИНОСТРАННЫЕ ---МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБМЕН
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «97. 03. 016. Контингент иностранных студентов в странах Запада: основные параметры структуры и новые тенденции. // программа "университеты России". - М. : Рос. У-т дружбы народов, (РУДН), 1995. - С. 5-28»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2.8 рефераты 97.03.001-97.03.019

МОСКВА 1997

Конвенции по признанию академических квалификаций представляют собой юридические, политические и дипломатические соглашения. Непосредственное же признание иностранных квалификаций является очень сложным вопросом, к разработке которого привлекаются международные организации, национальные власти, вузы, профессиональные организации и ассоциации, эксперты и, не в последнюю очередь, отдельные мигранты. Эту проблему следует рассматривать с различных точек зрения: с социально-экономической, образовательной и психологической.

Разрабатываемая новая совместная Конвенция по признанию академических квалификаций в Европе не может не учитывать указанные выше факторы.

Л.Г.Можаева

97.03.016. КОНТИНГЕНТ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СТРАНАХ ЗАПАДА: ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ СТРУКТУРЫ И НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ. // Программа "Университеты России". - М.: Рос. у-т дружбы народов, (РУДН), 1995.- С.5-28.

Данная работа является результатом третьего этапа разработки темы "Исследование масштабов и структуры международной академической мобильности с учетом особенностей отдельных стран и регионов" сотрудниками Научно-информационного центра зарубежного образования РУДН.

Большое место в ней отводится анализу профессионально-квалификационной структуры международных обменов в области образования. Исследование проведено на материале США и стран Европейского Союза, в вузах которых сосредоточена большая часть мирового контингента иностранных студентов. По данным статистики ЮНЕСКО, в 1993 г. в мире насчитывалось около 1,22 млн. иностранных студентов, аспирантов и стажеров.

Наибольшее их число сосредоточено в США. В 1992/93 уч. г. в университетах и колледжах США обучались 438618 студентов-иностранцев, что на 4,5% превышало показатель 1991/92 уч. г. и составляло 30% общей численности иностранных студентов в мире. За последние 40 лет высшая школа США постоянно пополняется за счет иностранных студентов, однако их доля в общем числе студентов американских вузов остается весьма скромной - около 3%.

17-2746

Прежде всего студентов-иностранцев привлекают курсы по бизнесу и менеджменту, их изучают 88 120 человек, или 20,1% от общей численности контингента (для сравнения: в 1980г. - 16%).

Самый широкий поток студентов направляется из стран Азии, в том числе: из Японии (24% японских студентов в США специализируется в бизнесе и менеджменте), Гонконга (33), Индонезии (41), Сингапура (34), Таиланда (35). Для европейских студентов этот показатель составил 21% (в 1980 г. — 14%) (с.5).

В целом в США, по мнению ректоров американских школ бизнеса, изучение основ хозяйственной деятельности, международного бизнеса, менеджмента, маркетинга, систем деловой информации, деловой жизни поставлено хорошо.

В 90-е годы при подготовке менеджеров все больше внимания уделяется темам, посвященным работе с персоналом компании. Обучение нацелено на развитие у студентов определенных личностных качеств и навыка по свободному общению с подчиненными, лаконичному изложению (устному и письменному) существа решаемых проблем и др.

Второе по численности место занимают студенты, изучающие инженерные науки — 77 280 человек, или 17,6% от общей численности иностранных студентов в США (в 1980 г. - 25%). Среди последних преобладают выходцы из стран Азии, в том числе: из Малайзии (30% общего числа малайзийских студента в США), Саудовской Аравии (20), Ирана (29), Индии (35), Тайваня (26%). В целом инженерные специальности изучают 23% студентов из Азии (в 1980г. - 32%), 15 -из Африки (в 1980г. - 20%), 12 - из Европы (в 1980 г. - 15%), 14 - из Латинской Америки (в 1980г. - 20%).

Доля иностранных студентов, специализирующихся в области естественных наук, составила в 1992/93 уч. г. 9%, или 39 490 человек. Предпочтение естественным наукам отдают 10% студентов из Азии (в 1980 г. - 8%), из Африки - 8 (в 1980г. - 9), из Латинской Америки - 6 (в 1980г. - 8), из Европы - 8%, (в 1980г. - 9%).

По профилю "математика и вычислительная техника" в 1992/93 уч. г обучалось 36 980 иностранньхх студентов, или 8,4% от общего контингента.

Социальные науки изучали 33 200 человека, или 7,6% от общего числа иностранных студентов в стране (с.7).

