JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
МЕЖДУНАРОДНАЯ УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ
ФУРСА ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
РОГОВА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА,
аспирант экономического факультета, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу основных тенденций и особенностей развития международного рынка образовательных услуг и учебной миграции в мире.
Ключевые слова: иностранные студенты; высшее образование; международное образование; учебная миграция.
The paper is devoted to the analysis of the basic trends and development features of the international market of educational services and educational migration in the world.
Keywords: foreign students; higher education; international education; student migration.
Коды классификатора JEL: F22, I21, I25.
В начале XXI века международная миграция населения представляет собой одну из важнейших характеристик развития современных обществ в условиях нарастающей глобализации. Согласно данным Отдела народонаселения ООН, в 2010 г. общее число мигрантов в мировом масштабе составило 214 млн. человек или 3,1% населения мира1.
Одной из особенностей развития процессов международной миграции в последние годы стало значительное увеличение потоков образовательной миграции. Многие страны рассматривают международную образовательную миграцию как элемент своей внешней политики, направленной на укрепление экономического и политического влияния в мире. Кроме того, предоставление образовательных услуг, включающих языковые курсы, среднее и высшее образование, дополнительное профессиональное образование, становится одной из важных экспортных отраслей для стран, занимающих лидирующие позиции на международном образовательном рынке. По оценкам экспертов, суммарные доходы международного рынка образовательных услуг превышают 100 млрд. долл. США, а общее число иностранцев, ежегодно выезжающих с различными обра-
1 См.: Доклад о международной миграции Отдела народонаселения ООН. (http://www.un.org/esa/population/ meetings/tenthcoord2012/WorldMigrationReport2009.pdf),
© Е.В. Фурса ТМ. Рогова, 2012
зовательными целями за рубеж, превышает 5 млн. человек (Арефьев 2010).
В настоящий момент наибольший объем образовательных услуг иностранным гражданам оказывают высшие образовательные учреждения, формируя потоки международной учебной миграции. Мировой рынок высшего образования часто называют также третичным рынком. Исследуем подробно особенности развития международного рынка образовательных услуг и международной учебной миграции на примере третичного сектора, используя международные статистические источники такие, как годовые отчеты ЮНЕСКО и ОЭСР.
Анализ статистических данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) выявил долгосрочную тенденцию, связанную со значительным ростом количества иностранных студентов2. В течение 30 лет численность иностранных студентов увеличилась в 4 раза, то есть с 800 тыс. человек в 1975 г. до 3,7 млн. человек в 2009 г. Интернационализация высшего образования усилилась, отражая глобализационные процессы, происходящие в экономическом и социальном развитии стран, а также увеличение потенциала высших учебных заведений, связанного с приемом иностранных студентов.
Различные факторы способствовали увеличению численности иностранных студентов, начиная с 1975 года, например такие, как: стратегии, проводимые государствами по сохранению и развитию политических, социальных, культурных и академических связей между странами, в частности, в сфере построения единого европейского пространства; значительный рост количества студентов, получающих высшее образование; демократизация цен в сфере транспортного сообщения и др. Усиление интернационализации привлечения высококвалифицированных специалистов также побуждало студентов к получению международного опыта в процессе обучения в высших учебных заведениях.
В настоящий момент темпы роста численности иностранных студентов, получающих высшее образование, опережают темпы роста численности всех студентов в мире. Согласно данным ЮНЕСКО, в 2009 году 165 млн. человек в мире обучалось в высших учебных заведениях, их число увеличилось по сравнению с 2000 годом на 65 млн. человек или 65%. Количество иностранных студентов возросло с 2,1 млн. человек до 3,7 млн. человек с 2000 г. по 2009 г. или на 77% (см. рис. 1).
Однако этот рост замедлился в 2008-2009 гг. по сравнению с 2007-2008 гг. под воздействием мирового финансового кризиса, который ограничил международную мобильность и сократил размеры финансовой помощи студентам, для обучения за границей. Согласно данным ОЭСР за 2009 год, половина всех иностранных студентов обучалась в 5 странах. На первом месте среди этих стран стоит США, которые принимают 18% всех иностранных студентов в мире. Затем в порядке убывания следуют Великобритания (10%), Австралия (7%), Гер -мания (7%) и Франция (7%). В настоящий момент эти страны принимают поло-
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
вину всех иностранных студентов со всего мира, но другие страны также стремятся занять определенные позиции на мировом рынке образовательных услуг. Среди этих стран следует выделить Канаду (5%), Россию (4%), Испанию (2%).
