Научная статья на тему '95 03 025. Высшее образование: подготовка научных и инженерных кадров в США. Higher educ. In science and engineering. // science A. engineering indicators - 1993. Rep. /nat. Science Board. - Wash. , 1993. - P. 34-58'

95 03 025. Высшее образование: подготовка научных и инженерных кадров в США. Higher educ. In science and engineering. // science A. engineering indicators - 1993. Rep. /nat. Science Board. - Wash. , 1993. - P. 34-58 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ США / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ США / ИНЖЕНЕРЫ И ТЕХНИКИ США / УЧЕНЫЕ СТЕПЕНИ И ЗВАНИЯ -США / СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ -США / НАУЧНЫЕ КАДРЫ ПОДГОТОВКА ЗАРУБЕЖНЫЕ СТРАНЫ / НАУЧНЫЕ КАДРЫ НОРВЕГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95 03 025. Высшее образование: подготовка научных и инженерных кадров в США. Higher educ. In science and engineering. // science A. engineering indicators - 1993. Rep. /nat. Science Board. - Wash. , 1993. - P. 34-58»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ^ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

.....-

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

3

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.03.001-95.03.028

МОСКВА 1995

женеров в экономике Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Швеции, Великобритании и США. Отмечается, что в США больше чем в других странах ученые и инженеры заняты в неакадемических секторах экономики — 3,5 млн. человек. США имели в 1986 г. самый высокий показатель участия ученых и инженеров в рабочей силе: 328 человек на 10 тыс. занятых. По более свежим данным, этот показатель в США (298) ниже, чем в Швеции (522), Японии (380) и Великобритании (328).

В США наблюдается наибольшее число женщин, занятых в неакадемических секторах: на 10 тыс. работающих 54 (в Канаде — 48, в Швеции 43, во Франции — 36, в Великобритании — 32). США имеет также высокий показатель женщин-инженеров: 13 на 10 тыс. занятых (в Швеции — 16).

В большинстве сравниваемых стран ученые в области естественных наук чаще всего используются в секторе сервиса. Исключение составляют Германия и Великобритания, где ученые преобладают в секторе обрабатывающей промышленности. В пяти других странах сектор обрабатывающей промышленности занимает второе место. В США третье место по привлечению к работе неакадемических ученых занимает федеральное правительство.

Сектор обрабатывающей промышленности — крупнейший из неакадемических работодателей для инженеров: в Канаде он предоставляет работу 31% инженеров; в Швеции, Великобритании я США — до 50%. В Японии, однако, инженеров больше в секторе сервиса (с. 84).

В 1989 г. численность ученых и инженеров, занятых ИР, в США была больше, чем в Японии, Германии, Франции, Великобритании, Италии и Швеции, вместе взятых. Причем в США занятость ученых и инженеров ИР в два раза больше, чем в Японии и в пять раз больше, чем в Германии. Однако концентрация инженеров и ученых в рабочей силе в 1990 г. в Японии (на 10 тыс. приходилось 75,6 ученых и инженеров) та!сая же, как и в США в 1989 г. (с. 85).

Л. Г. Можаева

95 03 025. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ И ИНЖЕНЕРНЫХ КАДРОВ В США.

Higher educ. in science and engineering. // Science a. engineering indicators —1993. rep./Nat. Science board — Wash., 1993 .— P. 34-58.

Реферируемый материал — раздел "Индикаторов науки и техники" , посвященный подготовке научных и инженерных кадров, которой уделяется все возрастающее внимание как в нацинальном, так и в меж-Л}народном планах

Данные о современном состоянии подготовки группируются в рабо-

те по следующим направлениям: сравнение подготовки ученых и инженеров в международном плане; характеристика системы высшего образования США; характеристика студенческих контингентов и дипломов, выдаваемых выпускникам по окончании учебы; данные о выпускниках вузов, в том числе и иностранцах.

Сравнение подготовки научных и инженерных кадров в работе проведено по трем регионам: Северной Америке (США, Канада, Мексика); Европе (данные по 22 странам) и Азии (Китай, Индия, Япония, Сингапур, Южная Корея и Тайвань), представляющим 77% населения Азии и 44% населения всего мира. Представлены сведения о молодых специалистах, получивших в 1990 г. первые университетские степени в области естественных, социальных и технических наук (приравниваемые к степени бакалавра в США) по регионам (табл. 1).