В области искусства (музыки, изобразительного, драматического) специализировались 22 550 иностранных студентов. Медицинские специальности изучали 18 180 иностранных студентов (4,1% контингента). Гуманитарным наукам отдавали предпочтение 16 800 иностранных студентов (3,9%), наукам, связанным с образованием, - 12 100 человек (2,8%), сельскохозяйственным - 8 990 человек (2,1%). 39 070 иностранных студентов (8,9%) выбирали "прочие специальности", к которым отнесены право, журналистика, междисциплинарные курсы и т.д. (с.8).

Подавляющая часть иностранных студентов предпочитает университеты и четырехгодичные колледжи — 86,8% от их обшей численности, и только 13,2% учатся в двухгодичных колледжах. Программы двухгодичных колледжей обычно носят практическую направленность и предназначены для подготовки к конкретной профессиональной деятельности. Выпускники получают ассоциированную степень, часть из них продолжает обучение в четырехлетних колледжах.

Доля иностранных студентов, намеревающихся получить ассоциированную степень или степень бакалавра, составляет 47,9%. А тех, кто предполагает получить степень магистра или доктора наук -44,1%. Причем, по программам, ведущим к получению степени магистра, обучаются > 20,8% (91020 человек), по программам подготовки на степень доктора наук - 15,3% (67 280 человек), 1,7% (7 390 человек) готовятся к получению профессиональной степени по медицине, праву и т.д. (с. 10).

Около 70% иностранных студентов, избравших естественные, сельскохозяйственные и гуманитарные науки, занимаются на последипломном уровне. Для избравших инженерно-технические специальности, математику и вычислительную технику, общественные науки, педагогику, медицину этот показатель также высок — около 50%.

Изучающие бизнес, менеджмент и искусство выбирают преимущественно (более 60%) программы на степень бакалавра или ассоциированную степень.

Среди иностранных студентов, стремящихся к получению высших университетских степеней, 67% составляют выходцы из Азии, 11,7 - из Европы, 6,6 - из Латинской Америки и немногим более 4% - из стран Ближнего Востока и Африки. Каждый второй студент из

17*

Азии (50,7%) проходит курс обучения на последипломном уровне. Для Европы данный показатель равен 40%, причем для стран Восточной Европы он выше, чем для Западной: 45 и 39% соответственно; наиболее низок он для стран Латинской Америки -около 30%.

Большая часть (64,4%) иностранных студентов посещает государственные вузы. Из них 92% изучают сельскохозяйственные специальности; более 70% - инженерно-технические, математику и вычисли тельную технику. В частных вузах преобладают студенты, специализирующиеся в области искусства и гуманитарных наук (52 и 53% соответственно). Среди иностранных студентов на последипломном уровне сравнительно большой процент (36,6%) учится на стипендии, предоставляемые американскими университетами или колледжами. В то время как для намеревающихся получить степени бакалавра и ассоциированную степень этот показатель равен 7,4%.

Доля студентов последипломного уровня, оплачивающих свое обучение самостоятельно, составляет 47,1%. Среди студентов, намеревающихся получить степень бакалавра и ассоциированную степень, более 80%.

Стипендии правительства США в 1992/93 уч. г. получали 1,3% иностранных студентов (5870 человек). Около 50% из них предназначались для занимающихся на последипломном уровне.

В американских источниках 90-х годов, анализирующих академическую мобильность, указывается, что если въезд иностранных студентов в страну из года в год расширяется, то американские студенты по-прежнему не проявляют заинтересованности получать образование за границей (с.12).

В 1991/92 уч. г. численность американских студентов за границей составляла 71 154 человека (в 1985/86 уч. г. - 48 483 человека). Большая часть из них (81,6%) получала стипендии американских вузов и являлась участниками программ межвузовского сотрудничества, остальные выезжали по личной инициативе, используя собственные средства ил невозможности семьи.

71% американских студентов учились в Европе, при этом 23,3 -в Великобритании, 11,5 - во Франции, 10 - в Испании, 7,5 - в Италии, 4,9 - в Германии, 1,9% - в России (с. 13).

Наибольшей популярностью у американских студентов за границей пользовались гуманитарные и общественные науки (38,4% их численности), иностранные языки, искусство. Значителен интерес к бизнесу и менеджменту — 12%. Инженерные специальности, точные и естественные науки изучают лишь 6,5% студентов.

Основная часть (90,7%) учится по бакалаврским программам, 8,2% — на последипломном уровне и 1,1% — по программам, эквивалентным ассоциированной степени в США.

Примечательно, что практически все американские студенты проводят в зарубежных вузах небольшой период времени (максимально год), предпочитая пройти основной курс обучения и завершить образование у себя в стране (с. 14).