4 000 000 3 500 000 3 000 000 2 500 000 2 000 000 1 500 000 1 000 000 500 000 0
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
В целом мир Страны ОЭСР Страны в20
Рис. 1. Динамика численности иностранных студентов по регионам,
2000-2009
Источник: Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd.org/ edu/highereducationandadultlearning/48631079.pdf).
Одной из особенностей развития международного рынка образовательных услуг стало появление новых участников в сфере высшего образования. Так, за 9 лет доля иностранных студентов, выбравших США для получения высшего образования снизилась с 23% до 18%. Подобное снижение можно связать с ужесточение въездных правил для иностранных граждан, в том числе студентов, после террористический событий в сентябре 2001 года. Также снизилось количество иностранных студентов в Германии на 2% и на 1% в Великобритании. Наоборот, увеличилась численность иностранных студентов примерно на 2% в Австралии, Новой Зеландии и России. Для России увеличение иностранных студентов было связано в основном с присоединением к Болонскому процессу в 2003 году. Кроме того, улучшили свои позиции на мировом рынке образовательных услуг Корея, Канада, Италия, Франция и Испания. В последнее время возросшую активность на международном рынке образования проявляет Китай. Так, в 1998 году в стране насчитывалось 43 тыс. иностранных студентов, в 2002 году - около 80 тыс., в 2004 году -110 тыс., а в 2006 году число обучающихся иностранцев составило 160 тыс. человек3.
В настоящий момент основными потребителями услуг на международном рынке вузовского и послевузовского образования являются, прежде всего, представители стран Азии, а также Западной Европы. Так, согласно данным ОЭСР, немецкие (3,6%), корейские (4,8%) и французские студенты (2,1%) представляют самую многочисленную группу студентов-выходцев из стран ОЭСР, обучающихся в других странах ОЭСР. За ними по убыванию следуют студенты из Ка-
нады, США и Японии, их доля в каждой из стран составляет 1,8%4.
Анализ численности студентов по странам, которые не являются членами ОЭСР, показывает доминирование китайских студентов в общем потоке всех иностранных студентов. Так, доля китайских студентов в общей численности всех иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР составляет 18,2%. Китайские студенты больше всего обучаются в США (21,9%), Японии (14%), Австралии (12,4%). По числу обучающихся иностранных студентов в странах ОЭСР следует выделить Индию (7,3%), Малайзию (1,9%), Марокко (1,6%), Вьетнам (1,5%) и Россию (1,3%)5. Среди азиатских студентов следует отметить также граждан Индонезии, Непала, Пакистана, Сингапура.
По оценкам экспертов, к 2025 году на Китай и Индию будет приходиться в совокупности более половины всего международного студенческого контингента, а общемировая численность иностранных студентов с 2005 по 2025 год увеличится, более чем в 3 раза (при условии сохранения неизменности существующих программ и форм обучения третичного уровня образования) (Арефьев 2007).
Особый интерес представляет изучение факторов, которые влияют на иностранных студентов при выборе страны обучения. Среди этих факторов следует выделить: язык, на котором ведется обучение, качество образования, стоимость обучения, иммиграционная политика принимающих стран и др. Рассмотрим их более подробно.
Совпадение родного языка, на котором говорит иностранный студент и языка, на котором ведется обучение, является важным критерием при выборе страны, в которой студент планирует получить высшее образование. Поэтому страны, в которых обучение ведется на наиболее распространенных международных языках (английский, немецкий, французский, испанский и др.) особенно привлекают иностранных студентов. Так, англоязычные страны, такие как Австралия, Канада, США, Новая Зеландия и Великобритания принимают больше всего иностранных студентов в мире, что подтверждает статус английского языка как международного.
Многие неанглоязычные страны также учитывают преимущества преподавания на английском языке для привлечения большего количества иностранных студентов и адаптируют уже имеющиеся или создают новые программы на английском языке для подготовки бакалавров и магистров с целью укрепления своей международной конкурентоспособности в области высшего образования (см. табл. 1.).