/

Таблица 1 (с. 36)

Численность выпускников университетов в области естественных, социальных и технических наук по регионам в 1900 г. (колич. человек)

Научная область Азия Европа Северная Америка

Естественные науки 252 767 124 000 128 483

Социальные науки 95 071 104 205 201 210

Технические науки 261 410 134 813 118 704

Все научные области 1673 901 813 650 1356 618

Учебные заведения шести азиатских стран выпускают ежегодно более 0,5 млн. специалистов в области естественных, социальных и технических наук, что несколько больше, чем в Европе и Северной Америке, вместе взятых.

Соотношение числа 22-летних, получивших университетские дипломы, варьирует между странами во всех регионах, что объясняется в зависимости от их экономического развития. Например, дипломы получили около 1% из 127 млн. молодых людей в возрасте 22 лет в Китае. Это самый низкий показатель среди всех сравниваемых стран. С другой стороны, из 9 млн. 22-летних в Японии университетский диплом получили 22% (в США — 31%). В целом в азиатском регионе только 4% молодежи получили университетские дипломы по всем специальностям (для сравнения: в Европе — 11%, в Северной Америке — 24%).

Хотя только около 1% из 220 млн. молодых людей в возрасте 22 лет в азиатских странах получили дипломы в области естественных и тех-

нических наук (для сравнения: 3% — в Европе и 4% — в Северной Америке) (с. 251), доля дипломов, полученных в области естественных и технических наук, от общего количества университетских дипломов в Азии выше, чем в других регионах. Однако данные по отдельным странам этого региона значительно варьируют: так, в Китае 37% выпускников получили диплом в области технических наук, в то время как в Индии в этой области — только 4% и 20% в области естественных наук; в Японии — 20% в области технических наук и 6% в области естественных наук (с. 252).

В странах Центральной Европы, как и в Азии, отмечалась очень высокая доля университетских дипломов в области естественных и технических наук от общего количества дипломов. До перестройки в Советском Союзе был самый высокий показатель (9%) получающих высшее образование в области естественных и технических наук.

Среди стран Западной Европы самый высокий процент соответствующей возрастной группы получает высшее образование в области естественных и технических наук в Германии,

Среди стран Северной Америки — самое высокое соотношение дипломов в области естественных и технических наук с общим количеством дипломов: в Мексике — 25%; в США — 7 и в Канаде — 6%. В то же время в Мексике, как и в Европе, отмечается элитарность высшего образования: только 8% соответствующей популяции оканчивают вузы, что в четыре раза меньше, чем в Канаде и США (с. 36).

Что касается доступа к высшему образованию в области естественных и технических наук женщин, то различия между странами ещё более ощутимы. В Японии, где наиболее высокий процент мужчин (11%), получающих подготовку в области естественных и технических наук, самая низкая доля женщин (1%). Процент европейских женщин, специализирующихся в области естественных и технических наук, немного выше, чем процент женщин в других азиатских странах и в США (с. 37). В общем числе выпускников в странах Азии, Европы и Северной Америки, за исключением США, их наиболее высокий процент (15%) у женщин Южной Кореи (в США — 30,5%). По современным международным стандартам женщины Японии в Тайваня высокообра-зованы и более, чем женщины во Франции, Германии или Великобритании, склонны получать высшее образование. .

В разделе, посвященном характеристике структуры высшего образования, отмечается, что в 1993 г. в США насчитывалось 3611 учебных заведений (1566 государственных и 2045 частных). В 1991 г. в них обучались 14 млн. студентов, дипломы получили 2 млн. человек, 1/4 часть из которых — в области естественных, социальных и- технических наук.

В соответствии с классификацией Карнеги (1987 г.) вузы США рас-

пределены по категориям с учетом целого ряда параметров как количественных, так и качественных.

I. Учебные заведенкя, присуждающие степень доктора:

1) университеты исследовательского типа (1 категория): подготовка по всем типам программ, обеспечивающим получение всех ученых степеней, вплоть до самой высокой — доктора наук, и придающим большое значение проведению научных исследований. Эти учебные заведения присуждают ежегодно не менее 50 докторских степеней, ежегодные субсидии федерального правительства — 33,5 млн. долл ;

2) университеты исследовательского типа (II категория): те же функции, однако финансовая поддержка федерального правительства колеблется от 12,5 млн. долл. до 33,5 млн. долл.;

3) университеты, присуждающие степень доктора (I категория): наряду с программами на степень бакалавра, предлагают программы на степень доктора. Ежегодно должны присуждаться 40 и более степеней доктора не менее чем по пяти научным дисциплинам;

4) университеты, присуждающие степень доктора (II категория): подготовка не менее 20 докторов наук в год по одной дисциплине или не менее 10 — по трем или более дисциплинам.