Взаимный обмен студентами и стажерами в рамках Европейского Союза в последние годы устойчиво расширяется. Предлагаемые области специализации следующие: иностранные языки стран Союза, бизнес и менеджмент, историко-культурное наследие стран-членов, обучение и повышение квалификации в области точных и естественных наук, инженерно-технических дисциплин и медицины.

Все страны Союза задействованы в академическом обмене по каждому из названных направлений, однако их масштабы и структура для разных стран различны. По численности иностранных студентов и многообразию предлагаемых направлений подготовки доминируют Германия, Франция и Великобритания.

По общей численности иностранных студентов на втором месте после США находится Франция (136 963 человека в 1991 г). Из них 15% - студенты из стран ЕС. Довольно широко представлены также Германия, Греция и Испания. Профессиональная структура всего контингента студентов-иностранцев выглядит следующим образом:

- гуманитарные и общественные науки, искусство — 34,5%;

- экономика и право - 21,45;

- медицина - 15,8%;

Среди студентов из стран ЕС преобладают те, кто изучает гуманитарные и общественные науки, искусство. Их доля в общем потоке достигает 53%, причем студенты из Германии составляют 24%, Греции - 15, Великобритании — 13, Испании, Португалии — по 12% из каждой. Право и экономические науки выбирает примерно 18%

студентов из стран ЕС, среди них преобладают представители Греции, Германии, Португалии, Великобритании, Люксембурга.

Естертвенные науки и медицину изучают примерно равные доли студентов из стран ЕС - по 11% каждая (с. 16).

По образовательному уровню иностранные студенты, обучающиеся во Франции, распределяются равномерно между тремя циклами высшего образования.

Среди студентов из стран ЕС преобладает доля обучающихся на более высоких - II и III циклах - 56,8% против 43,2% - на I цикле. Самые многочисленные группы студентов, посещающих II цикл высшего образования — выходцы из Греции, Испании, Италии и Германии.

Германия занимает третье место в мире по общей численности иностранных студентов (около 100 тыс. в 1991/92 уч. г.) и первое - по численности студентов из стран ЕС (около 21,5 тыс. человек).

Основным направлением подготовки иностранных студентов в Германии традиционно являются инженерно-технические специальности. Доля студентов-иностранцев данного профиля превышает 25%. Их профессиональная структура весьма разнообразна и включает такие специальности, как инженер-электрик, инженер-механик, инженер-строитель и т.д.

По профилю "естественные и точные науки" (всего 15 080 иностранных студентов) преобладают лица, специализирующиеся по информатике (4091 человек), химии (2931 человек), биологии (2008 человек), математике (1661 человек).

Второй по численности контингент иностранных студентов (23 645 человек) изучает гуманитарные науки, включая иностранные языки. Наиболее популярными являются психология (14 901 человек) и германистика (8950 человек).

Большое число иностранных студентов в Германии изучает экономические науки - 13 258 человек, политические и социальные науки - 4711 человек, право - 3286 человек (с. 18).

Медицину и сельскохозяйственные специальности выбирает сравнительно небольшая часть иностранных студентов - 6098 и 1908 человек соответственно.

Около 5 тыс. изучают искусство, наиболее популярной специализацией по этому профилю является музыка — почти 50% общего числа иностранных студентов.

Профессиональная структура иностранных студентов — выходцев из стран Европейского союза - несколько отличается от обшей структуры иностранного контингента. Наиболее многочисленной в ней является доля изучающих гуманитарные науки, включая иностранные языки - около 40%. По численности студентов данного профиля лидируют выходцы из Греции, Франции, Великобритании и Италии. Очевидно, что не все студенты, изучающие немецкий язык и потому включенные по статистике в данную рубрику, рассматривают его как свою специальность. Знание языка страны — необходимое условие обучения в местном вузе.

Следующее по численности место занимает контингент студентов из стран ЕС, избравший профилем подготовки право, бизнес, менеджмент и общественные науки - 22%. Наиболее многочисленны группы студентов из Греции (более 30%), Франции (около 10%), Великобритании, Италии, Нидерландов.

Значительная часть студентов изучает инженерно-технические специальности - более 17%. Среди них больше всего студентов из Греции (почти 40%). Представители из Франции не превышают 8%, Великобритании — 4%.

Точные и естественные науки, включая математику и вычислительную технику, выбирают немногим более 13% студентов из стран ЕС. Среди них особенно много лиц из Греции — более 40%. Из Нидерландов и Италии — примерно по 10% из каждой, Испании -менее 8, Великобритании — 6, Франции - 5%.