Одной из важных задач высшей школы в настоящее время является повышение качества образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Необходимо признать, что все большую роль в формировании мнения потенциальных студентов играют международные оценки качества или международ-
4 См.: Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd.org/edu/highereducationandadultlearni ng/48631079.pdf).
5 Там же.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
ные рейтинга университетов. Согласно данным наиболее известного рейтинга «200 лучших университетов мира» 2010 года по версии The Times Higher, в 200 лучших университетов вошли 73 высших учебных заведения США (заняв 15 мест в первой двадцатке), 29 - Великобритании, 14 - Германии, 10 - Голландии, по 9 - Австралии и Канады, по 6 - КНР, Швейцарии и Швеции, по 4 - Франции, Японии, Гонконга и Тайваня. В 2010 году в этот рейтинг не вошел ни один российский вуз (в рейтинге 2009 года МГУ им. М.В. Ломоносова занимал 155 место, а Санкт-Петербургский государственный университет - 168 место) (Арефьев 2010). Международные рейтинги напрямую отражают зависимость между количеством университетов той или иной страны, представленных в списке лучших вузов и распределением иностранных студентов по основным странам обучения.
Таблица 1
Страны, предлагающие высшее образование на английском языке, 2009
Степень использования английского языка в обучении Страны
Обучение полностью или почти полностью происходит на английском языке Австралия, Канада, Ирландия, США, Новая Зеландия и Великобритания
Многие программы обучения проходят на английском языке Дания, Финляндия, Нидерланды, Швеция
Некоторые программы обучения проходят на английском языке Германия, Бельгия (фламандская часть), Корея, Франция, Венгрия, Исландия, Япония, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Чехия, Швейцария, Турция и Китай
Отсутствие англоязычных программ в обучении или их доля незначительна Австрия, Бельгия (французская часть), Бразилия, Чили, Испания, Россия, Греция, Израиль, Италия, Люксембург и Мексика
Источник: Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd.
огд/еди/ЫдЬегедиса1юпапдадиШеагптд/48631079.рд().
Важным фактором, влияющим на миграционные потоки иностранных студентов, является стоимость обучения и проживания. Как правило, стоимость обучения иностранных граждан во многих странах Европы и Северной Америки, Азии и других регионов мира в несколько раз выше, чем для местных граждан (см. табл. 2). Однако существуют различия в стоимости обучения для студентов, которые являются гражданами тех или иных европейских сообществ. Так, например, в большей части стран, являющихся членами ЕС, таких как Германия, Австрия, Бельгия, Дания, Испания, Эстония, Финляндия, Франция, Ирландия, Италия, Нидерланды, Словакия, Чехия, Великобритания и Швеция, стоимость обучения является одинаковой в высших учебных заведениях для местных граждан и иностранных граждан из стран, которые являются членами ЕС.
В большинстве стран, не являющихся членами ЕС, таких как Корея, США, Исландия, Япония и Норвегии иностранные студенты и местные граждане пол-
ностью равны при определении оплаты обучения. Так, например, в Норвегии, иностранные и местные граждане обучаются бесплатно в государственных высших учебных заведениях, но они должны оплачивать свое обучение в частных учреждениях.
Таблица 2
Распределение стран ОЭСР и 020 по стоимости обучения в системе
высшего образования, 2009
Стоимость обучения Страны ОЭСР и 020
Стоимость обучения для иностранных студентов выше, чем для местных граждан Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Эстония, США, Россия, Ирландия, Новая Зеландия, Нидерланды, Чехия, Великобритания и Турция
Стоимость обучения одинаковая для иностранных студентов и местных граждан Германия, Корея, Испания, Франция, Италия, Япония и Мексика
Обучение бесплатное для иностранных студентов и местных граждан Финляндия, Исландия, Норвегия и Швеция
Источник: Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd.
org/edu/highereducationandadultlearning/48631079.pdf).
Для талантливых иностранных студентов на конкурсной основе предусматриваются также стипендии, гранты для обучения и система квот для бесплатного обучения по направлениям международного сотрудничества между странами.