II. Учебные заведения комплексной подготовки:

1) университеты и колледжи комплексной подготовки (I категория): программы подготовки на степень бакалавра, а иногда и магистра. Более половины из них присуждаются по двум или более профессиональным дисциплинам, таким, как инженерия или управление бизнесом. Число студентов — не менее 2,5 тыс.;

2) университеты и колледжи комплексной подготовки (II категория): те же функции, однако число студентов в них — от 1,5 тыс. до 2,5 тыс.

III. Колледжи свободных искусств:

1) колледжи свободных искусств (I категория): строгий отбор контингента студентов, исторически сложившиеся традиции преподавания в области свободных искусств и в науке;

2) колледжи свободных искусств (II категория): присуждают более половины степеней в области искусств. Из-за небольшой численности студентов (менее 1,5 тыс.) эта группа учебных заведений не может быть отнесена к группе комплексной подготовки.

IV. Двухгодичные общинные, младшие и технические колледжи и институты: программы на получение сертификата или младшей степени (associate degree), за небольшим исключением не присваивают степень бакалавра.

V. Профессиональные школы и другие специализированные учебные заведения: подготовка на степени от бакалавра до доктора наук, причем не менее половины этих степеней — в специализированных

областях: религии, медицине, юриспруденции, технике и технологии, бизнесе, искусстве, педагогике (с. 40).

Число студентов в вузах США за 1967-1991 гг. удвоилось (с 7 млн. до 14 млн.). Наибольшее увеличение приходилось на двухгодичные общинные, младшие и технические колледжи (на 6% в год) и учебные заведения, комплексной подготовки (на 3% в год); и лишь на 1% — в университетах исследовательского типа и колледжах свободных искусств (с. 38).

Далее учебные заведения рассматриваются с учетом уровня присваиваемых степеней в области естественных, социальных я технических наук. Около 1300 двухгодичных учебных заведений присуждают преимущественно associate degree, которые составляют 1/4 часть всех присуждаемых степеней в США. Однако на естественные, социальные и технические науки в 1991 г. приходилось менее 4% (19352), а на инженерную технологию — 9% (45 тыс.).

В 1991 г. 1448 учебных заведений присвоили 356 тыс. степеней бакалавра в области естественных, социальных и технических наук. Свыше 75% учебных заведений, предлагающих программы этих профилей, составляют колледжи комплексной подготовки и свободных искусств. Однако большая часть получивших степени бакалавра в области естественных, социальных и технических наук сосредоточена в университетах исследовательского типа и комплексной подготовки, которые в 1991 г. присвоили соответственно 38 и 34% степеней, в то время как колледжи свободных искусств — 10% степеней от общего количества присужденных в этих областях (с. 38).

Подготовку на степень магистра в области естественных, социальных и технических наук осуществляют 738 учебных заведений. Однако в 1991 г. 50% из 79 500 степеней магистра в указанных областях были присуждены университетами исследовательского типа, колледжами же комплексной подготовки — лишь 1/4 часть (с. 39).

Подготовка докторов наук в области естественных, социальных и технических наук сконцентрирована в 150 университетах исследовательского типа (I и II категории) и в университетах, присуждающих степени Доктора I категории. Эти учебные заведения присуждают 90% степеней докторов наук в вышеназванных областях. За последние 30 лет количество присваиваемых степеней и численность научно-пе-дагогического персонала возросли в три раза (с.40). (см. табл.)

В одном из разделов работы рассматривается распределение студентов "по различным областям знаний. В течение 80-х годов число молодых людей в возрасте 20-24 лет ежегодно увеличивалось на 2%, а число поступающих в вузы — на 3%; в 1990 и 1991 гг. этот показатель составил уже 4%. Значительную часть прироста обеспечивали взрослые студенты, женщины и представители национальных мень-

Таблица 2 (с. 40)

Количество присуждаемых степеней бакалавра и магистра в естественных, социальных и технических науках в различных учебных заведениях, 1901 г.