Доля изучающих медицину, стоматологию, ветеринарию не превышает 5%. Среди студентов данного профиля также преобладают выходцы из Греции — около 50%.

Немногим более 1 % студентов из стран ЕС специализируются в области сельского хозяйства, 1/4 из них приехала из Нидерландов.

Подавляющая часть иностранных студентов из стран ЕС в Германии предпочитают университеты; примерно 14% учатся в высших профессиональных школах, получая образование более прикладного характера. Среди них преобладают студенты из Греции, Франции, Италии, Нидерландов (с.20).

Великобритания находится на четвертом месте в мире по численности иностранных студентов (более 80 тыс. в 1990 г.), студенты из стран ЕС составляют среди них около 20%.

Профессиональная структура контингента иностранных студентов складывается следующим образом: 25% из них занимаются общественными и экономико-управленческими науками, и такая же доля осваивает инженерно-технические специальности.

Естественные науки изучает более 15% иностранных студентов; медицину, стоматологию, фармацию - до 7%; гуманитарные науки и искусство - примерно 12; сельское хозяйство, лесоводство и ветеринарию - до 2%.

Профессиональная структура студенческих коллективов из стран ЕС близка структуре общего иностранного контингента. Отличие в несколько большей доле иностранных студентов, специализирующихся по английскому языку и литературе, по бизнесу и менеджменту.

Подавляющая часть студентов-иностранцев получает образование в университетах, намного меньшая - в политехнических и технологических вузах (с.21).

В вузах Италии обучается 13% общей численности студентов стран ЕС (около 11,3 тыс. человек в 1991г.), что составляет более 50% контингента иностранных студентов в стране. Значительная часть студентов-иностранцев сосредоточена в Риме - около 20%, в Болонье - 8, в Падуе - 6, во Флоренции, Милане, Неаполе - по 4-5%.

Студенты ЕС больше привержены медицинским специальностям — более 45%. Среди них преобладают студенты из Греции (более 70% контингента данного профиля) и Германии — более 20%.

Значительная часть студентов выбирает гуманитарные науки -около 15%; точные и естественные науки изучают 8,5%, архитектуру -8, инженерное дело - 7,5, экономику - 5, право - 3,4, сельское хозяйство - 4,2% (с.21).

В Италии для всех иностранных абитуриентов существуют ограничения, однако предоставляемые им квоты достаточно высоки, и на практике эти ограничения влияют на прием только в Риме и Флоренции.

В Бельгии насчитывается около 12,3 тыс. иностранных студентов, из них примерно 45% составляют выходцы из стран ЕС. Почти 80% занимаются в вузах с преподаванием на французском языке.

Отличительной чертой профессиональной структуры контингента иностранных студентов в Бельгии являются сравнительно большая доля изучающих медицину (более 27%) и теологию. Соотношение по другим специальностям мало чем отличается от аналогичных показателей других стран.

Профессиональная структура студентов из стран ЕС близка особенностям контингента в целом. Так, доля студентов из стран ЕС, выбирающих медицину, превышает 23%, бизнес и менеджмент - 9, право - 7% и т.п.

Подводя итоги проведенного исследования, авторы отмечают, что каждой стране свойственна определенная направленность в подготовке специалистов. Так, в Германии иностранные студенты получают образование по инженерно-техническим специальностям, во Франции - по гуманитарным, в Италии - медицинским.

Характерно возрастание в последние годы у иностранных студентов в странах ЕС интереса к изучению экономических наук в их прикладном преломлении - бизнеса и менеджмента.

Европейские страны сохраняют свою привлекательность для иностранных студентов как исторические центры культуры. Приносят успех усилия стран региона по распространению их языков и возможно солее широкому приобщению молодежи других стран к изучению своей истории, культуры, одним словом, своей цивилизации.

Л.Г.Можаева

97.03.017. СТОЛКЕР П. РАБОТА ИНОСТРАНЦЕВ: ОБЗОР МЕЖДУНАРОДНОЙ МИГРАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ. - М.: Академия, 1996. - 331 с.

STALKER P. The work of strangers: a survey of international labour migration. - Geneva: Intern. Labour office, 1996. - P. 312.

Реферируемая работа — перевод с английского книги Питера Столкера - сотрудника журнала "Нью интернешналист" и работавшего также под эгидой МОТ, ООН. Автором собрана важная информация по вопросам миграции (ее размере, характерном проявлении, реакции, которую она вызывает у населения и правительства, о политике разных стран, регулирующей эти процессы. Для полноты картины МБТ (Международное бюро труда)

18-2746

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.