Немаловажную роль в формировании международных образовательных потоков оказывает миграционная политика в отношении иностранных студентов. В большинстве развитых стран иностранные студенты имеют право работать во время обучения, тем самым принимающие страны стимулируют приток небогатой, но талантливой молодежи, которая оплачивает свое образование. Кроме того, многие государства, испытывая потребность в притоке высококвалифицированной рабочей силы, осуществляют эффективную миграционную политику, направленную на предоставление для иностранных студентов-выпускников возможности пребывания и трудоустройства в течение 6-12 месяцев после окончания вуза.
Особый интерес представляет рассмотрение такого показателя как доля иностранных студентов, которые остаются в стране своего обучения (коэффициент пребывания), рассчитанный в странах ОЭСР6. Этот показатель отражает эффективность международной миграционной политики в области привлечения высококвалифицированных специалистов. Индикатор оценивает долю иностранных студентов, которые сменили миграционный статус студента на другой статус (постоянный), позволяющий им проживать и работать в стране, где они до этого они получали высшее образование. Безусловно, некоторые студенты могли поменять свой статус по личным или семейным мотивам, но все же основная
6 См.: Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd.org/edu/highereducationandadultlearni ng/48631079.pdf).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
доля студентов меняет статус, прежде всего, по профессиональным причинам.
Доля иностранных студентов, которые остаются в стране своего обучения для рассмотренных на рисунке стран составляет в среднем 25% (см. рис. 2). Выше среднего этот коэффициент составляет в таких странах как Германия, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Чехия. Больше всего доля студентов, остающихся в стране обучения, составляет в Канаде, а именно 33%. В среднем по представленным на рисунке странам, 74% всех студентов сменили свой статус по профессиональным причинам, то есть с целью дальнейшего трудоустройства в стране обучения, 80% эта доля достигает в Германии, Канаде, Ирландии и Нидерландах7.
0/
I
1 ■
11
11
1 11
4* 1 1 1 1 1 1 1 1 */s////// 1 / 1 1 1 1 1 jfr # J4* jfr # Л* & rV- of* V1 * *
Рис. 2. Доля иностранных студентов, которые остаются в стране обучения, сменив свой миграционный статус, 2008-2009 гг., страны ОЭСР, % Источник: Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd. org/edu/highereducationandadultlearning/48631079.pdf).
Расходы на образование на международном образовательном рынке являются ключевым условием конкурентоспособности стран. Как показывает опыт развитых стран, вложение значительных денежных средств в развитие системы высшего образования делает эти страны мировыми лидерами по привлечению иностранных студентов.
Согласно данным ОЭСР начиная с 2000 по 2008 гг. доля расходов в системах высшего образования увеличилась на 14% в странах ОЭСР, в то время как на период между 1995 и 2000 гг. их доля расходов оставалась неизменной (см. рис. 3).
Больше всего средств на развитие высшего образования потратили в 2008 году США и Канада, которые являются мировыми лидерами в области предоставления высшего образования на международном рынке, соответственно 29910 и 21648 долл. США по ППС. Самый низкий уровень расходов на одного учащегося из представленных стран был в Аргентине (4411 долл. США по ППС), Китае (4550), Словакии (6560), России (6758) и Чили (6829). В среднем в странах, входящих в ОЭСР расходы на одного студента составляли примерно 14000 долл.
Особый интерес представляет анализ зависимости между значением ВВП на душу населения и расходами на одного студента (см. табл. 3). Зависимость между двумя этими показателями оказывается очень сильной, показатель К2 = 0,7803 и отражает положительную зависимость расходов на образование 1 студента от размера ВВП на душу населения (см. рис. 3).
Расходы на 1 і ЗО ООО 28 ООО 26 ООО 24 ООО 22 ООО 2О ООО 18 ООО 16 ООО 14 ООО 12 ООО 1О ООО 8 ООО 6 ООО 4 ООО 2 ООО О
R2 = 0,7803
-CHE
DNK У
esPRA^-
BRA О-----
о
SVN
4ВВП
CAWe
NO
JPN
ISR
Рис. 3. Годовые расходы высших учебных заведений на 1 студента в пропорции ВВП на душу населения. 2008 Источник: Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd. org/edu/highereducationandadultlearning/48631079.pdf).