Степень бакалавра Степень магистра

Типы учебных заведений Кол-во Кол-во Кол-во Кол-во при-

уч. заве- присужд. уч. заве- сужд. сте-

дений степеней дений пеней

Университеты иссле-

доват. типа 101 132108 101 38573

Университеты, присуж-

дающие степень доктора 102 49371 105 14679

Вузы комплексной под-

готовки ' 586 112195 368 19810

Колледжи свободных

искусств 527 36231 72 1624

Двухгодичные учебные

заведения 20 515 0 0

Специализированные

учебные заведения 94 4866 '69 2182

Другие учебные заве-

дения 15 0 22 1476

шинетв. В 1991 г. эта категория студентов составляла 66% всех студентов, в то время как в 1976 t. лишь 57% (с. 42).

Число поступающих на инженерные специальности возросло в конце 70-х — начале 80-х годов, а затем постепенно сокращалось вплоть до 1989 г. В 1990-1991 гг. вновь расширяется поток на инженерные специальности, хотя численность данной возрастной группы продолжала уменьшаться. В 1992 г. насчитывалось 344 126 студентов, изучающих технические науки, среди них женщины и национальные меньшинства составляли" 116 тыс. человек.

В течение последних 20 лет около 30% всех поступающих в 4-годичные колледжи и университеты заявили, что они хотели бы изучать естественные, социальные или технические науки. Выбор специализации различается в зависимости от пола и расы.

17-1-2023

Данные за последние 20 лет свидетельствуют, что независимо от расы все женщины, кроме азиатских, предпочитают изучать социальные науки; мужчины — Технические. Женщины — представительницы национальных меньшинств проявляют больший интерес к естественным и техническим наукам, чем белые женщины.

В работе отмечается, что техническое образование способствует повышению квалификации и конкурентоспособности рабочей силы. Более 700 колледжей, присуждающих associate degree в области инженерной технологии, имеют соглашения со средней школой о сотрудничестве при составлении технических программ, а с промышленными предприятиями — о подготовке или переподготовке рабочей силы. Наиболее конкурентоспособных выпускников готовят общинные колледжи, создающие новые, продвинутые программы подготовки технических кадров. ННФ ассигновал в 1994 г. на такого рода программы в двухгодичных учебных заведениях 10 млн. долл. (с. 46).

Далее приводятся данные о присужденных степенях в области естественных, социальных и технических наук. В 1991 г. из 486 тыс. полученных associate degree только 19 тыс. были в указанных выше областях. Женщины получили почти половину этих степеней в областях естественных, компьютерных наук и математики, но только около 11% — в технических науках (с. 46).

Число получивших степени бакалавра в областях естественных, социальных и технических наук увеличивалось до середины 80-х годов и сокращалось во второй половине 80-х годе». Наблюдаются некоторые иариации по областям знаний.

Абсолютное количество присужденных степеней в области технических наук уменьшалось за 1986-1991 гг. ежегодно на 4%, что объясняется сокращением доля молодежи данной возрастной группы.

В естественных науках уменьшение происходило медленнее — на 2,5% ежегодно в 1977-1989 гг. Некоторый рост числа присуждаемых степеней в 1991 г. рассматривается как следствие увеличения числа женщин, изучающих естественные науки.

Абсолютное число получивших степени бакалавра в области математики и компьютерных наук с 1986 по 1991 гг. сокращалось ежегодно на 7%.

В социальных науках ежегодное уменьшение присуждаемых степеней бакалавра — зарегистрировано на уровне 3% (1975-1985 гг.) (с. 48).

Следующий раздел посвящен изучающим программы на степени магистров и докторов наук. В 1991 г. эти степени были присуждены 415 тыс. человек, из них почти 1/3 — в области социальных наук, свыше 1/2 — в области естественных наук, свыше 1/4 — в области технических наук и около 1/8 — в области математики и компью-

терных наук. Наибольшее увеличение наблюдается в математике и компьютерных науках: число поступающих в докторантуру в 1977— 1991 гг. ежегодно возрастало на 6 и 4% соответственно, в то время как в естественных и социальных науках — лишь на 1%. Приводятся также данные, характеризующие присуждение степеней доктора в зависимости от пола и расовой принадлежности. Число женщин, изучающих программы на степени доктора и магистра в областях естественных, социальных и технических наук за 1977-1991 гг. увеличилось с 78 тыс. до 142 тыс. (2% в год). В 1991 г. женщины составляли более 1/3 получивших степени магистра и доктора в рассматриваемых областях.

Численность получивших степени магистра и доктора среди национальных меньшинств увеличивалась медленнее. В 1991 г. национальные меньшинства составляли лишь около 4,6% от всех изучающих соответствующие программы в областях естественных наук и 4% в области технических наук (с. 50).

С 1981 по 1991 г. число получивших степень магистра в областях естественных, социальных и технических наук увеличивалось ежегодно быстрее, чем в других Научных областях (на 2 и 1% соответственно). Однако имеются существенные различия между отдельными специальностями. Так, за 1981-1991 гг. количество степеней в области математики и компьютерных наук почти удвоилось: с 6,8 тыс. до 13 тыс. Число получивших степень магистра в области технических наук увеличивалось в течение этого периода на 4% в год (в 1991 г. было присвоено 24 тыс.). В области естественных наук отмечалось ежегодное уменьшение на 1%; в области социальных наук — увеличение на 1% в год (с. 50).

Количество присуждаемых степеней доктора в области естественных, социальных и технических наук росло в 1978-1991 гг. в два раза быстрее, чем в других дисциплинарных сферах. Число получивших степень доктора технических наук ежегодно увеличивалось за этот период на 6% и достигло в 1991 г. свыше 5 тыс. Число получивших степень доктора в области математики и компьютерных наук в 1975-1985 гг. составляло 1 тыс. в год, к 1991 г. оно достигло уже 1,8 тыс. В естественных науках в 1975-1991 гг. ежегодное увеличение присуждаемых степеней составило 1,4% (с 8 тыс. до 10 тыс.). В социальных науках количество присуждаемых степеней доктора после 1975 г. оставалось стабильным — 6,5 тыс. в год.

В 1991 г. женщинам была присуждена половина степеней доктора в области социальных наук, однако в математике и компьютерных науках этот показатель значительно ниже — 9 и 17% соответственно. Число докторов наук среди национальных меньшинств увеличивалось во всех областях, особенно в социальных и естественных науках (с. 51).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17-1*

Особое место в реферируемой работе отведено подготовке докторов наук из других стран. Число иностранных ученых, получающих степень доктора в вузах США, продолжает увеличиваться: в 1991 г. оно составляло: 25% — в естественных науках, свыше 40 — в областй математики и компьютерных наук и более 45% — в технических науках. Причем лидируют азиатские страны: ученым из этих стран американскими университетами было присуждено в три раза больше степеней доктора наук в области естественных, социальных и технических наук, чем всем ученым Северной и Южной Америки, Центральной и Западной Европы вместе взятым. , В последние годы около половины иностранных ученых, получивших степень доктора в американских вузах, планировали продолжить работу в США. Это решение обусловливается невозможностью использовать полученные знания из-за политической и экономической ситуации в их странах.

В разделе, посвященном источникам финансирования, отмечается, что стоимость высшего образования в 1982-1992 гг. росла примерно в четыре раза быстрее, чем семейные доходы. Неудивительно, что студенты были вынуждены обращаться к другим источникам финансирования. За последние 10 лет внешние источники финансовой помощи студентам увеличились с 16 млрд. долл. до 30 млрд. долл. в постоянных ценах1 (с. 52).

Наиболее крупным источником финансовой поддержки образования было и остается федеральное правительство. Львиная доля федеральной поддержки состоит в гарантиях по займам: в 1992 г. было выделено 13,7 млрд. долл. в виде программы гарантированных займов студентам и примерно 89 млрд. долл. в виде грантов и других программ. В 1992 г. 40% из 14 млн. студентов вузов на всех уровнях смогли получать гарантированные займы (10 лет назад этот показатель составлял 30%). Однако финансовая поддержка федерального правительства в других формах в течение последнего десятилетия сокращалась. В 1982 г. за счет федерального правительства студентам оказывалось 80% финансовой помоги, в 1992 г. — 74%. Напротив, доля финансовой помощи со стороны вузов увеличилась за этот период с 12 до 19%. Государственные гранты студентам составляли 6% в течение всего рассматриваемого периода (с. 54).

В работе рассматриваются также другие формы финансовой помощи студентам и докторантам.

Л. Г. Можаева

1 Внешние источники финансовой помощи студентам включают федеральные, государственные и внутривуаовские программы грантов и займе». — Прим. реф.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.