Соотношение между уровнем развития страны, ее богатством и уровнем расходов на 1 студента значительно варьирует по странам. Так, ВВП на душу населения имеет практически одинаковое значение в Испании (33143 долл. США по ППС) и в Италии (33271), но расходы на 1 студента при этом значительно отличаются, соответственно 13366 долл. США в Испании и 9553 в Италии. В таких странах, как Канада, Китай, США и Швеция правительства направляют на обучение 1 студента свыше половины своего ВВП на душу населения. Бразилия расходует на 1 одного студента сумму, которая превышает размер ВВП на душу населения на 6%.
В заключении необходимо выделить основные тенденции и особенности развития международной учебной миграции и мирового рынка образовательных услуг, к которым следует отнести: усиление интернационализации академической мобильности студентов и, как следствие, увеличение международной учебной миграции; опережение роста численности иностранных студентов, получающих высшее образование по сравнению с ростом численности всех студентов в мире; сосредоточение половины всех иностранных студентов в мире в 5 странах; появление новых участников в сфере высшего образования, увеличение доли иностранных студентов из стран Азии и Западной Европы в потреблении услуг на международном рынке вузовского и послевузовского образования.
Среди факторов, влияющих на выбор высшего учебного заведения иностранными студентами, следует назвать: язык, на котором ведется обучение; качество образования; стоимость обучения; иммиграционная политика принима-
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
ющих стран; гибкость образовательных программ, предлагаемых на мировом рынке образовательных услуг; исторические, географические, культурные и торговые связи между странами; профессиональные перспективы выпускников на рынке труда; политика, ограничивающая поступление в высшие учебные заведения в странах происхождения иностранных студентов; академический престиж образовательных учреждений принимающих стран.
Таблица 3
Годовые расходы на высшее образование и ВВП на душу населения,
в долл. США по ППС, 2GG8
Расходы на высшее образование на І студента ВВП на душу населения Доля расходов на 1 студента по отношению к ВВП на душу населения
Бельгия BEL 15020 36879 40,7
Чили CHL 6829 14578 46,8
Чехия CZE 8318 25845 32,2
Финляндия FIN 15402 37795 40,8
Германия DEU 15390 37171 41,4
Франция FRA 14079 34233 41,1
Венгрия HUN 7327 20700 35,4
Исландия ISL 10429 39029 26,7
Ирландия IRL 16284 42644 38,2
Италия ITA 9553 33271 28,7
Япония JPN 14890 33902 43,9
Корея KOR 9081 26877 33,8
Словения SVN 9263 29241 31,7
Мексика MEX 7504 15190 49,4
Нидерланды NLD 17245 42887 40,2
Новая Зеландия NZL 10526 29231 36,0
Норвегия NOR 18942 43659 43,4
Польша POL 7063 18062 39,1
Португалия PRT 10373 24962 41,6
Словакия SVK 6560 23205 28,3
Испания ESP 13366 33173 40,3
Израиль ISR 12568 27690 45,4
Швеция SWE 20014 39321 50,9
Швейцария CHE 21648 45517 47,6
Австрия AUT 15043 39849 37,8
Великобритания UKM 15310 36817 41,6
США USA 29910 46901 63,8
Бразилия BRA 11610 10968 105,9
Австралия AUS 15043 39532 38,1
Дания DNK 17634 39494 44,6
Канада CAN 20903 38883 53,8
Россия RUS 6758 20460 33,0
Аргентина ARG 4411 14426 30,6
Китай CHN 4550 5970 76,2
Составлено по: Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. 299. (http://www. oecd.org/fr/edu/enseignementsuperieuretapprentissagedesadultes/48640419.pdf).
ЛИТЕРАТУРА
Арефьев А. (2007). Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.
Арефьев А. (2010). Состояние и перспективы экспорта российского образования. М.
Данные Организации экономического сотрудничества и развития. (http:// www.oecd.org/edu/highereducationandadultlearning/educationataglance2011oecdindi cators.htm).
Доклад о международной миграции Отдела народонаселения ООН. (http:// www.un.org/esa/population/meetings/tenthcoord2012/WorldMigrationReport2009. Pdf).
Education at a Glance: OECD Indicators. 2011. (http://www.oecd.org/edu/highere ducationandadultlearning/48631079.pdf).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012